Т. Е. Толмачева
В помощь психологу, изучающему социометрический статус дошкольников
0
Толмачева Татьяна Евгеньевна - педагог-психолог государственного бюджетного образовательного учреждения Центр развития ребенка -детский сад №1511 (Москва, Россия)
Статья посвящена возможностям применения практическими психологами социометрического метода для пониманияраспределения социальных предпочтений детей дошкольного возраста. Предлагается более широкий взгляд на методику «Два дома», позволяющую получить максимальную информацию о каждом дошкольнике и коллективе в целом. В статье дается описание методики, способы ее проведения, обработки и интерпретации.
Ключевые слова: психологический климат коллектива, социометрический статус дошкольников в группе сверстников, социометрическая процедура, методика «Два дома», взаимные выборы.
W
Er,
Doct (Moscow, Russia)
The paper describes the types of "grandparent" roles. The emphasis is made not on the mechanisms of interaction between the generations, but on different socio-psychological issues: the role of an.
Keywords: aging, .
Молодые специалисты порой необоснованно отказываются от социометрии, считая ее сложной и затратной по времени. Цель данной статьи - показать, насколько информативной и в то же время простой в использовании может быть социометрическая процедура.
Все мы знаем, что группа детского сада -живой организм, и его состояние зависит от множества факторов. Влияние сверстников на формирование личности ребенка велико. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. В системе межличностных отношений дошкольников есть лидеры и ведомые,
высокостатусные и низкостатусные члены детской группы. Важно, чтобы рядом с дошкольником оказался человек, который сможет помочь ребенку почувствовать себя равноправным партнером в общении со сверстниками и с взрослыми. Особая роль отводится психологу, который может оказать ребенку квалифицированную помощь.
Первое, что необходимо, - понять социометрический статус дошкольника, проведя диагностику аттракционных отношений.
Какие же методы можно для этого использовать?
Среди них: наблюдение за поведением детей в реальной ситуации (в игре, на прогулке, в режимные моменты); «метод срезов» (Т. А. Репина); «Выбор в действии» (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина); проективные методы («Игровая комната», «Цветовой тест отношений», «Я и мой друг», «Два дома» (в модификации Р. И. Говоровой); методика «Секрет» (Т. А. Репина) и др.
Конечно, для исследователя, который может посвятить значительное количество времени изучению межличностных отношений детей в группе детского сада, возможно применение всех этих методов и методик в разных сочетаниях и с разнообразными моделями реальных ситуаций. Но психологу, работающему в современных реалиях, трудно найти время для масштабного исследования.
На наш взгляд, оптимальной методикой может стать социометрия. В Центре развития ребенка - детском саду №1511 мы довольно успешно используем методику «Два дома». Она применяется в работе со старшими дошкольниками, не занимает много времени, позволяет проследить развитие социальной стороны личности ребенка в динамике, а также скорректировать выявленные проблемы.
Методика позволяет определить симпатии и антипатии каждого ребенка, отношение к нему сверстников, взаимность выборов, психологический климат группы и многое другое.
Как же мы рекомендуем ее проводить?
Во-первых, мы проводим ее в диаде с методикой исследования креативности О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». Это позволяет не только оптимизировать время индивидуальной работы с каждым дошкольником, но и дает возможность во время творческого задания построить доверительные отношения с ребенком и лишь потом приступить к социометрическому исследованию.
Каждый психолог может сам подобрать парную методику в соответствии с задачами и планом работы своего образовательного учреждения или может провести только социометрическую диагностику без дополнительного исследования.
Во-вторых, оптимальным временем диагностики мы считаем середину года. Выбор времени - важный фактор. Дети за лето успели измениться и им нужно время, чтобы вновь выстроить взаимоотношения.
Существуют различные варианты проведения и обработки методики «Два дома». Мы предлагаем тот, который используется психологической службой нашего учреждения.
В модификации методики Р. И. Говоровой предусматривается обследование одной группы в течение двух-трех дней. При этом не учитывается время на подготовку, обработку и анализ результатов. Исследование можно провести за один день при условии, что присутствуют все дети группы. В отличие от модификации Говоровой, мы не спрашиваем ребенка, нравится ли он сам каждому из детей и почему он «расселил» сверстников в тот или иной дом.
Рассмотрим процедуру исследования. Методика проводится индивидуально. Ребенку дают лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один дом нарисован красным карандашом. Он красивый, ровный, с разными деталями. Второй дом нарисован черным. Он кривой, небрежный, почти без деталей. Ребенку предлагается рассмотреть домики и выбрать, какой дом ему больше нравится. Затем психолог говорит: «Мы поиграем с тобой в такую игру: этот домик, который ты выбрал, - твой и ты можешь пригласить к себе в гости всех, кого пожелаешь из твоей группы. Кого ты к себе позовешь?» (ребенок перечисляет, а психолог фиксирует данные в таблице). «А кого из ребят ты бы поселил во второй домик, чтобы они не мешали?» (Ответы ребенка также фиксируются в таблице.) «Смотри! Мы с тобой забыли некоторых ребят!» (психолог перечисляет детей из списка, которых не назвал ребенок, и он «распределяет», в какой домик пойдет «жить» тот или иной дошкольник, результаты фиксируются).
Процедура занимает не так много времени. Если нет необходимости в детальном анализе системы социометрических отношений в конкретной группе, достаточно сразу перечислить ребенку всех детей группы и попросить распределить их в тот или иной дом. Таким образом, каждый получит « + » или «-». В дальнейшем простой подсчет позволит определить социометрический статус каждого ребенка.
Однако если стоит задача более глубокого анализа, необходимо детально заполнить социометрическую матрицу по следующим правилам:
1. Ребенка, которого дошкольник хочет «поселить» в свой домик и назвал первым, в таблице отмечаем « +1», второго « + 2»,третьего « + 3», четвертого и последующих отмечаем «++» - двойным плюсом. Заметим, что первые три человека также будут считаться обладателями двойного плюса при подсчете результатов, но именно такое обозначение как «+1», « + 2» или « + 3» позволит нам увидеть истинных лидеров,
то есть тех детей, кого сверстники выбирали первыми.
2. Детей, которых ребенок хочет «поселить» в другой дом, менее красивый, и назвал их сам, отмечаем соответственно «-1», «-2», «-3». Четвертого и последующих детей отмечаем «--», то есть двойным минусом. Наличие большого количества отметок со значением «-1», «-2», «-3» также много расскажет о положении ребенка в группе.
3. Детей, которых называет психолог, а ребенок не упомянул самостоятельно, отмечаем « + » или «-».
Социометрическая таблица выглядит следующим образом:
Таблица 1. Бланк для проведения социометрии
С левой стороны таблицы список группы, сверху таблицы тот же список, но расположенный горизонтально. В заполненном виде она представлена в Таблице 2.
Теперь приступим к обработке результатов диагностики. Для чего мы используем специальный бланк для подсчета.
Большую часть этого бланка занимает подсчет социометрического статуса ребенка.
В нижней части будет осуществлен подсчет взаимных выборов. Рассмотрим, например, данные первого дошкольника из Таблицы 2. В вертикальном столбце, Андрея А., мы видим плюсы и минусы, как с цифрами, так и без цифр. Эти данные отражают то, как ребята из группы Андрея распорядились возможностью пригласить его в «свой дом» или «поселить в другой». Как мы говорили раньше, при подсчете социометрического статуса плюсы и минусы с цифрами («+1», « + 2», « + 3», «-1», «-2», «-3») мы считаем как двойные. Следовательно, у Андрея 5 двойных плюсов, 2 одинарных, а также 2 двойных и 5 одинарных минусов. Эти данные вносим в соответствующие графы таблицы подсчета результатов. (Таблица 3).
Следующая строка таблицы - значимость. Это показатель того, сколько раз этого ребенка вспомнили сами дети, то есть мы складываем количество двойных плюсов и двойных минусов ребенка, включая значения с цифрами. Как вы понимаете, значимость ребенка может быть окрашена как положительно, так и отрицательно. Это значение впоследствии нам пригодится в составлении психологического портрета ребенка. У Андрея значимость равна 7 (5 + 2). То есть 7 детей вспомнили Андрея самостоятельно, без напоминания взрослого.
Обращаясь к Таблице 3, мы видим следующие графы: «Сумма + » и «Сумма - ». Эти графы заполняются по формуле: количество двойных плюсов умножаем на 2 и прибавляем количество одинарных плюсов. «Сумму - » вычисляем по аналогичной формуле. Просчитывая
№ ФИ Иванов Петров Сидоров
1 А.Иванов *
2 В.Петров *
3 Г.Сидоров *
*
Таблица 2. Заполненный бланк социометрии «Два дома» (условная группа)
№ ФИ А.Андрей Б.Вова В.Валя Г.Аня Д.Яша Е.Света Ж.Саша З.Рома И.Маша К.Настя Л.Ника М.Дима Н.Саша О.Катя П.Соня
1 А.Андрей * + 1 - - - - + 3 + 2 - + - + + + + + +
2 Б.Вова + 1 * - - - - - + - + 2 - - - + +
3 В.Валя - + * + 2 - - + 3 - + + 1 - - - + +
4 Г.Аня - - + 3 * - + + -1 -3 + + 2 + + - -2 + 1 + +
5 Д.Яша -1 - - + * - - -2 - + - - - - -
6 Е.Света - - - + - * + 2 - -1 + 1 + + + + +
7 Ж.Саша + - + 3 -2 + + + 2 * + + 1 + + + - + -1 +
8 З.Рома + 2 -2 - - - -1 + * - - + -3 + 3 + +
9 И.Маша - + + - + + 2 + 1 -1 * - - - + + -
10 К.Настя + - - + 1 + + 2 + - + * + 3 - - + -
11 Л.Ника + 2 + 3 -2 + 1 - + + + + + * + + - -1
12 М.Дима + + + 3 + + 2 + + 1 + + + + - * + + +
13 Н.Саша -1 - -2 - + 2 + + + 1 + - + - * - -
14 О.Катя + 2 + - -1 -2 + 1 - + 3 + + -3 - + * +
15 П.Соня - + - + - - + + 1 -1 - + - + -2 *
Таблица 3. Бланк для подсчета результатов диагностики
Социометрия «Два дома» А.Андрей Б.Вова В.Валя Г.Аня Д.Яша Е.Света Ж.Саша З.Рома И.Маша К.Настя Л.Ника М.Дима Н.Саша О.Катя П.Соня
+ +
+
--
-
Значимость
Сумма +
Сумма -
Итог
Статус
0/ 0/ /о... /о Высокий
0/ 0/ ю... ю Положительный
ю Отрицательный
0/ 0/ ю... ю Низкий
%/ % + /-
Взаимные выборы
Выборы
Взаимные выборы
ю
Уровень
показатели Андрея, получаем следующие значения: 5x2 + 2 = 12 плюсов и 2x2 + 5 = 9 минусов.
Следующая строка - Итог. В итоговой оценке мы сравниваем два предыдущих значения. Только не забываем, что вторая цифра - это отрицательное число. У Андрея это +12 и -9. Соответственно, итог равен +3.
По этим же формулам просчитываем показатели остальных детей группы. И только потом начинаем определять статусную позицию каждого из детей. Здесь многое зависит от количества детей в группе, от значимости конкретного ребенка, от разрыва между показателями.
Давайте посмотрим, что получилось в предлагаемой условной группе (Таблица 4).
Мы видим явных лидеров, получивших наивысшее положительное значение. Это Настя К. (+11) и Саша Ж. ( + 9). У этих детей высокий социометрический статус. Виден ребенок с низким статусом, набравший самый низкий балл. Это Дима М. (-9). К группе с отрицательным статусом мы отнесли Валю В.(-6), и Яшу Д. (-3). Наибольшее количество детей в группе имеет положительный статус. У этих детей, как правило, поровну «друзей» и тех, кто не хочет селить их в свой домик, с небольшим перевесом в ту или иную сторону.
Итак, мы проанализировали статус детей. Что же можно сказать еще, рассматривая
таблицу результатов? Во-первых, мы можем увидеть социометрический статус группы в целом. Для этого мы подсчитаем процент детей в каждой из четырех категорий. Складывая значения двух положительных и двух отрицательных категорий, мы получим некое соотношение. Благоприятным социометрическим статусом группы считается такое соотношение: примерно 75%/25%, где 75% - это положительные категории, а 25% - отрицательные (неблагоприятные). В случае соотношения, например, 60%/40% необходимо проводить дополнительный комплекс мероприятий: групповую коррекционную работу с детьми и индивидуальную работу с детьми и взрослыми.
Еще один показатель, который мы выводим из таблицы, это взаимные выборы ребенка. Он позволяет нам оценить социальную зрелость ребенка, степень его понимания взаимоотношений между людьми, умение оценивать отношение окружающих к самому себе.
Для этого мы обратимся к заполненной таблице выборов (Таблица 2). И первое, что мы сделаем, это посчитаем, сколько положительных выборов сделал ребенок. В горизонтальной строке напротив имени ребенка мы считаем все « + »: простые, двойные и с цифрами. Пример: у Андрея таких выборов 8. Вносим эту цифру в бланк. Затем мы смотрим, сколько из этих выборов взаимны. Для этого по той
Таблица 4. Бланк для подсчета результатов диагностики (заполнена первая часть )
Социометрия «Два дома» А.Андрей Б.Вова В.Валя Г.Аня Д.Яша Е.Света Ж.Саша З.Рома И.Маша К.Настя Л.Ника М.Дима Н.Саша О.Катя П.Соня
+ + 5 3 2 4 2 6 4 4 1 5 2 - 1 2 2
+ 2 4 2 3 3 2 6 4 7 5 5 3 8 7 7
-- 2 1 2 2 1 1 1 3 2 - 1 1 1 2 1
- 5 6 8 5 8 5 3 3 4 4 6 10 4 3 4
Значимость 7 4 4 6 3 7 5 7 3 5 3 1 2 4 3
Сумма + 12 10 6 10 7 14 14 12 9 15 9 3 10 11 11
Сумма - 9 8 12 9 10 7 5 9 8 4 8 12 6 7 6
Итог + 3 + 2 -6 + 1 -3 + 7 + 9 + 3 + 1 + 11 + 1 -9 + 4 + 4 + 5
% Статус
13 Высокий * *
67 Положительный * * * * * * * * * *
13 Отрицательный * *
7 Низкий *
80% / 20%
же таблице, но уже в горизонтальном столбце сверяем, кто из тех детей, которых выбрал Андрей, выбрали и его. Там, где выбор совпал, клетка выделена цветом.
Анализируя результаты диагностики на бумажном бланке, для простоты и удобства, обводим совпадения кружком. Таких совпадений у Андрея 6. Разделив второе значение (6) на
первое (8) и умножив на 100, мы получим процент взаимных выборов - 6:8 х100=75%
Аналогично просчитываем показатели остальных детей группы.
Принято считать, что от 75% и выше -это отличные показатели взаимности выборов. Один человек группы имеет стопроцентное совпадение, а у нескольких значения
Таблица 5. Взаимные выборы в социометрии «Два дома» (начало заполнения)
№ ФИ А.Андрей Б.Вова В.Валя Г.Аня Д.Яша Е.Света Ж.Саша З.Рома И.Маша К.Настя Л.Ника М.Дима Н.Саша О.Катя П.Соня
1 А.Андрей * + 1 - - - - + 3 + 2 - + - + + + + + +
2 Б.Вова + 1 * - - - - - + - + 2 - - - + +
3 В.Валя - + * + 2 - - + 3 - + + 1 - - - + +
4 Г.Аня - - + 3 * - + + -1 -3 + + 2 + + - -2 + 1 + +
5 Д.Яша -1 - - + * - - -2 - + - - - - -
6 Е.Света - - - + - * + 2 - -1 + 1 + + + + +
7 Ж.Саша + - + 3 -2 + + + 2 * + + 1 + + + - + -1 +
8 З.Рома + 2 -2 - - - -1 + * - - + -3 + 3 + +
9 И.Маша - + + - + + 2 + 1 -1 * - - - + + -
10 К.Настя + - - + 1 + + 2 + - + * + 3 - - + -
11 Л.Ника + 2 + 3 -2 + 1 - + + + + + * + + - -1
12 М.Дима + + + 3 + + 2 + + 1 + + + + - * + + +
13 Н.Саша -1 - -2 - + 2 + + + 1 + - + - * - -
14 О. Катя + 2 + - -1 -2 + 1 - + 3 + + -3 - + * +
15 П.Соня - + - + - - + + 1 -1 - + - + -2 *
Таблица 6. Взаимные выборы в социометрии «Два дома» (заполненная)
№ ФИ А.Андрей Б.Вова В.Валя Г.Аня Д.Яша Е.Света Ж.Саша З.Рома И.Маша К.Настя Л.Ника М.Дима Н.Саша О.Катя П.Соня
1 А.Андрей * + 1 - - - - + 3 + 2 - + - + + + + + +
2 Б.Вова + 1 * - - - - - + - + 2 - - - + +
3 В.Валя - + * + 2 - - + 3 - + + 1 - - - + +
4 Г.Аня - - + 3 * - + + -1 -3 + + 2 + + - -2 + 1 + +
5 Д.Яша -1 - - + * - - -2 - + - - - - -
6 Е.Света - - - + - * + 2 - -1 + 1 + + + + +
7 Ж.Саша + - + 3 -2 + + + 2 * + + 1 + + + - + -1 +
8 З. Рома + 2 -2 - - - -1 + * - - + -3 + 3 + +
9 И.Маша - + + - + + 2 + 1 -1 * - - - + + -
10 К.Настя + - - + 1 + + 2 + - + * + 3 - - + -
11 Л.Ника + 2 + 3 -2 + 1 - + + + + + * + + - -1
12 М.Дима + + + 3 + + 2 + + 1 + + + + - * + + +
13 Н.Саша -1 - -2 - + 2 + + + 1 + - + - * - -
14 О.Катя + 2 + - -1 -2 + 1 - + 3 + + -3 - + * +
15 П.Соня - + - + - - + + 1 -1 - + - + -2 *
стремятся к сотне. Мы можем говорить о социальной одаренности этих детей.
В качестве отрицательного примера могу привести показатели Димы М. (в таблицах его результаты представлены под №12). Мальчик при выполнении задания выбрал практически всех, не осознавая, что сам не является желаемым партнером для игр для других детей из его группы. Его процент взаимного выбора равен 15%.
Обращает на себя внимание еще один ребенок - Яша Д. Если мы посмотрим, как он выбирал домик для ребят своей группы, то увидим, что почти всех он поместил в черный дом, отдельно от себя. Это негативное отношение к своим сверстникам прослеживается везде: в игре, в режимных моментах, на занятии.
Так же ярко это проявилось в диагностике. Конечно, такой ребенок и его семья будут у психолога на особом контроле.
На основе анализа таблицы значений можно сделать и другие выводы (см. Таблицу 2). Если посмотреть на вертикальный столбик значений Димы М. и Саши Н., видно, что Диму дети сами вспомнили при распределении домиков лишь однажды, а Сашу вспомнили только 2 раза. (В Таблице 4 этот показатель виден в строке «Значимость»). Эти дети незаметны для окружающих. Это говорит об их очень низкой значимости в группе сверстников. Только у Димы больше отрицательных выборов, а у Саши больше положительных. Статусная позиция Димы определена нами как сверхнеблагоприятная. Позиция
Таблица 7. Бланк для подсчета результатов диагностики (заполненный, вторая часть)
А. Андрей Б. Вова В. Валя Г.Аня л ш Я .Д Е.Света Ж.Саша З.Рома И.Маша К. Настя Л.Ника М. Дима Н.Саша О. Катя П.Соня
Взаимные выборы
Выборы 8 5 7 7 2 8 10 6 7 8 10 13 6 8 6
Взаимные выборы 6 3 3 5 1 7 9 6 4 7 6 2 5 6 4
% 75 60 43 71 50 88 90 100 57 88 60 15 83 75 67
Уровень * * * * * * * *
Саши иная. Хотя он совсем не лидер и даже не претендует на эту позицию, и практически «незаметен» для своих одногруппников, его с удовольствием берут в игру.
Проведение социометрии это только начало работы. Выявление лидеров, проблемных детей, скрытых и явных конфликтов позволяет нам наметить план работы с коллективом.
Важно при устранении проблем, обнаруженных социометрическим исследованием, подключить к сотрудничеству родителей. Для некоторых детей достаточно повысить авторитет ребенка через помощь родителей. Совместный проект, участие родителей в жизни детского коллектива, доверительные беседы с мамой и папой способны творить чудеса.
Особое значение имеет развитие игровой деятельности. Плохо развитые игровые умения часто являются причиной низкого статуса ребенка. Достаточно научить ребенка играть со сверстниками, строить сюжет и игровые диалоги, придумывать и распределять роли, удерживать правила игры - и его статус в группе повысится.
Некоторым детям, особенно стеснительным, полезно развиваться «профессионально». То есть родителям такого ребенка надо найти малышу дело по душе в кружках дополнительного образования. Застенчивая девочка, играющая на скрипке или умеющая садиться на «шпагат», пользуется уважением у сверстников.
С другой стороны, если среди ровесников в образовательном учреждении (в детском саду или школе) мальчик или девочка плохо принимаются сверстниками, то в творческом или спортивном коллективе, где превалируют иные ценности, где ценятся «профессиональные» достижения, этот же ребенок может занимать лучшую статусную позицию. Это позволит ему почувствовать себя увереннее в этом мире.
Коррекция в самом коллективе возможна через организацию взрослыми сюжетно-ро-левой игры и режимных моментов. Большим потенциалом обладает совместная продуктивная деятельность. Объединяя детей в микрогруппы по принципу совмещения популярных и непопулярных детей, педагог и психолог могут скорректировать статусную позицию дошкольников, оказавшихся в социальной изоляции.
Проблема общения и взаимоотношений дошкольников остается крайне актуальной. Особенно остро это проявляется уже
в школьном возрасте. Современные психологи отмечают тенденцию ухода школьников в виртуальный мир, предпочитая его реальному общению. Возраст такого «ухода» молодеет.
В любом случае, какая бы ситуация ни складывалась во взаимоотношениях детей, у взрослых, которые находятся рядом, есть реальная возможность помочь каждому ребенку. Нельзя забывать, что первым шагом в этой работе является диагностика. Как мы говорили выше, существует много вариантов проведения социометрического исследования. Какой бы вариант вы ни выбрали, подходите к работе творчески.
Надеемся, что молодые специалисты, прочитав статью, увидят, что проводить социометрию не так уж и сложно. Достаточно лишь первый раз уделить особое внимание деталям проведения. В последующем диагностическая работа по определению социометрического статуса ребенка не будет занимать много времени и сил, а рассказать о дошкольнике и его коллективе это исследование может очень многое.■
Литература
1.Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т.Д. Марцинковской - М.: Гардарики, 2004.
2. Психолог в детском саду / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: ИНТОР, 1995.
3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога психолога в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005.
4. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2001.
5. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, А. И. Булычевой - М.: МОиПК, 1996.
6. Практический психолог в дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. - М.: Издательство «Гном и Д», 2004.
7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Игра в секрет»: методика исследования межличностных отношений детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. - 2008. - №1.
Статья поступила в редакцию 29.07.2013 г.