Научная статья на тему 'Валютные и экономические проблемы европейского Союза'

Валютные и экономические проблемы европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1130
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРАН ЕС / СТРАНЫ PIIGS / УСУГУБЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА СТРАН PIIGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цогоева М. И., Макоева Д. А.

Современная Европа переживает на данном этапе своего развития ряд экономических проблем. Развитию европейского долгового кризиса способствует глобализация финансовых рынков, доступ к кредитам, дефицит торговых балансов ряда стран, провал налоговой и бюджетной политики, направленной на регулирование величины государственных доходов и расходов. Выйти из кризиса еврозоне поможет разделение на две группы стран: экспортёров (Германия, Нидерланды, Франция) и импортёров (страны PIIGS: Португалия, Испания, Италия, Ирландия, Греция) с двумя параллельными валютами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валютные и экономические проблемы европейского Союза»

7. Российская бизнес-газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rg.ru/2010/02/02/mmvb.html.

8. Сbonds Rewue. - 1998. - № 2. - С. 5.

9. Сbonds Rewue. - 2009. - № 11.

ВАЛЮТНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

© Цогоева М.И.*, Макоева Д.А.

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова,

г. Владикавказ

Современная Европа переживает на данном этапе своего развития ряд экономических проблем. Развитию европейского долгового кризиса способствует глобализация финансовых рынков, доступ к кредитам, дефицит торговых балансов ряда стран, провал налоговой и бюджетной политики, направленной на регулирование величины государственных доходов и расходов. Выйти из кризиса еврозоне поможет разделение на две группы стран: экспортёров (Германия, Нидерланды, Франция) и импортёров (страны PПGS: Португалия, Испания, Италия, Ирландия, Греция) с двумя параллельными валютами.

Ключевые слова экономическая дифференциация стран ЕС, страны PПGS, усугубление финансового кризиса стран PПGS.

Охватив большинство стран мира, экономический кризис оказал негативное влияние и на экономику Европейского союза.

На развитие европейского долгового кризиса оказали одновременное воздействие следующие факторы, среди которых можно выделить:

- глобализацию финансового рынка;

- лёгкость доступа к кредитам в 2002-2008 гг., которая привела к выдаче значительного их количества с высоким уровнем риска;

- мировой финансовый кризис 2007-2012 г.;

- дефицит торговых балансов ряда стран;

- лопнувшие пузыри на рынках недвижимости;

- низкие темпы экономического роста с 2008 г. и по настоящее время;

- провал мер налогово-бюджетной политики, направленных на регулирование величины государственных доходов и расходов;

- широкое распространение практики оказания государственной экстренной финансовой помощи банковским отраслям и частным держателям облигаций, выкуп долгов или перенос убытков частного сектора на налогоплательщиков.

* Доцент кафедры Международных экономических отношений, кандидат экономических наук.

Одна из очевидных особенностей стран ЕС, связанная с экономическим кризисом - это сильная взаимозависимость экономик входящих в него стран. Грубо говоря, спад ведущих экономик интеграции ведет за собой спад в экономиках менее значимых стран. А учитывая то, что 16 стран из 27 используют Евро как официальную валюту, изменение курса Евро (а точнее его падение более чем на 20 % по отношению к доллару в течение трех первых месяцев кризиса) оказывает одновременное влияние на все эти страны, что приходится учитывать ЕЦБ при проведении денежно-кредитной политики [1].

От применения жестких мер экономии, навязываемых Еврокомиссией, ЕЦБ и МВФ, экономическая ситуация на европейской периферии лишь ухудшается. Согласно Маастрихтскому договору 1992 г., каждая страна, входящая в Евросоюз, должна удовлетворять следующим экономическим условиям [2]:

- дефицит госбюджета страны не может превышать 3 % размера её ВВП;

- государственный долг страны не может превышать 60 % размера её ВВП;

- уровень инфляции в стране не может быть выше среднего уровня инфляции трёх самых стабильных стран ЕС более чем на 1,5 %;

- процентная ставка по долгосрочным государственным облигациям не может быть выше средней ставки трёх стран ЕС, имеющих наименьший уровень инфляции, более чем на 2 %.

Не каждой стране ЕС удаётся постоянно удерживать эти финансово-экономические показатели в установленных договором рамках. Для юга Европы эти трудности стали хроническими, преодолеть их без иностранной помощи стало невозможно, а масштабы их вышли далеко за национальные рамки, угрожая, по мнению многих экспертов [3], не только развалить ЕС, но и серьёзно подорвать всю мировую экономику.

Несмотря на все усилия, расслоение между участниками ЕС нарастает. Разделение Евросоюза приобрело отчетливый региональный характер. Если на юге Евросоюза царят бедность и безработица, то в северной части региона, наблюдается хоть незначительный, но экономический подъем.

Как показывает анализ экономической ситуации, за последние пять лет юг Евросоюза показывает гораздо худшие результаты, чем север. В этом, по мнению экспертов, главная причина резкого социального расслоения регионов. В странах PПGS (PПGS - распространённое сокращение, введённое журналистами и финансовыми аналитиками для обозначения пяти стран Южной Европы - Португалия (Р), Италия (I), Ирландия (I), Греция Испания выше безработица и ниже уровень ВВП. В этих государствах без работы находится каждый седьмой трудоспособный житель. По данным Еиго-stat, в ноябре 2012 года уровень безработицы в среднем по странам еврозо-ны поднялся до 11,8 % - максимального показателя с 1995 года, когда он стал фиксироваться в ЕС [4]. Наиболее низкий уровень безработицы был зафик-

сирован опять же на севере и в центре Европы - в Австрии (4,5 %), Люксембурге (5,1 %) и Германии (5,4 %) [5].

Кроме того, на севере Евросоюза более благоприятные условия для экономического роста: качество институтов, права собственности, условия ведения бизнеса на севере лучше, чем на юге. Периферийные страны ЕС лишены возможности справиться с кризисом как самостоятельно, так и в рамках единой Европы. Вливание в банковскую систему ЕС гигантских денежных сумм (более триллиона евро за год) не оказало влияния на реальную экономику - почти вся экономика еврозоны пребывает в рецессии или имеет околонулевой рост, как в Германии.

Экономические проблемы стран группы PПGS, обусловленные неравномерностью развития экономик особенно остро проявились вначале в Греции. Этому очень способствовало членство в ЕС, а затем и в еврозоне: например, ещё несколько лет назад Греции давали в долг почти под такие же проценты, что и Германии, самому надёжному заёмщику Европы, - разница в процентных ставках по государственным облигациям этих двух стран составляла 0,54 процентного пункта. Евро создавал впечатление, что греческие, португальские или испанские бонды почти так же хороши, как и немецкие. Эта иллюзия привела к падению стоимости кредитов во всех странах зоны евро. К сожалению, расположенные по периферии этой зоны государства не использовали низкие кредитные ставки для повышения своей конкурентоспособности. Мировой экономический кризис уничтожил эти иллюзии, и, например, указанный разрыв вырос до 2,36 пункта уже к концу 2009 года, а всего за один месяц 2010 года ставка по двухлетним греческим облигациям выросла с 4,6 % до 23 % годовых. Надёжность Греции как заёмщика резко упала [6]. Эти же проблемы возникли и перед другими странами PПGS, усугубившись в некоторых из них ещё и специфическими трудностями. На сентябрь 2010 года 25 % всех кредитов, предоставляемых Европейским центральным банком (ЕЦБ), приходилось на ирландские банки. Эти дешёвые кредиты ЕЦБ составляли 78 % ирландского ВВП (для Греции этот показатель составлял 40 %, а для Португалии - 29 %) [7]. Этим странам стало труднее привлекать средства: поскольку доверие кредиторов к ним падало, заёмные средства становились для этих стран ещё дороже. Рейтинги их надёжности как заёмщиков пошли вниз, что привело к дальнейшему росту объёма госдолга. По итогам 2012 года госдолг Греции составил 150,3 % её ВВП, Италии -126,1 %, Ирландии - 111,5 %, Португалии - 117,5 %, Испании - 76 % [8].

Если бы страны еврозоны полностью сохраняли свой суверенитет, то ситуацию могла бы спасти девальвация национальных валют «аутсайдеров» Союза. Италия в 2009 году должна была бы девальвировать свою валюту на 40 %, Греция и Португалия - на 30-40 %, а Испания - на 30 %: это повысило бы конкурентоспособность национального производства, удешевив его продукцию на мировом рынке, и сделало бы эти страны более привлекательными

для иностранных инвесторов. Однако, поскольку национальных валют у стран еврозоны больше нет, этот путь для них закрыт. Невозможна и дополнительная эмиссия (которая решила бы, хотя бы ценой роста инфляции, проблему внутреннего долга), так как её в ЕС контролирует ЕЦБ. C другой стороны, отказ от евро станет пиком экономического кризиса. Возможный выход Греции из зоны евро очень быстро приведет к росту ее задолженности и усилению экономического кризиса. Нельзя дать гарантий относительно того, что отдельная страна не покинет еврозону, однако это не будет решением, это станет катастрофой. Касаясь будущего евро, допустимо верить в то, что единая валюта выживет, однако в ином виде, чем она существует сейчас.

Структура и правила функционирования ЕС таковы, что это объединение в значительной степени носит черты единого государства, в то время как формальный суверенитет его отдельных членов на практике существенно ограничивается, особенно в экономической сфере. В этом случае для стран, составляющих периферию еврозоны, естественно ожидать экономической помощи со стороны других членов Союза либо его центральных структур. Однако согласно Лиссабонскому договору, (так называемая европейская конституция) ни страны-члены ЕС не несут обязательств по чужим долгам, а канцлер Германии Ангела Меркель убеждена, что договор о создании ЕС запрещает «выкупать долги» отдельных стран [9] и не имеет права напрямую кредитовать правительства государств-участников Союза и ЕЦБ. Декабрь 2011 ознаменовался беспрецедентно низким снижением процентной ставки до 1 %. Призвав аутсайдеров к сокращению расходов и к бюджетной дисциплине

[10], ЕЦБ предоставил в декабре 2011 года европейским банкам трёхлетние кредиты на 489 млрд. евро, а в феврале 2012 года - ещё на 530 млрд. евро

[11], ожидая, что банки потратят кредиты на выкуп правительственных облигаций стран Р1Ю8. И в целом, эти ожидания оправдались.

В октябре 2012 года МВФ неожиданно пришёл к выводу, что экономия госрасходов, на соблюдении которой фонд до сих пор категорически настаивал, негативно влияет на национальные экономики. До сих пор считалось, что экономия 1 долл. ВВП влечёт снижение ВВП на 0,5 долл., а выяснилось -на 1,7 долл. [12]. Поэтому МВФ призвал отныне не торопиться с урезанием расходов. Эксперты восприняли новый призыв МВФ в основном позитивно, при этом европейские лидеры остались при своём мнении (альтернативы экономии, даже если она вредит ВВП, нет), а страны Р1Ю8 предпочли прислушаться к МВФ. Италия, в частности, немедленно снизила подоходный налог для наименее обеспеченных граждан.

Кризис показал необходимость изменений принятых правил функционирования единой Европы, когда монетарная политика Союза передана на наднациональный уровень, но не существует ни механизмов, ни наднациональных органов, препятствующих превышению расходов над доходами в отдельных странах ЕС. Эти изменения означали бы дальнейшую передачу

национальных полномочий на наднациональный уровень, и, следовательно, большее ограничение суверенитета отдельных стран Европы.

Возможно, самым рациональным решением проблем был бы возврат стран группы PПGS к своим национальным валютам и девальвация этих валют. Однако политическая идея единой Европы оказалась превалирующей, и лидеры ЕС выбрали другой путь - создали временный европейский стабилизационный фонд объёмом в 750 млрд. евро с целью кредитования неблагополучных стран Союза по приемлемым ставкам. В 2012 году взамен временного фонда был создан Европейский стабилизационный механизм - постоянный стабфонд размером около 700 млрд. евро [13].

Другой важнейшей мерой по спасению экономик неблагополучных членов ЕС стало существенное изменение функций ЕЦБ. Если в течение первого десятилетия своего существования этот банк твёрдо придерживался двух принципов финансовой политики - стабильность единой европейской валюты и собственная независимость, - то теперь он тоже участвует в антикризисной программе помощи, скупая государственные облигации «аутсайдеров» еврозоны. Это, на наш взгляд, может кардинально подорвать позиции евро в конкурентной борьбе с другими валютами.

Проблемы экономически неблагополучных стран ЕС все же будут решаться за счёт более успешных его членов, в первую очередь Германии и Франции. Это может отрицательно сказаться на конкурентоспособности «локомотивов экономики Европейского союза» и негативно воспримется налогоплательщиками «стран-доноров»: для них ситуация выглядит так, что им приходится из своего кармана оплачивать «дефолт недобросовестного заёмщика», причём - иностранного. Несмотря на то, что никаких прямых изъятий для граждан ЕС не предусмотрено, бремя спасения экономик стран PПGS всё равно распределяется между гражданами всех стран еврозоны -за счёт общей нагрузки на национальные экономики и роста инфляции, обусловленного единством европейской валюты. Причём распределяется неравномерно. Если же учесть, что условием получения экономической помощи является режим жёсткой экономии, уже приведший в 2010 году к росту социальной напряжённости, то можно сказать, что меры по спасению стран группы PПGS непопулярны для общественности всего Евросоюза.

Возможно, что в будущем наиболее успешные в экономическом плане страны, которых не устраивает бремя поддержки отстающих, покинут евро-зону, а затем, возможно, объединятся в новый валютный союз, более однородный по своему составу.

Таким образом, выйти из кризиса еврозоне поможет разделение на две группы стран: экспортёров (Германия, Нидерланды, Франция) и импортёров (PПGS) с двумя параллельными валютами. В противном случае долговой кризис будет лишь усугубляться с каждым новым кредитом.

Список литературы:

1. Шевченко Н. Эффективность антикризисной политики ЕС [Электронный ресурс] // Мировое и национальное хозяйство. - 2009. - № 3-4 (10-11). -Режим доступа: www.mirec.ru/old/index.php0/o3Foption=com_content&task= view&id= 138. html.

2. Борко Ю.А. Журкина В.В. Экономический и валютный союз. Вып. 7 / Центр документации ЕС Института Европы РАН. - М., 1997.

3. Проблемы европейских стран группы PIGS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.memoid.ru/node/Problemy_evropejskih_stran_gruppy_PIGS.

4. Eurostat News release euro indicators. Unemployment statistics. - 2012.

5. http://www.vz.ru/economy/2013/1/9/615103.html.

6. Журавлёва Н. Еврозона может быть поделена на две части // Эксперт. -№ 46.

7. Проблемы европейских стран группы PIGS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.memoid.ru/node/Problemy_evropejskih_stran_gruppy_PIGS.

8. Eurostatistics Data for short-term economic analysis Issue number 01/13.

9. Меркель призывает страны ЕС подписать новый союзный договор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.mail.ru/politics/10038185.

10. Саркози считает, что Европе остался шаг до развала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bbc.co.uk/russian/business/2011/12/111208_ sarkozy_europe_disintegration_warning.shtml.

11. ЕЦБ дал банкам Европы триллион [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.euronews.com/2012/02/29/banks-grab-latest-ecb-cheap-loans.

12. Глава МВФ Кристин Лагард призвала проблемные страны ЕС не спешить экономить [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc-daily.ru/world/562949984911071.

13. Зона евро официально запустит постоянный фонд - Европейский механизм стабильности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.biz-tass.ru/articles/id/482.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

© Шмаль О.В.*

Новосибирский государственный университет экономики и управления,

г. Новосибирск

В данной статье рассмотрено явление глобализации, и ее влияние на современную экономику. Проанализировано понятие глобализации, ее основные компоненты, позитивные и негативные последствия влияния глобализации на современную экономическую реальность.

* Магистрант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.