Кучумова Г.В.
(Самара)
В ПОИСКАХ "ИНВАРИАНТА" (О РОМАНЕ ВИЛАНДА "ПЕРЕГРИН ПРОТЕЙ")
Классическая литература всегда остается средоточием общечеловеческих ценностей. Глубоко значимыми являются входящие в ее состав универсалии (архетипы, мифологемы, извечные постулаты нравственности). Изучение художественной классики с этих позиций обещает много открытий.
В поле нашего научного исследования попадает философско-аллегорический роман немецкого просветителя К.М. Виланда (1733-1813) "Тайная история философа Перегрина Протея" (1788), малоизученность которого в отечественном литературоведении просто поражает: на русский язык роман никогда не переводился, нет ни одного обстоятельного анализа этого произведения. Б зарубежном литературоведении "Перегрин Протей" прочитывается по-разному: как роман-пародия на рыцарскую литературу, как "мечтательный" роман, роман о тайном обществе, "антивоспитательный" роман. Множественность точек зрения доказывает всю сложность и неординарность этого произведения.
Поиски "инварианта", "архетипа" в этом романе приводят нас к исходной парадигме восхождения к Высшему. Выработанная еще античными мыслителями и первыми христианскими философами, она включает в себя смысловую вертикаль - восхождение к высшим ценностям (по Платону - "8иЬПш188тиш"), то есть стремление человека к полноте своего бытия, к свету и красоте. Та же парадигма просматривается в житийной и средневековой аллегорической литературе. Устремленный к высоким духовным ценностям человек - духовный воин - вступает на "узкий" путь восхождения к Высшему. На этом нелегком и опасном пути его ждут трудности и лишения, ему предстоит борьба с искушениями, порочными движениями души, препятствующими и задерживающими его духовное развитие. Лишь преодолев все испытания и соблазны, духовный воин вступает в "святая святых", познает Тайны Бытия.
В непосредственном эстетическом опыте данного романа исходная парадигма выступает персонифицированно, как действующие лица. Окружающие главного героя персонажи являются зеркальными отражениями его самого, воплощением его внутренних возможностей, сил, искушений.
Особое место в романе занимают аллегорические женские образы. Юная Калипа как ангел, спустившийся с небес, своей чистой любовью "просветляет" Перегрина, приобщает его духу вечности, благословляет его путь восхождения к Высшему (христианский миф о "приобщении"). Два других - Диоклея и Мамилия, воплощающие в себе духовно возвышенное и чувственноэротическое начало, отражают потребность Перегрина в духовном "взаимодополнении" (платонический миф об андрогине). В широком смысле женские образы в романе символизируют различного рода "очарования", соблазны, искушения, которые встречает духовный странник Перегрина на своем пути.
В создании романного образа участвуют и другие "демонические силы", порочность которых лишь постепенно распознается Перегрином. Адепты некоего тайного общества Хегезиас и Керинтус ("ловцы человеков") обещаниями приобщить к тайнам Бытия заманивают доверчивого героя-мечтателя в свои сети, используют его в корыстных целях.
В романе "Перегрин Протей" мы выделяем и неперсонифицированный архетип (по К.Юнгу) - архетип трансформации, с точки зрения которого анализ романа может быть
обобщен в функции "испытания". "Испытание" героя осуществляется на каждом этапе его странствий, при каждой новой встрече с другими персонажами романа. Развитие событий в реальном измерении позволяет оценить его путь как "духовную деградацию". Ведомый ложными учителями, Перегрин не выдерживает главного испытания жизни - испытания на идентичность. Он не находит своей "самости", не становится субъектом своей собственной судьбы. Перегрин лишь внутренне чувствует необходимость иной духовно-практической жизни (например, в христианстве), но достичь ему этого так и не удается.
Финал романа (Перегрин совершает публичное аутодафе) предстает финалом трагедии самообмана и расплаты за него, трагедии необретенного пути. Здесь Виланд существенным образом изменяет, исходную парадигму духовного роста героя: процесс "сублимации" в романе идет со знаком "минус". Искажение программы духовного восхождения главного героя уже заключает в себе мотив предупреждения. В этом смысле роман "Перегрин Протей" с явными элементами пародии на рыцарскую литературу помещается в серьезный контекст и может быть
прочитан как роман-предупреждение: неопытное сознание, путешествуя по сложному лабиринту духовного развития, соблазняясь модными учениями, неизменно попадает в нравственный тупик.