Научная статья на тему 'В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / СИСТЕМА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / TRAINING OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL / SYSTEM OF MILITARY EDUCATION / THE DEVELOPMENT OF MILITARY PEDAGOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разгонов Виталий Леонидович, Суслов Дмитрий Валентинович, Лопуха Татьяна Леонидовна

В статье анализируются современные проблемы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации для Вооруженных Сил России. Предлагаются основные направления решения этих задач в современных условиях. Обоснована актуальность решения этой задачи в условиях ведения против России гибридной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разгонов Виталий Леонидович, Суслов Дмитрий Валентинович, Лопуха Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN A HYBRID WAR TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED MILITARY SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article analyzes the current problems of training highly qualified scientific and pedagogical personnel for the Armed Forces of Russia. The main directions for solving these problems in modern conditions are proposed. The urgency of solving this problem in the conditions of conducting a hybrid war against Russia is substantiated.

Текст научной работы на тему «В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

JIM a y*

В.Л. РАЗГОНОВ, Д.В. СУСЛОВ, Т.Л. ЛОПУХА

V.L. RAZGONOV, D.V. SUSLOV, T.L. LOPUKHA

В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОЙ войны

IN A HYBRID WAR

ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED MILITARY SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL: PROBLEMS AND PROSPECTS

f

i

Сведения об авторах: Разгонов Виталий Леонидович - начальник Новосибирского высшего военного командного училища, генерал-майор, кандидат педагогических наук (г. Новосибирск);

Суслов Дмитрий Валентинович - начальник кафедры тактики Новосибирского высшего военного командного училища, полковник, кандидат военных наук (г. Новосибирск);

Лопуха Татьяна Леонидовна - заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Новосибирского высшего военного командного училища, кандидат педагогических наук, доцент (г. Новосибирск. E-mail: lopoukha@yandex.ru).

Аннотация. В статье анализируются современные проблемы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации для Вооруженных Сил России. Предлагаются основные направления решения этих задач в современных условиях. Обоснована актуальность решения этой задачи в условиях ведения против России гибридной войны.

Ключевые слова: подготовка научно-педагогических кадров, система военного образования, развитие военно-педагогической подготовки.

Information about the authors: Vitaly Razgonov - Chief of the Novosibirsk Higher Military Command, Candidate of Pedagogical Sciences, Major General (Novosibirsk );

Dmitriy Suslov - Head of the Tactics Department of the Novosibirsk Higher Military Command, Candidate of Military Sciences, Colonel (Novosibirsk);

Tatyana Lopukha - Head of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Novosibirsk. E-mail: lopoukha@yandex.ru).

Summary: The article analyzes the current problems of training highly qualified scientific and pedagogical personnel for the Armed Forces of Russia. The main directions for solving these problems in modern conditions are proposed. The urgency of solving this problem in the conditions of conducting a hybrid war against Russia is substantiated.

Keywords: training of scientific and pedagogical personnel, the system of military education, the development of military pedagogical training

Образовательная деятельность современной системы высшего военного образования отличается высокой динамикой методики

балльно-рейтинговой системы при забвении широкого круга совсем недавно используемых в высшем образовании технологий обуче-

ния, предметной сложностью, расширением круга применяемых средств обучения, повышением квалификационных требований

к подготовке выпускников и качеству педагогических работников.

Наряду с этим практически отсутствуют теоретико-методологические и идейно-ценностные основы военного образования, их место в последние десятилетия прочно занял эджастментизм.

В годы проведения его реформирования А. Э. Сердюковым возможности по подготовке квалифицированных научно-педагогических кадров для военных ВУЗов критически снизились.

Этому способствовали системные организационные, теоретико-методологические ошибки, допущенные при создании новой системы военного образования, ориентированной на неизбирательное заимствование западного, преимущественно англосаксонского, опыта подготовки военных кадров. Ее руководство реалий военной службы не представляло, закономерностей войны и принципов военного строительства не знало.

Создание крупных военно-научных центров на базе видовых военных академий и включение в их состав высших военных училищ в качестве филиалов привели к сокращению в последних количества самостоятельных кафедр, преподавательского состава высшей квалификации и разрушению традиционно сложившейся структуры курсантских подразделений и структур обеспечения образовательного процесса.

Резко снизилось качество образовательного процесса. При существующих сегодня требованиях к «остепененности» педагогических работников военных ВУЗов не менее 65%, количество должностей доцентов и профессоров, дающих возможности для своевременной подготовки и защиты кандидатских и докторских диссертаций на кафедрах военных училищ, колеблется от 30 до 40%.

Это резко снижает возможности привлечения гражданских ученых высокой квалификации - докторов и кандидатов наук, способных

успешно формировать управленческие и научные компетенции курсантов.

Снижение штатно-должност-ных категорий военных преподавателей создало отдельную проблему.

Сегодня даже должности «заместитель начальника кафедры», «профессор» - «подполковничьи». А штатная категория «преподаватель» - «майорская».

Требования Министра обороны к ее замещению - наличие академического образования. В военную академию слушатели поступают с «майорских» должностей. Весьма сложно в такой реальности подобрать хорошего преподавателя с богатым войсковым опытом, стимулировать его стремление к самостоятельной учебе и научной работе по повышению педагогической квалификации и защите кандидатских и докторских диссертаций.

Укоренившаяся в системе военного образования «бумажная лихорадка», когда зачастую формы планирования и отчетности меняются в год дважды, абсолютно избыточное количество планирующих и отчетных документов, постоянная смена квалификационных требований к подготовке выпускников ведут к хаотизации образовательного процесса, перегрузке педагогов, у которых не остается времени не только на повышение общей, всегда свойственной русским и советским офицерам культуры, но и на профессиональный рост.

Особенно опасно положение со сложившимися представлениями о всемогуществе «инновационных» технологий, под которыми понимаются, прежде всего, информационно-компьютерные средства разного рода. Проведенные в США исследования показали, что качество образования от их внедрения не выросло. Более того, многолетний опыт их внедрения в ряде российских ВУЗов показывает, что технологии телеобучения и дистанционного образования целесообразны только при обучении

ЛИЗСЩфГГП

1 М^^п'пп^1

уже имеющих высшее образование (при повышении квалификации, получении второго высшего образования, профессиональной переподготовке).

Опасной оказалась и «деидео-логизация» военного образования. Материальные современные мотивации оказались неспособными без необходимого идейно-ценностного основания формировать адекватные современным требованиям военно-политические, морально-нравственные и профессиональные качества офицерского корпуса. Понимание этого подвигло руководство страны и ее Вооруженных Сил на создание Главного военно-политического управления и структур военно-политической работы. Для их полноценного функционирования необходимо: создание идейно-ценностных оснований; формирование методологии аксиологического подхода в военном образовании; создание полноценной системы специализированных образовательных структур для организации и ведения военно-политической работы; подготовка кадров высшей квалификации для работы в образовательных организациях, готовящих офицерский состав как политических руководителей и организаторов профессионального воспитания военнослужащих. Успешно решить эти задачи возможно только, подготовив научно-педагогические кадры высшей квалификации в необходимом количестве на базе Академии Генерального штаба и Военного университета.

Последнее особенно значимо в связи с несколькими обстоятельствами.

Первое. К настоящему времени фактически исчерпан ресурс высококлассных специалистов социогу-манитарных дисциплин, которые готовились в советское время на педагогическом факультете современного Военного университета (бывшей Военно-политической академии имени Ленина). С учетом важности в современных условиях

формирования у офицеров политической культуры такую подготовку целесообразно возобновить. При этом на существующих кафедрах гуманитарных и социально-экономических дисциплин ввести должности военнослужащих для преподавания военной педагогики, психологии, военно-политической работы, военной конфликтологии.

Второе. Современная гибридная война, как показывает опыт последних десятилетий, ведется преимущественно в сфере общественного сознания, что требует от военной науки разработки новых способов обеспечения безопасности государства и общества. Это отмечено начальником Генерального штаба генералом армии В. В. Герасимовым и президентом Академии военных наук М. А. Га-реевым. В решении этих вопросов основная роль принадлежит развитию человековедческих дисциплин, знание которых обеспечивает офицерам возможность успешного формирования оборонного сознания военнослужащих и готовность к работе по применению современных средств гибридной войны. Такая работа не может быть проведена без формирования научно-исследовательских и образовательных структур Министерства

обороны в сфере социогуманитар-ного знания.

Третье. Существует ряд проблем, связанных с подготовкой научно-педагогических кадров высшей квалификации в гражданских вузах. В ряде случаев диссертационные советы неохотно принимают к защите работы, выполненные военнослужащими. При поступлении в докторантуру требуется заказ вузу на проведение исследования сторонней организации, в качестве которой вряд ли выступят научно-исследовательские и образовательные организации Министерства обороны. В сфере подготовки научно-педагогических кадров необходимо наладить плодотворное сотрудничество Министерства обороны и Министерства науки и высшего образования на государственном уровне.

Четвертое. Ведение гибридных войн ведущими странами Запада в последние годы отчетливо показывает, что характер современной войны кардинально меняется. С учетом опыта разрушения СССР и советского блока в войнах гибридного типа преобладает стремление до их начала деструк-тивировать государство, подвергающееся агрессии, создать в нем атмосферу хаоса, структурировать

силы, недовольные существующим социальным порядком, использовать их для осуществления государственного переворота, в том числе при осуществлении силовых акций. Подготовленные для этого заблаговременно кадры в последующем используются в качестве «оккупационной администрации» завоеванной страны, как, например, в Косово, Ираке, Ливии, на Украине.

Над научно-методологическим и практическим обеспечением такой войны в США работали и работают масса солидных организаций такого уровня, как Гарвардский и Джорджтаунский университеты. Ответить на это Россия может только адекватными мерами - создав, например, в Военном университете разветвленную систему подготовки необходимых для ведения современной войны военных политологов, политтехнологов, военных социологов, конфликтологов, исследователей геополитических и расовых проблем современного мира.

Пятое. В подготовке педагогов высокой квалификации для военных вузов сегодня существуют глубокие проблемы, связанные с тем, что при наличии, например, в Военном университете соответствующих адъюнктуры и докторантуры их выпускники-офицеры мало где могут быть использованы.

В ходе предшествующего реформирования кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин имеют в штате только гражданский персонал. Имевшиеся в некоторых военных вузах кафедры педагогики и психологии были ликвидированы, а в Военном университете начали комплектоваться гражданскими педагогами. Такое положение делает невозможным использование получивших высокую квалификацию педагогических работников-офицеров по специальности.

Сложившуюся ситуацию срочно необходимо менять, поскольку иначе даже задачи подготовки за-

местителей командиров подразделений по воспитательной работе и психолого-педагогической подготовки курсантов военных вузов решить будет невозможно. Если суть проблемы заключается в экономии государственных средств, то такая «экономия» вызывает последствия, которые опаснее любого воровства.

Пример ее решенности - военные вузы национальной гвардии. В них сохранены укомплектованные военнослужащими и гражданским персоналом высшей квалификации кафедры военной педагогики и психологии, гуманитарных и социально-экономических дисциплин, на базе которых ведутся квалифицированная профессиональная переподготовка и повышение квалификации не имеющих педагогического образования офицеров. Имеются штатные адъюнктуры с очным и заочным отделениями, в некоторых вузах созданы диссертационные советы.

Нам кажется, что использование этого опыта в военных вузах Министерства обороны России может существенно улучшить качество образовательной деятельности.

Шестое. Сегодня состав педагогических работников на «гражданских» кафедрах комплектуется частично уволенными в запас офицерами, имеющими военное образование, остальные должности - гражданскими специалистами, имеющими ученые степени и звания. Первые из них, как правило, преподают дисциплины, требующие наличия опыта военной службы (морально-психологическое обеспечение, работа с личным составом и т.п.). К настоящему времени большинство из них пенсионеры и не владеют современным опытом практической работы в войсках. Вторые, имея хорошие знания научных основ преподаваемых дисциплин, не владеют их военной спецификой. Устранение этих недостатков в существующей практике повы-

шения квалификации сводится к сборовым мероприятиям, натаскиванию и малоэффективно. Необходимо перевести эту работу на научную основу, обеспечить создание эффективных профессионально-педагогических структур, укомплектованных в достаточной мере квалифицированными педагогами-офицерами, имеющими базовое образование.

Седьмое. На военных кафедрах основу научно-педагогического потенциала должны составлять кадровые офицеры, имеющие хороший войсковой опыт. Часть проблем с их использованием мы уже описали. Не менее остры и проблемы с их научной и профессиональной подготовкой. На должности преподавателей приходят выпускники адъюнктур, военных академий, офицеры из войск. Как правило, все они имеют недостаточную психолого-педагогическую подготовку, а выпускники академий и офицеры из войск и научно-методическую подготовку.

При этом в системе высшего образования никто не отменял требования наличия у педагогов квалификации «преподаватель высшей школы». Обеспечить подготовку такого уровня возможно только в существующих Военных учебно-научных центрах с отрывом от исполнения служебных обязанностей. Альтернатива такому положению - создание в военных училищах кафедр военной педагогики и психологии, которые способны стать квалифицированными центрами научно-методического обеспечения организации военно-политической работы с личным составом, проведения психолого-педагогической подготовки курсантов и формирования у них патриотизма и верности существующему государственному строю, которые формируются на идеях патриотизма, национальных ценностей России и ее офицерства.

Это обеспечит выполнение требований Министра обороны России к обеспечению более высокого,

лизетято

СТИ

1 м^^п'пп^1

нежели по Министерству высшего образования и науки, уровня «остепененности» (75%) педагогических работников военных вузов. Принятие решений такого уровня и создание возможностей организационного, кадрового и финансового характера, позволяющих их реализовать, безусловно, являются прерогативой Министра обороны Российской Федерации.

Его патриотизм, высокий уровень государственного мышления и проницательность позволяют надеяться на то, что решение указанных проблем приобретет системный характер и будет успешным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин, А.Н. Балльно-рей-тинговая система - избыточная бюрократическая мера в образовательных организациях // Психолого-педагогические исследования в Сибири, 2017. № 1.-С. 224-228.

2. Герасимов, В. В. Влияние современного характера вооруженной борьбы на направленность строительства и развития ВС РФ. Приоритетные задачи военной науки в обеспечении обороны страны // Вестник Академии военных наук, 2018. №2.-С. 17.

3. Гареев, МЛ. Итоги деятельности Академии военных наук за 2017 год и задачи академии на 2018 год // Вестник Академии военных наук, 2018. № 2. - С. 9.

4. Попов, И.М., Хамза-тов, М.М. Война будущего: концептуальные основы и практические выводы. Очерки стратегической мысли. - 3-е изд., испр.- М.: Кучково поле, 2018.- 832 с.

5. Иванов-Мариин, С.И. Социальная квалификация причин предательства отечественной государственной значительной частью национальных элит СССР - России в годы революций 1917 и 1991-1993 годов, начала XXI века (социологические исследования 2012-2017 гг.). - М.: Изд-во «Русаки», 2018.- 95 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.