Научная статья на тему 'Валютный контроль как инструмент обеспечения внешнеэкономической безопасности России в условиях глобализации'

Валютный контроль как инструмент обеспечения внешнеэкономической безопасности России в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
740
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ФУНКЦИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / CURRENCY CONTROL / EXTERNAL ECONOMIC SAFETY / GLOBALIZATION / CURRENCY CONTROL FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юнусова Танзилия Талгатовна

Статья посвящена проблеме уточнения и дополнения цели валютного контроля как инструмента обеспечения внешнеэкономической безопасности страны в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issue of specification of currency control objective as a tool to ensure external economic safety of the country under conditions of globalization.

Текст научной работы на тему «Валютный контроль как инструмент обеспечения внешнеэкономической безопасности России в условиях глобализации»

РАЗДЕЛ 6. МЕЖДУАНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ОТНОШЕНИЯ

Т. Т. Юнусова

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена проблеме уточнения и дополнения цели валютного контроля как инструмента обеспечения внешнеэкономической безопасности страны в условиях глобализации.

Annotation

The article is devoted to the issue of specification of currency control objective as a tool to ensure external economic safety of the country under conditions of globalization.

Ключевые слова

Валютный контроль, внешнеэкономическая безопасность, глобализация, функции валютного контроля

Keywords

Currency control, external economic safety, globalization/ currency control functions

В условиях современного глобального кризиса возникает дополнительная потребность в уточнении понятия валютного контроля как инструмента обеспечения внешнеэкономической безопасности России.

Проблема теоретического обоснования результативности действующей системы валютного контроля в России продолжает оставаться актуальной. В рамках данной статьи в целях решения поставленной задачи необходимо: уточнить терминологическую базу; в полной мере изучить экономическую сущность валютного контроля; влияние основных тенденций его развития на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

По мнению Б.Г. Федорова, «валютный контроль в широком понимании - контроль за проведением внешнеэкономических операций»[1]. Необхо-

димо заметить, что точка зрения Б.Г. Федорова существенно отличается от точек зрения других отечественных экономистов. Частично это может быть объяснено тем, что это определение было дано еще в конце 80-х гг. XX в., до возникновения системы валютного контроля в рыночной экономике, и потому речь в нем идет не о соблюдении валютного законодательства, а о контроле государства за проведением внешнеэкономических операций.

Данное определение отражает рассмотрение специфики обеспечения внешнеэкономической безопасности и дает наиболее широкую трактовку сущности валютного контроля. Но постепенно эволюция понятийно-

категориальных интерпретаций содержания валютного контроля идет в направлении сужения понимания его сущности.

Уже в 1992 г. в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» указывалось, что «целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций» [2]. Исходя из этого нормативноправового акта многие российские ученые приняли такой подход за определение понятия валютного контроля, прибегая лишь к некоторой его детализации. Профессор Л.Н. Красавина считает, что обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций происходит путем проверок [3], то есть к определению цели, данному в старом законе, добавляется метод проверок.

При трактовке валютного контроля И. Н. Платонова вводит конкретные лица резидентов и нерезидентов, совершающих валютные операции [4].

По мнению З.А. Сабова, под валютным контролем понимается «частичное или тотальное регулирование платежного оборота с заграницей посредством прямого или косвенного государственного вмешательства» [5].

Данное определение предписывает тотальное или частичное регулирование платежного оборота, а не соблюдение валютного законодательства.

По существу, высказанные точки зрения отражают его контрольную функцию, которая состоит: в проведении проверок коммерческими банками представляемых документов перед осуществлением валютных операций, контроле за проведением валютных операций, проверке валютных операций на соответствие валютному законодательству, привлечении к ответственности за нарушение валютного законодательства. И в этом заключается неотъемлемая черта валютного контроля.

Зарубежные авторы также излагают свои точки зрения на валютный контроль. Так, П. Линдерт отмечает, что согласно законам валютного контроля,

экспортеры должны все обязательства иностранцев (то есть иностранную валюту) передавать правительству США. Если правительство желает поддерживать курс в 1 доллар и не имеет намерения ограничивать возможности американской экономики, чтобы уравнять спрос и предложение иностранной валюты на уровне одного доллара за фунт стерлингов, тогда оно будет вынуждено ограничивать право покупки иностранной валюты [6]. Как видим, речь идет о валютном контроле, направленном на ограничение ввоза иностранной валюты с целью поддержания равновесия в экономике страны. Следовательно, валютный контроль имеет макроэкономическую значимость, способствуя тем самым обеспечению внешнеэкономической безопасности страны.

Мишелем Пебро валютный контроль рассматривается как простая централизация всех расчетов с заграницей, когда национальная валюта конвертируема в иностранную валюту только административным путем по курсу, определенному государственными властями, и как регламентация валютных операций, касающихся сроков осуществления расчетов по текущим операциям, операций частных лиц и движения капиталов [7].

Отличительная особенность определения понятия «валютный контроль» российскими авторами в том, что они понимают под ним централизацию валютных ресурсов у государства, ограничение объема импорта размером выручки от экспорта, валютные ограничения и регламентацию валютных операций по срокам проведения, а не соблюдение валютного законодательства при проведении валютных операций.

Зарубежные ученые склоняются в своих определениях к тому, что валютный контроль играет, прежде всего, регулирующую роль. Выполнение же резидентами и нерезидентами регламентаций валютных операций, касаю-

щихся сроков осуществления расчетов по текущим операциям, операций частных лиц и движения капиталов, ограничение текущих международных платежей, связанных с международным движением капитала, приводит к изменению направления движения валютных потоков на внутреннем и мировом валютных рынках. Таким образом, современное понимание сущности валютного контроля данными авторами очень близко к пониманию его взаимосвязи с внешнеэкономической безопасностью государства.

Анализ как зарубежных, так и отечественных определений понятия валютного контроля показывает существенное отличие их от законодательного, что побуждает к формированию собственного видения проблемы.

Регулирующая функция сводится к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций. Контрольная же функция состоит в осуществлении проверок коммерческими банками при соблюдении действующих регулирующих нормативов. Таким образом, валютный контроль представляет собой многомерный процесс, которой можно понимать в широком и узком смысле.

Следовательно, валютный контроль, выполняющий контрольную и регулирующую функцию, представляет собой систему действий, которые направлены на соблюдение валютного законодательства и ведомственных нормативных актов, регламентирующих проведение валютных операций резидентов и нерезидентов в целях, установленных государством (узкий смысл), а также обеспечение внешнеэкономической безопасности государства путем регулирования межстрановых финансовых потоков (широкий смысл).

В связи с двойственной сущностью валютного контроля в экономической литературе отсутствует единство в понимании его целей.

Нельзя не согласиться с точкой зрения Л.Н. Красавиной, что целью повседневного контроля является противодействие «бегству» капитала за границу, но данной цели можно достичь лишь при осуществлении промежуточных задач: репатриации экспортной валютной выручки и получении оплаченных импортируемых товаров, при этом она охарактеризовала «бегство» капитала как «ускоренный отток больших объемов капитала, вывозимых по легальным и нелегальным каналам при разной срочности и функциональном назначении активов» [8].

Сходную позицию занимает и

A.Г. Наговицин [9], который, как и

Л.Н. Красавина [10], считает, что цель валютного контроля - предотвращение «утечки» капитала из страны.

B. И. Мельников, М. Мовсесян полагают, что целью валютного контроля является «обеспечение объема продажи валютной выручки, достаточного для поддержания стабильности на валютном рынке» [11].

Как видим, цели валютного контроля, принятые Л. Н. Красавиной, А.Г. Наговициным, В.И. Мельниковым, М. Мовсесяном, не противоречат друг другу: следовательно, при достижении одной цели может быть достигнута и другая.

Щеголева Н.Г. раскрывает цель валютного контроля через такие действия, как: репатриация валютной выручки; обеспечение объема продажи валютной выручки, достаточного для поддержания стабильности на валютном рынке; осуществление повседневного контроля для противодействия бегству капитала за границу; сокращение не связанных с торговлей обменных процессов [12].

В данном случае используется тот же подход, что и в российских определениях сущности валютного контроля, - его цели рассматриваются в узком смысле слова.

С позиций зарубежных экономистов, валютный контроль имеет более глобальные цели: поддержание фиксированных валютных курсов и платежного равновесия; защиту национальной валюты административными мерами, включая экономические, валютно-

политические, обеспечение национальной и международной безопасности.

И. Н. Платонова придерживается некоторых положений, высказанных зарубежными учеными, и считает, что «в качестве главных целей валютного контроля и валютных ограничений можно выделить: обеспечение экономической безопасности; стимулирование развития внешнеэкономических связей; формирование валютных резервов страны; выполнение международных обязательств страны».

Следует признать, что цели валютного контроля, указанные в работах зарубежных и некоторых отечественных ученых, присущи валютной политике как таковой. Валютный контроль является способом реализации валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных операций (контроль за перемещением через таможенную границу валютных ценностей, за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте), поэтому достижение целей валютного контроля способствует осуществлению целей валютной политики.

Наиболее полным является следующее определение цели валютного контроля в условиях глобализации: он направлен на обеспечение внешнеэкономической безопасности государства (поддержание устойчивого курса национальной валюты и противодействие «утечке» капитала за границу) путем соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций посредством механизма:

- использования, применения методологии и формирования валютного курса;

- установления соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;

- предотвращения необоснованных платежей по импорту;

- обеспечения ввоза товара импортером на таможенную территорию страны в сумме оплаты за этот товар иностранному контрагенту;

- репатриации валютной выручки и зачисления на счета в уполномоченных банках;

- отслеживания выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством;

Что касается вывоза, оттока, перевода капиталов за границу, то они символизируют вполне естественные в межгосударственных отношениях экономические процессы. Вывоз капитала означает инвестиции, переведенные за рубеж легальным и нелегальным путем, при этом доходы от вторых не будут возвращены в страну. Определение «утечка» капитала подчеркивает, что явление, обозначаемое им, носит для государства характер настоящей проблемы, которую необходимо преодолевать.

«Утечка» капитала за пределы России объясняется экономическими интересами собственников или законных владельцев вывозимых капиталов. Эти экономические интересы формируют стремление собственников:

а) сохранить свои капиталы;

б) приумножить и заставить их работать; в) легализовать то, что получено не всегда законным путем, чтобы можно было передать их по наследству, распорядиться ими официально; г) получить с капиталов более высокий доход, чем это возможно на территории России, не возвращая его на родину и т.д.

«Утечка» капитала провоцируется преимущественно неразвитыми рыночными факторами, среди которых преобладают следующие: низкий уровень развития рыночных отношений в стране; отсутствие объектов для вложения капитала, отвечающих интересам инвесторов; криминализация экономики и коррумпированность власти. Но нельзя сбрасывать со счетов и нерыночные факторы, такие как: несовершенство законодательной базы; непредсказуемость политической ситуации; недоверие населения к политическим и экономическим институтам страны.

Одно из необходимых условий решения данной проблемы - наделение на законодательном уровне органов и агентов валютного контроля правом приостанавливать валютные операции по сделкам, обладающим признаками подозрительности, и возлагать на них обязанности по передаче информации об этих сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

При осуществлении деятельности в сфере валютного контроля органы и агенты валютного контроля достигают указанной цели при использовании инструментария вышеприведенного механизма. Построение валютного контроля как инструмента обеспечения внешнеэкономической безопасности государства в условиях глобализации должно основываться на принципах управляемости, эволюционности, соответствия и адекватного правового сопровождения.

Принцип управляемости предполагает, что процесс создания и последующего развития валютного контроля должен идти под сознательным контролем общества, государства, самого банковского сообщества. Для этого необходимо наличие коллективно разработанной, принятой большинством концепции развития валютного контроля, соответствующих рабочих программ,

проектов и их реализация при согласовании усилий всех заинтересованных участников процесса. Концепции, конкретные программы, проекты и способы их реализации должны периодически уточняться, при необходимости корректироваться, изменяться соответственно сложившимся условиям. Приоритет отдается экономическим мерам в реализации государственной политики в области валютного контроля.

Принцип эволюционности предполагает превращение имеющейся совокупности органов и агентов валютного контроля в системный организм. Их последующее развитие следует осуществлять путем постепенного совершенствования структурных параметров, последовательного накопления количественных и качественных изменений, основательного изучения новых операций и технологий, формирования адекватных взаимодействий между элементами единого контроля и клиентами.

Основы принципа соответствия

- во-первых, это валютный контроль на любом конкретном этапе развития должен соответствовать возможностям предложения банка как ключевого агента контроля и ожиданиям от него клиентов (характер, цели и направления деятельности, перечень и условия предоставления услуг); во-вторых, необходимо достижение и поддержание соответствия между целями внешнеэкономической безопасности и свободой предпринимательской деятельности субъектов экономики (резидентов и нерезидентов), согласованность их действий, взаимодополняемость, единство целей и способов работы, совместимость.

Принцип адекватного правового сопровождения означает разработку и принятие таких законов и иных нормативных актов, которые реально отражают изменяющиеся процессы в рыночной экономике и предопределяют полноту охвата нормами права как в

стратегическом, так и в тактическом аспекте; внутреннюю непротиворечивость; своевременность разработки правовой базы валютного регулирования и валютного контроля.

Реализация вышеназванных принципов валютного контроля дает возможность сформировать системный подход для предупреждения форсмажорных обстоятельств (системы раннего реагирования).

Библиографический список

1.Федоров, Б.Г. Валютная политика СССР, взгляд в будущее / Б.Г. Федоров.

- М.: Финансы и статистика, 1990. - С. 14.

2. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный Закон от 09.10.1992 № 3615-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. № 45. - С. 2542.

3. Красавина, Л.Н. Пути оздоровления банковской системы России / Л.Н. Красавина // Бизнес и банки. 1999. 3 нояб.

4. Платонова, И.Н. Валютное регулирование в современной мировой экономике / И.Н. Платонова. - М.: Финансы и статистика, 1999. - С. 119.

5.Сабов, З.А. Валютная конвертируемость в переходный период / З.А.Сабов.

- СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1998. - С. 181.

6. Линдерт, П. Экономика мирохозяйственных связей / П. Линдерт. - М.: Прогресс, 1992. - С. 102.

7. Пебро, М. Международные экономические, валютные, финансовые отношения / М. Пебро. - М.: Прогресс, 1994. -С. 145.

8.Красавина, Л.Н. Бегство капитала из России и пути его сдерживания / Л.Н. Красавина. // Деньги и кредит. 2000. №

11. - С.41.

9.Наговицин А.Г. Валютная политика / А. Г. Наговицин. - М.: Экзамен, 2000. -

С. 227.

10. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / под ред. Л. Н.

Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 523.

11.Мельников, В.И. Вопросы валютного регулирования / В.И. Мельников, Мов-сесян М. // Экономист. 1999. - С. 18.

12.Щеголева, Н.Г. Валютное регулирование на пути к либерализации валютного рынка / Н.Г. Щеголева // Банковское дело. 2001. № 10. - С. 23-26.

Bibliographic list

I.Fiodorov B.G. The USSR’s Currency Policy, Insights into the Future / B.G. Fio-dorov. - Moscow: Finance and Statistics, 1990. - p.14.

2.On Currency Regulation and Currency Control: Federal Law of 09.10.1992 # 3615-1 // Vedomosti SND and VS RF. # 45. P.25-42.

3. Krasavina L.N. The ways of Russia’s Banking System Revival / L.N. Krasavina // Business and Banks. November 3, 1999.

4.Platonova I.N. Currency Regulation in Modern World Economy / I.N. Platonova-Moscow: Finance and Statistics, 1990. -p.119.

5.Sabov Z.A. Currency Convertibility in the Transition Period / Z.A. Sabov - St. Petersburg: St. Petersburg University publishing house, 1998. - p.181.

6.Limdert P. Global Economy Ties / P. Limdert. - Moscow: Progress, 1992. - p. 102.

7.Pebro M. International Economic, Currency, Financial Relations / M. Pebro. -Moscow: Progress, 1994. - p. 145.

8.Krasavina L.N. Capital Escape from Russia and the Ways to curb it / L.N. Krasavina. // Money and Credit. 2000. #

II. - p. 41.

9.Nagovitsin A.G. Currency Policy / A.G Nagovitsin. - Moscow: Examen, 2000. - p. 227.

10. International Monetary, Credit and Financial relations / edited by L.N. Krasavina. - Moscow: Finance and Statistics, 2000. - p.523.

ll.Melnikov V.I. Currency Regulation Issues / V.I. Melnikov, Movsesjan M. // Economist. 1999. - p.18.

12.Schegoleva N.G. Currency Regulation on the Way to Currency Market Liberalization / N.G. Schegoleva // Banking. 2001. #

10. - p.23-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.