Научная статья на тему 'Варианты развития сети внешкольного образования в Украине на основе анализа мировых концепций'

Варианты развития сети внешкольного образования в Украине на основе анализа мировых концепций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
849
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАВЕДЕНИЕ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СЕТЬ ЗАВЕДЕНИЙ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / "КОНЦЕПЦИЯ ПОПЕЧЕНИЯ" / "КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ" / ПОЗАШКіЛЬНА ОСВіТА / ЗАКЛАД ПОЗАШКіЛЬНОї ОСВіТИ / СИСТЕМА ПОЗАШКіЛЬНОї ОСВіТИ / МЕРЕЖА ЗАКЛАДіВ ПОЗАШКіЛЬНОї ОСВіТИ / "КОНЦЕПЦіЯ ПіКЛУВАННЯ" / "КОНЦЕПЦіЯ РОЗВИТКУ" / EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL ESTABLISHMENT'S NETWORK'S / "THE CHARGE CONCEPT" / "THE DEVELOPMENT CONCEPT" / EXTRACURRICULAR EDUCATION / EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL SYSTEM / EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мерилова И.А.

Постановка проблемы. Украинская национальная модель внешкольного образования уникальна и отражает национальную специфику развития общества и педагогической науки. Она не приемлет прямого заимствования механизмов другой системы. Все интегрируемые нововведения должны быть четко проанализированы, осмыслены и переработаны. Зарубежный опыт включает в себя лучшие образцы развития внешкольного образования [5]. В ряде стран Европы, Китае, США, Японии внешкольное образование сформировано согласно концепции «непрерывного образования». На сегодняшний день в Украине модель внешкольного образования представляет собой симбиоз из сети заведений, подотчетных Министерству образования и науки Украины, а также частных и коммунальных клубов. Положительная черта этой системы - ее гибкость. Недостаток - ограниченная территориальная развитость. Внешкольных учебных заведений хронически не хватает: старые дворцы пионеров не функционируют, кружки и секции при школах малочисленны и депрессивны, вплоть до полной ликвидации. Развитие модели внешкольного образования может начаться с ревизии материальной базы объектов сети внешкольного образования.Остаточный сетевой принцип размещения внешкольных заведений в структуре города имеет высокую степень свободы для развития образовательных услуг. В очагах спроса формируются градостроительные узлы из заведений или групп заведений частной формы собственности, направленных на удовлетворение потребностей в вопросах внешкольного образования. Таким образом, общество определяет структуру сети заведений внешкольного образования и требования к местам их расположения в застройке. К сожалению, сложившаяся нормативная база пока недостаточна для создания полноценной сети внешкольных учебных заведений.Цель статьи: проанализировать исторические, современные отечественные и зарубежные модели сетей внешкольного образования и сформировать концептуальные варианты восстановления и развития сети учреждений внешкольного образования в Украине. Выводы. Исходя из экономических, демографических и градостроительных условий, в Украине наметилась тенденция формирования сети внешкольного образования в виде двух возможных моделей согласно «концепции попечения» и «концепции развития». Модель сети внешкольных учебных заведений, сформированная на основе «концепции развития», требует значительных затрат на реновацию и формирование разветвленной сети государственных внешкольных учебных заведений с максимальным охватом молодежи. В свою очередь, «концепция попечения» создает менее затратную модель. На базе существующей сети государственных учреждений внешкольного образования организовывается работа исключительно с проблемными детьми. Удовлетворение спроса на внешкольное образование оставшейся части молодежи возложено на частные учреждения. Трудность заключается в регулировании частного сектора сети. Следует отметить, что модернизация сложившейся сети учреждений внешкольного образования согласно предложенным вариантам развития даст положительный результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIANTS OF EXTRACURICULAR EDUCATIONAL NETWORK’S DEVELOPMENT IN UKRAINE ON THE BASE OF WORLD CONCEPTS’ ANALYSING

Problem statement. Ukrainian national model of extracurricular education, co-opted cultural, historical and mental peculiarities, is unique and reflects social and pedagogical development’s national specifics. Extracurricular education’s Ukrainian national model refutes another educational system mechanisms’ adopting. All integrated innovations should be thoroughly comprehended and analyzed. Extracurricular education’s foreign experience in the most economically developed countries deserves consideration and analysis because it includes the best examples of extracurricular education. Nowadays Extracurricular education’s Ukrainian national model is an extracurricular educational establishment’s network’s symbiosis, being subordinated to Ministry of Education and Science in Ukraine such as children centers, youth palaces and private clubs. The positive feature of this system is its flexibility. The imperfection is limited territorial development. There was marked a shortage of extracurricular educational establishments. Old youth palaces don’t work. School clubs are not numerous, depressive, right up to the liquidation. Extracurricular educational model’s development can be started from improving extracurricular educational network’s resource base. Residual network principle of extracurricular establishments’ placement in urban structure (such as state institutions, extracurricular educational establishments etc.) promotes educational service’s development. According to market requirements urban planning’s hubs are formatted from establishments or private buildings’ groups, aimed to want satisfaction in extracurricular education’s issue. Thus society defines extracurricular educational establishments’ structure and location’s demands. Unfortunately existing normative base is still insufficient forcomplete extracurricular establishments’ network’s creation. Article’s purpose. To analyze historical, modern domestic and foreign extracurricular educational network’s models. To form conceptual variants of extracurricular educational establishments’ network’s reconstruction and development in Ukraine. Conclusions. In the immediate future, in terms of economical, demographical and urban planning conditions in Ukraine there was outlined tendency of extracurricular educational network’s formation in the form of two possible models according to “the charge concept” and “the development concept”. Extracurricular educational establishments’ network’s model, formed on the base of “the development concept”, demands substantial expenditure for state extracurricular educational branchy network’s renovation and formation with maximal youth’s scope. In its turn “the charge concept” creates less cost-intensive model. Work merely with troubled children is organized on the base of existing state extracurricular educational establishments’ network. Satisfaction of demand for extracurricular education of the rest youth’s part is laid on private establishments. The difficulty consists in private sector’s regulation. It should be noted that according to proposed variants of development, existing extracurricular educational network’s modernization will have effect.

Текст научной работы на тему «Варианты развития сети внешкольного образования в Украине на основе анализа мировых концепций»

УДК 727.1

ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ СЕТИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА МИРОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ

МЕРИЛОВА И. А.* , асп.

Кафедра архитектурного проектирования и дизайна, Государственное высшее учебное заведение "Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры", ул. Чернышевского, 24-а, 49600, Днепропетровск, Украина, тел. +38 (0562) 46-98-88, e-mail: irina_merilova@mail.ru, ORCID ID: 0000-0001-5375-1359

Аннотация. Постановка проблемы. Украинская национальная модель внешкольного образования уникальна и отражает национальную специфику развития общества и педагогической науки. Она не приемлет прямого заимствования механизмов другой системы. Все интегрируемые нововведения должны быть четко проанализированы, осмыслены и переработаны. Зарубежный опыт включает в себя лучшие образцы развития внешкольного образования [5]. В ряде стран Европы, Китае, США, Японии внешкольное образование сформировано согласно концепции «непрерывного образования». На сегодняшний день в Украине модель внешкольного образования представляет собой симбиоз из сети заведений, подотчетных Министерству образования и науки Украины, а также частных и коммунальных клубов. Положительная черта этой системы -ее гибкость. Недостаток - ограниченная территориальная развитость. Внешкольных учебных заведений хронически не хватает: старые дворцы пионеров не функционируют, кружки и секции при школах малочисленны и депрессивны, вплоть до полной ликвидации. Развитие модели внешкольного образования может начаться с ревизии материальной базы объектов сети внешкольного образования.

Остаточный сетевой принцип размещения внешкольных заведений в структуре города имеет высокую степень свободы для развития образовательных услуг. В очагах спроса формируются градостроительные узлы из заведений или групп заведений частной формы собственности, направленных на удовлетворение потребностей в вопросах внешкольного образования. Таким образом, общество определяет структуру сети заведений внешкольного образования и требования к местам их расположения в застройке. К сожалению, сложившаяся нормативная база пока недостаточна для создания полноценной сети внешкольных учебных заведений.

Цель статьи: проанализировать исторические, современные отечественные и зарубежные модели сетей внешкольного образования и сформировать концептуальные варианты восстановления и развития сети учреждений внешкольного образования в Украине. Выводы. Исходя из экономических, демографических и градостроительных условий, в Украине наметилась тенденция формирования сети внешкольного образования в виде двух возможных моделей согласно «концепции попечения» и «концепции развития». Модель сети внешкольных учебных заведений, сформированная на основе «концепции развития», требует значительных затрат на реновацию и формирование разветвленной сети государственных внешкольных учебных заведений с максимальным охватом молодежи. В свою очередь, «концепция попечения» создает менее затратную модель. На базе существующей сети государственных учреждений внешкольного образования организовывается работа исключительно с проблемными детьми. Удовлетворение спроса на внешкольное образование оставшейся части молодежи возложено на частные учреждения. Трудность заключается в регулировании частного сектора сети. Следует отметить, что модернизация сложившейся сети учреждений внешкольного образования согласно предложенным вариантам развития даст положительный результат.

Ключевые слова: внешкольное образование, заведение внешкольного образования, система внешкольного образования, сеть заведений внешкольного образования, "концепция попечения ", "концепция развития ".

ВАР1АНТИ РОЗВИТКУ МЕРЕЖ1 ПОЗАШК1ЛЬНО1 ОСВ1ТИ В УКРА1Н1 НА ОСНОВ1 АНАЛ1ЗУ СВ1ТОВИХ КОНЦЕПЦ1Й

МЕРИЛОВА I. О. *, асп.

* Кафедра архитектурного проектування i дизайну, Державний вищий навчальний заклад "Придшпровська державна академiя будiвництва та архггектури ", вул. Чернишевського, 24-а, 49600, Дншропетровськ, Украша, тел. +38 (0562) 46-98-88, e-mail: irina_merilova@mail.ru, ORCID ID: 0000-0001-5375-1359

Анотащя. Постановка проблеми. Украшська нащональна модель позашшльно1' освгга унiкальна i вГдображае нацiональну специфГку розвитку суспiльства та педагогiчноï науки. Вона не сприймае прямого запозичення механiзмiв iншоï системи. Bci штегроваш нововведения повиннi бути чiтко проаналiзованi, осмисленi та переробленi. Зарубiжний досвГд включае в себе кращi зразки розвитку позашкiльноï освiти [5]. У рядi краïн £вропи, Китаï, Япони та США, позашк1льна освiта сформована зпдно з концепцiею "безперервноï освгга". Наразi в Украïнi склалася модель позашшльно1' освiти, яка являе собою симбюз iз мереж1 закладiв, щдзвггаих Мiнiстерству освiти i науки Украши, а також приватних i комунальних клубiв. Позитивна риса цiеï системи - ïï гнучк1сть. Недолiк - обмежена територiальна розвиненiсть. Позашк1льних навчальних закладiв не вистачае: старi палаци пiонерiв не функцiонують, гуртки та секци при школах нечисленi i депресивш, аж до повно1' лГквГдаци.

Розвиток моделi позашшльно1' освiти може початися з удосконалення матерiальноï бази об'екпв мереж1 позашшльно1' освiти. Залишковий мережевий принцип розмiщення позашкiльних заклащв у структурi мiста мае високий ступiнь свободи для розвитку освитх послуг. В осередках попиту формуються мiстобудiвнi вузли iз закладiв або груп закладiв приватно1' форми власностг спрямованi на задоволення потреб у питаннях позашшльно1' освiти. Таким чином, сустльство визначае структуру мереж1 заклащв позашшльно1' освiти та вимоги до мГсць 1'х розташування в забудовг На жаль, iснуюча нормативна база недостатня для створення повноцiнноï мереж! позашшльних навчальних закладiв.

Мета cmammi: проаналiзувати юторичш, сучаснi вичизняш та заруб1жш моделi мереж позашшльно1' освгга та сформувати концептуальнi варiанти вщновлення i розвитку мереж1 закладiв позашшльно1' освгга в Украïнi. Висновки. Виходячи з економiчних, демографiчних та мГстобудГвних умов, в Украïнi намiтилася тенденщя формування мереж1 позашшльно1' освгга у виглядГ двох можливих моделей зпдно з «концепщею тклування» i «концепщею розвитку». Модель мереж! позашшльних навчальних заклащв, сформована на основ! «концепцп розвитку», вимагае значних витрат на реноващю i формування розгалужено1' мереж! державних позашшльних навчальних заклащв Гз максимальним охопленням молод! У свою чергу, «концепщею тклування» створюе менш витратну модель. На баз! юнуючо1' мереж1 державних закладГв позашшльно1' освгга оргашзовуеться робота тшьки з проблемними диъми. Задоволення попиту на позашшльну освиу решти молод! покладено на приватш установи. Складшсть полягае в регулюванш приватного сектора мереж1. Слад зазначити, що модершзащя мереж1 заклащв позашшльно1' освгга зпдно Гз запропонованими варГантами розвитку дасть позитивний результат.

Ключов1 слова: позашюльна освта, заклад позашюльно'1 oceimu, система позашюльно'1 освти, мережа 3avrnadie позашюльно'1 oceimu, «концепцiя пкування», «концепцiя розвитку».

VARIANTS OF EXTRACURICULAR EDUCATIONAL NETWORK'S DEVELOPMENT IN UKRAINE ON THE BASE OF WORLD CONCEPTS' ANALYSING

MERYLOVA I. O* , postgraduate student,

*Department of architectural planning and design, State Higher Education Establishment "Pridneprovs'ka State Academy of Civil Engineering and Architecture", 24-A, Chernishevskogo str., Dnipropetrovsk 49600, Ukraine, contact +38 (0562) 46-98-88, e-mail: irina_merilova@mail.ru, ORCID ID: 0000-0001-5375-1359

Summary. Problem statement. Ukrainian national model of extracurricular education, co-opted cultural, historical and mental peculiarities, is unique and reflects social and pedagogical development's national specifics. Extracurricular education's Ukrainian national model refutes another educational system mechanisms' adopting. All integrated innovations should be thoroughly comprehended and analyzed. Extracurricular education's foreign experience in the most economically developed countries deserves consideration and analysis because it includes the best examples of extracurricular education. Nowadays Extracurricular education's Ukrainian national model is an extracurricular educational establishment's network's symbiosis, being subordinated to Ministry of Education and Science in Ukraine such as children centers, youth palaces and private clubs. The positive feature of this system is its flexibility. The imperfection is limited territorial development. There was marked a shortage of extracurricular educational establishments. Old youth palaces don't work. School clubs are not numerous, depressive, right up to the liquidation. Extracurricular educational model's development can be started from improving extracurricular educational network's resource base. Residual network principle of extracurricular establishments' placement in urban structure (such as state institutions, extracurricular educational establishments etc.) promotes educational service's development. According to market requirements urban planning's hubs are formatted from establishments or private buildings' groups, aimed to want satisfaction in extracurricular education's issue. Thus society defines extracurricular educational establishments' structure and location's demands. Unfortunately existing normative base is still insufficient for

complete extracurricular establishments' network's creation. Article's purpose. To analyze historical, modern domestic and foreign extracurricular educational network's models. To form conceptual variants of extracurricular educational establishments' network's reconstruction and development in Ukraine. Conclusions. In the immediate future, in terms of economical, demographical and urban planning conditions in Ukraine there was outlined tendency of extracurricular educational network's formation in the form of two possible models according to "the charge concept" and "the development concept". Extracurricular educational establishments' network's model, formed on the base of "the development concept", demands substantial expenditure for state extracurricular educational branchy network's renovation and formation with maximal youth's scope. In its turn "the charge concept" creates less cost-intensive model. Work merely with troubled children is organized on the base of existing state extracurricular educational establishments' network. Satisfaction of demand for extracurricular education of the rest youth's part is laid on private establishments. The difficulty consists in private sector's regulation. It should be noted that according to proposed variants of development, existing extracurricular educational network's modernization will have effect.

Keywords: extracurricular education, extracurricular educational establishments, extracurricular educational system, extracurricular educational establishment's network's, "the charge concept", "the development concept".

Постановка проблемы. Украинская национальная модель внешкольного образования, впитавшая культурные, исторические, ментальные особенности, уникальна. Она отражает национальную специфику развития общества и педагогической науки, не приемлет прямого заимствования механизмов и рычагов другой системы. Все интегрируемые нововведения должны быть четко проанализированы, осмыслены и переработаны под национальную концепцию, чтобы не быть ею отвергнутыми.

Зарубежный опыт предоставления услуг в сфере внешкольного (дополнительного) образования в наиболее экономически развитых странах заслуживает внимания и анализа в силу того, что включает в себя лучшие образцы развития внешкольного образования [5]. В ряде стран Европы, Китае, США, Японии внешкольное образование сформировано согласно концепции "непрерывного образования", что является одним из побудительных факторов проведения реформ для улучшения качества жизни граждан [7].

На сегодняшний день в Украине сложившаяся модель внешкольного образования представляет собой симбиоз из сети заведений, подотчетных Министерству образования и науки Украины: клубы, станции, дворцы молодежи, а также частных и коммунальных клубов. Положительная черта этой системы - ее гибкость. Недостаток - ограниченная территориальная развитость. Внешкольных учебных заведений хронически не хватает: старые дворцы

пионеров не функционируют, кружки и секции при школах малочисленны и депрессивны вплоть до полной ликвидации. В результате дети в своем самом внушаемом возрасте остаются в «руках улицы».

Развитие модели внешкольного образования может начаться с ревизии материальной базы объектов сети внешкольного образования. Остаточный сетевой принцип размещения внешкольных заведений в структуре города (государственные учреждения, внешкольные учебные заведения и т. д.) имеет высокую степень свободы для развития образовательных услуг. В очагах спроса формируются градостроительные узлы из заведений или групп заведений частной формы собственности, направленных на удовлетворение потребностей в вопросах внешкольного образования. Таким образом, общество определяет структуру сети заведений внешкольного образования и требования к местам их расположения в застройке. К сожалению, сложившаяся нормативная база пока недостаточна для создания полноценной сети внешкольных учебных заведений.

Анализ публикаций. Законодательно внешкольное образование как составляющая часть системы непрерывного образования страны определено Конституцией Украины, законами "Об образовании", "О внешкольном образовании" [1; 2].

В Украине действуют 1 496 внешкольных учебных заведений системы Министерства образования и науки Украины государственной и коммунальной форм собственности.

Исследованием путей развития объектов системы внешкольного образования занимались специализированные научно-исследовательские институты в СССР и МОН Украины в настоящее время. Однако, в силу экономических трудностей в стране, не все аспекты системы внешкольного образования удается исследовать в полном объеме. Ряд публикаций не затрагивает проблему переходов одной концепции внешкольного образования в другие концептуальные системы.

Концепции внешкольного образования можно свести к двум видам:

- "концепция попечения" предполагает государственную материальную поддержку части сети заведений внешкольного образования, направленной на работу с проблемной молодежью. Оставшийся спрос на внешкольное образование удовлетворяется частным сегментом сети [6];

- "концепции развития" : сеть заведений внешкольного образования носит преимущественно государственный характер.

Цель статьи: проанализировать исторические, современные отечественные и зарубежные модели сетей внешкольного образования и сформировать концептуальные варианты восстановления и развития сети учреждений внешкольного образования в Украине.

Изложение материала. Исторический опыт Украины в формировании модели внешкольного образования в контексте темы может рассматриваться в рамках следующих периодов.

Дореволюционный период характерен проявлением черт "концепции попечения" в системе внешкольного образования. Зачатки сети внешкольного образования в Российской Империи стали появляться в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей и т. д. Это были единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными педагогами, которые ставили перед собой различные цели.

Система внешкольного образования в период до 1917 года формировалась за счет деятельности прогрессивных общественных организаций, таких как "Сетлемент" в Москве, "Просвита" в Екатеринославе (Днепропетровске) и пр.

В период с 1905 до 1917 год в Екатеринославской губернии открылись и действовали школы-филиалы "Просвиты" в Верхнеднепровском, Екатеринославском, Новомосковском, Александровском и др. уездах (рис. 1). Начиная с 1911 года было открыто еще 10 филиалов в селах Екатеринославщины [3; 10].

Рис. 1. Схема "Развитие сети внешкольных учебных заведений в Екатеринославской губернии": а — сеть школ и филиалов общества "Просвита" в Екатеринославской губернии (1910 г.); б - клуб общества "Просвита" в с. Мануйловка вблизи Екатеринослава (1909 г.), инж. И. М. Труба, главный фасад; в - проект сооружения общества "Просвита" вблизи Екатеринослава, началоXXвека, инж. И. М. Труба, главный фасад

При высоком уровне малограмотности населения и низкой территориальной концентрации школ внешкольное образование не было вынесено за рамки школьного и тем более не было сформировано в сеть - это были, скорее, очаговые кружки по интересам для местного населения.

В советский период произошел переход в системе внешкольного образования к "концепции развития". Процесс внешкольного образования был систематизирован, а внешкольные образовательные учреждения составили единую сеть. Первое внешкольное учреждение - Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники) - было создано в 1918 году. В 1930-е годы Советская власть начала массово создавать внешкольные учреждения нового типа -дворцы пионеров и октябрят, дворцы культуры и молодежи. Самым исторически значимым сооружением такого типа в Днепропетровске является Дворец культуры им. Ильича, построенный в 1932 году по проекту А. Л. Красносельского и перестроенный им же в 1935 году (рис. 2 б).

К 1940 году в СССР насчитывалось 1 846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения и культуры, спортивных обществ и других организаций. В 1990 году было закончено строительство городского Дворца пионеров по проекту арх. Е. В. Амосова (рис. 2 г).

Современный этап. Система

внешкольного образования Украины имеет советские корни. Концептуально современная образовательная модель мало изменилась за период независимости Украины, но при этом потеряла необходимую степень экономической поддержки со стороны государства, что обусловлено, в первую очередь, экономическими и социальными факторами. Модель внешкольного образования Украины находится между "концепцией развития" и "концепцией попечения", не достигнув положительных черт ни одной из

этих концепций. В условиях свободного экономического рынка формирование частного сектора сети заведений внешкольного образования весьма стихийно и мало контролируется техническими нормами.

Сокращение численности населения в силу преобладания смертности над рождаемостью дает разные коэффициенты распределения внешкольных учебных заведений. Величина города и его статус в региональной системе населенных мест (малые, крупные, крупнейшие) диктуют конкретные принципы и нормы формирования сети внешкольных учебных заведений. Основываясь на данных Министерства образования и науки Украины, можно оценить неравномерность распределения госучреждений сети внешкольных учебных заведений на примере Днепропетровской области и г. Днепропетровска (рис. 2 а, в) [8].

Зарубежный опыт организации объектов системы внешкольного образования также сводится к образцам моделей согласно "концепции попечения" и "концепции развития". За рубежом внешкольное образование обозначается термином "неформальное образование" и является частью концепции "непрерывного образования" ("long life education").

В странах Западной Европы доминирует "концепция попечения". Развитая попечительская система приводит к тому, что большая часть финансовой помощи со стороны национального и местного правительства, ориентированная на нужды молодежи, направляется детям и молодым людям с серьезными проблемами (что составляет 5-10 % от общего количества детей и молодых людей). Именно поэтому сфера внешкольного образования в большинстве стран Западной Европы имеет частный характер: ее обеспечивают частные фирмы и компании.

В странах Восточной и Центральной Европы доминирующей является "концепция развития".

Рис. 2. Схема "Сеть внешкольных учебных заведений г. Днепропетровска": а — схема концентрации сети учреждений внешкольного образования Днепропетровской обл.; б — Дворец культуры им. Ильича в г. Днепропетровске (1932 г.), арх. А. Л. Красносельский (вверху — главный фасад, внизу - план); в — схема сети внешкольных учебных заведений г. Днепропетровска; г — городской Дворец пионеров (ныне городской Дворец

детей и юношества) (1990 г.), арх. Е. В. Амосов

Предпочтение вкладывать средства в интересы большей группы детей и молодежи, не имеющих проблем, очевидно: попутно решаются задачи профилактики, реализуется социально педагогическая функция внешкольного образования. Системы внешкольного образования здесь демонстрируют активность и вовлеченность правительств, что обуславливает

преимущественно государственный статус сети заведений внешкольного образования.

Ярким примером "концепции попечения" выступает система

внешкольного образования в Нидерландах. Государство не играет активной роли в отношении сферы внешкольного образования. Большинство учреждений сети - частные. Органы местного управления субсидируют частные инициативы.

Пример учреждений сети внешкольного образования в Нидерландах — расширенная школа (общественная школа). Специфику

таких учреждений определяет интеграция в одном здании школы с другими организациями (в основном детскими): дневными центрами, библиотеками, послешкольными клубами, пр. (рис. 3) [12]. Наиболее эффективным считается частный

опыт предоставления внешкольного

образования.

Рис. 3. Зонирование культурного комплекса "De

Nieuwe Kolk", Architects "De Zwarte Bond", Weiersstraat, Netherlands: а - культурный отдых; б -театр; в - кино; г - библиотека; д - медиатека; е - ресторан; ж - офисы; з - апартаменты; и - парковка

Организация досуга осуществляется на местном уровне силами волонтеров из числа жителей, поэтому опыт предоставления внешкольного образования весьма разнообразен: он варьируется в каждом городе и деревне.

Чешская Республика располагает разветвленной и доступной сетью учреждений внешкольного образования: свыше 6 700 учреждений (из которых около 2 000 - неправительственные, некоммерческие организации). Организаторами внешкольного образования в стране являются школы, центры свободного времени, образовательные агентства, клубы по интересам, учреждения культуры и другие (рис. 4) [5; 13].

В Чешской Республике сеть внешкольного образования развивается в соответствии с "концепцией развития". Обучение на протяжении всей жизни рассматривается правительством Чехии как один из факторов конкурентоспособности страны, поэтому финансовое обеспечение деятельности сети внешкольных

учреждений в большей степени зависит от госбюджета. Однако помимо этого оно состоит из взносов участников, спонсорской помощи и собственной хозяйственной

деятельности. Многие учреждения предоставляют гранты, финансируемые властями и правительством. Часть исполнителей внешкольного образования работает на добровольной основе.

Рис. 4. «Элементарная школа», 2012 г., Architects:

Grido, Velka Chuchle, Чешская Республика: а -перспективное изображение; б - разрез; в - план первого этажа; г - план второго этажа

Уникальная модель сети заведений внешкольного образования согласно "концепции развития" сформирована в Японии. Из-за ряда причин

(демографических, территориальных и экономических) система внешкольного образования в Японии интегрирована в школьную сеть. Сформирована бесплатная практика обязательного участия школьников в дополнительных занятиях, не входящих в

школьную программу (но по выбору) по физической культуре, художественному творчеству и национальным видам искусства. Каждый японский первоклассник обязан ежедневно (кроме воскресенья) работать после уроков в одном из ученических объединений по интересам и оставаться в них на протяжении всего времени обучения в школе. Финансирование этих кружков поставлено в прямую зависимость от числа занимающихся в них детей, возникает конкуренция за учеников [6].

В стране был взят ориентир на гармонизацию школьного и внешкольного образования, сформирована разветвленная сеть учреждений: детские культурно-просветительные центры, спортивные клубы (рис. 5) [11]. Кроме того, в каждом жилом квартале организуется дополнительная работа с учащимися: хоровые занятия, игра на музыкальных инструментах, бальные танцы, домашнее хозяйство и т. д. [9].

Особенный интерес для Украины как страны постсоциалистического лагеря должен представлять опыт стран СНГ и Китая. Сеть внешкольного образования здесь строилась по схожей модели вплоть до 1990-х годов, и сейчас каждая из сложившихся образовательных систем претерпела уникальные изменения на основе "концепции развития".

Китай. Школьное образование в Китае полностью платное. Но сеть учреждений внешкольного образования целиком бесплатна и общедоступна. Она развивается в рамках плановой экономической модели. За последние пять лет общедоступная сеть детских внешкольных учебных заведений и многопрофильных научно-технических центров удвоилась, достигнув (5 000) учреждений (рис. 6) [6; 14].

Россия. В инфраструктуру сети внешкольного образования в настоящее время входят более 16 000 учреждений, в которых обучается более 10 млн детей в возрасте от 6 до 18 лет в учреждениях системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики,

общественных организаций. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8 500 учреждений и около 8 млн детей).

Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является её бесплатность и общедоступность. Были введены сертификаты, позволяющие ребёнку бесплатно посещать один «кружок», остальные — необходимо оплачивать. Сертификаты направлены на подсчёт учащихся данного направления, что определяет зарплату преподавателя [4].

В Казахстане, исходя из поликультурности страны, акцент в работе дополнительного образования делают на формировании у детей и молодежи компетенций в сфере межкультурных коммуникаций. Учреждения сети внешкольного образования в Казахстане выступают и как методические центры по отдельным направлениям педагогической деятельности, и как экспериментальные площадки по разработке и апробации новых образовательных технологий [5].

На основе анализа зарубежных моделей сети внешкольного образования и примеров развития национальной образовательной системы можно сформировать варианты восстановления и дальнейшего развития сети учреждений внешкольного образования Украины.

Вариант I. Сеть учреждений внешкольного образования Украины на основе "концепции развития". Данная концепция предполагает широкий охват населения за счет государственного сектора в системе внешкольного образования; влечет за собой необходимость создания сети внешкольных учебных заведений за счет постройки новых и реновации существующих объектов. Развитие сети внешкольного образования должно опираться на неравномерность расселения жителей по городам Украины. Это приведет к формированию внешкольных учреждений в жилой структуре поселения согласно степени их восстребованности.

Рис. 5. Схема "Примеры учреждений внешкольного образования в Японии ": а - культурный центр "Akiha Ward", 2013 г., Architects: Chiaki Arai Urban and Architecture Design, перспективное изображение; б - культурный центр "Akiha Ward", генеральный план; в - высшая школа Shukutoku

В условиях дефицита государственных средств можно воспользоваться опытом Японии, где помещения заведений внешкольного образования интегрированы в школьную образовательную систему. Таким образом, сеть внешкольных учебных заведений в местах их недостатка восстанавливается.

В качестве дальнейшей степени развития подобной структуры полезен опыт России, где важную роль в системе внешкольного образования играют детские придомовые клубы для детей младшего и среднего школьного возраста, сблокированные с малой жилой группой или интегрированные в нее. Согласно современным реалиям, охват населения подобным заведением может быть рассчитан на один крупный жилой дом.

Рис. 6. Культурный центр, 2012 г., Architects: Li Hu, Huang Wenjing, Qinhuangdao, Китай: а - фрагмент перспективного изображения; б - генеральный план

Таким образом, в данной модели для младшей возрастной группы школьников формируются внешкольные учреждения с малым радиусом доступности. Они ориентируются на немногочисленные группы учащихся. В условиях снижающихся демографических показателей для этих целей переоборудуется часть помещений в детских садах с радиусом доступности в 200 — 300 метров. При формировании внешкольных учреждений для детей старшей возрастной группы требования доступности позволяют организовать внешкольное обучение в зданиях школ, с присущим им радиусом доступности в 500 метров.

Формирование подобной модели сети внешкольного образования повлечет за собой материальные, концептуальные и нормативные трудности. С целью блокировки "оттока" населения посещение внешкольных учебных заведений следует сделать обязательным (на примере Японии).

Возникнет необходимость в формировании нормативной базы для переоборудования помещений, в организации нового учебного процесса, в подготовке и перепрофилировании преподавательских кадров, в привыкании к тому, что теперь нововведение является нормой. Потенциально модель способна привести к улучшению нравственного климата среди молодежи и сократить пагубное влияние улицы.

Вариант П. Сеть учреждений внешкольного образования Украины на основе «концепции попечения». Концепция попечительства предполагает ориентацию системы внешкольного образования на работу с проблемными детьми (в странах Западной Европы это 5 - 10 % от общего числа молодежи). Внешкольное образование

детей, которые не попадают в эту категорию, предоставлено их родителям. В таком случае частный сектор услуг внешкольного образования будет расширен в ответ на спрос. Для Украины эта концепция позволит сохранить часть бюджетных средств и направить их на формирование процесса работы общественных центров для проблемных детей. В центры могут быть перепрофилированы государственные внешкольные учреждения. Также необходимо будет сформировать нормативную базу для контроля и регулирования работы частной сферы внешкольного образования, определить ряд требований к заведениям.

Наряду с положительными сторонами модели, ее отрицательной стороной является сложность контроля над сетью учебных заведений частного типа.

На примере Бабушкинского района г. Днепропетровска были сформированы варианты развития сети учреждений внешкольного образования согласно описанным вариантам развития (рис. 7).

Рис. 7. Схема вариантов развития сети учреждений внешкольного образования на примере

Бабушкинского р-на г. Днепропетровск

Выводы. Из-за экономических, демографических и градостроительных условий в Украине наметилась тенденция формирования сети внешкольного образования в виде двух возможных моделей согласно "концепции попечения" и "концепции развития".

Модель сети внешкольных учебных заведений, сформированная на основе «концепции развития», требует

значительных затрат на реновацию и формирование разветвленной сети государственных внешкольных учебных заведений с максимальным охватом молодежи.

В свою очередь, "концепция попечения" создает менее затратную модель. На базе существующей сети государственных учреждений внешкольного образования организовывается работа исключительно с проблемными детьми. Удовлетворение спроса на внешкольное образование оставшейся части молодежи возложено на частные учреждения. Трудность заключается в регулировании частного сектора сети.

Следует отметить, что модернизация сложившейся сети учреждений внешкольного образования согласно предложенным вариантам развития даст положительный результат. Исследования по данной теме будут проводиться далее.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Про освпу : Закон Украши [прийнятий 23 травня 1991 р. № 1060-XII зi змшами] I Верховна Рада Украни II Законодавство Украши у сферi освгга та нрофесiйного навчання : зб. законодав. актiв : станом на 1 лют. 2013 р. I Верховна Рада Украши, Комггет з питань науки i освгга. - Офщ. видання. - Кшв, 2013. - С. 4 - 43.

2. Про позашшльну освиу : Закон Украши [прийнятий 23 червня 2000 р. № 1841-III зi змшами] I Верховна Рада Украши II Законодавство Украши у сферi освгш та професшного навчання : зб. законодав. акпв : станом на 1 лют. 2013 р. I Верховна Рада Украши. Комггет з питань науки i освгга. - Офщ. видання. - Кшв, 2013. - С. 163-190.

3. Абросимова С. 1сторп сусшльного життя Катеринослава на початку XX ст. I С. Абросимова, О. Журба II Дослщження з юторп Придшпров'я. Сощальш вщносини та суснiльна думка : зб. наук. праць I Дншропетр. держ. ун-т. - Дншропетровськ, 1991. - С. 63-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Дополнительное образование детей II Википедия. Свободная энциклопедия. — Режим доступа: https:IIru.wikipedia.org/wikiIдополнительное_образование_детей.

5. Молоков Д. С. Зарубежный опыт предоставления услуг в сфере дополнительного образования детей I Д. С. Молоков II Ярославский педагогический вестник. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2013. -№ 1. - С. 225-231.

6. После уроков: от Японии до Франции II Интернет-издание "Просвещение". - Режим доступа: http^Iprosvpress.livejournal.com^^.html.

7. Ройтблат О. В. Развитие неформального образования в современном социокультурном пространстве России I О. В. Ройтблат II Человек и образование : акад. вестн. Ин-та пед. образования и образования взрослых РАО. - 2013. - № 1. - С. 25-28.

8. Репони Украни : стат. з6Грник. - 2013. - Режим доступу: http:IIukrstat.org/ukIdruk/publicatIkat_uIpubl2_u.htm.

9. Хан Н. Н. Тенденции социального воспитания в системе дополнительного (неформального) образования I Н. Н. Хан, Ш. Ж. Колумбаева, У. Б. Жексенбаева. - Режим доступа: http:IIwww.rusnauka.com/11_NPE_2013IPedagogica/4_134455.doc.htm.

10. Чепелик В. В. Украшський архгтектурний модерн I В. В. Чепелик. - Кшв : КНУБА, 2000. - 378 с.

11. Akiha Ward Cultural Center I Chiaki Arai Urban and Architecture Design ; architects : Chiaki Arai ,Ryoichi Yoshizaki, Tomonori Niimi, Akira Sogo. — Режим доступа: http:IIwww.archdaily.comI518954Iakiha-ward-cultural-center-chiaki-arai-urban-and-architecture-design.

12. Culture Complex De Nieuwe Kolk I De Zwarte Hond ; architects : Jurjen van der Meer, Tjeerd Jellema. - Режим доступа: http:IIwww.archdaily.comI514880Iculture-complex-de-nieuwe-kolk-de-zwarte-hond.

13. Elementary School in Velká Chuchle I Grido ; architects : Peter Sticzay-Gromski, Juraj Kovác, Valérius Lalkovic. - Режим доступа: http:IIwww.archdaily.com/315322Ielementary-school-in-velka-chuchle-grido.

14. Open Architecture: Geuha Youth and Cultural Center I design: Li Hu, Huang Wenjing. - Режим доступа: http:IIwww.archdaily.com/276957Igehua-youth-and-cultural-center-open-architecture.

REFERENCES

1. Pro osvitu: Zakon Ukrainy vid 23 travnia 1991 № 1060-XII zi zminamy. Verkhovna Rada Ukrainy. Zakonodavstvo Ukrainy u sferi osvity ta profesiynogo navchanya: zb. zakonodav. aktiv: stanom na 1 liut. 2013. Verkhovna Rada

Ukrainy, Komitet z pytan nauky i osvity [About education: The law of Ukraine dated 23.05.1991. Ukraine's legislation on education and training: collection of legislative act. Verkhovna Rada of Ukraine, Committee on Science and Education]. Kiev, 2013, pp. 4-43. (in Ukrainian).

2. Pro pozashkil'nu osvitu: Zakon Ukrainy vid 23 chervnia 2000 № 1841-III zi zminamy. Verkhovna Rada Ukrainy. Zakonodavstvo Ukrainy u sferi osvity ta profesiynogo navchanya: zb. zakonodav. aktiv: stanom na 1 liut.2013. Verkhovna Rada Ukrainy, Komitet z pytan nauky i osvity — [About extracurricular education.dated 23.06.2000. Ukraine's legislation on education and training: collection of legislative act. Verkhovna Rada of Ukraine, Committee on Science and Education]. Kiev, 2013, pp. 163-190. (in Ukrainian).

3. Abrosimova S. Zhurba O. Istorii suspilnogo zhyttia Katerynoslava na pochatku XX st. Doslidzhennia iz istorii Prydniprovia. [The history of social life of Yekaterinoslav on the ear of the XX century. Research from the history of the Dnieper]. Dnipropetrovsk, 1991, pp. 63-67. (in Ukrainian).

4. Dopolnitel'noe obrazovanie detey [Additional education of children]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ . (in Russian).

5. Molokov D. S. Zarubezhny opyt predostavleniya uslug v sfere dopolnitel'nogo obrszovaniya detey [Foreign experience in providing services in the field of supplementary education for children]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vesnik, seriya "fiziko- pedagogicheskie nauki'- Yaroslavl Pedagogical Bulletin, a series of "Psycho-pedagogical sciences." 2013, no. 1, vol. 2, pp. 225-231. (in Russian).

6. Posle urokov ot Yaponii do Frantsii [After lessons from Japan to France]. Available at: http://prosvpress.livejournal.com/74132.html. (in Russian).

7. Roytblat O. V. Razvitie neformal'nogo obrazovaniya v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve Rossii [Development of non-formal education in the contemporary socio-cultural space of Russia]. Chelovek i obrazovanie. Akadem.vesnik Instituta ped.obrazovaniya i obrazovaniya vzroslykh - A man and education. Academic Bulletin of Institute of pedagogical education and adult education. RAO. 2013, no. 1 (34) — pp. 25-28. (in Russian).

8. Statisticheskiy sbornik "Regiony Ukrainy" [Statistical digest «Regions of Ukraine»]. Available at: http://www.mon.gov.ua/ru. (in Ukrainian).

9. Khan N. N., Kolumbaeva S. J., Zheksenbaeva W. B. Tendentsii sotsial'nogo vospitaiya v sisteme dopolnitel'nogo (neformal'nogo) obrazovaniya [Trends of social education in the system of additional (non-formal) education]. Materials IX «Naukowa przestrzen Europy-2013». Poland, 2013, pp. 52-61-46 .

10. Chepelyk V. V. Ukrainskyi arkhitekturnyi modern [Ukrainian architectural modernism]. Kuiv , KNUCA, 2000. 378p.

11. Akiha Ward Cultural Center / Chiaki Arai Urban and Architecture Design. Available at: http://www.archdaily.com/518954/akiha-ward-cultural-center-chiaki-arai-urban-and-architecture-design.

12. Culture Complex De Nieuwe Kolk / De Zwarte Hond. Available at http://www.archdaily.com/514880/culture-complex-de-nieuwe-kolk-de-zwarte-hond.

13. Elementary School in Velka Chuchle / Grido; Peter Sticzay-Gromski, Juraj Kovac, Valerius Lalkovic .Avaliable at: http://www.archdaily.com/315322/elementary-school-in-velka-chuchle-grido.

14. Open Architecture: Geuha Youth and Cultural Center. Available at: http://www.archdaily.com/276957/gehua-youth-and-cultural-center-open-architecture.

Ст ат ья ррекомендована к публшацни:05.02.2015г. Рецензент: к. т. н, проф. А В. Челноков. Поступила в редколлегию 03.02.2015 г. Принята к печати 06.02.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.