Научная статья на тему 'Валерий Простаков. Имя, вырезанное в тверди альгарробо и кебрачо'

Валерий Простаков. Имя, вырезанное в тверди альгарробо и кебрачо Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валерий Простаков. Имя, вырезанное в тверди альгарробо и кебрачо»

теория и история пространственно-временных форм художественной культуры

Валерий Простаков

ИМЯ, ВЫРЕЗАННОЕ В ТВЕРДИ АЛЬГАРРОБО И КЕБРАЧО*

Под псевдонимом Эрьзя Степан Дмитриевич Нефедов (1876-1959), родившийся в крестьянской семье в селе Баево Ала-тырского уезда Симбирской губернии (ныне Республика Мордовия), впервые выставил свою скульптурную работу на биеннале в Венеции в 1909 г. Он был там единственным представителем России со скульптурой «Последняя ночь осужденного перед казнью», изображавшей революционера в России 1905 г.

Степан был сыном единственного грамотного человека в селе. Школы там не было, отец сам научил его читать и писать по-русски и отдал в приходскую школу. Окончив ее, он осваивает плотницкое дело, затем ремесло изготовления стекла. Когда юноше исполнилось 16 лет, семья переехала в Казань. Тяга к рисованию заставляет его искать применения своим художественным наклонностям, и он поступает учеником в артель иконописцев.

Однажды Степан, увидев врубелевского «Демона», решил оставить иконопись. Теперь он пишет декорации для любительских спектаклей и привлекает внимание местных купцов, которые отправляют одну из его работ в Москву, директору Строгановского училища.

* Простаков В. Имя, вырезанное в тверди альгарробо и кебрачо // ИаНа-Италия. - М., 2011. - № 3. - С. 48-55.

Посещая в Москве вечерние курсы этого училища, юноша зарабатывает себе на жизнь нештатным ретушером в журнале «Русское слово». Здесь он познакомился с профессиональным фотографом итальянцем Дмитрио Тинелли. Увидев работы Степана, который к тому времени перешел с живописного отделения училища на скульптурное, он посоветовал ему поехать по окончании учебы в Италию.

Окончив в мае 1906 г. Строгановское училище, Степан без денег, без багажа, научившись у своего друга кое-как объясняться по-итальянски, отправляется в Италию. Здесь пришлось ему столкнуться с немалыми жизненными трудностями - порой негде было жить и нечего есть. Оказавшись в Милане, он наконец получил работу ретушера в музыкальном издательстве «Рикорди», что дало ему возможность снять жилье и получить средства для покупки глины, гипса и цемента для изготовления небольших скульптур на продажу.

Изучая творчество своих современников - Родена и Паоло Трубецкого, у которого учился в Строгановке, и мастеров Возрождения - Микеланджело и Донателло, он пытается совместить традиции с окружающей его действительностью, со своим собственным стилем в скульптуре.

С. Нефедов постепенно становится известен в кругах миланских художников и среди русских, живущих в Милане. Его посещает русская балерина Иза Кремер, гастролирующая в Италии. Восхищаясь его творчеством, она знакомит его с Федором Шаляпиным, выступающим в это время на сцене Ла Скала. Шаляпин также посещает скульптора и тот делает его восковой портрет. Знакомство Степана с директором музея Ломбардии Уго Неббиа позволило ему выставлять свои работы в залах Милана и Венеции. Неббиа же способствовал тому, что скульптура Степана «Последняя ночь осужденного перед казнью» была представлена на Венецианской биеннале 1909 г. Скульптура пользовалась большим успехом у публики и критиков, и это открыло ее автору двери известных тогда залов в Италии и Франции. Именно на этой биеннале в Венеции Степан Нефедов взял псевдоним Эрьзя и был удостоен звания «Русский Роден». На его участие в венецианском смотре откликнулся Сергей Мамонтов: «Степан Дмитриевич Эрь-зя, единственный представитель России на выставке, поддержал честь русского искусства. Его статуя "Последняя ночь" властно

Имя, вырезанное в тверди альгарробо и кебрачо

привлекает внимание своим трагизмом и является горячим протестом против смертной казни» (цит. по: с. 52).

В других скульптурах итальянского периода также были видны индивидуальность автора, его оригинальный стиль и уверенная рука.

Уго Неббиа советует Эрьзе отправиться в Ниццу к своей знакомой графине Альтенберг. И действительно работы, которые с ее помощью Эрьзя выставил в Ницце, имели триумфальный успех. Писатель Амфитеатров в корреспонденции из Ниццы писал в Петербургской газете «Речь» о скульптуре Эрьзи «Тоска»: «Когда я взглянул на эту вещь, моей первой мыслью было: это музыка Бетховена, окаменевшая в мраморе» (цит. по: с. 53).

Эрьзя уехал в Париж, но успех на международной выставке в Ницце опять сменился полосой неудач, безнадежным скитанием по углам. В Париже скульптор создает портрет Льва Толстого, скульптуру «Распятый Христос». Эту работу он посылает на выставку в Рим, его имя вновь появляется в русской и французской печати, но воспользоваться улучшением своего финансового положения ему не удается. Некий аргентинец Марино предлагает ему в Париже стать агентом по продаже его работ. Эрьзя соглашается, но Марино, требуя выполнения всех предоставленных им заказов, забирает почти все его гонорары. Степан решает вернуться в Италию. Он едет в Каррару и здесь приступает к работе с новым для себя материалом - каррарским мрамором. Он осознает, как важно сочетать обработанную поверхность камня с его нетронутой фактурой. Созданные им фигуры как бы высвобождаются из камня, обработка которого лишь завершает замысел автора.

Весной 1914 г. Эрьзя получил письмо из России от Думы города Алатырь с предложением вернуться, чтобы принять участие в создании музея его имени. В мае 1914 г. он выезжает в Петербург. В Италию он больше не вернется, а Россию он вновь покинет в 1927 г., чтобы эмигрировать в Буэнос-Айрес и посвятить себя созданию скульптур из местных сортов дерева кебрачо и альгарробо.

Степан Дмитриевич Нефедов-Эрьзя возвратился в Москву в 1950 г. В одном из зданий на Песчаной площади были выставлены его работы, привезенные из Аргентины. Москвичи с большим интересом посещали выставку Эрьзи, хотя официальная критика не удостоила его большим вниманием. Все же он получил в столице

небольшую квартиру и был удостоен правительственной награды -ордена Трудового Красного Знамени. Общаясь с посетителями выставки, Степан Дмитриевич охотно давал пояснения к своим работам. Но о своей жизни и работе за рубежом, естественно, не упоминал.

Э.Ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.