Научная статья на тему 'Валерий Павлович Горлачев ученый, педагог, руководитель'

Валерий Павлович Горлачев ученый, педагог, руководитель Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валерий Павлович Горлачев ученый, педагог, руководитель»

люди. годы. события

Л. Н. Золотарева, Е. П. Горлачева Валерий Павлович Горлачев - ученый, педагог, руководитель

2010 год — юбилейный для доктора педагогических наук, профессора, действительного члена Российской экологической академии, заведующеего лабораторией прикладной экологии, директора магистерских программ, общественного деятеля Забайкалья, первого ректора ЗабГГПУ, Почетного гражданина Читинской области, Почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации - Валерия Павловича Горлачева, человека, необычайно много сделавшего для развития образования и науки в Забайкалье.

Валерий Павлович Горлачев родился 23 октября 1940 года в селе Хадакта Улетовского района Читинской области. Детство Валерия Павловича и его брата Юрия Павловича пришлось на трудные послевоенные годы. Как и все жители деревни, они пережили голодные годы. В семье до сих пор особое отношение ко Дню Победы. Это связано и с трудным детством, и с тем, что отец прошел всю войну, награжден орденом Красной Звезды. Он всегда считал своим долгом находиться там, где всего труднее. Это качество он передал и своим сыновьям. В послевоенные годы отцу приходилось много работать. Он рано уходил и поздно приходил домой, но при этом сумел привить детям строгую дисциплинированность. Братья рано начали помогать родителям. Уже в 7-8 лет они ездили с отцом косить сено. Но в жизни детей были и особые радости - это игра в лапту, в которую играли всей деревней от мала до велика, городки и чехарду.

Валерий Павлович, как и все четверо детей в семье, очень любил своих родителей и сохранил теплые отношения с ними до конца их дней. Каждый из детей в семье Горлаче-вых думал: «Как нам повезло, что у нас самые добрые, самые заботливые, самые красивые, самые вежливые родители! Как они относятся к нам!». Внимательное отношение к людям

характеризует и Валерия Павловича: выслушать каждого человека, постараться помочь, дать добрый совет - вот его стиль общения.

Отец учил детей делать все быстро и качественно. Очевидно, поэтому Валерию Павловичу и во взрослой жизни удается сделать так много. Трудовую деятельность восемнадцатилетний Валера Горлачев начал в 1958 году электриком на заводе п/я 40 в городе Комсомольск-на-Амуре. Потом была армия, служба в танковых войсках. Мечтой родителей

всегда была мысль дать детям образование, и после армии Валерий Павлович поступает в Читинский педагогический институт. Еще студентом он оказался вовлечен в сферу серьезных научных исследований. Борис Антонович Шишкин, работавший в то время на кафедре зоологии, разглядел в целеустремленном студенте перспективного исследователя и сумел на всю жизнь привить любовь к гидробиологии. В 1965 году Валерий Павлович окончил Читинский государственный педагогический институт им. Н. Г. Чернышевского, получив диплом учителя географии и биологии и в 1966 году поступил стажером-исследователем в Лимнологический институт СО РАН СССР. В 1974 году В. П. Горлачев после окончания аспирантуры защищает кандидатскую диссертацию.

В Лимнологическом институте СоВПСССР Валерий Павлович принимал участие в исследованиях Международной биологической программы и программы «Человек и Биосфера». С 1974 по 1980 годы Валерий Павлович работал начальником Забайкальской комплексной экспедиции Лимнологического института СО РАН. Материалы комплексных исследований по круговороту вещества и трансформации энергии были использованы для обобщения положений по биологическому круговороту водных экосистем, которые лежат в основе современных представлений о функционировании биомассы. В этот период были разработаны биологические обоснования по вселению пеляди и омуля в разнотипные водоемы Забайкалья - от мезотрофных озер до водохранилищ и солоноватых водоемов. Результаты интродукции пеляди и омуля в Ивано-Арахлейские озера, Краснокаменское водохранилище, в пойменные солоноватоводные водоемы долины Онона имели хороший рыбохозяйственный эффект. Разработанные рекомендации по интродукции сиговых и растительноядных рыб в водоемы Забайкалья не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

В период руководства вузом научные интересы Валерия Павловича все сильнее становились ориентированы на сферу образования. Жизненные реалии непростого периода 90-х годов заставляли искать научно обоснованные пути реорганизации высшего образования. Исследования по совершенствованию системы организации высшего педагогического образования положены в основу реорганизации Читинского пединститута в Забайкальский государственный педагогический университет, а в дальнейшем - в Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Период 1990-х годов ознаменовался в нашей стране «взрывом» интереса к экологическому образованию на всех его ступенях. Откликом на потребности образовательных учреждений Забайкалья стала интенсивная научная разработка вопросов экологического образования. Коллективом сотрудников под руководством В. П. Горлачева разработана система организации экологического образования на основе широкого использования

225

социоприродного окружения образовательных учреждений. Разработаны региональные модели и стандарты экологического образования, учебно-методическое обеспечение по различным направлениям экологического образования; организована работа по внедрению полученных материалов в практику. На базе Академической кафедры экологии и экологического образования ЗабГГПУ Валерием Павловичем Горлачевым была создана научная школа по реализации экологического образования в регионе. Под его руководством преподавателями кафедры был выполнен ряд социально значимых для Забайкальского края проектов в области экологического образования.

С 1994 по 2006 годы В. П. Гор-лачев заведовал организованной им лабораторией экологического образования ЗабГПУ (позднее - ЗабГГПУ). За это время сотрудниками лаборатории были подготовлены десятки научных, научно-методических и научнопопулярных публикаций по региональным проблемам экологического образования. Результаты работы отражены в коллективной монографии «Социо-природное окружение образовательного учреждения как фактор воспитания экологической культуры человека». В 2005 году В. П. Горлачев защитил в диссертационном совете при МПГУ докторскую диссертацию по теме «Формирование экологической культуры личности в образовательном процессе: региональный аспект». При активном участии В. П. Горлачева было создано Забайкальское отделение Российской экологической академии, действительным членом которой он является с 1993 года.

Проблемы экологического образования настолько серьезно захватили Валерия Павловича как ученого и как организатора науки, что многие считали, что гидробиология осталась в прошлом как важный, но пройденный жизенный этап. Однако отдавать силы этой серьезной науке Валерий Павлович долгое время не мог в силу большой занятости в должности ректора университета. В 2006 году Валерий Павлович организовал при ЗабГГПУ лабораторию прикладной экологии, в которой вернулся к гидробиологической проблематике. Теперь в центре его гидробиологических интересов исследования интродукции ценных пород рыб в водоемы Забайкалья, начатые еще в 70-е годы. Другим важным направлением деятельности лаборатории стало изучение проблем пчеловодства Забайкальского края. Проведенные исследования позволили впервые дать объективную оценку состояния пчеловодства в регионе и начать работу по интродукции в Забайкальском крае новой перспективной породной линии пчел «Приокская».

Валерия Павловича всегда отличала активная гражданская позиция. Во время работы в Лимнологическом институте СО РАН Валерий Павлович возглавлял Забайкальское отделение гидробиологического общества, одновременно Забайкальский филиал Географического общества СССР. Был депутатом и членом горкома КПСС. делегатом ряда гидробиологических

съездов по охране природы. С 2000 по 2004 годы Валерий Павлович был депутатом Читинской областной Думы. По его инициативе была принята областная программа социальной поддержки студентов вузов и ссузов г. Читы (социальная стипендия Губернатора Читинской области). Длительное время был председателем Совета ректоров г. Читы и принимал активное участие в работе Российского союза ректоров, До 2008 года возглавлял работу первой Забайкальской комиссии по помилованию при Президенте РФ.

Карьера руководителя началась для Валерия Павловича Горлачева с назначения в 1980 г. на должность заведующего кафедрой зоологии ЧГПИ, а в 1984 он был избран на должность декана естественно-географического факультета. С 1986 года Валерий Павлович назначен проректором по учебной работе ЧГПИ им. Н. Г. Чернышевского. В 1987 году был избран на должность ректора и в этой должности возглавлял университет более 19 лет, до 2006 года. За эти годы, несмотря на резкое обострение финансово-экономических проблем всей системы образования, Читинский государственный педагогический институт, а в дальнейшем Забайкальский государственный педагогический университет не только динамично развивался, но и решил ряд важных проблем, обеспечивших возможность его дальнейшего роста.

В этот трудный период ректором В. П. Горлачевым был выбран верный стратегический путь развития института, ориентированный на мобилизацию внутренних ресурсов, демократизацию управления, приоритетное внимание кадровой политике, всестороннюю поддержку молодых сотрудников и повышение уровня квалификации профессорско-преподавательского состава. Всемерное развитие внебюджетной деятельности, внедрение многоканального и многоуровневого финансирования позволило не только повысить уровень набора абитуриентов и сохранить основной кадровый состав, но и начать плановые работы по укреплению материально-технической базы и капитальному строительству. Идет повсеместная компьютеризация учебного процесса и управления, осуществляется крупномасштабный капитальный ремонт корпусов, восстанавливается и коренным образом перестраивается спортивно-оздоровительная база на оз. Арахлей; завершается строительство жилищного комплекса, что позволило многим студентам и аспирантам получить жилье в общежитии, а целому ряду преподавателей - благоустроенные квартиры.

С приказа ректора В. П. Горлачева начинается постоянная работа по изменению структуры специальностей и созданию новых структурных подразделений. Это было связано с реализацией концепции педагогического университета, разработанной группой авторов под руководством ректора (В. П. Горлачев, Ю. П. Судаков, Т. К. Клименко, Е. Ю. Касьянов, Г. А. Семичевский и др.). Уже к началу 90-х годов были созданы: вычислительная лаборатория, лаборатория технических средств обучения; организован ряд новых кафедр, на базе историко-филологического факультета возникли два самостоятельных факультета - исторический и филологический. Особое значение имеет создание в 1992 году информационноиздательского отдела, позволившее обеспечивать вуз в течение многих лет не только учебной и служебной документацией, но и изданием научной, научно-методической и учебной литературы. Безусловной заслугой ректора В. П. Горлачева является открытие в 1992 году первой целевой аспирантуры по специальностям «ботаника», «археология», «социальная философия» и «математическая кибернетика», чему предшествовала большая подготовительная работа. Быстрое развитие новых направлений аспирантуры в последующие годы стало основой подготовки молодых дипломированных специалистов вуза, что послужило одним из оснований повышения его статуса. Значительное расширение спектра подготовки специалистов, создание новых кафедр и подразделений, укрепление издательской базы, создание собственной целевой аспирантуры и многое другое не только подняло рейтинг вуза, но и позволило успешно пройти в 1994 году аттестацию института и начать работу по переводу института на многоуровневую систему образования как более современную и эффективную модель профессионального образования. Основная заслуга ректора в этот период заключалась в том, что он сумел сплотить коллектив единомышленников, четко сформу-

лировать задачи по перестройке содержания образования, кадровой политике и определить направление дальнейшего развития вуза. После аттестации только за 1994-1997 годы было открыто 12 новых специальностей и специализаций, три факультета сменили свое название в связи с расширением направлений подготовки специалистов. Среди открытых за этот период новых специальностей - «Юриспруденция», «Социальная работа», «Психология», «Журналистика», «Экология». Открытие этих и других специальностей коренным образом изменило облик института. Это дало основание ректору и Ученому совету института поставить перед Министерством общего и профессионального образования РФ вопрос об изменении статуса института, и в 1997 году Читинский госпединститут был переименован в Забайкальский государственный педагогический университет. Новый статус позволил продолжить развитие структурных подразделений и необходимых для региона специальностей и специализаций подготовки специалистов. Благодаря этому педагогический университет превратился в крупнейшее учебное заведение Забайкалья, обучающее более 10 тысяч студентов по 59 специальностям.

Неоднократно представлял Валерий Павлович интересы Министерства образования, руководства области и интересы университета за рубежом, длительное время возглавлял Читинское отделение Общества российско-монгольской дружбы, был представителем интересов российской стороны в реализации российско-американского проекта «Тахо-Байкал» В 90-е годы ХХ века развивались связи университета с учебными заведениями США, Германии, Швейцарии, Бельгии, Франции, Китая, Монголии, Японии. В. П. Горлачев являлся одним из инициаторов создания Научного центра международных исследований Северо-Восточной Азии (НЦМИС-ВА), в который наряду с ЗабГГПУ вошел Институт востоковедения РАН (Москва), Бурятский научный центр СО РАН (Улан-Удэ) и другие учреждения.

В настоящее время Валерий Павлович - организатор и руководитель лаборатории прикладной экологии ЗабГГПУ, научный консультант при докторантуре ЗабГГПУ, директор двух магистерских программ, член диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций при ЗабГГПУ, действительный член Социальной академии РФ, Российской экологической академии, МАПО, заместитель председателя научного совета по проблемам экологического образования при президиуме РАО, автор более 150 научных работ по проблемам биологии, экологии и педагогики высшей школы. Под его руководством подготовлено 7 кандидатов наук. Валерий Павлович является членом ряда редколлегий (в том числе «Энциклопедия Забайкалья») и редактором нескольких изданий. Валерий Павлович - Почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный работник высшей школы Читинской области, Почетный гражданин Читинской области, награжден медалями «За заслуги перед городом», «За заслуги перед Читинской областью», орденом Почета, орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.

Валерий Павлович продолжает трудиться на благо России и Забайкальского края, отдавая силы своей души и ума служению людям, его опыт, человеческие качества и гражданская позиция помогают многим найти свой жизненный путь. Мы желаем Валерию Павловичу крепкого здоровья, талантливых учеников, творческих успехов!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.