Научная статья на тему 'В поисках аутентичности: исследование практик аутентификации'

В поисках аутентичности: исследование практик аутентификации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
630
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТЕНТИЧНОЕ БЫТИЕ / ПРАКТИКИ АУТЕНТИФИКАЦИИ / РRACTICE OF ONESELF / AUTHENTIC EXISTENCE / AUTHENTICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суднева О. Ю.

Исследование аутентичности приобретает особую актуальность на современном этапе развития общества, т.к. обращает человека к самому себе, к самоопределению и самоконструированию. Аутентичность это характеристика человеческой экзистенции, а в аналитическом дискурсе практик аутентификации. В связи с этим предметом нашего исследования являются практики аутентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of authenticity gets a special urgency at the present stage of development of a society as turns the person to «oneself», to self-determination and self-designing. Authenticity is a characteristic human existence, lives, and in an analytical discourse an expert of oneself. In this connection the purpose of our research are experts authentication.

Текст научной работы на тему «В поисках аутентичности: исследование практик аутентификации»

УДК 159.923.2

В ПОИСКАХ АУТЕНТИЧНОСТИ: ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИК АУТЕНТИФИКАЦИИ

О.Ю. Суднева (Томск)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (грант № 09-06-90734).

Аннотация. Исследование аутентичности приобретает особую актуальность на современном этапе развития общества, т.к. обращает человека к самому себе, к самоопределению и самоконструированию. Аутентичность - это характеристика человеческой экзистенции, а в аналитическом дискурсе - практик аутентификации. В связи с этим предметом нашего исследования являются практики аутентификации.

Ключевые слова: аутентичное бытие; практики аутентификации.

На современном этапе развития общества особенно актуальной становится проблема поиска и «обретения» человеком аутентичности. Границы личности перестают совпадать с границами человеческого Я или любой другой сущности (тело, сознание, потребности), а совпадают с границами ответственности [4] и приобретают особый динамический характер, из чего и вытекает необходимость принятия современного типа ответственности, а также современных обязанностей, среди которых обязанность в социальной деятельности опираться на самого себя исключительно ценна и значима. Для этого требуется не только быть самим собой, но и обрести себя. Противоречия такого рода как раз и актуализируют изучение проблемы поиска аутентичности, или практик аутентификации. Аутентичность в постсовременную эпоху - это уже не характеристика личности, мира или концепции, это характеристика человеческой экзистенции, а в аналитическом дискурсе - практик аутентификации, или практик себя [5].

Целью нашей работы стало определение теоретических оснований изучения практик аутентификации, разработка соответствующей программы эмпирического исследования и апробация специфических методов её изучения и диагностики.

Понятие «практики себя» мы впервые встречаем в работах М. Фуко, где предметом его рассмотрения в действительности выступает процесс самоорганизации нравственным субъектом себя как такового. Оценивая тезис о том, что мораль целиком заключается в запретах, в качестве ошибочного, М. Фуко ставит «проблему искусства существования», или «техник себя»: «Под этим стоит понимать продуманные и добровольные практики, посредством которых люди не просто устанавливают для себя правила поведения, но стараются изменить самих себя, преобразовать себя в собственном особом бытии и сделать из своей жизни произведение, несущее в себе определённые эстетические ценности и отвечающее определённым критериям стиля» [6. Т. 2. С. 17-18]. С.С. Хоружий отмечает, что «практики себя» - это уже устоявшийся и популярный термин в современной социальной антропологии. По мнению этого автора, «практики себя» - это такие антропологические стратегии, в

которых человек осуществляет сознательную, целеполагающую и целенаправленную трансформацию себя самого [5].

В ходе теоретического исследования мы определили терминологический контекст понятия «практики аутентификации, или практики себя». В первую очередь, понятие «аутентификация» связано с понятием «идентичность» и может быть определено как обретение чувства самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям, адекватности и стабильного владения личностью «собственным Я» независимо от ситуационных, обстоятельственных и средовых изменений. Итак, идентичность предполагает наличие устойчивой системы способов поведения, соответствующих Я-концепции. Идентичность, по мнению Э. Эриксона, отражает преемственность различных жизненных циклов человека [7. С. 153-218].

Следующее понятие, которое важно рассмотреть в контексте практик аутентификации, - это суверенность личности. С.К. Нартова-Бочавер пишет, что суверенность - это «...способность человека контролировать, защищать и развивать своё психологическое пространство, основанное на обобщённом опыте успешного автономного поведения» [3. С. 163]. Суверенность проявляется в переживании аутентичности собственного бытия, «...уместности в пространственно-временных и ценностных обстоятельствах своей жизни, которые она создаёт либо принимает, уверенности человека в том, что он поступает согласно собственным убеждениям» [Там же].

Когда мы обращаемся к практикам аутентификации, мы обращаемся к сознательному выбору человека и его ответственности за него в конкретном пространственно-временном континууме своей жизни. Дж. Роттер называет это внутренним локусом контроля. «Психология ответственности», по мнению К. Муздыбаева, заключает в себе способность отвечать за совершаемые выборы и видеть их в перспективе [2]. По мнению Д. Бьюджен-таля, когда человек признает ответственность, он утверждает, что играет жизненно важную роль в своем собственном существовании [1].

В ходе эмпирического исследования была выдвинута гипотеза о том, что практики аутентификации обла-

29

№ 34

Сибирский психологический журнал

2009 г.

дают гендерной, личностной и коммуникативной специфичностью.

Выборка нашего исследования была сформирована случайным образом; её составили 290 студентов различных факультетов старших курсов Томского государственного университета и Сибирского медицинского университета (160 девушек и 130 юношей). Исследование проводилось в течение трёх лет и состояло из двух этапов. На первом этапе было предложено и обосновано определение установки на аутентичность как сложного многоуровневого образования в структуре сознания, которое выражается в форме уверенности / ощущения того, что человек поступает / действует / живёт в соответствии с системой внутренних убеждений, принципов, ценностей, верований. Это делает возможным осознание (если это уверенность) и переживание (ощущение) собственной уместности (правоты, правильности, значимости, важности, существенности) в определённых (или неконкретных) пространственно-временных обстоятельствах / ситуациях / условиях своей жизни, которые человек создаёт, изменяет или принимает.

На втором этапе были использованы следующие методики: «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, «Метод моделирования коммуникативного мира личности» В.И. Кабрина, «Шкала базисных убеждений» Р. Янов-Бульман в адаптации О. Кравцовой, «Методика Жизнестойкости» С. Мадди в адаптации И.И. Рассказова, Д.А. Леонтьева, «Опросник эмоционального интеллекта» Н. Холл, «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, МАК-шкала в адаптации В.В. Знакова, 16-факторный опросник Р. Кеттелла, «МиФ» С. Бем в адаптации О.Г. Лопуховой, «Тест самоактуализации личности» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф.Калина. После модификации теста самоактуализации личности (САМОАЛ) мы выделили дополнительную шкалу под названием «установка на аутентичность», в которую вошли 15 пунктов (вопросов). Для проверки валидности рассчитывалась G-корреляция со всеми шкалами теста САМОАЛ.

По степени выраженности установки на аутентичность мы разделили респондентов на три подгруппы. В первую группу вошли респонденты с высокими значениями показателя (от 72 до 90 баллов), во вторую группу - со средними (55-70 баллов) и в третью группу - с низкими (38-55 баллов).

На основе t-критерия Стьюдента мы рассчитали достоверность различий в обозначенных группах и выявили, что группе с выраженной установкой на аутентичность свойственна высокая автономия (М1 = 66,67), по сравнению со второй (М2 = 54,65) и третьей группами (М3 = 44,12). Представители данной группы в большей мере воспринимают себя как независимых от мнения окружающих людей. Им свойственно представление о себе как о сильной личности (М1 = 22,60; М2 = 20,05; М3 = 16,95), обладающей достаточной свободой выбо-

ра, чтобы построить жизнь в соответствии со своими целями и представлениями. Они высоко оценивают собственную способность влиять на результат происходящего и изменять жизненные обстоятельства. Респонденты данной группы оценивают себя как целенаправленные и целеустремлённые личности (М1 = 34,72; М2 = 30,17; М3 = 26,71), которым свойственно стремление добиваться желаемого и постоянно преодолевать трудности на пути к цели. Они могут позволить себе нестандартное мышление (М1 = 10,91; М2 = 10,04; М3 = 7,43) и рискованные решения (М1 = 18,78; М2 = 15,93; М3 = 10,56). Они уверены в том, что способны свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. В отличие от второй и третьей групп, они склонны воспринимать собственную жизнь как более интересную (М1 = 33,33; М2 = 28,81; М3 = 38,22), результативную (М1 = 28,07; М2 = 24,60; М3 = 23,28) и наполненную смыслом (М1 = =111,89; М2 = 99,74; М3 = 92,30). Им свойственны более выраженное стремление постоянно развиваться, учиться и воспринимать новое, а также ощущение собственного прогресса (М1 = 67,81; М2 = 63,52; М3 = 57,19). Представители данной группы в большей степени убеждены в том, что события, которые с ними случаются, способствуют их развитию за счет опыта (как позитивного, так и негативного), который они извлекают из этих событий. Они верят в доброту и порядочность людей (М1 = 64,89; М2 = 61,80; М3 = 54,01), убеждены в положительном отношении других к себе, считают, что окружающие воспринимают их как интересных и привлекательных собеседников и поэтому не боятся открыто выражать свои чувства и мнение. Высокие значения по шкале «самопринятие» (М1 = 64,02; М2 = 58,73; М3 = =49,80) отражают позитивную самооценку себя и своей жизни в целом, осознание и принятие не только своих положительных качеств, но и недостатков.

Группу с низкой установкой на аутентичность характеризуют более высокие показатели как по шкале «непринятие других людей» (М1 = 14,51; М2 = 16,14; М3 = 20,89), так и по шкале «непринятие себя» (М1 = =11,40; М2 = 14,48; М3 = 17,03). Неудовлетворенность собственной жизнью и её результативностью сочетается с беспокойством (М1 = 4,03; М2 = 5,18; М3 = 6,40), робостью в межличностных взаимодействиях и дефицитом проявления социальной активности (М1 = 7,36; М2 = 6,42; М3 = 4,95). При этом отмечаются недостаток самостоятельности в действиях и мыслях и недостаток собственных принципов и правил, склонность к зависимости и ориентированность на оценки и мнения со стороны других. Данная группа демонстрирует высокие показатели по Мак-шкале (М1 = 68,06; М2 = 70,48; М3 = 78,89). В отношениях с другими респонденты склонны в большей степени держаться эмоционально отчужденно, обособленно, ориентироваться на проблему, а не на собеседника, испытывать недоверие и настороженность по отношению к окружающим и неже-

30

Общая психология и психология личности

лание раскрываться. Для них характерно выраженное переживание эмоционального дискомфорта (М1 = 14,20; М2 = 17,89; М3 = 21,43), который может выражаться либо в продолжительной фиксации на отрицательных переживаниях, либо в устойчивом стремлении к уходу от проблем (эскапизму). Данную группу также отличают высокие значения по шкале внешнего контроля (М1 = 18,20; М2 = 21,33; М3 = 25,43). Убеждённость в том, что жизнь подчиняется закону случайного распре-

деления событий и неподвластна сознательному контролю, сопровождается чувством беспомощности и беспокойства.

Итак, в ходе эмпирического исследования мы апробировали метод изучения (диагностики) практик аутентификации. Было выявлено, что в зависимости от степени выраженности установки на аутентичность можно наблюдать специфические гендерные, личностные и коммуникативные особенности.

Литература

1. Бъюдженталъ Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической психотерапии / Пер. с англ. А.Б. Фенько.

М.: Класс, 1998. 336 с.

2. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: ЛГУ, 1983. 240 с.

3. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытие. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

4. Тулъчинский Г.Л. Трансцендентальный субъект, постчеловеческая персонология и новые перспективы гуманитарной парадигмы // Я

(А. Слинин) и МЫ: к 70-летию профессора Ярослава Анатольевича Слинина. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 528-555.

5. Хоружий С.С. Конституция личности и идентичности в перспективе опыта древних и современных практик себя: Доклад на рабочей

встрече «Субъект и сообщество в европейской философии и теологии: Взгляд с Востока и Запада», Май 2006. Режим доступа: www.synergia-isa.ru/lib/download/lib/024_Horuzhy_Firenze

6. Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности / Пер. с франц. В. Каплуна. СПб.: Академический проект, 2004. Т. 2. 432 с.

7. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 340 с.

IN SEARCHES OF AUTHENTICITY OR EXPERTS AUTHENTICATION Sudneva O.U. (Tomsk)

Summary. Research of authenticity gets a special urgency at the present stage of development of a society as turns the person to «oneself», to selfdetermination and self-designing. Authenticity is a characteristic human existence, lives, and in an analytical discourse - an expert of oneself. In this connection the purpose of our research are experts authentication.

Key words: authentic existence; authentication; рractice of oneself.

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.