Материалы, публикуемые в рамках конференции
«Семиозис и культура: человек в современном коммуникативном пространстве» (13-15 декабря 2018 года, г. Сыктывкар)
УДК 821.161.1, 008
Л. В. Гурленова, Б. А. Данилов
В. Сорокин об интеллигенции и власти: на материале сборника «Белый квадрат»
В статье анализируется текст нового сборника короткой прозы В. Сорокина. Рассматриваются вопросы о роли интеллигенции в обществе, отношений ее с властью, дискурсивного насилия. Исследуются мотивы и образы, в том числе интертекстуального характера, из области кино, литературы, связанные с заявленной темой. Делается вывод о сохранности некоторых постмодернистских творческих установок, о характере отношений интеллигенции и власти.
Ключевые слова: мотивы, образы, интеллигенция, власть, дискурсивное насилие.
L. V. Gurlenova, B. A. Danilov. V. Sorokin about the intellectuals and the power: on material of the collection «White Square»
The article analyzes the text of a new collection of short prose by V. Sorokin. Questions are considered about the role of intellectuals in society, its relations with the authorities, and discursive violence. Motives and images, including the intertextual character from the field of cinema, literature, associated with the stated theme are investigated. The conclusion is made about the safety of some postmodern creative installations, about the nature of relations between the intellectuals and government.
Keywords: motives, images, intellectuals, power, discursiveviolence.
Тема интеллигенции и власти является одной из самых обсуждаемых в современной культуре. Она неоднократно подни-
© Гурленова Л. В., Данилов Б. А., 2019
93
малась В. Сорокиным в его произведениях и интервью, отразилась и в его последнем сборнике короткой прозы «Белый квадрат», опубликованном в 2018 году. В него входят девять сю-жетно не связанных между собой текстов, которые автор охарактеризовал следующим образом: «...мне хотелось, чтобы они все были разные. Некий сборник малой прозы, но не тематический, а именно такой шерстистый, чтобы все рассказы ставили разные вопросы разными способами» [5]. Тем не менее тексты сборника объединены широким смысловым единством, заданным в многозначном понятии «белый квадрат», которое реализовано в названии сборника и одного из его рассказов и является ключом к широкому спектру культурно-исторической проблематики. Материалом настоящего исследования являются тексты сборника «Белый квадрат» и интервью автора, посвященные вопросам культуры ХХ века и роли интеллигенции в обществе.
Одна из первых ассоциаций, которая подсказывается читателю названием, связана с картиной К. Малевича 1917 года «Белое на белом», более известной как «Белый квадрат» [3]. Являясь выходцем из московской концептуальной школы, воспринявшей открытия русского авангарда в качестве близкой себе эстетической платформы, и испытывая личный интерес к искусству начала ХХ века (полнее всего это отражено в рассказе «Автопортрет», включенном в сборник рассказов 1992 года] [7], автор сознательно акцентирует ассоциативную связь с работой К. Малевича.
Год выхода сборника (2018] наделен символическим значением: он напоминает о 100-летней годовщине «Белого квадрата» Малевича и связан с годом президентских выборов в России: таким образом, год как знак приобретает роль политического комментария истории и современной российской действительности. Подобная многофункциональность знака характерна для позднего В. Сорокина, как и то, что критика назвала способностью Сорокина попадать в «нервные узлы» общества. В свое время таким «попаданием» была постановка оперы «Дети Розен-таля» [6], вызвавшая широкую дискуссию, и планировавшаяся экранизация повести «Настя» [8]. Сам В. Сорокин неоднократно отмечал собственный интерес к таким «нервным узлам»: «Я во-
обще человек чувствительный, у меня есть внутренняя антенна, которая тянет в нервные узлы времени» [10].
Рассказ «Белый квадрат» посвящен российскому режиссеру Кириллу Серебренникову, известному своей оппозиционерской общественной деятельностью; обвинение его в финансовом мошенничестве [1] получило неоднозначную оценку в обществе, либеральное крыло которого придало этой истории политический смысл. Кроме того, один из рассказов посвящен еще одному режиссеру со скандальной репутацией - Константину Богомолову, который в 2016 году собирался экранизировать соро-кинскую «Настю» [8], чем вызвал бурную реакцию общественных организаций.
Выбор подобных фигур Сорокиным, во-первых, можно было бы принять за рекламную стратегию для продвижения его сборника, но с учетом того, как он в целом понимает роль и место интеллигенции в обществе, можно сделать вывод о несостоятельности данного предположения.
Во-вторых, посвящение текстов Серебренникову и Богомолову может свидетельствовать об определенной политической позиции автора сборника (например, А. Гетис называет В. Сорокина «политическим писателем» [2]]. Мы же считаем, что интерпретация сборника В. Сорокина преимущественно в политическом ключе сужает его смысл. Политический подтекст в творчестве позднего Сорокина следует рассматривать и как концептуальный жест, направленный на актуальную для современности ситуацию, на маркеры эпохи, а не только как конкретное политическое заявление либерального свойства.
Заметим, что рассказы сборника посвящены разным творческим личностям ХХ века, которые предстают как знаки эпохи. Сам автор в своем интервью «Тухлятина в замороженном виде как бы и не пахнет» Владимир Сорокин - о зиме в России, сборнике рассказов «Белый квадрат» и посвящении Серебренникову» (2018] заявил, что к судьбе Серебренникова относится сочувственно, но она должна вызывать разные эмоции: «Я посвятил Кириллу Серебренникову этот текст. Но не потому, что текст о нем, а потому что Серебренников попал в эти жернова, практически стал жертвой Белого квадрата. Я ему искренне сочувствую, желаю поскорее выбраться оттуда. И я не согласен с
такой буквальной интерпретацией этого текста. В нем есть, безусловно, черты гротеска. Они могут вызывать и слезы, и истерический хохот. Это нормально» [9]. Можно сделать вывод, что Сорокин предусматривает для своего текста разные интерпретационные модели, среди которых те, что на «поверхности» смыслов, как правило, оказываются заблуждением.
Рассказ «Белый квадрат» представляет собой текст, в котором по принципу монтажа соединены три фрагмента драматургического и прозаического характера. В первом фрагменте изображаются съемки телевизионных дебатов на тему «Образ России», второй посвящен описанию жизни человека, продающего мед, в третий вводится герой фильма С. Кубрика «Заводной апельсин» - Алекс, который является связующим компонентом названных частей текста.
Концепт «белый квадрат» является названием телешоу, которое развивается как спектакль абсурда, прямо связан с образом белого квадратного стола, образующего смысловой центр действия.
Ситуацию абсурда Сорокин создает знакомыми читателям способами: изображает измененное под влиянием психотропных препаратов сознание персонажей, с помощью которого «запускает» абсурдное развитие действия и описывает его, используя «буквализирующую» метафору. Так, персонажи в ходе теледебатов натягивают кожу ведущего на плоскость стола-квадрата. Таким образом, появляется «белый квадрат» - экранная плоскость, ассоциирующаяся с телевидением как выразителем официальной точки зрения; «белый квадрат» в данном случае предстает как метафора, овеществляющая функцию телеведущего. Экран распространяет телевизионный «белый шум», создающий для зрителя образ реальности, спроектированной СМИ, которая заменяет человеку объективно существующую действительность. СМИ и искусство в сорокинской интерпретации являются посредниками между властью и массой, они задают для массы правила жизни.
Далее по ходу повествования персонажи делают из кожи телеведущего (символа проводника официальной точки зрения] кольцо, которое можно трактовать как некое мистическое «кольцо всевластия» СМИ и шире - творческой интеллигенции.
Кольцо затем теряется, и его находит типичный русский «тунеядец». В тексте, таким образом, появляется мотив утраты интеллигенцией своей высокой миссии, в последующих картинах автор расширяет набор примыкающих к нему мотивов. Так, в подтексте появляется тема: народ - интеллигенция - культура. Автор «вручает» кольцо персонажу, не раз возникавшему в творчестве В. Сорокина, - воспринимающему духовные понятия как явления низовой бытовой жизни. Он воспринимает кольцо (из кожи телеведущего] как пищу - колбасу - и поедает его. В этом мотиве, с одной стороны, в очередной раз выражена мысль о существовании пропасти между интеллигенцией, претендующей на обладание духовностью, и народом - воплощением грубо-материального начала; с другой стороны, интеллигенция предстает как организатор массовой культуры, рекламирующей общество потребления, а народ - как расположенный к подобной форме жизни. Образ колбасы, пройдя ряд метаморфоз (телеведущий - «белый квадрат» /стол, обтянутый кожей телеведущего, - кольцо из его кожи - колбаса, которую поедают, смотря телешоу «Образ России»] становится воплощением масскультуры как зрелища для народа.
Тематические сферы развиваются с помощью приема, который можно назвать «стоп-кадром»: внезапно прерывается повествовательная модель одной части повествования, действие переводится в другую повествовательную и содержательную плоскость. За повествовательным механизмом выявляется фигура Алекса, который перемещается в различные сцены текста, выполняет роль «дирижера», конструктора событий, управляет повествованием, напоминая о провокационном фильме С. Кубрика «Заводной апельсин».
Известно, что проблема насилия и его природы в творчестве Сорокина имеет особенное значение, прежде всего насилие дискурсивное [4] (напомним, что в понимании Сорокина любой дискурс является тоталитарным]. В этой связи тема «ультранасилия» С. Кубрика (организация насилия для возвышения себя над другими] применяется к материалу отечественной жизни и показывает свою полную к нему пригодность, легко воплощается в механизм контроля над всеми сферами действия. Важен факт, что персонаж фильма добивается власти ради полу-
чения большей свободы насилия. В языковом сознании героя сочетаются как русские, так и английские слова; этот язык в романе Э. Бёрджесса «Заводной апельсин», по которому С. Кубрик снял фильм, называется «надсат». Выбор Сорокиным этого героя, вероятно, обусловлен тем, что он отображает характерное состояние современных средств массовой информации, в которых сочетаются черты западного и отечественного (советского] сознания. Они конфликтуют друг с другом, являя шизофреническое состояние, создавая вокруг себя «культ» дискурсивного и физического насилия над обществом. Это особенно хорошо отображает сцена парада зэков на Красной площади под руководством героя.
Дискурсивное насилие, представленное в рассказе через средства массовой информации, формирует специфичную реальность в большей части сорокинских текстов. Герой «Белого квадрата» как носитель такого дискурса мог вносить корректуру в происходящее, перемещаться во времени, изменяя его ход и механизм существования: это отображается в одномоментно-сти всех планов повествования. Дискурсивное насилие реализуется и в других текстах сборника через сочетание культурных дискурсов различных эпох, на основании которых автор конструирует футурологические сценарии будущего или определенный взгляд на прошлое.
Примечательно внимание критики к вошедшему в сборник рассказу «Фиолетовые лебеди». А. Гетис пишет: «Совершенно иначе построена центральная вещь сборника - «Фиолетовые лебеди». Этот блестящий рассказ продолжает ту более реалистическую, чем концептуалистскую линию в творчестве Сорокина, которая началась в его прославленном «Дне опричника» и сделала его, как он сам и признал, политическим писателем» [2].
Рассказ «Фиолетовые лебеди» повествует о группе российских патриотов, состоящей из представителей власти и интеллигенции, пришедших с просьбой к старцу о спасении страны. В рассказе немало политических аллюзий: на известных представителей современной общественности, ситуацию развития вооружений, что явно отсылает читателя к современной государственной политике, направленной на укрепление национального, духовного и патриотического единства страны.
Уточним: подтверждения самим В. Сорокиным, что он является политическим писателем, кроме как в высказывании А. Ге-тиса, не было. Признавая явно либеральную (антисоветскую] направленность сорокинских текстов и высказываний, заметим, что как автор постмодернистской направленности и выходец из среды московских концептуалистов В. Сорокин в своих произведениях не делал конкретно направленных политических заявлений. Даже если рассматривать его тексты как целостное политическое высказывание, обнаруживается, что оно противоречит базовым творческим установкам и авторским замыслам, в частности убеждению Сорокина, что текст не должен быть носителем воли автора, его точки зрения.
В сборнике «Белый квадрат» зачастую сложно определить эпоху, в которой находятся персонажи, но через определённые культурные коды эпохи можно сделать однозначный вывод, какое конкретное время автор имеет в виду: как нечто уже свершившееся или как вытекающее из футурологических сценариев будущего.
В таких рассказах, как «Красная пирамида», «День Чекиста», «Ноготь», явно выделяется соц-артовская направленность повествования, характеризующаяся обращением к советскому прошлому и деконструкции характерных для того времени представлений о жизни. В «Красной пирамиде» это жизнь журналиста Юрия, типичного советского карьериста (события рассказа относятся к 50-е годам ХХ века]; в «Дне Чекиста» описывается застолье персонажа, виноватого во многих грехах, которое плавно переходит в воспоминание о личных взаимоотношениях пионервожатой и партработника (события происходят во времена Андропова]. А в рассказе «Ноготь», где тоже отсутствуют конкретные указания на время, встреча русской и еврейского семьи происходит в квартире, наполненной атрибутами советской и постсоветской эпохи: мебель, еда, особенности быта, шутки, которые особенно хорошо понятны людям, жившим в тот период. Таким образом, Сорокин в своих текстах представляет действительность как неразрывную составляющую советского прошлого, в том числе времени революций.
В таких рассказах, как «Поэты», «В поле», «Платок», Сорокин воссоздает связь с культурой первых десятилетий ХХ века через
стиль таких авторов, как А. Блок, В. Маяковский, Б. Пастернак и др.; вводятся цитаты из их произведений, имена, др. Так, в рассказе «Поэты» одним из героев является Б. Пастернак, а в рассказе «В поле» - А. Мариенгоф. Сорокин в очередной раз высказывает мысль, что современная российская действительность есть продукт, представляющий собой явление, синтезирующее в себе представления советского и дореволюционного прошлого, а также западных либеральных веяний.
Идея подобного синтеза неоднократно встречается в текстах автора, что свидетельствует о ее актуальности для Сорокина. Сам автор объясняет специфику такого «сплава» следующим образом: «Наверное, это потому, что в России сейчас сложилась такая «уникальная» ситуация. Я часто слышу от наших молодых людей, что они не чувствуют будущее как вектор. Государство как бы его отменило. Впечатление такое, что настоящее затормозило и остановилось, а прошлое, как ледник, наползает и давит настоящее. А впереди - стена. Наверное, эти экзистенциальные ощущения и проступили в текстах «Белого квадрата». Книга, скорее, о сегодняшнем дне, хотя там есть и прошлое, его даже больше» [9]. Важно понимать, что подобное видение российской действительности уже разрабатывалось автором в таких произведениях, как «Ледяная трилогия», «Метель», «День Опричника» и в целом характерно для его позднего творчества. В упомянутых текстах также рассматриваются взаимоотношения культуры и насилия, их специфичные дискурсы, автор приходит к выводу о том, что на протяжении истории страны у нее выработалась специфичная метафизика власти. В. Сорокин связывает ее с такими аспектами, как география и культура.
Связь текстов с образом «белого квадрата» неслучайна, так как он реализует не только концептуалистский подход к рассмотрению тех или иных явлений, но и историческую взаимосвязь между властью и культурой, культурой и народом.
В итоге можно сделать вывод, что власть представляется как носитель дискурсивного насилия, сформировавшийся на основе синтеза советской и дореволюционной культуры, на протяжении своего существования не изменявшийся, лишь приобретавший абсурдистский характер.
Интеллигенция, под которой подразумевается, в том числе, и «творческая элита», в данном сборнике представляется как порождение и инструмент этой власти.
В. Сорокин приходит к выводу о наличии стагнации в российском обществе, как в политической, так и в культурной сфере, в том числе и во взаимоотношениях власти и интеллигенции.
Библиографический список
1. Агамалова А., Астапенко А. Кириллу Серебренникову предъявлено обвинение в мошенничестве. URL: https://www.vedomosti.ru/ politics/articles/2017/08/22/730561-serebrennikovu (дата обращения: 15.01.2019)
2. Гетис А. «Белый квадрат»: театр жестокости Владимира Сорокина. URL: https://www.svoboda.Org/a/29494400.html (дата обращения: 12.02.2019)
3. Малевич К. Белое на белом. URL: http://kazimirmalevich. ru/?item=599398b4-b7dc-461e-a689-6c36b4431f10&page=b421efb0-76c1-43a5-ad50-7cae85777142&type=page (дата обращения: 02.03.2019)
4. Марусенков М. П. Абсурдопедия русской жизни Владимира Сорокина. Заумь, гротеск и абсурд. СПб.: Алетея, 2012. С. 10-11.
5. «Мы не отслоились от советского мира». О новых формах работы с пространством и временем Владимир Сорокин рассказал Андрею Архангельскому. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3706853\ (дата обращения: 10.03.2019)
6. Никифорова В. Клонов громадье. URL: http://vica-nikiforova.ru/ theatre/rosental.shtml (дата обращения: 01.02.2019)
7. Сорокин В. Автопортрет // Сорокин В. Рассказы. М.: Русслит, 1992. С. 119.
8. Активисты потребовали запретить рассказ Сорокина «Настя». URL: https://www.novayagazeta.ru/news/2016/08/23/124370-aktivisty-potrebovali-zapretit-rasskaz-sorokina-nastya (дата обращения: 07.02.2019)
9. «Тухлятина в замороженном виде как бы и не пахнет» Владимир Сорокин - о зиме в России, сборнике рассказов «Белый квадрат» и посвящении Серебренникову. URL: https://www.corpus.ru/ press/sorokin-zime-rossii-sbornike-rasskazov.htm (дата обращения: 28.01.2019)
10. Цукровый кремль: интервью Владимира Сорокина для 2000. net.ua, № 45 (533), 12-18 ноября 2010 года. URL: https://www.srkn.ru/ interview/cukroviykreml.html (дата обращения: 21.02.2019)
References
1. Agamalova A., Astapenko A. Kirillu Serebrenikovu pred'yavleno obvinenie v moshennichestve [Kirill Serebrennikov was charged with fraud]. Available at: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/ 08/22/730561-serebrennikovu (In Russ.) (accessed 15.01.2019)
2. Getis A. «Belyj kvadrat»: teatrzhestokosti Vladimira Sorokina [White Square: Vladimir Sorokin's theatre of cruelty]. Available at: https://www. svoboda.org/a/29494400.html (In Russ.) (accessed 12.02.2019)
3. Malevich K. Beloe na belom [White on white]. Available at: http:// kazimirmalevich.ru/?item=599398b4-b7dc-461e-a689-6c36b4431f10 &page=b421efb0-76c1-43a5-ad50-7cae85777142&type=page (In Russ.) (accessed 02.03.2019)
4. Marusenkov M. P. Absurdopediya russkoj zhizni Vladimira Sorokina. Zaum',groteski absurd [Absurdopedia of the Russian life of Vladimir Sorokin. Zaum, grotesque and absurd]. SPb., Aleteya Publ., 2012, pp. 10-11. (In Russ.)
5. «My ne otsloilis' ot sovetskogo mira». O novyh formah raboty s prostranstvom i vremenem Vladimir Sorokin rasskazal Andreyu Arhangel'skomu [«We have not exfoliated from the Soviet world». Vladimir Sorokin told Andrey Arkhangelsky about new forms of work with space and time]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3706853\ (In Russ.) (accessed 10.03.2019)
6. Nikiforova V. Klonov gromad'e [Clone bulk]. Available at: http:// vica-nikiforova.ru/theatre/rosental.shtml (In Russ.) (accessed 01.02.2019)
7. Sorokin V. Avtoportret [Selfportrait]. Sorokin V. Rasskazy [Stories]. Moscow, Russlit Publ., 1992, p. 119. (In Russ.)
8. Aktivisty potrebovali zapretit' rasskaz Sorokina «Nastya» [Activists demanded to ban Sorokin's story "Nastya"]. Available at: https://www. novayagazeta.ru/news/2016/08/23/124370-aktivisty-potrebovali-zapretit-rasskaz-sorokina-nastya (In Russ.) (accessed 07.02.2019)
9. «Tuhlyatina v zamorozhennom vide kak by i ne pahnet» Vladimir Sorokin - o zime v Rossii, sbornike rasskazov «Belyj kvadrat» i posvyashchenii Serebrennikovu [«Tukhlyatina frozen does not seem to smell» Vladimir Sorokin - about winter in Russia, the collection of stories «The White Square» and the dedication to Serebrennikov]. Available at: https://www. corpus.ru/press/sorokin-zime-rossii-sbornike-rasskazov.htm (In Russ.) (accessed 28.01.2019)
10. Cukrovyj kreml': interv'yu Vladimira Sorokina dlya 2000.net.ua [Tsukrovy Kremlin: an interview with Vladimir Sorokin for 2000.net.ua]. № 45 (533), 12-18 noyabrya 2010 goda. Available at: https://www.srkn.ru/ interview/cukroviykreml.html (In Russ.) (accessed 21.02.2019)