Научная статья на тему 'В защиту специальности'

В защиту специальности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
93
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Богданов Юрий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В защиту специальности»

Ю. Б. Богданов

В защиту специальности

В 2009 году исполнилось 50 лет со дня основания кафедры оркестрового дирижирования, основной задачей которой первоначально предназначалась подготовка руководителей художественных самодеятельных коллективов. В то время по всей стране существовало всего 4 профессиональных оркестра русских народных инструментов - два в Москве и по одному в Ленинграде и Новосибирске. Что же касается самодеятельных коллективов, то их было множество, но все они существовали на любительской основе и не имели профессиональной базы и авторитетного музыкального руководства.

Со временем менялись и усложнялись задачи, а уровень требований подтянулся до планки профессиональной подготовки студентов консерватории. Сегодня количество профессиональных оркестров русских народных инструментов (ОРНИ) перевалило уже за сто, и все они вооружены первоклассными руководителями с высшим специальным образованием, выпускниками кафедр народных инструментов и оркестрового дирижирования. Это уже не те одиночки-исполнители из числа оркестровых музыкантов, знающих элементарные дирижерские схемы, а обученные дирижеры-профессионалы, которые способны обеспечить не только хорошее тактирование, но и художественно-образное исполнение оркестрового произведения.

Из рядов так называемых «народников» вышли такие выдающиеся дирижеры как В. Федосеев, А. Лазарев, Н. Калинин, В. Некрасов. Вклад их в развитие русского народного оркестра огромен. Но многие ли дирижеры-симфонисты стремятся занять пост руководителя русского народного оркестра? Исключением, пожалуй, является лишь нынешний художественный руководитель оркестра им. В. В. Андреева - Д. Хохлов. Престижно ли заниматься делом, которое официально не признано, специальностью, которой как бы не существует ни в одном документе?

Кампания по вытеснению дирижирования из учебных планов в музыкальных училищах привела к смещению этой важнейшей дисциплины в разряд необязательных, что автоматически повлекло за собой снятие ряда смежных дирижерских дисциплин - инструментоведения, инструментовки и чтения оркестровых партитур. Игнорируется понятие того, что именно дирижирование является системообразующей дисциплиной в процессе формирования музыканта-исполнителя.

Странно, но по непонятным причинам в УМО сформировалась точка зрения на дирижирование ОРНИ, как на ущербное, прикладное, рутинное ремесло, которым может заниматься любой музыкант оркестра, как, к примеру, старшина в каком-нибудь гарнизонном военном оркестре.

Именно такая позиция заставила автора взяться за перо и защитить русский народный оркестр, его историю, доказать, что без настоящего дирижера не может быть хорошего оркестра и рассказать, как из года в год на кафедре происходит обучение дирижеров - важно будущих руководителей ОРНИ - и каких успехов можно достичь на этом поприще.

Если постараться отойти от шаблона и попытаться рассказать о кафедре, о ее истории зарождения и становления, то к удивлению выясниться, что в перечне дирижерских специализаций дирижера оркестра русских народных инструментов (по крайней мере, на бумаге) как бы и нет. Нет и ОРНИ, как полагают чиновники из УМО. А раз нет оркестров, то не нужны и дирижеры. Забавно...? Но еще удивительнее будет узнать, что в перечне дирижерских специализаций, рядом с оперносимфоническим и хоровым дирижированием, обнаружится «дирижер народного хора»! Ясно, что все тут же «побегут» на концерт народного хора и тщетно будут искать стоящего перед ним дирижера. А он, оказывается, есть, но только виртуально, на бумаге. Правда, побыв недолго в «избранных», дирижер народного хора в следующем государственном стандарте стыдливо исчезнет. Зато в другом стандарте - НХТ (народнохудожественное творчество), этажом ниже, появится полупризнание права на существование дирижирования ОРНИ, но с унизительным изъятием слова «дирижер», заменив его громким титулом «художественный руководитель». О том, что это разные ипостаси - никому и в голову не пришло. А если вдуматься серьезно, то первое что бросается в глаза - как легко по незнанию или просто нелюбви и неприятию перечеркивается история. Будто не было ни триумфального шествия по Европе и Америке В. Андреева с его великолепным оркестром, ни блестящей когорты его сподвижников - Н. Фомина, Ф. Нимана, В. Насонова, П. Каркина, Н. Привалова и многих других выдающихся музыкантов, стоявших у истоков зарождения чуда - русского народного оркестра. Именно так восторженно отзывались об оркестре В. Андреева Ф. Шаляпин и П. Чайковский.

Напомним, что было это еще в конце XIX - начале XX века. И как бы кому-нибудь ни хотелось принизить это явление, история ОРНИ говорит об обратном. Она совсем не простая и трудная, так как до В. В. Андреева, являющегося основателем первого Великорусского оркестра, действительно подобных оркестров не существовало. Более того, и самих инструментов, в том виде в каком мы привыкли их видеть и слышать, также не было, так как указом царя Алексея Михайловича в 1658 году они были преданы анафеме и уничтожены ...(тут невольно напрашивается мысль -может быть, государево проклятие висит над нами до сих пор?!).

Но и Андреев, при всей грандиозности своих замыслов не смог решить проблемы профессиональной подготовки музыкантов, не говоря уже о дирижировании. Консерватория народников на дух не переносила,

а стройной системы начальной и средней ступени обучения в России еще не было. Любительские кружки и ансамбли, создаваемые Андреевым, главным образом в солдатских казармах, были слабы, музыкальной грамотой не владели. По сути, путь, пройденный ОРНИ от Андреева до наших дней, можно условно разделить на два периода: первый период характеризуется в значительной мере любительством, и только со второй половины XX века, с момента открытия дверей в ВУЗы можно говорить о систематической профессиональной подготовке инструменталистов и дирижеров народного оркестра. Первый набор на кафедру народных инструментов в нашем вузе состоялся в 1959 году, кстати сказать, на год раньше консерватории. Тут самое время отдать должное и низкий поклон основателям кафедры - Н. М. Селицкому, И. С. Дмитренко и Н. М. Шахматову.

Сейчас трудно судить об уровне подготовки студентов в первые годы существования кафедры, так же, как невозможно было определить, какую же специальность получали первые выпускники под расплывчатой формулировкой «клубный работник высшей квалификации» со специализацией - «руководитель самодеятельного оркестра»!

Если первый набор был скромным (не более 7-8 человек), то в 70-е годы наборы на отделение зашкаливали за 100 человек! Можно только предположить каков был уровень и качество подготовки, если принять во внимание, что процесс формирования кафедры, ее состава, учебного плана, профессиональной ориентации еще не был завершен. Следует только напомнить, что профилирующей дисциплиной и ведущей специальностью все же было дирижирование. За годы становления кафедра претерпела целую гамму преобразований. Названия кафедры менялись в зависимости от задач, которые стояли перед ней в тот период. По-разному назывались и специальности со специализациями. И только в начале 90-х годов, когда в трудных муках произошло разделение на две самостоятельные кафедры со своими специальностями и специализациями, произошел поворот в сторону профессиональной подготовки дирижеров. Впервые появилась возможность подготовки нового специалиста на фундаментальной основе, на примерах мировой классической музыки таких композиторов, как Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Брамс, Шостакович, Прокофьев. При этом, большое внимание стало уделяться музыке, написанной композиторами-народниками - Фоминым, Андреевым, Бу-дашкиным, Городовской, Бояшовым, Зарицким, Кравченко, Гридиным, Цыганковым. Заметный вклад внесли в развитие народно-оркестрового искусства корифеи нашей кафедры, композиторы, профессора: Шахматов, Цветков, Биберган.

Изменилась и формула приема: раздельно - 10 человек на кафедру народных инструментов и 5 человек на кафедру оркестрового дирижиро-10

вания. После долгих согласований было найдено единственно правильное решение: организовать совместное обучение студентов обеих кафедр, дополняя друг друга и обогащая знаниями - дирижеров инструментальной подготовкой, а инструменталистов - дирижерскими дисциплинами (дирижирование, инструментовка, чтение оркестровых партитур). Главным объединяющим звеном является оркестр, где студенты обеих кафедр проходят великолепную практику оркестровой игры и дирижирования.

Творческий потенциал кафедры позволяет решать самые сложные задачи, как практические, так и учебно-методического плана. На кафедре работают 4 профессора, 5 доцентов, 3 старших преподавателя. Многие из них обладают почетными званиями и учеными степенями. Как, безусловно, творческую удачу следует рассматривать приход на кафедру таких талантливых дирижеров и педагогов, как заслуженный артист России, кандидат искусствоведения В. А. Альтшулер, главный дирижер оперного театра Владикавказа С. И. Бекирова, опытный педагог и дирижер М. М. Измайлов, успешно совмещающий с педагогикой пост Арт-директора Лондонской фирмы Рагкег.

Особо хочется отметить успешную карьеру выпускника кафедры Андрея Алексеева, работающего главным дирижером Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии и отмеченного почетным званием «Заслуженный артист России».

В разные периоды на кафедре длительное время преподавали такие великолепные музыканты, как выдающийся дирижер и педагог, народный артист России, почетный доктор ряда университетов мира И. А. Мусин. Его школу в консерватории успешно прошли многие преподаватели кафедры, а именно: народный артист Украины И. Блажков, главный дирижер оркестра им. В. Андреева, заслуженный деятель искусств РФ Г. Дониях, заслуженный деятель искусств РФ М. Эпштейн, ведущие симфонические дирижеры страны, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат государственной премии В. Рылов, заслуженный артист РФ В. Калентьев, заслуженный артист РФ Л. Корчмар, народный артист РФ С. Горковенко, а также недавно безвременно ушедший от нас, один из ярчайших композиторов И. Цветков. Можно без ложной скромности сказать, что наша кафедра занимает лидирующее положение в системе подготовки дирижеров РНО в стране, и, видимо, не случайно выпускники московских вузов едут доучиваться и получать вторую дирижерскую профессию именно в Петербурге, в нашем Университете.

Показателем положительной деятельности оркестрового отделения является и то, что в результате правильно выбранной стратегии на основе фундамента, заложенного прежней кафедрой народных инструментов, появились новые отпочковавшиеся специальности: в 1971 году кафедра русского народного хорового пения, а в начале 80-х годов эстрадно-

джазовая кафедра, которая, в свою очередь, дала толчок к появлению самостоятельной кафедры эстрадного искусства.

О результате успешной работы кафедры говорят достижения студентов и выпускников кафедры на различных форумах в качестве дирижеров и педагогов. Достойно показали себя участвуя в международных и российских конкурсах дирижеров студенты А. Алексеев, Е. Ревягина, О. Георгиевская, Г. Хинский, И. Русанова, Н. Ланина, А. Панфиленко, Д. Антонов.

Значительных успехов достигли на этих конкурсах ученики наших выпускников-аспирантов Е. Китовой (Улан-Удэ), В. Тереховой (Казань), Т. Щедриной (Челябинск). Ряд дирижеров успешно работают по специальности за рубежом: А. Красносельский (Израиль), А. Черняк и О. Трибунский (США), А. Дайнеко (Швейцария) и многие студенты-иностранцы из Словакии, Монголии, Кореи, Китая и из ряда африканских стран, которые учились на кафедре в прошлые годы.

Выпускники и студенты кафедры А. Алексеев, Ю. Петухова, Е. Ма-реш, Р. Форкин, А. Панфиленко, А. Михайлова и О. Пурхалева стали лауреатами премий, обладателями грантов на конкурсе правительства Санкт-Петербурга «Музы Петербурга» в номинации «Дирижер РНО». Кафедра вправе гордиться своими бывшими воспитанниками, ныне успешно работающими на других кафедрах СПбГУКИ, такими, как профессора А. Сукало, А. Марков, В. Лелеко, А. Хачатурян, А. Никитенко.

Вплоть до середины 80-х годов на кафедре существовала ассистентура-стажировка на дневном и заочном отделениях, за годы учебы в которой повысили свои знания около 40 человек. Все они с благодарностью вспоминают дни учебы в институте, разумно распорядились полученными знаниями и сделали профессиональную карьеру. Думается, одной из первых задач сегодня является возвращение этой самой полезной и эффективной формы повышения квалификации.

Замена ассистентуры-стажировки аспирантурой привела к подмене умения дирижировать рассуждениями о том, как надо дирижировать. По-видимому, любительство, в котором долгое время пребывало народнооркестровое дело, породило снисходительное отношение к русскому народному оркестру и, особенно, к дирижированию. Оно сквозит в коридорах министерства и сегодня. Примером тому может служить долгая тяжба между Университетом и УМО. Интрига, затеянная, в свое время по нашей инициативе заключалась в том, чтобы изменить отношение министерства к дирижированию ОРНИ, восстановить справедливость и заставить УМО признать ошибку, допущенную при составлении государственного стандарта, где при перечислении дирижерских специализаций были пропущены две специализации - «дирижер русского народного оркестра» и «дирижер духового оркестра».

Переписка, затеянная с чиновниками, достойна особого упоминания, где из Питера летели депеши за подписью самых авторитетных музыкантов города, а ответ, вложенный в уста г-на Саямова, гласил одно: оркестров профессиональных нет, следовательно, и дирижеры не нужны! (Вот он где, государев гнев! Аж через полтыщи лет рычит!)

Правда, в последнее время в стандарте появились проблески, допускающие возможность отдельным студентам-инструменталистам после 4 семестра продолжить занятия дирижированием и получить дополнительную квалификацию «дирижер ОРНИ». Дополнительно, а значит урезанно, неполноценно, не говоря уже о равноправии с другими специализациями. Похоже, что двойной стандарт стал давно привычной московской нормой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.