Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»
№4/2015
ISSN 2410-700X
Таблица 3.
Меры воздействия и принятие управленческих решений к региональным подразделениям исходя из
результатов рейтинга
Показатель рейтинга Периодичность Управленческие решения
Лучшие по итогам квартала Нематериальное стимулирование: вынесение благодарности, определение лучшего регионального подразделения по кредитной деятельности, по итогам года награждение лучших по сводному рейтингу дипломами. Финансовое стимулирование: единоразовые вознаграждения, % премий по итогам отчетного периода. Институт кураторства: закреплении за худшими с целю оказания практической помощи.
Хорошие, средние по итогам квартала Премирование руководителей кредитных отделов. Формирование рекомендаций по устранению узких мест, проблемных направлений деятельности.
Удовлетворитель ные по итогам квартала Анализ тенденций по проблемным направлениям деятельности: - при положительных тенденциях - изучение и передача передового опыта на систему. - при отрицательных тенденциях - анализ кредитной деятельности регионального подразделения специалистами главного офиса, в т.ч. с выездом на места, изучение проблем, выработка решений и предложений
Худшие по итогам квартала Закрепление за лучшими, стажировки сотрудников в лучших региональных подразделениях, направление мобильной группы
по итогам полугодия Ротация руководителей подразделений
по итогам 3-х кварталов Рассмотрение соответствия занимаемой должности при отрицательных тенденциях развития по основным направлениям деятельности бизнеса
по итогам года Формирование специалистами главного офиса графика выхода регионального подразделения на положительные результаты на следующий отчетный год, определение плановых показателей деятельности
Составлено автором
Таким образом, необходимость использования рейтинговой оценки эффективности кредитной работы региональных подразделений обусловлена следующими ее преимуществами:
1. Позволяет оценить эффективность кредитной работы каждого регионального подразделения.
2. Стимулирует сотрудников региональных подразделений качественнее выполнять свои функции.
3. Порождает дух соревнования между региональными подразделениями.
4. По результатам оценки дает возможность принять адекватные управленческие решения. Список использованной литературы:
1. Калина А.В. Работа современного коммерческого банка: Учебн.-метод. Пособие / А. В. Калина, А. А. Кощеев А.А. - К.; 2010. - 244 с.
© У.Р. Байрам,2015
УДК 336.748
Всяких Юлия Владимировна
канд. экон. наук, доцент НИУ «БелГУ», г. Белгород, РФ, E-mail: [email protected] Латышева Анастасия Игоревна Студент НИУ «БелГУ» г. Белгород, РФ, E-mail: [email protected]
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В данной статье производится анализ системы валютного регулирования в России на современном этапе. Рассмотрены главные направления реализации валютного регулирования. В рамках системного подхода выделены объекты и субъекты регулирования, основные цели, а также основополагающие принципы и инструменты, применяемые для исполнения валютного регулирования в Российской Федерации.
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
Ключевые слова
валютная политика, валютное регулирование, валютное законодательство, валютный контроль,
валютные отношения, Россия.
Экономика России, становясь в настоящее время составной частью международного рынка товаров, услуг, капиталов и технологий, переживает период созревания и улучшения системы государственного регулирования в области внешней торговли.
В системе регулирования рыночной экономики значительное место занимает валютная политика, инструментом осуществления которой считается валютное регулирование.
Обычно понятие регулирования рассматривается в двух аспектах. В широком смысле под регулированием понимается формирование и гарантирование строгого соблюдения правовых норм, конкретного, соответствующего интересам общего развития режима всякого рода деятельности в определенной сфере, с применением в основном экономических механизмов ведущего влияния для сохранности прав и интересов участников. В узком смысле под регулированием понимается, чаще всего, влияние на не зависящие от исполнительного органа объекты. На основе этих универсальных определений можно сказать, что валютное регулирование - это государственная деятельность, сосредоточенная на упорядочивание расчетов и последовательности реализации сделок с валютными ценностями, посредством которой государство помещает под своё наблюдение валютные операции, а также выдача иностранным юридическим и физическим лицам кредитов и ссуд, ввоз, вывоз и перевод валюты за рубеж для сохранения устойчивости платежного баланса и стабильности валюты [1].
К объекту регулирования относится порядок и условия осуществления:
- операций в валютах;
- операций и сделок с другими валютными ценностями;
- торговых и других экономических отношений с нерезидентами.
К субъектам, которые подвергаются регулированию, относятся:
- резиденты (юридические и/или физические лица);
- нерезиденты (юридические и/ или физические лица);
- эмиссионные (центральные) банки;
- экспортеры и импортеры;
- девизные (уполномоченные) банки;
- инвесторы (резиденты и/ или нерезиденты);
- правительства (исполнительные органы) - по вопросам потенциала и размерам кредитования иностранными государствами или Центральным банком.
Фундаментальными началами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации признаются [3, с. 102]:
1) преимущество экономических инструментов в осуществлении общегосударственной политики в сфере валютного регулирования;
2) устранение необоснованного встревания государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) целостность внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) согласованность системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации;
5) гарантия государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при выполнении валютных операций.
К основным целям валютного регулирования можно отнести:
• сохранение устойчивого курса национальной валюты и национального платежного баланса;
• гарантия и сохранность права собственности на валютные ценности;
• формирование и выполнение конкретного способа исполнения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, режима перевода валютных ценностей за рубеж или на территорию
государства из-за рубежа и порядка реализации иностранных инвестиций;
71
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
• упорядочивание интернациональных расчетов;
• обеспечение предпочтительного (интеграционного или изоляционного) порядка взаимодействия государства со всемирным валютным рынком;
• организация и реализация деятельности органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля.
Три главных направления, по которым осуществляется валютное регулирование [4, с. 39]:
1) Образование и обновление законотворческой и нормативной базы в сфере валютных отношений для нормирования согласно условиям нынешней экономической обстановки, учитывая тенденции её развития.
В России законодательные акты в области валютных отношений принимают глава РФ, высшие законодательные органы власти РФ. Данные акты уточняются и пополняются распоряжениями Правительства РФ, руководящими документами Банка России и других ведомств.
9 октября 1992 года был принят Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», составивший фундамент валютного законодательства России. Он устанавливает права и назначение органов валютного регулирования и валютного контроля, условия осуществления операций с национальной и зарубежной валютой на территории России, функции и полномочия физических и юридических лиц при владении, пользовании и распоряжении валютными ценностями, ответственность за несоблюдение действующего законодательства.
Российское валютное законодательство упорядочивает условия осуществления операций в национальной и зарубежной валюте, порядок исполнения валютного контроля и создания валютных фондов. По сути дела валютную политику приводят в действие Центральный банк Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Главным исполнительным органом валютного регулирования является Центральный банк РФ. ЦБ РФ предоставляет коммерческим банкам разрешение на право выполнения валютных операций, осуществляет контроль над этими операциями, производит управление посредством всяческих нормативных документов (писем, инструкций и т.д.), а также устанавливает пределы, относящиеся к внешним заимствованиям.
2) Выполнение ежедневного денежного контроля с целью гарантировать выполнение соучастниками внешнеэкономической деятельности при исполнении валютных операций валютного законодательства, преимущественно принятых ограничений на переводы капиталов, реализовывать наблюдение за перемещением средств на корреспондентских счетах отечественных банков в иностранные банки.
Органы, отвечающие за исполнение валютного контроля, достигают соблюдения обоснованности платежей в зарубежной валюте за ввозимые товары, абсолютного и своевременного притока экспортной валютной выручки в Россию. Конкретными исполнителями валютного контроля считаются уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Центральному банку РФ.
3) Реализация Центральным банком России, а также Правительством РФ, отталкиваясь из задач макроэкономической политики, нынешнего своевременного воздействия на работу валютного механизма: управление динамикой рыночного валютного курса; установление системы валютного курса рубля; ликвидация правительственного внешнего долга; утверждение способов по обеспечению необходимого значения и наиболее действенного устройства официальных золотовалютных запасов; управление внешнеэкономической деятельностью и, в итоге, проявления воздействия на положение на валютном рынке.
Валютное регулирование реализовывается на основе ряда инструментов, которые условно можно поделить на административно-правовые и рыночные [2, с. 215].
Использование административно-правовых инструментов валютного регулирования подразумевает установление режима исполнения операций с валютными ценностями посредством прямых количественных ограничений, прямых запретов или установления точных процедур осуществлении данных операций.
Ведущими задачами использования валютных ограничений считаются сохранение валютного курса, стабилизация платежного баланса государства, сосредоточение валютных ценностей в руках страны для реализации стратегических и текущих задач. Во всемирной практике, как правило, используются валютные
ограничения на операции, связанные с движением капитала и на текущие валютные операции.
72
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
Административно-правовое регулирование проявляет непосредственное влияние на цену и объем исполнения валютных операций, затрагивая переводы капитала и международные платежи, перемещение золота, ценных бумаг и денежных знаков, репатриацию прибылей, экспортной выручки, запрет беспрепятственной купли-продажи зарубежной валюты. Деятельность экономических, или рыночных инструментов валютного регулирования, в отличие от административно-правового регулирования, базируется на манипулировании поведением финансовых представителей рынка с помощью экономических, в том числе валютно-кредитных, механизмов.
Рыночные инструменты валютного регулирования, равным образом, можно поделить на инструменты прямого и косвенного регулирования.
Под прямыми экономическими инструментами валютного регулирования нужно подразумевать рычаги и меры прямого влияния на субъектов валютного рынка, порождающие у последних ожидаемое монетарными властями отклонение размеров проводимых трансграничных мероприятий (главным образом за счет их подорожания). В противном случае можно сказать, что складывается прямая связь «принимаемое действие - желанный результат (получение установленной задачи)». Инструментами прямого действия считаются налогообложение трансграничных денежных потоков (к примеру, налог Тобина); обесценивание (повышение ценности) национальной валюты; парный или мультивалютный рынок (формальное фиксирование двух или нескольких курсов национальной валюты для разнообразных типов денежных операций и участников валютных взаимоотношений); непременное резервирование.
Использование косвенных экономических инструментов валютного регулирования не предопределено для прямого воздействия на поведение субъектов валютного рынка. Основной задачей для рассматриваемой группы инструментов является торможение ненужных направленностей на валютном рынке и действенная коррекция определенных макроэкономических характеристик. Косвенные инструменты не проявляют непосредственного воздействия на размеры проводимых валютных операций, но их применение приводит к исправлению участниками валютного рынка личных целей в отношении характера и объема исполняемых валютных операций. Так, предположим, использование валютных интервенций дает возможность монетарным властям пресекать атаки на государственную валютную единицу, сгладить веские колебания валютных курсов, преобразовать образовавшееся течение на валютном рынке, что предоставляет экономическим агентам всего лишь некоторые ориентиры для принятия решений.
Подводя итог, нужно обратить внимание, что одной из наиболее неустойчивых в сегодняшнем мире, пожалуй, является сфера валютных отношений. Вследствие чего для государств с переходной экономикой весь объем мер валютного регулирования остается значимым инструментом общегосударственной финансовой, в том числе денежной, политики. Можно отметить, что для решения злободневных вопросов валютного регулирования желательно формирование отработанного режима взаимодействия абсолютно всех субъектов: органов валютного регулирования, собственно компаний-экспортеров и импортеров, агентов валютного контроля, а вдобавок повышение качества нормативной основы и способов контроля, выбор лучшего варианта обмена данными между участниками системы.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-Ф3 (ред. от 04.11.2014) "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) (10 декабря 2003 г.)
2. Крашенинников, В.М. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой [Текст]: учебник / В.М. Крашенинников - М.: Экономика, 2013. - 400с.
3. Симионов, Ю.Ф. Валютные отношения [Текст]: Учебное пособие для вузов / Ю.Ф. Симионов, Б.П. Носко - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 300с.
4. Курбанова, Х.И. Валютное регулирование в современной России [Текст] / Х.И. Курбанова // Российское предпринимательство. — 2014. — № 6 (54). — с. 38-43.
© Ю.В. Всяких, А.И. Латышева, 2015
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»
№4/2015
ISSN 2410-700X
УДК 336.77
Галимова Диляра Исмагиловна
магистр 2 курса К(П)ФУ, г.Казань, РФ,Е-тай: [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ ПОРТФЕЛЕМ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Аннотация
В статье рассматривается структура кредитного портфеля коммерческого банка, а также проблема управления кредитным портфелем, выделены основные этапы. Особое внимание уделяется управлению качеством. Для оценки качества рекомендуется использовать систему элементов, которые состоят из базы оценки, технологии оценки и полученного результата.
Ключевые слова
Кредитный портфель банка, структура кредитного портфеля, управление качеством кредитного портфеля.
Банки играют одну из важнейших ролей в экономике, обеспечивая ее необходимыми ресурсами и услугами. Их деятельность многообразна, банки занимаются различными видами операций, которые подробно перечислены в статье 5 ФЗ от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности».
Большинство авторов сходятся во мнении, что кредитные операции являются одним из основных и наиболее важных видов деятельности коммерческих банков. Данный тип операций обеспечивают стабильность и доходность существования банков и в то же время именно эти операции могут привести банк к дефолту. Дадим определение понятию банковский кредит.
Банковский кредит - это денежная ссуда, которая выдается банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты кредитного процента [7, с. 25].
Предоставляя кредиты физическим и юридическим лицам, коммерческий банк формирует свой кредитный портфель. Структуру которого можно представить, как состоящей из розничного и корпоративного субпортфелей. Корпоративный субпортфель включает в себя кредиты, выданные юридическим лицам, а розничный - физическим лицам и субъектам малого бизнеса, которые отвечают определенным требованиям банка, например, в части объема среднемесячной выручки или объема кредитных потребностей и возможностей, по обслуживанию долга которых не превышает лимитов розничного сегмента.
Основную информацию для анализа структуры кредитного портфеля коммерческого банка внешние пользователи могут получить в пояснительной записке к годовому отчету (РПБУ) и в консолидированной финансовой отчетности с заключением независимых аудиторов (МСФО).
Проблема грамотного управления кредитным портфелем коммерческого банка является весьма актуальной и требует определенных затрат, в результате которых кредитный портфель будет находиться в желаемом для банка состоянии. Для управления нужно следить за качеством кредитного портфеля, в связи с этим необходимо решить вопрос о том, какие характеристики его отражают. Выделяют определенную систему элементов для оценки качества кредитного портфеля коммерческого банка. Эти элементы состоят из:
- базы оценки, то есть субъектов;
- технологии оценки, то есть определенных критериев и показателей;
- полученного результата, который представляет собой классификацию элементов кредитного портфеля по группам качества.
К субъектам оценки относятся кредитный комитет, кредитное подразделение, служба внутреннего контроля банка; рейтинговые и аналитические агентства, оценивающие качество кредитного портфеля банка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка РФ, а также внутренними документами кредитной организации [4, с. 350].
К критериям оценки качества кредитного портфеля коммерческого банка можно отнести степень кредитного риска, уровень доходности и ликвидности. Один только кредитный риск не может оценить качество кредитного портфеля, так как его понятие значительно шире и связано с рисками ликвидности и потери доходности. Но значимость данных критериев будет меняться в зависимости от места функционирования банка, а также его стратегии.
Для классификации элементов кредитного портфеля по группам качества определяется количество групп качества и способы классификации. В положении ЦБ РФ 26.03.2004 № 254-П «О порядке