Научная статья на тему 'О ГРАДАЦИЯХ ПАМЯТИ, ДУАЛИЗМЕ ЛИЧНОСТИ И ПРИРОДЕ ПОЛОРОЛЕВЫХ ОТКЛОНЕНИЙ'

О ГРАДАЦИЯХ ПАМЯТИ, ДУАЛИЗМЕ ЛИЧНОСТИ И ПРИРОДЕ ПОЛОРОЛЕВЫХ ОТКЛОНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВОЕ ПОНИМАНИЕ ВРЕМЕНИ / МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СОСЕДИ / НАСЛЕДУЕМЫЙ ВЫБОР ПОЛУШАРНОСТИ / ТИП ПОЛУШАРНОСТИ / ЛУНАТИЗМ / ИСТИННЫЙ МУЖСКОЙ ГОМОСЕКСУАЛИЗМ / ДЕЛИНКВЕНТНЫЙ ЖЕНСКИЙ ГОМОСЕКСУАЛИЗМ / МОНАДНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / СИСТЕМНАЯ ИЕРАРХИЯ / АСТРОЦИТЫ / ГИСТОНЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ашшурский Эмир Эммануилович

В данной статье автором рассматривается сразу несколько вопросов, из которых можно выделить три наиболее фундаментальных. Это те вещи, которые стары как мир, поэтому каждая из них заслуживает глубокого, пристального анализа. Итак, пункт первый: каким именно образом изначально в природе возникла психика и как она затем развилась в полноценное человеческое сознание? Вторая подробно разбираемая тут тема связана с врожденной физиологической асимметрией полушарий (которая, напомним, способна оказывать непосредственное влияние как на перинатальные особенности, так и на весь последующий режим функционирования ЦНС). Третий поднятый здесь важный блок вопросов восходит к весьма «еретической» идее, что все живые организмы (а вместе с ними, естественно, и человек), являются не божественными созданиями, а простыми биороботами. Помимо этого, в своих смелых философских исследованиях автор предпринимает также очередную (для отечественных гуманитариев, да и всей нашей науки в целом) дерзновенную попытку проникнуть в самые потайные глубины человеческой природы, мысленным взором как бы сканируя внутриклеточное пространство и раскрывая таким образом весь сложнейший эволюционный механизм оптимального программного управления в системе высшей нервной регуляции. Более того, по ходу статьи ему удалось еще и наглядно обосновать, что так называемая свободная воля - это не что иное, как фикция. На практике она, если у кого-то и есть, то у неких выдающихся чудотворцев, которые к нам с вами имеют весьма отдаленное отношение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE GRADATIONS OF MEMORY, DUALISM OF PERSONALITY AND THE NATURE OF GENDER DEVIATIONS

In this article, the author examines several issues at once, of which at least three of the most fundamental can be distinguished. These are the things that are as old as the world, and each of them deserves a deep close analysis. So, point one: where did the psyche come from and how did it then develop into a full-fledged human consciousness? The second discussed in detail problem is associated with the innate physiological asymmetry of the hemispheres (which, in turn, is capable of having a direct influence on both perinatal features and the entire subsequent mode of functioning of the central nervous system). The third important block of questions raised here, by and large, goes back to enough heterodox idea that all living organisms (and with them, of course, man) are not divine creatures but simple biorobots. Well, in this bold theoretical research the author also makes another (for domestic philosophers and for humanities on the whole) daring attempt to penetrate into the most secret depths of spiritualized nature, with the mind's eye scanning the intracellular space and revealing thus the entire complex evolutionary mechanism of optimal program control in the system of higher nervous regulation. Moreover, on the course of the article, he managed to substantiate clearly, that the so-called free will is a pure fiction. After all, in practice, if it can exist at someone, then only, perhaps, among particular outstanding wonderworkers who, generally speaking, have a very distant relationship to us.

Текст научной работы на тему «О ГРАДАЦИЯХ ПАМЯТИ, ДУАЛИЗМЕ ЛИЧНОСТИ И ПРИРОДЕ ПОЛОРОЛЕВЫХ ОТКЛОНЕНИЙ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.953.2

О ГРАДАЦИЯХ ПАМЯТИ, ДУАЛИЗМЕ ЛИЧНОСТИ И ПРИРОДЕ ПОЛОРОЛЕВЫХ ОТКЛОНЕНИЙ

Ашшурский Эмир Эммануилович,

кандидат педагогических наук, исполнительный директор Институт научного прогнозирования (г. Киев, Украина)

В данной статье автором рассматривается сразу несколько вопросов, из которых можно выделить три наиболее фундаментальных. Это те вещи, которые стары как мир, поэтому каждая из них заслуживает глубокого, пристального анализа.

Итак, пункт первый: каким именно образом изначально в природе возникла психика и как она затем развилась в полноценное человеческое сознание? Вторая подробно разбираемая тут тема связана с врожденной физиологической асимметрией полушарий (которая, напомним, способна оказывать непосредственное влияние как на перинатальные особенности, так и на весь последующий режим функционирования ЦНС). Третий поднятый здесь важный блок вопросов восходит к весьма «еретической» идее, что все живые организмы (а вместе с ними, естественно, и человек), являются не божественными созданиями, а простыми биороботами.

Помимо этого, в своих смелых философских исследованиях автор предпринимает также очередную (для отечественных гуманитариев, да и всей нашей науки в целом) дерзновенную попытку проникнуть в самые потайные глубины человеческой природы, мысленным взором как бы сканируя внутриклеточное пространство и раскрывая таким образом весь сложнейший эволюционный механизм оптимального программного управления в системе высшей нервной регуляции. Более того, по ходу статьи ему удалось еще и наглядно обосновать, что так называемая свободная воля - это не что иное, как фикция. На практике она, если у кого-то и есть, то у неких выдающихся чудотворцев, которые к нам с вами имеют весьма отдаленное отношение.

Ключевые слова: многоуровневое понимание времени, межполушарные Соседи, наследуемый выбор полушарности, тип полушарности, лунатизм, истинный мужской гомосексуализм, делинквентный женский гомосексуализм, монадное восприятие, системная иерархия, астроциты, гистоны.

ABOUT THE GRADATIONS OF MEMORY, DUALISM OF PERSONALITY AND THE NATURE OF GENDER DEVIATIONS

Ashursky Emir Emmanuilovich,

Ph.D. in Pedagogy, Position - Executive Director Institute for Scientific Prognoses (Kiev, Ukraine)

In this article, the author examines several issues at once, of which at least three of the most fundamental can be distinguished. These are the things that are as old as the world, and each of them deserves a deep close analysis.

So, point one: where did the psyche come from and how did it then develop into a full-fledged human consciousness? The second discussed in detail problem is associated with the innate physiological asymmetry of the hemispheres (which, in turn, is capable of having a direct influence on both perinatal features and the entire subsequent mode of functioning of the central nervous system). The third important block of questions raised here, by and large, goes back to enough heterodox idea that all living organisms (and with them, of course, man) are not divine creatures but simple biorobots.

Well, in this bold theoretical research the author also makes another (for domestic philosophers and for humanities on the whole) daring attempt to penetrate into the most secret depths of spiritualized nature, with the mind's eye scanning the intracellular space and revealing thus the entire complex evolutionary mechanism of optimal program control in the system of higher nervous regulation. Moreover, on the course of the article, he managed to substantiate clearly, that the so-called free will is a pure fiction. After all, in practice, if it can exist at someone, then only, perhaps, among particular outstanding wonderworkers who, generally speaking, have a very distant relationship to us.

Key words: multilevel understanding of time, interhemispheric neighbors, inherited choice of hemisphere, type of hemisphere, sleepwalking, true male homosexuality, delinquent female homosexuality, monadic perception, systemic hierarchy, astrocytes, histones.

Предлагаемая вашему вниманию статья являет собой, по сути дела, ряд концептуально связанных между собой отрывков из авторского трактата о психологических предпосылках докогнитивной деятельности мозга и некоторых подспудных особенностях функционирования высшей нервной системы. Помимо этого, пара глав посвящена здесь врожденной физиологической асимметрии полушарий, а также доказательствам отсутствия у человека настоящей свободной воли.

В своих научных взглядах автор старается придерживаться идеи субъективной реальности эмоций и относительной иллюзорности ощущений. По своему духу такая позиция, очевидно, гораздо ближе к ленинской [4], нежели к более ранней - немецкой классической (основоположник - Герман Гельмгольц). Напомним, что последний разработал еще полтора века тому назад собственную теорию восприятия [11, с. 442-445], в соответствии с которой субъективные образы не имеют де-факто сходства с объективными качествами ощущаемых нами предметов, а представляют собой лишь их абстрактные символы (иероглифы). То есть любое сиюминутное восприятие определялось, согласно Гельмгольцу, уже сформированными у данного индивида «привычными способами», за счёт которых у него и сохраняется постоянство повседневного материального мира [12, с. 152].

Здесь же (т. е. в представленном ниже научном исследовании) связь между объектом и образом, напротив, рассматривается как отношение гомоморфизма между двумя неравномощными множествами. Но, с другой стороны, говорить о том, что таких гомоморфных образов одного и того же предмета может существовать бесконечное число, - это было бы легче всего. Вот почему автор вынужден мысленно обратиться к иерархической эволюции природных систем (начиная с первичных монад) в контексте поступательного развития их психики [9]. В целом, что касается окружающей нас действительности, то окончательный правильный ответ будет, очевидно, прежде всего зависеть от пространственно-временных параметров Вселенной и полного набора квантовых характеристик у пяти (как минимум) стабильных элементарных частиц, лежащих у истоков нашего бытия.

1. Сознание и воля

Методологически удобно выделять в человеке 6 реальных уровней «я» [2, с. 3-7]. «Я» первичное (центральное) - основная клетка данного полушария, главенствующее место которой, по мнению преформистов, виталистов и современных неоламаркистов, определено еще в зародыше. В свою очередь, йоги локализуют центральное "я" в эпифизе, вероятно, на том основании, что у низших позвоночных он выполняет функ-

цию «третьего глаза» и даже якобы способен к активному энергообмену. Однако, на наш взгляд, эпифизу принадлежит другая немаловажная роль - роль мозгового хронометра; так что никаких дополнительных нагрузок, связанных с волевой деятельностью или ясновидением, он не несёт. «Я» вторичное (таламическое) локализовано в зрительном бугре. «Я» третичное (примитивное) надстраивается лимбической системой. Следующий уровень - палеокорти-кальное «я» - включает я себя первые три подуровня и ограничивается древними слоями коры. Пятый уровень - корковое «я» -характерен для повседневной деятельности большинства людей, Наконец, шестой, высший, уровень - «я» зрелое. Каждое последующее «я» объемлет в себе все предыдущие.

По выполняемым функциям они различаются примерно таким образом: «я» тала-мическое ответственно практически за все ощущения и запечатлевание; «я» лимбиче-ское - за эмоции, оперативную память и любые инстинктоподобные проявления; «я» палеокортикальное - за элементарную, можно сказать, «животную» логику; «я» корковое - за обыденное мышление и долгосрочную память; высшее «я» - за формирование целостного мировосприятия и адекватную самооценку своего места в обществе. То есть, с учётом всего вышесказанного, в дальнейшем их лучше всего было бы дифференцировать с психологических позиций, а именно: 1 ) «я» волевое; 2) «я» сенсорное; 3) «я» эмоциональное; 4) «я» сомногенное; 5) «я» мыслительное; 6) «я» личностное.

В состоянии бодрствования топография сознания определяется наиболее актуальными для индивида корково-таламическими связями, причем площадь

охваченных сознанием участков находится в отношении обратной пропорциональности к показателю удаленности этих зон от центрального «я». Таким образом, сознание -это не то, что мыслится логически, а то, что ощущается и переживается внутренней созерцательной сущностью доминантно-полушарного «я». Иначе говоря, ничего неосознаваемого здесь, на данной ступеньке, per definitionem быть не может. Сказанное в первую очередь касается сенсорных и отчасти умственных процессов, так как все, что лежит ниже - в стволовой части и в спинном мозге -,разумеется, «изнутри не ощутимо». Да и на корковом уровне далеко не всеми реально осознаётся вегетативная нервная регуляция, а также стереотипные двигательные акты, связанные с задействованием ранее выработанных навыков. Но еще раз повторим: всё это не чувства и не эмоции.

Топография сознания у большинства людей не предопределяется каким-то одним органом или клеткой. Она логически детерминируется деятельностью всех основных структур мозга. Ни высшие отделы коры, ни гипоталамус, ни ретикулярная формация, как правило, не могут самостоятельно, без объективных причин изменить ареал сознания. И это вовсе не анархия, а просто саморегулирующаяся система, где понятие сознания задается аксиоматически - как то, что работает в данный момент. Однако у некоторых людей (в основном у мужчин) решающую роль в определении сферы сознания играет центральное «я». Такие люди называются обычно волевыми, а остальные - безвольными. На самом деле никакой глубокой границы между ними, конечно, не существует. Очевидно, у волевых центральное «я» функционирует намного активнее и чаще берет в свои руки инициати-

ву по распределению и упорядочиванию нервных импульсов.

Истинная свобода воли всегда транс-цендентна для человеческого разума, ведь ею, напомним, может обладать лишь самодостаточная реликтовая праэнергия, и еще некие мельчайшие элементарные частицы, лежащие в фундаменте всего нашего мироздания. Но в обыденной практике твердой волей часто называют устойчивое предпочтение при выборе сферы сознания одних структур высшей нервной деятельности над другими. Так, функциональное доминирование в тала-мусе ретикулярного ядра именуют обычно волей божественного откровения; а устойчивую связь центрального «я» с высшими отделами коры (прежде всего с теми, которые ответственны за формирование самосознания) - разумной волей. Именно на последнем факторе и основаны многочисленные методики по аутогенной тренировке и йогическому совершенствованию с целью достижения просветления. Однако всё это, понятно, никак не может служить в качестве примера проявления истинной воли, ведь вызвано оно осознанной инициативой со стороны коры; то есть в конечном итоге данный выбор детерминирован внешней информацией о том, что достижение нирваны возможно, да и, кроме того, является большим благом. Поэтому, как ни покажется это парадоксальным, ординарный земной человек фактором свободной воли, увы, не обладает.

Скрытые повреждения и различные патологические процессы, развивающиеся в центральном «я», намного опасней, чем гематомная блокировка или даже искусственное удаление этих клеток. Особенно это касается волевых людей, у которых

при подобном обороте событий обнаруживаются явные признаки тяжелого психического заболевания, сопровождающегося к тому же и многочисленными соматическими нарушениями. В то же время на определенный (хотя обычно непродолжительный) период функции центрального «я» иногда, вероятно, могут передаваться некоторым другим клеткам тала-муса. И именно такой феномен имеет, судя по всему, место при погружении йогов в самадхи [8], когда ближайшее к высшему командному штабу ретикулярное ядро становится ведущим в их организме.

2. Хозяин и квартирант

В черепной коробке каждого живого человека, образно говоря, находятся два различных существа - два «соседа»: доминирующий («хозяин») и рецессивный («квартирант»). Вопрос о возможности их интеграции в единое целое у отдельных индивидуумов, обладающих незаурядными экстра-, а иногда и полисенсорными способностями, остается пока достаточно спорным [10].

В «квартиранте» не принято обычно выделять отдельные уровни «я», так как сам он весьма стеснен и ограничен в своей деятельности. Однако некоторые функции «квартирант» все же выполняет: например, на его долю приходится большая часть формируемых сновидений; отдельные непроизвольные движения противоположной стороны тела; запоминание откровений, недоступных нашему активному восприятию вследствие их невхождения в сферу сознания; участие в регулировании вегетативных функций организма; а также, возможно, некоторые таинственные феномены, связанные с эмпирической подоплекой хи-рософского учения, онейромантией, гада-

нием по картам, биолокацией, сомнамбулизмом.

«Хозяину» принадлежат практически оба полушария конечного мозга, но предпочтение при выборе программы действий отдается, естественно, тому из них, которое находится ближе к данному «я». Таким образом, выражения «правополушарный индивид» и «левополушарный» в известной степени отражают его наклонности, но в буквальном смысле слова не соответствуют истине [7, с. 46].

С философской точки зрения выбор между доминантностью и рецессивностью «соседей» задается аксиоматически. С точки зрения же биолога, можно говорить либо

0 генетической детерминации, либо о ситуативном выборе, связанном, например, с наличием в соответствующей прародительской эктодермальной клетке конденсированного полового гетерохроматина. Но это лишь формальная альтернатива. На самом деле, тип полушарности задан от рождения, то есть очевидна полная генетическая предопределенность.

Тем не менее, локально-мозаичная утеря или повреждение У-хромосомы в клетках доминирующего таламуса вполне могут привести к неправильной дифференцировке у мужчин с развитием истинного гомосексуализма. Женский верхний гомосексуализм, неминуемо связанный с наглым, часто даже делинквентным [6, с. 56] характером, в немалой степени обусловлен тем, что от одного из родителей дочери были переданы гены, вызывающие такое асоциальное поведение. Интересен тот факт, что лишь в

1 % мужских клеток обнаруживается женский половой хроматин; тогда как у женщин, соответственно, мужской - в 5 раз чаще (что явно диссонирует со статистическими данными о количестве случаев гомо-

сексуальных отклонений среди представителей различных полов). Отсюда невольно напрашивается вывод о потенциальной принадлежности к данной группе и всех не поддающихся коррекции женщин-фригидок. Но, с другой стороны, если взглянуть на проблему глазами генетика, вышеупомянутый факт может свидетельствовать, кроме того, о происхождении «игрековой» хромосомы из «иксовой».

3. Эмоции, ощущения и память

Человеческая память функционирует на нескольких уровнях. Первичная напрямую связана с сенсорным запечатлеванием и локализуется в таламусе. Это, по сути, дела монадная память. Эмоционально окрашенные информационные ощущения несколько секунд спустя можно ещё восстановить в сознании за счёт реверберации нервных импульсов по таламусу (а иногда и вышележащим мозговым слоям, отвечающим, например, за восприятие речи, жестов, иероглифов и других сложных символов).

Кстати говоря, лимбические структуры (включая гиппокамп) способны принимать не только целевые приказы из таламуса, но и улавливать эмоциональный фон любых адекватно закодированных сообщений, поступающих в приемлемом для них виде из коры. Гиппокамп ответственен, кроме того, и за функционирование у человека оперативной памяти [3, с. 54].

Как уже было сказано об этом ранее, в ходе исторической эволюции природных систем довольно отчётливо прослеживается преемственность в структуре и способе формирования ощущений и эмоций, характерных для данного конкретного этапа. Наиболее хорошо это видно на примере памяти, ведь краткосрочная память каждой последующей системы базируется на мне-мо-субстрате предыдущей.

Кстати говоря, сиюминутно -

реверберативная память также, по-видимому, присутствует на любой ступеньке эволюционной иерархии, но она в основном зависит от характера запечатлевания и способа проведения сигналов, а не от низ-лежащих структур, поскольку разноуровневые системы по-разному воспринимают ход времени, а значит, и саму последовательную хронологию событий.

Хотя специфическая фундаментальная память хордовых зиждется на астроцитах, тем не менее, если понадобится, вполне способна апеллировать и к долгосрочной мнемо-субстанции низшего порядка, представленной внутриядерными (но иногда, возможно, и внеклеточными) белками (впрочем, не исключено, что профессиональные маги и чудотворцы [14] могут даже обращаться за нужной информацией и к аминогруппам, а также глюонам, мезонам и т. д., как бы погружаясь при этом в поистине бездонные мнемо-хранилища нижележащих систем). Однако у всех без исключения людей долговременная память (приуроченная, напомним, к серому веществу коры обоих полушарий) формируется из оперативной, как правило, в минуты сенсорного затишья, т. е. в основном днём. Ночью же периодическими урывками (ибо большинство времени мозг попросту отдыхает) мозг лишь «доделывает» то, что «не успел» в течение светлой поры суток.

Хотя астроциты (обладающие, как известно, гораздо меньшим эволюционным «стажем») хранят свою базу данных в ана-

логовом виде, а пептиды - в цифровом, обе эти функции носят всё же строго избирательный характер. Причём в ходе отбора более существенного для ЦНС материала уже имеющиеся до этого в нейронах белки-понятия [1, с. 69 - 78] заведомо играют ведущую роль, а подкорковые структуры, ответственные за оперативную память, -лишь второстепенную. Феномен же тотального запоминания [15; 13] присущ лишь первичному «я», однако востребовать подобную информацию далеко не каждому по силам.

Затронутые тут философские проблемы, кроме своей общенаучной важности [5, с. 102-116], могут представлять еще и прикладной интерес, так как с совершенно иных позиций раскрывают природу и суть человеческого мышления, которое, как мы знаем, основано именно на долговременной памяти (формируясь как раз, кстати, в ареалах, непосредственно прилегающих к специализированным сенсорным анализаторам больших мозговых полушарий).

В качестве логического резюме добавим еще пару слов об эмоциях. А именно: те из них, которые сопровождают эволюционно значимые восприятия, проявляются на уровне таламуса, в сущности, одномоментно с последними, тогда как требующие уже участия высших отделов коры немного запаздывают от своих «штатных» ощущений, что обусловлено необходимостью преодо-левания нервным импульсом дополнительного отрезка таламус-кора-лимб.

Библиографический список

1. Ашшурский Э. Э. Опыт философского осмысления противоречий современной науки. Киев: Эсперанца, 1994.

2. Ашшурский Э. Э. Сквозь призму философского анализа. Киев: изд. «Пам'ятки Украши», 1998.

3. Иванов С. М. Отпечаток перстня. М.: Знание, 1973. 224 с.

4. Ильенков Э. В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма (Размышления над книгой В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»). М.: Политиздат, 1980. 175 с.

5. Крымский С. Б. Ценностно-смысловой универсум как предметное поле философии: Философское понимание человека // Философская и социологическая мысль, 1996. № 3-4. С. 102-116.

6. Свядощ А. М. Женская сексопатология. Кишинёв: Штиинца, 1991. 184 с.

7. Сергеев Б. Ф. Ум хорошо.... М.: Молодая гвардия, 1984. 192 с.

8. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1998. 303 с.

9. Ashursky E. E. The evolution of natural systems from the point of view of a philosopher // Science and Education. Vol. 2. № 7, 2021. Kokand.

10. Beyerstein Barry L. Do we really use only 10 percent of our brains? // Scientific American (p/h "Springer Nature"), March 8, 2004.

11. Helmholtz Hermann von. Handbuch der Physiologischen Optik. Leipzig: der Verlag "L. Voss", 1867.

12. Heyfelder Vr. Über den Begriff der Erfahrung bei Heimholte. Berlin, 1897.

13. Johnson R. The mystery of S., the man with an impossible memory // The New Yorker, 12th of August 2017.

14. Joyce J. The Weiser field guide to the paranormal: abductions, apparitions, ESP, synchronicity, and more unexplained phenomena from other realms. Weiser Books, 2011.

15. Mecacci L. Solomon V. Shereshevsky: The great Russian mnemonist // Cortex. V.49. № 8, 2013. © Ашшурский Э. Э., 2021

УДК 159.923

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

УСТАНОВКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Япарова Ольга Георгиевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования

Корецкая Кристина Юрьевна,

студент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье анализируется проблема взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольных организаций. Проведено эмпирическое исследование, целью которого было изучить и выявить особенности установок и направленности родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций. Было предположено, что у педагогов преобладает позитивная социально-психологическая установка и направленность на общение, а у родителей преобладает негативная установка и направленность на себя. Полученные результаты подтвердили гипотезу: у педагогов числовые значения диалогической направленности личности оказались выше, чем у родителей. Для родителей характерна манипулятивная направленность.

Ключевые слова: направленность личности, направленность на общение, социально-психологическая установка, педагоги, родители, дошкольные образовательные организации.

COMPARATIVE ANALYSIS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ATTITUDE AND PSYCHOLOGICAL DIRECTION OF EDUCATORS AND PARENTS OF PRESCHOOL ORGANIZATIONS

Yaparova Olga Georgievna,

Ph. D in Psychology, Associate Professor of the Psychological and Pedagogical Education Department,

Koretskaya Kristina Yurievna,

student

Katanov Khakass State University (Abakan)

The article analyzes the problem of interaction between teachers and parents of children ofpreschool organizations. An empirical study was carried out, the purpose of which was to study and identify the features of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.