ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1222: 4367-4371
В Приморье обнаружен новый тип окраски яиц обыкновенной кукушки Cuculus canorus
Н.Н.Балацкий
Николай Николаевич Балацкий. Новосибирский государственный краеведческий музей, Вокзальная магистраль, д. 11, Новосибирск, 630004. Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 6 декабря 2015
Обыкновенная кукушка Cuculus canorus широко распространена в Приморском крае России, включая окрестности посёлка Хасан. Наши периодические наблюдения за этим видом, начиная с 1990 года, ранее выявили здесь экологическую расу кукушки под окраску яиц красно-ухой овсянки Cia cioides (Балацкий, Бачурин 1995). Однако в последние годы в южной части Хасанского района Г.Н.Бачуриным и коллегами обнаружены в гнёздах бурой суторы Suthora webbiana и толсто-клювой камышевки Phragamaticola aedon соответствующие экологические расы кукушки (в печати). Материалы находок яиц и птенцов кукушки в этом районе крайне малочисленны, несмотря на сравнительное обилие кукушки и тщательные поиски исследователями гнёзд потенциальных видов-воспитателей кукушки. Поэтому, чтобы найти для себя оправдание, сошлёмся на заметное присутствие здесь разорителей гнёзд — рептилий, грызунов, енотовидной собаки, лисицы, вороновых птиц, о чём свидетельствуют наши наблюдения. Единичные находки яиц и птенцов кукушки обычно не удостаиваются внимания, но в данном случае находка интересная и познавательная.
Вечером 13 июня 2014 с заболоченного луга мне навстречу вылетела кукушка с яйцом в клюве. Она собиралась присесть на деревце, но, заметив человека, резко изменила направление и скрылась в подлеске подножья сопки. На этом участке в следующие дни я обнаружил в начале строительства 3 гнезда восточной камышевки Acrocephalus orientalis, гнёзда без яиц бурой суторы и ошейниковой овсянки Spina fu-cata, а также гнездо восточносибирского чекана Saxicola stejnegeri с полной кладкой яиц и яйцом овсянки (рис. 1). Гнездо чекана размещалось на осоковой кочке болота. В кладке яиц чекана, как мне показалось, находилось яйцо кукушки, имевшее рисунок под окраску яиц ошейниковой овсянки.
Известно, что чеканы, в отличие от многих других видов птиц, часто принимают в свои гнёзда любые яйца кукушки. В ареале чекана, благодаря находкам в его гнёздах яиц кукушки, значительно проще выявлять в любом месте характерные экологические расы вида-паразита. По нашим наблюдениям, ошейниковая овсянка в окрестностях
посёлка Хасан в 1990-е годы являлась многочисленным фоновым видом. С одного места одновременно можно было услышать пение сразу нескольких самцов. Она гнездилась не только на равнине, но и поднималась высоко на сопки. Сроки её гнездования растянуты с мая по июль. За два десятилетия на юге Хасанского района вполне могла возникнуть новая экологическая раса кукушки на этом виде-воспитателе. Однако в последние годы численность ошейниковой овсянки резко сократилась.
Рис. 1. Гнездо восточносибирского чекана Saxícola stejnegeri с яйцом ошейниковой овсянки Spinafucata. Южное Приморье, окрестности посёлка Хасан. 14 июня 2014. Фото автора.
Свежая кладка восточносибирского чекана была коллектирована. Подложенное яйцо имело размеры 18.5x15.9 мм, а массу скорлупы 0.14 г, что явно не характерно для яиц обыкновенной кукушки, масса скорлупы яиц у которой 0.19-0.28 г (Балацкий 1994). Происхождение чужого яйца в гнезде чекана вскоре выяснилось. Во время следующего посещения этого же участка 19 июня, буквально в 30 м от ранее найденного гнезда чекана, мною обнаружено на кочке в высокой траве
и \Л ' и и л
гнездо ошейниковой овсянки со слабо насиженной кладкой из 4 яиц. Поразительное сходство чужого яйца в гнезде чекана по размерам, окраске и форме с яйцами в гнезде ошейниковой овсянки разрешило неопределённость данного факта: самка овсянки явно по ошибке снесла своё первое яйцо в гнездо чекана. В этот же день мной были проверены ранее обнаруженные в стадии постройки гнёзда восточной камы-
Рис. 2. Гнездо восточной камышевки Acrocephalus orientalis с яйцом кукушки Cuculus canorus. Южное Приморье, окрестности посёлка Хасан. 23 июня 2014. Фото автора.
шевки. В одном из них находилось 2 яйца хозяев. Позже, 21 июня, в этом гнезде лежало 3 яйца хозяев и яйцо кукушки, а 23 июня — 4 яйца хозяев и яйцо кукушки (рис. 2). Размеры яиц камышевки: 20.7x15.5; 20.6x15.3; 20.9x15.0; 20.8x15.5 мм. Размеры коллектированного яйца кукушки — 21.1x16.3 мм, масса сухой скорлупы — 0.22 г. Координаты места находки 42°27'34.20" с.ш., 130°37'36.90"в.д..
Оологический анализ окраски и архитектоники рисунка скорлупы яйца кукушки из гнезда восточной камышевки показал следующее. С привязкой к эталонам колеров (Крауклис 1986), фон скорлупы бледно-бирюзовый (25), на просвет синевато-голубой, близкий к таковым параметрам скорлупы яиц восточной камышевки. Хорошо заметный рисунок из песочно-коричневых (116) и буро-коричневых (125) пятнышек и ломаных линий близок к таковому на скорлупе яиц в некоторых кладках ошейниковой овсянки (рис. 3).
Таким образом, эта находка яйца обыкновенной кукушки представляет собой автохтонный переходной межтип от прежней экологической расы кукушек, паразитирующих в гнёздах ошейниковой овсянки, к новой экологической расе кукушек, паразитирующих в гнёздах восточной камышевки.
Рис. 3. Гнездо ошейниковой овсянки Spinafucata с кладкой яиц. Справа: внизу — яйцо кукушки Cuculus canorus, вверху — яйцо ошейниковой овсянки. Южное Приморье, окрестности посёлка Хасан. 28 июня 2004. Фото автора.
В настоящее время на соседней Хасанскому району территории Китая уже известна экологическая раса Cuculus canorus, паразитирующая в гнёздах восточной камышевки (Can-Chao Yang et al. 2014).
Литератур а
Балацкий H.H. 1994. К определению яиц кукушек (Cuculidae) Палеарктики // Современная орнитология 1992. М.: 31-46.
Балацкий H.H., Бачурин Г.Н. 1995. Обыкновенная кукушка на крайнем юге Приморья
// Бюл. МОИП. Отд. биол. 1GG, 6: 44-47. Крауклис В.К. 1986. Альбом колеров. Л.: 1-13Q.
Can-Chao Yang, Dong-Lai Li, Long-Wu Wang, Guo-Xian Liang. 2Q14. Geographic variation in parasitism rates of two sympatric cuckoo hosts in China // Zool. Research 35, 1: 67-71.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск Ï222: 4371-4373
Задержка осеннего отлёта у некоторых птиц в окрестностях города Семей (Семипалатинск) в ноябре 2015 года
А.С.Фельдман, ^^Березовиков
Александр Сергеевич Фельдман. Средняя школа № 28, г. Семей, Восточно-Казахстанская область,
071400, Казахстан. E-mail: [email protected] Николай Николаевич Березовиков. Отдел орнитологии и герпетологии, Институт зоологии, Министерство образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 30 ноября 2015
Осень 2015 года на востоке Казахстана характеризовалась ранними похолоданиями в октябре, следовавшими один за другим. В горах Юго-Западного Алтая уже в третьей декаде октябре начались обильные снегопады, а в Бухтарминской долине после 2 ноября установился снежный покров. В долине Иртыша между городами Семей (Семипалатинск) и Усть-Каменогорск в это время стояла холодная ветреная погода с периодическими дождями и снегопадами. Весь день 7 ноября на пространстве от Балхаша до Иртыша бушевал шквалистый ветер, набравший к вечеру такую ураганную силу, что в городе Семей были повалены старые деревья, повреждены и даже сорваны кровли с некоторых домов. Hа смену ветрам 8 ноября начался обложной снегопад, продолжавшийся в последующие несколько дней.
В долине Иртыша и в прилежащей степи c 10 ноября установился снежный покров высотой 10-15 см. Видимая миграция птиц сразу прекратилась. Лишь на полях с неубранным подсолнечником отмечены тысячные скопления обыкновенных щеглов Carduelis carduelis и зябликов Fringilla coelebs (рис. 1), а по окраинам населённых пунктов и городским свалкам ещё держались стаи грачей Corvus frugilegus и галок Corvus monedula. Во второй декаде этого месяца продолжались частые снегопады, а с 18 по 23 ноября произошло понижение температур до -26°С. В эти дни из окрестностей города исчезли галки и заметно