Научная статья на тему 'Валлийская идентичность и реформа образования в Уэльсе в конце XIX - начале XX вв'

Валлийская идентичность и реформа образования в Уэльсе в конце XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
284
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЛИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВАЛЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПАРТИИ / WELSH IDENTITY / WELCH / EDUCATIONAL REFORMS / EDUCATIONAL HISTORY / EDUCATION REFINING / LIBERAL PARTIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шестакова Надежда Федоровна

В статье проанализирована реформа, проводимая британской властью в сфере валлийского образования. В ходе исследования на основе комплекса законодательного и актового материала, включающего в себя «Акт о валлийском среднем образовании» (1889 г.), «Закон об образовании» (1902 г.), «Отчеты комиссаров по расследованию состояния образования в Уэльсе» (1847 г.), были выделены и охарактеризованы причины и результаты проведения образовательной реформы. Автор приходит к выводу о том, что народные мятежи и беспорядки в Уэльсе в середине XIX в., такие как Чартистское движение и восстание «дочерей Ребекки», а также отчет об образовании, получивший название «Предательство Синих книг», способствовали началу открытой борьбы валлийцев на политической арене за право называться «цивилизованным» народом и за возможность стать частью англоговорящего британского мира. Для достижения поставленной цели было необходимо реформировать систему начального и среднего образования, а также создать условия для получения высшего образования. В результате этого процесса Уэльс покрылся сетью школ, был решен вопрос относительно финансирования и управления учебными заведениями, был основан Уэльский университет и другие научные центры национального значения, способствовавшие повышению уровня образованности местного населения. Стоит также отметить, что в результате реформы, во-первых, увеличилось количество валлийцев, получивших начальное и профессиональное образование, во-вторых, возрос уровень подготовки рабочих кадров; в-третьих, удалось увеличить численность носителей валлийского языка, в-четвертых, создать прочную основу для поддержания национального самосознания и культурной самобытности валлийского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WELSH IDENTITY AND EDUCATION REFORM IN WALES IN THE END OF THE 19th - BEGINNING OF THE 20th CENTURIES

The article analyzes the reform carried out by the British authorities in the field of Welsh education. In the course of the study based on a complex of legislative and act material, including the “Welsh Intermediate Education Act” (1889), the “The Education Act” (1902), the “Reports of the commissioners of inquiry into the state of education in Wales” (1847), the causes and results of the educational reform were identified and characterized. The author concludes that popular uprisings and riots in Wales in the middle of the 19th century, such as the Chartist movement and “Rebecca Riots”, as well as an educational report called the “The Treason of the Blue Books”, contributed to the beginning of the open struggle of the Welsh in the political arena for the right to be called a "civilized" people and for the opportunity to become part of the English-speaking British world. To achieve this goal, it was necessary to reform the system of primary and secondary education, as well as create conditions for higher education. As a result of this process, Wales was covered by a network of schools, the issue of funding and management of educational institutions was resolved, the University of Wales and other scientific centers of national importance were founded, which contributed to raising the level of education of the local population. It is also worth noting that, as a result of the reform, firstly, the number of Welsh people who received primary and vocational education increased, secondly, the level of personnel training increased; thirdly, it was possible to increase the number of speakers of the Welsh language; fourthly, to create a solid basis for maintaining the national identity and cultural identity of the Welsh people.

Текст научной работы на тему «Валлийская идентичность и реформа образования в Уэльсе в конце XIX - начале XX вв»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.014(410.3) ББК Ч404(4Вел)5

DO110.26170/po 19-02-01 ГРНТИ 14.09.03

Код ВАК 13.00.01

Шестакова Надежда Федоровна,

кандидат исторических наук, ассистент кафедры всеобщей истории, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: shestakovanf@mail.ru

ВАЛЛИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ В УЭЛЬСЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: валлийская идентичность; валлийский язык; образовательные реформы; история образования; рефомирование образования; либеральные партии.

АННОТАЦИЯ. В статье проанализирована реформа, проводимая британской властью в сфере валлийского образования. В ходе исследования на основе комплекса законодательного и актового материала, включающего в себя «Акт о валлийском среднем образовании» (1889 г.), «Закон об образовании» (1902 г.), «Отчеты комиссаров по расследованию состояния образования в Уэльсе» (1847 г.), были выделены и охарактеризованы причины и результаты проведения образовательной реформы. Автор приходит к выводу о том, что народные мятежи и беспорядки в Уэльсе в середине XIX в., такие как Чартистское движение и восстание «дочерей Ребекки», а также отчет об образовании, получивший название «Предательство Синих книг», способствовали началу открытой борьбы валлийцев на политической арене за право называться «цивилизованным» народом и за возможность стать частью англоговорящего британского мира. Для достижения поставленной цели было необходимо реформировать систему начального и среднего образования, а также создать условия для получения высшего образования. В результате этого процесса Уэльс покрылся сетью школ, был решен вопрос относительно финансирования и управления учебными заведениями, был основан Уэльский университет и другие научные центры национального значения, способствовавшие повышению уровня образованности местного населения. Стоит также отметить, что в результате реформы, во-первых, увеличилось количество валлийцев, получивших начальное и профессиональное образование, во-вторых, возрос уровень подготовки рабочих кадров; в-третьих, удалось увеличить численность носителей валлийского языка, в-четвертых, создать прочную основу для поддержания национального самосознания и культурной самобытности валлийского народа.

Shestakova Nadezhda Fedorovna,

Candidate of History, Assistant of the Department of General History, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

WELSH IDENTITY AND EDUCATION REFORM IN WALES

IN THE END OF THE 19th - BEGINNING OF THE 20th CENTURIES

KEYWORDS: Welsh identity; Welch; educational reforms; educational history; education refining; liberal parties.

ABSTRACT. The article analyzes the reform carried out by the British authorities in the field of Welsh education. In the course of the study based on a complex of legislative and act material, including the "Welsh Intermediate Education Act" (1889), the "The Education Act" (1902), the "Reports of the commissioners of inquiry into the state of education in Wales" (1847), the causes and results of the educational reform were identified and characterized. The author concludes that popular uprisings and riots in Wales in the middle of the 19th century, such as the Chartist movement and "Rebecca Riots", as well as an educational report called the "The Treason of the Blue Books", contributed to the beginning of the open struggle of the Welsh in the political arena for the right to be called a "civilized" people and for the opportunity to become part of the English-speaking British world. To achieve this goal, it was necessary to reform the system of primary and secondary education, as well as create conditions for higher education. As a result of this process, Wales was covered by a network of schools, the issue of funding and management of educational institutions was resolved, the University of Wales and other scientific centers of national importance were founded, which contributed to raising the level of education of the local population. It is also worth noting that, as a result of the reform, firstly, the number of Welsh people who received primary and vocational education increased, secondly, the level of personnel training increased; thirdly, it was possible to increase the number of speakers of the Welsh language; fourthly, to create a solid basis for maintaining the national identity and cultural identity of the Welsh people.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-39-00029 «Опыт конструирования региональной идентичности валлийцев на основе исторической памяти (конец XVIII — XX вв.)».

В 30-40-е гг. XIX в. население Уэльса, одной из частей Великобритании, располагающейся на западе острова, переживало тяжелые времена. В этом регионе Британской империи наблюдалась острая социальная напряженность, которая вылилась в Чартистское движение и «Восстание дочерей Ребекки». Причины мятежей были связаны с демографическим ростом, низким уровнем жизни валлийского населения, англизацией западного кельтского края Британии и несправедливым притеснением крестьян со стороны властей. Последние объясняли возникновение беспорядков дикостью и низким уровнем образованности валлийцев.

Поворотным моментом в истории Уэльса, ознаменовавшим конец эпохи Валлийского Возрождения (середина XVIII — начало XIX вв.), является так называемое «Предательство Синих книг». Как говорилось выше, социальные реформаторы рассматривали валлийское образование как одну из главных причин социальных бед в Уэльсе [8, с. 4]. Поэтому в марте 1846 г. Уильям Уильямс, член парламента от Ковентри, выступил с докладом, в котором призывал изучить состояние валлийского образования. С этой целью правительство отправило в Уэльс трех молодых юристов — Р. Р. В. Лингена, Джеллингера С. Симонса и Х. Р. Вогана Джонсона. Они представили правительству трехтомный отчет, который по цвету своего переплета получил название «Предательство Синих книг» [10].

Члены лондонской комиссии в отчете говорили о том, что население Уэльса не только необразованное, но и приписывали ему отсталость, безнравственность и склонность к инакомыслию. Относительно валлийского языка в отчете говорилось о том, что он является «барьером для населения Уэльса на пути к моральному прогрессу и коммерческому процветанию» [8, с. 309]. Поэтому отныне обучение в школах этого края должно было вестись только на английском языке. Ученики, которые использовали на уроках родной язык, строго наказывались [12]. Таким образом, отчет об образовании нанес тяжелый удар по гордости валлийского народа и стал представлять угрозу для сохранения валлийского языка, который являлся одним из важных элементов валлийской идентичности. Шквал протеста охватил весь Уэльс, жители которого расценили заявления, содержащиеся в отчете, как клевету, основанную на мнении всего-навсего нескольких валлийцев, высказанном членам комиссии.

Стоит отметить, что происхождение названия доклада «Предательство Синих

книг» связано со средневековой легендой «Измена Длинных ножей», согласно которой Вортигерн (Гуквеирн), правитель валлийцев/бриттов в конце V в., для борьбы с врагами пригласил на службу саксов во главе с Хенгистом и Хорсой. Однако саксонские союзники предали бриттского короля. Во время пиршества они с длинными ножами в руках набросились на пьяных валлийских лидеров, вынудив Вортигерна отдать им значительную часть Британии [7, с. 34].

Меры, которые были приняты в результате шумихи, поднятой в связи с нелестным для валлийцев отчетом об образовании, оказались довольно противоречивыми. С одной стороны, в отчете были осуждены националистические и англофобские настроения жителей Уэльса. С другой стороны, валлийцы не только вынуждены были ответить на критические замечания членов комиссии, но и осознали необходимость стать частью англоговорящего британского мира. В данной статье мы обратились к проблеме реформирования системы валлийского образования в конце XIX в. В рамках этой проблемы будет предпринята попытка выявить и проанализировать меры, которые были приняты либеральными политиками в целях преодоления кризиса в сфере валлийского образования. Актуальность исследования заключается в том, что эти меры сыграли большую роль, во-первых, в сохранении валлийского языка, во-вторых, в развитии образования и повышении уровня грамотности населения Уэльса, в-третьих, в поддержании валлийской идентичности.

В зарубежной историографии изучению проблемы развития образования в Уэльсе в XIX — начале XX вв. посвящены труды многих валлийских историков, такие как: «Возрождение нации: Новая история Уэльса» [5] и «Уэльс в британской политике 1868-1922 гг.» [6] Кеннета О. Моргана (1982 г.), «Новая история Уэльса» Д. Уиль-ямса [14], «Уэльс. История нации» Д. Росс [9]. В этих трудах в рамках политики, проводимой либеральной партией, рассматриваются особенности проведения реформы образования в Уэльсе в конце XIX в. В 2003 г. был опубликован труд обобщающего характера «История образования в Уэльсе» Г. Э. Джонса и Г. В. Родерика, в котором был проанализирован процесс эволюции валлийской системы образования, начиная с древности и заканчивая настоящим временем, а также была дана оценка влиянию британской образовательной политики на экономику западного кельтского края Британии [4]. Среди российских историков стоит выделить И. А. Зубкову, которая значи-

© Шестакова Н. Ф., 2019

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2019. № 2

7

тельное внимание в своих научных работах уделила методике преподавания истории в школах Великобритании [1, с. 93]. Тем не менее история развития валлийского образования и образовательная реформа в Уэльсе в конце XIX в. не получили должного освещения в отечественной науке, поэтому наше исследование направлено на устранение этого досадного недостатка.

Решить проблемы в сфере образования удалось только благодаря политической деятельности либеральной партии в конце XIX в. Этот период стал началом Национального возрождения в Уэльсе (конец XIX — начало XX вв.), которое было напрямую связано с успешным проведением ряда реформ в западном кельтском крае Британии. Усиление позиций либеральной партии в Уэльсе и рост валлийского национального самосознания способствовали возникновению националистического движения «Камри Фидд» (в переводе с валлийского означающее «Уэльс будущего»), заметную роль в истории которого сыграл 53-й премьер-министр Великобритании Д. Ллойд Джордж.

Главным результатом роста валлийского национального самосознания и движения «Камри Фидд» во второй половине XIX в. явилось развитие начального и среднего образования, создание высших учебных заведений и формирование интеллектуальной элиты, которая в итоге станет достаточно радикальной и националистически настроенной частью валлийского общества. В конце XIX в. валлийское образование имело те же самые недостатки, что и английское образование, но ситуация в Уэльсе усугублялась географическим расположением края, затрудняющим коммуникацию между населением разных регионов и в плане развития единого родного языка. Для получения начального образования не хватало школ, которые, в основном, концентрировались в сельской местности, тогда как в городах насчитывалось всего несколько учебных заведений. В 1880 г. в целях выявления дефектов системы валлийского образования был создан комитет во главе с Г. А. Брюсом, лордом Абердэре. Доклад о работе этого комитета включал отчеты о деятельности 27 школ, контингент которых насчитывал 1150 детей [5, с. 441]. По оценкам сэра Хью Оуэна, одного из членов комитета, Уэльсу были необходимы 150 эффективных грамматических школ со средней посещаемостью в сто человек. В сущности, необходимость развития образования с практической точки зрения было обусловлено развитием угольной промышленности, для которой требовались квалифицированные специалисты. Это и предопределило

увеличение количества школ в Южном Уэльсе.

В 1891 г., благодаря деятельности «Камри Фидд», был принят Акт о валлийском среднем образовании, который ознаменовал создание и развитие профессионального образования в Уэльсе. Согласно закону, Общий комитет по образованию и комитеты на уровне графств должны были составить план по созданию системы среднего и профессионального образования и определить сумму ежегодных отчислений средств в пользу ее развития [13]. Как отмечает британский историк Г. И. Герман, этот акт позволил создать 95 бюджетных школ, в которых обучались 8 тысяч рабочих и выходцев из среднего класса валлийского общества [2, с. 223]. К началу Первой мировой войны Уэльс был покрыт сетью из ста «средних школ» и, таким образом, уже имел достаточно развитую систему среднего образования.

Иначе обстояли дела на начальной ступени образования. В Уэльсе она была представлена сетью приходских школ. На территории края насчитывалось около трехсот школьных округов, контролируемых англиканской церковью или школьными советами. Ллойд Джордж сам был продуктом такой школы в Лланистумдви (Llanystumdwy). Тем не менее, финансовое положение этих учебных заведений было неустойчивым, и либералы предпринимали попытки обратить внимание властей на эту проблему [5, с. 38]. «Закон Бальфура» 1902 г., принятый консервативной партией и поддержанный англиканской церковью, был направлен против нонконформистов и либеральной партии. Закон об образовании был нацелен на изменение системы школьной администрации и на финансирование приходских школ, которые, прежде всего, принадлежали англиканской и католической церкви [3, с. 245]. Начальное образование становилось общедоступным, советы выполняли управленческие функции посредством специально создаваемых комитетов, у каждого из которых был свой устав [11, с. 3]. Определяемый советом состав комитета должен был решать все внутренние вопросы и проблемы, не исключалась и возможность делегирования советами ряда своих полномочий комитетам [там же, с. 5]. Советы начали получать от местных налогоплательщиков для использования в образовательных целях деньги, часть из которых шла на выплату заработной платы учителям [там же, с. 7]. Таким образом, удалось предотвратить разрыв между начальными учебными заведениями англиканской церкви и заведениями, находящимися под контролем выборных школьных советов. Стоит отметить, что

в школьной программе значительное внимание уделялось гражданскому воспитанию; в процессе обучения дети должны были регулярно посещать музеи и картинные галереи, важные городские здания и учреждения, памятные места, хорошо знать структуру местного самоуправления, разбираться в системе выборов с целью стать в будущем грамотными избирателями [11, с. 11].

В Уэльсе принятие Закона вызвало массу протестов со стороны валлийских нонконформистов, которые были возмущены поддержкой англиканских и католических школ со стороны государства и ослаблением своих позиций в окружных советах. К началу 1904 г. почти все советы валлийских графств отказались подчиняться этому закону, начали требовать отмены религиозных тестов для учителей и призывали передать школы под общественный контроль. Эта стратегия была разработана Д. Ллойд Джорджем, объединившим валлийское «восстание» с целью обеспечить более широкие полномочия советов, которым суждено было находиться под контролем либеральной партии [5, с. 38]. Благодаря упорству Д. Ллойд Джорджа, который смог сплотить либеральную партию и выступить против оказания помощи приходским школам, реализация закона потерпела крах [3, с. 245].

До третьей четверти XIX в. высшее образование в Уэльсе было представлено только теологическим направлением с уклоном на развитие логики как учебной дисциплины. Первый шаг в формировании новой системы высшего образования в Уэльсе был предпринят валлийскими клерикалами из Западного Йоркшира, которые обратились к правительству с просьбой о создании Уэльского университета. Значительный шаг в этом направлении был сделан в 1863 г., когда лондонские валлийцы встретились в таверне, где собирались масоны, и создали комитет по сбору средств для основания университета [15, с. 276]. Только в 1872 г. в Аберистуите в здании бывшего отеля «Замок», хозяева которого разорились, был открыт первый университетский колледж. Однако этот колледж находился не на промышленном юге, а в

отдаленном сельском регионе на Западе Уэльса [5, с. 442]. В 1883 г. в результате активной деятельности Комитета Абердэре, основанного в 1880 г. с целью выявления дефектов в валлийском образовании, был основан университетский колледж в Кардиффе, а в 1884 г. — университетский колледж в Бангоре. Создание университетских колледжей в Аберистуите, Бангоре и Кардиффе стало стимулом для возникновения идеи об основании национального университета. В ноябре 1891 г. состоялась конференция в Шрусбери, на которой было принято решение в пользу создания исследовательского центра, возникшего в конечном итоге в 1896 г. в виде Уэльского университета. После «Предательства Синих книг» 1847 г., по образному выражению историка Дж. П. Говера, создание университета стало лучом, осветившим будущее Уэльса [3, с. 245].

Стоит заметить, что открытие высших учебных заведений сопровождалось созданием других культурных и национальных учреждений. В 1905 г. была создана Национальная библиотека Уэльса в Аберистуите, которая превратилась в крупный центр исследований валлийского языка, литературы и истории. А в 1912 г. в Кардиффе был основан Национальный музей, коллекция экспонатов которого оказалась связана с естествознанием, искусством и древней историей.

Таким образом, Эпоха валлийского национального возрождения (конец XIX — начало XX вв.) была обусловлена активной деятельностью либеральной партии, способствовавшей зарождению валлийского национализма и возникновению патриотического движения «Молодой Уэльс». Благодаря этому патриотическому движению были достигнуты значительные успехи в сохранении языка (численность населения, говорящего на валлийском языке, составила 43,5% в 1911 г.), развитии образования и культуры. Венцом Возрождения рубежа XIX — XX вв. стало появление учреждений национального уровня, таких как Уэльский университет, библиотека в Аберистуите и музей в Кардиффе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зубкова И. А. Развитие концепции преподавания региональной истории в школах Великобритании: пример Уэльса // Запад, Восток и Россия. — 2007. — Вып. 9. — С. 93-95.

2. German G. E. Welsh history. A chronological outline. — Talybont : M Lolfa, 2015. —P. 253.

3. Gower J. The story of Wales. — Cardiff : BBC Books, 2012. — 400 p.

4. Jones G. E., Roderick G. W. A history of education in Wales. — Cardiff : University of Wales Press, 2003. — 253 p.

5. Morgan K. O. Rebirth of a Nation: A History of Modern Wales 1880-1980. — Oxford : Oxford University Press, 2002. — 486 p.

6. Morgan K. O. Wales in British Politics 1868-1922. — Cardiff : University of Wales Press, 1963. — 353 p.

7. Parry E. Royal visits and progresses to Wales. — L. : T. Catherall, E. Parry, 1851. — 496 p.

8. Reports of the commissioners of inquiry into the state of education in Wales. — L. : W. Clowes and sons, 1848. — 556 p.

9. Ross D. Wales. History of a Nation. — New Lanark : Geddes and Grosset, 2006. — 322 p.

nEflAromHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2019. № 2

9

10. The Blue Books of 1847 [Electronic resource] // The National Library of Wales. — Mode of access: http: //www.llgc.org.uk/index.php?id=thebluebooks (date of access: 23.11.2013).

11. The Education Act, 1902: How to Make the Best of it. — L. : The Fabian Society, 1903. — 20 p.

12. Welsh and 19th century education [Electronic resource] // Wales History. — Mode of access: http://www.bbc.co.uk/wales/history/sites/themes/society/language_education.shtml (date of access: 20.01.2019).

13. Welsh Intermediate Education Act 1889 [Electronic resource] // Education in England. — Mode of access: http://www.educationengland.org.uk/documents/acts/1889-welsh-intermediate-education-act.html (date of access: 25. 08.2016).

14. Williams D. A History of Modern Wales. — L. : J. Murray, 1969. — 308 p.

15. Williams G. The history of Wales. — Oxford, 1987. — 528 p.

REFERENCES

1. Zubkova I. A. Razvitie kontseptsii prepodavaniya regional'noy istorii v shkolakh Velikobritanii: primer Uel'sa // Zapad, Vostok i Rossiya. — 2007. — Vyp. 9. — S. 93-95.

2. German G. E. Welsh history. A chronological outline. — Talybont : M Lolfa, 2015. —P. 253.

3. Gower J. The story of Wales. — Cardiff : BBC Books, 2012. — 400 p.

4. Jones G. E., Roderick G. W. A history of education in Wales. — Cardiff : University of Wales Press, 2003. — 253 p.

5. Morgan K. O. Rebirth of a Nation: A History of Modern Wales 1880-1980. — Oxford : Oxford University Press, 2002. — 486 p.

6. Morgan K. O. Wales in British Politics 1868-1922. — Cardiff : University of Wales Press, 1963. — 353 p.

7. Parry E. Royal visits and progresses to Wales. — L. : T. Catherall, E. Parry, 1851. — 496 p.

8. Reports of the commissioners of inquiry into the state of education in Wales. — L. : W. Clowes and sons, 1848. — 556 p.

9. Ross D. Wales. History of a Nation. — New Lanark : Geddes and Grosset, 2006. — 322 p.

10. The Blue Books of 1847 [Electronic resource] // The National Library of Wales. — Mode of access: http://www.llgc.org.uk/index.php?id=thebluebooks (date of access: 23.11.2013).

11. The Education Act, 1902: How to Make the Best of it. — L. : The Fabian Society, 1903. — 20 p.

12. Welsh and 19th century education [Electronic resource] // Wales History. — Mode of access: http://www.bbc.co.uk/wales/history/sites/themes/society/language_education.shtml (date of access: 20.01.2019).

13. Welsh Intermediate Education Act 1889 [Electronic resource] // Education in England. — Mode of access: http://www.educationengland.org.uk/documents/acts/1889-welsh-intermediate-education-act.html (date of access: 25. 08.2016).

14. Williams D. A History of Modern Wales. — L. : J. Murray, 1969. — 308 p.

15. Williams G. The history of Wales. — Oxford, 1987. — 528 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.