ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. Сообщения
УДК 629.735.45
О.А. Алексеева, А.П. Тарасов, В.В. Тарабанова, РГ. Афонин
АЛЕКСЕЕВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА - студентка филиала ДВФУ в г. Арсеньеве; ТАРАСОВ АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ - студент филиала ДВФУ в г. Арсеньеве Дальневосточный федеральный университет Новикова ул., 20, Арсеньев, Приморский край, 692335
ТАРАБАНОВА ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА - начальник бюро службы главного механика, e-mail: [email protected]; _АФОНИН РУСЛАН ГЕННАДЬЕВИЧ - инженер-конструктор службы главного механика
Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина Площадь Ленина, 5, Арсеньев, Приморский край, 692335
Вариант оснащения вертолета Ми-34 баллонетной системой
Аннотация: Спортивно-пилотажный вертолет Ми-34 позиционируется и как общедоступный летательный аппарат для иного применения, где не исключена вероятность посадки его на воду. Необходимость разработки таких модификаций вертолета возникла из-за расширения офшорных проектов, где требуются оборудованные спасательными устройствами летательные аппараты. Приводятся сведения о проведении поискового исследования дополнения штатной конструкции вертолета Ми-34 для обеспечения его приводнения и покидания экипажем после аварийной посадки на основе снабжения ЛА баллонетами из водонепроницаемой ткани, укрепленными на ферме стоек полозкового шасси. Вес системы для Ми-34 не должен превышать 25 кг, при этом две камеры обеспечивают плавучесть и снижают риск утечки газа. Баллонеты для подобных машин в стране не производятся, а производимые в России спасательные плоты в 2-3 раза тяжелее, чем мировые аналоги. На предприятии дополнительно разрабатывается также спасательный плот для экипажа и пассажиров.
Ключевые слова: выпуск баллонета, надувной поплавок, отсек, камера, система приводнения, электропневмосистема, крепление баллонета.
Разработка баллонетов приводнения для Ми-34
В настоящее время руководство Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина (ААК «Прогресс») поддержало проект по возрождению производства легкого вертолета Ми-34 (рис. 1) с полной заменой штатного бензинового двигателя на дизельный, что увеличивает мощность летательного аппарата (ЛА). Легкий и маневренный Ми-34 выпускался серийно для учебно-тренировочной подготовки и спортивных целей, производство приостановлено из-за недостатка мощности штатного бензинового двигателя, которая ограничивала диапазон применяемости вертолета и покупательский
© Алексеева О.А., Тарасов А.П., Тарабанова В.В., Афонин Р.Г., 2016.
Научные руководители: Ю.П. Денисенко, управляющий директор ААК «Прогресс», О.Ш. Бердиев, заместитель директора филиала ДВФУ в г. Арсеньеве по НИР и развитию.
Рис. 1. Легкий вертолет Ми-34.
спрос. Молодые специалисты предприятия, включая членов студенческого конструкторско-технологического бюро (СКТБ) местного филиала ДВФУ, в рамках этого проекта работают над расширением диапазона использования ЛА, в том числе использование полетов над водой. Инициативная научно-исследовательская работа (НИР) направлена на обеспечение аварийной посадки вертолета на воду.
Повышение надежности аварийного приводнения
вертолета с помощью баллонетов
Главная задача на данный период - повышение надежности аварийного приводнения вертолета, её на предприятии решают с помощью баллонетов (поплавков). Их планируется изготовить из тканепленочного материала, способного продолжительное время удерживать такой текучий газ, как гелий. Баллоны высокого давления для заполнения гелием будут выполнены из углепластико-вых полимерных композиционных материалов [3, 4] .
Ранее баллонеты российского производства по основным характеристикам уступали зарубежным аналогам, поэтому отечественные вертолетостроительные компании закупали такие системы за рубежом.
Техническое задание по проекту доработки вертолета Ми-34 (см., например, рисунки 2, 3) должно быть готово к лету следующего года [1, 2]. В настоящее время в СМП и СКТБ отрабатываются конструктор-ско-технологические предложения балло-нетной системы на вертолет Ми-34, представление которых и является целью настоящей работы. На проведение заводских и последующих государственных испытаний потребуется еще порядка двух-трех лет.
Последующее производство на предприятии вертолетов Ка-52К и Ка-62, которые, несомненно, будут оснащены подобными системами в компании «Камов» (нынешнее наименование одного из двух отечественных вертолётных опытно-конструкторских бюро; специализируется на разработке «морских» вертолётов, один из них, Ка-26, стоит у бывшего штаба ВВС ТОФ в районе на Второй Речки Владивостока). Баллонет представляет собой тонкостенную тканеплёночную пластиковую оболочку с несколькими отсеками, содержащими автономные камеры. Для выпуска и надува баллонетов применяется легкий газ (гелий), который (до применения) хранится в пластиковых баллонах высокого давления. Время наполнения баллонетов 4-5 с. Объем баллонета 1,75 м3. Вертолет оснащается баллонетами, чтобы в случае аварийной посадки он мог продержаться на воде до 15 минут, для обеспечения безопасного покидания машины экипажем и пассажирами. (Баллонеты должны удерживать вертолет на плаву при
Рис. 2. Общий вид вертолета Ми-34, оснащенного баллонетами приводнения: 1 - фюзеляж; 2 - кабина пилотов; 3 - носовая часть; 4 - стойка шасси носовая; 5 - стойка шасси хвостовая; 6 - полоз шасси; 7 - отделение баллонета (поплавка) носовое; 8 - отделение баллонета (поплавка) кормовое; 9 - траверс стойки; 10 - контейнер с газовыми баллонами.
Рис. 3. Схема расположения элементов системы на вертолете Ми-34 (вид снизу. Хвостовая балка вертолета условно не показана): 11 - продольная
ось фюзеляжа; 12, 13 - баллоны газовые; 14 - блоки зарядно-выпускные; 15 - трубопровод; 16 - коллектор; 17 - трубопровод; 18 - гибкая подводка.
волнении воды до пяти баллов не менее 2 часов, и позволять взлететь после посадки на воду.) Избыточное давление газа в наполненном баллонете составляет 0,03-0,08 кгс/см .
Аналоги и прототип
Информационный поиск позволил выявить несколько аналогов по проводимому исследованию. Так, известен ЛА с поплавковой системой, для приводнения с каждой его стороны установлены надувные оболочки, соединенные опорным устройством с брусьями [4]. Однако это решение представляется чрезмерно громоздким: оно увеличивает вес ЛА и требует дополнительную мощность. Применение системы для вертолета Ми-34 нецелесообразно.
Выявлен также ЛА с контейнерами (для придания плавучести из надувных мешков) с обеих сторон фюзеляжа [2]. В этом решении явно видно чрезмерное усложнение конструкции навешиваемого устройства.
Имеется ЛА с системой приводнения, применяемой в аварийных ситуациях, содержащей надувные поплавки, связанные с автономными аккумуляторами давления [6]. Эта конструкция также громоздка и неприемлема для вертолета Ми-34.
Известен еще один ЛА, содержащий два торообразных поплавка, прикрепляемых к шасси позади центра тяжести машины, два носовых поплавка и систему сжатого газа [5]. Данное решение было избрано в качестве прототипа, хотя и у него есть недостаток: длительный цикл расчехления поплавков перед наддувом.
Решение задачи по оснащению вертолёта Ми-34
отечественной баллонетной системой
Баллонет - это тонкостенная оболочка, составляющая не более 3-5% от добавленной массы. Баллонетная система потребует десятка самых разнообразных новых комплектующих деталей, приборов, узлов, агрегатов и существенного роста массы и трудоёмкости производства, например перекомпоновки целых фрагментов кабины и фюзеляжа, т.е. огромного объёма конструкторско-технологических и организационных мероприятий. Настоящая работа является поисковой, поэтому на данной стадии разработки и согласования технического задания основные узлы предлагаемого решения выполнены в виде схем. Как и любая используемая авиасистема, хранение газа (см. рис. 4) предполагает принцип дублирования, и баллон 12 служит для надува одного отделения отсека баллонета, а баллон 13 - другого отделения. Для применения принят газ гелий, который хоть и обладает исключительной текучестью и проницаемостью, но весьма легок по сравнению с воздухом.
Поскольку при посадке неизбежен динамический контакт баллонета с водой, сопровождающийся возрастанием нагрузок на узлы крепления баллонета к фюзеляжу, предусмотрены специальные узлы его крепления (см. рис. 5) в виде траверсов стоек 9. Предусмотрена также своеобразная схема упаковки и хранения баллонета в транспортировочном положении (до применения).
А-А
25
Рис. 4. Система хранения газа в контейнерах: 10 - контейнер с газовыми баллонами;
12, 13 - баллоны газовые; 19 - ложемент; 20, 21 - лента стяжная; 22 - крышка съемная; 23 - кронштейн; 24 - штанга; 25 - кронштейн;
26 - труба; 27--кронштейн дополнительный;
28 - ложемент; 29 - чехол; 30 - круговой вырез; 31 - отверстие.
Рис. 5. Узел крепления баллонета (поплавка). Вид сбоку по стрелке Б на рис. 3. 5 - стойка шасси хвостовая; 9 - траверс стойки; 29 - чехол; 31 - отверстие; 32 - клапан; 34 - балка.
Рис. 6. Схема транспортировочной шнуровки баллонета: 29 - чехол; 32 - клапан; 33 - бечевка.
В транспортировочном положении баллонет складывается в продольном и поперечном направлениях и шнуруется специальной бечевкой, скрепляя накладные клапаны оболочки (см. рис. 6, 8) и зашнурованную оболочку с элементами конструкции фюзеляжа. Помимо шнуровки для крепления баллонета в транспортировочном положении применяется крепежная лента 40. Для обеспечения сохранности применяются чехлы 29 и клапаны 32.
Рис. 7. Схема укладки в транспортном положении на
примере хвостовой части баллонета: 5 - стойка шасси хвостовая; 8 - отделение баллонета (поплавка) кормовое; 9 - траверс стойки; 28 - ложемент; 30 - вырез; 31 - отверстие; 32 - клапан;
34 - балка; 35 - диск; 36 - проушина; 37 - бечевка; 38 - отверстие; 39 - втулка.
Рис. 8. Схема расположения крепежных лент: 35 - диск; 36 - проушина; 40 - лента; 41 - кольцо.
Рис. 9. Схема пневмоэлектрическая: 7 - отсек носовой автономной камеры баллонета; 8 - отсек автономной кормовой камеры баллонета; 12, 13 - баллон газовый; 14 - блок зарядно-выпускной; 15 - трубопровод; 16 - коллектор; 17 - трубопровод;18 - гибкая подводка; 42 - отсек; 43 - отсек; 44 - клапан обратный;
45 - измеритель давления;
46 - устройство управления; 47 - цепь управления основная;
48 - цепь управления дублирующая; 49 - устройство
коммутирующее; 50 - пульт управления; 51 - включатель.
Вертолет с предложенной системой приводнения содержит фюзеляж 1 с кабиной пилотов 2 в носовой части 3, стойки шасси носовые 4, стойки шасси хвостовые 5 и полозья шасси 6 отделения баллонета (поплавка) носовые 7, отделения баллонета (поплавка) кормовые 8, установленные траверсах стоек шасси 9 и два контейнера 10 с газовыми баллонами (рис. 2). Контейнеры закреплены на днище центральной части фюзеляжа 1 (рядом со стойками шасси 5) на расстоянии друг от друга, симметрично продольной оси фюзеляжа 11. В каждом контейнере размещены газовые баллоны 12 и 13 высокого давления с зарядно-выпускными блоками 14. Один баллон 12 с меньшей емкостью соединен трубопроводом 15, указанном на рис. 3, с оболочками отделения баллонета (поплавка) носовыми 7, а две пары баллонов 13 объединены между собой коллектором 16, последний соединен параллельными трубопроводами 17 с оболочками отделений баллонета (поплавка) кормовыми 8 (рис. 3). Зарядно-выпускные блоки 14 газовых баллонов 12 и 13 и оболочки баллонетов (поплавков) 7 и 8 соединены с трубопроводами 15 и 17 и коллектором 16 гибкими подводками 18. Газовые баллоны 12 и 13 заполнены гелием, с объемом и давлением, достаточными для заполнения объемов в баллонетах (поплавках) при потребном давлении. Выпускные каналы зарядно-выпускных блоков и трубопроводы подвода газа к оболочкам поплавков выполнены диаметром, прямо пропорциональным объему баллонетов и обратно пропорциональным давлению газа в баллонах и критическому времени аварийного приводнения вертолета. Баллоны 12 и 13 установлены в контейнерах 10 на ложементах 19 и закреплены стяжными лентами 20 и 21, охватывающими газовые баллоны соответственно в продольном и поперечном направлениях (рис. 4). Контейнеры 10 закрыты снизу съемными крышками 22, в которых выполнены окна для контроля давления газа в каждом баллоне. Контейнеры 10 с баллонами 12 и 13 подвешены к фюзеляжу 1 на кронштейнах 23 с помощью двух пар шарнирных узлов, один из которых включает штангу 24, установленную в отверстия, выполненные в кронштейнах 25 для установки передних опор шасси 4, а другой - трубу 26, установленную на днище фюзеляжа 1 с помощью дополнительных кронштейнов 27. На оболочках отделений баллонета (поплавка) 7 установлены чехлы из полужесткого материала, которые соединены с корпусом баллонета (поплавка) с помощью бечевки. Оболочка отделения баллонетов (поплавков) 8 уложена в ложемент 28, закреплена на траверсах опор шасси 9 и закрыта чехлом 29, в котором концентрично траверсам опор шасси 9 выполнен вырез 30 с отверстиями 31 на периферии (рис. 5, 7). Разъем чехла кормовых отделений баллонетов (поплавка) выполнен по контуру откидного клапана 32 с возможностью защиты надуваемой оболочки от повреждения элементами конструкции полозкового шасси. Разъемное соединение чехла 29 и клапана 32 выполнено посредством бечевки 33 (рис. 6). Каркасы отделений баллонетов (поплавков) 8 содержат балку 34, ложемент 28 и вспомогательные диски 35, снабженные проушинами 36 (рис. 7). Посредством бечевки 37 и отверстий 38, выполненных на торце балки 34, чехол соединен с балкой, образуя дополнительное разъемное соединение. Разъемные соединения чехлов выполнены посредством бечевок, имеющих допустимое усилие разрыва, равное усилию оболочки, создаваемому наполнением газа. Каркасы смонтированы на втулке 39, установленной на траверсах опор 9, для чего траверсы опор 9 выполнены длиной, большей на величину втулки 39. Силовые ленты 40 крепятся в проушинах 36 силовых дисков 35 с помощью кольца 41, установленного в отверстия проушин 36 и петлях силовых лент (рис. 8). Баллонеты передних 7 и задних 8 отделений разделены соответственно на отсеки 42 и 43 (рис. 9). На входах в отсеки автономных камер надува баллонетов (поплавков) установлены обратные клапаны 44. Зарядно-выпускные блоки 14 баллонов 12 и 13 оснащены измерителями давления 45 и устройствами управления 46, последние содержат три электрических входа А, В и С, из которых входы А и В - для основной 47 и дублирующий 48 цепей управления и С - для цепи сопряжения с входом в коммутирующее устройство 49. В кабине пилотов установлен пульт управления 50 надувом баллонетов (поплавков), который сопряжен с коммутирующим устройством 49. Цепи управления 47 и 48 соединены с включателем 51, установленным на ручке «шаг-газ». Над включателем 51 надува баллонетов (поплавков) установлен откидной колпачок, соединенный с корпусом включателя с одной стороны шарниром и страховочной контровкой с другой.
Разрабатываемая система приводнения работает следующим образом.
Перед вылетом проверяется ее работоспособность. Для этого (рисунки 3, 4) через окна в крышке 22 контейнера 10 по указателям измерителей давления 45 оценивают величину давления гелия в баллонах 12 и 13. Затем с пульта управления 50, расположенного в кабине 2, система подключается к бортовой электросети вертолета, и проводится контроль работоспособности зарядно-выпускных блоков 14 на баллонах 11 и 12. С помощью коммутирующего устройства 49 последовательно опрашиваются входы С устройств управления 46. В случае отсутствия дефектов на пульте 50 включается сигнал «Надув исправен». Контроль готовности работы зарядно-выпускных устройств 14 может, при необходимости, проводится в полете. После проверки работоспособности системы, она обесточивается. При аварийной ситуации или потере вертолетом высоты с пульта управления 50 включают электропитание системы, затем с помощью включателя 51 установленного на ручке «шаг-газ», подается сигнал на выполнение автономных камер надува в отделениях баллонетов (поплавков) 7 и 8, для чего срывают страховочную контровку на предохранительном колпачке и открывают включатель 51. При поступлении сигнала по цепям управления 47 и 48 от пульта 50 поступает электропитание на входы А и В устройств управления 46 и происходит включение надува автономных камер надува отделений баллонетов (поплавков) 7 и 8. При этом на пульте 50 появляется световой сигнал «Надув поплавков». После срабатывания зарядно-выпускных блоков 14 открываются их выпускные каналы и происходит адиабатическое расширение газа. Использование гелия исключает закупорку проходных сечений системы сжатого газа. Газ от баллонов 12 по гибкой подводке 18 и трубопроводам 15 поступает через обратные клапаны 44 в передние отсеки 42 передних отделений баллонетов (поплавков) 7. От баллонов 13 газ поступает в коллектор 16, состоящий из гибких подводок 18 и трубопроводов 17, и через обратные клапаны 44 - в отсеки 43 кормовых отделений баллонетов (поплавков) 8. Обратные клапаны 44 предотвращают перетекание газа между отсеками. По мере наполнения газом отсеков 42 и 43 отделений баллонетов (поплавков) 7 и 8 давление внутри их создает усилие, под действием которого происходит разрыв крепежных транспортировочных бечевок, которыми зашнурованы соединения баллонетов в транспортном положении, при этом оболочки отделений баллонетов (поплавков) 7 и 8 освобождаются от чехлов и происходит наполнение баллонетов. В нерабочем положении баллонеты свернуты и зашнурованы.
Предварительные результаты
Авторами проведен углубленный поиск и подготовлен материал для формулирования технического задания по разработке конструкторско-технологической документации на сложный объект авиапродукции, который ранее в стране не производился: производимые в стране вертолёты ранее не оснащались отечественными баллонетными системами. Сейчас молодёжным коллективом авиапредприятия «Прогресс» оформляется комплекс организационно-распорядительной документации по дополнению действующей темы НИР о доработке конструкции лёгкого вертолёта Ми-34 и оснащению его баллонетной системой собственной конструкции. Если инициатива будет поддержана, то этот вертолёт получит отечественную баллонетную систему. Если же возобновление производства указанного вертолёта не найдёт поддержки, то большая группа молодых специалистов «Прогресса» продолжит работу по серийному производству вертолётов Ка-52К и Ка-62, оснащение которых баллонетными системами обязательно, поскольку эти машины будут эксплуатироваться над морем.
Выводы
Итак, мы представили техническое решение, направленное на повышение надежности аварийного приводнения вертолета. Результат, достигаемый при осуществлении предложения: контроль работоспособности системы сжатого газа, упрощение конструкции расчехления баллонетов (поплавков) при их надуве, сокращение самого времени надува. Эти параметры достигаются креплением пары цилиндрических баллонетов, с автономными камерами наддува, к фермам полозко-
вого шасси и электропневмосистемы сжатого газа с газовыми баллонами высокого давления, заполненными гелием и управляемыми из кабины пилотов. В нерабочем состоянии баллонеты компактно складываются и зашнуровываются бечевкой с допустимым усилием разрыва, равным усилию оболочки, создаваемого при наполнении газом. Баллонеты имеют обратные клапаны на входах газа в автономные отсеки.
Проведенный анализ уровня техники позволил утверждать, что предлагаемое нами решение не имеет аналогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Замена двигателя М-14 на вертолете Ми-34 в условиях серийного предприятия / А.П. Тарасов, И.И. Кумченко, В.А. Матвеев, В.А. Речицкий, В.В. Тарабанова // Вестник Инженерной школы Дальневост. федерал. ун-та. 2016. № 1 (26). С. 33-40. URL: https://www.dvfu.ru/vestnikis/archive-editions/1-26/5/ (дата обращения: 10.07.2016).
2. Заявка ЕПВ (ЕР) 0193265. Плавательное устройство летательного аппарата. МКИ 4 В 64 С 25/56. 36, 03.09.86.
3. О варианте замены двигателя на вертолете Ми-34 / А.П. Тарасов, И.И. Кумченко, В.А. Матвеев, В.А. Речицкий, В.В. Тарабанова // Проблемы и перспективы развития малых городов Приморского края [Электронный ресурс]: материалы студ. науч.-практ. конф., Дальнегорск, 22 апреля 2016 г. / под общ. ред. Н.В. Лисичкиной. Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2016. С. 75-81. URL: https://www.dvfu.ru/science/student_scientific_life/proceedings-of-student-activities/ (дата обращения: 24.06.2016).
4. Пат. США 4451016. Вспомогательная поплавковая система. МКИ В 64 С 25/56; НКИ 244-107. Т. 1042, 5, 29.05.84.
5. Пат. RU 2001843. Система надувных поплавков для аварийного приводнения вертолета. МПК В 64 D 1/00. Бюл. 39-40, 30.10.92.
6. Пат. RU 2089453. Система приводнения летательного аппарата. МКИ 6 В 64 С 25/54. Бюл. 25, 10.09.97.
7. Пат. 2579779 Российская Федерация. Способ изготовления композиционных силовых панелей. МПК В 32 В 1/00, F 16 S 1/00 / В.И. Сергиенко, Ю.П. Денисенко, В.Г. Добржанский, Ю.Ф. Огнев, О.Ш. Бердиев. № 2014135941/06; заявл. 02.09.14; опубл. 10.04.16, Бюл. № 28. 10 с.
8. Формирование силового каркаса из подкрепляющих ребер переменного сечения при изготовлении крупногабаритных тонкостенных панелей из полимерных композиционных материалов / А.В. Матвеев, И.И. Кумченко, Ж.В. Токарев, В.В. Тарабанова, Ю.П. Денисенко, О.Ш. Бердиев // 7-й Межотраслевой конкурс научно-технических работ и проектов «Молодежь и будущее авиации и космонавтики», Москва, 16-20 ноября 2015: сб. аннотаций /под общ. ред. А.В. Рождественского. М.: Моск. авиац. ин-т (Национальн. исслед. ун-т), 2015. С. 39-40.
Reports
Alexeeva O., Tarasov A., Tarabanova V., Afonin R.
OLGA ALEXEEVA, Student, FEFU Arsenyev Branch ANDREYI TARASOV, Student, FEFU Arsenyev Branch Far Eastern Federal University
20 Novikov St., Arsenyev, Primorsky Krai, Russia, 692335
VERA TARABANOVA, Chief of Bureau, Technical Service Department, e-mail: [email protected] RUSLAN AFONIN, Design Engineer, Technical Service Department Components Assembly Operations PJSC AAC Progress
5, Lenin's square, Arsenyev, Primorski Region, Russia, 692335
Supervisors: Yury Denisenko, Managing Director of PJSC AAC "Progress", Oleg Berdiev, sRw Deputy Director, FEFU in Arsenyev Branch, Far Eastern Federal University.
A variant of equipping the helicopter Mi-34 with ballonet system
Abstract: The sporting and aerobatic helicopter Mi-34 is advertised as a popular flying machine made to serve other functions as well: one cannot rule out its capability of landing on water. The demand for the development of the helicopters of the kind was necessitated by the extension of offshore projects requiring the aircraft equipped with life rafts and salvage appliances. The article contains the information on an investigation carried out to add to the common structure of the helicopter Mi-34 in order to make it possible its water landing and being left by the crew in case of emergency landing by way of providing it with ballonets made from a waterproof fabric and fixed on the skid-equipped landing gear. The weight of the system for the Mi-43 cannot exceed 25 kg, whereas two tubes secure its flotation and reduce the risk of gas escape. There are no ballonets made for such machines in this country and as to the life rats made in Russia, they are two or three times heavier that those made abroad. Our company works out also a life raft for the crew and passengers.
Key words: ballonet, inflatable float, compartment, chamber, water landing system, electro pneumatic system, ballonet fastening.
REFERENCES
1. Engine M-14 Replacement by helicopter Mi-34 in the conditions of the serial enterprise. Tarasov A.P., Kumchenko I.I, Matveev V. A, Rechitsky V.A., Tarabanova V.V. FEFU: School of Engineering Bulletin. 2016;1:33-40. URL: https://www.dvfu.ru/vestnikis/archive-editions/1-26/57. - 7.10.2016. (in Russ.). [Zamena dvigatelja M-14 na vertolete Mi-34 v uslovijah serijnogo predprijatija / A.P. Tarasov, I.I. Kumchenko, V.A. Matveev, V.A. Rechickij, V.V. Tarabanova // Vestnik Inzhenernoj shkoly Dal'nevost. federal. un-ta. 2016. № 1 (26). S. 33-40. URL: https://www.dvfu.ru/vestnikis/archive-editions/1-26/5/ (data obrashhenija: 10.07.2016)].
2. Demand EPV (EP) 0193265. The swimming device of the flying machine. MKI 4 B 64 C 25/56. 36, 03.09.86 (in Russ.). [Zajavka EPV (ER) 0193265. Plavatel'noe ustrojstvo letatel'nogo apparata. MKI 4 V 64 S 25/56. 36, 03.09.86].
3. About a variant of replacement of the engine by helicopter Mi-34. Tarasov A.P., Kumchenko I.I., Matveev A.V., Rechitsky B.A., Tarabanova V.V. Problems and prospects of development of small cities of Primorski Region [Electronic resource]. Materials Student's scientifically practical conference, Dalne-gorsk, on April, 22-nd, 2016, ed. N.V. Lisichkina. Vladivostok, Far East Federal University, 2016, p. 75-
81. URL: https://www.dvfu.ru/science/student_scientific_life/proceedings-of-student-activities/. -24.06.2016. (in Russ.). [O variante zameny dvigatelja na vertolete Mi-34 / A.P. Tarasov, I.I. Kumchenko, V.A. Matveev, V.A. Rechickij, V.V. Tarabanova // Problemy i perspektivy razvitija malyh gorodov Pri-morskogo kraja [Jelektronnyj resurs]: materialy stud. nauch.-prakt. konf., Dal'negorsk, 22 aprelja 2016 g. / pod obshh. red. N.V. Lisichkinoj. Vladivostok: Dal'nevost. federal. un-t, 2016. S. 75-81. URL: https://www.dvfu.ru/science/student_scientific_life/proceedings-of-student-activities/ (data obrashhenija: 24.06.2016)].
4. Pat. USA 4451016. Auxiliary floats system. MKI B 64 C 25/56; NKI 244-107. T. 1042, 5, 29.05.84. (in Russ.). [Pat. SShA 4451016. Vspomogatel'naja poplavkovaja sistema. MKI V 64 S 25/56; NKI 244-107. T. 1042, 5, 29.05.84].
5. Pat. RU 2001843. System of inflatable floats for emergency landing on water the helicopter. MPK B 64 D 1/00. 39-40, 30.10.92. (in Russ.). [Pat. RU 2001843. Sistema naduvnyh poplavkov dlja ava-rijnogo privodnenija vertoleta. MPK V 64 D 1/00. Bjul. 39-40, 30.10.92].
6. Pat. RU 2089453. System of landing on water the flying machine. MKI 6 B 64 C 25/54. 25, 10.09.97.
7. Pat. 2579779 Russian Federation. A way of manufacturing of composite power panels: MPK B 32 B 1/00, F 16 S 1/00. V.I. Sergienko, J.P. Denisenko, V.G. Dobrzhansky, J.F. Ognev, O.Sh. Berdiev. N 2014135941/06; decl. 02.09.14; publ. 10.04.16, N 28. 10 p. (in Russ.). [Pat. 2579779 Rossijskaja Feder-acija. Sposob izgotovlenija kompozicionnyh silovyh panelej. MPK V 32 V 1/00, F 16 S 1/00 / V.I. Sergienko, Ju.P. Denisenko, V.G. Dobrzhanskij, Ju.F. Ognev, O.Sh. Berdiev. № 2014135941/06; zajavl. 02.09.14; opubl. 10.04.16, Bjul. № 28. 10 s.].
8. Formation of a power skeleton from supporting edges of variable section at manufacturing of large-sized thin-walled panels from polymeric composite materials. Matveev A.V., Kumchenko I.I., To-karev Z.V., Tarabanova V.V., Denisenko J.P., Berdiev O. Sh. 7th Interdisciplinary scientific and engineering competition of projects "Youth and Future of Aerospace", Moscow, 16-20 Nov. 2015: Book of Abstracts, ed. A.V. Rojdestvenskyi. M., Mosk. Aviation. Inst., 2015, p. 39-40 (in Russ.). [Formirovanie silo-vogo karkasa iz podkrepljajushhih reber peremennogo sechenija pri izgotovlenii krupnogabaritnyh tonkostennyh panelej iz polimernyh kompozicionnyh materialov / A.V. Matveev, I.I. Kumchenko, Zh.V. Tokarev, V.V. Tarabanova, Ju.P. Denisenko, O.Sh. Berdiev // 7-j Mezhotraslevoj konkurs nauchno-tehnicheskih rabot i proektov "Molodezh' i budushhee aviacii i kosmonavtiki", Moskva, 16-20 nojabrja 2015: sb. annotacij / pod obshh. red. A.V. Rozhdestvenskogo. M.: Mosk. aviac. in-t (Nacional'n. issled. un-t), 2015. S. 39-40].