Научная статья на тему 'В ПОИСКАХ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ. К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ КОМАНДИРОВ (НАЧАЛЬНИКОВ) ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА К УПРАВЛЕНИЮ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВОЙСК '

В ПОИСКАХ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ. К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ КОМАНДИРОВ (НАЧАЛЬНИКОВ) ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА К УПРАВЛЕНИЮ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВОЙСК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военная организация государства / подготовка офицерского состава / управленческая деятельность / military organization of the state / training of officers / management activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоров Игорь Александрович

В статье рассматриваются проблемные вопросы подготовки офицерского состава военной организации государства к управлению воинскими формированиями. При этом автор представляет направления их решения и пути совершенствования системы подготовки офицерского корпуса России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидоров Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN SEARCH OF EFFECTIVE SOLUTIONS. ON THE ISSUE OF IMPROVING THE TRAINING OF COMMANDERS (CHIEFS) MILITARY FORMATIONS OF THE MILITARY ORGANIZATION OF THE STATE TO MANAGE THE DAILY ACTIVITIES OF THE TROOPS

The article deals with the problematic issues of training the officers of the military organization of the state to manage military formations. At the same time, the author presents the directions of their solutions and ways to improve the training system of the officer corps of Russia.

Текст научной работы на тему «В ПОИСКАХ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ. К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ КОМАНДИРОВ (НАЧАЛЬНИКОВ) ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА К УПРАВЛЕНИЮ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВОЙСК »

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

И.А. СИДОРОВ I.A. SIDOROV

В ПОИСКАХ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ

IN SEARCH OF EFFECTIVE SOLUTIONS

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ КОМАНДИРОВ (НАЧАЛЬНИКОВ) ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА К УПРАВЛЕНИЮ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВОЙСК

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE TRAINING OF COMMANDERS (CHIEFS) MILITARY FORMATIONS OF THE MILITARY ORGANIZATION OF THE STATE TO MANAGE THE DAILY ACTIVITIES OF THE TROOPS

Сведения об авторе: Сидоров Игорь Александрович - докторант Михайловской военной артиллерийской академии, подполковник, кандидат педагогических наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: sidoroff131080@mail.ru).

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы подготовки офицерского состава военной организации государства к управлению воинскими формированиями. При этом автор представляет направления их решения и пути совершенствования системы подготовки офицерского корпуса России.

Ключевые слова: военная организация государства, подготовка офицерского состава, управленческая деятельность.

Information about the author: Igor Sidorov - Doctoral Student of the Mikhailovsky Military Artillery Academy, Lieutenant Colonel, Candidate of Pedagogical Sciences (St. Petersburg. E-mail: sidoroff131080@mail.ru).

Summary. The article deals with the problematic issues of training the officers of the military organization of the state to manage military formations. At the same time, the author presents the directions of their solutions and ways to improve the training system of the officer corps of Russia.

Keywords: military organization of the state, training of officers, management activities.

Формирование способности командира к выполнению должностных и специальных обязанностей, связанных с управлением воинским подразделением, определяется его готовностью к осуществлению управленческой деятельности. При этом, как показывают практика и проведённый анализ нормативно-правовых актов и литературы по данной проблематике, не разработаны эффективные научно обоснованные пути её формирования.

Профессиональная подготовка офицерского состава - сложный, многоплановый процесс, в котором положительный результат достигается только целенаправленным и кропотливым трудом субъектов образовательной деятельности. Лишь

их взаимодействие в деле подготовки высококлассного специалиста позволяет обучить офицера, способного руководить подчинённым подразделением и выполнять поставленные задачи в мирное и военное время.

Основным показателем, характеризующим уровень подготовки офицера к выполнению должностных и специальных обязанностей, является готовность к осуществлению управленческой деятельности.

Ключевым в определении понятия «управленческая деятельность» является термин «управление». При этом само понятие «управление» в образовании рассматривается исследователями неоднозначно. Например, управление - это:

• особый род деятельности, превращающий неорганизован-

ную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу;

• деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие учреждения;

• организационно-систематическое сознательное (осознанное, рациональное) воздействие одного или нескольких человек на группы, коллективы, объединения людей с целью достижения намеченного результата их совместной деятельности, который предвидится, прогнозируется как ближайшее или отдалённое будущее;

• процесс выполнения функций управления.

В менеджменте управление рассматривается как целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата, а также как закономерные процессы, регулирующие эффективное взаимодействие всех субъектов и объектов в целях их функционирования и развития.

Кроме этого, в военной организации государства существует понятие «управление войсками» -целенаправленная деятельность органов управления по поддержанию подчинённых объединений, территориальных органов, соединений, воинских частей, подразделений (органов) и организаций в постоянной боевой и мобилизационной готовности, подготовке их к выполнению задач и руководству ими при их выполнении.

По отношению к субъекту управления существует понятие управленческой деятельности, которую рассматривают как:

• совокупность действий руководителя или работников аппарата управления по отношению к человеку или коллективу, являющемуся объектом управления;

• деятельность по организации деятельности других людей;

• совокупность выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

Можно утверждать, что управленческая деятельность - есть взаимодействие индивидуальной

и совместной деятельности группы людей. Она характеризуется связями общей заинтересованности и личной мотивации членов в определённом коллективе. Специфика управленческой деятельности состоит в том, что её объектами являются коллектив и одновременно субъект, имеющий индивидуальные личностные особенности.

В войсках национальной гвардии управленческая деятельность является одним из основных видов слу-жебно-боевой деятельности войск, своеобразным связующим звеном между различными узконаправленными видами деятельности.

Совершенствование готовности к управленческой деятельности субъектов управления представляет собой сложный многоступенчатый процесс, начальным этапом которого является оценка существующего уровня её развития.

Совершенствование чего-либо всегда представляет трудности для исследователя, т.к. для этого требуются развитое логическое мышление и творческий потенциал личности.

Поиск направлений совершенствования подготовки офицерского состава к управленческой деятельности предполагает его декомпозицию на две составные части - поиск направлений в теории и поиск направлений в практике.

Совершенствование теории формирования управленческой компетенции офицера, основываясь на проведённом исследовании теоретических положений, предполагает следующие мероприятия (см. схему 1):

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

1. Разработка теоретических положений оценки и учёта уровней готовности офицерского состава к управленческой деятельности, т.к. для качественного развития изучаемого предмета необходимо определиться с системой оценивания способности офицера к управлению, т.е. создать диагностический аппарат, позволяющий, во-первых, понять структуру оцениваемого предмета через его декомпозицию, а во-вторых, качественно его оценить.

Кроме этого, необходимо создать систему учёта уровней готовности офицеров к управленческой деятельности в течение всей службы.

2. Создание и математическое обоснование модели системы непрерывной подготовки офицерского состава к управленческой деятельности, что позволит проверить основные тезисы разработанных положений.

3. Подготовка Концепции построения и функционирования системы непрерывной подготовки офицерского состава к управлению повседневной деятельностью войск, которая объединит все разработанные положения в стройную систему, удобную для понимания и дальнейшего использования.

Наряду с совершенствованием теоретических положений, нельзя забывать о практической стороне предмета исследования.

Направления совершенствования практики формирования управленческой компетенции офицера, основанные на ретроспективном анализе и изучении организации подготовки офицеров в зарубежных странах, следующие (см. схему 2):

1. Анализ современного состояния практики формирования готовности офицерского состава к управленческой деятельности обеспечит качественное изучение сложившейся системы подготовки, и, кроме того, позволит выявить структурные ошибки и технологические недостатки в деятельности по подготовке офицерского состава

Схема 1. Направления совершенствования теории формирования готовности офицерского состава к управленческой деятельности

Схема2. Направления совершенствования практики формирования готовности офицера к управленческой деятельности

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

к управлению воинским коллективом.

2. Внесение изменений в систему подготовки офицерского состава. Результаты анализа позволят на основе полученных данных внести обоснованные изменения в систему подготовки офицеров к управленческой деятельности.

3. Создание цикла дисциплин, непосредственно подчинённых вопросам управления воинскими коллективами.

Ещё одним проблемным аспектом является отсутствие профильных дисциплин по развитию управленческих компетенций у курсантов военных вузов. Цикл дисциплин должен быть основан на развитии личности будущего командира с учётом особенностей военной службы.

Его разработка позволила бы профессорско-преподавательскому составу военного вуза эффективно готовить будущих высокопрофессиональных командиров-управленцев в звене рота-батальон.

Данный цикл дисциплин может обладать следующими особенностями:

• работать в существующей системе военного образования;

• обеспечивать высокий уровень развития управленческой компетенции с опорой на личность курсанта;

• обладать высоким процентом (95-100%) выпускников, имеющих управленческую компетенцию уровня не ниже требуемого;

• иметь тесную связь с практической деятельностью войск.

Вместе с тем данные учебные дисциплины должны обладать ориентацией на результат в совместной деятельности преподавателя и курсанта, совершенствовать развитие управленческих компетенций в двух направлениях - физическом и психическом развитии будущих офицеров.

4. Регулярный контроль за работой системы формирования готовности офицера к управленческой деятельности.

Система контроля развития способности к управленческой деятельности должна действовать в течение всей службы офицера, обеспечивая реагирование на особенности военной службы в конкретных подразделениях и на конкретных должностях.

5. Использование элементов физической подготовки для совершенствования способности офицера управлять воинским коллективом.

Важной составляющей управленческой компетенции является область физического развития, как один из аспектов развития человека.

Следует учитывать специфику предстоящей служебной деятельности будущих офицеров, ориентировать их на развитие не только конкретных упражнений, а это, как правило, подтягивание на перекладине, бег на короткие и длинные дистанции и т.п., но и на комплексное владение своим телом в различных ситуациях, особое внимание обращая на развитие духа бойца, воина, способного постоять за себя в трудной ситуации - это и есть один из аспектов управленческой компетенции офицера.

Так, А. Н. Ашихмин отмечает, что методически правильное использование средств физической подготовки и спорта оказывает

позитивное воздействие на развитие профессионально значимых лидерских качеств у курсантов образовательных учреждений и прежде всего таких, как: способность к межличностной коммуникации и профессиональному взаимодействию; умение принимать решения и нести за них ответственность; настойчивость и решительность в достижении поставленной цели; профессиональную работоспособность; высокий уровень физической подготовленности; выдержку и самообладание; дисциплинированность, смелость и уверенность в своих силах.

6. Выработка практических рекомендаций органам военного управления по построению и функционированию разработанной научно-педагогической системы, основанных на результатах исследования.

Таким образом, определены направления совершенствования подготовки офицерского состава военной организации государства к управленческой деятельности как в теории, так и в практике. Их реализация позволит качественно изменить уровень готовности офицерского корпуса к управлению воинскими коллективами в мирное и военное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.