СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
ВАЛЮТНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В БРЕТТОН-ВУДСЕ: ИСТОРИЯ, ФАКТЫ, СУДЬБЫ
С.Р. МОИСЕЕВ
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
Хотя соглашения о Бреттон-Вудской системе были подписаны на международной конференции, основы нового миропорядка разрабатывались в недрах Лиги Наций задолго до знаменитой исторической встречи. В 1930-х гг. Лига Наций переживала свои не лучшие времена. Ее политический авторитет был подорван военными действиями стран - членов фашистской коалиции, а экономический - провалом лондонской всемирной конференции в 1933 г., где представители центральных банков и казначейств не смогли прийти ни к одному соглашению. Экономическая и финансовая организация при Лиге Наций в 1937 г. приняла решение инициировать обсуждение будущей международной валютной системы, которое затянулось на долгие годы войны. Итоги кропотливой работы были подведены в сборниках «Международный валютный опыт: уроки межвоенного периода» и «Экономическая стабильность в послевоенном мире», вышедших в 1944 - 1945 гг. Хотя большинство классических учебников умалчивает о составителе обоих изданий, именно он оказал непосредственное влияние на проект Бреттон-Вудской системы.
Этим человеком был Рейгнар Нёкс (11а§паг Кигкве), и ради его заслуг о нем стоит сказать пару слов. Нёкс родился в Эстонии, а после революции вместе с семьей эмигрировал в Канаду. Экономическое образование ему довелось получить в Вене, где он познакомился с такими именитыми фигурантами австрийской школы, как Фридрих Хайек, Людвиг Мизес и Готфрид Ха-берлер. Заняв пост в финансовом отделе Лиги Наций, Р. Нёкс переехал в Женеву, а с началом Второй мировой войны переместился в Прин-стон. Пока в Европе бушевала война, в тиши кабинетов Принстонского университета полным ходом шла подготовка проекта валютной реформы. Нёкс вошел в состав исследовательской команды, членами которой среди прочих были Маркус Флеминг и Жак Полак. На протяжении двух последующих десятилетий они будут занимать
высокопоставленные должности в МВФ. Р. Нёксу за его заслуги тоже предложат место в фонде, но он предпочтет возглавить Колумбийский университет в Нью-Йорке. Непосредственной задачей Нёкса было изучение международного опыта и формулировка принципов будущей валютной системы. По результатам работы он пришел к нескольким выводам1.
1. Причинами экономической нестабильности в 1920-е гг. были повсеместные девальвации национальных валют. Первоначально они проводились для стимулирования внутреннего рынка, однако в последующем привели к лавине атак валютных спекулянтов. Девальвации, по оценке Нёкса, способствуют «кумулятивному процессу бегства капитала» и неприемлемы в качестве инструмента регулирования.
2. Стабилизация валютных курсов в межвоенное время была произведена на опасных и необоснованных уровнях. Переоценка или недооценка национальных валют вызвала миграцию «горячих денег», подорвавшую устойчивость международной валютной системы.
3. Денежные власти ведущих стран не озаботились проблемой координации денежно-кредит-ной политики для поддержания валютных курсов. Отчасти отсутствие координации объяснялось конкуренцией центральных банков, эмитировавших резервные активы. Сосуществование нескольких эмитентов привело к нестабильности спроса на резервные активы.
4. В 1930-х гг. центральные банки с помощью конкурентных девальваций придерживались политики «разори соседа». Они не принимали в расчет, что ухудшение условий торговли внешнеэкономических партнеров бумерангом отзовется для национального рынка.
1 Bordo M. and James H. The Adam Klug Memorial Lecture: Haberler versus Nurkse: The Case for Floating Exchange Rates as an Alternative to Bretton Woods? NBER Working Paper № 8545,2001.
5. Частые корректировки валютных курсов разрушили мировую систему торговли, налаженную на протяжении предыдущих десятилетий. Стабилизация валютных курсов выступает одной из важнейших предпосылок прекращения торговых войн и восстановления международного доверия.
6. Национальная денежно-кредитная политика в межвоенное время была направлена в основном на достижение внутренних экономических целей. Под давлением возросших левых политических сил главной целью для центральных банков была борьба с безработицей. Р. Нёкс одобрял смену приоритетов, на его взгляд, послевоенная система международного валютного регулирования «должна быть совместима с внутренней стабильностью».
Подведя итоги своих исследований, Р. Нёкс сформулировал два тезиса, заложивших фундамент Бреттон-Вудской системы. Во-первых, фиксация валютных курсов на начальном этапе создания международной валютной системы должна проводиться на основе совместных консультаций и соглашений. Во-вторых, корректировку фиксации необходимо осуществлять настолько редко, насколько это возможно. Предполагалось, что только при редкой девальвации и ревальвации изменение фиксированного валютного курса будет эффективным.
Экономические круги всецело поддержали идеи Нёкса. Единственным видным специалистом, выступившим с контраргументами, оказался Готфрид фон Хаберлер, один из лидеров австрийской школы экономики. Хаберлер, так же как и Нёкс, работал на Лигу Наций. Свое время он посвящал разработке теорий экономических циклов и международной торговли. В 1937 г. Лига Наций опубликовала его труд «Процветание и депрессия», где рассматривалось распространение Великой депрессии. На взгляд Г. Хаберлера, национальные экономические циклы становятся международными под действием нескольких факторов: изменение спроса и предложения на мировых товарных рынках, движения капитала, но прежде всего - денежного механизма. Страны, разделяющие общий стандарт ценности (например, золотой стандарт) или поддерживающие фиксированные валютные курсы, тем самым способствуют международному распространению экспансии и депрессии. Плавающие валютные курсы, наоборот, препятствуют проникновению международных кризисов на внутренний рынок. Таим образом, Хаберлер полагал, что плавающие курсы будут лучшим решением для послевоенной валютной системы. Однако в научных и де-
ловых кругах его никто не поддержал. Почему же идеи Хаберлера не нашли отклика у современников?2 На этот вопрос можно найти несколько ответов. Во-первых, Хаберлер был исследователем, а не публичным деятелем, который мог бы отстаивать новое мироустройство. Во-вторых, на фоне торжества кейнсианства в экономической политике, идеи Хаберлера выглядели неким анахронизмом. В-третьих, под впечатлением валютного хаоса 1930-х гг. мировое сообщество и слышать не желало ни о каких плавающих курсах. Хаберлер, впрочем, и сам полагал, что плавание курсов в межвоенное время было «не от хорошей жизни», а вынужденным, из-за дестабилизирующих спекуляций. В итоге в 1944 г. Г. Хаберлер присоединился к Бреттон-Вудскому консенсусу о фиксированных курсах.
Макроэкономический фундамент международной валютной системы был заложен, оставалось опередить ее институциональную структуру и порядок выравнивания платежных дисбалансов. Для решения этих задач в США, Канаде и Великобритании разрабатывались национальные планы послевоенной валютной системы. В конечном счете главная конкурентная борьба развернулась между американским и британским проектами. Разработчиком британского плана был Эйнштейн от экономики, Джон Мейнард Кейнс. В тот период своей жизни он занимал должность одного из директоров Банка Англии. Хотя Вторая мировая война только началась, уже в августе 1941 г. Кейнс сделал первые наброски реформы: длинный меморандум «Послевоенная валютная политика» и более короткий «Международный валютный союз». Гений великого экономиста предвидел, что после войны Великобритании придется столкнуться с несколькими проблемами: дефицит торгового баланса, трудности обслуживания внешнего долга, отсутствие золотых резервов для покрытия стерлинговых резервов, накопленных другими странами. По мысли Кейнса, Великобритания должна была завершить войну с жестким валютным контролем, системой двустороннего клиринга и платежных соглашений. Страна не могла вернуться к полноценной форме золотого стандарта из-за отсутствия резервов и внешнего дисбаланса. Для восстановления экономики Кейнс разработал многостороннюю платежную систему, которая взяла бы на себя ответственность за упорядочение и регулирование международных расчетов. Сохранение валютного контроля при множественности его агентов было не-
2 «Звездный час» Г. Хаберлера придет только спустя два десятилетия, когда на экономический олимп взойдет отец
монетаризма Милтон Фридмен.
простой задачей, и Кейнс предполагал сделать единственным агентом контроля центральный банк. Через него резиденты должны были проводить все зарубежные операции. Взаимодействие между национальными центральными банками в свою очередь могло осуществляться через международный банк или клиринговый союз. Итоговое сальдо по клиринговым расчетам должно было выражаться в одной денежной единице, и ею, по мысли Кейнса, следовало сделать не фунт и не доллар, а всемирное безналичное средство платежа (названное им «банкор», Ьапсог). Оно предназначалось для погашения международных долгов на многосторонней основе между членами клирингового союза. Первоначально стоимость банкора была привязана к золоту, однако предполагалось, что в дальнейшем он заменит золото как средство международных платежей. Эмиссия банкора, таким образом, должна была иметь фидуциарный характер, и в отличие от золотого стандарта, колебания денежного предложения не приводили бы к изменению реальной экономической активности. Страны с временным дефицитом платежного баланса могли получать в клиринговом союзе средства в банкорах в рамках установленных квот или овердрафта для погашения международных долгов. Лимиты квот автоматически росли по мере увеличения объема внешней торговли страны. В целях предотвращения устойчивых сальдо Кейнс рекомендовал ввести выплату процентов по остаткам на счетах клирингового союза. В отличие от квот на кредиты в банкорах количество банкоров, которое могли иметь страны с положительным платежным балансом, не ограничивалось или ограничивалось бы исключительно суммой кредитных квот для всех стран. Это положение плана Кейнса означало, что США будут единственным членом клирингового союза с положительным платежным балансом. «Данный план, - писал Кейнс, - преследует цель заменить рестриктивное давление нам мировую торговлю экспансионистским. Он достигает этого путем предоставления каждому государству-члену возможностей овердрафта в обусловленных размерах. Таким образом, каждой стране дается определенный запас денежных средств и время, используя которые она могла бы достичь равновесия в своих экономических отношениях с остальным миром»3.
Работа над проектом международного клирингового союза была завершена спустя год, в январе 1942 г. Кейнс также хотел наделить союз
3 Цит. по: Смыслов Д.В. Кризис современной валютной системы капитализма и буржуазная политическая экономия. - М.: Наука, 1979. - С. 57.
функцией стабилизации товарных цен. По каждому ключевому международному товару предполагалось создать буферный запас и использовать его для сглаживания краткосрочных колебаний цен на рынке. План союза представили кабинету министров как предложения казначейства Великобритании. В ходе дискуссии с экспертами министерств Кейнс карандашом набросал заметку «Моя утопия», где сжато изложил свое видение будущего международной системы: (1) запрещение торговых тарифов, (2) дисквалификация многосторонней конвертируемости валют, (3) количественные ограничения для любой страны, имеющей платежный дисбаланс. Все усилия классика макроэкономики были направлены на то, чтобы удержать экономическое господство Великобритании на мировой арене, несмотря на то, что никаких предпосылок для этого не было. Сохранить Лондон в качестве глобального экономического центра можно было только с помощью системы клиринга неконвертируемых валют, не позволявшей ни одной валюте стать резервной. По меткому выражению Джорджа Бернарда Шоу, план Кейнса сочетал в себе ясность Милля, изобретательность Риккар-до и мудрость Маршалла.
Американский план международной валютной системы строился вокруг проекта стабилизационного фонда, чей аналог уже действовал в Штатах. Фонд валютной стабилизации США был создан в 1934 г. в соответствии с законом о золотом резерве. Средства фонд получил за счет переоценки золотых резервов США после девальвации доллара. Единственным подобным учреждением, действовавшем в мире, был фонд валютного выравнивания Великобритании, организованный в 1932 г. Как полагал банковский комитет Конгресса США, американский фонд «защитит доллар и наши золотые резервы от неприятельских действий аналогичных фондов конкурирующих наций»4. Под «фондом конкурирующей нации» подразумевался некто иной, как британский фонд выравнивания, ведь другие стабилизационные фонды в Бельгии, Швейцарии и Нидерландах были созданы только в 1936 г.
Во главе группы американских разработчиков, начавшей работу в декабре 1941 г., стоял Гарри Декстер Уайт. Карьера Г. Уайта была стремительной и впечатляющей. В 1934 г. его пригласили на должность одного из пяти ассистентов директора новообразованного подразделения исследований и статистики при казначействе США.
4 Bordo М. and Schwartz Л. From the Exchange Stabilization Fund to the International Monetary Fund. NBER Working Paper №8100, 2001.-P. 2.
В 1938 г. он уже становится директором исследовательского подразделения. В 1938 - 1940 гг. Уайт работает над проектом межамериканского банка, который должен был кредитовать страны Латинской Америки. Задумкам Уайта не суждено было воплотиться в жизни, однако свои заготовки он использовал в проекте Международного банка реконструкции и развития (МБРР) от 1941 г. В начале Второй мировой войны Г. Уайта назначают ассистентом секретаря казначейства США, и на его плечи ложится координация между госде-пом и казначейством, связанная с внешнеэкономическими отношениями и деятельностью фонда валютной стабилизации. Неудивительно, что проект Г. Уайта по созданию МВФ почти полностью копировал американский фонд стабилизации (см. таблицу). Единственное отличие заключалось в том, что Уайт предполагал сделать МВФ полностью некоммерческой организацией. Он смотрел на будущее международных финансовых
организаций в идеалистическом свете, ему казалось, что они окажут самое непосредственное влияние на сотрудничество национальных правительств. По этой причине Уайт хотел, чтобы процентная ставка по кредитам МВФ была льготной, хотя фонд валютной стабилизации США выдавал ссуды на коммерческой основе, под ставку, выше учетной ставки федерального резервного банка Нью-Йорка.
Кроме того, по настоянию шефа Уайта, секретаря казначейства США Генри Моргентау, фонд должен был иметь безналичную валютную единицу «унитас», чья стоимость приравнивалась к 10 дол. (по тому времени, около 0,89 г золота). Для изменения валютного курса унитаса, привязанного к золоту, требовалось большинство, 85% голосов членов фонда. Курс валюты каждой страны предполагалось фиксировать по отношению к унитасу, и изменить его можно было только для выправления фундаментального платежного дис-
Характеристика Фонд валютной стабилизации США Международный валютный фонд
Сходство в характеристиках
Формальная цель деятельности Стабилизация валютного курса доллара США Обеспечение средств и процедур для стабилизации валютных курсов
Финансовые активы, находящиеся в распоряжении фонда Золото, серебро, иностранные валюты, долговые ценные бумаги казначейства США Золото, иностранные валюты, долговые обязательства стран-членов МВФ, коммерческие ценные бумаги
Разрешенный перечень финансовых операций Интервенции на рынках драгоценных металлов, фондовом и валютном рынке Интервенции на рынке золота, фондовом и валютном рынке, эмиссия собственных облигаций
Валютный номинал операций Доллар США Доллар США и фунт стерлингов
Финансовый агент фонда Федеральный резервный банк Нью-Йорка Национальные центральные банки и министерства финансов
Различия в характеристиках
Неофициальная цель деятельности Американский «ответ» на создание британского фонда валютного выравнивания, ослабление фунта стерлингов Борьба с экономическим национализмом, международная координация, способствующая послевоенному восстановлению
Форма и цели валютных операций Валютный своп для стабилизации курсов национальных валют по отношению к доллару США Валютный своп для поддержания текущего счета платежного баланса стран - членов фонда
Срочность валютных операций Краткосрочный валютный своп (на несколько месяцев) Годовой валютный своп
Оговорка при проведении валютных операций Средства в иностранной валюте, полученные заемщиком от фонда, не могут бьггь использованы на обслуживание и погашение внешнего долга Строго не оговаривается
Фиксация валютного курса при проведении операций Нет Да, курс оговаривается в соглашении о свопе
Процентная ставка по предоставленным валютным средствам Выше учетной ставки федерального резервного банка Нью-Йорка Ниже международной рыночной ставки
Таблица
Сопоставление характеристик фонда валютной стабилизации США и исходного проекта МВФ Генри Уайта
баланса. Причем корректировка фиксированного курса должна была осуществляться только, если за нее проголосуют не менее 75% членов фонда.
Единственное, что беспокоило Г. Уайта, так это краткосрочность ссуд МВФ, которые не могли способствовать укреплению международной системы в длительной перспективе. Для решения проблемы Уайта включил в проект Банк реконструкции и развития. Он должен был предоставлять долгосрочные ссуды под предельно низкий процент, но только в тех случаях, когда частные инвестиции невозможно привлечь. Предполагалось, что для компенсации кредитного риска все ссуды будут иметь обеспечение в золоте или серебре. Практика обеспечения была широко распространена на мировом рынке в межвоенный период. Лига Наций и Банк международных расчетов предоставляли займы под залог будущих доходов от экспорта. Аналогичные кредиты в форме свопов фонд валютной стабилизации США в межвоенный период предоставил Мексике, Китаю и Бразилии.
Планы Уайта и Кейнса были одновременно опубликованы весной 1943 г. После первого знакомства с американскими предложениями Кейнс выказал неоднозначную реакцию. Проект Уайта «фактически не более чем версия золотого стандарта, эффективно увеличивающая золотую базу», «очевидно, что он не сможет работать», комментировал британский экономист своим коллегам по казначейству. В то же время он нашел несколько интересных деталей в американском проекте. Ему симпатизировало, что цели проекта Уайта совпадали с целями британского плана; уступки национальному суверенитету были «теми же самыми или даже большими», чем в клиринговом союзе; помощь, предлагаемая Штатами, имела «далеко идущие, хотя довольно неясные последствия»; а отношение Уайта к laissez-faire не было столь щепетильным как у Госдепа США. Таким образом, Кейнс был более заинтригован, нежели разочарован американскими предложениями.
Намерения американцев фактически полностью шли вразрез с британскими интересами. Соединенные Штаты располагали огромным золотым резервом, и их непосредственной целью было укрепление доллара как ведущей резервной валюты. Кроме того, администрацию президента Рузвельта беспокоила перспектива послевоенной рецессии. Решить обе задачи можно было путем скорейшего восстановления Европы, тянувшего за собой спрос на американскую продукцию. Введение конвертируемости позволяло доллару победить в конкурентной
борьбе с другими национальными валютами и взойти на пьедестал резервного актива. Таким образом, план Уайта был полной противоположностью проекта Кейнса, который подразумевал «дисквалификацию многосторонней конвертируемости валют». Организация клирингового союза подразумевала проведение нетто-расчетов, что, по выражению Кейнса, соответствовало «принципу банковской деятельности». В то же время стабилизационный фонд с его общей кассой и брутто-расчетами британский экономист иронично назвал «принципом отхожего места».
И тем не менее Кейнсу пришлось согласиться с американским проектом. Уже в мае 1943 г., выступая перед палатой лордов, он однозначно дал понять, что согласен идти на компромисс со Штатами: «Общественное мнение по другую сторону Атлантики, я полагаю, не так хорошо подготовлено для восприятия предложения [по реформе], как здесь [в Великобритании]... Большинство критиков, на мой взгляд, преувеличивают различия между двумя планами, которые рождены в одном и том же климате мнений и которые имеют одинаковую цель. Можно справедливо сказать, что казначейство США пробует лить новое вино в старую бутылку, в то время как наша бутылка и ее ярлык столь же современны, как и содержание, - в ней то же самое новое вино»5. Кейнс прекрасно понимал, что в случае разногласий и противоборства двух сторон они рискуют остаться вообще без плана. Необходимо найти общую почву для сотрудничества, а с течением времени можно будет доработать любой проект, предполагал англичанин. Кейнс во главе британской делегации провел серию переговоров с командой Г. Уайта, на которых американский проект переписывался несколько десятков раз. В конечном счете представители Великобритании согласились с планом Уайта, внеся в него ряд существенных корректив:
• фонд должен выступать пассивным игроком валютного рынка, ему запрещено оперировать национальными валютами и проводить фидуциарную эмиссию унитаса, кроме того, международная денежная единица будет иметь обеспечение;
• уставный капитал фонда должен состоять только на 12,5% из золота, а остальная часть -оплачиваться долговыми ценными бумагами правительств;
• фонду необходимо гораздо больше ресурсов по сравнению с первоначальным американ-
5 Moggridge D. Maynard Keynes. An Economist's Biography. -NY.: Routledge, 1995. - P. 721.
ским предложением, ориентировочная сумма должна составлять порядка 10 млрд дол.; • страны смогут свободно изменять фиксированные курсы, однако следует разработать объективные правила, по которым будут осуществляться девальвации и ревальвации. Окончательная редакция проекта валютной системы была вынесена на обсуждение валютной и финансовой конференцией Объединенных Наций, хотя самой ООН формально еще не существовало. Конференция состоялась 1 -22 июля 1944 г. в гостинице, названной по имени горного пика, находящегося неподалеку, в курортном местечке Бреттон-Вудс в американском штате Нью-Хэмпшир. В собрании приняло участие 730 представителей из 44 стран. Все страны, участвовавшие в конференции, включая СССР, подписали заключительный акт 22 июля, из них 29 стран впоследствии ратифицировали статьи устава МВФ. Советский Союз отказался утвердить какие бы то ни было документы, чем исключил себя из международной валютной системы. Делегатами были созданы три комиссии и множество подкомитетов и рабочих групп, обсуждавших детали международного проекта. Представители Египта и Индии пытались поднять вопрос оплаты накопившихся стерлинговых резервов золотом, но англичане приложили все усилия, чтобы вынести этот вопрос за скобки дискуссии.
Бреттон-Вудская конференция была самым грандиозным и последним триумфом в жизни Кейнса. Руководители национальных центральных банков и казначейств с вниманием ловили каждое его слово. Будучи уже в преклонных летах, Кейнс с трудом боролся с усталостью и слабостью и все же повсюду доминировал на конференции. Ни одно важное решение не проходило без его одобрения. Лайонел Роббинс, про-
фессор экономики Лондонского университета, один из активных участников заседаний, писал в своем дневнике: «Кейнс находился в своем наиболее четком и убедительном расположении духа, эффект от которого был впечатляющим. В такие моменты я часто думаю, что Кейнс, должно быть, один из наиболее замечательных людей, которые когда-либо жили. Быстрая логика, интуиция подобная полету птицы, яркое воображение, широкий кругозор и прежде всего несравненный здравый смысл - все это сочеталось и выводило его за пределы ординарного человеческого понимания... он придерживается классического стиля жизни и языка, но он их так нетрадиционно реализует, что в нем проявляется уникальное внеземное качество, позволяющее говорить: перед нами - чистый гений. Американцы сидели очарованные, когда богоподобный пришелец пел, окруженный золотым свечением. После его выступлений дискуссии всегда были очень маленькими»6.
Бреттон-Вудскую конференцию завершило подписание Совместного заявления экспертов об учреждении Международного валютного фонда. Оно включало соглашение о валютном контроле на переходный период времени и декларацию о принципах функционирования фонда: цели и политика, порядок фиксации и изменения валютных курсов, а также погашение дефицита валютных резервов. Идея унитаса и банкора по итогам конференции была успешно похоронена. Резервными активами предполагалось сделать доллар и фунт стерлинг. Хотя в соглашении и было допущено множество промахов и ошибок, тем не менее оно родилось в результате межгосударственного консенсуса, которого не было уже более двадцати лет.
6 Moggridge D. Maynard Keynes. An Economist's Biography. -NY.: Routledge, 1995. - P. 740.