Научная статья на тему 'В поисках Керенского'

В поисках Керенского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
514
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
A. KERENSKY / L. KORNILOV / V. LENIN / А.Ф. КЕРЕНСКИЙ / ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / Л.Г КОРНИЛОВ / В.И. ЛЕНИН / ЭМИГРАЦИЯ / МЕМУАРЫ / БИОГРАФИЯ / FEBRUARY REVOLUTION IN RUSSIA / PROVISIONAL GOVERNMENT / EMIGRATION / MEMOIRS / BIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гришунькина Марина Геннадьевна

В статье в контексте современной теории и практики научной биографистики анализируется новая книга известного историка В.П. Федюка «Керенский» (М., 2009). Книга характеризуется с точки зрения проблематики биографического жанра, использованных источников, авторского подхода и оценок как работа, типичная для современной литературы об исторических личностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гришунькина Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Searching for Kerensky

The author in the context of contemporary theory and practice of biography science analyses the new book of well known historian V.P. Fediuk.Kerensky. (Moscow, 2009), paying much attention to the problems of biography, used sources, the author.s approach and characteristics as an example of modern literature about historical persons.

Текст научной работы на тему «В поисках Керенского»

У книжной полки

ФедюкВ.П. Керенский. М.: Молодая гвардия, 2009. - 406 с. - (Жизнь замечательных людей).

В ПОИСКАХ КЕРЕНСКОГО

Биография как жанр и как вид исторических исследований постоянно привлекает внимание ученых, а с другой стороны - является востребованным со стороны читающей части общества. К сожалению, от непрерывно увеличивающегося массива историко-биографической литературы отстает ее теоретико-методологический анализ.

После насыщенных интереснейшими наблюдениями и выводами выступлений С. С. Аверинцева «Биография как историческое исследование» и Н.Я. Эйдельмана «Об историзме в научных биографиях» (см.: История СССР. 1970. № 4) на «круглом столе» историков и литературоведов трудно назвать соответствующие им по уровню научного осмысления работы последующих авторов. Дело в том, что названные ученые были не только историками-исследователями, в сферу научных интересов которых входили проблемы биографистики от античности до новейшего периода русской истории, но и одновременно практиками - мастерами художественного слова. Это придавало их теоретическим выводам, если можно так сказать, универсальную ценность. Правда, время от времени появляются статьи архивоведов и источниковедов по частным проблемам исто-рико-биографических исследований, но в целом можно констатировать, что история отечественной биографической литературы относится к наименее изученным вопросам историографии.

В результате многие современные авторы, работающие в жанре исторической биографистики, предпочитают следовать собственным представлениям о законах и критерияхь, которые должны определять необходимый стандарт научных, научно-популярных и художественных (беллет-ризованных) биографий. Хотя представления эти зачастую явно не соответствуют как уровню развития современного гуманитарного знания в целом, так и исторической науки, в частности.

Специалисты в области архивоведения и источниковедения уже не первый год отмечают очевидный приток, если не натиск, дилетантизма,

которому пытаются противостоять историки-профессионалы. Об этом явлении регулярно говорится на различных научных конференциях специалистов (см., например, выступление Е.В. Пчелова «Источниковедение и проблема профессионализма в исторической науке» на Всероссийской конференции «Архивоведение и источниковедение Отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе», организованной Всероссийским научно-исследовательским институтом архивоведения и архивного дела в декабре 1994 г., доклад Е.Р. Ольховского на конференции в Нижнем Новгороде в 1993 г. «Историческая наука и архивы» и другие), но их голоса практически не выходят за стены научных аудиторий.

Приступая к написанию и готовя к изданию очередной историкобиографический труд, авторам не мешало бы ознакомиться с историей и теорией жанра, где кроется много весьма поучительных страниц. Напомним хотя бы об уникальной в своем □ роде попытке известного отечественного психолога и педагога Н. А. Рыбникова организовать Биографический институт с целью теоретического изучения проблем написания исторических портретов (см.: Рыбников Н. Изучение биографии (темы семинария, указатель литературы). Биографический институт. Вып. XIX. М., 1922). Показателен сам факт его организации и попытка широкой постановки проблемы изучения и написания биографий как результата сочетания психологических и социальных аспектов. Кстати, сторонники создания психоистории как особого вектора развития исторической науки (см. подробнее: Богатырев С.Н. Психоистория и вспомогательные исторические дисциплины // Вспомогательные исторические дисциплины: высшая школа, исследовательская деятельность, общественные организации. М., 1994) могли бы оперировать не только ссылками на труды 3. Фрейда и Э. Эриксона (выход в свет его книги о жизни М. Лютера считается началом современного этапа в психоисторических исследованиях), но и на богатейший опыт биографистики как естественного проявления «психоистории». Ведь именно создание жизнеописаний исторических персоналий больше всего требует сочетания социальных и психологических методов познания.

Отметим, что такой комплексный подход характерен для классиков биографического жанра отечественной исторической науки конца XIX -начала XX вв., например, С.Ф. Платонова (биография Бориса Годунова), М.М. Богословского (биография Петра Великого), а также А.Е. Преснякова, Е.В. Тарле, позднее А.З. Манфреда и других. Особо отметим труды С.Б. Веселовского об опричнине, который критиковал трактовку образа Ивана Грозного в исторической прозе А. Толстого, отмечая не только фактические ошибки, но и психологическую фальшь в его авторских построениях. Сам историк, строго следуя источниковой базе, мастерски воссоздал не только

общую атмосферу страха в период опричного террора, но и, например, душевное состояние Ивана IV при составлении завещания и в последние годы его жизни.

Однаш в дальнейшем от фундаментальных работ, отмеченных научной основательностью, четкостью и глубиной исследовательской мысли, а также блеском стиля, биографический жанр опустился до уровня, когда архивные документы из надежной опоры для ученого и источника объективной истины превратились в балласт. При этом герои и злодеи определялись раз и навсегда.

Вот типичный пример из истории биографического жанра.

В 1924 г. в Ленинграде начала выходить популярная «Историческая библиотека», которая по замыслу издателей должна была состоять из двух серий - «Люди революции» и «Тени революции». В первой серии намечалось опубликовать биографии революционеров прошлого и действующих руководителей партии и правительства. Это были герои. Для жизнеописаний «злодеев» предназначалась серия «Тени революции», которую открыла изданная в 1925 г. книга о Борисе Савинкове. За ней должны были последовать биографические очерки о Керенском, Азефе, Малиновском, Окладском, Гапоне и других «ренегатах, политических авантюристах и провокаторах». Так их аттестовал М.С. Ольминский на заседаниях Истпарта, посвященных проблемам биографии. Авторы изначально лишались возможности пользоваться архивными документами, «вражеской» периодикой, литературным и эпистолярным наследием тех исторических персонажей, о которых им поручили написать.

В эпоху горбачевской перестройки на историко-биографический жанр обрушилась новая напасть.

Открылись отечественные и зарубежные архивы, расширившаяся источниковая база потребовала глубокого изучения не известных ранее источников с привлечением всех методов современного гуманитарного знания. Но одновременно появилась возможность пойти в обход, полагаясь только на собственное представление о том, что требуется для потребительского рынка.

В этом смысле характерен пример самой известной биографической серии, которая выходит в издательстве «Молодая гвардия» под названием «Жизнь замечательных людей», и которая, как указывается на отдельной странице каждого выпуска, «основана в 1890 г. Ф. Павленковым и продолжена в 1933 г. М. Горьким».

На наш взгляд, сочетание двух внешне несовместимых векторов био-графистики (назовем их условно «занимательно-просветительским», как замыслил Павленков, и воспитательно-назидательным, по Горькому), придает биографическому серии ЖЗЛ свой особый характер.

Новая книга известного ярославского историка В.П. Федю ка - «Керенский» - вполне типична для большинства изданий «молодогвардейской» серии последних лет.

У автора были предшественники. Речь идет даже не о брошюрах и статьях, выходивших еще при жизни Керенского. Например, работы некоего В-ского «Керенский», изданной в Петрограде в 1917 г., или мемуаров В. Д. Набокова «Временное правительство» (Архив русской революции. Кн. I. Берлин, 1922) и других.

Мы имеем в виду прежде всего книгу В.Л. Стронгина «Керенский: Загадка истории» (М.: АСТ-Пресс Книга, 2004). Согласно издательской аннотации, это - «первая в России книга об Александре Керенском - министре юстиции, главе Временного правительства России. Автор книги создает яркий образ этого образованного, доброго человека, умного и честного адвоката, стремившегося сделать Россию демократической страной. Книга издана в серии “Историческое расследование”».

У В .П. Федюка концептуальный замысел книги базировался на ином посыле. В одном из интервью тележурналистам он объяснял: «Вряд ли Керенский когда-то будет героем. Потому что в глазах тех, кто ратует за сильную власть, герои - это белые генералы. В глазах коммунистов - Ленин и иже с ними. А Керенский оказался между белыми и красными. Его в равной мере ненавидят и те, и другие. Так что героем вряд ли, а вот примером, на который стоит посмотреть, - да».

Однако основанием для написания очередной книги о Керенском может служить не только стремление довести до читателей свою точку зрения, но и введение в научный оборот новых фактов и оригинальной концепции. Наконец, ознакомление с ними читателей.

Скажем, А.З. Манфред (1906-1976) решился написать книгу о Наполеоне Бонапарте после того, как уже вышли в свет жизнеописания императора таких выдающихся историков и писателей, как Андре Моруа, Жорж Лефевр, Эмиль Людвиг и, наконец, Е.В. Тарле. Манфреда пытались отговорить, но он просто не мог не написать свою книгу. Эго право историку обеспечили не только, и даже не столько эрудиция в области всеобщей истории и блестящий стиль изложения, а прежде всего - огромные стопки конторских книг и папок с выписками из архивов России и Франции, из которых он черпал сведения, которые оказались вне поля зрения его предшественников. Манфред сумел проникнуть во внутренний мир героя, в его психологию, а выстраивая событийный ряд - сообщил читателю факты, которые мало кому были известны, а то и вообще никому. В итоге книга «Наполеон Бонапарт» стала истинным шедевром в жанре исторического портрета. Добавим, что в 1970 г. в Политехническом музее состоялось ее публичное обсуяедение. Зал был переполнен, как на выступлени-

ях самых модных поэтов того времени. Кажется, это был уникальный случай в истории отечественной, да и мировой биографистики.

Итак, «римейк» жизнеописания вполне может стать событием в жанре исторического портрета. Но только тогда, когда автор представляет нам сочетание глубокого психологического проникновения во внутренний мир героя с оригинальным освещением внешних обстоятельств, основанном на фактах, которые он впервые вводит в научный и общественный оборот.

В книге В.П. Федюка, к сожалению, трудно обнаружить эти качества в объеме достаточном, чтобы их заметить. В поисках «живого» Керенского мы следуем за детальным изложением истории событий в феврале-октябре 1917 г., но главный персонаж при этом остается необъяснимым, почти мистическим феноменом - как для автора, так и для читателя. Он то вспыхивает ярким фейерверком на революционном небосклоне, развивая бурную деятельность, почему-то, по авторскому восприятию, изначально обреченную на провал, то вдруг так же неожиданно впадает в прострацию и гаснет, или, выражаясь языком автора, исчезает за кулисами политического театра именно тогда, когда занавес уже поднят и зрители ждут появления главного персонажа объявленной пьесы.

Аналогия жизни Керенского с театральной постановкой, которую мы заимствовали у автора, не случайна.

Через всю книгу проходит образ Хлестакова, сыгранного Керенским в отрочестве и который, согласно автору, оживал в нем на протяжении всего периода революционной смуты.

Другая навязываемая читателю идея, которая роднит персонаж Керенского с НЛО, - мистика. Точнее, усиленный, нарочитый акцент в описании зигзагов его судьбы на мистику, на Провидение, а то и на масонские связи героя жизнеописания.

Но в целом автор старательно избегает попыток углубиться в душевный мир героя. Более того, даже политические взгляды Керенского его не очень интересуют, поскольку разобраться в них довольно сложно без привлечения архивных материалов и проверки на искренность мемуаров самого героя.

В результате мы имеем добротное изложение событийного ряда, которое мало что добавляет к уже известной истории начала революционной смуты в феврале 1917 г., поскольку оно основано на уже опубликованных и доступных широкому кругу заинтересованных читателей источниках.

На наш взгляд, картина могла бы измениться, если бы автор больше внимания уделил зрелому периоду жизни героя, когда Керенский предавался размышлениям о своей жизни, находясь в эмиграции. Здесь он представал во весь рост - начиная с детских лет и до завершения активной политической деятельности. Около шести книг воспоминаний давали воз-

можность сравнить образ, который лепил из себя сам Керенский, и то, каким еш видело окружение уже после еш низвержения с исторического пьедестала. Но несложные подсчеты показывают, что из более чем 400 страниц книги Федюка описание жизни Керенского за рубежом занимает от силы 11 (!) страниц.

Автор даже не упоминает, например, о деятельности Административного центра Внепартийного объединения (Париж, Прага. 1920-1922), фонд которого хранится в ГАРФ (Ф. Р-5893.1 опись. 206 дел). Между тем, в этом фонде находятся, в частности, письма Керенского, свидетельствующие о его участии в практической работе по направлению Административным центром особоуполномоченных и разведчиков в Советскую Россию, на Украину, в Грузию и страны Прибалтики, а также в ряд европейских стран (Австрия, Болгария, Великобритания, Германия и другие) для сбора сведений о деятельности монархистов. Иначе говоря, в рамках Административного центра Керенский пытался в эмиграции вести борьбу за некую «третью Россию» под старым, времен Гражданской войны, лозунгом «Ни Ленин, ни Колчак». Не получилось. Но почему не получилось -как и почти все, за что он брался, - на этот вопрос в книге нет внятного ответа. Автор, похоже, не стал затруднять себя поиском новых документов, чтобы формировать свою версию причин превращения всех блестящих начинаний Керенского в столь же оглушительные провалы.

Странно, но при этом автор пренебрежительно отзывается о воспоминаниях Керенского, заявляя: «Керенский не рассказал в мемуарах ничего нового. Все, что он писал, было известно по газетам и свидетельствам других современников» (с. 375).

Практически так же оценивает автор и главный труд Керенского «Россия на историческом повороте. Мемуары» (первое издание - США, 1966 г.; затем, начиная с 1993 г., книга неоднократно переиздавалась в России): «Как мемуарист, Керенский далек от лучших образцов жанра. Его воспоминания постоянно прерываются поверхностными экскурсами в историю, но в целом дают представление и о личности самого Керенского, и о его эпохе» (с. 384). На наш взгляд, нельзя вылавливать из личных воспоминаний только сведения о событиях, так сказать, «внешней» истории. Для автора жизнеописания важнее уловить в автопортрете то, что персонаж явно или неосознанно прячет от других, а может быть, и от самого себя. Керенский перед «зеркалом» своих воспоминаний предстает в образе типичного русского интеллигента-разночинца, с детских лет и до смерти наивно верящего в то, что в России по воле народа сами по себе восторжествуют идеалы законности, свободы, равенства и братства - просто потому, что они не могут не восторжествовать...

Похоже, что В .П. Федюка просто не интересует душевная драма человека, оказавшегося в изгнании. Вне поля его внимания остаются события, которые могли бы помочь нам увидеть на страницах биографии не обезличенного политика-неудачника, а человека, страдающего в самых потаенных глубинах души от сознания собственной вины не только перед Россией, а перед собственной семьей - перед убитым непонятно кем в годы смуты братом Федором, перед брошенными им на произвол судьбы женой и детьми.

Приведем только несколько примеров явно упущенных автором возможностей «отыскать» подлинного Керенского, разглядеть его так, как еще никто не попытался это сделать.

Первая жена Александра Федоровича - Ольга Львовна - с трудом вырвалась из Советской России в 1920 г. и приехала в Англию вместе с сыновьями Олегом и Глебом. Керенский тут же уехал из Лондона в Париж, скитался по европейским столицам и, наконец, обосновался в США.

Причины его разрыва с женой и детьми автор объясняет неопределенно: «Увы, те годы, когда Ольга и Александр прожили вдали друг от друга, сделали свое дело. Семья распалась навсегда» (с. 369). И вдруг на последних страницах книги сыновья возникают как бы ниоткуда и оба очень близки со своим отцом. Так, уже в Нью-Йорке, старший сын Олег устраивает Керенского в дом престарелых (с. 387). Но - опять же не понятно, по каким причинам, - волю сына нарушает последняя «близкая женщина» Александра Федоровича - Эллен Иванова, которая, по столь же высокопарному, столь и пустому замечанию автора, была «послана ему Провидением на склоне лет» (с. 386). Она уговорила Керенского уйти из приюта и вернуться в его квартирку, обрекая тем самым больного старика на полное одиночество. «Вероятно, - пытается дать объяснение автор, - поведение Эллен было продиктовано странной смесью дочерних и материнских чувств» (с. 387). Действительно, если учесть, что доктору политологии, русской эмигрантке Э. Ивановой было 40 лет, а Керенскому - почти 90, то здесь ситуация для постороннего взгляда выглядит как некая «странность» и неизбежно становится предметом для досужих сплетен... А может быть, все было проще - оба ощутили взаимную потребность в сохранении чувства причастности к персонифицированной памяти об утерянной Родине... Дети Керенского в этом плане были им одинаково чужды.

В книге сыновьям Керенского не нашлось достойного места. А жаль. Оставшись в Англии без отца, они, несмотря на недостаток в средствах, сделали блестящую карьеру: Олег стал мостостроителем, аГлеб - строителем электростанций. Прожив более двадцати лет в Англии, они получили британское подданство. Олег Александрович Керенский (1905-1984)

стал знаменитостью в мостостроении, под его руководством был спроектирован и построен мост через Босфор, множество мостов в Великобритании и других странах мира. За выдающиеся заслуги О. А. Керенский был удостоен титула командора Британской империи. После его смерти, с середины 1980-х гг., каждые два года стали проводиться «Керенские чтения» - научные конференции, посвященные его памяти, на которые съезжаются виднейшие мостостроители всего мира.

Оба сына, похоже, не испытывали горячих чувств к России. Может быть, были и другие причины для сложностей в их отношениях с отцом и его ближайшим окружением. Но в любом случае, отказ автора от попытки внятно объяснить явное противостояние сына и женщины «с мужским характером», как он характеризует Иванову (с. 386), только подтверждает явное отсутствие интереса к «живому» Керенскому.

И последнее. Почему-то гроб с телом Керенского, как лаконично сообщает автор, «по желанию сыновей... был переправлен в Лондон, где захоронен на кладбище Патни Вэйл» (с. 388).

Почему нельзя было похоронить его в США? На этот счет существует множество версий. В том числе и такая: отказали в месте на кладбище из-за масонского шлейфа, который тянулся за Керенским всю жизнь. Но не забудем, что в Лондоне в это время находилась его первая жена (она скончалась спустя пять лет после похорон Керенского). Сыновья привезли прах отца на последнее свидание с матерью? Или были еще какие-то причины? У автора об этом нет ни слова - только констатация факта.

Странным для автора биографической книги в 400 с лишним страниц выглядит признание, что для него Керенский, не доживший несколько месяцев до 90-го дня ро5вдения, «умер в 36 лет» (с. 388).

Результатом такого подхода стало добросовестное изложение общеизвестных фактов и мастерский монтаж цитат из опубликованных источников. Перед нами так и не предстал сложный, полнокровный образ живого Керенского.

Поиски продолжаются.

М.Г. Гришунькина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.