DOI: https://doi. org/10.15688/ek.jvolsu.2023.2.10
UDC 336.748 (470+571) LBC 65.9(2Рос)-93
Submitted: 09.03.2023 Accepted: 10.04.2023
LIBERALIZATION OF CURRENCY REGULATION IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF SANCTIONS
Dmitry N. Ershov
Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
Abstract. The purpose of the work is to analyze the transformation of the regime of monetary and financial regulation in Russia in the context of international sanctions in 2022. The course towards the liberalization of foreign exchange regulation in Russia has been temporarily changed in order to reduce capital outflow, protect the interests of Russian companies, and maintain the stability of the monetary and financial systems. The main measure was a temporary return to the requirements for the repatriation of foreign exchange earnings by exporters. After the measures took effect, the process of gradual abandonment of the imposed restrictions began. It is concluded that with the abolition of the requirement for the repatriation of foreign exchange earnings, the previously taken course towards the liberalization of foreign exchange regulation has generally recovered and is being maintained despite an unfavorable change in foreign economic and foreign policy conditions. Since the decisions on the introduction of currency restrictions and subsequent decisions on their abolition were taken as temporary measures, they need to be legislated. An analysis of some possible ways of further developing the liberalization of foreign exchange regulation in Russia is presented. It can be aimed at reducing the overall regulatory burden on businesses, promoting the development of non-commodity exports, de-dollarizing trade and investment, reorienting to the most promising foreign economic partners, and expanding international cooperation within the Multilateral Competent Authority Agreement on Automatic Exchange of Financial Account Information.
Key words: monetary and financial regulation, liberalization of foreign exchange transactions, anti-Russian sanctions, transparency of foreign exchange policy, freedom of capital movement.
Citation. Ershov D.N. Liberalization of Currency Regulation in Russia in the Context of Sanctions. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Journal ofVolgograd State University. Economics], 2023, vol. 25, no. 2, pp. 120-130. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2023.2.10
Дмитрий Николаевич Ершов
Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации,
г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. Цель работы - анализ трансформации режима валютно-финансового регулирования в России в условиях международных санкций в 2022 году. Курс на либерализацию валютного регулирования в РФ был временно изменен с целью сокращения оттока капитала, защиты интересов российских компа-
ГО
ний и сохранения устойчивости валютно-финансовой системы. Основной мерой стал временный возврат к введению требований по репатриации валютной выручки экспортеров. После того, как это возымело действие, начался процесс постепенного отказа от введенных ограничений. Сделан вывод, что с отменой ^ требования по репатриации валютной выручки ранее взятый курс на либерализацию валютного регулиро-§ вания в целом восстановился и выдерживается несмотря на неблагоприятное изменение внешнеэкономических и внешнеполитических условий. Поскольку решения по введению валютных ограничений и после© дующие решения по их отмене были приняты в качестве временных мер, они нуждаются в законодатель-
УДК 336.748 (470+571) ББК 65.9(2Рос)-93
Дата поступления статьи: 09.03.2023 Дата принятия статьи: 10.04.2023
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ
В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
ном закреплении. Проанализированы некоторые возможные пути дальнейшего развития либерализации валютного регулирования в России. Оно может быть направлено на сокращение общей регуляторной нагрузки на бизнес, содействие развитию несырьевого экспорта, дедолларизацию торговли и инвестиций, переориентацию на наиболее перспективных внешнеэкономических партнеров и на расширение международного сотрудничества в рамках Многостороннего соглашения компетентных органов об обмене финансовой информацией.
Ключевые слова: валютно-финансовое регулирование, либерализация валютных операций, антироссийские санкции, прозрачность валютной политики, свобода движения капитала.
Цитирование. Ершов Д. Н. Либерализация валютного регулирования в России в условиях санкций // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2023. - Т. 25, № 2. - С. 120-130. -DOI: https://doi.org/10.15688/ек.ггоки.2023.2.10
Введение
В настоящее время формирование эффективной системы валютно-финансового регулирования (далее - ВФР), способной противостоять турбулентности на валютных рынках, становится особенно актуальным. Непрекращающиеся природные, техногенные и геополитические вызовы создают угрозу для национальных финансовых систем и требуют адекватного реагирования со стороны государственных органов для организации стабильной финансовой системы и контроля за движением капитала [Навой, 2018]. Многообразие подходов к организации ВФР варьируется между либеральным и регуля-торным принципами организации. Первый из них ориентирован на обеспечение максимальной свободы движения капитала и создание оптимальных условий для торговли и инвестиций с риском наступления неуравновешенного состояния валютно-финансо-вой системы. Второй представляет собой сочетание достаточно свободных условий для движения капитала с некоторыми ограничительными рамками для движения капитала и обеспечения стабильности финансовой системы путем снижения вероятности для финансовых диспропорций, волатиль-ности и финансово-экономической неуравновешенности. Поиски оптимального сочетания этих подходов происходили всегда под влиянием естественных процессов обострения и смягчения кризисных явлений, характерных для рыночной экономики. Особенность современного этапа состоит в том, что поиски столкнулись с беспрецедентными по масштабам антирыночными санкционными действиями, противоречащими международно-
му праву и оказавшими существенное влияние на мировые рынки.
Актуальность и научная новизна
Данная статья написана на основе материалов, полученных в ходе выполнения НИР «Разработка стратегии либерализации национального валютного законодательства на период до 2025 года» (заказчик - Министерство финансов Российской Федерации). Одна из задач НИР - сформулировать предложения по формированию новой модели ВФР, устойчивой к внешним воздействиям, включая экономическое обоснование необходимых изменений, и государственной стратегии на среднесрочную перспективу. Настоящее исследование продолжает развитие темы статьи, опубликованной в Вестнике ВолГУ № 3 за 2022 г. и посвященной современному состоянию ВФР в Российской Федерации, изучению международного опыта в области ВФР в последние годы и мер, предпринятых в России в начале 2022 г. в качестве ответа на санкционные ограничения [Ершов, 2022]. Публикация завершалась выводом о том, что в условиях обострения рестрикций и принятия ответных специальных экономических мер необходимо выработать эффективные стратегические решения по обеспечению устойчивости функционирования системы ВФР. В настоящее время обозначенные ранее перспективы дальнейшего развития ВФР в России требуют адаптации к реалиям 2023 года. В статье осуществляется попытка переосмыслить события 2022 г. и принятые в указанный период решения, а также поразмышлять о дальнейших путях и возможностях либерализации ВФР в России.
Общая информация о валютных операциях и правилах валютного регулирования
В понятие «валютные операции» (текущие операции или связанные с движением капитала) входят оплата товаров и услуг, обмен валют, приобретение активов, операции по счетам и многие другие операции резидентов и нерезидентов. Понятие «регулирование» обычно носит ограничительный характер и может осуществляться рыночными или административными инструментами. Ограничения текущих операций в современном мире, как правило, не используются и применяются только в малом количестве стран с нерыночной моделью экономики. В то же время во многих государствах существует ряд инструментов, обязывающих экспортеров к репатриации валютной выручки и регламентирующих порядок получения и отчетности об экспортной выручке, а во многих случаях - к продаже резидентами части валютной выручки для поддержания равновесия на валютном рынке. В 2021 г. практика принуждения к репатриации валютной выручки и (или) к продаже части валютной выручки применялась в десятках стран мира [Annual Report ... , 2021]. Для регулирования трансграничного движения капитала используются административные (или условно рыночные) механизмы регулирования.
Здесь следует подчеркнуть, что популярное в последние годы мнение о якобы преимуществе либерального подхода над регулятивными методами основано на преувеличенной оценке уровня экономического развития (понимаемого в первую очередь как уровень потребления) в ограниченном количестве стран «западной» цивилизации, имеющих давнюю историю индустриальной и постиндустриальной экономики. По мнению сторонников данного подхода, чем выше уровень потребления (неважно, за счет чего он достигнут), тем лучше с точки зрения роста благосостояния, а для этого необходимо отменить ограничения, насколько это возможно. Выразителем этой точки зрения выступает Кодекс либерализации движения капитала ОЭСР [Code ... , 2021], который обязывает членов организации отказаться от любых возможных притеснений.
Такой подход основан на мировоззрении, сформированном в условиях современного общества потребления, характерного для стран с развитой рыночной экономикой. Однако полный отказ от ограничений ведет к ослаблению возможностей государства в области ВФР. Разумные ограничения необходимы для сглаживания внутренних и внешних экономических шоков, решения задач по таргетиро-ванию инфляции и поддержания плавающего курса [Черкасов, 2022, с. 123].
Общая информация об экономических санкциях
В контексте современного обострения санкционных мер следует вспомнить о том, что собой представляют экономические санкции и как они воспринимаются с точки зрения их легитимности. Одно из наиболее часто употребляемых определений термина «санкции» применительно к международному праву состоит в том, что это сознательное изменение коммерческих и финансовых отношений для решения внешнеполитических задач или отказ одного или нескольких государств в каких-либо отношениях, направленный на то, чтобы повлиять на поведение другого государства по неэкономическим вопросам или ограничить его военный потенциал УеП^оп, 2000, с. 126]. Санкции могут различаться по своей направленности (торговые, секторальные, въездные) и по субъекту, который их вводит. Из практики известны санкции, вводимые ООН, интеграционными объединениями (Европейский Союз) и отдельными государствами. Легитимность таких мер, принятых ООН, закреплена Уставом (ст. 39 гл. VII), в котором указано, что они могут применяться по решению Совета Безопасности ООН в случае, когда будут достоверно определены факты «нарушения мира или акта агрессии» [Устав ООН ...]. На основании этого в соответствии со статьями 41 и 42 могут быть приняты восстановительные меры, включая экономические. Санкции, накладываемые ООН, обладают легитимностью, потому что основаны на нормах международного права. В ЕС право на санкции делегировано Совету ЕС на основании коллективного решения стран-членов, и в документах ЕС прописано понимание
санкций и соответствующий механизм принятия решений. Что касается санкций, накладываемых отдельными государствами, то их легитимность противоречит принципам ООН, в частности Международному пакту 1966 г. о гражданских и политических правах [Международный пакт ... , 1966] и Декларации 1970 г. о принципах международного права [Декларация ... , 1970], где говорится, что односторонние санкции являются незаконными мерами и не могут использоваться для принуждения государств в ущерб своим интересам. Кроме того, эта позиция согласуется с принципами защиты прав человека, поскольку, если допустить возможность свободного введения односторонних санкций, возникнет конфликт в области гуманитарного права. Во-первых, санкции влияют на все общество, а не только на руководящие органы, а во-вторых, может возникнуть ситуация, при которой санкции могут действовать неопределенно долго, даже если их цель будет достигнута.
Многочисленные резолюции ООН, осуждающие односторонние санкции, подтверждают их противоречие международному публичному праву. С другой стороны, существует точка зрения о том, что государства, являясь независимыми, должны иметь право формировать свою политику, в том числе вводить санкции против другого государства, если при этом нет какого-либо обязательного договора между этими государствами, который запрещает санкции. Таким образом, вопрос о законности односторонних санкций не является до конца определенным и эта неоднозначная правовая ситуация требует ее разрешения. Вариантом может стать выработка механизма снижения негативного влияния санкций до минимально возможного уровня, а также создание условий, при которых обеспечиваются как соблюдение прав человека, так и возможность воздействия на субъекты международного права, когда в этом возникает необходимость [Шепелев и др., 2021].
Изменения режима валютного регулирования в 2022 году
Основу законодательства в области ВФР составляет Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-Ф3
от 10.12.2003 [Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173, 2003], который закрепляет принципы валютного регулирования и валютного контроля, основные понятия валютного законодательства России, определяет виды валютных операций, права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Изменение режима ВФР в России было предпринято в ответ на санкции, вызвавшие колебания курса национальной валюты. Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» был принят в соответствии с законом от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» и законом от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств».
Термин «специальные экономические меры» прописан в Законе 281-ФЗ и определен как меры, которые применяются «в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности РФ и (или) нарушающие права и свободы ее граждан» [Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 83-Ф3 ... , 2019]. Специальные экономические меры вводятся на ограниченный срок и могут включать в себя ограничения в финансовой и внешнеторговой области. Таким образом, Указ № 79 внес изменения в механизм реализации закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятые на его основе акты, в частности в Инструкции Банка России относительно осуществления и учета трансграничных валютных операций резидентами и нерезидентами. Изменения ВФР, последовавшие в результате Указа № 79, означали отказ от курса на либерализацию с целью сокращения оттока капитала и стабилизации финансовой системы. Принятие этих мер диктовалось необходимостью реагировать практически мгновен-
но и решительно, поэтому по ряду направлений механизм мер не был четко прописан и до конца понятен участникам экономической деятельности [Хаменушко, 2022]. Наиболее существенными мерами стали возврат требования об обязательной продаже части (80 %) валютной выручки экспортерами, которое ранее было отменено в 2007 г., а также ограничение использования резидентами зарубежных счетов. Результатом стало снижение оттока капитала и постепенное накопление валютной ликвидности, спрос на которую упал, и укрепление курса рубля. Кроме того, был создан специальный орган (подкомиссия Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации), наделенный полномочиями выдавать разрешения на осуществление резидентами сделок с иностранными лицами недружественных государств [Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 №295 ... , 2022].
Столь радикальные меры усугубили положение российских экспортеров, которые и без того оказались в тяжелом положении из-за санкций. Поэтому уже менее чем через месяц Указ Президента РФ от 18.03.2022 № 126 частично отменил ограничения, содержавшиеся в Указе № 79, а именно, появились исключения из требования обязательной продажи части валютной выручки и был упрощен порядок использования зарубежных счетов. Например, запрет на зачисление иностранной валюты на зарубежные счета перестал распространяться на переводы иностранной валюты для ее зачисления на счета представительств и (или) филиалов юридических лиц -резидентов, расположенных за рубежом, а также их сотрудников. Решением Центрального банка в апреле 2022 г. компании-экспортеры несырьевых неэнергетических товаров получили возможность выполнять обязательную продажу валютной выручки не позднее 60 дней со дня ее зачисления на транзитные валютные счета в уполномоченных банках, а в мае этот срок был увеличен до 120 дней.
В июне 2022 г. Указ Президента РФ от 09.06.2022 № 360 фактически отменил требование об обязательной продаже части валютной выручки как для сырьевого, так и для несырьевого экспорта, но сохранил для сы-
рьевых экспортеров требование о зачислении денежных средств на счета в уполномоченных банках в 120-дневный срок. Дальнейший отказ от ограничений, введенных Указом № 79, произошел в результате Указа от 5 июля 2022 г. № 430, согласно которому требование о запрете зачисления резидентами иностранной валюты на свои зарубежные счета сохраняется только в отношении дивидендов по акциям российских АО и распределения прибыли ООО, товариществ и производственных кооперативов. Перечисленные выше изменения в регулировании привели к противоречивой ситуации, когда требования, введенные Указами в 2022 г., действуют одновременно с положениями Закона о валютном регулировании № 173-ФЗ, что создает проблемы для сырьевых экспортеров в отношении репатриации валютной выручки и пользования зарубежными счетами [Левашенко и др., 2022].
Анализ событий 2022 г. позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, тяжелое положение, в которое попали российские компании экспортных секторов экономики, требуют адекватных решений для защиты российских интересов. Предпринятые меры должны быть абсолютно понятны для участников экономической деятельности и облегчать, а не затруднять работу экспортеров. Во-вторых, курс на защиту интересов (насколько это возможно в режиме внешних санкций) российских компаний был выработан в результате специальных экономических мер без оглядки на действующее валютное законодательство и в силу этого ограничения носили временный характер. Закрепление этого курса на постоянной основе в законе выглядит логичным и естественным шагом в деле адаптации российской экономики к санкциям. В-третьих, что касается возврата к прежнему режиму валютного регулирования, то в отношении обязательной продажи экспортной валютной выручки в настоящее время он восстановлен в соответствии с законом 173-ФЗ. Несырьевые экспортеры освобождены от репатриации и могут зачислять выручку на зарубежные счета. Сырьевые экспортеры по-прежнему обязаны репатриировать валютную выручку, но с 2024 г. норматив репатриации сырьевой выручки станет равным нулю. В отношении рублевой вы-
ручки режим остается прежним, поскольку он не был подвергнут изменениям в ходе специальных экономических мер. В соответствии с Указом Президента РФ от 08.08.2022 № 529 резиденты на временной основе (до принятия изменений в Закон 173-ФЗ) освобождены от обязанности репатриировать авансы и денежные средства, причитающиеся от нерезидентов по договорам займа. Таким образом, результаты принятых в течение 2022 г. решений не противоречат курсу на либерализацию ВФР [Черкасов, 2022, с. 131].
Возможные перспективы либерализации валютного регулирования
Поскольку вопрос о репатриации валютной выручки на сегодняшний день можно считать решенным, дальнейшая либерализация ВФР возможна по следующим направлениям: 1) поддержка российских несырьевых экспортеров и импортозамещения; 2) снижение зависимости от доллара и евро и повышение доли валют третьих стран в международных расчетах; 3) развитие дополнительных механизмов усиления фискальной прозрачности; 4) укрепление сотрудничества в рамках Многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией (далее - АОФИ) [Многосторонне соглашение ...]. Эти меры позволят осуществить дальнейшие шаги по либерализации и снизить регуляторную нагрузку на бизнес. Коротко остановимся на каждом из них.
Поддержка российских несырьевых импортеров и меры по развитию импортозаме-щения предполагают, во-первых, сохранение установленного Федеральным законом от 26.06.2021 № 223-ФЗ режима освобождения резидентов от обязательной продажи валютной выручки от несырьевого экспорта. Во-вторых, либерализации могут быть подвержены требования относительно обязанностей резидентов по репатриации по договорам импорта товаров и услуг. Речь идет об обязанности резидентов по репатриации авансовых средств, уплаченных нерезидентам по неисполненным импортным контрактам на ввоз товаров или услуг, а также средств, причитающихся резидентам по условиям договоров займа, заключенных с нерезидентами. Конк-
ретная мера может заключаться как в полной отмене такой обязанности, так и в увеличении срока ее выполнения до 90-180 дней с момента неисполнения нерезидентом обязанностей по импортному контракту. Такое смягчение требований по репатриации авансов может способствовать снижению административных издержек и коммерческих рисков резидентов. Кроме того, поддержка несырьевых экспортеров может быть усилена мерами по совершенствованию ВФР и ограничения административной ответственности в части ослабления штрафных санкций за некоторые неумышленные нарушения валютного законодательства. В частности, речь может идти о повышении пороговой суммы обязательств по внешнеторговому контракту, свыше которой наступает обязанность резидентов по предоставлению информации органам валютного контроля, что будет соответствовать уже принятому решению [Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 331-ФЗ ... , 2022] о повышении с 0,6 до 1 млн руб. пороговой суммы операций, подлежащей контролю в целях противодействия легализации преступных доходов. Аналогичное повышение возможно рассмотреть в отношении пороговой суммы денежных средств физических лиц - налоговых резидентов, зачисленных на счет в зарубежном банке.
Снижению доли доллара и евро в международных расчетах и повышению рублевой ликвидности за пределами Российской Федерации может способствовать, например, отмена обязанности резидентов по репатриации рублевой выручки по внешнеторговым контрактам, а также авансов в случае неисполнения контракта нерезидентом. Такая мера будет мотивировать резидентов к поиску торговых партнеров, готовых осуществить переход на расчеты в рублях. Другой мерой в направлении повышения рублевой ликвидности за рубежом может стать расширение возможностей российских юридических лиц по зачислению денежных средств рублях в банках, расположенных в странах - членах ЕАЭС и в странах, сотрудничающих с Россией в рамках АОФИ, с минимальными ограничениями по источникам происхождения средств.
Дополнительные механизмы усиления фискальной прозрачности могут существенно расширить механизм ВФР и сделать его
более эффективным. Одним из них является интеграция цифровых финансовых активов и цифровых валют в систему отчетности и АОФИ. На сегодняшний день эти активы не входят в систему международного обмена финансовой информацией между налоговыми органами по причине того, что подобные финансовые продукты сильно отличаются от традиционных и для них должны быть выработаны особые правила обмена. В 2022 г. ОЭСР опубликовала новый стандарт отчетности, включающий требования, касающиеся информации о цифровых финансовых активах и цифровых валютах [Crypto-Asset ... , 2022].
Важным механизмом развития либерализации и обеспечения фискальной безопасности может стать расширение сотрудничества по обмену информацией в рамках АОФИ. По состоянию на 22 ноября 2022 г. общее число стран, подписавших Многостороннее соглашение, составило 119 [List ... , 2022]. Регулярный обмен информацией позволяет налоговым органам сопоставлять сведения, предоставляемые налогоплательщиками о зарубежных счетах, с данными, получаемыми от зарубежных финансовых организаций, а, следовательно, выявлять и предотвращать возможные случаи предоставления некорректной информации относительно зарубежных активов и другие нарушения. Согласно Приказу ФНС России от 28 октября 2022 г. № еД-7-17/986@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией» (документ не вступил в силу), составлен список стран и территорий, с которыми Россия осуществляет автоматический обмен финансовой информацией, куда входят 85 стран и 11 территорий [Приказ ... , 2022]. Участие в международном автоматическом обмене информации дает возможности для повышения эффективности контроля за финансовой деятельностью резидентов за рубежом и может способствовать дальнейшему движению в направлении либерализации ВФР, однако вмешательство политических мотивов может поставить перспективу дальнейшего развития сотрудничества в этом направлении под угрозу. В 2022 г. некоторые страны приостановили обмен информацией с Россией [Что значит для России ... , 2022], и в настоящее время
перспективы возобновления и развития сотрудничества не определены. В случае позитивного развития событий можно рассчитывать на дальнейшее ослабление требований по репатриации, а также на переход от режима благоприятного порядка работы с сотрудничающими странами к режиму неблагоприятного порядка работы с несотрудничающи-ми странами [Черкасов, 2022, с. 136].
Заключение
Трансформация режима ВФР в течение последних 30 лет подтверждает курс на последовательное снижение административных барьеров и упрощение бюрократических процедур. Закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепил принцип осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами, включая операции, связанные с движением капитала. Проблемы системы ВФР связаны с тем, что для эффективного функционирования экономики необходимо предотвращать злоупотребления со стороны недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, что достигается путем введения определенных ограничений. При этом большинство добросовестных участников вынуждено нести издержки по обеспечению работы агентов ВК и испытывать неудобства, связанные с введенными ограничениями. Либерализация ВФР призвана минимизировать эти неудобства и сделать условия внешнеэкономической деятельности максимально комфортными.
События 2022 г., связанные с нелегитимными антироссийскими санкциями, вынудили временно отойти от ранее намеченного курса с целью минимизации оттока капитала, защиты интересов российских компаний и сохранения устойчивости системы ВФР. Принятые меры по обеспечению стабильности банковской системы и стабилизации валютного курса были своевременными и эффективными, а также положительно восприняты бизнесом [ESG против санкций ... , 2022]. В настоящее время эти временные меры требуют законодательного закрепления. Дальнейшие шаги в направлении либерализации ВФР могут быть направлены на сокращение общей регуляторной нагрузки на бизнес, содействие развитию несырьевого экс-
порта, дедолларизацию торговли и инвестиций, переориентацию на наиболее перспективных внешнеэкономических партнеров и на расширение международного сотрудничества в рамках АОФИ.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций // ООН. - 1970. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/intlaw_ principles.shtml. - Загл. с экрана. Ершов, Д. Н. Либерализация валютного регулирования: международный опыт / Д. Н. Ершов // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2022. - Т. 24, № 3. -С. 184-198. - DOI: https://doi.org/10.15688/ ekjvolsu.2022.3.15 Левашенко, А. Д. Валютное регулирование в новых условиях и меры экономической политики / А. Д. Левашенко, А. А. Коваль // Нало-говед. - 2022. - № 8. - С. 81-90. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года // ООН. -1966. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www. un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/pactpol.shtml. - Загл. с экрана.
Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией 29 октября 2014 года // Гарант: информ.-правовой портал. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// base.garant.ru/73164306/. - Загл. с экрана. Навой, А. В. Концепция валютно-финансового регулирования национальной экономики в условиях нестабильности глобальных финансов / А. В. Навой // Финансовый журнал. - 2018. -№ 1. - С. 71-86. - DOI: 10.31107/2075-1990-20181-71-86
Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 295 (ред. от 23.12.2022) // КонсультантПлюс. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_411065. - Загл. с экрана. Приказ Федеральной налоговой службы от 28 октября 2022 г. № ЕД-7-17/986@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией» (документ
не вступил в силу) // Гарант: информ.-правовой портал. - 2022. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/405776011/. - Загл. с экрана.
Устав ООН. Глава VII. Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии // ООН. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/about-us/ un-charter/chapter-7. - Загл. с экрана.
Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» // Гарант: информ.-правовой портал. -2003. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12133556/#friends. -Загл. с экрана.
Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Гарант: информ.-правовой портал. - 2022. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12151317/1cafb24d049 dcd1e7707a22d98e9858f/. - Загл. с экрана.
Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 331-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"» // Гарант: информ.-пра-вовой портал. - 2022. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.garant.ru/ hotlaw/federal/1555282/. - Загл. с экрана.
Хаменушко, И. В. Валютное регулирование в условиях санкций / И. В. Хаменушко // Налого-вед. - 2022. - № 4. - С. 75-81.
Черкасов, В. Ю. Эволюция валютного регулирования и контроля в России и перспектива продолжения либерализации валютного законодательства // Финансовый журнал. - 2022. -Т. 14. № 5. - С. 120-137. - DOI: https://doi.org/ 10.31107/2075-1990-2022-5-120-137
Что значит для России пауза в международном обмене финансовой информацией. 17.10.2022 // РБК. - 2022. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://pro.rbc.ru/demo/ 634558749a7947174533e56e. - Загл. с экрана.
Шепелев, Д. В. Законность экономических санкций с точки зрения международного права / Д. В. Шепелев, Г. О. Шустов // Юридический бюллетень. - 2021. - Т. 6, № 2. - С. 47-54.
Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions 2021 // IMF. - 2021. - DOI: https://doi.org/10.5089/9781513598956.012
Code of Liberalisation of Capital Movements // OECD. - 2021. - Electronic text data. - Mode of access: https://www.oecd.org/daf/inv/
investment- policy/Code-capital-movements-EN.pdf. - Title from screen.
Crypto-Asset Reporting Framework and Amendments to the Common Reporting Standard // OECD. -2022. - 10 Oct. - Electronic text data. - Mode of access: https ://www. oecd. org/tax/exchange-of-tax-information/crypto-asset-reporting-framework-and-amendments-to-the-common-reporting-standard.htm. - Title from screen.
Jentleson, B. W. Economic Sanctions and Post-Cold War Conflicts: Challenges for Theory and Policy / B. W. Jentleson // International Conflict Resolution After the Cold War. - Washington, DC : The National Academies Press, 2000. - DOI: https://doi.org/10.17226/9897
ESG против санкций: как устойчивое развитие поможет справиться с кризисом // Ассоциация менеджеров. - 2022. - 1 апр. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://amr.ru/ press/news/detail/esg-protiv-sanktsiy-kak-ustoychivoe-razvitie-pomozhet-spravitsya-s-krizisom/. - Загл. с экрана.
List of CRS MCAA Signatories (Signatories of the Multilateral Competent Authority Agreement on Automatic Exchange of Financial Account Information and Intended First Information Exchange Date. Status as of 22 November 2022) // OECD. - 2022. - Electronic text data. - Mode of access: https://www. oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/. -Title from screen.
REFERENCES
Deklaraciya o principah mezhdunarodnogo prava, kasayushchihsya druzhestvennyh otnoshenij i sotrudnichestva mezhdu gosudarstvami v sootvetstvii s Ustavom Organizacii Obyedi-nennyh Nacij [Declaration on Principles of International Law concerning Friendly Relations and Cooperation Among States in Accordance with the Charter of the United Nations]. OON [United Nations], 1970. URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/intlaw_principles.shtml Ershov D.N. Liberalizaciya valyutnogo regulirovaniya: mezhdunarodnyj opyt [Liberalization of Currency Regulation: International Experience]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Journal of Volgograd State University. Economics], 2022, vol. 24, no. 3, pp. 184-198. DOI: https://doi.org/10.15688/ ek.jvolsu.2022.3.15 Levashenko A.D., Koval A.A. Valyutnoe regulirovanie v novyh usloviyah i mery ekonomicheskoj
politiki [Currency Regulation in a New Context, and Measures of Economic Policy]. Nalogoved [Nalogoved Journal], 2022, no. 8, pp. 81-90. Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah. Prinyat rezolyuciej Generalnoj Assamblei ot 16 dekabrya 1966 goda [International Covenant on Civil and Political Rights. Adopted by General Assembly Resolution of 16 December 1966]. OON [United Nations], 1966. URL: https:/ /www.ohchr.org/en/instruments-mechanisms/ instruments/international-covenant-civil-and-political-rights Mnogostoronnee soglashenie kompetentnyh organov ob avtomaticheskom obmene finansovoj informaciej 29 oktyabrya 2014 goda [Multilateral Competent Authority Agreement on Automatic Exchange of Financial Account Information]. Garant: inform.-pravovoj portal [Legal Information Portal Garant]. URL: https:// base.garant.ru/73164306/ Navoj A.V. Koncepciya valyutno-finansovogo regulirovaniya nacionalnoj ekonomiki v usloviyah nestabilnosti globalnyh finansov [The Concept of Monetary and Financial Regulation of the National Economy in the Context of the Instability of Global Finance]. Finansovyj zhurnal [Financial Journal], 2018, no. 1, pp. 71-86. DOI: 10.31107/2075-1990-2018-1-71-86 Postanovlenie Pravitelstva RF ot 06.03.2022 № 295 (red. ot 23.12.2022) [Decree of the Government of the Russian Federation of March 6, 2022 No. 295 (as amended on December 23, 2022)]. KonsultantPlyus [Consultant Plus]. URL: http : //www. consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_411065 Prikaz Federalnoy nalogovoy sluzhby ot 28 oktyabrya 2022 g. № ED-7-17/986@ «Ob utverzhdenii Perechnya gosudarstv (territoriy), s kotorymi osushchestvlyaetsya avtomaticheskiy obmen finansovoy informatsiey» (dokument ne vstupil v silu) [Order of the Federal Tax Service of October 28, 2022 No. ED-7-17/986@ "On Approval of the List of States (Territories) with Which Automatic Exchange of Financial Information Is Carried Out" (Document Has Not Yet Entered into Force)]. Garant: inform.-pravovoy portal [GARANT: Legal Information System], 2022. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/405776011/ Ustav OON. Glava VII. Dejstviya v otnoshenii ugrozy miru, narushenij mira i aktov agressii [United Nations Charter, Chapter 7: Action with Respect to Threats to the Peace, Breaches of the Peace, and Acts of Aggression]. OON [United Nations]. URL : https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/chapter-7
Federalnyj zakon ot 10 dekabrya 2003 g. № 173 «O valyutnom regulirovanii i valyutnom kontrole» [Federal Law of December 10, 2003 No. 173 "On Currency Regulation and Currency Control"]. Garant: inform.-pravovoj portal [GARANT: Legal Information System], 2003. URL : https ://base. garant. ru/12133556/#friends
Federalnyj zakon ot 1 maya 2019 g. № 83-FZ «O vnesenii izmenenij v otdelnye zakonodatelnye akty Rossijskoj Federacii» [Federal Law ofMay 1, 2019 No. 83-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation"]. Garant: inform. -pravovoj portal [GARANT: Legal Information System], 2022. URL: https://base.garant.ru/12151317/1cafb24d049 dcd1e7707a22d98e9858f/
Federalnyj zakon ot 14 iyulya 2022 g. № 331-FZ «O vnesenii izmenenij v otdelnye zakonodatelnye akty Rossijskoj Federacii i o priostanovlenii dejstviya otdelnyh polozhenij statyi 5.1 Federalnogo zakona "O bankah i bankovskoj deyatelnosti"» [Federal Law No. 331-FZ of July 14, 2022, "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation and on the Suspension of Certain Provisions of Article 5.1 of the Federal Law 'On Banks and Banking Activity' "]. Garant: inform.-pravovoj portal [GARANT: Legal Information System], 2022. URL : https://www. garant. ru/hotlaw/federal/ 1555282/
Khamenushko I.V. Valyutnoe regulirovanie v usloviyah sankcij [Currency Regulation in the Context of Sanctions]. Nalogoved [Nalogoved Journal], 2022, no. 4, pp. 75-81.
Cherkasov V.Yu. Evolyuciya valyutnogo regulirovaniya i kontrolya v Rossii i perspektiva prodolzheniya liberalizacii valyutnogo zakonodatelstva [The Evolution of Foreign Exchange Regulation and FX Control in Russia and the Prospects for Continued Liberalization of FX Legislation]. Finansovyj zhurnal [Financial Journal], vol. 14, no. 5, pp. 120-137. DOI: https:// doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-120-137
Chto znachit dlya Rossii pauza v mezhdunarodnom obmene finansovoj informaciej. 17.10.2022 [What
Does the Pause in the International Exchange of Financial Information Mean for Russia]. RBС, 2022. URL: https://amr.ru/press/news/detail/esg-protiv-sanktsiy-kak-ustoychivoe-razvitie-pomozhet-spravitsya-s-krizisom/
Shepelev D.V., Shustov G.O. Zakonnost ekonomicheskih sankcij s tochki zreniya mezhdunarodnogo prava [Legality of Economic Sanctions from the Public International Law Perspective]. Yuridicheskij byulleten [Legal Bulletin], 2021, vol. 6, no. 2, pp. 47-54.
Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions 2021. IMF, 2021. DOI: https://doi.org/10.5089/9781513598956.012
Code of Liberalisation of Capital Movements. OECD,
2021. URL: https://www.oecd.org/daf/inv/ investment-policy/Code-capital-movements-EN.pdf
Crypto-Asset Reporting Framework and Amendments to the Common Reporting Standard. OECD,
2022, 10 Oct. URL: https://www.oecd.org/tax/ exchange-of-tax-information/crypto-asset-reporting-framework-and-amendments-to-the-common-reporting-standard. htm
Jentleson B.W. Economic Sanctions and Post-Cold War Conflicts: Challenges for Theory and Policy. International Conflict Resolution After the Cold War. Washington, DC, The National Academies Press, 2000. DOI: https://doi.org/ 10.17226/9897
ESG protiv sankcij : kak ustojchivoe razvitie pomozhet spravitsya s krizisom [ESG vs. Sanctions: How Sustainability Helps Manage the Crisis]. Associaciya menedzherov [Association of Managers], 2022, 1 Apr. URL: https://amr.ru/ press/news/detail/esg-protiv-sanktsiy-kak-ustoychivoe-razvitie-pomozhet-spravitsya-s-krizisom/
List of CRS MCAA Signatories (Signatories of the Multilateral Competent Authority Agreement on Automatic Exchange of Financial Account Information and Intended First Information Exchange Date. Status as of 22 November 2022). OECD, 2022. URL : https://www. oecd. org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/
Information About the Authors
Dmitry N. Ershov, Candidate of Sciences (Physics and Mathematics), Senior Researcher, Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Nastasinskiy Lane, 3, Bld. 2, 127006 Moscow, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7624-4648
Информация об авторе
Дмитрий Николаевич Ершов, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации, Настасьинский пер., 3, стр. 2, 127006 г. Москва, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7624-4648