Научная статья на тему 'ВАРИАНТЫ ОПТИМИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЛАВУЧЕЙ АТОМНОЙ ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ "АКАДЕМИК ЛОМОНОСОВ". ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В РАЙОНЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ ПЛАВУЧЕЙ АТОМНОЙ ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, ДРУГИХ ТЕХНОГЕННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ I И II КАТЕГОРИИ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ'

ВАРИАНТЫ ОПТИМИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЛАВУЧЕЙ АТОМНОЙ ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ "АКАДЕМИК ЛОМОНОСОВ". ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В РАЙОНЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ ПЛАВУЧЕЙ АТОМНОЙ ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, ДРУГИХ ТЕХНОГЕННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ I И II КАТЕГОРИИ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
103
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПЛАВУЧАЯ АТОМНАЯ ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ЭНЕРГЕТИКА / ARCTIC REGION / NATIONAL SECURITY / ENVIRONMENT / FLOATING NUCLEAR THERMAL POWER PLANT / EMERGENCY SITUATIONS / ENVIRONMENTAL MONITORING / ENERGY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Зверьков Виктор Александрович, Каганов Валерий Михайлович, Фалеев Михаил Иванович, Цыбиков Николай Александрович, Шкатулов Петр Филиппович

Во второй публикации из цикла материалов, содержащих результаты анализа воздействующих на экологическую ситуацию северных регионов факторов, сформулированы предложения по организации радиоэкологического мониторинга в районе расположения ПАТЭС, других ТОО I и II категории ядерной и радиационной опасности. Рассмотрены основные факторы воздействия на окружающую среду в составе выбросов ПАТЭС, радиоактивных отходов плавучего энергоблока (ПЭБ), нерадиоактивных отходов береговой площадки (БП), варианты забора забортной воды. Охарактеризованы производственный экологический контроль и радиационный контроль компонентов природной среды (КПС) на ПАТЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Зверьков Виктор Александрович, Каганов Валерий Михайлович, Фалеев Михаил Иванович, Цыбиков Николай Александрович, Шкатулов Петр Филиппович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OPTIONS FOR INTEGRATED RADIOECOLOGICAL MONITORING IN THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA DURING OPERATION OF THE “AKADEMIK LOMONOSOV” FLOATING NUCLEAR POWER PLANT. PROPOSALS FOR SETTING UP RADIOECOLOGICAL MONITORING IN THE AREA OF THE FLOATING NUCLEAR THERMAL POWER PLANT AND OTHER TECHNOGENICALLY DANGEROUS NUCLEAR AND RADIATION OBJECTS OF THE CATEGORY I AND II

In the second publication from the series of materials containing the analysis results of the factors affecting the environmental situation in the Northern regions, proposals are formulated for organizing radioecological monitoring in the location area of the floating nuclear thermal power plant (FNTP) and other technogenically dangerous objects (TDO) of nuclear and radiation hazard category I and II. The main factors of environmental impact in the composition of FNTP emissions, radioactive waste of the floating power unit, non-radioactive waste of the coastal site and options for seawater intake are considered. Industrial environmental control and radiation control of natural environment components at FNTP are characterized.

Текст научной работы на тему «ВАРИАНТЫ ОПТИМИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЛАВУЧЕЙ АТОМНОЙ ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ "АКАДЕМИК ЛОМОНОСОВ". ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В РАЙОНЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ ПЛАВУЧЕЙ АТОМНОЙ ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, ДРУГИХ ТЕХНОГЕННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ I И II КАТЕГОРИИ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ»

УДК 614.8:338.2

Варианты оптимизации комплексного радиоэкологического мониторинга в Арктической зоне России при эксплуатации плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов»*

Предложения по организации радиоэкологического мониторинга в районе расположения плавучей атомной теплоэлектростанции, других техногенно опасных объектов I и II категории ядерной и радиационной опасности

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

В.А. Зверьков, В.М. Каганов, М.И. Фалеев, Н.А. Цыбиков, П.Ф. Шкатулов Аннотация

Во второй публикации из цикла материалов, содержащих результаты анализа воздействующих на экологическую ситуацию северных регионов факторов, сформулированы предложения по организации радиоэкологического мониторинга в районе расположения ПАТЭС, других ТОО I и II категории ядерной и радиационной опасности. Рассмотрены основные факторы воздействия на окружающую среду в составе выбросов ПАТЭС, радиоактивных отходов плавучего энергоблока (ПЭБ), нерадиоактивных отходов береговой площадки (БП), варианты забора забортной воды. Охарактеризованы производственный экологический контроль и радиационный контроль компонентов природной среды (КПС) на ПАТЭС.

Ключевые слова: Арктический регион; национальная безопасность; окружающая среда; плавучая атомная теплоэлектростанция; чрезвычайные ситуации; экологический мониторинг; энергетика.

Optimization Options for Integrated Radioecological Monitoring in the Arctic Zone of Russia During Operation of the "Akademik Lomonosov" floating Nuclear Power Plant

Proposals for Setting up Radioecological Monitoring in the Area of the Floating Nuclear Thermal Power Plant and Other Technogenically Dangerous Nuclear and Radiation Objects of the Category I and II

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

* Продолжение цикла статей. Начало см.: «Технологии гражданской безопасности» № 3, 2020.

V. Zverkov, V. Kaganov, М. Faleev, N. Tsybikov, P. Shkatulov

Abstract

In the second publication from the series of materials containing the analysis results of the factors affecting the environmental situation in the Northern regions, proposals are formulated for organizing radioecological monitoring in the location area of the floating nuclear thermal power plant (FNTP) and other technogenically dangerous objects (TDO) of nuclear and radiation hazard category I and II. The main factors of environmental impact in the composition of FNTP emissions, radioactive waste of the floating power unit, non-radioactive waste of the coastal site and options for seawater intake are considered. Industrial environmental control and radiation control of natural environment components at FNTP are characterized.

Key words: Arctic region; national security; environment; floating nuclear thermal power plant; emergency situations; environmental monitoring; energy.

01.09.2020

Защиту населения в районе размещения ПАТЭС осуществляют в соответствии с требованиями свода правил СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне «Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90», СП 2.6.1.45-03 «Обеспечение радиационной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации атомных теплоэлектростанций малой мощности на базе плавучего энергетического блока (СП-АТЭС-2003)».

ПАТЭС размещена с учетом минимизации ее потенциального влияния на окружающую среду и радиационную безопасность населения. Следуя требованиям законодательства Российской Федерации о радиационной безопасности, ПАТЭС не должна ухудшить экологическую обстановку и радиационную безопасность окружающей среды и населения. Проектом предусмотрены автоматизированные системы контроля состояния окружающей среды (по радиационным, химическим, метеорологическим показателям): на ПЭБ — система радиационного контроля (далее — СРК); на территории дислокации и в зоне наблюдения — автоматизированная система контроля радиационной обстановки (далее — АСКРО), передающая данные в Кризисный центр эксплуатирующей организации; в ЕГАСМЗО — локальная система оповещения персонала и населения о возникающих опасностях. По проектной документации радиационное воздействие ПАТЭС на население при нормальной эксплуатации не выйдет за пределы ее санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) (рис. 1), внешняя граница которой установлена на БП по периметру охранного предупредительного ограждения с восточной, южной и западной сторон; на мол-причале с северной и западной стороны по внешнему контуру мол-причала, с восточной — от внешнего его контура до охранного предупредительного ограждения БП, включая место стоянки ПЭБ.

Условия размещения ПАТЭС на побережье Чаун-ской губы, в районе городского округа Певек, соответствуют II категории потенциальной радиационной опасности, т. е. радиационное воздействие на персонал

при радиационной аварии ограничено территорией СЗЗ. Производственная площадка ПАТЭС расположена на территории северо-западной оконечности

полуострова Певек, восточного берега Чаунской губы Восточно-Сибирского моря, не отнесенной к группам категорированных по ГО территорий; для них режимы радиационной защиты личного состава сил РСЧС в районах ЧС вводят решением директора ПАТЭС. По [1] границей зоны возможных сильных разрушений на ПАТЭС приняты границы БП и СЗЗ; границей зоны возможного радиоактивного загрязнения — прилегающая территория в радиусе 20,0 км.

Обеспечение безопасности населения, повышение защищенности ТОО от ЧС природного и техногенного характера, последствий террористических актов организуют по разработанным в эксплуатирующей организации ПАТЭС нормативно-техническим документам с применением собственных сил и средств объектовой системы предупреждения и ликвидации ЧС и привлечением (при необходимости) сил и средств функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС Госкорпорации «Росатом» (ОСЧС), местной и территориальной подсистем в составе РСЧС. Уровень безопасности ПАТЭС определяют путем: сбора, оценки, систематизации и анализа необходимой информации; оперативного прогнозирования последствий разрушений (повреждений) объектов инфраструктуры; учета воздействия формируемых НЭФ и ЭОФ, других показателей, опираясь на возможности Аварийного центра ПАТЭС и Кризисного центра эксплуатирующей организации. Эти Центры сопряжены с дежурными диспетчерскими службами (далее — ДДС) установленных уровней, системами оповещения органов: а) государственной власти субъектов РФ; б) местного самоуправления; в) управления организациями, эксплуатирующими ТОО для оперативного реагирования сил ОСЧС, сил местных и территориальных подсистем РСЧС на соответствующие угрозы [1]. Практика организации работ по трем приоритетным направлениям (радиационный, химический и гидротермодинамический мониторинг КПС) ведомствами-участниками РСЧС отработана. Контроль состояния и загрязнения КПС в районе расположения ТОО необходимо вести по типовым

Условные обозначения: ф # — датчики ПЭБ, О — датчики ПАТЭС, # — датчика контроля радиоактивного загрязнения

атмосферного воздуха.

Рис. 1. Вариант ориентировочного расположения датчиков при организации радиоэкологического мониторинга

объектов инфраструктуры и СЗЗ ПАТЭС

программам, подлежащим каждые 2-3 года корректировке установленным порядком по результатам наблюдений за реальной обстановкой в районе дислокации ПАТЭС.

1. Основное воздействие на окружающую среду в результате производственной и хозяйственной деятельности ПАТЭС определено выбросами в атмосферу и сбросами в поверхностные воды.

1.1. Выбросы ПАТЭС. Во всех режимах работы ТОО общее требование к средствам замеров на местности последствий радиоактивных выбросов — обеспечение уверенной регистрации естественного радиоактивного фона, природные флуктуации уровней которого позволяют выделить эффекты воздействия локальных источников загрязнения.

При нормальной эксплуатации ПЭБ радиационное воздействие на окружающую среду формируют: 1) мощность амбиентного эквивалента дозы (МАЭД) гамма-излучения от корпуса ПЭБ; 2) выбросы технологических вентиляционных контуров ПЭБ в венттрубу. Попадание радиоактивных веществ в морскую воду исключено.

С целью раннего обнаружения предпосылок возникновения аварии предусмотрен контроль возможного повышения радиационного воздействия ПЭБ на окружающую среду по показаниям: 1) активности удаляемого через венттрубу (в начальный момент аварии, т.е. до момента срабатывания систем отсечения выброса) воздуха; 2) МАЭД от корпуса ПЭБ; 3) повышения активности морской воды в районе размещения ПЭБ. На ПАТЭС — по показаниям: а) суммарной объемной активности (СОА) сетевой воды, направляемой в систему отопления и горячего водоснабжения г. Певека (непрерывно); б) объемной активности (ОА) аэрозолей и паров йода на береговой площадке

ПАТЭС; периодически с учетом: •) активности удаляемого в венттрубы ПЭБ воздуха; •) наличия, количества и вида осадков; •) направления ветра в горизонтальной плоскости. Контроль СОА ливневых и сточных вод на площадке ПАТЭС следует выполнять периодически, путем отбора проб и измерения СОА этих проб.

АСКРО ПАТЭС формирует и передает данные и информационные сообщения в: 1) аварийный центр ПАТЭС на береговой площадке; 2) территориальное управление, осуществляющее санитарный надзор; 3) центр управления кризисными ситуациями Чукотского автономного округа; 4) единую дежурно-диспетчерскую службу г. Певека; 5) кризисный центр эксплуатирующей организации.

Газообразные радиоактивные отходы формируют помещенные в бак выдержки на хранение ОТВС и твердые радиоактивные отходы (ТРО); выход радионуклидов из ТВЭЛов с негерметичными оболочками происходит в основном в первый год хранения. Из одной отработавшей активной зоны выходит не более 3,7-Ш11 Бк радионуклидов в газообразном состоянии (главным образом,85Кг и 133Хе); более 90% активности — за первые 3 месяца хранения. Из этих газообразных радиоактивных отходов за пределы ПЭБ поступают только инертные радиоактивные газы (ИРГ). Газообразные отходы после перехода в аэрозольную форму улавливают противоаэрозольные фильтры в тракте вытяжной вентиляции. ИРГ ОТВС локализуют непосредственно в баке выдержки. Автоматизированная система радиационного контроля ПЭБ — СРК-05Р осуществляет радиационный технологический контроль: а) объемной бета-активности газов (по суммарной концентрации ИРГ в технологической цепочке обращения с ОТВС

и ТРО); б) газовой и аэрозольной активности, включая удаляемые во внешнюю среду йоды; в) мощности поглощенной дозы внешнего гамма-излучения. Дозиметрический контроль в определенных проектом помещениях. ПЭБ спроектирован и построен по принципу «зеленой лужайки»: опасности для окружающей среды он не представляет. Все технологические процессы происходят внутри ПЭБ без входных и выходных контактов с внешней средой. Расчетный выброс активности за пределы ПЭБ при нормальной эксплуатации (на одну реакторную установку (РУ) КЛТ-40С) приведен в табл. 1.

На ПЭБ специально оборудованы помещения с целью: 1) хранения НТВС; 2) снятия остаточных тепловыделений с ОТВС; 3) хранения твердых радиоактивных отходов (далее — ТРО); 4) размещения цистерн вод дезактивации; 5) приема и хранения жидких радиоактивных отходов (далее—ЖРО) без контакта с внешней средой. Все радиационно опасные материалы хранят на ПЭБ полный эксплуатационный цикл до окончания его буксировки на спецпредприятие для проведения планово-предупредительных ремонтных работ. Планируемые объемы и активности хранящихся на ПЭБ текущих твердых радиоактивных отходов (ТРО), образующихся от двух РУ за период эксплуатации двух активных зон, включая перезарядку двух реакторов, приведены в табл. 2. Жидкие радиоактивные отходы относят к категории низкоактивных, т. к. объемная активность не превышает 106 Бк/кг. Для ПАТЭС превышения

контрольных и допустимых выбросов радионуклидов за период с начала эксплуатации не зарегистрировано.

Выполненные расчеты приземных концентраций радионуклидов от потенциально возможных выбросов ПЭБ в нормальных условиях эксплуатации на побережье Чаунской губы, в районе г. Певека, и соответствующих им доз внешнего и внутреннего облучения показывают, что максимальные значения этих величин в пределах акватории для захода и стоянки ПЭБ могут достигать в 5 раз меньших значений, установленных санитарными правилами (СП-АТЭС-2003).

Основная задача оценки последствий радиационной аварии, которую полностью исключать нельзя на ТОО, это первичная оценка масштаба и уровня загрязнения окружающей местности по предварительно согласованным отраслевым документам специально подготовленным персоналом с применением систем и приборов контроля ПАТЭС.

Расчетные показатели приемлемого риска для ПАТЭС в год приведены в табл. 3.

Максимальное содержание газообразных и летучих радиоактивных продуктов деления в топливе активной зоны РУ КЛТ-40С, выработавшей энергоресурс 2,1 млн МВтч на 100% мощности в течение всей кампании, приведено в табл. 4.

Выбросы вредных химических веществ и пыли в атмосферный воздух поступают в основном от входящих в инфраструктуру ПАТЭС производственных

Таблица 1

Расчетный выброс активности за пределы ПЭБ при нормальной эксплуатации одной РУ КЛТ-40С

Состояние РУ Работа на мощности Реактор остановлен

Технологические операции - Отбор проб* Перегрузка реактора**, ремонт

Вид выброса Газовый Газовый Аэрозольный Газовый Аэрозольный Аэрозольный

Определяющие радионуклиды 41Ar ИРГ Йоды ИРГ 3Н Продукты коррозии и деления

Активность, Бк/год 2^10" 4^107-Ф109 4^10"-4^108 Ф1010-Ф10п 4^105-Ф107 4^107-4^108

* При разовом выбросе.

**С учетом транспортировки и загрузки ОТВС в хранилище.

Таблица 2

Планируемые объемы (м3) и активности (Бк) хранящихся на ПЭБ текущих ТРО и ЖРО, образующихся за период эксплуатации

* В скобках отдельно указаны количество и активность ионообменных смол. "Активность элементов реактора и активной зоны при перегрузке.

Таблица 3

Оценки приемлемого риска для ПАТЭС в год по расчетным показателям

Показатель приемлемого риска, год-1

для персонала 10-4^10-6

для проживающего на близлежащей территории населения 10-6^10-8

частота наиболее вероятного сценария развития ЧС 1>10-7

частота наиболее опасного сценария развития чрезвычайной ситуации 4>10-8

объектов БП. По полученным при их эксплуатации предварительным оценкам совокупные выбросы вредных химических веществ и пыли в атмосферу ниже уровней установленных нормативов воздействия в 102-103 раз [1].

1.2. Радиоактивные отходы ПЭБ (газообразные — ГРО, ЖРО и ТРО) в течение всего межремонтного периода собирают и хранят в специальных емкостях, контейнерах, цистернах, обеспеченных противорадиационной защитой, с установленными в помещениях средствами радиационного контроля. Загрузку отходов ведут в местах их образования в тару разового пользования и/или в оборотные контейнеры, устанавливаемые в специально отведенных местах. Назначенный срок службы до заводского ремонта ПЭБ — 10-12 лет. Передачу жидких и твердых радиоактивных отходов для переработки и захоронения в период заводского ремонта осуществляют в соответствии с договором, заключенным с ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами». На территории БП ПАТЭС хранение радиоактивных сред и обращение с ядерными материалами и радиационно опасными средами не предусмотрено, за исключением доставки на ПАТЭС один раз в 3-4 года НТВС для перезагрузки реакторных установок (далее — РУ). Нерадиоактивные отходы БП могут сформировать эксплуатируемые опасные производственные объекты: электрическая подстация (III класс опасности), промежуточный контур центрального теплового пункта (IV класс опасности), бытовые потребности персонала. На все

виды отходов ПАТЭС не имеет превышений нормативов образования отходов и лимитов на размещение, не осуществляет деятельность по использованию и обезвреживанию отходов производства и потребления.

1.3. Забор забортной воды проводят для получения пресной воды в опреснительных установках ПЭБ с целью подпитки контуров реакторных и турбинных установок, вспомогательного оборудования ПЭБ. Система водоснабжения ПЭБ забортной водой обеспечивает подачу из четырех приемных кингстонных ящиков (КЯ) (двух главных носовых и двух вспомогательных кормовых) и отвод отработавшей воды в акваторию через два сливных КЯ. Максимальный суммарный объем забортной воды (« 14300 м3/ч) применяют в системе охлаждения ядерных энергетических установок ПЭБ с возвращением в акваторию при постоянном контроле за отсутствием содержания регламентированных радионуклидов и превышения температурного режима в сбросах. Забор воды для ПАТЭС из городской сети водоснабжения г Певека осуществляют согласно требованиям технических условий на подключение № 05-17-ХВС от 26.04.2017 г, выданных МП «ЧРКХ», и непревышение объемов — 160 м3/сутки. В период эксплуатации сброс бытовых и льяльных сточных вод от ПЭБ в водные объекты проектом не предусмотрен.

Бытовые и льяльные сточные воды от ПЭБ и от зданий БП по трубопроводам и инженерным сетям транспортируют в приемный резервуар станции очистки сточных вод Биокси (Экорос-30) на БП ПАТЭС производительностью 30 м3/сут. Очистку бытовых и льяльных сточных вод на береговых очистных сооружениях ПАТЭС проводят до концентраций, удовлетворяющих условиям сброса в водоемы рыбохозяйственного значения. В составе пожарного депо действуют локальные очистные сооружения хозяйственно-бытовых и нефте-содержащих (от мойки автотранспорта) стоков; очищенные стоки транспортируют к очистным сооружениям на БП ПАТЭС. Сбор дождевых и талых стоков с БП ведут по рельефу в приемную емкость объемом « 3 м3, с последующей перекачкой на очистные сооружения комплексной системы очистки <^1оТепк-ОР-ОМ^В»

Таблица 4

Максимальное содержание газообразных и летучих радиоактивных продуктов деления в топливе активной

зоны РУ КЛТ-40С в течение всей кампании

Выход газообразных, имеющих газообразных предшественников и собственно летучих радиоактивных нуклидов в течение кампании Бк (Кюри)

Инертные радиоактивные газы (ИРГ) Пары и газообразные предшественники Собственно летучие и имеющие газообразных предшественников

Изотопы криптона Изотопы ксенона Изотопы йода Изотопы цезия

Радионуклид Активность, Бк Радионуклид Активность, Бк Радионуклид Активность, Бк Радионуклид Активность, Бк

85Kr 1,Ы015 131mXe 1,6^1015 131I 1,5^1017 134Cs 2,8^1016

85mKr 4>1016 131mXe 1,6^1015 132I 2,Ы017 137Cs 1,Ы016

87Kr 8>1016 135mXe 5>1016 133I 3,Ы017

87Kr 8>1016 135Xe 1>1017 134I 3>1017

137Xe 2,7^1017 135I 2>1017

138Xe 2,6^1017

E активность изотопов криптона и ксенона в ИРГ, Бк (Кюри), 1,3^1018 (3>107) E активность изотопов йода, Бк (Кюри), 1,3^1018 (3>107) E активность изотопов цезия, Бк (Кюри), 3>1016 (1,Ы06)

производительностью « 5 л/с. В приемную емкость системы очистки напорным трубопроводом транспортируют льяльные воды от ПЭБ. Характеристика очищенного стока соответствует требованиям приказа Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения». Водоотведение очищенных бытовых, льяльных и сточных вод осуществляют по напорному трубопроводу, проложенному по мол-причалу, через подводный выпуск в акваторию Чаунской губы.

2. Производственный экологический контроль в зоне планирования защитных мероприятий (1000 м) ПАТЭС (рис. 1) выполняет персонал региональных и муниципальных формирований, входящих в состав территориальных и местных подсистем РСЧС. Внутренний регламент ПАТЭС предусматривает непрерывное и периодическое отслеживание радиационной обстановки на территории собственно ПЭБ и санитарно-защитной зоны персоналом отдела радиационной безопасности и охраны окружающей среды в сотрудничестве с другими службами. Местные управления (отдел военно-мобилизационной работы, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации городского округа Певек, территориальные управления по ЧАО Роспри-роднадзора, Росгидромета, Роспотребнадзора и др.) обязаны иметь свои программы контроля природной среды в зонах влияния каждого ТОО, расположенного на обслуживаемой ими территории, и предварительно согласованный механизм привлечения управлений сопредельных территорий и/или их филиалов при воздействии ТОО на их подконтрольные территории и/ или зоны регламентного контроля (например, стокилометровой зоны для Росгидромета). Замеры должны вести профильные подразделения, взаимодействуя при необходимости в аварийных ситуациях с оперативными группами курирующих учреждений ведомства, организаций регионального и муниципального уровней, уполномоченных на ведение этих работ. Программы контроля ТОО с указанием зон ответственности каждая организация обязана согласовывать установленным порядком в комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее—КЧС и ПБ) Чукотского автономного округа/при Администрации городского округа Певек.

Стабильно функционирующие в районе расположения ПАТЭС радиационный, химический и гидротермодинамический мониторинг КПС в зоне ответственности РСЧС — необходимое условие для выявления наиболее уязвимых позиций в вопросах обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности населения, обоснования оптимальных путей дальнейшего совершенствования развертываемой системы радиоэкологического мониторинга. В числе первоочередных проблем, судя по [2, 3-7], будет крайне слабая отработка или не совсем проработанность вопросов отслеживания воздействия НЭФ и ЭОФ на биоту и ее откликов. Эти позиции принципиально важны при обосновании перспективных направлений развития именно радиоэкологического

мониторинга, требующих конкретных согласованных решений в направлении совершенствования организации взаимодействия уполномоченных на ведение соответствующих работ участников РСЧС. Проработка мероприятий экологического мониторинга в районах воздействия ТОО требует учета других источников (локальных и/или неравномерно распределенных, протяженных) на прилежащих территориях ЧАО (бытовые отходы, отвалы рудных разработок и др.). Вследствие этого оценку воздействия ЗВ на популяции и экосистемы необходимо проводить в условиях неоднородного источника, подверженного сложным превращениям и непрерывным перераспределениям ЗВ в результате вторичных процессов. Особенно важное значение приобретают комплексы работ по изучению характера и закономерностей распространения, накопления, деструкции, биоаккумуляции и трофических превращений ЗВ, их трансформации в экосистемах, переходов из одной среды в другую в локальном, региональном и глобальном масштабе и оказывающих в итоге сверхнагрузки на самую чувствительную/уязвимую популяцию или комплекс критических популяций (например, полярных леммингов).

В санитарно-гигиенических нормах (далее — СГН) не учтены/учтены частично эффекты: химического и биологического накопления ЗВ в недопустимо высоких концентрациях в результате перехода в другую среду (из воздуха в воду, из воды в биоту и т. д.); концентрирования в пищевых цепочках, превращения при миграции в более токсичные формы. Таким образом, если в какой-либо среде концентрация вредного ЗВ ниже предельно допустимой, то факт непревышения ПДК в другой среде не очевиден, поэтому СГН в их современном виде правомерны главным образом для условий поселений и мест водопользования, где вторичные природные процессы несущественны. Однако при оценке воздействия вредных ЗВ на экосистемы именно эти, не имеющие большого значения для санитарно-гигиенического нормирования, «вторичные» эффекты приобретают важную, зачастую — решающую роль. Особое внимание при экологических обследованиях должно быть уделено устойчивым ЗВ, множественным путям воздействия ЗВ на популяции и экосистемы. На высоких трофических уровнях отдельные устойчивые ЗВ представляют исключительную опасность (ДДТ, ПХБ, радионуклиды) из-за накопления их в пищевых цепочках. Входя в состав некоторых смазочных материалов, гидравлических жидкостей, синтетических смол, ПХБ, например, поступает в окружающую среду при сбросах на свалки и/или неполном сгорании. Коэффициент его накопления водными беспозвоночными организмами и рыбами достигает 103-105 (по сравнению с содержанием в водной среде), птицами и млекопитающими, связанными с водной средой, 107-108 [8]. Для таких ЗВ отслеживания целесообразно вести на импактном (сильное воздействие в локальном масштабе), региональном и фоновом «базовом» уровнях. Они должны включать наблюдения за: источниками воздействия (в том числе источниками загрязнений); факторами воздействия (ЗВ, излучениями и т.п.); состоянием элементов биосферы

(откликами живых организмов на воздействие), изменением их структурных и функциональных показателей. Необходимо наличие и/или получение данных о первоначальном/фоновом региональном состоянии элементов биосферы, привлекая материалы т. н. «фоновых базовых биосферных» заповедников, в программу наблюдения которых включены измерения загрязнения КПС [2].

По мнению авторов, только системными исследованиями с применением методов радиоэкологического мониторинга в единой системе можно обеспечить экологическую безопасность коренных жителей приполярных районов, пастухов-оленеводов, рыбаков и членов их семей, поскольку известные последствия реализации на Севере экологической пищевой цепи «лишайник-северный олень-человек», «планктон-рыба-человек» можно отследить только совместными усилиями уполномоченных на ведение специфических работ взаимодействующих функциональных подсистем. Лишайники — основной корм северных оленей — в течение 7-8 месяцев в году, в силу своих биологических особенностей, накапливают долгоживущие радионуклиды 137Cs и 9^г (попавшие в биосферу в результате ядерных испытаний) и естественные радионуклиды 210Ро и 210РЬ (повышенное содержание которых обусловлено распадом в районах Севера радионуклидов урано-ториевых рядов [9]). Вследствие этого олени в 100 и более раз радиоактивно загрязнены по сравнению с крупным рогатым скотом средней полосы [10]. Потребление оленины некоторыми группами коренного населения на Крайнем Севере составляет 80-100% от всего рациона мяса. Оленеводы и члены их семей употребляют в среднем 250 г оленины ежедневно и получают искусственные и естественные радионуклиды по пищевой экологической цепи. Поступление цезия-137 в организм оленеводов, рыбаков и членов их семей с продуктами питания в 1960-1995 годах представлено в табл. 5 [11]. В результате они подвержены хроническому внутреннему облучению в малых дозах: 1 мЗв в год от искусственных (137Cs и 9(^г) и 1 мЗв/год от естественных (210Ро и 210РЬ) радионуклидов (при нормативах радиационной безопасности по продуктам питания, соответственно, 1000 Бк/кг — для и 100 Бк/кг — для 90Бг).

Поэтому при организации радиоэкологического мониторинга на территориях воздействия ПАТЭС максимальное внимание в тринадцатикилометровой зоне наблюдений и (20-100 км) зоне (рис. 2) должно быть уделено: функционирующим (г. Певек, его морскому и воздушному портам, с. Айон, с. Биллингс,

с. Рыткучи, с. Янранай) и оставленным (с. Апапельгино, с. Бараниха, с. Быстрый, п. Валькумей, п. Верхний, п. Западный, с. Комсомольский, с. Красноармейский, п. Моргородок, п. Строительный, п. Транспортный, п. 5-й километр, с. Южный) поселениям; зонам планирования временных ограничений на потребление отдельных сельскохозяйственных продуктов местного производства, преимущественного расселения коренных народов Севера (прибрежным территориям округа, материковым зонам в местах традиционных промыслов: морского зверобойного, оленеводческого, рыболовства, сбора дикоросов); территориям сельскохозяйственного производства (выращивания овощной продукции, звероводства, птицеводства); притундровым редколесьям, зонам водозабора свежей питьевой воды, местам нерестилищ рыб; средам — атмосферному воздуху и воде пресноводных (в первую очередь — малопроточных) водоемов. По ингредиентам (в дополнение к радионуклидам): для воздуха—пыли, двуокиси серы и продуктам ее превращений, тяжелым металлам (ртуть, сулема, азотнокислый свинец, кадмий), окиси углерода, окислам азота, бенз(а)пирену и пестицидам; для воды — биогенным продуктам, химическим ЗВ, нефти и нефтепродуктам горюче-смазочных материалов, моющим средствам; для почв — локальным загрязнениям почвенного покрова территорий котельных, участкам размещения твердых коммунальных отходов (с. Айон, с. Биллингс, г. Певек, с. Рыткучи). По источникам загрязнений в городах/поселениях — автомобильному транспорту (автозимникам, трассам с переходным покрытием, водотокам в местах искусственных сооружений, мостов), работающим на угле котельным, сточным водам ЖКХ, шахт, рудников, карьеров, нарушенным при разработке месторождений твердых полезных ископаемых участкам, подготавливаемым к освоению и/или разрабатываемым площадкам (Певекский горно-обогатительный комбинат рудника «Валькумей»); зонам фоновых базовых биосферных заповедников («Тэюкууль» — на восточном побережье Чаунской губы, Государственному природному заповеднику «Остров Врангеля» с целью обеспечения взаимной калибровки проводимых результатов исследований) всестороннему обследованию рационов питания на содержание ЗВ и состояния здоровья представителей критических групп коренного населения (в основном: мужского, оленеводов, рыбаков старше 17 лет) для получения системных оценок комплексного воздействия НЭФ и ЭОФ на человека. По мнению авторов, реализация такого широкомасштабного комплексного

Таблица 5

Поступление137^ в организм оленеводов, рыбаков с местными продуктами питания, Бк/год

Продукты 1960-1964 1965-1969 1970-1974 1975-1979 1980-1984 1985-1990 1991-1995

Хлеб 180 180 90 54 54 180 54

Рыба (морская) 160 160 80 80 80 64 80

Рыба (пресноводная) 2800 2800 1400 1400 1050 1120 1750

Мясо (оленина) 182000 200200 127400 63700 45500 45500 27300

Грибы, дикоросы 3000 3000 1200 1200 1200 1200 1200

Эффективная доза, мЗв/5лет 11,6 12, 7 7,6 4,1 2,9 2,9 1,9

Участки ведения радиоэкологического мониторинга (РЭМ): санитарно-защитная зона — 3,0 км (малая окружность); зона наблюдений — 13 км (средняя окружность); стокилометровая зона (большая окружность).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рекомендуемые участки ведения РЭМ: ф, ♦ — контроля атмосферных выпадений, атмосферного воздуха (на ПАТЭС контролируют средства АСКРО), ф — снега и почвы, растительности, А — поверхностных и грунтовых вод, ■ — донных отложений, ^ — природных и сточным вод, ф — бытовых отходов в радиусе до 13-20 км от ПЭБ.

За пределами двадцатикилометровой зоны зоны — основные исполнители — территориальные и муниципальные органы и организации исполнительной власти ЧАО.

Рис. 2а. Принципиальная карта-схема организации радиоэкологического мониторинга в стокилометровой зоне ПАТЭС (вариант)

/ f f

Рис. 2б. Карта-схема пятидесятикилометровой зоны Рис. 2в. Карта-схема двадцатикилометровой зоны ПАТЭС

ПАТЭС (зоны наблюдений и двадцатикилометровой зоны (зона наблюдений)

ПАТЭС)

подхода к организации и проведению мероприятий экологического мониторинга при методическом руководстве МЧС России возможна только во взаимодействии функциональных подсистем РСЧС, объединяющей органы управления, координационные органы, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Координационными органами единой системы должны быть комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов/муниципалитетов РФ (КЧС и ПБ) ЧАО/г.о. Певек [12-14].

Радиационный контроль КПС на ПАТЭС должен быть ориентирован на АСКРО — централизованную двухуровневую информационно-измерительную систему, оптимально состоящую, по мнению конструкторов, из (в скобках указано количество):

нижнего уровня: устройств детектирования: УД-МГ-215Е3 (2), УДМГ-216Е3 (8), УДЖГ-222Е6 (4), УДЖГ-220Е2 (2); комплексов измерения параметров воздушного потока МВ-22 (4); расходомеров-счетчиков электромагнитных ВЗЛЕТ ТЭР (2); постов автоматизированного контроля радиационной обстановки УАС-201Е (4); комплекса автоматизированного измерительного «Автономная метеорологическая станция АМК-03»; расходомера-пробоотборника радиоактивных газоаэрозольных смесей ПУ-5;

верхнего уровня: центрального пульта контроля (ЦПК) АСКРО, средств накопления и представления данных о радиационной обстановке в Аварийном центре ПАТЭС; пульта АСКРО ЦПУ ПЭБ в г. Певеке; информационной панели АСКРО ПАТЭС в г. Певеке; сервера АСКРО.

Лабораторный радиационно-химико-аналитический контроль вод в районе воздействия ПЭБ/ПАТЭС на акваторию Чаунской губы должен быть ориентирован (рис. 1, 2) на оценку состояния и загрязнения: сточных вод промышленно-ливневой канализации (ПЛК), хозяйственно-фекальной канализации (ХФК) через очистные сооружения БП в акваторию дислокации ПЭБ; природных вод в устьях рек Млельын, Ичувеем, Чаун, Лелювеем, ручьев в районах населенных пунктов: г Певек, Апальгино, Янранай, Рыткучи и острова Большой Раутан, водохранилища (ХПН); дренажных вод гидротехнических сооружений (из дренажных колодцев) и др. водных объектов. Мониторинг состояния недр в соответствии с Программой объектного мониторинга состояния недр (далее — Программой ОМСН) — составной частью Программы радиационного и химического контроля окружающей среды на предприятиях и в организациях Госкорпорации «Росатом» — на регулярное отслеживание динамики воздействия технологических процессов, отходов производства, режимов подземных и поверхностных вод на результаты наблюдений, прогнозы их возможного изменения. К основным пунктам наблюдения системы ОМСН следует отнести наблюдательные скважины

(в т.ч. пьезометрические), водомерные посты и гидростворы в районе ПЭБ, БП, СЗЗ и ЗН.

3. Обследование территории городского округа Певек указывает на стабильность состояния и загрязнения КПС. В ЧАО в последнее десятилетие сокращены выброс вредных веществ в атмосферу и сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты. Учитывая значительную по площади территорию ЧАО (721,5 тыс. км2), малочисленность населения, отсутствие крупных промышленных и перерабатывающих предприятий, природных и техногенных аварий, приводящих к загрязнению окружающей среды, экологическую обстановку в регионе пока признают спокойной. При отсутствии четко сформулированных экологических критериев оценки экологической обстановки основные экологические проблемы городского округа Певек, по нашему мнению, еще только требуют квалифицированного решения на муниципальном и региональном уровнях силами всех взаимодействующих структур РСЧС в составе городского округа Певек. В ближайшей перспективе они, по-видимому, будут связаны с: геоклиматическими условиями проживания; нерешенностью санитарно-гигиенических проблем поселений, вопросов хранения/захоронения твердых, жидких бытовых и токсичных промышленных отходов. Высокая обводненность территории района делает свалки прямыми поставщиками токсичных соединений и микробного загрязнения водотоков округа, осложняющих решение хозяйственно-питьевых проблем при отсутствии очистных сооружений в поселениях. Сбросы канализации в поверхностные водотоки регулярно фиксируют по: взвешенным веществам, аммонию, БПК полному, ПАВ, нефтепродуктам; последствиям старательской деятельности — по превышению фоновых показателей неорганических (природных взвешенных веществ) и органических (нефтепродуктов) загрязнителей. Особенности гидрохимического состава и малая самоочищающая способность поверхностных вод предопределяют рост экологической напряженности при поступлении дополнительных ЗВ в КПС и трофические цепочки биоты — каналы совокупного воздействия на население [7].

4. Обследование санитарно-защитной зоны и зоны планирования защитных мероприятий. Возможный вариант типовой программы работ сил радиационного контроля местной и территориальной подсистем РСЧС по радиоэкологическому мониторингу в санитарно-защитной зоне и зоне планирования защитных мероприятий ПАТЭС следует разрабатывать путем адаптации прошедших практическую проверку типовых программ радиационного обследования ТОО (АЭС) [2, 5, 7], сохраняя преемственность структуры наблюдений и возможность ее адаптации к решению задач радиоэкологического мониторинга, прежде всего его биотической составляющей, с учетом особенностей ПАТЭС. По аналогии он должен включать регулярные определения: экспозиционной дозы и мощности дозы гамма-излучения на открытой местности; концентрации радиоактивных продуктов в приземном слое атмосферы; радиоактивных выпадений из атмосферы; радионуклидов в снежном покрове, почве, растительности, воде, гидробионтах

и, выборочно, сельхозпродукции. Значения естественного радиоактивного фона и/или содержания в объектах контроля радионуклидов техногенного глобального происхождения (глобального фона) необходимо уточнить для каждой конкретной местности с привязкой результатов к данным биосферных заповедников. Накопленную дозу гамма-излучения определять непрерывными измерениями термолюминесцентными дозиметрами и/или рассчитывать по результатам периодических замеров мощности дозы переносными у-радиометрами в радиусе до 20 км от ПАТЭС. Мощность дозы гамма-излучения на 15-20 стационарных пунктах контроля измерять еженедельно при замене экспонированных аэрозольных фильтров и/или средств отбора проб радиоактивных выпадений. АСКРО должна непрерывно контролировать уровни мощности дозы гамма-излучения, приоритетно — на ближайших урбанизированных участках. Один-два раза в год необходимо проводить маршрутную гамма-съемку участков местности предполагаемого накопления радиоактивных продуктов, преимущественно — в радиусе до 3-5 км от ПАТЭС: в местах сбора отходов, сбросов сточных вод, очистных сооружений; вдоль подъездных путей и автодорог, инфраструктуры действующих/оставленных поселений.

Пробы атмосферных аэрозолей следует отбирать круглосуточно в радиусе до 10-13 км с помощью воз-духофильтрующих стационарных установок (ВФУ) типа «Тайфун-4» в 3-5 пунктах вокруг ПАТЭС путем фильтрации через последовательно расположенные аэрозольный и йодный фильтры, продолжительностью экспозиции — 1 неделя. Пункты отбора проб надежнее разместить в городском округе Певек, ближайших урбанизированных охраняемых территориях. В стационарных пунктах контроля без ВФУ должны быть установлены марлевые конусы для отслеживания наличия йода-131, измерений суммарной ß-актив-ности с привязкой к данным отобранных ВФУ проб аэрозолей, расположенной в том же направлении от ПАТЭС. Стационарные пункты контроля лучше выбирать в местах, всесезонно доступных для подъезда обслуживающего транспорта, по возможности равномерно по всем направлениям от ПАТЭС. По 1-2 пунктам контроля — расположить на территориях БП и в «фоновых» «чистых» районах — на расстоянии 12-20 км от ПАТЭС с наветренной стороны, в которых отсутствуют источники локального загрязнения окружающей среды. Базовыми данными при выборе площадок и оценок состояния атмосферных аэрозолей должны служить данные АСКРО ПАТЭС [1].

Пробы снега лучше отбирать в местах устойчивого снежного покрова один раз в год перед началом весеннего снеготаяния, на расстоянии до 3-5 км от АЭС, на всю глубину снежного покрова по кольцевому маршруту вокруг БП. Отбор проб проводить на стационарных пунктах контроля и в промежутках между ними с целью получения возможно полной картины распределения радиоактивных выпадений. Летом пробы почвы толщиной 1-5 см отбирать один раз в пять лет на участках с ненарушенным верхним слоем в 4-8 точках, расположенных равномерно вдоль кольцевого маршрута вокруг

ПАТЭС, на расстоянии примерно 3-5 км. Одновременно в этих же местах необходимо отбирать пробы травы и/или однотипной растительности для анализов на содержание цезия-137 и стронция-90. В течение всего периода свободного выпаса скота на выгонах и пастбищах в радиусе до 10-13 км от ПАТЭС еженедельно/ ежемесячно отбирать пробы травы для просмотра без обработки их на гамма-спектрометре с целью контроля за появлением йода-131 (при обнаружении его содержание оценивать в Кюри/кг сырой массы травы).

При оценке состояния водного объекта отбор проб морской воды осуществлять ежеквартально с трех горизонтов: в месте выпуска очищенных сточных вод (1 пункт); непосредственно в местах использования акватории (в 2-х пунктах), на расстоянии 200 метров от границ объекта (в 2-х пунктах); на расстоянии 500 метров от границ объекта (в 3-х пунктах). Контролируемые параметры: температура, запах, окраска, растворенный кислород, процент насыщения воды растворенным кислородом, водородный показатель, биохимическое потребление кислорода (БПК5), химическое потребление кислорода (ХПК), взвешенные вещества, нефтепродукты, хлориды, сульфаты, соленость, сухой остаток, суммарные нефтяные углеводороды, марганец, никель, цинк, мышьяк, хром, нитриты, бенз(а)пирен. Контроль распространения шлейфа мутности в воде осуществлять на трех горизонтах в тех же пунктах отбора проб морской воды; контролю подлежат значения фактических концентраций взвешенных веществ и время распространения (существования) шлейфа мутности. Режим нормальной эксплуатации ПЭБ исключает попадание радионуклидов в морскую воду.

В рамках контроля сточных вод БП отбор проб сточных вод на входе и выходе из очистных сооружений береговой площадки необходимо проводить с периодичностью 1 раз в 10 дней. Перечень контролируемых параметров: БПК, нефтепродукты, взвешенные вещества, СПАВ, pH, температура.

Мониторинг донных отложений следует осуществлять ежеквартально в 4 пунктах. Контролируемые параметры: гранулометрический состав, содержание карбонатного углерода, медь, цинк, свинец, никель, кадмий, хром, мышьяк, ртуть, кобальт; бенз(а)пирен, органический углерод, содержание суммарных нефтяных углеводородов.

В акватории ПЭБ не отмечены нерестилища и присутствие ихтиопланктона, однако в соответствии с п. 2 «Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, экологический контроль за влиянием ПАТЭС на состояние биоресурсов и среды их обитания необходимо производить с учетом местных условий, отбирая пробы гидробионтов (рыбы) ежегодно в пунктах возможного локального накопления радионуклидов.

Проникновение радиоактивных отходов в грунтовые воды в условиях нормальной эксплуатации ПАТЭС исключено. Брать усредненные пробы основных видов местной сельхозпродукции и дикоросов следует с учетом данных АСКРО ПАТЭС. Отбирать пробы на

сельскохозяйственных угодьях в радиусе 3-5 (10-12) км от ПАТЭС имеет смысл только в случае возникновения на ПЭБ радиационной аварии в период сбора урожая.

События последних месяцев (разлив дизельного топлива в зоне вечной мерзлоты под Норильском, пандемия коронавирусной инфекции) свидетельствуют о том, что так называемые «запроектные аварии» и «каскадные чрезвычайные ситуации» могут приобретать экономические и социальные последствия, имеющие значимость государственного и международного уровней.

Так, задержка в реагировании на техногенную аварию, приведшую к масштабным экологическим последствиям, в сочетании с упущениями в системном мониторинге емкостей для хранения топлива, привела к формированию чрезвычайной ситуации государственного масштаба и, соответственно, огромным затратам на выполнение работ и сложным управленческим действиям по включению межведомственных ресурсов. «Хозяину» аварии — Норникелю в компании с подведомственными ему структурами — не удалось миновать давно известных «граблей»: мы сами попробуем побороть беду, глядишь — и негативных последствий будет меньше, не выплывут факты сращивания контрольно-надзорных органов и руководителей производств.

Поэтому при построении системы защиты населения и территорий вокруг новых технологий и в экстремальных условиях безусловно необходимым является розработка нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения и действия местных органов власти, руководителей опасных объектов, мониторинговых структур, объектовых и территориальных кризисных центров.

Специфический акцент направлен на борьбу с эпидемией в чукотских условиях. Здесь гораздо сложнее в короткие сроки построить быстровозводимые госпитали, затруднена транспортная схема. При поражении сотрудников опасного объекта необходимо обеспечить карантинные мероприятия и соответствующую замену целых рабочих смен. Таким образом, планы реагирования на биолого-социальные бедствия в Заполярье также должны быть тщательно межведомственно проработаны и ресурсно обеспечены.

(Окончание цикла статей следует)

Литература

1. Паспорт безопасности плавучей атомной электростанции / АО «Концерн Росэнергоатом», Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС». М., 2019. 34 с.

2. Израэль Ю. А. Экология и контроль состояния природной среды. 2-е изд., доп. М.: Гидрометеоиздат, 1984. 560 с.

3. Израэль Ю.А., Вакуловский С. М., Ветров В. А., Петров В. Н., Ровинский Ф. Я., Стукин Е. Д. Чернобыль: радиоактивное загрязнение природных сред. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. 298 с.

4. Алексахин P.M., Булдаков Л. А., Губанов В. А. и др. Крупные радиационные аварии: последствия и защитные меры / Под общ. ред. Л.И. Ильина и В. А. Губанова. М.: ИздАТ, 2001. 752 с.

5. Руководство по организации контроля состояния природной среды в районе расположения АЭС / Под ред. К. П. Махонько. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. 264 с.

6. Арутюнян Р. В., Большов Л. А., Боровой А. А., Велихов Е. П. Системный анализ причин и последствий аварии на АЭС «Фукусима-1». М.: Ин-т проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, 2018. 408 с.

7. Ежегодные отчеты по экологической безопасности по итогам 20082018 гг / Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция».

8. Nisbet I.C.T., Sarofim A. F. Rates and routes of transport of PCBs in the environment. Environ. Health Respectives, 1972, vol.1, p. 21-38.

9. Мирецкий Г.И., Рамзаев П. В., Захаренко М. И., Лучкевич B. C. Радиационный фактор на Крайнем Севере. СПб.: МЗ РФ, 1999. 132 с.

10. Рамзаев П. В. Северный полигон: радиологические последствия на территориях // Ядерные взрывы в СССР. СПб., 1993. Вып. 2. С.264-269.

11. Попов А.О., Чугунов В. В. и др. Особенности формирования дозовых нагрузок на население регионов Крайнего Севера России: Труды Межд. конф. С-Пб.: Гидрометиздат, 2000.

12. Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 3 декабря 2019 г № 540 «О внесении изменений в постановление Правительства Чукотского автономного округа от 27 августа 2013 г. № 348 «Об утверждении Схемы территориального планирования Чукотского автономного округа». URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/8700201912040010 (дата обращения: 08.09.2020).

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды».

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 г № 639 «О государственном мониторинге радиационной обстановки на территории Российской Федерации».

Сведения об авторах

Зверьков Виктор Александрович: инж.-математ., магистр делового администрирования, ООО «АтомПроект-ЭнергоСервис» (ООО «АПЭС»), первый зам. ген. директ. 109382, Москва, ул. Люблинская, 141, оф. 224. e-mail: [email protected]

Каганов Валерий Михайлович: к. мед. н, доц., ФГБУ «ГНИИИ ВМ» МО РФ, с. н. с. 111250, Москва, 1 Краснокурсантский пер., 7. e-mail: [email protected]

Фалеев Михаил Иванович: к. полит. н., засл. спасат. РФ, Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России (Центроспас), пом. нач. отряда. 140180, Московская обл., г. Жуковский, ул. Спасателей, 1. e-mail: [email protected]

Цыбиков Николай Александрович: к. ф.-м. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]

Шкатулов Петр Филиппович: ООО «АтомПроектЭнерго-Сервис» (ООО «АПЭС»), зам. ген. директ. 109382, Москва, ул. Люблинская, 141, оф. 224. e-mail: [email protected]

Information about authors

Zverkov Victor A.: Mathematical Engineer, Master of Business Administration, LLC «Atom Project Energy Service», First Deputy General Director.

141, office 224, Lublinskaya st., Moscow, 109382, Russia. e-mail: [email protected]

Kaganov Valerij M.: Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, State Research Test INstitute of Military Medicine Ministry of Defense of the Russian Federation, Senior Researcher,

7, 1 Krasnokursantsky per., 111250, Moscow, Russia. e-mail: [email protected]

Faleev Mikhail I.: Candidate of Political Sciences, Honored Rescuer of the Russian Federaration, State Central Airmobile Rescue Team of the Russian Emergencies Ministry (Tsentrospas), Assistant Squad Leader.

1, Rescuers st., Zhukovsky, Moscow region, 140180, Russia. e-mail: [email protected]

Tsybikov Nikolay A.: PhD in Physics and Mathematics, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher, Research Center. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]

Shkatulov Petr Ph.: LLC «Atom Project Energy Service», Deputy General Director.

141, office 224, Lublinskaya st., Moscow, 109382, Russia. e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.