Научная статья на тему 'ВАХТОВЫЙ МЕТОД: СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ РОССИИ'

ВАХТОВЫЙ МЕТОД: СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАХТОВЫЙ МЕТОД / ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ И ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЕ ОКРУГА / МОБИЛЬНОСТЬ И МУЛЬТИЛОКАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эйльмштейнер-Саксингер Гертруда

Рассмотрены результаты социально-антропологического исследования вахтового метода в нефтегазовых компаниях Тюменского Севера. Особое внимание уделено отношению самих вахтовиков и членов их семей к нетрадиционному мультилокальному образу жизни. Сделаны выводы о необходимости «деэкзотизации» вахтового труда на Севере. При этом обращено внимание на необходимость диалога с вахтовыми работниками, направленного на выявление позиций и оценок самих людей, ведущих мобильный образ жизни. Это позволит значимо повысить социальную эффективность вахтового труда на Крайнем Севере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Эйльмштейнер-Саксингер Гертруда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHIFT WORK: SOCIO-ANTHROPOLOGICAL STUDY IN THE FAR NORTH OF RUSSIA

The results of socio-anthropological study of shift work method in oil and gas companies of Tyumen North were considered. A special attention is paid to the attitude of the shift work personnel and their family members to non-traditional multi-locality lifestyle. Some conclusions were drawn about the necessity of «de-exoticization» of the shift-type labor in the North. At the same time, the importance is emphasized of a dialogue with shift-work personnel aimed at identifying the positions and estimations of people leading a mobile lifestyle. It is proved that this will significantly increase the social effectiveness of shift labor in the Far North.

Текст научной работы на тему «ВАХТОВЫЙ МЕТОД: СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ РОССИИ»

Уварова О. С. Правовые механизмы регуляции трудовых отношений в современной России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного социокультурного пространства». - Краснодар, 2014. - С. 483-593.

Сведения об авторе

Уварова (Михайленко) Оксана Сергеевна, аспирант кафедры «Социология и культурология», Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар, тел: +79854898809; e-mail: oksana_uvar@mail.ru

Uvarova (Mikhailenko) O. S., post-graduate of the chair of «Sociology and culture science» of the Kuban State Agrarian University, phone: +79854898809, e-mail: oksana_uvar@mail.ru

УДК 681.5.622.32

ВАХТОВЫЙ МЕТОД: СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ РОССИИ

SHIFT WORK: SOCIO-ANTHROPOLOGICAL STUDY IN THE FAR NORTH OF RUSSIA

Эйльмштейнер -Саксингер

G. Eilmsteiner-Saxinger

Ключевые слова: вахтовый метод, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, мобильность и мультилокальность Key words: shift work, Yamalo-Nenets and Khanty-Mansi Autonomous Okrug, mobility and multi-locality

Рассмотрены результаты социально-антропологического исследования вахтового метода в нефтегазовых компаниях Тюменского Севера. Особое внимание уделено отношению самих вахтовиков и членов их семей к нетрадиционному мультилокальному образу жизни. Сделаны выводы о необходимости «деэкзотизации» вахтового труда на Севере. При этом обращено внимание на необходимость диалога с вахтовыми работниками, направленного на выявление позиций и оценок самих людей, ведущих мобильный образ жизни. Это позволит значимо повысить социальную эффективность вахтового труда на Крайнем Севере.

The results of socio-anthropological study of shift work method in oil and gas companies of Tyumen North were considered. A special attention is paid to the attitude of the shift work personnel and their family members to non-traditional multi-locality lifestyle. Some conclusions were drawn about the necessity of «de-exoticization» of the shift-type labor in the North. At the same time, the importance is emphasized of a dialogue with shift-work personnel aimed at identifying the positions and estimations of people leading a mobile lifestyle. It is proved that this will significantly increase the social effectiveness of shift labor in the Far North.

1980-х гг. и особенно в последние два десятилетия возрастает значение вахтового метода работы в нефтегазовой промышленности на российском Севере. Деятельность, связанная с разработкой полезных ископаемых, которая переносится на все большие расстояния от городских агломераций, требует более мобильного и, соответственно, мультилокального, образа жизни. Кроме того, вахтовый метод дешевле, чем привлечение местного населения наряду с расширением ресурсных сообществ. Это делает вахтовый метод привлекательным для промышленности, участвующей в динамике глобализованной неолиберальной рыночной экономики [1].

Данное исследование, в центре которого находятся вахтовые рабочие, их семьи и более широкое социальное окружение, основано на этнографических полевых материалах, собранных с 2007 г. с использованием методов мобильной и мультилокальной полевой работы. Автор сопровождала вахтовых рабочих во время их путешествий на самолетах и междугородних поездах, преодолев в общей сложности более 25 000 км пути между Новым Уренгоем в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) за полярным кругом и Москвой за несколько поездок из одного города в другой, останавливаясь в различных городах Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), таких как Сургут и Нижневартовск. Помимо этого, исследования проводились в родных регионах вахтовиков, таких как Республика Марий Эл, Чувашия, Татарстан, Башкортостан, а также в городах, называемых транспортными узлами Севера, в маленьких мобильных поселках и крупных рабочих поселках вахтовиков, таких как Ямбург.

Собранная в ходе исследования количественная и качественная информация была проанализирована с помощью интерпретативных методов социальной антропологии и метода расширенного анализа конкретных ситуаций (кейсов). На основе этого выявлены наиболее важные пути осмысления вахтовыми рабочими своего образа жизни, которые можно назвать практиками нормализации. Они встречаются во всех группах, но различаются между собой с точки зрения возможностей и способов нормализации рассматриваемого образа жизни. Для осмысления вахтовой работы характерны две черты: с одной стороны, это нормы и идеи, связанные с частной жизнью, а с другой — проживаемый опыт включения регионов и мест в социальное пространство человека. Социально-пространственная триада «Дом — Дорога — Вахта» образует значимую матрицу, транслирующуюся в социальную практику. Отдельные сферы интегрируются в единое целое, наполненное смыслом [2].

Полученные данные позволили выделить следующие практики осмысления и последующей нормализа -ции вахтового образа жизни теми, кто ведет его и сталкивается с ним. Во-первых, основным является создание

поддержание социальных сетей, обеспечивающих доступ в нефтегазовую отрасль. Получение доступа к этим высокооплачиваемым рабочим местам имеет важное значение и осуществляется в первую очередь через семью или сообщество, а также региональные и этнические сети, особенно там, где вахтовая работа широко распространена. По словам сотрудника отдела кадров одной из крупных компаний, личные рекомендации, помимо

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 4, 2014

квалификации, позволяют добиться более высокой лояльности к компании и снизить текучесть кадров. Штатные работники становятся проводниками с существенным престижем и властью в сообществе.

Другой способ реализации данного жизненного стиля — это рассмотрение практик мультилокальности и мобильности как нормативных практик вахтовой работы. Таким образом, это неотъемлемая часть жизни, необходимая для выработки способности работать в нефтегазовой отрасли на Севере. Особенно важно формирование позитивной мысленной установки по отношению к разделению трех значимых сфер «Дом — Дорога — Вахта» на физическом уровне и к их объединению на личностном, присущем образу жизни вахтовых рабочих, за которым следует взаимодействие с реальностью времени — денег — потребления и преодоление географических расстояний, например, замена идеи «разделенной жизни» или «половины жизни» на идею «двойной жизни» в смысле ее полноты. Как это описывается одним из собеседников: «...В отличие от других, я не вижу свою жизнь разделенной, скорее, я могу прожить две жизни вместо одной». Чтобы это произошло, человек должен чувствовать своего рода «тягу» к вахтовому образу жизни и одновременно быть способным наслаждаться поддержкой семьи и друзей в домашней среде. Обычно это достигается за счет того, что члены семьи и сообщества считают преимущества от вахтовой работы привлекательными, включая престиж, доходы и последующую социальную мобильность. Замечено, что рабочие, которые наслаждаются взаимной поддержкой и по -мощью коллег, встречаются в разных половозрастных группах.

Одним из важнейших аспектов оказалось создание индивидуального личного пространства и пребывание нем как Дома, так и на Вахте как реализация желания уединения, которое зачастую испытывают рабочие. Этот аспект должен быть предметом переговоров, особенно с семьей, которая часто ждет семейного участия от вахтовика, вернувшегося домой. Тем не менее разговоры с супругами показали, что определенное желание «уединенности» (не одиночества) воспринимается позитивно. Это показывает необходимость сопереживания индивидуальным потребностям члена семьи, работающего вахтовым методом. Несомненно, это может быть успешным только, если потребности и сопереживание уравновешиваются с обеих сторон.

целом, осознание нормальности и дистанцирование от мнений других людей, характеризующих вахтовый образ жизни как проблематичный, имеют важное значение, в то же время, сохраняя ощущение, что экстремальные условия являются важной особенностью работы. Как было описано выше, это взаимосвязанные процессы, что выражается, с одной стороны, в формулировке нормальности мобильности, с другой стороны, в разработке характера работы и жизни как выдающейся и экстремальной, и что увеличивает престиж и индивидуальное пространство в знак ожидаемого уважения к данному образу жизни. Состояние нормальности в экстремальных условиях достигается за счет того, что вахтовые работники стремятся к максимуму общественных ценностей, существующих в современной России, за которые их уважают: заработок на хорошую жизнь, богатство, престиж и вертикальная социальная мобильность, которые также связаны с лучшими возможностями высшего образования для детей. Наконец, интеграция центральных и северных регионов в осмысленный жиз -ненный мир поддерживает реализацию мобильной и мультилокальной жизни. Чем дольше люди путешествуют туда и обратно, тем ближе становится отдаленное место работы на ментальной карте.

Нефтегазовая промышленность, развиваемая в арктических и субарктических районах, а также в отдаленных регионах Сибири, создала огромный спрос на высококвалифицированный персонал. В то же время эти же специалисты востребованы также в умеренных климатических зонах центральной России, тем самым вызывая дефицит рабочей силы на Севере [3]. Параллельно с этим менее квалифицированные рабочие пытаются по -лучить доступ к более оплачиваемому труду на Севере, что приводит к усилению конкуренции за рабочие места и более низкой заработной плате.

Работа на Севере, предполагающая умение справляться с большими расстояниями, долгой продолжительностью поездок и проживанием в закрытых поселках, как правило, является чрезвычайно сложной задачей для вахтовых работников в физическом, психологическом и социальном плане [4]. Тем не менее этот факт не обязательно подтверждает стереотипный образ, что вахтовая работа подходит только для сильных мужчин, ко -торые готовы на все, справляются с огромным давлением, являются крутыми парнями с разрушенными личными отношениями и тратят свое свободное время на проституток и выпивку. Это, к сожалению, преобладающее мнение выражено в средствах массовой информации и в телевизионных документальных фильмах, а иногда и в научном сообществе. В реальности это частично подтверждается самими рабочими. Однако не учитывается тот факт, что вахтовая работа охватывает различные профессии, в том числе мужские и женские, в широкой воз -растной группе — некоторые работают даже после выхода на пенсию. Кроме того, эти люди сильно различаются с точки зрения их представлений о природе эмоциональных отношений. Другими словами, это очень диверсифицированная группа, а никак не однородная. Вахтовая работа является средством зарабатывания на жизнь и доступна людям из различных слоев общества. Кроме того, вахтовая работа также взаимодействует различны -ми способами с местным населением в северных ресурсных сообществах. Таким образом, этот факт необходимо учитывать при изучении взаимодействия сообщества и промышленности, которое часто основывается на указанных выше стереотипах [5]. Для того чтобы вахтовая работа стала нормальным социальным явлением и начала рассматриваться как часть разнообразия образов жизни в российском обществе, крайне важно «де-

экзотицировать» вахтовую работу в нефтегазовой промышленности на Севере. Это было бы дополнительным стимулом для людей, желающих работать вахтовым методом и, соответственно, обогатило бы промышленность, остро нуждающуюся в квалифицированных кадрах. Такое начинание должно отражать отношение к вахтовикам как членам общества, а не как объектам, являющимся частью мобильных человеческих ресурсов [6].

Подобное отношение может иметь положительные последствия для процесса установления отношений с местным населением регионов, где ведутся промышленные разработки. Важно учитывать мнение вахтовых рабочих, их потребности и представления. Важно вести разговоры не только о них, но и с ними. Они могут стать ценными информантами, способными помочь продвижению вахтового метода работы в организации трудовых резервов. Они должны превратиться из человеческих ресурсов как объекта статистики в социальных ак -торов. Это желание часто выражается самими рабочими.

Итак, исследование показывает актуальность восприятия жизни в условиях мобильного и мультилокаль -ного образа жизни, которую ведут вахтовики, в качестве нормальной. Следует поддерживать отношение к вахтовикам как к собеседникам в дискуссии, касающейся развития существующей системы управления вахтовой работой, влияния мобильной рабочей силы на местные сообщества. Такой диалог играет жизненно важную роль, поскольку нам необходимо улучшить условия вахтового метода работы в арктических регионах в целом. Важно понимать требования и представления рабочих о том, как должна быть организована вахтовая система. Исследование показало, что вахтовые рабочие хотят, чтобы их считали активными и зрелыми собеседниками, а не только человеческими ресурсами. Они хотят считаться нормальными и не-девиантными среди внешнего населения. Тем не менее существуют особые потребности в обеспечении хорошего качества жизни и организации позитивного отношения к мобильности и мультилокальности. В первую очередь важно расположить их в двух раздельных сферах жизни — дома и на вахте — в то же время интегрируя эти сферы в позитивном смысле. Это возможно, поскольку многие вахтовые работники имеют удовлетворительную семейную жизнь, продолжая работать вахтовым методом уже на протяжении многих лет. Социальное окружение на вахте и дома, понимающее жизнь в мобильности и мульти-местности, имеет важное значение. Разведенные люди часто говорят о том, что только второй партнер мог понять их конкретные потребности и позволить второму браку состояться. Взаимная поддержка через смену поколений, когда старшие подготавливают младших к жизни на вахте, имеет большое значение. То же самое верно для домашнего сообщества. В регионах, где вахтовая работа не является чем-то необычным, вахтовики чувствуют себя уместными и нормальными. Вахтовые рабочие часто относятся к тому типу личностей, которые нуждаются в свободном пространстве и уединении. Но это не обязательно оди -ночество: им необходимо умение справляться с требованиями коммуникации и социализации во время пребывания дома и на вахте. Как мы уже отмечали, с другой стороны, многие не могут справиться с таким образом жизни. Для них он не является устойчивым, они покидают работу через несколько смен и не могут превратить экстремальную жизнь в нормальность. Система избавляется от них. Таким образом, первостепенное значение имеет обеспечение на рабочем месте условий, поддерживающих потребность в нормальной жизни на вахте в той же мере, в какой она воспринимается в домашних условиях. Крупные компании, такие как Газпром, где проводились полевые исследования, или Роснефть и Лукойл, имеют в этом отношении очень хорошую репута -цию. Другая ситуация в организациях-субподрядчиках, небольших компаниях: трудовое законодательство не соблюдается, жилищное и сервисное обслуживание ограничены, а уровень заработной платы ниже. В таких условиях вахтовики затрачивают много усилий для того, чтобы достичь нормальной жизни в условиях вахтовой работы. В этих компаниях высока текучесть рабочей силы, а удовлетворение от работы низкое. Эти рабочие места дискредитируют систему вахтовой работы. Вахтовая работа может быть включена в удовлетворительную жизнь также, как и Север, который привлекает людей с юга [7].

Список литературы

Андреев О. П., Арабский А. К., Крамар В. С., Силин А. Н. Система менеджмента вахтового метода работы предприятия в условиях Крайнего Севера. - М.: Недра, 2009. - 175 с.

Силин А. Н. Межрегиональное использование человеческих ресурсов на Крайнем Севере // СОЦИС. - 2011. - № 9. - С. 41-47.

Силин А. Н. Нефтегазовый Север: социальная ситуация и технологии ее регулирования. - М.: Инфра-М, 2013. - 251 с.

Силин А. Н., Ермаков С. А. Вахта на Севере: управление в нефтяной компании - Saarbrucken: Palmarium Academic Publishing,

2013, 137 с.

Belonozhko M. L., Silin A. N. Russian North: change of Social Situation // Middle-East journal of Scientific Research, 2013. -16(2). - P.150-155.

Белоножко М. Л., Крысин Н. И. Специфика управления монопрофильными городами Тюменского Севера // СОЦИС. - 2002. -7. - С. 87-91.

Eilmsteiner-Saxinger, G. We Feed the Nation': Benefits and Challenges of Simultaneous Use of Resident and Long-distance Commuting Labour in Russia's Northern Hydrocarbon Industry. // The Journal of Contemporary Issues in Business & Government, 17, 53-67.

Сведения об авторе

Эйльмштейнер-Саксингер Гертруда, социальный антрополог, доктор PhD, профессор Университета Вены, Австрия, тел. +436602118551

Eilmsteiner-Saxinger G., PhD, social anthropologist, professor of the Wien University, Austria, tel. +436602118551

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.