Научная статья на тему 'Валютные союзы как препятствие на пути глобальной мультипликации убыточных инвестиций'

Валютные союзы как препятствие на пути глобальной мультипликации убыточных инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИКТИВНЫЙ КАПИТАЛ / МУЛЬТИПЛИКАТОР ИНВЕСТИЦИЙ / БРИКС / МЕРКОСУР / ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / ЛИКВИДНОСТЬ / ПРОГРЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Динец Дарья Александровна

В статье рассмотрена роль убыточных инвестиций, реализуемых в странах эмитентах резервных валют, в формировании и экспансии фиктивного капитала. Глобальная потребность в финансировании убыточных инвестиций определяет способы изъятия ликвидности за счет использования фиктивного капитала. Выявлено, что более всего этому процессу подвержены страны, ориентированные на рентные отрасли, страны, реализующие множество инфраструктурных проектов, а также страны, сильно зависящие от доллара США. Современность такова, что противодействие процессу мультипликации убыточных инвестиций можно оказать только путем формирования валютных союзов в рамках торгово-экономических соглашений о сотрудничестве. В статье предложен набор требований к таким союзам. Требования касаются как экономической структуры, так и финансовой политики стран, входящих в валютный союз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валютные союзы как препятствие на пути глобальной мультипликации убыточных инвестиций»

Валютные союзы как препятствие на пути глобальной мультипликации убыточных инвестиций

Динец Дарья Александровна

к.э.н., доцент, доцент кафедры «Финансы и бухгалтерский учет», Иркутский государственный университет путей сообщения,

В статье рассмотрена роль убыточных инвестиций, реализуемых в странах - эмитентах резервных валют, в формировании и экспансии фиктивного капитала. Глобальная потребность в финансировании убыточных инвестиций определяет способы изъятия ликвидности за счет использования фиктивного капитала. Выявлено, что более всего этому процессу подвержены страны, ориентированные на рентные отрасли, страны, реализующие множество инфраструктурных проектов, а также страны, сильно зависящие от доллара США. Современность такова, что противодействие процессу мультипликации убыточных инвестиций можно оказать только путем формирования валютных союзов в рамках торгово-экономических соглашений о сотрудничестве. В статье предложен набор требований к таким союзам. Требования касаются как экономической структуры, так и финансовой политики стран, входящих в валютный союз.

Ключевые слова: фиктивный капитал, мультипликатор инвестиций, БРИКС, МЕРКОСУР, валютный союз, ликвидность, прогресс.

Либеральная доктрина, методологически оправдывающая рост неравенства, основана на идее «просачивания благ» и оперирует, в том числе, таким инструментом, как рыночный мультипликатор. Ранее мы уже определили роль банковского мультипликатора в надувании финансовых пузырей и трансформации финансового капитала в фиктивный. На данном этапе исследования целесообразно оценить также влияние рыночных мультипликаторов на развитие данного процесса.

Базовая теория предполагает, что в результате реализации инвестиционных проектов возрастает объем производства и потребления во всех причастных к данной инвестиции отраслях, что приводит к мультипликативному увеличению темпов роста в целом по сегменту. Более того, утверждается, что даже убыточные инвестиции могут повлечь за собой позитивный для экономики эффект, если их реализация привела к росту производства в смежных отраслях.

На этом вопросе следует остановиться подробнее. Убыточные инвестиции действительно могут привести к росту производства у поставщиков оборудования и материалов, однако в оценке агрегированных показателей это не может скомпенсировать убытки. Инвестиции могут быть убыточны при данном уровне цен, при данном уровне процентных ставок, при данной структуре источников финансирования, а также при данном уровне ренты. Более того, перечисленные факторы становятся эндогенными, поскольку зачастую инициаторам проектов удается манипулировать ими. Разумеется, существует множество экзогенных факторов убыточности инвестиций, однако их анализ и рассмотрение выходит за пределы настоящего исследования.

Акцент на искусственно эндогенных факторах не случаен: именно перечисленные механизмы могут стать причиной того, что невозможность воспроизводства капитала толкнет ликвидность не в финансовый, а в фиктивный капитал, что нарушит общую воспроизводственную модель.

Если инвестиции убыточны при заданном уровне цен и ренты, то это приводит к неоправданному росту цен. При нормально действующем ценовом механизме рост цен привел бы к сокращению спроса и вытеснению с рынка, однако ценовой механизм современного рынка подменен механизмом борьбы за ликвидность и формированием фиктивного капитала. Если финансовый капитал не используется для финансирования, а постоянно окупает сам себя, то он автоматически становится фиктивным. Именно по этой причине говорят о том, что сегодня финансовые пузыри возникают не только на финансовых, но и на товарных рынках. Если при этом экономика является рентной, то фиктивный капитал образуется на месте изъятой монопольной ренты. Если же доля ренты невелика, то фиктивный капитал заполняет инфляционные убытки, образованные за счет эксплуатации гедонического индекса инфляции.

Чтобы пояснить значение ценового механизма в формировании фиктивного капитала, рассмотрим простой пример. Предположим, в результате реализации инвестиционного проекта компания получила некий продукт, стоимость производства которого составляет 101 рубль, при этом рыночная цена аналогичных продуктов всего 100 рублей. В таком случае компании больше не стремятся повысить эффективность путем сокращения затрат. Вместо этого продукту придается статус «инновационного», а цена на него устанавливается в размере, скажем, 200 рублей. При этом инновационный статус позволяет не учитывать такой скачок цен в индексе инфляции. В результате каждый приобретенный продукт на 99 рублей сокращает уровень платежеспособного спроса, а, тем самым, и уровень производства других продуктов. И чем больше таких «инновационных» продуктов производится, тем выше окажется обратное значение мультипликатора на уровне экономики в целом без влияния на агрегированное значение ВВП. Следует заметить, что в нашем упрощенном примере мы упускаем из виду, что приобретен этот продукт может быть за счет заемных средств, то есть, к действию рыночного мультипликатора прибавляется действие мультипликатора банковского. В нашем примере отчетливо видно, как рыночная эффективность подменяется погоней за ликвидностью, что и является основным механизмом формирования фиктивного капитала.

О À

В

S

W 2

сч cJ

£

Б

а

2 ©

Механизм формирования фиктивного капитала посредством механизма структуры и стоимости капитала при реализации убыточных инвестиций достаточно широко рассмотрен в литературе, и в дополнительных пояснениях не нуждается. Если убытки финансируются за счет банковских балансов, на которых содержатся также акции компаний, реализующих убыточные проекты, то этот круг рано или поздно замкнется, и станет отчетливо видно, что, капитал, лежавший в его основе, был фиктивен.

Мотивов к повышению уровня эффективности нет, поскольку одновременное использование описанных механизмов позволяет полностью компенсировать все убытки, монетизируя их из различных источников, и тем самым абсорбируя финансовый капитал, оставляя экономике фиктивный.

Экономика, в которой сложилась такая ситуация, вынуждена постоянно привлекать ликвидность, организуя такой же механизм изъятия, но уже в трансграничном масштабе. И в решении этой задачи ей помогают более сложные инструменты, например, завышенные трансакцион-ные издержки, торговля рисками на внебиржевых рынках, методы валютных войн и регулируемых кризисов и т.д. Более того, мультипликатор убыточных инвестиций перекладывается на другие страны, которые в итоге платят за фиктивные ценности.

В решении этой проблемы помогает статус резервной валюты и наличие политических преференций на мировой арене, чему посвящено множество исследований. Действительно, о том, что фиктивный капитал перемещается вместе с резервными валютами с тем, чтобы по мере необходимости перенаправлять ликвидность в места риска схлопывания финансовых пузырей, говорилось неоднократно. Однако роль мультипликатора убыточных инвестиций в данном процессе, на наш взгляд, освещена недостаточно.

Предлагаем наше видение данного механизма. Во-первых, все рентные экономики являются донорами ликвидности для фиктивного капитала. Причем, чем более примитивной является форма ренты, и чем меньшее количество переделов задействовано в системообразующей рентной отрасли, тем проще использование ликвидности за счет управления резервной валютой (для подтверждения достаточно взглянуть на динамику ресурсов российских суверенных фондов). Достаточно небольшого финансового пузыря и следующего за ним локального

обвала цен, чтобы финансовые ресурсы массово покинули соответствующий рынок. Следует понимать, что по мере роста финансового пузыря ресурсов становится намного больше, нежели было вложено его инициаторами.

Во-вторых, экономики, самостоятельно массово реализующие убыточные инвестиционные проекты и привлекающие под них финансовые ресурсы, в том числе, государственные, также являются глобальными поставщиками ликвидности фиктивному капиталу. Особенно ярко предстает этот механизм при рассмотрении избыточных и убыточных крупных инфраструктурных проектов. Такие проекты не создают дополнительных переделов в экономике, не усложняют ее структуру, а, следовательно, обслуживают исключительно сами себя. Любой проект, финансовые ресурсы которого постоянно самовоспроизводятся посредством искусственно усложненного финансового механизма, но не выходят за его пределы, является поставщиком ликвидности, но не эффективности для экономики и не реального экономического роста. В финансовой науке такой принцип называется обратной вертикальной цепочкой создания стоимости. Фактически же это изъятие ликвидности через ценовой механизм: поставки дорогого инновационного оборудования, комплектующих, дорогая и неэффективная логистика, стоимость финансирования, трансакционные затраты и колоссальные издержки администрирования - все это формирует стоимость, которая никогда не будет воспроизведена в цене, то есть, все это выводит ликвидность из сферы промышленного производства или социальной политики, если речь идет о государственном финансировании. Полагаем, что нет ничего плохого в том, что инфраструктура может догонять структуру экономики, а не наоборот.

В-третьих, степень вовлеченности в глобальную экономику и глобальные финансы. Уровень долларизации национальной экономики, зависимость от международных финансовых рынков, валюта международных резервов страны - все это препятствия на пути удержания ликвидности в национальной экономике, а национальной экономики - на пути удержания от увлечения фиктивным капиталом. Отдельного внимания заслуживает роль страны в международном разделении труда. Обратная цепочка создания стоимости эффективна для первых ее звеньев только при заниженном уровне валютного курса, а для последних толь-

ко при повышенном уровне инфляции в национальной экономике. Разница в уровнях инфляции важна, поскольку она позволяет укреплять зависимость национальной экономики от «твердых» валют.

Разумеется, к перечисленным факторам следует добавить и раздутый финансовый сектор, и огромные масштабы финансовых спекуляций, и фиктивную капитализацию.

В совокупности перечисленные факторы порождают глобальную зависимость, высокий уровень обратной корреляции между агрегированными убыточными инвестициями в странах - эмитентах резервных валют и объемом ликвидности, доступной для формирования финансового капитала в остальных странах. Зависимость, в свою очередь, порождает уязвимость.

Попытки разных стран бороться с зависимостью, в частности, от доллара и от финансовых капиталов оси Нью-Йорк - Лондон, в данном контексте представляют особый интерес. Необходимость финансировать убыточные в существующих условиях инвестиции американской экономики толкают разные страны на применение валютной дифференциации с целью сокращения уровня зависимости и перенаправления ресурсов в национальные экономики.

Мы рассмотрим два примера - Китай в качестве центра валютной системы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) и страны блока МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Венесуэла). Кроме того, косвенно затронем меры противодействия зависимости, принятые Ираном после введения против него режима всеобъемлющих санкций, в том числе после реализовавшейся для Ирана и актуальной для России угрозы отключения от SWIFT1.

Валютная политика Китая ориентирована на приобретение юанем статуса реальной резервной валюты и валюты международных расчетов в БРИКС, АСЕАН, а далее, полагаем, и в АТР. Действительно, в октябре 2016 года китайский юань включен в корзину резервных валют, составляющих базу для расчета стоимости SDR (специальных прав заимствования). Для достижения этой цели китайский юань активно продвигался на арену международных расчетов. На сегодняшний день по данным упомянутой выше SWIFT [2] сделки в юанях занимают пятое место в общем объеме трансграничных сделок в мире. Более 1300 финансовых институтов применяют китайский юань для совершения сделок с Ки-

"Китай Индия Россия Рис. 1. Динамика уровня безработицы в БРИКС [1]

^-Аргентина —Бразилия Парагвай

Рис. 2. Динамика безработицы в МЕРКОСУР [1]

таем и Гонконгом. Однако при более пристальном рассмотрении становится ясно, что сделки в юанях направлены лишь на создание резервов в валюте страны-контрагента, а не для резервирования с целью сохранения стоимости.

Кроме того, настораживает и развивающийся рынок офшорных юаней2 с центром в Гонконге. По данным все того же отчета SWIFT в 2017 году Гонконг стал самым крупным офшорным центром, сосредоточив 76,14 % всех офшорных сделок [3]. Офшорные юани изначально были необходимы для китайской финансовой системы в целях обхода требований МВФ по либерализации операций с капиталом, однако представляется, что такие масштабы операций могут предвещать очередной финансовый пузырь. Еще более настораживает тот факт, что треть операций с офшорным юанем проводится через Лондон [2,3], который, в свою очередь, остается центром офшорных потоков, если исключить из рассмотрения Китай.

Далее не следует забывать о степени долларизации китайской экономики, а также уровне кредитных рисков, связанных с долларами и активами, номинированными в долларах.

К этому следует добавить обязательства, принятые Китаем в рамках международных соглашений, в частности, соглашений в рамках БРИКС. Созданные институты - Новый банк развития и Фонд резервных валют направлены, соответственно, на финансирование инфраструктурных проектов в странах-участницах и на формирование стратегических запасов ликвидности на случай резкого оттока капитала. Новый банк развития разместил на шанхайской бирже облигации, номинированные в юанях, а взнос Китая в Фонд резервных валют составляет 41 млрд. долл. и превышает более чем в 2 раза взносы России, Индии и Бразилии.

Интернационализация юаня идет по довольно знакомой траектории развития - укрепление позиций в мировой торговле, использование национальной ва-

люты для совершения международных операций, кредитование многих экономик, формирование зависимых наднациональных финансовых институтов. Однако представляется, что гегемония юаня не настанет при сохранении действующих механизмов реализации валютной политики.

Во-первых, высока зависимость Гонконгской биржи от Лондона, который не поставит свои финансовые отношения с США под удар, а в случае необходимости при помощи подконтрольной SWIFT быстро выведет капиталы с гонконгской биржи. Во-вторых, даже не очень существенная девальвация доллара с учетом размеров долларовых резервов Китая сделает неликвидным Фонд резервных валют (что осложнит и отношения внутри блока БРИКС). В-третьих, профинансированные инфраструктурные проекты несут риск потери ликвидности через действие мультипликатора, описанного выше. Если реализован проект, который не увеличил количество переделов в отрасли, или, используя терминологию Фон Хайека, не увеличил число стадий капиталистического производства, то в конечном счете это может привести к отрицательным чистым инвестициям [18]. Например, строительство высокоскоростной магистрали за счет заемных средств для перевозки нефти или леса без изменения глубины их переработки способно лишь увеличить затраты и тем самым вывести ресурсы из смежных отраслей.

Поэтому валютная борьба, организованная юанем, без смены модели, на наш взгляд, обречена на провал. Более того, позиция доллара может укрепиться после победы в этой войне.

Далее рассмотрим торгово-экономический союз МЕРКОСУР, также использующий национальные валюты для финансирования торговых сделок внутри группы. Степень интеграции здесь более высока, что отчасти объясняется географической близостью стран. Страны, входящие в блок, также сформировали международный фонд, названный фондом структурной конвергенции и общей стоимостью 100 млн. долл., то есть, меньше фонда БРИКС в 10 раз. Однако цель данного фонда в выравнивании структур экономик, то есть, в поддержке менее развитых стран и способствовании их догоняющему развитию для выравнивания экономических условий между странами. В настоящее время рассматривается вопрос внедрения единой валюты союза МЕРКОСУР.

О

3

в

S

V 2

сч cJ

£

Б

а

2 ©

Рассмотренные объединения сокращают зависимость от долларовых расчетов и от западных рынков капиталов, в том числе, фиктивных, используя для этих целей принципиально различные модели. Если Китай проводит широкую экспансию юаня, то страны латиноамериканского блока ориентированы на структурные изменения национальных экономик. Сравнение тем более интересно, что альянсы включают общего игрока - Бразилию.

Для того, чтобы сравнить результативность объединений, необходимо выбрать базу для сравнения. Поскольку сложно представить денежный показатель, по которому можно сравнивать столь различные экономики, обратимся к универсальной единице - темпам роста уровня безработицы (рис. 1 и рис. 2).

Рисунки дают ясное представление о том, что после объединения стран в альянсы уровень занятости в странах латиноамериканского блока начал сближаться (разброс в 2017 году обеспечивается Бразилией, которая входит в оба союза), тогда как в БРИКС разрыв усилился. А любая дифференциация по уровню занятости влечет за собой усиление неравенства, которое, в свою очередь, всегда сопутствует росту фиктивного капитала [14]. Логика очевидна: если уровень неравенства доходов растет, то со временем это приводит к неравенству в капиталах, которое побуждает к спекуляциям по той причине, что падение занятости неизбежно означает замедление промышленности, то есть, сокращение возможностей выгодного вложения средств в промышленный капитал. В итоге неравенство приводит к еще большему неравенству, а спекулятивная активность - к росту фиктивного капитала.

Второй вывод - бюджет фонда структурной конвергенции, составляющий десятую часть капитала Нового банка развития БРИКС, позволил достичь более высоких результатов. Проблема, однако, в том, что бюджет фонда слишком мал, чтобы создавать серьезную конкуренцию доллару на международном уровне.

И главное - такое расслоение в уровнях безработицы является основанием полагать, что валютный союз стран БРИКС невозможен для общего блага. Выхода два: либо в валютный союз должны войти лишь Китай, Россия и Индия, либо должна быть проведена серьезная подготовительная работа в целях сближения уровней безработицы.

В этом контексте обратимся к тео-

рии оптимальных валютных зон3. Существует несколько параметров, на основании которых определяют оптимальность валютного союза:

1) гибкость уровней номинальных цен и зарплат,

2) мобильность факторов производства,

3) идентичность и совпадение шоков,

4) размер и степень открытости экономики,

5) диверсификация производства и экспорта,

6) интеграция фискальных систем,

7) интеграция финансовых рынков,

8) совпадение уровней инфляции [сост. на основании 11]

Сложность идентификации параметров оптимальности состоит в том, что невозможно проверить ту или иную гипотезу - имеющейся статистики по объединениям стран в валютные союзы, а, тем более, с единой валютой, недостаточно для определения результативности и достижения целей объединения.

Кроме того, если объединение стран создается с целью противодействия гегемонии резервных валют и постоянной необходимости финансирования убыточных инвестиций их эмитентов, то и требования к членам таких союзов должны учитывать эту специфику.

Мы полагаем, что минимальный набор требований должен включать следующие:

1) объединение не с целью совместной реализации инфраструктурных проектов, а направленное на повышение числа стадий производства, а также роста эффективности производства,

2) объединение, направленное на сокращение уровня неравенства как внутри стран, входящих в союз, так и между ними,

3) обязательное формирование общего бюджета развития и конвергенции, коллегиальный контроль над его исполнением, установление принципов расходования средств в соответствии с потребностями экономического прогресса,

4) перенос двойной налоговой нагрузки, возникающей в международных контрактах, а также бремени НДС по импортным операциям на рентные отрасли,

5) введение налоговых льгот на реализацию проектов по увеличению числа переделов в отрасли за счет сформированного бюджета развития,

6) отказ от финансирования убыточных инвестиций на международном уровне,

7) отказ от корпоративной формы при финансировании приоритетных проектов,

8) обеспечение эмитируемой валюты, как минимум на 50%, установление возможности изменения структуры обеспечения в соответствии с изменениями базовых технологий,

9) установление требований к финансовым институтам по сокращению вложений в финансовые активы, номинированные в мировых резервных валютах,

10) жесткий контроль над рынком деривативов,

11) установление лимитов для каждой страны, входящей в союз, на заключение её центральным банком соглашений валютных свопов. Установление зависимости между достаточностью капитала банковской системы и объемом заключенных валютных свопов,

12) выравнивание уровней инфляции,

13) формирование единой платежной системы, интегрированной с системой передачи данных SWIFT. Причем, временное отключение любого участника валютного союза не должно приводить к коллапсу его банковской системы. В этом отношении показателен пример упомянутого выше Ирана - после введения всеобъемлющих санкций и отключения его от SWIFT многие внешние расчеты, проводимые в национальных валютах, стали проходить через банковские системы Турции с целью хотя бы частичного восстановления платежного оборота. Также следует сказать, что национальные платежные системы Ирана были сформированы и активированы в достаточно короткие сроки, что позволило предотвратить коллапс банковской системы, как это планировалось странами, вводящими санкции.

Итак, в данной работе мы лишь затронули тему формирования валютных союзов, их целей и практических методов реализации, а также наметили основные задачи дальнейшего исследования. На данном этапе с уверенностью можно говорить лишь о том, что невозможно построить эффективную экономику, будучи вовлеченным в действие мультипликатора убыточных инвестиций стран-эмитентов резервных валют. Для сокращения зависимости от резервных валют и политико-экономических настроений их эмитентов страны вынуждены объединяться в торгово-экономические союзы с формированием альтернативных валютных зон.

Интернационализация юаня на сегодняшний день происходит за счет фик-

тивного капитала, это тупиковым путь, который не позволит составить конкуренцию доллару, даже в странах, составляющих экономические и торговые союзы. Невозможно составить серьезную конкуренцию ФРС на поле фиктивного капитала, да и экономически это нецелесообразно.

Механизм мультипликации убыточных инвестиций и фиктивного капитала может быть вытеснен только за счет механизма форвардной мультипликации прибыльных инвестиций, а это требует особого подхода к формированию защитных функций экономических союзов государств и их валютных зон.

Литература

I. International Labour Organization, ILOSTAT database. Data retrieved in March 2017.

2 . swift_bi_currency_evolution_infopaper_57128 3 " " .

swift_solutions_rmbtracker_special_april2017_web // https://www.swift.com/our-solutions/ compliance-and-shared-services/business-intelligence/renminbi/rmb-tracker

4. Акельев Е. С., Ермушко Ж. А. Формирование валютных союзов: плюсы и минусы // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2011. 12 (114). - С. 9-13.

5. Балюк И.А. Использование национальных валют во внешнеторговых расчетах // Вестник Финансового университета, № 5, 2015 г. - С. 127-133.

6. Бедерак Д.А. Особенности использования финансовых инструментов выравнивания уровней экономического развития в Меркосур // Экономическая глобализация и проблемы национальной и международной безопасности, С. 148151.

7. Воронина Т.В., Бабаева Э.Э. Теоретические концепции валютных союзов и практика их реализации в еврозоне // Проблемы развития территории, вып. 6 (80). 2015. - с. 186 -200.

8. Звонова Е.А. Феномен юаня: интернационализация как этап к переходу в статус резервной валюты // Финансовая аналитика, № 2, 2015 г. - С. 56-61.

9. Клепиков С.С. К вопросу о стратегическом союзе между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран // Журнал Власть, № 4, 2017 г. - С. 174177.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Кот А.А. Этапы эволюции теории оптимальных валютных зон // 2014. № 2(25). - С. 91-100.

II. Масалимова А.М. Формирование бюджета собственных ресурсов в Мерко-

сур // Мир новой экономики, № 1, 2017. С. 37-45.

12. Никулина О.В., Р.В. Лугинец Укрепление позиций Китая в мировой валютной системе как фактор развития китайской внешнеторговой политики // http://www.fin-izdat.ru/journal/national/

13. Пикетти Т. Капитал в XXI веке. -М. : Ад Маргинем, 2016. - 592 с.

14. Пряников К.А. Риски и опасности перехода на прямые расчеты между РФ и Китайской Народной Республикой в национальных валютах // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, № (2016) http:/ /naukovedenie.ru/PDF/72EVN416.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

15. Сухарев О.С. Экономика глобального эксцесса: Институты, финансы, развитие, политика. - М. : ЛЕНАНД, 2016. -512 с.

16. Фролова Е. Е., Галкина М. В., Войкова Н. А. К вопросу о придании статуса резервной валюты юаню // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 4. С. 336-340. D0I:10.18184/ 2079-4665.2015.6.4.336.340.

17. Хайек Ф. Цены и производство / пер. с англ. под ред. Гр. Сапова. - Челябинск: Социум, 2008. xiv+199 с. (Серия: «Библиотека ГВЛ») ISBN 978-5-91603015-0.

18. Хань Чао Этапы процесса интернационализация китайского юаня // Творчество молодых ученых, 2016. - С. 157160.

19. Хусаинов Б. Д., Шеломенцев А. Г., Дорошенко С. В. Современные интеграционные образования: компаративный анализ факторов экономического роста // Экономика региона № 1 (2015). - С. 156 - 169.

20. Шенг А., Дженг C. План « Б» для мировой экономики. Sheng A., Geng X. Plan B for the global economy // Project syndicate. - 2016. - Mode of access: https:/ /www.project-syndicate.org/ commentary/ global-coordination-debt-deflation-trap-by-andrew-shengand-xiao-geng-2016-03.

21. Юртаев В.И. Иран в ситуации трансформации санкционного режима // Outlines of global transformations Volume 10, Number 2, 2017. - С. 66-80.

Ссылки:

1 Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи - международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей.

2 Китайский юань с обозначением CNH (в отличие от официального юаня с

обозначением CNY) обращается на гонконгской бирже и должен использоваться для осуществления инвестиций в юанях в китайскую экономику внешними партнерами

3 «Под валютной зоной понимается некий домен (область, территория), внутри которого обменные курсы фиксированы между собой, а по отношению к внешним для домена валютам его внутренние денежные единицы придерживаются гибкого режима валютного курса» [цит. по 11]

Monetary unions as an obstacle to global multiplication of loss-making investments Dinets D.A.

Irkutsk state railway university The article considers a role of loss-making investments in fictive capital's expansion by reserve country. The global need for financing of non-profitable investments determines the ways to withdrawal of liquidity through the fictive capital. It was revealed that the process has had the rental countries, countries with large infrastructure projects, and countries with dependence of US dollar. Modernity is that counteraction to the process of non-profitable investments multiplication could be only by economic and trade unions with monetary agreements. The article proposes a set of requirements for these unions. The requirements concern to economic structure and financial policy of the countries, which are included the union. Keywords: fictive capital, investment multiplicator, BRICS, MERCOSUR, monetary union, liquidity, a progress.

References

1. International Labor Organization, ILOSTAT

database. Data retrieved in March 2017.

2. swift_bi_currency_evolution_infopaper_57128

3. swift_solutions_rmbtracker_special_april2017_web

// https://www.swift.com/our-solutions/ compliance-and-shared-services/business-intelligence/renminbi/rmb-tracker

4. Akel'ev ES, Yermushko Zh. A. Formation of

currency unions: pros and cons // Bulletin of TSPU (TSPU Bulletin). 2011. 12 (114). - P. 913.

5. Balyuk I.A. Use of national currencies in foreign

trade settlements // Bulletin of the Financial University, No. 5, 2015 - P. 127-133.

6. Bederak D.A. Peculiarities of using financial

instruments for leveling economic development levels in Mercosur // Economic globalization and problems of national and international security, pp. 148-151.

7. Voronina TV, Babaeva E.E. Theoretical concepts

of currency unions and the practice of their implementation in the euro area // Problems of Territory Development, vol. 6 (80). 2015. -p. 186 -200.

8. Zvonova E.A. The phenomenon of the renminbi:

internationalization as a stage to transition to the status of a reserve currency // Financial analytics, № 2, 2015 - P. 56-61.

9. Klepikov S.S. On the issue of a strategic alliance

between the Russian Federation and the Islamic Republic of Iran // Journal Vlast, No. 4, 2017, pp. 174-177.

10. The cat A.A. Stages of Evolution of the Theory of Optimal Currency Zones // 2014. No. 2 (25). - P. 91-100.

11. Masalimova A.M. Formation of the budget of own resources in Mercosur / / The world of a new economy, No. 1, 2017. pp. 37-45.

О

3

В

s

v 2

12. Nikulina O.V., R.V. Luginets Strengthening of China's position in the world monetary system as a factor in the development of the Chinese foreign trade policy // http://Www.fin-izdat.ru/ journal/national/

13. Picketti T. Capital in the 21st century. - M.: Hell by Margin, 2016. - 592 p.

14. Pryanikov K.A. Risks and Dangers of Transition to Direct Payments between the Russian Federation and the People's Republic of China in National Currency // Internet Journal «SCIENCE» Volume 8, No. 4 (2016) http:// naukovedenie.ru/PDF/72EVN416.pdf (access is free). Ver. from the screen. Yaz. rus., Eng.

15. Sukharev OS Economics of global excesses: Institutes, finance, development, politics. -M.: LENAND, 2016. - 512 p.

16. Frolova E. Ye., Galkina M. V., Voikova N. A. On the issue of giving the status of the reserve currency of the yuan // MIR (Modernization, Innovation, Development). 2015. T. 6. № 4. P. 336-340. DOI: 10.18184 / 20794665.2015.6.4.336.340.

17. Hayek F. Pricing and production / trans. with English. Ed. Gr. Sapov. - Chelyabinsk: Social life, 2008. xiv + 199 p. (Series: «Library of GVL») ISBN 978-5-91603-015-0.

18. Han Chao Stages of the process of internationalization of the Chinese yuan / / Creativity of young scientists, 2016. - P. 157160.

19. Khusainov BD, Shelomentsev AG, Doroshenko SV Modern integration formations: comparative analysis of factors of economic growth // Economy of region № 1 (2015). - pp. 156169.

20. Sheng A., Jeng C. Plan «B» for the world economy. Sheng A., Geng X. Plan B for the global economy // Project syndicate. - 2016. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/ commentary / global-coordination-debt-deflation-trap-by-andrew-shengand-xiao-geng-2016-03.

21. Yurtaev V.I. Iran in the situation of the transformation of the sanctions regime // Outlines of global transformations Volume 10, Number 2, 2017. - P. 66-80.

сч cJ

£

Б

a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.