Научная статья на тему 'Вальдорфская школа Р. Штайнера'

Вальдорфская школа Р. Штайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1775
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ / ИСКУССТВО ПРОБУЖДАТЬ ВРОЖДЕННЫЕ ЗАДАТКИ / АНТРОПОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING A SPIRITUALLY FREE PERSONALITY / THE ART TO AWAKE INNATE QUALITIES / ANTHROPOSOPHY CAL PRINCIPLES OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуторской Андрей Викторович

В статье описываются основные принципы работы вальдорфской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Waldorf’s school of Shtainer

This article is described the main principles of work in Waldorf’s school.

Текст научной работы на тему «Вальдорфская школа Р. Штайнера»

.....................................................................................................НОШШШ/ (ШШ,пжш

Вальдорфская школа Р. Штайнера

Андрей Викторович Хуторской,

директор Института образования человека, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования

• воспитание духовно свободной личности • искусство пробуждать врождённые задатки • антропософские основы обучения •

Основы вальдорфской педагогики разработаны немецким философом и педагогом Рудольфом Штайнером (1861-1925г.г.), создателем антропософии. Развитие и образование человека в антропософской интерпретации представляется как целостное взаимодействие его телесных, душевных и духовных сфер с аналогичными сферами внешнего мира.

Антропософия (от греч. апШгороэ — человек и эорЫа — мудрость) — учение о духовной жизни человека, исходящее из сверхчувственного познания мира через самопознание человека как духовного космического существа.

Задача вальдорфской педагогики — воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур. Вальдорфские педагоги видят своей задачей «искусство пробуждать» скрытые в человеке природные задатки. Законы творчества рассматриваются в этой системе как вытекающие из законов природы и находящие выражение в духовном опыте человека; творческая фантазия выдвигается в ряд основных принципов педагогической деятельности и сопрягается с интеллектуальным «мужеством к истине» и чувством душевной ответственности.

В основе данной теории лежит идея метаморфоз И. Гёте. Например, в семени растения сконцентрирована вся жизнь растения.

Из находящегося в земле семени развивается зародыш, который развертывается в первых зародышевых листиках. Затем растение стягивается в стебель, потом вновь расширяется в листьях, снова стягивается и так далее, пока не сосредоточится в новом семени.

Циклы метаморфоз делят развитие человека на семилетия, хронологически не совпадающие для различных сфер: телесности, мышления, чувств и воли. Человек последовательно рождается во всех своих сферах:

1. Тело как атрибут воли — это врождённые качества, индивидуальные для каждого человека (телесное рождение) — 0 лет.

2. Душа как хранительница чувств и впечатлений — существует вне времени и пространства; основное развитие происходит до 7 лет (душевное рождение).

3. Дух и мысли — логическое мышление; важно развивать до 14 лет (рождение мыслящего человека).

4. Самодух «Я» — чувство мысли, ответственность личности; формируется к 21 году (совершеннолетие).

Задача педагога — точно прослеживать эти метаморфозы и создавать благоприятные условия для их протекания. Вальдорфская педагогика исключает прямые воздействия на волю; считается, что воля развивается здоровым образом только в результате правомерных косвенных воздействий. Общий принцип их осуществления — сначала художественное, чувственное, духовное, затем, из него, интеллектуальное.

Во всём мире сейчас около 500 школ, работающих по данной системе. В России первая вальдорфская школа появилась в 1991 году. В настоящее время работает более двадцати школ вальдорфской ориентации, которые расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Иркутске, Смоленске и других городах.

Особенности вальдорфской дидактики1

Главным действующим лицом в школе является классный учитель. Он разрабатывает и ведёт все основные общеобразовательные предметы в своём классе с 1 по 8 классы. Учитель не работает по жёсткому плану: необходимый план «прочитывается» им непосредственно в каждом ученике. Задача учителя — не затрагивая собственного «Я» ученика, способствовать формированию его тела и души таким образом, чтобы индивидуальность (дух) когда-нибудь смогла стать его полным хозяином.

Предметы преподаются по эпохам: в течение 3-4 недель ежедневно на первых двух-трёх уроках проводится один и тот же ведущий предмет, чтобы ученики могли полностью вжиться в него. Затем подобным же образом изучается другой ведущий предмет и т.д.

Начальное обучение ведётся с преимущественным использованием образных форм, которые применяются и на старших ступенях. В традиционной школе обучение направлено на активизацию предметного восприятия. Вальдорфская педагогика стремится сделать переживания осмысленными. Дети учатся видеть смысл вещей через чувственное восприятие. Ребёнок «пропускает через себя» объект изучения.

Художественное воспитание ориентируется

- на развитие живого

мышления и прочной воли, но не на подготовку к профессиональной художественной деятельности. Искусство рассматрива-

1 Особенности вальдорфской системы обучения автор изучал в 1990-х гг. во время цикла лекций и практических семинаров, кфторые вели в Москве Вальдорф-ские педагоги из Германии, Австрии, Дании, а! также во время выездного валь-дорфского семинара в п.Черноголовка Московской обл.

ется как средство формирования черт личности.

Учебники в общепринятом смысле в этой школе не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях «по эпохам». Отметки не выставляются. По окончании учебного года классный учитель составляет подробную характеристику каждого ученика. Сдаются итоговые (после 8-го класса) и выпускные (в конце 12-го класса) экзамены.

Значительное внимание уделяется трудовому воспитанию, где ученики овладевают разнообразными практическими навыками. Школа управляется педагогическим советом. Руководящих инстанций не имеет (в российской системе образования данное правило не действует).

Перечислим основные элементы вальдорфской системы обучения:

• Ориентация целей, содержания образования, учебного плана и методов обучения на возрастные духовно-душевные потребности учащихся, что обеспечивает их развитие.

• Принцип классного учителя, который ведёт свой класс с первого по восьмой год обучения, выстраивает учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы. Для ребёнка младшей и средней школы учитель важней предмета.

• Совместное обучение мальчиков и девочек, а также отсутствие разделения по социально-материальному признаку; школа — для всех.

• Ритмическая организация обучения — ориентация на ритмы дня, недели, года. Учёт жизненных биологических ритмов ребёнка, чередование противоположных видов деятельности: «дыхание урока», «дыхание дня».

• Концентрация учебного материала, изучение предметов эпохами — в течение 3-4 недель один предмет изучается на первом сдвоенном уроке.

• Использование в обучении противоречий (между небом и землей, белым и чёрным),

ьшоп,\\жт

принципов дуализма — учения, признающего равноправие двух начал.

• Изучение различных объектов через чувственное их переживание, наделение их душой, понимание сущности вещей через чувственное восприятие и физическое ощущение (широкое использование игры цвета и света).

• Природосообразность и отрицание шаблонов (например, дети до 14 лет чертят линии без линеек).

• Акцент на художественный, эстетический элемент в обучении, на многообразную практическую деятельность. В учебный план включены живопись, пластицирова-ние, музыка, эвритмия, рукоделие (также и для мальчиков), ремесла — работа по дереву и металлу (также и для девочек), садоводство.

• Ежедневный устный рассказ учителя. Рассказыванию и пересказу отводится специальное время урока. В качестве материала служат сказки, легенды о святых, басни, библейская история, мифология народов мира, биографии выдающихся исторических личностей.

• Интеграция в учебный процесс театральных постановок по сюжетам из древней и средневековой истории.

• Отмена отметок и второгодничества. Школа не сортирует учеников на хороших и плохих, каждый может свободно и беспрепятственно развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями.

• Изучение двух иностранных языков с первого класса методом погружения в языковую стихию.

• Еженедельные конференции учителей с целью постоянного обновления учебного процесса и профессионального развития учителей — обсуждения отдельных учеников или целых классов, а также обсуждение вопросов методики и дидактики;

• Коллегиальное самоуправление школы учителями; совместная работа родителей и учителей.

• Терапевтический аспект педагогики, интеграция врача в жизнь школы, который проводит занятия с детьми и участвует в учительских конференциях.

• Художественная организация окружающего детей пространства. Специально организованный интерьер — цветовые гаммы, соответствующие возрастным особенностям детей; покрытые тканью «живые» стены, которые колышутся при прохождении учеников; местечки, в которые можно спрятаться и др.

Методика изучения предметов

Обозначим специфику изучения отдельных предметов на антропософской основе. Для этого используем лишь некоторые штрихи, характеризующие подходы учителя к обучению.

Письмо. Задание первоклассникам: «Нарисуйте живые буквы»; более старшим ученикам: «Напишите предложение так, чтобы ваш шрифт соответствовал содержанию текста».

Чтение. Сказки — образное восприятие действительности. Всё, что в них говорится, существует на самом деле. Сказки есть настоящие и придуманные (некачественные). Каждому возрасту, времени года или дня — своя сказка. Со второго класса — басни и легенды. Третий класс — Ветхий Завет.

Математика. Единица — самое большое число, всё остальное происходит из него. Вычитание, деление — это щедрость. Сложение, умножение — скупость, эгоизм.

Геометрия. Две основные линии — прямая и дуга, проживаются детьми в движениях. Фигуры — тоже. Например, прямоугольник прочувствуется детьми, когда они обходят вокруг прямоугольного дома. Линейки и линованные тетради почти не используются, это обеспечивает свободу для фантазии ребёнка. Дети рукой ощущают смысл линии, превращения форм, познают символ границы. В 9-12 классах развивается обучение «видеть мыслью», например, ученики сравнивают фигуру в евклидовой и проективной геометриях («перерастание пятиугольника в плоскость»).

Биология. Свет умирает в Земле и воскресает в растениях, в человеке. Леса — это дыхание Земли. Проживание «в шкуре» зверей. Изучение ботаники как восхождение в гору со сменой природных зон — джунгли, смешанные леса, вечные снега. Или — путешествие от экватора к северному полюсу (ботаника перерастает в географию).

Бытоведение, краеведение, география. Изучение вещей прошлого, работа с ними: взбивание масла, замес строительного раствора, воспроизведение полного цикла изготовления хлеба. С 5 класса — рисование географических карт. Эмоциональное восприятие жизни людей из разных стран. В 7-8 классах — диаграммы, таблицы, перечни имён.

Физика. Изучение центра тяжести — это обучение заглядыванию внутрь предметов. Звук — застывшая в предметах мелодия, которую можно высвободить, например, лёгким ударом по струне. Исходный этап обучения — переживание явления, затем наблюдение, эксперимент, построение модели. Так, понятие атомов и молекул вводится в конце, а не в начале изучения темы. 11 класс — глубокая, ускользающая сущность электричества: приборы измеряют не само электричество, а лишь его превращения в тепло, поворот стрелки и т.п.

Химия. Сравнение явления горения разных веществ: просмоленного полена, фитиля спиртовки, метелки старого камыша. К мыслительной обработке опытов ученики переходят после тщательного наблюдения эксперимента с помощью органов чувств.

Эвритмия. Духовное движение. Специальные упражнения. Стремление к гармонии материального и духовного.

Следует отметить проблемы, связанные со структурной основой построения валь-дорфского обучения. Например, достаточно жёстко заданная периодичность обучения в соответствии с 7-летними циклами метаморфоз лишает ученика права на полноценную индивидуальную траекторию обучения и развития. Неодновременность динамики образовательного движения детей недостаточно учитывается в данной системе.

В традиционной школе обучение направлено на активизацию предметного восприятия. Вальдорфская педагогика стремится сделать переживания осмысленными. Дети учатся видеть смысл вещей через чувственное восприятие. Ребёнок «пропускает через себя» объект изучения. В то же время эмпатическая направленность обучения нуждается в гармонии с интеллектуальной направленностью образования. Ряд критиков данной системы обращают внимание на тот факт, что уровень интеллектуального развития учеников вальдорфских школ не выступает определяющим, даже если ученик предрасположен именно к такому виду деятельности.

Послесловие к вальдорфской педагогике

Фролова Елена, студентка Московского педагогического университета:

История. Эмоциональное проживание одной из воюющих сторон, вовлечение детей в сопереживания. Через некоторое время — изложение событий с позиций другой стороны, перемена душевных переживаний детей. Театральные постановки.

Живопись. Переживание цветов, их смешения. Сочинение в начальных классах сказок про то как «жёлтое» встретилось с «синим». В 7-8 классах — период контрастов, вводится чёрно-белый рисунок. Художественное воспитание осуществляется для развития живого мышления и прочной воли, а не для подготовки к профессии.

— Мне кажется, что обычная традиционная школа мало уделяет внимания индивидуальности. Я бы сказала, что она несколько «<сухая», т.е. недостаточно внимательная к чувствам, их развитию. Поэтому, я считаю, нужна какая-то альтернатива, которая бы это обеспечивала. Такой альтернативой и может быть вальдорфская школа. Мне нравится, что большое внимание уделяется душе, чувствам. Особенно важно объединение мысли с чувствами.

Основной проблемой, связанной с валь-дорфской школой, мне кажется, является проблема отношения к ней и её выпускни-

ьшоп,\\жт

кам большинства людей и государственных органов. Недавно я была на выставке работ учеников этой школы в городе Жуковский, где недавно открылась такая школа. Люди, которые там работают, говорят, что всё-таки большой проблемой было вообще открытие школы — в частности, помещение и финансы. И, конечно, отношение родителей, у которых всё время возникал один и тот же вопрос: даёт ли школа достаточное количество знаний, устроятся ли их дети в дальнейшем на работу? Каковы отличия этой школы от традиционной?

Главное в вальдорфской школе — чувствование. И здесь огромную роль играет цвет, рисование. Я, ещё учась в школе, считала, что рисование должно быть одной из основ в школе. Ведь оно открывает огромное количество каналов связи с миром, природой, очень многое развивает в человеке, помогает многое понять.

Когда я изучала данную тему, у меня возник вопрос: достаточное ли количество времени уделяется обычным учебным предметам, их теории? Но когда я увидела тетради учеников вальдорфской школы, то этот вопрос был для меня исчерпан.

Талапова Надежда, Хараманян Ольга, студентки Московского педагогического университета:

— В этой системе дети учатся видеть сущность, смысл вещей через чувственное восприятие. В наше время в школах всё больше начинают обращать внимание на эмоции, чувства, которые возникают у детей в процессе урока. Понимание необходимости и неотъемлемости от предметного восприятия, чувственного восприятия задаёт направление и в видах уроков, методиках их проведения, появление новых уроков (основанных на чувственном восприятии).

Среди педагогов, особенно «<старой школы», всё же превалирует идеологическое обучение, направленное на активизацию предметного восприятия. Но вальдорфская педагогика стремится сделать переживание осмысленным: ребёнок «<пропускает через себя» объект изучения. Стремление к гармонии материального и духовного по-

могает ребёнку в понимании и осмыслении предмета, его изучении.

Нам как психологам интересен это метод обучения детей через переживание предмета (особенно через цветовое), а так же применение «дыхания урока, дыхания дня», основанное на дуализме и соотнесённое с биоритмами человека.

Нас смущает, что в процессе обучения до 14 лет не используются линейки, линованные тетради. Это, безусловно, обеспечивает свободу для фантазии ребёнка, но линия — символ не только границы, но и упорядоченности. На наш взгляд, это немного тормозит развитие стремления к порядку, системности.

Фрагменты уроков по вальдорфской системе

Предмет: литература, 7 класс.

Тема урока: «Творчество С. Есенина»

Автор: Фролова Татьяна

Включаются записи песен на стихи С. Есенина. Предлагается выполнить следующее: выразить в рисунке с помощью карандашей (мелков, красок) то эмоциональное состояние, те чувства, которые испытывают ученики во время прослушивания песен.

Педагогическая цель: во-первых, более широко и глубже попытаться проникнуть с учениками в поэзию Есенина; во-вторых, ученик должен научиться отражать свои эмоции в рисунке, и задача учителя — помочь ему сделать это.

Результатом будет рисунок, а затем организуется выставка. В баллах работа не оценивается, учитель благодарит детей.

Предмет: рисование, 1-3 класс.

Автор: Петрова Екатерина

«Мы с детьми выйдем на природу. Обсудим пейзаж в целом и составляющие его цветы, деревья, кусты, их место в природе, их воз-

действие на человека, их красоту. Дети смогут подойти к ним, потрогать их, поговорить с ними, оживить их. Дети научатся видеть сущность предметов — для чего они нужны, что скрывается за их обликом. Затем я попрошу их нарисовать то, что они почувствовали на природе (рисуют либо в классе, либо прямо на природе). По рисункам можно определить их эмоциональное состояние, их черты характера. Затем устроим выставку работ, и каждый ученик расскажет о своей картине. Дети научатся осознавать свои эмоции, передавать их через цвет. Основной продукт — рисунок».

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы считаете, для всех ли детей подходит направленность системы обучения вальдорфской школы?

2. Учитель вальдорфской школы разрабатывает и ведёт все основные общеобразовательные предметы в своём классе с 1 по 8 классы. Назовите преимущества и недостатки такого подхода.

3. Предметы преподаются по эпохам: в течение 3-4 недель ежедневно на первых уроках проводится один и тот же предмет. Чем данный подход отличается от методики «погружения»?

4. История в вальдорфской школе может изучаться следующим образом: сначала дети эмоционально проживают одну из воюющих сторон, затем учитель вовлекает их в сопереживания позиции другой стороны, в результате чего происходит перемена душевных переживаний детей. Чем данный подход похож и отличен от методики школы диалога культур?

5. На живописи в младших классах происходит переживание цветов, их смешения, например, дети сочиняют сказки про то, как «жёлтое» встретилось с «синим». Чёрно-белый рисунок вводится только в 7-8 классах. Почему?

6. Линейки и линованные тетради в Валь-дорфской школе почти не используются, что обеспечивает свободу для фантазии ребёнка. Дети рукой ощущают смысл линии, превращения форм, познают символ границы. При каких условиях, на ваш

взгляд, происходит переход к применению в этой школе линеек и линованных тетрадей?

Практические задания

1. Первоклассникам на уроке письма предлагается задание: «Нарисуйте живые буквы». Придумайте задания по другим предметам и темам с использованием метода «вживания и проживания».

2. Математика на антропософской основе изучается как связь математических и человеческих действий: «Вычитание, деление — это щедрость. Сложение, умножение — скупость, эгоизм». Приведите подобные примеры из физики или химии.

3. В старших классах школьников учат «видеть мыслью», например, изучение центра тяжести на физике — это обучение загля-дыванию внутрь предметов. Звук — застывшая в предметах мелодия, которую можно высвободить, например, лёгким ударом по струне. Свет умирает в Земле и воскресает в растениях, в человеке. Осмысливается глубокая, ускользающая сущность электричества: приборы измеряют не само электричество, а лишь его превращения в тепло, поворот стрелки и т.п. На геометрии ученики сравнивают фигуру в евклидовой и проективной геометриях («перерастание пятиугольника в плоскость»). Разработайте задание для старшеклассников с использованием метода мысленного видения.

4. Проведите конкурс групп своих коллег (студентов, педагогов) по ответам на вопросы по данной теме. Для этого создаются 2-3 рабочих группы и группа оценки ответов. Каждой группе даётся 3 минуты на ответ одного вопроса. Побеждает группа, набравшая наибольшее количество баллов. Возможные критерии оценки: обоснованность ответов, владение материалом, оригинальность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Проведите групповую работу с коллегами на основе предыдущих заданий 1, 2 и 3 (каждой группе предлагается одно задание). Организуйте выступления групп с итогами работы — моделирование и обсуждение подготовленных фрагментов уроков. Обсудите результаты.

ьшоп,\\жт

6. Разработайте план урока на одну общую тему в двух разных системах обучения: в школе С. Френе и вальдорфской школе. Результаты оформите в следующем виде:

Тема урока:

Учебный предмет:

Класс (возраст детей):

Элементы плана урока Школа С. Френе Вальдорфская школа

1. Смысл занятия

2. Цели урока

3. Объект изучения

4. Учебная проблема

5. Задание ученикам

6. Формы и методы обучения

7. Ожидаемые трудности

8. Ожидаемые результаты

9. Способы проверки и оценки результатов

10. Домашнее задание

7. Выпишите из изученных вами зарубежных дидактических систем те формы, приёмы, методы обучения, которые подходят для вашей собственной системы обучения. □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.