УДК 159.923.2
В ПОИСКАХ АУТЕНТИЧНОСТИ: ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИК АУТЕНТИФИКАЦИИ
О.Ю. Суднева (Томск)
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (грант № 09-06-90734).
Аннотация. Исследование аутентичности приобретает особую актуальность на современном этапе развития общества, т.к. обращает человека к самому себе, к самоопределению и самоконструированию. Аутентичность - это характеристика человеческой экзистенции, а в аналитическом дискурсе - практик аутентификации. В связи с этим предметом нашего исследования являются практики аутентификации.
Ключевые слова: аутентичное бытие; практики аутентификации.
На современном этапе развития общества особенно актуальной становится проблема поиска и «обретения» человеком аутентичности. Границы личности перестают совпадать с границами человеческого Я или любой другой сущности (тело, сознание, потребности), а совпадают с границами ответственности [4] и приобретают особый динамический характер, из чего и вытекает необходимость принятия современного типа ответственности, а также современных обязанностей, среди которых обязанность в социальной деятельности опираться на самого себя исключительно ценна и значима. Для этого требуется не только быть самим собой, но и обрести себя. Противоречия такого рода как раз и актуализируют изучение проблемы поиска аутентичности, или практик аутентификации. Аутентичность в постсовременную эпоху - это уже не характеристика личности, мира или концепции, это характеристика человеческой экзистенции, а в аналитическом дискурсе - практик аутентификации, или практик себя [5].
Целью нашей работы стало определение теоретических оснований изучения практик аутентификации, разработка соответствующей программы эмпирического исследования и апробация специфических методов её изучения и диагностики.
Понятие «практики себя» мы впервые встречаем в работах М. Фуко, где предметом его рассмотрения в действительности выступает процесс самоорганизации нравственным субъектом себя как такового. Оценивая тезис о том, что мораль целиком заключается в запретах, в качестве ошибочного, М. Фуко ставит «проблему искусства существования», или «техник себя»: «Под этим стоит понимать продуманные и добровольные практики, посредством которых люди не просто устанавливают для себя правила поведения, но стараются изменить самих себя, преобразовать себя в собственном особом бытии и сделать из своей жизни произведение, несущее в себе определённые эстетические ценности и отвечающее определённым критериям стиля» [6. Т. 2. С. 17-18]. С.С. Хоружий отмечает, что «практики себя» - это уже устоявшийся и популярный термин в современной социальной антропологии. По мнению этого автора, «практики себя» - это такие антропологические стратегии, в
которых человек осуществляет сознательную, целеполагающую и целенаправленную трансформацию себя самого [5].
В ходе теоретического исследования мы определили терминологический контекст понятия «практики аутентификации, или практики себя». В первую очередь, понятие «аутентификация» связано с понятием «идентичность» и может быть определено как обретение чувства самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям, адекватности и стабильного владения личностью «собственным Я» независимо от ситуационных, обстоятельственных и средовых изменений. Итак, идентичность предполагает наличие устойчивой системы способов поведения, соответствующих Я-концепции. Идентичность, по мнению Э. Эриксона, отражает преемственность различных жизненных циклов человека [7. С. 153-218].
Следующее понятие, которое важно рассмотреть в контексте практик аутентификации, - это суверенность личности. С.К. Нартова-Бочавер пишет, что суверенность - это «...способность человека контролировать, защищать и развивать своё психологическое пространство, основанное на обобщённом опыте успешного автономного поведения» [3. С. 163]. Суверенность проявляется в переживании аутентичности собственного бытия, «...уместности в пространственно-временных и ценностных обстоятельствах своей жизни, которые она создаёт либо принимает, уверенности человека в том, что он поступает согласно собственным убеждениям» [Там же].
Когда мы обращаемся к практикам аутентификации, мы обращаемся к сознательному выбору человека и его ответственности за него в конкретном пространственно-временном континууме своей жизни. Дж. Роттер называет это внутренним локусом контроля. «Психология ответственности», по мнению К. Муздыбаева, заключает в себе способность отвечать за совершаемые выборы и видеть их в перспективе [2]. По мнению Д. Бьюджен-таля, когда человек признает ответственность, он утверждает, что играет жизненно важную роль в своем собственном существовании [1].
В ходе эмпирического исследования была выдвинута гипотеза о том, что практики аутентификации обла-
29
№ 34
Сибирский психологический журнал
2009 г.
дают гендерной, личностной и коммуникативной специфичностью.
Выборка нашего исследования была сформирована случайным образом; её составили 290 студентов различных факультетов старших курсов Томского государственного университета и Сибирского медицинского университета (160 девушек и 130 юношей). Исследование проводилось в течение трёх лет и состояло из двух этапов. На первом этапе было предложено и обосновано определение установки на аутентичность как сложного многоуровневого образования в структуре сознания, которое выражается в форме уверенности / ощущения того, что человек поступает / действует / живёт в соответствии с системой внутренних убеждений, принципов, ценностей, верований. Это делает возможным осознание (если это уверенность) и переживание (ощущение) собственной уместности (правоты, правильности, значимости, важности, существенности) в определённых (или неконкретных) пространственно-временных обстоятельствах / ситуациях / условиях своей жизни, которые человек создаёт, изменяет или принимает.
На втором этапе были использованы следующие методики: «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, «Метод моделирования коммуникативного мира личности» В.И. Кабрина, «Шкала базисных убеждений» Р. Янов-Бульман в адаптации О. Кравцовой, «Методика Жизнестойкости» С. Мадди в адаптации И.И. Рассказова, Д.А. Леонтьева, «Опросник эмоционального интеллекта» Н. Холл, «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, МАК-шкала в адаптации В.В. Знакова, 16-факторный опросник Р. Кеттелла, «МиФ» С. Бем в адаптации О.Г. Лопуховой, «Тест самоактуализации личности» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф.Калина. После модификации теста самоактуализации личности (САМОАЛ) мы выделили дополнительную шкалу под названием «установка на аутентичность», в которую вошли 15 пунктов (вопросов). Для проверки валидности рассчитывалась G-корреляция со всеми шкалами теста САМОАЛ.
По степени выраженности установки на аутентичность мы разделили респондентов на три подгруппы. В первую группу вошли респонденты с высокими значениями показателя (от 72 до 90 баллов), во вторую группу - со средними (55-70 баллов) и в третью группу - с низкими (38-55 баллов).
На основе t-критерия Стьюдента мы рассчитали достоверность различий в обозначенных группах и выявили, что группе с выраженной установкой на аутентичность свойственна высокая автономия (М1 = 66,67), по сравнению со второй (М2 = 54,65) и третьей группами (М3 = 44,12). Представители данной группы в большей мере воспринимают себя как независимых от мнения окружающих людей. Им свойственно представление о себе как о сильной личности (М1 = 22,60; М2 = 20,05; М3 = 16,95), обладающей достаточной свободой выбо-
ра, чтобы построить жизнь в соответствии со своими целями и представлениями. Они высоко оценивают собственную способность влиять на результат происходящего и изменять жизненные обстоятельства. Респонденты данной группы оценивают себя как целенаправленные и целеустремлённые личности (М1 = 34,72; М2 = 30,17; М3 = 26,71), которым свойственно стремление добиваться желаемого и постоянно преодолевать трудности на пути к цели. Они могут позволить себе нестандартное мышление (М1 = 10,91; М2 = 10,04; М3 = 7,43) и рискованные решения (М1 = 18,78; М2 = 15,93; М3 = 10,56). Они уверены в том, что способны свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. В отличие от второй и третьей групп, они склонны воспринимать собственную жизнь как более интересную (М1 = 33,33; М2 = 28,81; М3 = 38,22), результативную (М1 = 28,07; М2 = 24,60; М3 = 23,28) и наполненную смыслом (М1 = =111,89; М2 = 99,74; М3 = 92,30). Им свойственны более выраженное стремление постоянно развиваться, учиться и воспринимать новое, а также ощущение собственного прогресса (М1 = 67,81; М2 = 63,52; М3 = 57,19). Представители данной группы в большей степени убеждены в том, что события, которые с ними случаются, способствуют их развитию за счет опыта (как позитивного, так и негативного), который они извлекают из этих событий. Они верят в доброту и порядочность людей (М1 = 64,89; М2 = 61,80; М3 = 54,01), убеждены в положительном отношении других к себе, считают, что окружающие воспринимают их как интересных и привлекательных собеседников и поэтому не боятся открыто выражать свои чувства и мнение. Высокие значения по шкале «самопринятие» (М1 = 64,02; М2 = 58,73; М3 = =49,80) отражают позитивную самооценку себя и своей жизни в целом, осознание и принятие не только своих положительных качеств, но и недостатков.
Группу с низкой установкой на аутентичность характеризуют более высокие показатели как по шкале «непринятие других людей» (М1 = 14,51; М2 = 16,14; М3 = 20,89), так и по шкале «непринятие себя» (М1 = =11,40; М2 = 14,48; М3 = 17,03). Неудовлетворенность собственной жизнью и её результативностью сочетается с беспокойством (М1 = 4,03; М2 = 5,18; М3 = 6,40), робостью в межличностных взаимодействиях и дефицитом проявления социальной активности (М1 = 7,36; М2 = 6,42; М3 = 4,95). При этом отмечаются недостаток самостоятельности в действиях и мыслях и недостаток собственных принципов и правил, склонность к зависимости и ориентированность на оценки и мнения со стороны других. Данная группа демонстрирует высокие показатели по Мак-шкале (М1 = 68,06; М2 = 70,48; М3 = 78,89). В отношениях с другими респонденты склонны в большей степени держаться эмоционально отчужденно, обособленно, ориентироваться на проблему, а не на собеседника, испытывать недоверие и настороженность по отношению к окружающим и неже-
30
Общая психология и психология личности
лание раскрываться. Для них характерно выраженное переживание эмоционального дискомфорта (М1 = 14,20; М2 = 17,89; М3 = 21,43), который может выражаться либо в продолжительной фиксации на отрицательных переживаниях, либо в устойчивом стремлении к уходу от проблем (эскапизму). Данную группу также отличают высокие значения по шкале внешнего контроля (М1 = 18,20; М2 = 21,33; М3 = 25,43). Убеждённость в том, что жизнь подчиняется закону случайного распре-
деления событий и неподвластна сознательному контролю, сопровождается чувством беспомощности и беспокойства.
Итак, в ходе эмпирического исследования мы апробировали метод изучения (диагностики) практик аутентификации. Было выявлено, что в зависимости от степени выраженности установки на аутентичность можно наблюдать специфические гендерные, личностные и коммуникативные особенности.
Литература
1. Бъюдженталъ Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической психотерапии / Пер. с англ. А.Б. Фенько.
М.: Класс, 1998. 336 с.
2. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: ЛГУ, 1983. 240 с.
3. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытие. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
4. Тулъчинский Г.Л. Трансцендентальный субъект, постчеловеческая персонология и новые перспективы гуманитарной парадигмы // Я
(А. Слинин) и МЫ: к 70-летию профессора Ярослава Анатольевича Слинина. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 528-555.
5. Хоружий С.С. Конституция личности и идентичности в перспективе опыта древних и современных практик себя: Доклад на рабочей
встрече «Субъект и сообщество в европейской философии и теологии: Взгляд с Востока и Запада», Май 2006. Режим доступа: www.synergia-isa.ru/lib/download/lib/024_Horuzhy_Firenze
6. Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности / Пер. с франц. В. Каплуна. СПб.: Академический проект, 2004. Т. 2. 432 с.
7. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 340 с.
IN SEARCHES OF AUTHENTICITY OR EXPERTS AUTHENTICATION Sudneva O.U. (Tomsk)
Summary. Research of authenticity gets a special urgency at the present stage of development of a society as turns the person to «oneself», to selfdetermination and self-designing. Authenticity is a characteristic human existence, lives, and in an analytical discourse - an expert of oneself. In this connection the purpose of our research are experts authentication.
Key words: authentic existence; authentication; рractice of oneself.
31