Научная статья на тему 'ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)'

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1537
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА / MONETARY POLICY / ЦЕЛИ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ / ТЕКУЩАЯ И ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА / THE CURRENT AND LONG-TERM MONETARY POLICY / ВАЛЮТНОЙ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CURRENCY REGULATION / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / CURRENCY CONTROL / ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / CURRENCY RESTRICTIONS / OBJECTIVES OF MONETARY POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овечкин Александр Петрович

В статье рассматриваются некоторые правовые аспекты валютной политики государства. В частности, в статье определяются цели валютной политики, дается её определение, выделяется текущая и долговременная валютная политика. В рамках валютной политики, как её составная часть анализируются вопросы валютного регулирования. Значительное внимание уделяется валютным ограничениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State monetary policy (legal aspect)

The article discusses some of the legal aspects of monetary policy. In particular, the article defines the objectives of monetary policy, given its definition, is allocated current and long-term monetary policy. In the framework of monetary policy as its integral part analyzes the issues of currency regulation. Considerable attention is paid to monetary constraints.

Текст научной работы на тему «ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)»

Финансовое право

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

ОВЕЧКИН Александр Петрович,

доктор философских наук, профессор,

заведующий кафедрой финансового права и налогообложения Юридического институту Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ). E-mail: list.interneta@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются некоторые правовые аспекты валютной политики государства. В частности, в статье определяются цели валютной политики, дается её определение, выделяется текущая и долговременная валютная политика. В рамках валютной политики, как её составная часть анализируются вопросы валютного регулирования. Значительное внимание уделяется валютным ограничениям.

Abstract: The article discusses some of the legal aspects of monetary policy. In particular, the article defines the objectives of monetary policy, given its definition, is allocated current and long-term monetary policy. In the framework of monetary policy as its integral part analyzes the issues of currency regulation. Considerable attention is paid to monetary constraints.

Ключевые слова: Валютная политика, цели валютной политики, текущая и долговременная валютная политика, валютной регулирование, валютный контроль, валютные ограничения.

Keywords: Monetary policy, objectives of monetary policy, the current and long-term monetary policy, currency regulation, currency control, currency restrictions.

Валютная политика является составной частью общей экономической и финансовой политики страны. Прежде всего, она выступает в роли инструмента расширения и совершенствования внешнеэкономических связей и отношений. В рамках мировых и внешенеэкономических связей она оказывает воздействие посредством регулирования валютного курса, определяющего цены на товары, а, следовательно, их конкурентоспособность на внешних рынках, возможности импорта и экспорта товаров в целом.

Некоторые авторы рассматривают валютную политику государства, прежде всего, как экономическую категорию. Так, в книге Валютная политика. Валютный союз. Евро. написано: «валютная политика, являясь в первую очередь категорией экономической науки...».[1] Представляется, вряд ли можно разделить экономическую и правовую составляющие валютной политики государства, а тем более определить чего в ней больше: экономического или юридического? В Преамбуле к ФЗ РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" в качестве первой цели (по существу главной цели) закона называется обеспечение реализации единой государственной валютной политики. Это означает, что вся нормативная база указанного закона направлена на реализацию именно данной целевой установки.

В российском законодательстве не определяются цели валютной политики РФ. В научной литературе существует множество подходов к их вы-членению.[2] Не вдаваясь в подробности анализа существующих точек зрения, выделим в обобщен-

ном виде основные цели современной отечественно валютной политики.

Основными целями валютной политики России являются: а) защита национальной валюты страны; б) поддержка стабильности и устойчивости российской валюты; в) создание необходимых валютных резервов; г) обеспечение внешнего и внутреннего баланса страны; д) обеспечение системы взаиморасчетов с другими странами.

В зависимости от целей валютную политику подразделяют на текущую и долговременную (структурную). Текущая валютная политика являет собой оперативное и тактическое, повседневное регулирование валютных отношений. Чаще всего оно затрагивает какие-то отдельные параметры и характеристики валютного рынка (валютного курса, валютных операций и др.). Текущая валютная политика связана с вопросами регулирования валютного курса, валютного рынка и проводимых на нем валютных операций.

Ежегодно цели и задачи текущей валютной политики формулируются в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики», в которых содержится оценка достигнутых и прогнозируемых параметров валютного рынка. Её задачами являются: поддержание равновесия платежного баланса; обеспечении нормального функционирования национальных и международных валютных механизмов. Текущая политика, реализуется в основном Минфином РФ и ЦБ РФ.

Структурная или иначе долгосрочная валютная политика - представлена совокупностью долго-

срочных мероприятий, которые направлены на внесение серьезных структурных изменений, предполагающих поведение реформ в валютной сфере. Долгосрочная политика нацелена на поддержание сложившейся или изменение существующей структуры национальной и мировой валютной системы. Это могут быть изменения режима валютных курсов и паритетов, использования резервных валют, международных платежных единиц и пр. Объективными факторами проведения долгосрочной валютной политики являются усиление экономической взаимозависимости национальных хозяйств и изменение их роли в мировом хозяйстве. Основные методы ее реализации - межгосударственные переговоры и соглашения, валютные реформы.

К сожалению, в российском законодательстве не дается определения понятию валютная политика. В научной литературе имеется многоразличного рода определений данного понятия, но единого его понимания не сложилось.[3] Не анализируя существующие точки зрения, отметим, валютная политика - это совокупность экономико-правовых и организационных мер государства, определяющих характер и содержание валютных отношений, складывающихся как внутри страны, так и в отношениях с другими государствами. Валютная политика неотъемлемо связана с проблемами внешнеэкономических связей, поэтому ее никак нельзя отделить от этого большого комплекса проблем. К примеру: курс валюты напрямую связан с движением в стране капиталов, товаров, услуг, и это, в свою очередь, отображается на платежном балансе государства.

Валютная политика РФ строится на основе валютного регулирования и валютного контроля. Два из пяти принципов, на которых строится валютное регулирование и валютный контроль на прямую привязаны к валютной политике (ст. 3 Закона о валютном регулировании и контроле). Кстати, эти принципы называются во многих научных работах, но почти нигде не раскрываются в содержательном плане.

Первый принцип гласит, что при валютном регулировании и валютном контроле должен быть обеспечен приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. Тем самым во главу угла при разработке и проведении валютной политики ставятся не политические или идеологические интересы, а именно экономические интересы. Исходя из содержания указанного принципа, можно сказать, что экономические меры получают приоритет и перед правовым, о

чем разговор будет идти несколько ниже. Следовательно, в основе формирования и реализации валютной политики государства лежит экономическая выгода и целесообразность.

Согласно второму принципу валютное регулирование и валютный контроль предполагают единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации. Из данного принципа вытекает, во-первых, тот факт, что валютная политика может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. Здесь нужно отметить, что, почему- то в нашей научной литературе такое деление валютной политики выпало из поля зрения. Между тем, на наш взгляд, в настоящее время имеется необходимость в серьезном и глубоком самостоятельном исследовании как внутренней, так и внешней валютной политики. Во-вторых, данный принцип указывает на диалектическую взаимосвязь и неразрывность как внутренний, так и внешней валютной политики. На практике это означает, что законодательство должно быть построено таким образом, чтобы не было ни каких разрывов и нестыковок в осуществлении регулирования и контроля в валютной сфере. Это обязывает органы валютного регулирования и контроля, согласовывать между собой предложения об установлении требований к валютным операциям. В частности, некоторые ограничения, предусмотренные Законом о валютном регулировании, Центральный банк вводит только по согласованию с Правительством России, что обеспечивает более эффективную защиту прав резидентов и нерезидентов при установлении ограничений (ч. 10 ст. 8 Закона о валютном регулировании). Такие предложения не должны быть дискриминационными и могут вводиться только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации и поддержания устойчивости платежного баланса страны.

Теперь обратимся к вопросам валютного регулирования как составной части валютной политики государства. Под валютным регулированием понимается деятельность государства по принятию экономических и юридических мер, установлению норм и правил, регламентирующих отношения резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций в интересах обеспечения валютной безопасности на внутреннем и внешнем валютных рынках.[4] Таким образом, валютное регулирование предполагает использование в валютной политике как экономических, так и правовых мер. При этом, как уже отмечалось выше, экономическим мерам отдается предпочтение. Это

Финансовое право

вполне объяснимо. В условиях рыночной экономики более действенными являются именно экономические меры. Они не носят принудительного характера. Но экономические меры работают эффективно только в странах с высоким уровнем экономического развития. Поэтому в этих государствах правовые методы государственного регулирования валютных отношений либо вообще не применяются, либо находят весьма ограниченное и временное применение.

В нашей стране достаточно активно применяются меры правового характера. Их применение обусловлено потребностями государства в защите национальных интересов, связанных с защитой собственной валюты на конкурентных рынках, сокращением и недопущением незаконной утечки капитала, борьбой с коррупцией. Основу юридических мер валютного регулирования составляют валютные ограничения.

Валютное ограничение представляет собой совокупность различного рода нормативно закрепленных ограничений прав резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций на территории государства и (или) прав резидентов при осуществлении ими валютных операций за рубежом, а также осуществлении контроля государства за исполнением указанных ограничений. Правовая природа любого режима, а, следовательно, и ограничений корреспондирует с государственным интересом. Валютные ограничения обязательны, их исполнение обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения валютных ограничений к правонарушителям применяются меры.

Закон о валютном регулировании определяет три цели введения валютных ограничений: предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курсов валюты РФ, а также поддержание устойчивости и платежного баланса РФ (ст. 6). При этом следует отметить, что названные цели корреспондируют принципам валютного регулирования и валютного контроля. Некоторые авторы, небезосновательно, связывают ограничение обращения иностранной валюты на территории государства необходимостью сохранения суверенитета, ибо система валютных ограничений влияет на систему денежного обращения в стране (стоимость рубля непосредственно зависит от совокупности валютных ограничений). Таким образом, необходимость использования тех или иных валютных ограничений обусловливается, в первую очередь, общей экономической ситуацией в стране, и кроме того - особенностями функционирования валют-

ного рынка. Но важно также не допустить, чтобы ограничительные меры не превращались в несокрушимые барьеры на пути движения капитала, не тормозили проведение текущих валютных операций.

Российское валютное законодательство идет по пути либерализации и сокращения числа различного рода ограничений. Так, за последние годы отменены требование о резервировании, о продаже части валютной выручки, о предварительной регистрация счетов. Это в определенной мере облегчило участь при проведении валютных операций участникам внешнеэкономических отношений. Теперь им не нужно резервировать средства через уполномоченные банки в Банке России. А значит, нет отвлечения денежных средств из оборота. Организации и физические лица -резиденты РФ получили возможность открывать счета в зарубежных банках без разрешения Банка России.

Но все-таки во многих случаев валютные операции на территории государства совершаются в ограниченных пределах. Анализ норм Закона О валютном регулировании позволяет выделить следующие, основные валютные ограничения:

1. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации (ст. 19 Закона о валютном регулировании). Она предусматривает обязанность резидентов обеспечивать получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности. Кроме того, речь идет о возврате в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ или не полученные на таможенной территории РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.

2. Необходимость осуществления всех операций с иностранной валютой через уполномоченные банки. Купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки. Аналогичное ограничением установлено для купли-продажи наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

3. Необходимость получения банком специальной лицензии на осуществление банковских операций в иностранной валюте.

4. Возможность открытия банковских счетов (банковских вкладов) в иностранной валюте резидентами и нерезидентами только в уполномоченных банках. Более того, нерезиденты могут открывать счета и в российской валюте исключительно в уполномоченных банках (ст. 13 Закона о валютном регулировании).

5. Ряд ограничений устанавливается по валюте расчетов при проведении валютных операций с ценными бумагами. Так, денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами проводятся в валюте РФ, а с внешними ценными бумагами - еще и в иностранной валюте. Однако Банк России применительно к валютным операциям с внутренними и внешними ценными бумагами может вводить иной порядок расчетов в целом или к отдельным видам ценных бумаг.

6. Валютным законодательством предусмотрены некоторые количественные ограничения. В частности, физическое лицо - резидент имеет право перевести из Российской Федерации без открытия банковского счета в уполномоченном банке иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США.

7. Ряд ограничений установлено при осуществлении кредитно-заемных отношений в иностранной валюте. Кредиты и займы в иностранной валюте могут выдаваться только в безналичной форме и только через уполномоченные банки.[5]

Кроме того, некоторые специалисты отмечают фискальную направленность валютных ограничений,

которая находит свое проявление в форме фискальных валютных ограничений либо в форме использования валютных ограничений в фискальных целях. По мнению О.М. Крылова, к фискальным валютным ограничениям следует отнести: 1) соблюдение налогового законодательства как условие получения разрешения на совершение валютной операции; 2) постановка на учет в налоговых органах как условие совершения валютной операции; 3) уведомление налоговых органов об открытии счетов (вкладов) в банках за границей как условие совершения валютной операции.[6]

Дискуссионным вопросом в научной литературе является вопрос о дискриминнационности и несдик-риминнационности валютных ограничений. Ряд автором полагают, что указанные ограничений носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Представляется, что все же любые ограничения имеют дискриминационный характер, поскольку способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства и частично в пользу крупнейших компаний за счет сокращения доступа к иностранной валюте и операциям с ней средних и мелких предпринимателей, которые обычно и выступают против введения ограничений.[7]

Таким образом, правовой режим валютного регулирования может приводить к трем вариантам валютной политики государства: 1) валютной монополии (вместо ограничений на проведение валютных операций вводится резкое ограничение круга субъектов, которым разрешены валютные операции); 2) свободным совершением валютных операций (ограничения отсутствуют); 3) совершение валютных операций с ограничениями.

Библиография:

1. Лисицын А.Ю. Валютная политика. Валютный союз. Евро / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Центр публично-правовых исследований, 2008.

2. Бублик В.А. Валютное регулирование в России: настоящее и будущее // Российский юридический журнал. 2015. № 6; Матвиенко Г.В. К вопросу о понятии и видах валютных ограничений // Финансовое право. 2010. № 8; Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учебно-практ. пособие. М.: Норма, 2013.

3. Бублик В.А. Валютное регулирование в России: настоящее и будущее // Российский юридический журнал. 2015. N 6: Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учеб.-практ. пособие. М.: Норма, 2013; Матвиенко Г.В. К вопросу о понятии и видах валютных ограничений // Финансовое право. 2010. № 8; Лисицын А.Ю. Валютная политика. Валютный союз. Евро / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Центр публично-правовых исследований, 2008.

4. Бублик В.А. Валютное регулирование в России: настоящее и будущее // Российский юридический журнал. 2015. N 6; Алексеева Д.Г., Антропцева И.О., Бергер Е.В., Игнатьева Е.А., Кальней М.Г., Шаповалов М.А. Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2013; Крохина Ю.А. Валютное право. ИМ. Юрайт, 2014.

5. Саттарова Н.А Система мер валютно-правового ограничения // Финансовое право. 2005. № 12; Матвиенко Г.В. К вопросу о понятии и видах валютных ограничений // Финансовое право. 2010. № 8. С. 14-18.

6. Крылов О.М. Фискализация - современная тенденция развития валютного законодательства Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2005. № 2. С. 78.

7. Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. М., 2002. С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.