Научная статья на тему 'Вариант организации сбора первичной информации в промышленном производстве'

Вариант организации сбора первичной информации в промышленном производстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шариков Олег Алексеевич, Шарикова Юлия Олеговна

В данной статье излагается сущность одного из возможных вариантов организации сбора и обработки первичной информации по учету движения деталей и начислению заработной платы рабочим с использованием средств вычислительной техники в механозаготовительном цехе машиностроительного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шариков Олег Алексеевич, Шарикова Юлия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VARIANT OF SYSTEM FOR DATA OF PRIMARY INFORMATION IN MECHANICAL ENGINEERING

The paper is devoted to the variant of system for data capture and computing the primary information. That is connected with the movements of factory elements, with the addition of wages to personal, with using computers in mechanical engineering.

Текст научной работы на тему «Вариант организации сбора первичной информации в промышленном производстве»

3. Данилевский Ю.А., Овсянников Л.Н. Система государственного финансового контроля и аудита в России // Бухгалтерский учет.-1999.-№3.-С.93

4. Солодов А. К. Рынок: контроль и аудит. Вопросы теории и техники. В 2-х частях. - М.; Воронеж, 1993.

5. Адаме Р. Основы аудита. Пер.с англ./ Под ред. Я. В. Соколова.- М.:Аудит, ЮНИТИ. -1995.- 398 с.

6. Арене Э., Лобек Дж. Аудит: Пер. с англ.; Гл. редактор серии проф. Я.В.Соколов.-М.: Финансы и статистика, 1995560 с.

7. Аудит Монтгомери / Ф.Л.Дефлиз, Г. Р. Дженик, А. М. 0"Рейлли, М. Б. Хирм. Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. -М.: Аудит, ЮНИТИ.-1997.-542 с.

8. Додж Рой. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита. - М.: Финансы и статистика, ЮНИТИ. -1992.

9. Робертсон Дж. Аудит. Пер. с англ. - М.: КРМС, аудиторская фирма "Контакт", 1993.-496 с.

10. Ветров А. А. Операционный аудит - анализ. / Под ред. акад. А. Ан. Ветрова. - М.: Перспектива. -1996. -127 с.

О. А. ШАРИКОВ, Ю. О. ШАРИКОВА

Омское моторостроительное предприятие им. П.И. Баранова

УДК 658.51

Правильная организация документооборота является определяющим фактором при принятии эффективного управленческого решения, особенно в оперативном управлении, где информация о фактическом состоянии производственного процесса всегда обуславливается конкретным отрезком времени.

Сложность сбора текущей информации заключается в том, что она является разнообразной по форме и содержанию, в течение рабочего дня нарастает лавинообразно и подлежит регистрации после каждой операции производственного процесса на участке, цехе или в ином подразделении промышленного предприятия.

Процедуры сбора информации осуществляются на предприятиях вручную или с использованием в различных объемах оргтехники и средств вычислительной техники.

Ручная система сбора и обработки информации трудоемка, рутинна, с большим процентом неточности и большим разрывом во времени от момента свершения события. Ее рутинность и трудоемкость заставляют существенно ограничивать круг учитываемых показателей, укрупнять периодичность и увеличивать время сбора и обра-I ботки информации. Эти ограничения в свою очередь ска! зываются непосредственно на технологии сбора инфор-! мации, ее обработке и применяемых методах учета, на-| пример, в бухгалтерском учете и, естественно, на организации управленческого процесса в целом.

С другой стороны, существует разнообразное программное обеспечение, позволяющее автоматизировать практически все участки хозяйственного управления предприятием. Но зачастую программное обеспечение функционально и информационно замыкается именно на конкретном участке управления. Это обстоятельство заставляет искать пути информационного обмена между базами данных локального программного обеспечения, дополнительно проектировать программы по автоматизации управленческих процессов на конкретном производственном учас-

11. Терехов А. А. Аудит. - М.: Финансы и статистика, 1999,-512с

12. Смирнов Э. Контроллинг// Аудит и налогообложение, 1998.-№10.-С.37-42.

13. Смирнов Э. Технологии процессорного управления как объект аудита //Аудит и налогообложение, 1998. - №7. -С. 37-45.

14. Смирнов Э. Технологии целевого управления как объект аудита. // Аудит и налогообложение, 1998. - N53. -С.41 -45.

15. Смирнов Э. Функциональный аудит//Аудит и налогообложение, 1998 -№2.-С. 36-40

16. Чикунова Е. Управленческое консультирование в аудите. // Аудитор. - 1998. - № 6. - С. 13 - 16.

ЛУКЬЯНОВА Светлана Александровна - ассистент кафедры "Бухгалтерский учет и аудит" Омского государственного института сервиса.

ОСТАШЕНКО Елена Геннадьевна - к.э.н., доцент кафедры "Бухгалтерский учет и аудит" Омского государственного института сервиса.

тке, предусматривая интегрированную обработку информации.

В качестве одного из возможных решений предлагается проект автоматизации управления механозаготови-тельным цехом машиностроительного производства. Суть созданной системы состоит в последовательном, пооперационном отслеживании движения партии деталей - от проектирования технологического процесса до сдачи ее в цех - потребитель. Поэтому система включает в себя задачи САПР, ОУП, технико-экономического планирования, бухучета, и т.д.

Порядок работы в системе следующий:

1. По приказу о запуске деталей в производство технолог цеха с помощью ПЭВМ, используя нормативно-справочную информацию (НСИ), формирует технологическую документацию на данную деталь как в памяти ПЭВМ, получая электронный образ, так и в распечатанном виде, например машинограммы:

- технологический маршрут;

- карту - технологический процесс;

- карту оснащения детали; и т.д.

При функционировании всей автоматизированной системы учета технолог сам создает и корректирует НСИ, получает текущую информацию о технологической подготовке производства в цехе.

2. Работник бюро труда и заработной платы цеха (БТЗ) на данную деталь на данный техпроцесс проставляет в ПЭВМ нормы, расценки и другие необходимые для начисления и последующего анализа заработной платы показатели. Здесь же он может получить в электронном виде и в виде машинограмм "Журналы трудоемкости" по цеху, изделию, детали, справки о заработной плате по каждому рабочему, участку, цеху, изделию и т.д.

3. Работник ПДБ, используя сформированные в памяти ПЭВМ карту -технологический процесс, фактические данные по наличию нужного материала формирует в па-

ВАРИАНТ ОРГАНИЗАЦИИ СБОРА ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ_

В ДАННОЙ СТАТЬЕ ИЗЛАГАЕТСЯ СУЩНОСТЬ ОДНОГО ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ СБОРА И ОБРАБОТКИ ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО УЧЕТУ ДВИЖЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ И НАЧИСЛЕНИЮ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОЧИМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В МЕХАНОЗА-ГОТОВИТЕЛЬНОМ ЦЕХЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

мяти ПЭВМ на конкретную партию деталей сопроводительно-маршрутную карту - СПМК. На иных предприятиях используют аналогичную документацию с различным названием: сопроводительный ярлык, эталон, маршрутный техпроцесс, маршрутный лист и т.д. Работник ПДБ оформляет СПМК полностью готовым документом для запуска партии в производство: присваивает ей порядковый номер проставляет количество в партии, распечатывает машинограмму - заготовку СПМК, утверждает ее и передает непосредственно на участок раскроя или на иной производственный участок, в соответствии с порядком операций в карте техпроцесса.

При функционировании данной системы учета, работник ПДБ может получить множество видов справок, например:

- незавершенное производство по каждой детали, с указанием последней операции, количество годных деталей и количество брака;

- учет движения материалов на складе материалов;

- учет выполнения задания по участкам, цеху и т.д.

- учет поступления готовой продукции на склад готовой продукции (СГД) и т.п.

4. На производственном участке рабочий или иной исполнитель производственной операции, выполнив работу, предъявляет ее, как обычно, контролеру или мастеру. Отметка о выполнении операции производится в машинограмме-заготовке СПМК и одновременно в памяти ПЭВМ, по данному номеру СПМК (номеру партии деталей), по номеру операции.

По отметке о выполнении операции рабочему сдельщику производится начисление зарплаты, и он тут же может получить справку о начисленной ему ЗП за данную работу поданной партии деталей, а также:

- о выполненной им работе с начала месяца, на дату;

- о проценте и сумме премии и дополнительных выплатах и т.д.

Отметка о выполненной операции и соответственно начисление заработной платы не будет в ПЭВМ обрабатываться программой, если не сходится количество предъявленных деталей с предыдущей операцией или отсутствует количество забракованных деталей. Отметка о выполненной операции имеет важное смысловое значение в системе. Именно здесь происходит естественное сочетание принципа материальной ответственности должностного лица и материальной заинтересованности исполнителя операции в достоверной и оперативной информации, вводимой ими в систему управления.

5. По выполнению всех технологических операций партия готовых деталей поступает на склад готовых деталей, где кладовщик и контролер склада делают свои отметки в СПМК. С помощью ПЭВМ выписывают сдаточную накладную, которая как первичный учетный документ поступает в систему бухучета предприятия.

Система получила название безнарядной оплаты тру-

И. В. КАЛЬНИЦКАЯ, Т. А. ЯКОВЛЕВА

Омский государственный институт сервиса

УДК 657.1.012:336.2

Проблема взаимодействия бухгалтерского учета и налогообложения является актуальной во всех странах мира и всюду решается по-разному - от создания двух самостоятельных систем учета (финансового и налогового) до

да. Действительно, с течением времени рабочие убеждаются в ненужности наряда как документа и не выписывают его, хотя в системе он предусмотрен.

Информация о движении конкретной партии деталей вплоть до сдачи на СГД сохраняется в ПЭВМ сколь угодно долго и используется во многих подсистемах и задачах АСУ цеха и предприятия в целом.

Данная система в объеме задач первой очереди внедрена с 1995 года в механо-заготовительном цехе Завода СМ ПО "Полет" на автономно действующих автоматизированных рабочих местах (АРМ-ах) специалистов с применением ПЭВМ (386).

Обмен информацией производится дискеткой между двумя машинами, одна из которых включена в локальную сеть завода. Система дает достоверную и оперативную информацию о движении ТМЦ на складе цеха, о сдаче деталей на СГД, о незавершенном производстве на участке, цехе, в рублях и натуральном выражении, о ежедневном заработке рабочих, и т.д.

В памяти ПЭВМ таким образом сохраняется весь производственный процесс с предметом труда, что может быть базой для последующего моделирования виртуального производственного процесса сложных систем с целью анализа и прогнозирования результатов управленческих решений или изменений в жизненном цикле изделия в целом.

Созданные таким образом АРМы, непосредственно включенные в технологический процесс, предусматривают свое развитие и совершенствование. Например: АРМ технолога неизбежно приведет к развитию НСИ, ее актуализации и размерности, уточнению номенклатуры справочников. АРМ работника БТЗ дает основу для развития НСИ по совершенствованию форм и методов оплаты труда, группировке операций, оплате по конечному результату труда и т.д. Развитие имеет прагматичный характер, так как отвечает не туманным проектам, а жизненным потребностям конкретного предприятия и его возможностям.

Изложенный подход к автоматизации сбора первичной информации и начислению заработной платы непосредственно в производстве использует преимущества несправедливо забываемых интегрированных, интерактивных систем АСУП, САПР, АСУТП и поддерживает принципы создания более современных сегодня CALS-технологий.

Он также имеет важное социально-экономическое значение, т.к. создает материально-технические и организационные условия для достоверного учета труда исполнителей, непосредственно занятых в производстве изделия и соответствующей организации оплаты трудового вклада каждого.

ШАРИКОВ Олег Алексеевич - помощник директора по управлению Омского моторостроительного завода им. П.И. Баранова.

ШАРИКОВА Юлия Олеговна - студентка 5-го курса Омского государственного университета.

подчинения правил бухгалтерского учета правилам налогообложения. Анализ нормативных актов по налогообложению и бухгалтерскому учету свидетельствует о том, что налоговый учет в системе российского налогообложе-

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РАССМОТРЕНИЮ СЛОЖИВШИХСЯ НА ПРАКТИКЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ К ПОТЕРЕ СИСТЕМОЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА СВОЕЙ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ, НАУЧНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.