Научная статья на тему 'В тени науки (к вопросу о современном антисциентизме)'

В тени науки (к вопросу о современном антисциентизме) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
285
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИСЦИЕНТИЗМ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / РЕЛИГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Идиатулин Валентин Сергеевич

В статье исследуются проявления антисциентизма в современном обществе. Эклектизм духовного поиска приводит к синкретизму псевдои неорелигиозного, культового и внеконфессионального, иррационального и эзотерического миропонимания с элементами лже-, антии околонаучных концепций, которые проникают в науку и образование. Отмечен рост проявлений клерикализма, рассмотрено взаимодействие науки и религии, выражаемое как в их противостоянии, так и попытках единения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В тени науки (к вопросу о современном антисциентизме)»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

УДК 378.14 ББК 74.58

В ТЕНИ НАУКИ (К вопросу о современном антисциентизме)

В. С. Идиатулин

Ключевые слова: антисциентизм; наука; образование; общество; религия.

Резюме: В статье исследуются проявления антисциентизма в современном обществе. Эклектизм духовного поиска приводит к синкретизму псевдо- и неорелигиозного, культового и внеконфессионального, иррационального и эзотерического миропонимания с элементами лже-, анти- и околонаучных концепций, которые проникают в науку и образование. Отмечен рост проявлений клерикализма, рассмотрено взаимодействие науки и религии, выражаемое как в их противостоянии, так и попытках единения.

Научная мысль пролила такой яркий свет на одни стороны опыта, что другие оказались в еще большей тени, оставляя нераскрытыми многие тайны человеческого бытия. В какой-то мере этим можно объяснить распространение в обществе столь широкого антинаучного синдрома, когда стало возможным полагать, что человек достиг такого уровня развития, который заставляет его предпочитать паранормальное и аномальное рациональному и обычному.

Каждому школьному или вузовскому преподавателю приходится определять предмет науки и учебной дисциплины в процессе ее изложения не только на обобщенном, но и на вполне конкретном уровне, отделяя ее от автоскопии, анимизма, антропософии, астрологии, биолокации, биоэнергоинформации, ведовства, гоминологии, демонологии, колдовства, ксеноскопии, левитации, магии, медитации, мистики, некромантии, нумерологии, оккультизма, пирамидо-логии, полтергейста, проскопии, реинкарнации, ретроскопии, спиритизма, телекинеза, телепатии, телепортации, транслокации, уфологии, фетишизма, хиромантии, чародейства, шаманизма, эзотеризма, экзорсизма, эниологии, ясновидения и большого числа других в чем-то интересных и эпатажных вещей, которые заполняют средства массовой информации и занимают сознание людей.

Сегодня определенно можно говорить о расцвете паранауки. Если в прошлом всевозможные экстрасенсы выдавали себя за наделенных сверхъестественной способностью, то сейчас прибегают к наукообразным атрибутам: торсионные, спинорные, лептонные и биополя, отрицательная энергия и т. п. Уже не раз отмечалась интересная особенность - эти чудесные поля и связанные с ними аномальные явления открывают геологи и биологи, химики и врачи, все, кто угодно, только не обладатели точнейших приборов, способных ре-

гистрировать исчезающе малые квантовые флюктуации вакуума, единственное из триллиона нейтрино, которое способно провзаимодействовать со всем веществом земного шара. Теории о невидимых и неосязаемых объектах ничего не стоят, если они не предсказывают их поведение. Радиоволны невидимы, но теория определяет их поведение достаточно точно. Эти слова принадлежат составителю научных эссе Дж. Холдейну [26].

На исследования НЛО Министерство обороны США выделяло значительные суммы, для 57% американцев их существование казалось доказанным. Компетентная комиссия заслушала сотни очевидцев, изучила фото- и другие материалы и пришла к выводу, что все наблюдения НЛО можно объяснить известными явлениями. После публикации заключения комиссии число новых сообщений заметно уменьшилось [8]. Национальная служба раннего оповещения США обнародовала секретные документы ЦРУ по НЛО, где большую часть их отнесла на счет своих испытаний. Уфологи в шоке, но надежд, скорей всего, не теряют. В 1997 г. уфология отметила 50-летие, так и не разрешив загадки НЛО [6].

Конгресс США давно прекратил финансирование программ ЦРУ по работе с экстрасенсами, а в России их сейчас в шесть раз больше, чем ученых РАН. Существовал даже Центр нетрадиционных технологий при Государственном комитете по науке и технологиям СССР, вся деятельность которого была признана полной чепухой, перестала финансироваться, но затем перешла на один рынок с колдунами [6]. Даже выводы о зомбировании 25-м кадром, что казалось вполне доказанным, по мнению Федеральной комиссии по связи США основаны на недостаточных данных. В России же часто к подобным явлениям относятся более чем серьезно. Так, в наши дни пермская фирма «Ведиум» предлагает услуги по энергетической поддержке кандидатов в депутаты, готова засадить конкурентов в аналитический кокон, отрубить им энергетический хвост с последующим иссушением. И таких примеров можно привести много.

Не так давно на международном конгрессе гоминологи отмечали тридцатилетие своей деятельности. Популярная газета в очередной раз опубликовала фотографию снежного гоминоида, сопровождая ее ироническим комментарием [6]. Уже забыто, как в начале 1960-х гг. польский научно-популярный журнал напечатал в первоапрельском номере в числе десяти других шуточную заметку о йети (на приз читателям). Газеты в Новосибирске ее перепечатали уже без шуток и так пошло... [20]. Чуть раньше во французских журналах появилось сообщение об установлении телепатической связи с подводной лодки «Наутилус» ВМФ США 25 июня 1959 г. с помощью карт Зенера (крест, круг, звезда, квадрат, волна). Угадано было будто бы 70%, все ринулись в телепатию, в ЛГУ даже открыли лабораторию парапсихологии, а через 2 года выяснилось, что в это время лодка стояла в доке Портсмута, в печати же была «утка». Разоблачениям оккультизма был посвящен целый сборник «Сумерки магов». Но в США уже выходили к тому времени 20 астрологических журналов тиражом в полмиллиона экземпляров, в Европе гороскопам верят около ста миллионов

человек, а в России до 70% населения. Их не беспокоят сообщения Британского Королевского астрономического общества о том, что из-за прецессии земной оси положение созвездий на небесной сфере изменилось и, по современным данным, зодиакальных созвездий стало уже тринадцать, но верующие в гороскопы этого еще не знают. Их не волнует и то, что гороскопы и предсказания не сбываются - за 1993 г. из 360 предсказаний знаменитых астрологов сбылось целых четыре, а из опубликованных в центральной печати 9 пророчеств на 1994 г. одно сбылось (умерла Ж. Кеннеди) [6], за 1997 г. не сбылось ни одного [12]. Предпринятые масштабные проверки связи деятельности и характера людей с гороскопами не обнаруживают [24].

Астрология до сих пор зиждется на геоцентрической системе, открытие Коперника обрушило фундаменты церковных космологических догм, но не поколебало ни астрологию, ни одну из религий [17]. Гороскопы окрыляют, человек верит тому, чему хочет верить, а вовсе не фактам, авторитетам и логическим доводам. Суть предсказания в его истолковании. Во все школьные учебники истории вошло пророчество оракула Крезу: «Пойдешь на Кира, сокрушишь великое царство». Как потом выяснилось - свое! Самые надежные предсказания включают условие, борьбу противоположных сил. Очевидные вещи предсказывают уверенно, а в отношении неожиданных бессильны, к примеру, принцесса Диана за 17 дней до трагедии была у гадалки [12].

Большое количество прорицателей появляются, как правило, в переходные периоды - перед революцией в России, в Германии 1930-х гг., в наши дни. Их пророчества имеют и политический подтекст, манипулируют людьми [23]. Было время, когда власть настолько нуждалась в сакральной харизме, что короли лечили возложением рук [31]. Вера в чудо обряда возникала, так как все его ждали, были к нему готовы и коллективно заблуждались. Вера больного повышает даже эффективность плацебо (до 50-70%). Именно эффект веры используют все врачеватели, поскольку иммунная система человека реагирует больше не на реальность, а на убежденность. Массовая пропаганда раскручивает безумие толпы, готовой принять все, что ей будет предложено [30]. Однако вера в чудо заводит весьма далеко.

Процветают знахари, целители, шаманы, колдуны, ведьмы - последнюю сожгли в Европе в 1782 г., но зато сейчас в ФРГ живет и работает 30 тыс. заклинателей ведьм [21], а в России 300 тыс. разного рода экстрасенсов. Этап шаманизма проходит весь мир. Желание верить в таинственное, чудесное, необъяснимое - это всеобщее свойство человека, а шарлатаны им всегда эффективно пользуются.

Уникальная возможность прямой клинической проверки эффективности медиумов описана в статье С. Шишова «Реквием по Гиппократу» [28]. Вывод, к которому приходит автор: пока медиумы хороши лишь для эстрады, доказательный эффект их «деятельности» ничтожно мал. Пока стаи чародеев стригут купоны и мутят головы людям, мартиролог околонаучной медицины

растет. До сих пор рекламируется магнитная вода, несмотря на тысячи опытов, показавших полное отсутствие лечебного эффекта [6].

В начале 1980-х гг. было напечатано объявление Дж. Рэнда, предлагавшего заплатить миллион долларов каждому, кто продемонстрирует какие-либо паранормальные способности. Если судить по СМИ, таких талантов весьма много, но за 15 лет за уточнением условий премии обратились лишь два человека [15].

Пропагандой пара- и псевдонауки обеспокоен Президиум РАН [14], ректоров вузов тревожат факты противопоставления науки и высшего образования обществу [19]. Псевдонаука проникает во все слои общества, включая академические. Эти иррациональные тенденции названы в своей основе аморальными, представляющими угрозу духовному развитию нации. Президиум РАН создал комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных истин и призвал ученых активно реагировать на появление псевдонаучных и невежественных публикаций, шарлатанские проекты, разоблачать деятельность паранормальных и антинаучных академий [3].

Одним из знаковых откликов стала публикация профессора МГУ Л. Лескова [10], где отмечается, что на столь крайнюю меру РАН решилась впервые, объединяя две проблемы воедино: распространение мистики и псевдонаучные проекты, хотя о первой известно всем, а о второй из сотни одному. Лженаука по форме научна, но пуста по содержанию. Она требует доступа к государственному финансированию, возводит лжеистины в ранг государственных доктрин, травит истинных ученых и глушит науку. Хотя граница между наукой и псевдонаукой не жесткая и история знает много примеров, когда и позитивному знанию навешивали ярлык лженауки, однако есть проверенный метод противодействия ненаучным проектам - независимая, непредвзятая и компетентная вневедомственная экспертиза.

Что касается мистики, то это симптом экономического, духовного и социально-политического кризиса. Мифологическое сознание непреходяще и непреодолимо [6], оно связано с психикой личности, которой дает психологическую защиту, а иногда и смысл жизни. Борьба с убеждениями людей безнадежна почти всегда. Главная причина лежит в интересах (экономических, политических) тех кругов, которые заняты оболваниванием населения, и отсутствии удовлетворительных способов реализации его потребностей. Если не помогают врачи и лекарства или они не по карману, то идут к врачевателю. Если человек задумывается над вопросами мироздания, а наука не дает ему ответа, либо эту науку он познать и понять не в силах, он ищет и находит другие доступные для него пути.

Люди склонны безотчетно защищать взгляды, которые приобрели без подобающего размышления об их правильности. Они очень редко принимают решение, опираясь исключительно на рациональное мышление независимо от предыдущих убеждений. Образование само по себе не спасает от склонности верить в НЛО, астрологию, счастливые числа, магнитотерапию и т. д. Согласно исследованиям американских ученых, уровень скептицизма к псевдонаучным

данным был не ниже и не выше у студентов, показавших хорошие результаты в знании фактического материала, по сравнению с теми, кто имел более скромные знания. Вывод, и он справедлив, к сожалению, не только для образования США: нас не учат думать, и не учат тому, как думать. Пока не будет понято, что наука - это не набор разрозненных фактов, а стройная динамическая система, открытая для проверки и постоянного отсеивания ошибочных утверждений, псевдонаука будет процветать [33]. Она будет процветать до тех пор, пока общество не осознает ценность научных достижений в сравнении с другими, например спортивными (для сравнения: пятилетний контракт хоккеиста Павла Буре - 40 млн долларов, Нобелевская премия - 1 млн долларов) [16].

Проявление антисциентистских настроений связано не только с паранаукой. Тревожат тенденции к клерикализму. Так, в России введено государственное празднование Рождества после государственного же Нового года, что не уместно ни по церковным, ни по светским традициям, делаются попытки единения школы и церкви. Уже звучит критика учебников по биологии с богословских позиций [11], издан перечень грехов, запрещающий привязанность к животным, общение с еретиками, мирское лечение, макияж, следование моде, игры и зрелища, пляски, танцы и многое другое, включая хранение денег в сбербанке [4]. Церковные власти вторгаются в мирскую жизнь, пытаются вводить свою цензуру в средствах массовой информации. Повторяется история начала века, когда драма великого князя К. Романова на музыку А. К. Глазунова была запрещена Святейшим синодом. Неужели любого посягнувшего на каноны художника или исследователя должна ждать судьба Салмана Руш-ди [9]? Отрадно, что против политизации православия, ограничения его национальными рамками (оно и русским когда-то было навязано светской властью [29]), против использования его в качестве государственной идеологии выступили участники Восьмого Преображенского собора [13]. Однако социальная доктрина РПЦ, принятая Архиерейским Собором в 2000 г., требует от-крыгого вмешательства церкви в общественные и государственные дела.

Уже имеются законодательные возможности для введения православного образования в систему светского, упоминать атеизм практически невозможно, совместная с патриархатом комиссия по образованию ставит целью освободить учебные программы, учебники и пособия от его проявлений. Писателя М. Чулаки утешала надежда, что концентрация духовного гнета начнет обратное движение, когда достигнет крайней точки [27]. Насколько общество сейчас далеко от этого, писал В. С. Рыжков [18], отмечая маловерие как болезнь современного общества. Православным духовным возрождением охвачено менее процента, а в дальних приходах даже служители не имеют специального образования. Как реально далеко было общество от тотальной религиозности, говорят данные военного духовенства за 1917 г.: доля православных солдат, принимающих участие в исповедях и причастиях, в феврале сократилась в десять раз, а в октябре - уже в сто, активно и сознательно верующим

оказался только один из сотни [5]. Сходные данные следуют из подсчетов Оливера Радкея: на выборах во Всероссийское учредительное собрание в 1917 г. христианские партии привлекли менее полпроцента электората, в то время как антирелигиозные партии эсеров и эсдеков получили 75% голосов [32].

Противостояние церкви науке не должно иметь места. Еще святой Августин писал: «Если случается, что авторитет Священного Писания поставлен в противоречие ясному и четкому рассуждению, то это должно означать, что лицо, которое интерпретирует Писание, неправильно его понимает. Это не смысл Писания противопоставляется истине, а истолкование, которое это лицо ему придает» [22]. Тщательный анализ канонов показывает, что переход на новый стиль не является ересью, католики не должны считаться еретиками, пока не состоялся Вселенский Собор и т. д. [5].

Нельзя считать, что все церковное - мракобесие, лучше стараться поддерживать тех ее представителей, с которыми возможен цивилизованный диалог. Православный фундаментализм кроется не в религиозных доктринах, а в непримиримом противостоянии всем остальным верам и невериям, любым отклонениям от установленных образцов своей веры и порядка ее исповедования. Редактор религиозного журнала «Континент» оценивает это как разновидность всех тоталитарных движений, отражающих их волю к власти [1].

Если Бертран Рассел считал, что теология по большей части была всего лишь организованным невежеством, которое придавало аромат святости заблуждениям, невозможным в просвещенный век, то открытия в физике и космологии, антропный принцип и катастрофические социальные события в мире привели не только к изменению, но и к сближению позиций богословов и ученых [2; 25]. Первые чаще подчеркивали необходимость науки для улучшения жизни людей или реализации провиденциальных целей Бога в человеческой истории, последние, сталкиваясь с парадоксальными ситуациями в микро- и мегамире, готовы гораздо вероятнее допустить существование Бога, чем осуществление невероятной цепи случайностей для возникновения жизни. Писание учит, как попасть на небо, а не как оно движется вокруг Земли, однако Глеб Каледа находит в Библии доказательства отсутствия противоречий между наукой и религией, рассматривая сотворение Неба и Земли как начало Вселенной 13 млрд лет назад, а множественное рождение фотонов при аннигиляции адронов как реализацию гласа «Да будет свет!», отделение света от тьмы как разделение излучения и вещества в дозвездный период [7].

Пифагор, Платон, Кеплер, Галилей, Ньютон, Эйнштейн, Павлов, Циолковский, Вернер Браун и Нейл Армстронг, открыватели генетического кода, кибернетики, квантовой теории - люди верующие. Вера и разум уживаются в сознании человека и как-то благоприятствуют друг другу, хотя и относятся к разным видам человеческой деятельности. Научный дискурс основан на выявлении закономерностей, повторяемости, воспроизводимости, объективности, общезначимости, возможности опытной проверки научного факта. Религиозный - на

свободе, откровении, субъективности, часто уникальности религиозных феноменов. Сама вера в бога раскрывает духовные перспективы, которые дают новый взгляд на материальные явления, изменяют восприятие, делают мышление более универсальным и концептуальным. Наука дисциплинирует и развивает ум, религия - душу и сердце. Религия этимологически означает связь (с Богом), разные религии предлагают разные методы связи: заповеди, молитвы, воздержание и искупление грехов, то есть контакт, но по воле Бога, а не человека.

Наука есть средство познания мира и человека особыми методами, дающими объективное и общезначимое знание. Религия учит, как обращаться к Богу, чтобы быть услышанными им. Научное познание не является универсальным, религиозное включает информацию непосредственно от Бога и переданную свидетелями этих феноменов. Косвенное познание духа возможно по его воздействию на материю и протекающие процессы. Влияние Бога на человека простирается от состояния творческого подъема и одухотворенности до ответов на вопросы и проблемы, которые решает человек. Вера активизирует сознание причастности к высшей силе, делает мысль более креативной.

Духовный компонент не связан напрямую с обучением, но играет в жизни людей не меньшую роль, чем точные знания. В современном мире нужно принимать как страстную потребность человека в убеждениях, так и принципиальную их относительность. Образование должно опираться на рациональное содержание корпуса знаний, прививать здравый скептицизм, толерантность, свободу от догм и общечеловеческую культуру.

Литература

1. Виноградов И. И. «Православный» фундаментализм или смерть // Континент. - 1997. - № 3 (93). - С. 270-295.

2. Гайденко П. П. Наука и христианство: противостояние или союз // Континент. - 2002. - № 112. - С. 346-353.

3. Гинзбург В. Л. Разум и вера // Вестник РАН. - 1999. - № 6. - С. 546.

4. Губанов В. А. Православная исповедь: Перечень грехов. В помощь кающемуся. - М.: Крутицкое подворье, 1997.

5. Зубов А. Б. Сорок дней или сорок лет? // Новый мир. - 1999. - № 5. -

С. 123-143.

6. Идиатулин В. С. Непреходящие альтернативы миропонимания // Магистр. - 1998. - № 6. - С. 87-95.

7. Каледа Г. Наука и библия о сотворении мира // Высшее образование в России. - 2004. - № 9. - С 125-135.

8. Крейчи В. Мир глазами современной физики. - М.: Мир, 1984. - 311 с.

9. Лезов С. История и герменевтика в изучении Нового Завета. - М.: Восточная литература, 1997. - 321 с.

10. Лесков Л. Кого будут жечь на костре лженауки // Российская газета. - 1999. - 30 нояб.

11. Культура. Образование. Православие: Материалы научно-практической конференции Ярославль, 14-16 мая 1996 г. // Высшее образование в России. - 1997. - № 2. - С. 39-45.

12. Обозрение предсказаний на 1997 г. // Наука и жизнь. - 1998. -№ 5. - С. 26.

13. Обращение к Патриарху // Континент. - 2003. - № 3. - С. 422-424.

14. Обращение Президиума РАН. Не проходите мимо / / Наука и жизнь. - 1999. - № 11. - С. 16.

15. Приз для экстрасенса // Наука и жизнь. - 1999. - № 8. - С. 105.

16. Прохоров Л. Фундаментальные науки - проблемы или кризис // Новый мир. - 1997. - № 12. - С. 89-90.

17. Рак И. В. Заметки об астрологии // Нева. - 1998. - № 2. - С. 149-165.

18. Рыжков В. С. Церковь среди бурь нашего времени // Нева. - 1998. -№ 9. - С. 131-148.

19. Садовничий В. А. Роль университетов в формировании естественнонаучного образования // Высшее образование в России. - 1993. - № 1. - С. 38-44.

20. Сергеев Б. Ф. Тайны памяти. - М.: Мол. гвардия, 1974. - 272 с.

21. Сидоров А. С. Знахарство, колдовство и порча. - СПб: Алетейя,

1997. - 232 с.

22. Симонов Ю. А. Либерализм и христианство: Размышления ученого на пороге XXI века // Новый мир. - 1999. - № 2. - С. 141-152.

23. Скворцов Л. В. Возвращение эзотеризма? / / Октябрь. - 1996. -

№ 3. - С. 157-171.

24. Сурдин В. Г. Почему астрология - лженаука? // Наука и жизнь. -2000. - № 11. - С. 74-78; № 12. - С. 130-135.

25. Хлебников Г. В. Некоторые тенденции сближения науки и религии в современном мире // Россия и современный мир. - 2004. - № 3. - С. 102-109.

26. Холдейн Дж. Тексты для чтения на английском языке: Научно-популярные очерки. - М.: Наука, 1973. - 240 с.

27. Чулаки М. М. Слава РПЦ(м)?! // Нева. - 1998. - № 9. - С. 124-130.

28. Шишов С. Реквием по Гиппократу // Дружба народов. - 1997. -№ 7. - С. 132-173.

29. Эрлих С. Е. Россия колдунов // Знание - сила. - 1995. - № 10. - С. 82-91.

30. Finkelstein S. Sense and Nonsense of Mc Luhan. - N.-Y.: International Publishers, 1969. - 122 p.

31. Minois G. Histoire de l’atheisme. - Paris: Fayazd, 1998. - 688 p.

32. Radkey O. H. The Election to The Russian Constitutional Assembly of 1917. - Cambridge, 1950.

33. Почему умные люди верят в глупые веши? / / Универсум: научно популярный журнал [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.universums.ru/ index.php?option=com_content&task=view&id=31&Itemi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.