Научная статья на тему 'В ПОИСКАХ ТРЕТЬЕГО ВЕКТОРА'

В ПОИСКАХ ТРЕТЬЕГО ВЕКТОРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИКУРЕЙЦЫ / МЕДИТАТОРЫ / ЭВОЛЮЦИЯ РАЗУМА / УНИВЕРСАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / СМЫСЛ БЫТИЯ / АПОКАЛИПСИС / ТОЧКА ТЕХНО-СИНГУЛЯРНОСТИ / КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ашшурский Э. Э.

Сегодня, наверное, почти все мы, сознательные представители земной цивилизации, словно поглощенные безмолвным ожиданием, стоим на перекрестке эпох и судеб, с тревогой вглядываясь в мерцающие вдали горизонты: какой перспективный жизненный путь для себя лучше выбрать, какие компоненты нашего духовного естества (ну или сугубо, допустим, телесные) следовало б усовершенствовать тут в первую очередь?.. Хотя, по моему твёрдому убеждению, сейчас самое как раз, пожалуй, время действовать в русле мудрых и весьма прозорливых догадок Н.Ф. Федорова и К.Е. Циолковского, то есть всячески развивая сокровенные внутренние резервы человеческого мозга! Но параллельно с этим нужно еще, разумеется, продолжить разработку новых безопасных видов энергии, как, впрочем, и некоторых ускоренных (в том числе экстрасенсорных) способов информообмена - в целях физиологически приемлемого для нас, а главное - полностью автономного освоения космоса. Что же касается ближайшей «программы-минимум», то тут еще, в частности, предстоит глубже изучить омолаживающие свойства стволовых клеток, а заодно и паллиативные механизмы ана- и криобиоза. Кстати - более того - мы отнюдь даже, представьте себе, не против экспериментального выведения некой более прогрессивной и независимой породы Homo sapiens. И вот, собственно говоря, обо всём этом как раз и пойдет речь в предлагаемом здесь вашему вниманию полемическом авторском материале «В поисках третьего вектора». А еще на последующих страницах вы узнаете, почему мы так пока по-сиротски одиноки в окружающем и давящем нас отовсюду молчаливо-враждебном звездном мире; можно ли достичь столь желанного и долгожданного бессмертия, не прибегая к пресловутой церковной догме о загробной жизни; да и вообще - реально ли (пускай даже в отдалённом будущем) построить своими силами безмятежный цветущий рай на нашей планете. В целом же, как очень хотелось бы надеяться, все эти светлые дерзновенные замыслы рано или поздно будут вполне успешно осуществлены. Что, к слову, во многом может зависеть и от вашей непосредственной творческой заинтересованности и моральной поддержки, уважаемые читатели!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN SEARCH FOR THE THIRD VECTOR

Today probably most of us, conscientious representatives of the human civilization, are standing, as if have absorbed in voiceless wait, on crossroads, peering at the horizons with anxiety: which perspective life path to better choose, what components of our spiritual essence or maybe even corporeality to improve first of all?.. Though, whatever it was, I am sure that now is just the time to act in line with guesses of N.F. Fyodorov and K.E. Tsiolkovsky, namely - far and wide to perfect inner reserves of human brain. In parallel we'd carry on developments of new safe kinds of energy as well as alternative (including psychic) modes of information exchange, in order to people will be able to achieve outer space unhindered and autonomously. As to the nearest "minimum program", here, of course, it’s necessary to study in detail the rejuvenation properties of the stem cells and the ways of refinement of ana- or criobiosis mechanisms either. Well and besides - just imagine - we are truly not against raising some more elaborate and progressive breed of Homo sapiens experimentally. So, that's exactly all the above will be discussed in author’s article “In search for the third vector”. And also on the following pages you will find out why we are so orphanly alone in surrounding us taciturn-hostile cosmos; is it possible to reach immortality in fact without resort to the notorious concept of after-life; and generally, is it practicable (let in the distant future) to build by own forces bloomy & serene earthly paradise. On the whole, we should like to heartily hope that all our noble bright intentions some day or other (although better before long) will be smoothly carried out. But at the same time this could depend on your personal concernment to a large extent (or, at least, the moral support) too, dear readers!

Текст научной работы на тему «В ПОИСКАХ ТРЕТЬЕГО ВЕКТОРА»

ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ

Ашшурский Э.Э. кандидат педагогических наук, Киевский Институт научного прогнозирования, исполнительный директор

valeo-future@yandex. ru

В ПОИСКАХ ТРЕТЬЕГО ВЕКТОРА

Аннотация: сегодня, наверное, почти все мы, сознательные представители земной цивилизации, словно поглощенные безмолвным ожиданием, стоим на перекрестке эпох и судеб, с тревогой вглядываясь в мерцающие вдали горизонты: какой перспективный жизненный путь для себя лучше выбрать, какие компоненты нашего духовного естества (ну или сугубо, допустим, телесные) следовало б усовершенствовать тут в первую очередь?.. Хотя, по моему твёрдому убеждению, сейчас самое как раз, пожалуй, время действовать в русле мудрых и весьма прозорливых догадок Н.Ф. Федорова и К.Е. Циолковского, то есть всячески развивая сокровенные внутренние резервы человеческого мозга! Но параллельно с этим нужно еще, разумеется, продолжить разработку новых безопасных видов энергии, как, впрочем, и некоторых ускоренных (в том числе экстрасенсорных) способов информообмена - в целях физиологически приемлемого для нас, а главное - полностью автономного освоения космоса. Что же касается ближайшей «программы-минимум», то тут еще, в частности, предстоит глубже изучить омолаживающие свойства стволовых клеток, а заодно и паллиативные механизмы ана- и криобиоза. Кстати - более того - мы отнюдь даже, представьте себе, не против экспериментального выведения некой более прогрессивной и независимой породы Homo sapiens.

И вот, собственно говоря, обо всём этом как раз и пойдет речь в предлагаемом здесь вашему вниманию полемическом авторском материале «В поисках третьего вектора». А еще на последующих страницах вы узнаете, почему мы так пока по-сиротски одиноки в окружающем и давящем нас отовсюду молчаливо-враждебном звездном мире; можно ли достичь столь желанного и долгожданного бессмертия, не прибегая к пресловутой церковной догме о загробной жизни; да и вообще - реально ли (пускай даже в отдалённом будущем) построить своими силами безмятежный цветущий рай на нашей планете.

В целом же, как очень хотелось бы надеяться, все эти светлые дерзновенные замыслы рано или поздно будут вполне успешно осуществлены. Что, к слову, во многом может зависеть и от вашей непосредственной творческой заинтересованности и моральной поддержки, уважаемые читатели!

Ключевые слова: эпикурейцы, медитаторы, эволюция разума, универсальная история, смысл жизни, смысл бытия, апокалипсис, точка техно-сингулярности, категорический императив

Вводный раздел /Актуальность исследования

Что есть проблема № 1 для настоящего, не обремененного узами суетности мудреца и каковы реальные перспективы её благополучного разрешения? Несомненно, архисложный вопрос, предполагающий, однако же, чаще всего вполне стандартный ответ: «Unicuique suum - secundum sapientiam suam».

Как известно, Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»1 в одном из мест затронул тему отношения сознания к бытию, или -

1 Энгельс Ф. Ludwig Feuerbach und der Ausgang der klassischen deutschen Philosophie// Die Neue Zeit, Штутгарт, 1886. URL: https://www.marxists.org/archive/marx/works/1886/ludwig-feuerbach/index.htm (дата обращения: 1.09.2021).

если более развернуто - духовного к материальному вообще. Является ли это самым важным для любого конкретного человека или человечества в целом (как чуть ли не хором уверяли нас когда-то строгие седовласые профессора на лекциях по «диамату»)? Увы: вряд ли... А посему более логично, исходя из расхожего тезиса (особенно, кстати, популяризируемого Ф.М. Достоевским1 в «Братьях Карамазовых» и «Дневнике писателя») о непреходящей ценности простого житейского счастья, основной вопрос философии тоже перенести в эту плоскость. Да и, в принципе, такая авторская точка зрения, естественно, на оригинальность совершенно не претендует, так как еще древние греки проблему смысла жизни и достижения в ней моральной удовлетворенности ставили превыше всего. Хотя вместе с тем даже и сегодня судить о решаемости или нерешаемости этой проблемы будет правомерно разве что, пожалуй, обратившись лишь лицом к вечности. Так что вовсе не зря лучшие умы русского любомудрия, а вместе с ними и ряд видных отечественных литераторов во главе с упоминавшимся уже выше Достоевским то и дело задавались одним и тем же мучительным вопросом: а наполнено ль хоть сколь-нибудь значимым содержанием посюстороннее нашеземное бытие? Ибо, по большому счету (а особенно, если следовать общепризнанным постулатам академической науки), ответ тут, к сожалению, предполагается лишь сугубо отрицательный. Конкретно же бессмысленность индивидуальной жизни с точки зрения индивидуального разума вытекает, в частности, из неминуемого прерывания любых силлогистических цепочек, состоящих из ряда последовательных подвопросов "Для чего... /жить, учиться чему-либо, совершенствовать свою душу и тело, работать и т.д./?" Ведь если отбросить удовлетворение инстинктов, которым ведает обыденное мышление (или в терминологии немецкой философской школы - рассудок), то все хоть немного возвышающиеся над плотским "modus vivendi" запросы разума теряют свой смысл из-за безжалостно коротких отведенных нам сроков.

Однако, несмотря даже на вполне очевидную ее остроту и злободневность, данная тематика всё равно остается пока для Homo sapiens^ некой трансцендентальной (т.е. по существу закрытой для обсуждения). В связи с чем здесь необходимо подчеркнуть, что сам фактор перехода в вечность (несущий в себе одновременно как долгожданное избавление от страха смерти, так и перспективу для подлинно раскрепощенной творческой деятельности) не даст всё ж таки человеку полноценного счастья, если он при этом не овладеет механизмом осознанного волевого контроля над природой.

Цель/Задача: вовремя упредить вполне очевидные для философа опаснейшие катастрофические тенденции в нынешнем развитии планетарного сообщества.

1.

Спору нет - серьезные междисциплинарные разработки в сфере предопределения грядущих судеб земной цивилизации вряд ли когда-либо утратят свою актуальность. Взять хотя бы такое модное нынче философское понятие, как «телеономия». Первично появившись в зрелых трудах Аристотеля и будучи затем подхвачена средневековыми клерикалами в виде слегка отретушированного нравоучительного напутствия для грешников, она, однако же -после выхода в свет недавних знаменательных монографий Л.С. Берга2, И.Р. Пригожина3, В.А. Кордюма4 - очень быстро превратилась в одно из самых интересных и востребованных

1 Достоевский Ф.М. Дневник писателя» в 2-х томах. - М., 2011. URL: https://fedordostoevsky.ru/works/diary/ (дата обращения: 1.09.2021).

2 Berg S. Lev. Nomogenesis, or Evolution determined by law// Cambridge (USA), p/h "M.I.T. Press", 1969.

3 Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с Природой. - М.: Прогресс, 1986. -431 с.

4 Кордюм ВА. Эволюция и биосфера. - Киев: Изд-во «Наукова думка», 1982.; Кордюм В А. Информационные потоки в биосфере. - Киев: Изд-во: «Академпериодика», 2016. URL:

79

сегодня направлений научной мысли. Причем, творчески развивая их смелые новаторские идеи также и в онтологическом плане, мы тем самым вплотную подходим к весьма принципиальному тут стержневому вопросу: а способно ли человечество в целом сполна осознать свою собственную роль (ну или, возможно даже, миссию) в реалиях теперешнего мироустройства? На мой взгляд, ближе всего к его адекватному разрешению были, пожалуй, русские теософы (Е.П. Блаватская) и космисты (Н.Ф. Федоров). Что же касается Достоевского, то он, хоть по жизни и не пересекался с этими своими весьма харизматичными современниками, но тем не менее его широко известная концепция «всечеловечности» во многом как раз совпадает с ключевыми тезисами Радды-Бай1 об «образовании вселенского братства безотносительно к расе, цвету кожи, полу, касте и вероисповеданию».

Однако же, с другой стороны, тут совершенно ясно, что высказывания отдельных сколь бы то ни было авторитетных.ученых по данному поводу вряд ли будут иметь достаточно весомую силу, так как наука это феномен надличностного характера. То есть если даже все литературные гении или, допустим, лауреаты Нобелевской премии, сговорившись между собой, в одночасье покончат жизнь самоубийством и выйдут из сансары2, остальное земное сообщество запросто может на такой чрезвычайный поступок прореагировать с олимпийским спокойствием, возразив по существу, что смысл бытия какой-то одной группы людей не тождественен идентичному смысловому показателю социума.

Что ж до пресловутых религиозных догматов, то они отличаются от строго научной точки зрения своей заведомой тенденциозностью. И хотя, возможно, какой-то особый иррациональный смысл таки и стоит поискать в потусторонней жизни, но это отнюдь еще не значит, что он обязан там быть. В частности, если представить всех нас с вами в качестве ничтожных винтиков и гаечек неких общемировых трансцендентных процессов, которые подобно лавине безудержно несутся куда-то вперед, не проявляя к своим субъединицам абсолютно никакого внимания, то в этом случае о потустороннем мире следует также судить лишь в инерциальном плане, ибо потустороннее благо входит в гораздо большую корреляцию с телесно-анатомическими признаками того или иного субъекта, нежели с его внутренне осознанной, так сказать, подлинно добродетельной добродетелью. Обезличивание конкретной индивидуальности в потустороннем мире церковники и многочисленные гуру восточного толка преподносят нам наизнанку - как освобождение истинно свободного всеединого духа от уз самосознания. Тогда уж конечно, если рассуждать именно с такой колокольни, феномен самосознания, получается, и вправду утрачивает тут свою ведущую роль в нашей жизни; но вместе с ним попутно сразу ведь обесцениваются и почти все общественно выработанные установки на добропорядочность и непричинение зла ближнему, т.е. категорический императив Канта3 поневоле как бы вынужден «ретироваться» перед слепым послушанием и начетничеством глубоко верующих. Устранить столь заметный даже неискушенным глазом парадокс взялась в конце позапрошлого века прославленная русско-немецкая мыслительница и «махатма» Е.П. Блаватская. Однако подлинным идейным стимулом для этого послужило ей «великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского4, практически всецело посвященное разгадыванию самых сокровенных тайн и темных закоулков человеческого «я».

http://futaoidtop/content/%D0%9A%D0%BE%D 1%80%D0%B4%D1%8E%D0%BC-3.pdf (дата обращения: 1.09.2021).

1 Литературный псевдоним Е.П. Блаватской.

2 Под сансарой в индоарийской духовной традиции подразумевают обычно непрерывный экзистенциальный круговорот рождений и смертей.

3 Кант И. Основы метафизики нравственности// Сочинения в 6 томах. - М.: Изд-во: «Мысль». Т. 4. Часть I. С. 211-310.

4 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. В 2-х томах. - СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1881. URL: https://fedordostoevsky.ru/works/lifetime/karamazov/1881/ (дата обращения: 1.09.2021).

80

А вообще сейчас уже, в принципе, многими зарубежными экспертами считается, что содержание смысла жизни отдельной личности де-факто можно установить путем социологического опроса. Более того, нетрудно даже заранее спрогнозировать итог такого исследования: подавляющее большинство респондентов во главу угла поставит прежде всего удовлетворение инстинктов. Куда сложнее разобраться с вопросом, в чем же заключается смысл существования того или иного государства. Действительно, если рассуждать с точки зрения граждан этого государства - то опять-таки все в том же максимальном обеспечении их собственных, как правило, чисто эгоистических нужд. Если же подходить к данному вопросу с позиций самого государства, то в случае диктатуры ответ будет, по сути, аналогичным предыдущему, но только уже применительно лично к диктатору-самодержцу ("Государство - это я!"), тогда как в иных случаях апеллировать уже в большей мере к каким -то вполне определенным географическим и временным параметрам. Дело в том, что для государства, как и общества в целом, не существует такого понятия, как внутренняя одухотворенность. Поэтому чисто формально можно тут выдвигать различные версии (расширение границ, длительность сохранения генофонда ведущего этноса, удовлетворение личных нужд периодически переизбираемых законодательных органов), но все это будет выглядеть достаточно условно. Однако всё ж таки в любом случае, что там ни говорить, сильное государство требует, как известно, законопослушания граждан, автоматически ограничивая тем самым их свободу, - и в этом как раз видится явный элемент несовпадения смыслов. Некоторые - добавим здесь же - склонны, кроме того, считать, что постоянное благоденствие и процветание граждан неминуемо ведет к их аморализации, тунеядству, переходу к паразитическому образу жизни, а это якобы, в свою очередь, однозначно приводит к гибели и самого государства. Наше собственное мнение, однако, таково, что подобная точка зрения не может являться универсальной, так как теоретически допустимо предположить создание (искусственным или естественным путем - в данном случае особой роли не играет) такого генофонда, все носители которого будут переживать не только за себя, но в не меньшей степени и за благо общего дела. О чем, кстати, многократно заявляли не только ведущие отечественные космисты1, но и почвенники, взращенные на острых, но вполне понятных простому люду материалах братьев Достоевских (частенько публиковавшихся в целом ряде весьма популярных тогда столичных журналов).

Ну а если подойти ко всему этому глобально, то совсем, конечно же, не исключено, что сам по себе тезис "счастливые граждане - сильное государство" когда-нибудь таки будет успешно реализован. Косвенным подтверждением чему могла б, например, здесь послужить та же хотя бы история Древней Греции, где эллины, обладавшие, как мы помним, весьма неплохим для тех времен генофондом, сумели сообща построить сильное и притом довольно равноправное государство.

2.

Итак, сегодня все мы - сознательные представители земной цивилизации - словно поглощенные немым ожиданием, стоим на распутье, с тревогой вглядываясь вдаль: какой перспективный путь для себя избрать, в какой бытийной плоскости развиваться далее?.. Кое -кто из нынешних философов объясняет это даже неумолимым приближением некой роковой точки сингулярности (во какое мудреное-то словечко выдумали!). Между тем как церковники издавна называли это по-своему, хотя, впрочем, и не менее выспренно -«апокалипсис». То есть, иначе говоря, буквально на носу - грандиозный качественный скачок, связанный с избыточным накоплением информационно значимых количественных изменений как в окружающей нас «очеловеченной» природе, так и в самом обществе. Впрочем, если разобраться, подобных переломных моментов в геологической летописи нашей планеты было, что называется, с лихвой. И все же из разряда «самых-самых» принято

1 Бердяев Н.А. Религия воскрешения// Грёзы о Земле и небе. - СПб., 1995. URL: http://magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn024.htm (дата обращения: 1.09.2021).

81

обычно выделять следующие: 1) зарождение (или благополучное «привитие» из космоса) первичной планетарной жизни; 2) последующая дифференциация миниатюрных живых комочков на ауто- и гетеротрофы; 3) возникновение многоклеточности (кстати, для обоих только что названных таксонов оно, видимо, происходило в различные сроки); ну и, возможно (хотя это уже, конечно, больше из коллегиального чувства солидарности) приход на историческую авансцену Homo sapiens'а. Тогда как менее значительные вполне могли быть ознаменованы образованием, допустим, какого-нибудь нового ползучего или, к примеру, летающего вида.

Так почему же сейчас столь резко вдруг взбудоражились все, по сути, трезвомыслящие ученые умы? Да потому что - хоть в это и трудно так сразу с первого наскоку поверить - речь идет о глобальном завершении нашей с вами быстротечной земной карьеры!.. Но, впрочем, если учесть, что на смену нам придут другие, куда более совершенные создания и даже целые планетарные Солярисы1, то неизвестно, стоит ли вообще огорчаться. Так, во всяком случае, или примерно так рассуждают некоторые чересчур продвинутые сторонники реформ типа современных российских трансгуманистов, черпающих, правда, свой скудный интеллектуальный опыт, как это сейчас уже стало «круто» и модно, целиком из англоязычной интернет-сети. И - более того - считают ведь подобные футуристические взгляды чуть ли не перлами подлинного вселенского прогресса2. Хотя что тут, право, можно возразить - наивные мотыльки, в самозабвеньи летящие на огонь!..

Да оно, в общем-то, и не мудрено: две величайшие силы, правящие мирозданием, -Высшая Воля и Высший Разум - попутно соревнуясь, видимо, и друг с другом, подминают на своем целеустремленном всесокрушающем пути огромное множество разношерстных галактик и цивилизаций, не говоря уже о судьбах отдельных никчемных людишек. И если такие харизматичные личности, как Жанна д'Арк, Эдгар Кейси, Григорий Распутин, Сатья Саи-баба, Вангелия Гущерова олицетворяют собой идейный рупор ее величества Воли, то как раз трансгуманистов смело можно причислить к провозвестникам космического Разума. Причем, сколь даже парадоксально это ни прозвучит, но по отношению к упомянутому здесь корню «humanity», их суетливая деятельность носит пока, пожалуй, самый что ни на есть вредительский3 характер. И все же с каждым годом, да что там - с каждой минутой она все более будет нарастать: ведь этого требуют неумолимые запросы Высшего Разума! Конечным же закономерным итогом подобного «подвижничества» станет полное обезличивание общества, которое, правда, к тому времени вполне может уже именоваться и техносферой. Судите сами: разнообразные миниатюрные датчики и детекторы вместе с изрядно навороченными, но «удивительно удобными» мобилками, вмонтируемыми в тело (как, собственно, и техно-клипсы, уже и сейчас незаметно с теми же целями прикрепляемые к уху) - это уже само по себе очевидное ограничение возможной дислокации индивида4 в пространстве и времени. Хотя ведь стремительное развитие нанотехнологий неминуемо, согласитесь, приведет к этому5 и даже причем в ближайших 10 -15 лет!.. Более того, для пущей моральной убедительности сюда еще обязательно приплетут как кровные интересы самого индивида (сверхнадежная личная безопасность, возможность быстрой оперативной

1 Lem S. Solaris// Warszawa: Wydawnictwo ministerstwa obrony narodowej, 1961. URL: https://solaris.lem.pl/ksiazki/beletrystyka/solaris (дата обращения: 1.09.2021).

2 Кутырёв В.А. Унесенные прогрессом: эсхатология жизни в техногенном мире. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 2016. - 300 с.

3 Игумен Виталий (Уткин). Вызов трансгуманизма: бесконечный прогресс, ведущий в бездны расчеловечивания// Православный взгляд, 2014. URL: https://orthoview.ru/vyzov-transgumanizma-beskonechnyj-progress-vedushhij-v-bezdny-raschelovechivaniya/ (дата обращения: 1.09.2021).

4 Лукьянец В. С. Высокие когнитивно-гуманитарные технологии и их роль в преображении человека// Totallogy-XXI, 2013. № 3. С. 37-53.

5 Лукьянец В.С. Нанотехнологическая революция: глобальное обновление антропосферы// Totallogy-XXI, 2005. № 5. С. 199-223.

связи с друзьями, профилактика серьезных заболеваний), так и весомую общественную выгоду (взять, например, ту же хотя бы пресловутую борьбу с терроризмом). А лишь только нынешний технический уровень микроэлектроники созреет до повального внедрения нейрочипов, когда любой сигнал извне станет восприниматься как субъективная реальность (т.е. в буквальном смысле как укол, ожог, боль, щекотка, собственная удачная мысль или даже внезапное наитие «сверху»), - сразу же произойдет самое доподлинное растворение привычной человеческой «самости» в пучине планетарного Соляриса. (Хотя в действительности-то речь здесь, конечно, может идти не о разных там левых и бесполезных сигналах вообще, а о конкретно засылаемых системно-управленческой верхушкой). То есть, одним словом, наступит заключительный этап плоскостной организменной эволюции, который концептуально проявится в виде свежайшей, 7-й по счету зарубки на иерархической шкале1 жизненного древа.

Разумеется, потеря личностной свободы точно так же грозит при этом и медитаторам (т.е. поклонникам Высшей Воли), но там хоть взамен гарантируются какие-то внетелесные компенсации. В то время как в данном случае ни вожделенного бессмертия, ни элементарного обывательского счастья, ни каких бы то ни было чувственных наслаждений нашим грядущим потомкам не видать как своих ушей.

Тут, впрочем, любой любознательный читатель, переведя дух, наверняка задастся вполне естественным вопросом: так что же, собственно, тогда остается делать - вешаться, напропалую в отчаяньи предаваться пьянству и наркотикам или перебежать все же, пока еще не поздно, в лагерь прежних «идейных противников», всерьез занявшись богоискательством? Что ж, вряд ли возможно предложить здесь некий единый, универсальный для всех ответ; хотя именно по последнему, наиболее, казалось бы, привлекательному на вид пункту стоило бы, однако же, напомнить, что по статистике из каждых ста человек, пытавшихся когда-либо реально воочию познать своего бога, это на деле успешно выходит где-то максимум всего лишь у четверти верующих. Для остальных же в лучшем случае превращается в пожизненную традицию унылого систематического посещения различного рода церковно-ритуальных собраний. Причем - заметьте - вовсе не потому, что эти люди недостаточно, скажем, искренне или осознанно старались постичь сущность Господа, - просто-напросто им это не дано от рождения!..

3.

И все же, вопреки всем нелицеприятным раскладам, протестующая часть человеческого «я» способна даже в такой безысходной как будто бы ситуации найти свой достойный спасительный путь.

Итак, назовем указанный альтернативный вектор развития человеческого сообщества «эпикурейским»; причем это не только дань уважения известному античному философу, но и, естественно, прямой намек на основные приоритеты предлагаемого нами варианта. Среди них, как нетрудно, в общем-то, догадаться, в первую очередь отказ от современных машинных, да и других чуждых исконной человеческой природе технологий, постепенное расширение внутренних резервов мозга, поиск и разработка новых безопасных видов энергии, но, пожалуй, все же самое главное - строгая корпоративность большинства проводимых исследований и всего жизненного уклада в целом, т.е. по сути дела, сознательное отмежевание от бытующих ныне вредных социальных тенденций. Поначалу это может быть заселение отдельных необитаемых островов или подземных территорий, но в дальнейшем, конечно же, обязателен (или уж, по крайней мере, весьма и весьма желателен) выход в космос21. Хотя здесь, кстати, иной тематически «подкованный» читатель вправе

1 Ашшурский Э.Э. Опыт философского осмысления противоречий современной науки. - Киев: Изд-во «Эсперанца», 1994.

2 Циолковский К.Э. Вне Земли. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. - 144 с.

83

закинуть довольно-таки резонную реплику: а как же вы, дескать, господа, собираетесь осваивать космос, напрочь отказываясь в то же время от развития мощных металлоемких технологий? На что, тем не менее, вполне можно было б ответить примерно так: но ведь именно для поисков неких особых высокоэффективных источников энергии, а вместе с нею и скрытых потенциалов человеческого организма как раз и будут создаваться те самые подземные лаборатории! А еще - для изучения омолаживающего действия стволовых клеток, для усовершенствования механизмов ана- и криобиоза. И даже (как бы уже в конечном результате) для экспериментального выведения новой более независимой и прогрессивной породы homines2. Но все это - еще раз подчеркну - безо всяких зловредных киборгизаций, «аплоудингов» и нейрокомпьютерных интерфейсов, которые беспощадно засасывают простодушных в своем неведении землян в зияющее кровожадное чрево надличностного Сверхинтеллекта3.

Правда, к сожалению, пока еще очень многие организационные, да и сугубо научные вопросы составляют тут предмет сокровенного знания, т.е. относятся к разряду особых эксклюзивных ноу-хау, не подлежащих всеобщей огласке. Так что всё чаще по ходу текста приходится, увы, довольствоваться стандартным: "sapienti sat...". Но всё же столь уверенная и твердая авторская позиция основывается здесь на том, что новоявленным эпикурейцам4 заведомо уж не грозит бесславно на веки вечные кануть в трясину какого -то низменно-обывательского удовлетворения простейших телесных благ: наоборот, им суждено будет, возможно даже, стать со временем настоящим живым символом и образцом истинно зрелого человеческого разума! И чего-чего, а этого-то как раз добиться в данном случае, согласно предварительным расчетам, совсем несложно.

Другая - тоже, казалось бы, чисто конъюнктурная, но вместе с тем достаточно «щекотливая» проблема - где взять деньги на осуществление таких перспективных проектов? Но и тут многое, в принципе, улаживается путем, например, хотя бы выборочного целенаправленного информирования некоторых так называемых просвещенных олигархов.

Ну и, наконец, последний спорный момент может возникнуть по поводу вполне якобы реальных актов открытого противодействия со стороны Высшего Разума или Высшей Воли. На что, однако, хотелось бы возразить при помощи одной конкретной, да и к тому же весьма убедительной аналогии. Когда 3 миллиарда лет назад в первобытном питательном слое нашей планеты возник «черный передел власти» между клетками, потребляющими энергию, и вырабатывающими ее самостоятельно, - неожиданно из этой общей серой массы отделилась небольшая группа отчаянных смельчаков-самозванцев, которая решила идти дальше своим, не зависимым ни от кого путем. И вот с той знаменательной поры прошло уже огромное множество эр и эпох, тоннами вымерли или коренным образом преобразились бесчисленные потомки тех прародительских архебактерий и эукариот - а воистину бессмертные вирусы в практически неизменном притом виде, знай себе, процветают и поныне. И плевать они хотели на мнимые угрозы со стороны Воли и Разума, вместе взятых. Ибо обеим этим могущественным вселенским силам если таки и суждено когда-либо всерьез повоевать, то разве что между собой, да и то в ближайшем обозримом будущем даже и такой

1 Циолковский К.Э. Предисловие ко второму изданию// Беляев А.Р. Прыжок в ничто. -Пермь: Пермское кн. изд., 1989. - 461 с.

2 Lem S. Summa Technologiae» (r. VIII, «Rekonstrukcja widoku»). - Krakow, «Wydawnictwo Literackie», 1964. URL: https://solaris.lem.pl/ksiazki/eseje/summa-technologiae (дата обращения: 1.09.2021).

3 Ашшурский Э.Э. Иллюзии трансгуманизма// Природа и человек, 2008. № 2. С. 68. URL: http://www.green-forums.info/greenlib/periodic/PiCh%2C%20avtorskii%20kolliektiv/Priroda%20i%20chieloviek.%20XXI%20viek.%20 No2%20%2825%29/Priroda%20i%20chieloviek.%20XXI%20viek.%20-%20PiCh%2C%20avtorskii%20kolliektiv.pdf (дата обращения: 1.09.2021).

4 Хотя, правда, в ранних авторских работах они именуются несколько иначе, а именно - «эпименами» (см., например, мое интервью столичному изданию «Киевские ведомости» от 14/VI-2008 - «После Большого Скачка»).

вариант покамест явно не предвидится... Вот почему четко и со знанием дела организованное эпикурейское движение действительно способно донести до грядущих наших космических преемников не искаженную временем память о человеке с планеты Земля!

Заключительный раздел

Ну и напоследок - пару слов о том, какие же всё-таки общие закономерности зримо прослеживаются между авторскими эпименами и бывшими идейными адептами Достоевского (а отчасти и Федорова) - русскими почвенниками, краткий манифест которых был опубликован накануне отмены крепостного права в журнале «Время».

Во-первых - и это сразу же следует подчеркнуть - свою главную задачу они тоже видели в спасении прогрессивно мыслящего человечества от неумолимо надвигающейся беды. А кроме того, вполне адекватно воспринимая европейскую культуру, они вместе с тем и смело, без особых обиняков обличали «гнилой Запад» за его пресыщенность, духовную пустоту и прочно воцарившиеся там буржуазно-потребительские взаимоотношения.

И как не вспомнить тут золотые и нетленные в веках слова Е.П. Блаватской: «Корень зла - в моральной, а не в физической причине. То, что сейчас /Да-да: именно сейчас, на пороге 2022 г. или же, если говорить масштабнее - в разгар III тысячелетия. — Э.А./ больше всего требуется европейскому миру, - это дюжина писателей таких, как Достоевский: они нужны в наши дни для пробуждения общества!»1

Литература:

1. Ашшурский Э.Э. Иллюзии трансгуманизма// Природа и человек, 2008. № 2. С. 68. URL: http://www.green-forums.info/greenlib/periodic/PiCh%2C%20avtorskii%20kolliektiv/Priroda%20i%20chieloviek.%2 0XXI%20viek.%20No2%20%2825%29/Priroda%20i%20chieloviek.%20XXI%20viek.%20-%20PiCh%2C%20avtorskii%20kolliektiv.pdf (дата обращения: 1.09.2021).

2. Ашшурский Э.Э. Опыт философского осмысления противоречий современной науки. - Киев: Изд-во «Эсперанца», 1994.

3. Бердяев Н.А. Религия воскрешения// Грёзы о Земле и небе. - СПб., 1995. URL: http://magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn024.htm (дата обращения: 1.09.2021).

4. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. В 2-х томах. - СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1881. URL: https://fedordostoevsky.ru/works/lifetime/karamazov/1881/ (дата обращения: 1.09.2021).

5. Достоевский Ф.М. Дневник писателя» в 2-х томах. - М., 2011. URL: https://fedordostoevsky.ru/works/diary/ (дата обращения: 1.09.2021).

6. Игумен Виталий (Уткин). Вызов трансгуманизма: бесконечный прогресс, ведущий в бездны расчеловечивания// Православный взгляд, 2014. URL: https://orthoview.ru/vyzov-transgumanizma-beskonechnyj -progress-vedushhij -v-bezdny-raschelovechivaniya/ (дата обращения: 1.09.2021).

7. Кант И. Основы метафизики нравственности// Сочинения в 6 томах. - М.: Изд-во: «Мысль». Т. 4. Часть I. С. 211-310.

8. Кордюм В.А. Информационные потоки в биосфере. - Киев: Изд-во: «Академпериодика», 2016. URL: http://futuroid.top/content/%D0%9A%D0%BE%D 1%80%D0%B4%D 1%8E%D0%BC-3.pdf (дата обращения: 1.09.2021).

9. Кордюм В.А. Эволюция и биосфера. - Киев: Изд-во «Наукова думка», 1982.

1 Blavatsky H.P. The Tidal Wave// Blavatsky Collected Writings. — Wheaton /USA/: Theosophical Publishing House, 1980. Vol. 12. URL: http://www.katinkahesselink.net/blavatsky/articles/v12/y1889_072.htm (дата обращения: 1.09.2021).

10. Кутырёв В.А. Унесенные прогрессом: эсхатология жизни в техногенном мире. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 2016. - 300 с.

11. Лукьянец В.С. Высокие когнитивно-гуманитарные технологии и их роль в преображении человека// Totallogy-XXI, 2013. № 3. С. 37-53.

12. Лукьянец В.С. Нанотехнологическая революция: глобальное обновление антропосферы// Totallogy-XXI, 2005. № 5. С. 199-223.

13. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с Природой. -М.: Прогресс, 1986. - 431 с.

14. Циолковский К.Э. Вне Земли. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. - 144 с.

15. Циолковский К.Э. Предисловие ко второму изданию// Беляев А.Р. Прыжок в ничто. -Пермь: Пермское кн. изд., 1989. - 461 с.

16. Энгельс Ф. Ludwig Feuerbach und der Ausgang der klassischen deutschen Philosophie// Die Neue Zeit, Штутгарт, 1886. URL: https://www.marxists.org/archive/marx/works/1886/ludwig-feuerbach/index.htm (дата обращения: 1.09.2021).

3. Berg S. Lev. Nomogenesis, or Evolution determined by law// Cambridge (USA), p/h "M.I.T. Press", 1969.

4. Blavatsky H.P. The Tidal Wave// Blavatsky Collected Writings. — Wheaton /USA/: Theosophical Publishing House, 1980. Vol. 12. URL: http://www.katinkahesselink.net/blavatsky/articles/v12/y1889_072.htm (дата обращения: 1.09.2021).

5. Lem S. Solaris// Warszawa: Wydawnictwo ministerstwa obrony narodowej, 1961. URL: https://solaris.lem.pl/ksiazki/beletrystyka/solaris (дата обращения: 1.09.2021).

6. Lem S. Summa Technologiae» (r. VIII, «Rekonstrukcja widoku»). - Krakow, «Wydawnictwo Literackie», 1964. URL: https://solaris.lem.pl/ksiazki/eseje/summa-technologiae (дата обращения: 1.09.2021).

References:

1. Ashshurskij E.E. Illyuzii transgumanizma// Priroda i chelovek», 2008. № 2. P. 68. URL: http://www.green-

forums.info/greenlib/periodic/PiCh%2C%20avtorskii%20kolliektiv/Priroda%20i%20chieloviek.%2 0XXI%20viek.%20No2%20%2825%29/Priroda%20i%20chieloviek.%20XXI%20viek.%20-%20PiCh%2C%20avtorskii%20kolliektiv.pdf (accessed: 1.09.2021).

2. Ashshurskij E.E. Opyt filosofskogo osmysleniya protivorechij sovremennoj nauki - Kiev: Izd. «Esperanca», 1994.

3. Berdyaev N.A. Religiya voskresheniya// Gryozy o Zemle i nebe. - SPb., 1995. URL: http://magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn024.htm (accessed: 1.09.2021).

4. Dostoevskij F.M. Brat'ya Karamazovy. V 2-h tomah. - SPb.: Tip. br. Panteleevyh, 1881. URL: https://fedordostoevsky.ru/works/lifetime/karamazov/1881/ (accessed: 1.09.2021).

5. Dostoevskij F.M. Dnevnik pisatelya. V 2-h tomah. - M., 2011. URL: https://fedordostoevsky.ru/works/diary/ (accessed: 1.09.2021).

6. Engel's F. Ludwig Feuerbach und der Ausgang der klassischen deutschen Philosophie// Die Neue Zeit, SHtutgart, 1886. URL: https://www.marxists.org/archive/marx/works/1886/ludwig-feuerbach/index.htm (accessed: 1.09.2021).

7. Igumen Vitalij (Utkin). Vyzov transgumanizma: beskonechnyj progress, vedushchij v bezdny raschelovechivaniya// Pravoslavnyj vzglyad, 2014. URL: https://orthoview.ru/vyzov-transgumanizma-beskonechnyj-progress-vedushhij-v-bezdny-raschelovechivaniya/ (accessed: 1.09.2021).

8. Kant I. Osnovy metafiziki nravstvennosti»// Sochineniya v 6 tomah. - M.: Izd. «Mysl'». T.4. Chast' I. Pp. 211-310.

9. Kordyum V.A. Evolyuciya i biosfera// Kiev: Izd. «Naukova dumka», 1982.

86

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kordyum V.A. Informacionnye potoki v biosfere"// Kiev: Izd. «Akademperiodika», 2016. URL: http://futuroid.top/content/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B4%D1%8E%D0%BC-3.pdf (accessed: 1.09.2021).

11. Kutyryov V.A. Unesennye progressom: eskhatologiya zhizni v tekhnogennom mire. — SPb.: Izd. «Aletejya», 2016. - 300 p.

12. Luk'yanec V.S. Nanotekhnologicheskaya revolyuciya: global'noe obnovlenie antroposfery» -Kiev.: Totallogy-XXI, 2005. № 5. Pp. 199-223.

13. Luk'yanec V.S. Vysokie kognitivno-gumanitarnye tekhnologii i ih rol' v preobrazhenii cheloveka. - Kiev: Totallogy-XXI, 2013. № 3. Pp. 37-53.

14. Prigozhin I.R., Stengers I. Poryadok iz haosa: Novyj dialog cheloveka s Prirodoj. - M.: Progress, 1986. - 431 p.

15. Ciolkovskij K.E. Vne Zemli. - M.: Izd-vo Akad. nauk SSSR, 1958. - 144 s.

16. Ciolkovskij K.E. Predislovie ko vtoromu izdaniyu// Belyaev A.R. Pryzhok v nichto. - Perm': Permskoe kn. izd., 1989. - 461 s.

17. Berg S. Lev. Nomogenesis, or Evolution determined by law// Cambridge, p/h "M.I.T. Press", 1969.

18. Blavatsky H.P. The Tidal Wave// Blavatsky Collected Writings. - Wheaton /USA/: Theosophical Publishing House, 1980. Vol. 12. El. URL: http://www.katinkahesselink.net/blavatsky/articles/v12/y1889_072.htm (accessed: 1.09.2021).

19. Lem S. Solaris. - Warszawa: Wydawnictwo ministerstwa obrony narodowej, 1961. URL: https://solaris.lem.pl/ksiazki/beletrystyka/solaris (accessed: 1.09.2021).

20. Lem S. Summa Technologiae (r. VIII, «Rekonstrukcja widoku»). — Krakow: Wydawnictwo Literackie, 1964. URL: https://solaris.lem.pl/ksiazki/eseje/summa-technologiae (accessed: 1.09.2021).

IN SEARCH FOR THE THIRD VECTOR

Ashursky E. E.

Candidat of Pedagogic Science

Kiev Institute for Scientific Prognoses, exec. director

valeo-future@yandex. ru

Abstract: Today probably most of us, conscientious representatives of the human civilization, are standing, as if have absorbed in voiceless wait, on crossroads, peering at the horizons with anxiety: which perspective life path to better choose, what components of our spiritual essence or maybe even corporeality to improve first of all?.. Though, whatever it was, I am sure that now is just the time to act in line with guesses of N.F. Fyodorov and K.E. Tsiolkovsky, namely - far and wide to perfect inner reserves of human brain. In parallel we'd carry on developments of new safe kinds of energy as well as alternative (including psychic) modes of information exchange, in order to people will be able to achieve outer space unhindered and autonomously. As to the nearest "minimum program", here, of course, it's necessary to study in detail the rejuvenation properties of the stem cells and the ways of refinement of ana- or criobiosis mechanisms either. Well and besides - just imagine - we are truly not against raising some more elaborate and progressive breed of Homo sapiens experimentally.

So, that's exactly all the above will be discussed in author's article "In search for the third vector ". And also on the following pages you will find out why we are so orphanly alone in surrounding us taciturn-hostile cosmos; is it possible to reach immortality in fact without resort to the notorious concept of after-life; and generally, is it practicable (let in the distant future) to build by own forces bloomy & serene earthly paradise.

On the whole, we should like to heartily hope that all our noble bright intentions some day or other (although better before long) will be smoothly carried out. But at the same time this could depend on your personal concernment to a large extent (or, at least, the moral support) too, dear readers! Keywords: Epicureans, meditators, evolution of the Mind, Big History, the meaning of life, the meaning of being, Apocalypse, the point of technological singularity, the categorical imperative

Для цитирования: Ашшурский Э.Э. В поисках третьего вектора// Архонт, 2021. № 4 (25). С. 78-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.