Научная статья на тему 'В Сибирских Палестинах: История Омской церкви евангельских христиан-баптистов. К. Прохоров'

В Сибирских Палестинах: История Омской церкви евангельских христиан-баптистов. К. Прохоров Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
266
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Игорь Григорьев

Новое издание: В Сибирских палестинах. История Омской церкви евангельских христиан-баптистов (1890-е –1941 г.). Константин Прохоров. Омск – Штайнхаген: Samenkorn, 2019. 928 с.; ISBN 978-3-86203-227-3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В Сибирских Палестинах: История Омской церкви евангельских христиан-баптистов. К. Прохоров»

DOI: 10.29357/2521-179X.2021.v19.1.18

в Сибирских палестинах. история омской церкви евангельских христиан-баптистов (1890-е -1941 г.). Константин Прохоров. Омск - Штайнхаген: Samenkorn, 2019. 928 с.; ISBN 978-3-86203-227-3

Книга «В Сибирских палестинах» Константина Прохорова, на наш взгляд, является ярким примером того, как в евангельской традиции в контексте одной религиозной общины могут сохранять свою историю. В данном исследовании Омская церковь ЕХБ — это общины и группы, как в самом городе, так и на прилегающих к нему территориях Омского Прииртышья. Для истории одной церкви работа достаточно объемна, учитывая, что хронологические рамки исследования охватывают только пятидесятилетний период. В книге практически на каждой странице имеются копии фотографий, картин, документов и т.д.

При написании книг по истории евангельских христиан-баптистов в рамках региона, субрегиона и тем более одного города каждый автор сталкивается с отдельными проблемами. Одна из них — это источниковая база (особенно, если это касается периода до Второй мировой войны). Как правило, процент конфессиональных источников в этой базе невелик, что затрудняет описать внутреннюю жизнь евангельских христиан. В основном — это источники из архивов, светских и православных периодических изданий, отдельных книг и т.д., в которых в разных «оттенках» частично освещена жизнь верующих людей или религиозной общины в целом. Поэтому от автора требуются хорошие знания исследуемого периода в контексте не только религии, но и политики, экономики, общественной жизни, географии, а также умелого использования этих сведений. Следует заметить, что К. Прохоров превосходно справился, как с описанием внутренней жизни религиозной общины, так и воссозданием исторического фона, который в исследуемом периоде часто изменялся, т.к. шли революции и войны в стране, а в Омске не раз менялась политическая власть. Одним из явных доказательств того, что автор хорошо понимает исторический контекст, являются часто используемые им поговорки и цитаты из стихотворений, которые имели место в то время.

Хочется отдельно заметить о книге, что в описании автор приводит неординарные случаи, которые были в жизни поместной церкви. Например, во время Гражданской войны (когда Верховным правителем России был А. Колчак, а Омск — столицей) в 1919 году молитвенный дом баптистов был реквизирован для нужд армии. В нем был штаб и казарма одного из полков. Первое время военные разрешали баптистам по воскресным дням проводить богослужения. Однако позже этого права Омская церковь была лишена. Община разделилась на группы, чтобы проводить молитвенные собрания. Было написано письмо В. Фетлеру, который в то время жил в США. Фетлер как генерал-директор Русского миссионерского и общеобразовательного общества в Америке, редактор журнала «Друг России»

254

Богословсык роздуми 19.1 (2021)

(г. Филадельфия), отправил на имя Колчака письмо. Как результат дипломатического письма, написанного Фетлером, этим вопросом занялось Управление делами Российского Правительства. Молитвенный дом через короткое время был возвращен баптистам.

Структура книги состоит из предисловия, одиннадцати глав, списка основных источников, указателя имен, указателя географических названий и десяти приложений. Первая глава посвящена предыстории баптизма в европейской части России и в Сибири. Последующие десять глав непосредственно евангельскому движению в Омске. Приложения: (1) Краткое вероучение христиан евангельского исповедания, приемлющих водное крещение по вере (1903); (2) Мартиролог ЕХБ г. Омска и Омской области (до 1941 г.); (3) Братские съезды в Омске (1899-1928); (4) Служители омских общин и председатели Сибирского союза баптистов (18971938); (5) Сведения о рукоположении некоторых пресвитеров Омской церкви ЕХБ (1895-1928); (6) Списки членов омских общин (1913, 1930-е гг.), (7) «Сектантские» произведения А. Сорокина; (8) Журнал «Благовестник» (Омск), 1919, №1; (9) Избранные стихи омских баптистов (1910-1937); (10) Летопись основных событий в жизни Омской общины ЕХБ (до 1941 г.).

В книге четко просматриваются отдельные методы исследования. А именно: сравнительный, исторический и нарративный.

Первые две методики К. Прохоров особенно использует в главе 1, когда пишет предысторию. Так автор с помощью сравнительного метода в первой части предыстории показывает читателю отдельные сходства. С одной стороны, возникает Омская баптистская община, с другой стороны, (1) в далеком прошлом призываются славянами варяги для княжения, (2) происходит поиск веры для Киева князем Владимиром (который сделал свой выбор в пользу греков), (3) появляются немецкие колонии в Украине. Аналогия заключается в том, что баптистская община в Омске не возникла внутри своего общества, как и не появился в древности институт княжения среди коренных новгородцев, как и не возникла христианская вера среди коренных киевлян, как и то, что появление автономных колоний лютеран и меннонитов не возникли среди коренных украинцев. Везде четко просматривается так называемый «иностранный фактор». Также Прохоров показывает и развитие среди коренного населения в веках различных религиозных течений в лице раскольников и сектантов. Смысл этой аналогии в том, что баптизм — это не единственная традиция, имевшая место не соглашаться с официальным православным учением. Во второй части предыстории хорошо видно использование принципов историзма, в частности, причинно-следственной связи (в контексте появления Омской баптистской общины). Автор обращает внимание на миграционные процессы, которые происходили в Российской Империи из европейской части в Западную Сибирь. Строительство Транссибирской магистрали, которая прошла через Омск, способствовало переселенческим потокам. Среди переселенцев были и баптисты, и молокане, которые в конце XIX века переселялись в Западную Сибирь, чтобы спастись от преследования. Вина их перед государством заключалась только в том, что они не были православными христианами.

Игорь ГРИГОРЬЕВ

При описании самой истории Омской религиозной общины, которой посвящены главы 2 — 11, К. Прохоров в основном использует нарративный метод. Последовательно (с конца XIX столетия и до войны СССР с Германией) автор весьма подробно излагает исторические факты. Если читать о начале баптизма в Омске, то можно заметить, что он скрупулезно подходит к таким моментам как первое молитвенное собрание, первое крещение, первые похороны, первая миссионерская помощь, первый каменный молитвенный дом, первый съезд... Много уделено внимания в книге ключевым личностям, как местным служителям, так и известным в евангельской традиции приезжим гостям, например, В. Павлову, Ф. Балихину, Н. Одинцову, В. Иванову, А. Кареву и др. Особое внимание в книге предоставлено яркой личности Омской церкви — Г. Мазаеву, о котором автор многократно вспоминает по мере описания жизни религиозной общины. Небольшой отдельной страницей в жизни церкви была личность В. Степанова, благовестника Федеративного союза баптистов, который в период коллективизации и раскулачивания, выехав из родного села, жил некоторое время в Омске. Так сложились обстоятельства, что в 1933-1935 годы в Омск после высылки властями с Дальнего Востока в Омск приехала группа служителей, среди которых были П. Винс и Г. Шипков. В целом книгу можно разделить на две условные части. С одной стороны, автор показывает жизнь евангельского сообщества, которое сталкивалось, как и все общество в Омске с определенными изменениями, вызванные революциями, войнами, решениями политической власти, в частности, раскулачиванием и репрессиями, а также антирелигиозной кампанией. С другой стороны, автору удалось достаточно хорошо описать и внутреннюю жизнь евангельского движения, в частности, веру и надежду верующих людей, их верность Господу, а в отдельных моментах честно показано и негативные моменты из жизни христиан, евангелизации, вопрос молитвенных домов (которые отбирались у верующих в разные годы не один раз; и как следствие жизнь церкви далее была в группах), взаимопомощь между верующими людьми, работу Сибирского союза баптистов в Омске и связанную с ним деятельность, в т.ч. проведение съездов и деятельность сиротского приюта, взаимоотношение баптистов и евангельских христиан, сепаратизм, конспирацию во время гонений и т.д.

Мы предполагаем, что имеются небольшие слабые стороны в этой книге. Во-первых, по нашей точке зрения, нарративную методику можно было бы соединить с глубоким анализом. Это касается периода репрессий в 1930-е годы. Архивных материалов для такого анализа было достаточно. В каждом следственном деле репрессированного человека среди множества документов есть протоколы допроса трех свидетелей, на основании которых делалось обвинение. Если был бы сделан отдельно такой анализ этих свидетельств, хорошая книга по истории Омской церкви ЕХБ могла стать еще лучше. Во-вторых, в книге автор не раз упоминает отдельные авторитетные христианские личности по имени и отчеству без фамилии. Например, «Гавриил Иванович» (Мазаев) (с. 188), «Роберт Андреевич» (Фетлер) (с. 341), «Василий Васильевич» (Иванов), (с. 399), «Андрей Андреевич» (Евстратенко) (с. 485). Хотя контекст в каждом отдельном из этих случаев позволяет безошибочно идентифицировать личность, но нам кажется, что необходимо

256

Богословсьга роздуми 19.1 (2021)

в первую очередь учитывать серьезность данного исследования. Поэтому если текст повествует о Мазаеве, то первое упоминание в книге можно сделать в виде полного имени «Гавриил Иванович Мазаев», а далее «Г. И. Мазаев», «Г. Мазаев» или просто «Мазаев». В-третьих, в книге автор использует метафорический язык, в частности, в названии книги и отдельных глав. Мы считаем, что слово «палестинах» в названии книги и словосочетание «Красная заря» (это название главы 9) должны быть в кавычках.

Вместе с тем предполагаемые небольшие слабые стороны книги абсолютно не обесценивают данное исследование, а наоборот указывают на большой интерес к изучению творчества К. Прохорова. Следует признать, что в наши дни в евангельско-баптистской традиции далеко не каждый регион, субрегион и тем более отдельный город не может показать книгу (или законченную рукопись) по своей истории как способ сохранения памяти о предыдущих поколениях и уважения к ним.

Игорь Григорьев Киевская богословская семинария Киев, Украина

Надшшла до редакци /Received 28.10.2020 Прийнята до публжаци /Accepted 20.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.