Научная статья на тему 'Валерий Александрович Извозчиков'

Валерий Александрович Извозчиков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
416
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ИЗВОЗЧИКОВ ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колосова Екатерина Матвеевна

Встречи с профессором Валерием Александровичем Извозчиковым всегда интересны, познавательны и трогательны. Особенно, если они проходят в теплой домашней обстановке. На одной из таких встреч, за чашкой чая, состоялась беседа со студентами психолого-педагогического факультета Денисом Фоменко, Олесей Попович и Сашей Майстренко, которые навестили Валерия Александровича накануне праздника Победы в 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валерий Александрович Извозчиков»

ЛЮДИ. ГОДЫ. ЖИЗНЬ

Е. М. Колосова,

директор музея

ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ИЗВОЗЧИКОВ

Встречи с профессором Валерием Александровичем Извозчиковым всегда интересны, познавательны и трогательны. Особенно, если они проходят в теплой домашней обстановке. На одной из таких встреч, за чашкой чая, состоялась беседа со студентами психологопедагогического факультета Денисом Фоменко, Олесей Попович и Сашей Майстренко, которые навестили Валерия Александровича накануне праздника Победы в 2009 г.

«Недавно меня моя внучка спросила: “Скольких ты немцев убил, деда?”. Я говорю: “Мне очень повезло, я ни одного немца не убил, не стрелял, и в меня не стрелял никто”. Я встретил войну, или она меня настигла, ровно за десять дней до моего 18-летия. Но не Великую Отечественную, а “финскую”. Сталин тогда издал указ о призыве в армию выпускников-десятиклассников. А окончил я школу отлично, что давало мне определённые льготы при поступлении в вуз, то есть без экзаменов. Тогда я подал документы в Военную медицинскую академию, и меня туда сразу зачисли. Но мне там не понравилось: я подумал, что не хочу всю жизнь быть военным, и забрал документы. В этом состояло, так сказать, мое первое везение, потому что весь курс, на котором я должен был учиться, во время эвакуации, в начале войны, погиб в водах Ладожского озера. Их имена запечатлены на памятнике “Разорванное кольцо”. Как ни грустно это говорить, но мне повезло... Моим стремлениям учиться все равно не суждено было сбыться. Я поступил учиться в Гидрографический институт Главсевморпути (кто не мечтал в те годы о Севере!), но учиться пришлось лишь месяц. 30 ноября 1939 г. меня призвали на фронт. За час до отбытия поезда меня отпустили попрощаться с родными. Тогда я видел отца в последний раз. В первую ночь нас отвезли в какие-то землянки и сказали отсыпаться. Тут начинается мое второе везение, всю ночь я не мог заснуть и бродил по землянке, это меня и спасло. На улице был сильный мороз, я отморозил себе всего лишь пару пальцев, а многие проснулись в ужасном состоянии, и их сразу отправили в госпиталь. Только после этого вышел приказ выдать нам ушанки, валенки и рукавицы.

Затем, как имеющего среднее образование, что встречалось в те годы не столь часто, направили на учебу в военное училище связи имени Ленсовета. Такой вот крутой поворот судьбы».

В июне 1941 г., в день начала Великой Отечественной, В. А. Извозчиков был на стажировке во 2-м полку связи (на Карельском перешейке). Там впервые в небе увидел вражеские самолеты, начались бомбежки. Это было похоже на ад. Военные дежурства продолжились вплоть до августа.

Через месяц с небольшим состоялся выпуск. Лейтенанта Извозчикова направили в воронежскую школу радиоспециалистов (всего их было четыре — на всю страну). Город Воронеж Валерию Александровичу очень понравился: солнечный, зеленый. Готовили там радистов для армии и партизанских отрядов. Когда линия фронта приблизилась к городу, школу эвакуировали в Новосибирск.

Как вспоминает Валерий Александрович, работать с курсантами было непросто, были среди них и те, кто имел два-три класса образования, и вовсе неграмотные, которым

приходилась все объяснять с азов. Но учились все самоотверженно, так же, как и воевали потом. К сожалению, многие выпускники и выпускницы погибли на фронтах Великой Отечественной.

«После этой школы меня отправили на курсы усовершенствования мастерства в Киев, а потом перевели в погранвойска. И я был начальником центра погранвойск на Тихом океане, во Владивостоке. Отвечал за связь на передачу и приём и с Камчаткой, и Мукденом, и Порт-Артуром, который мы тогда отбили у японцев. В первые дни войны с Японией действовали вообще только пограничники и, нужно сказать, очень успешно, а я с ними держал связь».

В 1945 г. В. А. Извозчиков был назначен начальником радиоцентра погранвойск Приморского округа.

«В 1945-м г. меня перевели в Ленинград, где находились мама с братом. Я был назначен начальником приёмного радиоцентра Ленинградского пограничного округа. В этот период было много нарушений границы со стороны Швеции в Эстонию, на катерах, и управление часто направляло нас на границу на дежурство. Были у нас и боевые действия, но более локального характера: разгромить каких-то переброшенных сюда агентов. Погранвойска сначала относились к НКВД, к КГБ, а потом к НГБ».

С 1948 по 1953 г. В. А. Извозчиков вновь преподавал спецпредметы, но уже в морской пограншколе.

В 1953 г., после смерти Сталина, численность погранвойск было решено сократить. В. А. Извозчикову предложили продолжить службу на Дальнем Востоке начальником цикла пограншколы. Он же решил подать в отставку, хотелось реализовать мечту юности — получить высшее образование.

Нужно было начинать все заново. Согласитесь, это непросто. Тем более, когда разменял четвертый десяток и «на руках» — семья.

Однако рубеж был перейден. Вопрос «кем быть?» перед Валерием Александровичем не стоял. Конечно, преподавателем. Хотя, как он сам признался в разговоре, после окончания школы он готов был быть кем угодно, только не преподавателем!

Но, как говорится, человек предполагает...

В пятьдесят третьем он не мыслил себя никем иным. Однако для работы в школе или вузе необходимо было получить высшее образование. Казалось, самой судьбой ему было суждено попасть в ЛГПИ им. А. И. Герцена. Хотел поступить в институт им. Бонч-Бруевича, но там слишком долго (6 лет) нужно было учиться, в пединститут им. М. И. Покровского, но там отставного военного встретили весьма неприветливо...

На ЛГПИ остановил свой выбор во многом и потому, что встретился в приемной комиссии с Авениром Дмитриевичем Смирновым, отнесшимся к нему очень доброжелательно и с пониманием.

Итак, учеба в институте. Валерий Александрович решил учиться на дневном отделении, чтобы получить более основательную подготовку. Параллельно работал в школе — преподавал электротехнику, потом физику.

Все годы учился отлично, так что по окончании предложили поступить в аспирантуру по специальности «Физика полупроводников и диэлектриков». Научным руководителем Валерия Александровича был профессор Косман. По словам Валерия Александровича, работать с ним было весьма непросто: М. С. Косман был по натуре физик-экспериментатор, человек очень увлеченный, с массой идей, и нужно было иметь характер, чтобы отстаивать свою тему, заниматься тем, что было интересно самому. И все же, несмотря ни на что, это была прекрасная школа для будущего ученого.

В работе над кандидатской диссертацией очень помог В. А. Извозчикову и Александр Николаевич Теренин, работавший в те годы в ГОИ им. С. И. Вавилова. Общение с ним способствовало развитию собственного научного мышления, направления.

Вначале, как рассказывает Валерий Александрович, он занимался ультразвуком. Собрал даже маленький ультразвуковой кварцевый генератор. А потом — неожиданно, как это всегда бывает, — увлекся работой с окислами свинца. Изучал взаимодействие их с электромагнитным излучением в широкой области спектра (в том числе с видимым светом и рентгеновским излучением). Постепенно в ходе совместных исследований с Г. А. Бордовским, М. И. Галанцевой, О. К. Гасановым и другими родилась концепция естественного неупорядоченного полупроводникового кристалла, которая помогла систематизировать результаты многолетних исследований окислов свинца. В 1962 г., по представлению академика Теренина, в журнале «Доклады АН СССР» была опубликована совместная статья В. А. Извозчикова и Г. А. Бордовского, тогда еще студента, посвященная этой проблеме. Как вспоминает Валерий Александрович, в их лаборатории висел лозунг: «Окислы свинца неисчерпаемы так же, как и атома».

Время шло. Появились не только новые идеи, но новые сотрудники и ученики. Им подготовлено 56 кандидатов и 10 докторов наук. Аспирантами В. А. Извозчикова были Г. А. Бор-довский, В. А. Бордовский, В. В. Лаптев, О. К. Гасанов, В. И. Богословский, М. Н. Потемкин, О. К. Гасанов, Е. А. Тумалева, О. Н. Шилова, Е. З. Власова и многие другие.

Научную работу Валерий Александрович всегда сочетал с методической и административно-организаторской деятельностью. В 1965—1970 гг. — заместитель декана и декан факультета физики, в 1976—1986 гг. — заведующий кафедрой методики преподавания физики, с 1986 по 1991 г. — заведующий кафедрой педагогики высшей школы, с 1991 по 1997 г. — профессор кафедры информационных технологий в образовании, с 1997 г. — профессор кафедры информационных и коммуникационных технологий. На момент встречи Валерий Александрович еще консультировал аспирантов, приезжал на кафедру, редактировал статьи.

В течение 20 лет В. А. Извозчиков был членом Научно-методического совета Министерства просвещения СССР, а также членом комиссии по физике Министерства просвещения РСФСР, председателем комиссии по методике преподавания физики педвузов Северо-Западной зоны и Волго-Вятского района, других комиссий и секций АН и АПН СССР, Дома ученых в Лесном. Он заслуженный деятель науки РФ, лауреат конкурса 1994 г. «Выдающиеся ученые России», действительный член негосударственных академий: Академии информатизации образования, Санкт- Петербургской академии истории техники.

Сам Валерий Александрович признается: «Поскольку я человек любознательный, всегда любил новое, то и решил вплотную заняться заинтересовавшими меня проблемами интеграции физики и философии с дидактическими принципами педагогики и методики. Хотя сейчас иногда и жаль, что переключился полностью на эту проблематику».

Как бы то ни было, а работы В. А. Извозчикова как в сфере полупроводниковой оптоэлектроники, так и методики преподавания физики получили широкое международное признание. Всего же В. А. Извозчиков опубликовал лично и в соавторстве свыше 500 научных работ в отечественной и зарубежной печати. Он — соавтор 8 изобретений способов получения полупроводниковых мишеней передающих ТВ-трубок типа «Плюмбикон». В последние годы В. А. Извозчиков активно занимался разработкой дидактических основ и методологии информационных компьютерных технологий обучения.

Исследования в этой области закономерно привели Валерия Александровича к изучению проблем информационного общества, формирования ионосферы Земли.

Как считает В. А. Извозчиков, «Земля — это живое существо, к которому надо относиться бережно и чутко». Люди же, забывая зачастую о том, что сами являются порождением Земли, бездумно расточают ее богатства, уничтожая все живое и неживое, уродуя Землю. В конечном же итоге эгоцентризм человека оборачивается против него самого. Примеров тому множество: это последствия и ядерных взрывов, и неправильной выработки месторождений полезных ископаемых, и химизации сельского хозяйства, и пр., пр., пр.

Говоря об этой проблеме, Валерий Александрович подчеркнул, что согласен с высказыванием Льва Толстого о том, что культура и разум (народа) определяются не столько распространением грамотности в народе, сколько культурой и интеллектом правящих кругов.

Политические катаклизмы XX века привели к тому, что свойственная многим занимающимся земледелием народам (в том числе и русскому) своеобразная коллективная мудрость по отношению к Земле была отринута потомками.

Эпоху же НТР можно назвать и эпохой планомерного тотального уничтожения Земли. Десятилетия в обществе господствовал технократический подход к Земле и ее ресурсам: бездумно вырубалось, выкачивалось, вылавливалось и т. д. всё, что только можно. При этом нередко то, что добывалось, так и не использовалось.

Валерий Александрович вспоминает, что, когда ему довелось в 1964 г. быть в Венгрии, его удивило то, что в этой стране, расположенной, в общем-то, в степной зоне, множество деревьев. Оказалось, что с 1870 г. на каждой выпускавшейся в стране тетрадке было написано, что тот, кто сломает ветку, — враг Родине, тот же, кто посадит дерево — истинный ее друг. Думается, что такое обращение к подрастающему поколению много действеннее всевозможных, периодически раздающихся в средствах массовой информации призывов «сохранять и беречь», ибо делать это нужно постоянно, из поколения в поколение, а не от случая к случаю, в связи с очередной кампанией.

Как говорит Валерий Александрович, отсутствие хозяина сказывается во всем, в том числе и в семье: семейный быт полностью разрушен, детей совершенно не воспитывают... А ведь именно в семье истоки всего. Не зря же говорится, что «все мы родом из детства».

По словам Валерия Александровича, на него очень большое влияние оказал отец — потомственный оренбургский казак, человек очень интересный, художественно одаренный (мечтал стать художником, но до революции это было слишком дорого, да и Первая мировая война помешала). Отец Валерия Александровича всю свою жизнь проработал картографом, был техническим редактором карт, атласов и т. п. Но этим не ограничивался круг его интересов. Живя в Оренбурге и Алматы, он основал там краеведческие музеи, к работе в которых привлек и сына (тогда Валерию Александровичу было 9 лет, но работал он на вполне серьезном уровне, как и полагается члену-корреспонденту Центрального казахстанского музея).

Надо сказать, что художественные наклонности отца передались и сыну. Начиная с 7 класса, Валерий Александрович долгие годы занимался фотожурналистикой и фотографией, сотрудничал с «Ленинскими искрами», занимал призовые места в фотоконкурсах.

Впоследствии все это пригодилось, когда он занялся полупроводниковой оптоэлектроникой, так же как и приобретенная в школьные годы привычка конспектировать, систематизировать. Кстати, шпаргалки, как выяснилось, он тоже («как всякий уважающий себя

студент») писал, но не использовал. Он согласен с академиком Крыловым в том, что образование — это то, что остается в памяти тогда, когда все выученное забыто... На вопрос о том, каким, по его мнению, должен быть настоящий учитель, Валерий Александрович ответил так: «Сухомлинский говорил, что в учебно-воспитательном процессе учителя должно быть три компонента: наука, искусство и мастерство. Я считаю, что учитель должен быть и ученым, и оратором, и артистом, должен уметь предвидеть происходящее... » И еще: «Преподаватель должен быть “айсбергом”, 0,9 знаний которого — в глубине...» Таким учителем можно с полным правом назвать и самого Валерия Александровича Из-возчикова, участника Великой Отечественной войны, награжденного правительственными наградами, ученого, преподавателя, широко образованного и очень интересного человека. Пожелаем ему здоровья, благополучия и долгих лет жизни!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.