Научная статья на тему 'Валютное регулирование как инструмент обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации в условиях глобальных вызовов'

Валютное регулирование как инструмент обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации в условиях глобальных вызовов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
валютное регулирование / валютный контроль / международные санкции / противодействие санкциям / валютная политика / валюта / рубль / валютный режим / валютные ограничения / органы валютного регулирования / экономические меры / currency regulation / currency control / international sanctions / countering sanctions / monetary policy / currency / ruble / currency regime / currency restrictions / currency regulatory authorities / economic measures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омельченко Андрей Геннадьевич

Статья посвящена исследованию вопросов трансформации валютного регулирования Российской Федерации в условиях противодействия международным финансовым санкциям, введенным в отношении нашей страны со стороны США и иных недружественных государств и международных организаций. По итогам исследования определены основные задачи валютного регулирования на современном этапе исторического развития, доказано, что положения федеральных законов от 30.12.2006 № 281‑ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», от 28.12.2010 № 390‑ФЗ «О безопасности» и от 04.06.2018 № 127‑ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», на основе которых установлены валютные ограничения, в соответствующей части можно отнести к валютному законодательству. Отмечено, что на сегодняшний день ведущую роль в правовом регулировании валютных отношений стали играть подзаконные нормативные правовые акты (в первую очередь Президента РФ). Сделан вывод о необходимости поиска баланса публичных и частных интересов в процессе регулирования валютных отношений. Обоснована необходимость принятия нового основного закона, закрепляющего основы валютного регулирования и валютного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currency Regulation as a Tool to Secure the State Sovereignty of the Russian Federation in the context of Global Challenges

The paper is devoted to the study of the transformation of the currency regulation of the Russian Federation in the context of countering international financial sanctions imposed on Russia by the United States and other unfriendly states and international organizations. Based on the results of the study, the paper identifies the main tasks of currency regulation at the present stage of historical development. It is proved that the provisions of federal laws No. 281‑FZ dated 130 December 2006 «On Special Economic Measures and Coercive Measures», No. 390‑FZ dated 28 December 2010 «On Security» and No. 127‑FZ dated 6 April 2018 «On Measures of influence (Counteraction) the unfriendly actions of the United States of America and other foreign states», on the basis of which currency restrictions are established, can be attributed to currency legislation within their relevant parts. It is noted that to date, subordinate regulatory legal acts (primarily of the President of the Russian Federation) have begun to play a leading role in the legal regulation of currency relations. It is concluded that it is necessary to find a balance between public and private interests in the process of regulating currency relations. The author substantiates the necessity of adopting a new basic law consolidating the foundations of currency regulation and currency control.

Текст научной работы на тему «Валютное регулирование как инструмент обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации в условиях глобальных вызовов»

001: 10.17803/1994-1471.2023.157.12.062-071

А. Г. Омельченко*

Валютное регулирование как инструмент обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации в условиях глобальных вызовов

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов трансформации валютного регулирования Российской Федерации в условиях противодействия международным финансовым санкциям, введенным в отношении нашей страны со стороны США и иных недружественных государств и международных организаций. По итогам исследования определены основные задачи валютного регулирования на современном этапе исторического развития, доказано, что положения федеральных законов от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности» и от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», на основе которых установлены валютные ограничения, в соответствующей части можно отнести к валютному законодательству. Отмечено, что на сегодняшний день ведущую роль в правовом регулировании валютных отношений стали играть подзаконные нормативные правовые акты (в первую очередь Президента РФ). Сделан вывод о необходимости поиска баланса публичных и частных интересов в процессе регулирования валютных отношений. Обоснована необходимость принятия нового основного закона, закрепляющего основы валютного регулирования и валютного контроля.

Ключевые слова: валютное регулирование; валютный контроль; международные санкции; противодействие санкциям; валютная политика; валюта; рубль; валютный режим; валютные ограничения; органы валютного регулирования; экономические меры.

Для цитирования: Омельченко А. Г. Валютное регулирование как инструмент обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации в условиях глобальных вызовов // Актуальные проблемы российского права. - 2023. - Т. 18. - № 12. - С. 62-71. - DOI: 10.17803/1994-1471.2023.157.12.062-071.

© Омельченко А. Г., 2023

* Омельченко Андрей Геннадьевич, соискатель кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 [email protected]

Currency Regulation as a Tool to Secure the State Sovereignty of the Russian Federation

in the context of Global Challenges

Andrey G. Omelchenko, Postgraduate Student, Department of Financial Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

9, Sadovaya-Kudrinskaya St, Moscow, Russia, 125993 [email protected]

Abstract. The paper is devoted to the study of the transformation of the currency regulation of the Russian Federation in the context of countering international financial sanctions imposed on Russia by the United States and other unfriendly states and international organizations. Based on the results of the study, the paper identifies the main tasks of currency regulation at the present stage of historical development. It is proved that the provisions of federal laws No. 281-FZ dated 130 December 2006 «On Special Economic Measures and Coercive Measures», No. 390-FZ dated 28 December 2010 «On Security» and No. 127-FZ dated 6 April 2018 «On Measures of influence (Counteraction) the unfriendly actions of the United States of America and other foreign states», on the basis of which currency restrictions are established, can be attributed to currency legislation within their relevant parts. It is noted that to date, subordinate regulatory legal acts (primarily of the President of the Russian Federation) have begun to play a leading role in the legal regulation of currency relations. It is concluded that it is necessary to find a balance between public and private interests in the process of regulating currency relations. The author substantiates the necessity of adopting a new basic law consolidating the foundations of currency regulation and currency control.

Keywords: currency regulation; currency control; international sanctions; countering sanctions; monetary policy; currency; ruble; currency regime; currency restrictions; currency regulatory authorities; economic measures. Cite as: Omelchenko AG. Currency Regulation as a Tool to Secure the State Sovereignty of the Russian Federation in the context of Global Challenges. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2023;18(12):62-71. (In Russ.). DOI: 10.17803/1994-1471.2023.157.12.062-071.

Введение

Суверенитет государства — основа его существования. Выдающийся российский конституционалист О. Е. Кутафин определял суверенитет как «свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении»1. При этом защита государственного суверенитета может происходить разными способами, чаще всего в их числе выделяют военные, дипломатические, законодательные и иные2. Между тем в последнее время, в связи с известными собы-

тиями, интерес правовой науки всё больше приобретают вопросы финансово-правовых форм (способов, инструментов) защиты государственного суверенитета, проблемы определения природы и сущности финансового суверенитета как составной части суверенитета государства.

Так, председатель Банка России Э. Набиул-лина определила финансовый суверенитет как устойчивость финансовой системы к «внешним шокам», а в качестве одного из элементов такого суверенитета она видит проведение независимой денежно-кредитной политики3. Заметим, что в указанном определении раскрывается лишь одна из составных частей рассма-

1 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрист, 2023. С. 165.

2 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Указ. соч. С. 171.

3 Глава ЦБ перечислила критерии финансового суверенитета России // URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5941603 (дата обращения: 01.05.2023).

триваемой категории — внешняя, притом что финансовый суверенитет, помимо всего прочего, заключается еще и в праве и возможности государства проводить независимую внутреннюю финансовую политику. Тем не менее следует согласиться с тем, что вопросы проведения независимой денежно-кредитной политики в настоящее время приобрели первостепенный характер - именно сфера денежного обращения Российской Федерации стала основным объектом санкционного давления со стороны США и иных недружественных государств. В целях противодействия санкционной политике стран коллективного Запада Российской Федерацией был предпринят ряд мер, наибольший резонанс из которых, как представляется, имели меры, направленные на ужесточение валютного регулирования.

Валютное регулирование: понятие и содержание

По мнению Н. М. Артемова, валютное регулирование можно определить с позиции:

— широкого подхода — как механизм, с помощью которого государство может влиять на объективные экономические процессы;

- узкого подхода - как способ реализации валютной политики государства, режим государственного регулирования порядка внешних расчетов, операций с валютой на внутреннем рынке, с золотом и других сходных процессов4.

И. В. Хаменушко, в свою очередь, определяя валютное регулирование с точки зрения широкого подхода, ставит знак равенства между рассматриваемой категорией и валютной политикой5. В качестве же основной цели валютного регулирования автор справедливо указывает защиту национальной валюты Российской Федерации6.

Полагаем, что валютное регулирование можно определить как комплекс мер правового, экономического и иного характера, направленных на защиту российской валюты (рубля) и обеспечение устойчивости денежного обращения Российской Федерации в целом. Собственно правовая составляющая валютного регулирования заключается в закреплении правил совершения валютных операций между резидентами и/или нерезидентами; определении особенностей учета и отчетности в отношении валютных операций; установлении ограничений по проведению валютных операций (валютных ограничений); проведении контроля со стороны органов и агентов валютного контроля, направленного на определение полноты выполнения возложенных на резидентов и нерезидентов обязательств в отношении государства, а также применении к лицам, допустившим нарушения в рассматриваемой области, мер принуждения.

Нужно отметить, что долгие годы валютное регулирование во многом расценивалось как пережиток переходной экономики. Например, в 2018 г. Центр стратегических разработок, возглавляемый на тот момент бывшим министром финансов РФ А. Кудриным, выступил с предложением полностью отказаться от валютного регулирования и валютного контроля7. Действительно, на протяжении практически 30 лет законодатель последовательно отказывался от валютных ограничений и иным образом упрощал порядок проведения валютных операций. Например, с начала 2000-х гг. из числа валютных ценностей были исключены драгоценные металлы, отменена обязательная продажа валютной выручки, произошел отказ от паспорта сделки в пользу постановки контракта на учет в уполномоченном банке и т.д. Данный процесс принято именовать либерализацией. Вместе с тем И. В. Хаменушко абсолютно обос-

4 Артемов Н. М. Валютное регулирование в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид наук. М., 2002. С. 13-14.

5 Хаменушко И. В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность : учебно-практическое пособие. М. : Норма, 2013. С. 43.

6 Хаменушко И. В. Указ. соч. С. 38.

7 ЦСР предложил отменить валютный контроль // URL: https://www.vedomosti.ru/finance/news/2018/03/ 14/753443-tssr-valyutnii (дата обращения: 01.05.2023).

нованно указывает на то, что «в неблагоприятные периоды экономического спада наблюдается обратная тенденция»8. Сказанное в полной мере характерно для текущего этапа развития валютного законодательства.

Начиная с февраля 2022 г. США и иные недружественные страны ввели в отношении России более 15 тыс. различных санкций9. В том числе был установлен запрет на поставку в Россию наличной валюты (долларов и евро), заморожена значительная часть золотовалютных резервов нашей страны, несколько системно значимых банков России были отключены от международной системы передачи финансовых сообщений SWIFT, ряд российских организаций включили в так называемый Список особо обозначенных лиц (Specially Designated Nationals And Blocked Persons List), наложен запрет на осуществление платежей в долларах США по выплатам со счетов, связанных с российским правительством, и т.д.10

В ответ на попытку дестабилизации национальной финансовой системы Россия ужесточила валютный режим, введя новые ограничения, связанные в первую очередь с движением капитала.

Валютный режим

В соответствии с определением, приводимым в Словаре современного русского литературного языка, режим означает точно установленный распорядок жизни, занятий, деятельности11. В свою очередь, под правовым режимом Г. С. Беляева предлагает понимать «специфическое средство правового регулирования, объединяющее в себе правовой инструментарий в комплексе и направленное на достижение соответствующих правовых целей и планируемый оптимальный социально значимый результат»12. В науке предлагаются и другие сходные определения правового режима13.

К особенностям правовых режимов можно отнести то, что они:

1) имеют определенную цель — она заключается в регулировании той или иной группы общественных отношений для достижения определенных результатов. В связи с этим в зависимости от обстоятельств для регулирования группы отношений может требоваться несколько правовых режимов;

2) устанавливаются нормативными правовыми актами (в первую очередь законодатель-

Хаменушко И. В. Указ. соч. С. 58.

Russia Sanctions Dashboard // URL: https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dashboard (дата обращения: 01.05.2023).

См. подробнее: Артёмов Н. М., Ситник А. А. Противодействие антироссийским санкциям в платежной и валютной сферах // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 6 (139). С. 48-62 ; Шангараев Р. Н., Гришкина А. В. Вызовы и угрозы национальной платежной системы России в контексте деглобализации // Вопросы политологии. 2022. Т. 12. № 11 (87). С. 3867-3874 ; Долгиева М. М., Дол-гиев М. М. Правовой режим международных санкций и цифровой рубль // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2023. № 3 (258). С. 59-65.

Словарь современного русского литературного языка. Т. 12 / под ред. В. П. Фелицына и И. Н. Шмелевой. М. — Л. : Издательство Академии наук СССР, 1961. С. 1133.

Беляева Г. С. Правовой режим // URL: https://bigenc.ru/c/pravovoi-rezhim-1cb9b6 (дата обращения: 01.05.2023).

А. В. Малько и А. Ю. Саломатин указывают на то, что «правовой режим — это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права» (Теория государства и права : учеб. пособие / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин, А. Г. Лисицина-Светланова. 3-е изд. М. : РИОР, Инфра-М, 2018. С. 176). Сходным образом Н. Е. Таева определяет режим правового регулирования как «порядок правового регулирования, выраженный в особом сочетании и взаимодействии юридических средств, с помощью которых создается желаемое социальное состояние путем осуществления целенаправленного нормативно-организацион-

8

9

11

12

ством) - правовые нормы определяют конкретные жизненные обстоятельства, с наличием которых связано введение или отмена того или иного правового режима; субъекты и объекты, на которых правовые режимы распространяются; пространственные и временные границы правовых режимов, правовые средства обеспечения функционирования правовых режимов;

3) тесно связан с правовой процедурой - правовой режим «всегда требует создания и закрепления в нормах права специальных процедур, способствующих реализации субъектами своих прав и исполнения ими своих обязанностей»14;

4) являются особым порядком правового регулирования - представляют собой сочетание определенным образом связанных и взаимообусловленных юридических средств, направленных на достижение единой цели15.

Правовые режимы могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, в зависимости от защищаемого интереса правовые режимы могут быть разделены:

1) на частноправовые режимы;

2) публично-правовые режимы.

Как отмечает Н. Е. Таева, публичные режимы правового регулирования могут устанавливаться и в частных отраслях. В качестве примера автор приводит лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности16.

Далее, в зависимости от отраслевой принадлежности норм, которые устанавливают режим,

можно выделить финансово-правовые, административно-правовые, конституционно-правовые, гражданско-правовые и иные режимы. Следует отметить, что в науке финансового права были предложены разные определения финансово-правового режима17.

В зависимости от направленности и условий установления правовые режимы могут быть подразделены:

1) на общий правовой режим - предлагает стандартный подход к регулированию общественных отношений. Такой режим закрепляет ординарную модель правового регулирования общественных отношений в обычных условиях их функционирования;

2) специальный правовой режим — представляет собой особый набор юридических средств, меняющих подход к правовому регулированию, принятый в рамках общего правового режима. Специальные правовые режимы имеют отличную или более специфическую цель правового регулирования, они распространяются на отдельных субъектов, действуют при особых условиях, в пределах определенной территории и т.д. Таким образом, специальный правовой режим устанавливает «особенности, изъятия, исключения из общего режима»18.

Специальные правовые режимы по времени действия могут быть классифицированы:

1) на постоянно действующие — не имеют временных рамок;

ного воздействия на общественные отношения» (Таева Н. Е. Режим правового регулирования // URL: https://bigenc.rU/c/rezhim-pravovogo-regulirovaniia-e7b55c (дата обращения: 01.05.2023)).

14 Таева Н. Е. Указ. соч.

15 А. В. Малько и А. Ю. Саломатин также отмечают, что правовые режимы создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права (Теория государства и права : учеб. пособие. С. 176).

16 Таева Н. Е. Указ. соч.

17 Например, К. В. Андриевский определяет финансово-правовой режим как особую «разновидность социального режима, установленного в правовой форме, функционирование которого предполагает целевое воздействие на объект режимного регулирования посредством задействования совокупности норм материального и процессуального права и неукоснительного исполнения предусмотренных в этих нормах предписаний, что последовательно гарантирует определенное поведение субъектов в целях достижения желаемого социального состояния на основе учета интересов субъектов режимного регулирования и соблюдения баланса этих интересов» (Андриевский К. В. Финансово-правовые режимы : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2022. С. 10).

18 Таева Н. Е. Указ. соч.

2) временные — устанавливаются на определенный срок или на период, в течение которого будут существовать те или иные обстоятельства.

Специальные правовые режимы в зависимости от направленности применяемых правовых средств подразделяются19:

1) на льготные правовые режимы — связаны с предоставлением преимуществ определенным субъектам правоотношений;

2) ограничивающие (запретительные) правовые режимы — вводят дополнительные обязанности и запреты, не характерные для общего правового режима.

Кроме того, в науке предлагается выделять экстраординарный правовой режим. Он вводится в условиях чрезвычайных или иных непредвиденных обстоятельств и действует в течение времени, пока такие обстоятельства не будут устранены и (или) до истечения срока, на который указанный правовой режим был введен. Следует отметить, что А. А. Мохов выделяет экстраординарные правовые режимы (ЭПР) в качестве самостоятельного правового режима наравне с общим и специальным20. Вместе с тем нам представляется возможным согласиться с позицией ученых, которые рассматривают экстраординарный правовой режим как вид специальных правовых режимов21, поскольку он обладает всеми признаками последнего. В то же время выделение экстраординарного режима среди прочих специальных правовых режимов обуславливается целым рядом факторов, глав-

ным из которых служат «существенные ограничения и запреты»22. С. М. Зырянов в числе особенностей содержания ЭПР выделяет «чрезмерность предусматриваемых ими мер в обычных условиях»23. Обуславливается это повышенной степенью опасности, которую непредвиденные обстоятельства (техногенные и природные катастрофы, пандемия, эпизоотии, война, международные санкции и т.д.) несут для нормального функционирования общественных отношений. При этом обычный правовой режим не может обеспечить должную эффективность правового регулирования таких общественных отношений, в связи с чем государству приходится прибегать к «чрезмерным» в обычных условиях мерам. Это же обуславливает тот факт, что ЭПР носят временный характер — «чрезмерные» меры не могут и не должны применяться по миновании надобности.

Ведущие представители финансово-правовой науки в качестве разновидности финансово-правового режима выделяют валютный (валютно-правовой) режим. По определению Н. М. Артемова, валютный режим предполагает комплекс «организационно-правовых мер, обеспечивающих должную стабильность валютной сферы и защиту ее от валютных кризисов»24. Предлагаются и элементы валютно-правовых режимов25.

Традиционно выделяют такие валютно-пра-вовые режимы, как:

1) режим валютной монополии;

2) режим валютных ограничений;

19 Беляева Г. С. Указ. соч.

20 Мохов А. А. Концепция правового регулирования медицинской деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 4. С. 93-104.

21 Зырянов С. М. Экстраординарные (специальные) административно-правовые режимы: понятие и обоснование необходимости введения // Журнал российского права. 2016. № 4. С. 72-81.

22 Мохов А. А. Указ. соч. С. 102.

23 Зырянов С. М. Указ. соч. С. 72.

24 Артемов Н. М. Указ. соч. С. 4.

25 Например, А. С. Куликов, характеризуя валютно-правовой режим в узком смысле, т.е. как режим осуществления валютной операции, отмечает, что этому режиму присущи такие элементы, как: система валютных ограничений (запретов); система разрешительных (дозволительных) мер; валютные операции, осуществляемые с учетом системы валютных ограничений; валютные операции, ограничения по осуществлению которых отсутствуют; порядок реализации мер валютного регулирования, включая порядок осуществления всех и каждой валютной операции; меры валютного контроля (Куликов А. С. Финансово-

3) режим, в рамках которого валютные ограничения не устанавливаются26.

Полностью соглашаясь с подобной классификацией, уточним, однако, что она характеризует подходы, которые то или иное государство может избрать для себя в рамках общего режима правового регулирования валютных отношений. Между тем следует утверждать, что действующий в настоящее время валютно-правовой режим, связанный с установлением дополнительных валютных ограничений, введенных в качестве мер противодействия санкциям США и примкнувших к ним недружественных государств и международных организаций, является экстраординарным правовым режимом. Специфика данного режима проявляется:

— в цели — защита национальной валюты РФ от негативных последствий введения международных финансовых санкций;

— сроках — режим действует до отмены международных санкций, введенных со стороны США и иных недружественных государств;

— нормативном регулировании — большая часть ограничений введена на основании подзаконных нормативных правовых актов Президента РФ.

Особенности валютного регулирования в Российской Федерации в условиях противодействия международным санкциям

Следует констатировать, что российский режим валютного регулирования за очень короткий срок поменял вектор своего развития, перейдя от постепенной либерализации к прямо противоположному процессу, который можно именовать консерватизацией. Можно выделить ряд особенностей, характерных для системы правового регулирования валютных отношений на современном историческом этапе:

— главными задачами валютного регулирования стали: противодействие санкциям (ограничительным мерам) США и иных недруже-

ственных стран и международных организаций, обеспечение устойчивости российской валюты в условиях глобальных вызовов, укрепление финансового суверенитета Российской Федерацию, защита прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, ее граждан и юридических лиц;

— большинство введенных за последнее время валютных ограничений прямо не предусмотрено Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» — они установлены на основании федеральных законов от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» и от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», которые в соответствующей части можно отнести к валютному законодательству;

— ведущую роль в правовом регулировании валютных отношений стали играть подзаконные нормативные правовые акты, в первую очередь Президента РФ. При этом Президент РФ может делегировать часть своих полномочий по введению валютных ограничений органам валютного регулирования;

— в условиях противодействия международным санкциям государству приходится отступать от традиционных подходов к правовому регулированию общественных отношений, что в обычных условиях могло бы трактоваться как нарушение основополагающих принципов права. Так, в целях обеспечения гибкости валютного регулирования некоторые аспекты валютных отношений (в частности, установление процента обязательной продажи части валютной выручки и сроков такой продажи) могут определяться актами, не носящими нормативный характер (решениями Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и Совета директоров Банка России), а нормативные пра-

правовой режим валютных операций в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 10).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 Артемов Н. М. Указ. соч. С. 14-15.

вовые акты могут не публиковаться (как в случае с Указом Президента РФ «Об осуществлении обязательной продажи выручки в иностранной валюте, получаемой отдельными российскими экспортерами по внешнеторговым договорам (контрактам)») в целях защиты прав и законных интересов российских резидентов. Вместе с тем экзистенциальный характер угроз, которые несет за собой глобальное противостояние России и стран коллективного Запада, обуславливает необходимость изыскания новых подходов к регулированию общественных отношений. Право не следует оценивать исключительно с точки зрения формального подхода — оно должно обеспечивать гибкость регулирования общественных отношений с учетом всех обстоятельств. В то же время недопустим и волюнтаризм. Валютное регулирование должно быть направлено на защиту публичного интереса и при этом в необходимой степени учитывать интересы частных субъектов;

— действующий Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» был принят более 20 лет назад и за это время претерпел неоднократные существенные изменения, в связи с чем он более не воспринимается как целостный акт (даже на уровне нумерации пунктов, частей и статей указанного закона). Кроме того, он не обеспечивает необходимой вариативности регулирования валютных отношений (как уже было сказано, в условиях экстраординарной ситуации валютные ограничения, под именем специальных экономических мер, были установлены на основе положений других законов), не раскрывает правовой статус субъектов, играющих важную роль в регулировании валютных отношений и осуществлении контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов (например, Президента РФ и Росфин-мониторинга), не дифференцирует субъектов валютных отношений в зависимости от принадлежности к группам стран, проводящим дружественную или, наоборот, недружественную политику в отношении России (несмотря на всю спорность термина «недружественный», нельзя не учитывать объективной реальности, в рамках которой ряд государств и международных организаций целенаправленно стремятся нанести

ущерб Российской Федерации, ее гражданам и юридическим лицам). Налицо необходимость принятия нового Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»;

— несмотря на то что большинство введенных после 2022 г. ограничений носит временный характер, следует понимать, что произошедший слом международных отношений не позволит вернуться к либерализации валютного законодательства в ближайшей перспективе. Более того, построение новой мировой финансовой системы потребует новых подходов к регулированию финансовых отношений, в рамках которых валютное регулирование и валютный контроль будут играть ведущую роль;

— можно предположить, что будущая мировая финансовая система будет поделена на два основных «блока» — условно «коллективного Запада» и «глобального Юга». Это не означает, что соответствующие «блоки» будут существовать как закрытые системы, никак не связанные между собой, не зависящие друг от друга и функционирующие автономно. Финансы всегда стремятся туда, где они, с одной стороны, смогут обеспечить получение большей прибыли, а с другой — будут наилучшим образом защищены от финансовых, правовых и иных рисков. Более того, наблюдаемое в настоящее время геополитическое противостояние между странами, входящими в указанные выше «блоки», — всего лишь попытка государств «коллективного Запада» защитить свои экономические интересы и обеспечить свое дальнейшее доминирование (экономическое, финансовое, технологическое и т.д.). В противовес этому финансовая система «глобального Юга» будет ориентирована на интересы стран, которые не являются основными бенефициарами существовавшей до недавнего времени мировой финансовой системы. Можно предположить, что финансовая система «глобального Юга» будет основана на применении национальных валют (взамен доллару и евро) в рамках трансграничных расчетов, создании новых международных финансовых институтов и депозитарного расчетного хаба, применении инновационных финансовых технологий, которые позволят преодолеть монополию западных финансовых учреждений на мировом рынке финансовых услуг.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Андриевский К. В. Финансово-правовые режимы : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2022. — 503 с.

2. Артемов Н. М. Валютное регулирование в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид наук. — М., 2002. — 347 с.

3. Артёмов Н. М., Ситник А. А. Противодействие антироссийским санкциям в платежной и валютной сферах // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 6 (139). — С. 48-62.

4. Беляева Г. С. Правовой режим // URL: https://bigenc.ru/c/pravovoi-rezhim-1cb9b6 (дата обращения: 01.05.2023).

5. Глава ЦБ перечислила критерии финансового суверенитета России // URL: https://www.kommersant. ru/doc/5941603 (дата обращения: 01.05.2023).

6. Долгиева М. М., Долгиев М. М. Правовой режим международных санкций и цифровой рубль // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2023. — № 3 (258). — С. 59-65.

7. Зырянов С. М. Экстраординарные (специальные) административно-правовые режимы: понятие и обоснование необходимости введения // Журнал российского права. — 2016. — № 4. — С. 72-81.

8. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрист, 2023. — 587 с.

9. Куликов А. С. Финансово-правовой режим валютных операций в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2013. — 24 с.

10. Мохов А. А. Концепция правового регулирования медицинской деятельности // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — № 4. — С. 93-104.

11. Таева Н. Е. Режим правового регулирования // URL: https://bigenc.ru/c/rezhim-pravovogo-regulirovaniia-e7b55c (дата обращения: 01.05.2023).

12. Теория государства и права : учеб. пособие / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин, А. Г. Лисицина-Свет-ланова. — 3-е изд. — М. : РИОР, Инфра-М, 2018. — 213 с.

13. Хаменушко И. В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность : учебно-практическое пособие. — М. : Норма, 2013. — 352 с.

14. ЦСР предложил отменить валютный контроль // URL: https://www.vedomosti.ru/finance/news/2018/ 03/14/753443-tssr-valyutnii (дата обращения: 01.05.2023).

15. Шангараев Р. Н., Гришкина А. В. Вызовы и угрозы национальной платежной системы России в контексте деглобализации // Вопросы политологии. — 2022. — Т. 12. — № 11 (87). — С. 3867-3874.

Материал поступил в редакцию 2 мая 2023 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Andrievskiy K. V. Finansovo-pravovye rezhimy: dis. ... d-ra yurid. nauk. — M., 2022. — 503 s.

2. Artemov N. M. Valyutnoe regulirovanie v Rossiyskoy Federatsii: dis. ... d-ra yurid nauk. — M., 2002. — 347 s.

3. Artemov N. M., Sitnik A. A. Protivodeystvie antirossiyskim sanktsiyam v platezhnoy i valyutnoy sferakh // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2022. — T. 17. — № 6 (139). — S. 48-62.

4. Belyaeva G. S. Pravovoy rezhim // URL: https://bigenc.ru/c/pravovoi-rezhim-1cb9b6 (data obrashcheniya: 01.05.2023).

5. Glava TsB perechislila kriterii finansovogo suvereniteta Rossii // URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5941603 (data obrashcheniya: 01.05.2023).

6. Dolgieva M. M., Dolgiev M. M. Pravovoy rezhim mezhdunarodnykh sanktsiy i tsifrovoy rubl // Imushchestvennye otnosheniya v Rossiyskoy Federatsii. — 2023. — № 3 (258). — S. 59-65.

7. Zyryanov S. M. Ekstraordinarnye (spetsialnye) administrativno-pravovye rezhimy: ponyatie i obosnovanie neobkhodimosti vvedeniya // Zhurnal rossiyskogo prava. — 2016. — № 4. — S. 72-81.

8. Kozlova E. I., Kutafin O. E. Konstitutsionnoe pravo Rossii: uchebnik. — 3-e izd., pererab i dop. — M.: Yurist, 2023. — 587 s.

9. Kulikov A. S. Finansovo-pravovoy rezhim valyutnykh operatsiy v Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2013. — 24 s.

10. Mokhov A. A. Kontseptsiya pravovogo regulirovaniya meditsinskoy deyatelnosti // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2023. — № 4. — S. 93-104.

11. Taeva N. E. Rezhim pravovogo regulirovaniya // URL: https://bigenc.ru/c/rezhim-pravovogo-regulirovaniia-e7b55c (data obrashcheniya: 01.05.2023).

12. Teoriya gosudarstva i prava: ucheb. posobie / A. V. Malko, A. Yu. Salomatin, A. G. Lisitsina-Svetlanova. — 3-e izd. — M.: RIOR, Infra-M, 2018. — 213 s.

13. Khamenushko I. V. Valyutnoe regulirovanie v Rossiyskoy Federatsii: pravila, kontrol, otvetstvennost: uchebno-prakticheskoe posobie. — M.: Norma, 2013. — 352 s.

14. TsSR predlozhil otmenit valyutnyy kontrol // URL: https://www.vedomosti.ru/finance/news/2018/03/14/ 753443-tssr-valyutnii (data obrashcheniya: 01.05.2023).

15. Shangaraev R. N., Grishkina A. V. Vyzovy i ugrozy natsionalnoy platezhnoy sistemy Rossii v kontekste deglobalizatsii // Voprosy politologii. — 2022. — T. 12. — № 11 (87). — S. 3867-3874.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.