Научная статья на тему 'V Всероссийский съезд геологов'

V Всероссийский съезд геологов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «V Всероссийский съезд геологов»

ИНФОРМАЦИЯ

V ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ГЕОЛОГОВ

25-27 ноября 2003 г. в Москве состоялся V Всероссийский съезд геологов, организованный Министерством природных ресурсов Российской Федерации и посвященный состоянию, проблемам и перспективам развития минерально-сырьевой базы России. В работе съезда приняли участие представители органов государственной власти, центрального аппарата МПР России и региональных органов управления фондом недр, организаций и предприятий российской геологической службы, горно- и нефтедобывающих компаний, Российской академии наук, геологических вузов, общественных организаций, геологических служб стран СНГ - всего 1502 делегата и приглашенных.

Работа съезда проходила на семи “круглых столах” и завершилась пленарным заседанием, на котором выступили Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Миронов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды ВП.Орлов, президент НП “Горнопромышленники России” Ю.Н.Малы-шев и др. С докладом по ключевым проблемам минерально-сырьевой базы и недропользования в России выступил Министр природных ресурсов Российской Федерации В.ГАртюхов.

РЕЗОЛЮЦИЯ V Всероссийского съезда геологов

г.Москва

Делегаты и участники съезда,

представляющие широкие круги отечественной геологической общественности, отмечают, что на территориальных и региональных конференциях, заседаниях “круглых столов” прошло всестороннее обсуждение роли и места минерально-сырьевого комплекса в реализации программ социально-экономического развития России, целей и задач Государственной геологической службы в формировании новых знаний о Земле, обеспечении минерально-сырьевой безопасности государства и оценка эффективности ее деятельности.

На этой основе выработан ряд концептуальных и конкретных предложений, рекомендуемых для реализации в практической деятельности МПР России, законодательных и исполнительных федеральных органов власти страны.

Съезд констатирует:

Президент Российской Федерации В.В.Путин уделяет большое внимание вопросам развития и повышения эффективности использования

минерально-сырьевой базы России как важнейшего фактора ее экономической безопасности.

Рабочей группой Президиума Государственного Совета Российской Федерации совместно с МПР России, Минэкономразвития России, Минэнерго России, Российской академией наук, другими заинтересованными ведомствами разработаны “Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования”, которые утверждены Правительством Российской Федерации в апреле 2003 г. При разработке “Основ государственной политики ...” учтены резолюция IV Всероссийского съезда геологов (октябрь 2000 г.) и решение Всероссийской конференции “Минерально-сырьевая база территории России и ее континентального шельфа в условиях глобализации мировой экономики” (февраль 2002 г.).

Правительством страны принята “Энергетическая стратегия России на период до 2020 года”, основные показатели которой определяют темпы добычи,

27 ноября 2003 г.

потребления и воспроизводства топливно-энергетических ресурсов.

Реализуется ФЦП “Экология и природные ресурсы России (20022010 годы)“ (подпрограмма ’’Минерально-сырьевые ресурсы”).

МПР России разрабатываются среднесрочные стратегические сырьевые программы по 40 видам полезных ископаемых, конкретизирующие положения подпрограммы “Минерально-сырьевые ресурсы” Федеральной целевой программы “Экология и природные ресурсы России. 2002-2010 годы” и составляющие основу минерально-сырьевой базы и воспроизводства фонда недропользования.

Минерально-сырьевой комплекс России является одним из ведущих в экономике страны. Суммарная годовая стоимость добываемого в России минерального сырья превышает 4,5 трлн р. Федеральный бюджет более чем на 40 % формируется за счет поступлений от использования минерально-сырьевой базы (МСБ). Доля валютных поступлений составляет 80 %.

И

■ ГЕОЛОГИЯ НЕФТИ И ГАЗА, 62003 -

Делегаты и участники съезда считают необходимым отметить:

мировая система минеральносырьевого обеспечения реформируется под воздействием процессов глобализации и стремления мирового сообщества к модели сбалансированного (равновесного) развития. Это требует выбора собственного пути в системе глобализации минерально-сырьевых баз минерально-сырьевых комплексов с учетом прогнозируемого в ближней перспективе исчерпания значительной части зарубежных минерально-сырьевых баз, а в связи с этим и предполагаемого роста инвестиционного внимания к недрам России;

необходимо формирование национальной и международной минерально-сырьевой стратегии, реализация которой должна укрепить позиции России в международном минерально-сырьевом сообществе и способствовать защите отечественных геополитических интересов;

для эффективной реализации “Основ государственной политики...” необходима их конкретизация применительно к геологическим, минерально-сырьевым и социально-экономическим условиям субъектов Российской Федерации путем разработки минерально-сырьевой стратегии и политики регионов России и решения минерально-сырьевых проблем через долгосрочные территориальные программы изучения и использования недр.

Делегаты и участники съезда подчеркивают особую роль научного опережения, обеспечения и сопровождения геолого-разведочных работ; создания и реализации инновационно-технологических систем в минерально-сырьевом комплексе. Утвержденные Правительством России “Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу” должны получить необходимую конкретизацию в программах и планах научно-исследовательских и инновационно-технологических работ МПР России.

Делегаты и участники съезда считают, что создание научно-производственной системы управления гео-

лого-разведочным процессом позволит МПР России более эффективно осуществлять функции государственного регулирования в минеральносырьевой сфере, формировать стратегию использования и развития минерально-сырьевой базы и реализовать ее через систему государственных заказов на выполнение среднесрочных сырьевых программ и программ геологического изучения недр.

Съезд рекомендует:

1. Просить Правительство Российской Федерации:

1.1. Обеспечить в 2004 г. подготовку законопроекта о недрах в соответствии с утвержденной концепцией.

1.2. Организовать принятие комплекса законодательных и экономических мер, обеспечивающих “размораживание” распределенного фонда недр, не вовлекаемого длительное время в промышленное освоение.

1.3. Организовать на законодательном уровне разработку и внедрение механизма воспроизводства запасов за счет средств недропользователей.

1.4. Обеспечить внесение изменений в налоговое законодательство, учитывающих необходимость изъятия природной (горной) ренты.

1.5. Определить комплекс мер по установлению и реализации приоритетов Российской Федерации в минерально-сырьевом комплексе других стран.

1.6. Предусматривать в федеральном бюджете Российской Федерации на 2005 г. и последующие годы целевую статью на геологическое изучение и прирост запасов минерального сырья в размере не менее 10 % налога на добычу полезных ископаемых.

1.7. Концентрировать функции управления государственным фондом недр в одном федеральном органе исполнительной власти.

2. Просить МПР России:

2.1. Обеспечить разработку долгосрочной (до 30 лет) государственной стратегии использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья с учетом интеграции в минерально-сырьевой комплекс Мира.

2.2. Обеспечить подготовку правовых, административных, экономических мер по рациональному использованию минерально-сырьевой базы, снижению потерь на всех стадиях технологического цикла и привлечению инвестиций в процесс воспроизводства минерально-сырьевой базы.

2.3. Обеспечить совершенствование организационной структуры гео-лого-разведочного производства.

2.4. Обеспечить разработку и реализацию комплекса мер по передаче от недропользователя государству геолого-геофизической информации.

2.5. Обеспечить реализацию Концепции геологического образования.

3. Государственной геологической службе:

3.1. Использовать в практической деятельности конкретные предложения, выработанные на заседаниях ’’круглых столов” и на территориальных конференциях, направленные на повышение эффективности отечественного недропользования и воспроизводства МСБ.

3.2. Усилить ресурсную направленность опережающих геологических работ.

3.3. Сформировать постоянно действующий Исполнительный комитет с целью контроля за выполнением резолюции съезда.

3.4. Создать Координационный совет по реализации “Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования”.

3.5. Провести очередной, VI съезд геологов в 2008 г.

Делегаты и участники съезда выражают признательность Оргкомитету за вклад в организацию и проведение знаменательного для геологического сообщества мероприятия — V Всероссийского съезда геологов.

Делегаты и участники съезда выражают глубокую уверенность в том, что российские недра, минеральносырьевой комплекс, в котором трудятся сотни тысяч преданных своему делу профессионалов, будут и в дальнейшем приумножать богатства нашей страны.

OIL AND GAS GEOLOGY, 62003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.