Научная статья на тему 'Вариабельность диссоциативных проявлений в отдаленные периоды у облученного населения на Южном Урале'

Вариабельность диссоциативных проявлений в отдаленные периоды у облученного населения на Южном Урале Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
130
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДИССОЦИАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА / РАДИАЦИОННОЕ ОБЛУЧЕНИЕ / НЕВРОТИЧЕСКИЕ И СОМАТОФОРМНЫЕ РАССТРОЙСТВА / ПСИХООРГАНИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА / ИСТЕРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЗИСТЕНТНОЕ ТЕЧЕНИЕ / РЕНТНЫЕ УСТАНОВКИ / АКЦЕНТУАЦИИ / ФАКТОР ЭКЗАЛЬТИРОВАННОСТИ / DISSOCIATIVE DISORDERS / RADIOACTIVE IRRADIATION / NEUROSAL AND SOMATOPHORMIC DISORDERS / PSYCHO-ORGANIC SYMPTOMATOLOGY / HYSTERIC DEVELOPMENT / RESISTANT COURSE / COMPENSATION INSTALLATIONS / ACCENTUATIONS / FACTOR OF EXALTATION

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Буйков В. А., Колмогорова В. В., Буртовая Е. Ю.

Психические расстройства у облученного населения в пойме р. Теча и на территории Восточно-Уральского радиационного следа (ВУРСа) представлены в основном расстройствами непсихотического уровня (невротические, соматоформные, психоорганические). По частоте встречаемости значительное место занимали диссоциативные проявления. Проживающим в пойме р. Теча диагноз «смешанные диссоциативные расстройства» диагностировался у 138 (38,3 %) облученных. У пострадавших в зоне ВУРСа этот вид расстройства обнаруживался в 222 наблюдениях (61,7 %). Пациенты этой группы (исходя из клинических особенностей), могли бы быть отнесены к истерическому развитию личности согласно прежней терминологии. Кроме того, у 41,3 % наблюдалась сопутствующая психоорганическая симптоматика, а также у большого процента больных ипохондрическая, обсессивно-фобическая и иная симптоматика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Буйков В. А., Колмогорова В. В., Буртовая Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Variability of dissociative evidences of the irradiated population of the South Ural during the remote periods

Mental disorders of the irradiated population in the Techa river floodplain and on the territory of Eastern-Ural radiation track (EURT) are mainly disorders of non-psychotic type (neurosal, somatophormic, psycho-organic). Dissociative appearances are the most frequently occurred. The diagnosis "mixed dissociative disorders" was made to 138 (38,3 %) irradiated patients living in the Techa river floodplain. 222 (61,7 %) patients living in the EURT zone have this type of disorder. According to the previous terminology the patients of this group can be attributable to the hysteric personality development (proceeding from the clinical peculiarities). Besides, 41,3 % have concomitant psycho-organic symptomatology and large percentage of patients have hypochondriacal, obsessive-phobic symptomatology.

Текст научной работы на тему «Вариабельность диссоциативных проявлений в отдаленные периоды у облученного населения на Южном Урале»

УДК 616-001.28

ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ ДИССОЦИАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ОТДАЛЕННЫЕ ПЕРИОДЫ У ОБЛУЧЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

В.А. Буйков, В.В. Колмогорова, Е.Ю. Буртовая Университет Российской академии образования, Уральская государственная академия дополнительного образования, Уральский научно-практический центр радиационной медицины М3 РФ, г. Челябинск

Психические расстройства у облученного населения в пойме р. Теча и на территории Восточно-Уральского радиационного следа (ВУРСа) представлены в основном расстройствами непсихотического уровня (невротические, сомато-формные, психоорганические). По частоте встречаемости значительное место занимали диссоциативные проявления. Проживающим в пойме р. Теча диагноз «смешанные диссоциативные расстройства» диагностировался у 138 (38,3 %) облученных. У пострадавших в зоне ВУРСа этот вид расстройства обнаруживался в 222 наблюдениях (61,7 %). Пациенты этой группы (исходя из клинических особенностей), могли бы быть отнесены к истерическому развитию личности согласно прежней терминологии. Кроме того, у 41,3 % наблюдалась сопутствующая психоорганическая симптоматика, а также у большого процента больных - ипохондрическая, обсессивно-фобическая и иная симптоматика.

Ключевые слова: диссоциативные расстройства, радиационное облучение, невротические и соматоформные расстройства, психоорганическая симптоматика, истерическое развитие, резистентное течение, рентные установки, акцентуации, фактор экзальтированности.

Актуальность вопроса. К настоящему времени накопился большой научно-практический опыт, посвященный действию радиации на психическое здоровье человека [1, 2, 5, 7, 9]. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только в странах СНГ произошло несколько чрезвычайно значимых техногенных катастроф. Особое место уделяется изучению психических расстройств у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, пострадавших близ территории бывшего Семипалатинского полигона, облученных в зоне Уральских радиационных аварий.

Научный интерес в обследовании облученных на Южном Урале обусловлен несколькими факторами: 1) длительным действием на проживающих или проживавших в зоне радиационных катастроф смеси стронция-90, цезия-137 и других радионуклидов; 2) чрезвычайно большим контингентом подвергшихся хроническому радиационному воздействию; 3) формированием сложных невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств, а также различных органических, включая симптоматические расстройства, у пострадавших в результате радиационных инцидентов.

Материалы и методы исследования. Под наблюдением находилась группа облученного населения Уральских радиационных аварий, обнаруживающая большой клинический диапазон дис-

социативных расстройств: от «смешанных диссоциативных расстройств» (Б44.7 по МКБ-10), до состояний, похожих на «истерические расстройства личности». При изучении их в статике возникали реальные трудности дифференциальнодиагностического характера. Динамическое исследование этих больных обнаруживает у большей части постепенное усложнение клинической картины от невротических расстройств, до состояний, напоминающих гистрионные (истерическое) расстройства личности. Среди проживающих в настоящее время, или проживавших ранее в пойме р. Теча, диагноз «смешанные диссоциативные расстройства» (Р44.7), был выставлен 138 (38,3 %) пациентам от общего числа облученных этой группы (360 пациентов). У пострадавших в зоне ВУРСа (Восточно-Уральский радиационный след) этот вид расстройств обнаруживался в 222 наблюдениях (61,7 %), из них 103 пациента (28,6 %) относились к группе переселенных в свое время на радиационно чистые территории и 257 (71,4 %) продолжающих проживать в населенных пунктах на радиационно загрязненных территориях.

Результаты исследования. Исходя из цели и задач исследования, пациенты основной группы и группы контроля (100 человек, проживающих на радиационно чистых территориях) были подверг-

нуты детальному изучению клиническим, клинико-анамнестическим и клинико-динамическим методами. Больные были подвергнуты также тестированию по ряду психологических методик (опросник Спилбергера-Ханина, Гиссеновского опросника соматических жалоб, по методике ЛОБИ и некоторым другим).

По частоте встречаемости к этой группе относили пациентов, у которых диагностировали «смешанные диссоциативные расстройства» (Б44.7 по МКБ-10). Исследуемые пациенты (исходя из клинических особенностей), могли быть отнесенными к истерическому развитию личности, согласно мнению прежних авторов [5,7, 9,10,15].

Больные, относимые к рубрике Б44.7 в клиническом отношении содержат комбинацию различной симптоматики рубрик Р44.4 - ¥44.6 и других, и отражают известную пластичность и разнообразие проявлений истерии. Отсутствие органической симптоматики является частыми, но не обязательными для диагностики признаками, поскольку только у 96 (41,3 %) респондентов наблюдается сопутствующая неврологическая патология.

Смешанные диссоциативные расстройства у обследованных пациентов чаще формировались у инфантильных, незрелых, зависимых в преморби-де личностей, с невысоким уровнем образования и интеллекта [9, 12,15], что достаточно убедительно обнаруживалось у пациентов поймы р. Теча и территории ВУРСа. Симптомообразование у обследованных больных с диссоциативными расстройствами смешанного характера в большинстве случаев характеризовалось многообразием, сложностью клинических проявлений и длительностью течения. У пациентов часто было трудно установить начало формирования этого вида невротического расстройства. Хроническая психотравмирующая ситуация в зонах Южно-Уральских радиационных аварий в отдаленные периоды привела к появлению не свойственных диссоциативным расстройствам чрезвычайно стойких и сложных черт характера. У пациентов при дополнительных малейших конфликтах или каких-то недоразумениях стереотипно и выражено возникали приступы сердцебиения, спазмы в горле, подкатывание «клубка», онемение рук или ног, нарушение чувствительности кожных покровов, демонстративные позы, астазия-абазия, повышенная раздражительность, плаксивость и т.д. [8, 12, 15]. Им были свойственны тревожность, депрессивный фон настроения, частые дисфории, астенические, обсес-сивные, ипохондрические и иные проявления. Следует отметить, что в структуре диссоциативных расстройств депрессивный фон настроения чаще характеризовался подавленностью настроения, но аффект тоски почти никогда не переносился на будущее. Большое место в картине диссоциативных расстройств занимало снижение активности и интереса, а также выраженные вегетативные проявления. Сознательный и элективный кон-

троль у них нарушен до такой степени, что он может меняться от дня ко дню и даже от часу к часу. Степень потери той или иной функции, находящейся, под сознательным контролем, обычно трудно оценим. Критическое отношение у пациентов обычно изменено, и сдержать усилием воли склонности к бурным аффективным реакциям и иным болезненным проявлениям пациенты обычно не могли [5, 6]. Следует также отметить, что они становились с годами в высшей степени капризными, эгоистичными, эгоцентричными, ипо-хондричными, требовали к себе особого внимания. За счет многолетнего влияния доминантных (радиационного, психотравмирующих), предрасполагающих факторов (соматических заболеваний, социальных, экзогенно-органических, этнических, гендерных), а также провоцирующих (тяжелых простудных и инфекционных заболеваний, переломов конечностей, дополнительных затяжных стрессовых ситуаций, ЧМТ и др.) в отдаленные периоды к описанной выше симптоматике присоединялись другие более сложные и терапевтически стойкие расстройства в виде самодраматизации, эмоциональной заряженности и неосознаваемым стремлениям произвести впечатление, быть во всем особым и значимым. Все это вместе формирует завышенный уровень притязаний, амбиции, которые, однако, не подкрепляются подлинными ресурсами личности - ни физическими, ни психическими. В результате, вместо адекватного и естественного конгруэнтного поведения наблюдается множество заместительных (суррогатно-защитных) его проявлений: чрезмерная эмоциональность, нарочитая подчеркнутость и чрезмерная демонстративность, псевдология и аферизм, фантазмы и игра «ролей». Будучи в целом в той или иной мере инфантильными, впечатлительными и капризными истероидные личности могут, однако, проявлять завидное упорство в достижении своих целей (рентные установки, частые госпитализации, ин-валидизация).

Описанные выше клинические проявления в корне отличали этих пациентов от больных с «диссоциативными расстройствами» контрольной группы и напоминали собой клинику «истерического развития личности» по терминологии прежних классификаций болезней. Они в клиническом отношении были близки к гистрионным (истерическим) расстройствам личности по МКБ-10.

Практически у всех пациентов этой группы отчетливей, чем у других категорий невротических расстройств, звучало стремление признания их нетрудоспособными, получение льгот, пособий, связанных с проживанием на радиационно загрязненных территориях. Настойчивей и фактически постоянно отмечались рентные установки. Больные этой группы часто проходили различные лабораторные обследования и многократно лечились в терапевтических, неврологических, психиатрических и иных отделениях стационаров.

Проблемы здравоохранения

Результаты клинико-психологического исследования выявили отсутствие значимых различий в двух подгруппах (облученные в пойме р. Теча и ВУРСа). По показателям тревоги Спилбергера-Ханина, а также по показателям болевого фактора (Гиссеновский опросник) и давлению жалоб (ЛОБИ) пациенты основных подгрупп имели значимо (р < 0,05) выраженные показатели в сравнении с группой контроля. Обе подгруппы значимо (р < 0,05) отличались от группы сравнения по фактору экзальтированности теста К. Леонгарда-Шми-шека (15,3 и 14,6 против 9,3). По нашим наблюдениям данная акцентуация проявляется в восприятии экономических трудностей через призму собственной исключительности, комплекса жертвы и рентных установок.

Из табл. 1 следует, что в основной группе между лицами, облученными в бассейне р. Теча и зоне ВУРСа интегральных различий не выявлено по всем показателям соматических жалоб. Интегральных различий также не обнаруживается между основной и группой сравнения по желудочным и сердечным жалобам. Согласно табл. 1, основная группа и группа сравнения достоверно чаще

среднем по 47 баллов, что клинически выражается в усилении ипохондрических расстройств, рентных установках, частых госпитализациях и т.д.

Субъективная оценка радиационных аварий у больных этой категории вытекала из клиники диссоциативных расстройств и в цифровом выражении была более выраженной, чем в других подгруппах невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств.

Таким образом, пациенты с диагнозом «смешанные диссоциативные расстройства» (табл. 2) в абсолютном большинстве случаев оценивали значимость радиационных инцидентов как «особо значимые события» (76,8 и 69,4 % соответственно).

В группе сравнения у лиц, проживающих на радиационно чистых территориях, диссоциативные расстройства были представлены 18 (5,0 %) наблюдениями, в клинике 7 из них отмечалась характерная симптоматика, соответствующая этому виду невротических расстройств без особого утяжеления и осложнения, свойственных основным группам. У 11 больных обнаруживалась симптоматика «смешанных диссоциативных расстройств».

Таблица 1

Выраженность в баллах соматических жалоб в основной группе и группе сравнения у больных «смешанными диссоциативными расстройствами» по результатам Гиссеновского опросника

Соматические жалобы Основная г руппа Группа сравнения

Облученные в бассейне р. Теча Облученные в зоне ВУРСа

Истощение 11,5 12,5 6,9*

Желудочные жалобы 8,9 6,8 4,8

Боли в различных частях тела (ревматический фактор) 16,2 17,2 10,4*

Сердечные жалобы 10,8 10,3 6,8

Давление (интенсивность жалоб) 47,5 46,8 28,9*

Примечание. * - различия между основной группой и группой сравнения достоверны (р < 0,05).

Таблица 2

Субъективная оценка значимости радиационных инцидентов больными с диагнозом «смешанные диссоциативные расстройства» (Р44.7 по МКБ-10)

Значимость радиационных инцидентов Облуче в пойме нные р. Теча Облученные на территории ВУРСа

Абс. % Абс. %

Малозначимые события 4 2,9 16 7,2

Значимые события 28 20,3 52 23,4

Особо значимые события 106 76,8 154 69,4

Всего 138 100 222 100

(р < 0,05) различаются по следующим психосоматическим жалобам: истощение, боли в различных частях тела и давлению (интенсивности) жалоб. Давление жалоб по Гиссеновскому ПСО в основной группе увеличено в среднем 1,6 раза по сравнению с группой сравнения (28,9 балла) и составляет у облученных в бассейне р. Теча и зоне ВУРСа в

Выводы

1. «Смешанные диссоциативные расстройства» в основных группах респондентов встречаются значительно чаще, чем в группе контроля.

2. Пациенты этих групп (облученные в пойме р. Теча и зоне ВУРСа) в клиническом отношении характеризуются сложными картинами, и могут

быть отнесены к «истерическому развитию личности» по терминологии прежних классификаций болезней.

3. В 41,3 % случаев в клинике «смешанных диссоциативных расстройств» встречалась психоорганическая симптоматика, усложняющая клиническую картину заболеваний.

4. В абсолютном большинстве случаев больные с диагнозом «смешанные диссоциативные расстройства» оценивали тяжесть радиационных инцидентов как «особо значимые события» (76,8 и 69,4 % соответственно).

Литература

1. Аклеев, А.В. Медико-биологические и экологические последствия радиоактивного загрязнения реки Теча / А.В. Аклеев, М.В. Киселев. - М., 2001.-531 с.

2. Аклеев, А.В. Экологические и медицинские исследования радиационной аварии 1957 г. на ПО «Маяк» / А.В. Аклеев, М.Ф. Киселев. — М., 2001. -249 с.

3. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства /Ю.А. Александровский. — М.: Медицина, 2000. - 469 с.

4. Психогении в экстремальных условиях / Ю.А. Александровский, О.С. Лобестов, Л.И. Спи-вак, Б.П. Щукин. — М.: Медицина, 1991. — 96 с.

5. Психическое здоровье населения Южного Урала, подвергшегося радиационному облучению / В.А. Буйков, П.П. Балашов, А.В. Аклеев, В.В. Колмогорова. — М., 2007. — 307 с.

6. Буйков, В.А. Соматоформные алгические расстройства у облученных в результате радиа-

ционных аварий на Южном Урале / В.А. Буйков, Е.Ю. Буртовая, В.В. Колмогорова // Актуальные вопросы внутренних болезней: традиционные и психосоматические подходы: сб. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2006. - С. 142—146.

7. Карвасарский, Б.Д. Неврозы / Б.Д. Карва-сарский. - М.: Медицина, 1990. —573 с.

8. Колмогорова, В.В. Отдаленные психические расстройства у пострадавших в результате радиационных инцидентов на Южном Урале и у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС / В.В. Колмогорова, В.А. Буйков, А.В. Аклеев. - М.: Фрегат, 2006. -155 с.

9. Лакосина, НД. Неврозы, невротические развития личности / НД. Лакосина, Н.М. Трунова. — М., 1994. -192 с.

10. Логановский, К.Н. Неврологические и психопатологические синдромы в отдаленном периоде воздействия ионизирующих излучений / К.Н. Логановский // Журн. невропатологии и психиатрии им. Корсакова. — 2000. -№ 4.- С. 15—21.

11. Пивень, Б.С. Экологическая психиатрия / Б.С. Пивень. - Барнаул, 2001. —134 с.

12. Клинические особенности нервно-психиче-ских расстройств у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС / В.А. Рудницкий, ВЛ. Семке, О.Н. Васильева и др. // Материалы 12-го съезда психиатров России. —М., 1995. - С. 171—172.

13. Свядощ, А.М. Неврозы и их лечение /

A.М. Свядощ. - М., 1971. — 456 с.

14. Семке, В.Я. Истерические состояния /

B.Я. Семке. - М., 1988. —221 с.

15. Семке, В.Я. Превентивная психиатрия / В.Я. Семке. - Томск, 1999. —403 с.

Поступила в редакцию 28 августа 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.