Научная статья на тему 'В ПАМЯТЬ ОБ УЧИТЕЛЕ И ДРУГЕ'

В ПАМЯТЬ ОБ УЧИТЕЛЕ И ДРУГЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В ПАМЯТЬ ОБ УЧИТЕЛЕ И ДРУГЕ»

ВОСПОМИНАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ

УДК 7.072.2

Кицул Ольга Валерьевна, искусствовед, экскурсовод. Государственный Эрмитаж, Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 34. 190000. kitsul [email protected]

Kitsul, Olga Valerievna, art historian, guide. The State Hermitage Museum, Dvortsovaia nab., 34, 190000 Saint Petersburg, Russian Federation. kitsul [email protected]

В ПАМЯТЬ ОБ УЧИТЕЛЕ И ДРУГЕ IN MEMORY OF TEACHER AND FRIEND

Поделюсь небольшими размышлениями о личности Елены Олеговны как о человеке 70-х, времени удивительного расцвета духовного и интеллектуального — расцвета, так сказать, «не благодаря», а «вопреки».

Елена Олеговна была настоящим чудом, которое мы, дураки, по молодости и глупости не уберегли. У меня, можно сказать, церковное восприятие Елены Олеговны — в том смысле, что для Бога все живы. Для Бога мёртвых нет. Лично я помощь и заботу Елены Олеговны о себе чувствую до сих пор. 35 лет Елена Олеговна прожила, ещё 35 — как миг! —прошло — и вот — привозят Пьеро делла Франческа [4], Учелло [3], Карпаччо [2] — этих дам замечательных — в Эрмитаж! Как подарок воспринимаю такие совпадения. Разве могла я мечтать, что «Святого Георгия» Паоло Учелло привезут? Нет у меня рационального объяснения этих совпадений — уж Учелло-то точно воспринимаю как подарок мне лично от Елены Олеговны посредством небес. Помнит она нас и любит. Я как-то стих для Аркадия Ипполитова придумала, когда мы с Машей Козловской и Леной Кононенко и ещё Машей Тепловой по поручению Елены Олеговны альбом ему делали, так как думали, что Аркадий навсегда уедет в Италию. Однажды даже экскурсантам своим на экскурсии этот стишок рассказала, когда Уччелло был в Аполлоновом зале выставлен:

Велением рока убитый дракон — То жизни жестокой извечный закон. И не был героем в далёкой стране Печальный Георгий на белом коне.

Но и не стыдно, думаю, Елене Олеговне за многих своих учеников. Многие на своём месте. Хранители хранят, учёные изучают, преподаватели учат студентов, писатели пишут, экскурсоводы просвещают народ.

Я тоже на своём месте, и мне очень важно то, чему старалась нас научить Елена Олеговна — за внешними вещами и формами видеть внутренний смысл — и показать это людям. То, что было в Елене Олеговне очень ярко — щедрость. Удивительная щедрость души. Горько думать, что когда-то ты мог не ценить этого.

А также есть воспоминания, лично у меня, которые согревают душу. Например — когда я делала доклад об Уччелло и, не прочитав ещё «Морфологию сказки» Владимира Проппа, пришла к близким выводам — и как Елена Олеговна радовалась искренне моим маленьким «открытиям», и как вообще она серьёзно относилась ко всем нашим работам, дипломам, рефератам, докладам и т. п., прочитывая и комментируя всё подробнейшим образом и всегда находя для этого время, несмотря на огромную загруженность.

А ещё вспоминаются поездки из Университета домой — через весь город, на трамвае, который шёл час или больше. Елена Олеговна к тому времени переехала в новый район,

и нам было по пути, поэтому случалось ехать вместе. Поездки проходили в разговорах, и беседы эти тоже были как подарок...

Иногда представляю, как бы сейчас Елена Олеговна воспринимала реальность — с её-то острым и скептическим умом...

Впрочем, что рассуждать о времени — что бы ни сказал — всё не то. Понимаешь с возрастом условность времени.

Там, в полях, на погосте, В роще старых берез, Не могилы, не кости, Царство радостных грез — Летний ветер мотает Зелень длинных ветвей — И ко мне долетает Свет улыбки твоей. Не плита, не распятье — Предо мной до сих пор Институтское платье И сияющий взор. Разве ты одинока? Разве ты не со мной? В нашем прошлом, далеком, Где и я был иной? В мире круга земного, Настоящего дня, Молодого, былого Нет давно и меня!

Это стихи И. А. Бунина «Свет незакатный» (1917), а вот что о них пишет Ольга Седакова (кстати, с Еленой Олеговной в один год родилась) в рассуждениях о теме времени:

«В памяти есть, неотменимо есть то, чего уже нет нигде вовне — и всякое воспоминание, среди другого, непременно напоминает вспоминающему, что и его — того, прошлого — уже нет. У Бунина есть простые стихи об этом» [6, с. 223].

Елена Олеговна писала о Мурильо [1]. В Эрмитаже в Малом Испанском просвете находится картина Мурильо «Мальчик с собакой» — из моих любимых. Когда на душе пасмурно, как поддержку, я вспоминаю улыбку этого мальчика... Мне видится в ней что-то очень «вагановское» — такая доброта, обещающая и дающая защиту, какая-то безусловная доброта. И об этом ещё — о доброте — стихотворение Ольги Седаковой:

Мальчик, старик и собака

Мальчик, старик и собака. Может быть, это надгробье женщины или старухи.

Откуда нам знать, кем человек отразится, глядя в глубокую воду, гладкую, как алебастр?

НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ 02/2020. ПРИЛОЖЕНИЕ

Может, и так: мальчик, собака, старик. Мальчик особенно грустен.

— Мама велела сказать...

— Будешь ты счастлив.

— Когда?

— Всегда.

— Это горько.

— Что поделаешь, так нам положено.

Молча собака глядит

— Я провинился, отец, но уже никогда не исправлюсь.

— Что же, — старик говорит, — я прощаю, но ты не

услышишь.

Здесь хорошо.

— Здесь хорошо?..

— Здесь хорошо?.. —

на беседу: глаза этой белой воды, этой картины — «мальчик, собака, старик».

в коридорах эхо является.

из «Стелы и надписи», 1982 [5].

Здравствуй, отец, у нас перестроили спальни. Мама скучает. — Сын мой, поздний, единственный, слушай, я говорю на прощанье: всегда соблюдай благородство, это лучшее дело живущих...

— Вот, ты звал, я пришел.

Особенно хочется обратить внимание на слова: «Сын мой, поздний, единственный, слушай, я говорю на прощанье: всегда соблюдай благородство, это лучшее дело живущих...».

Думаю, Елена Олеговна оставила бы нам такое пожелание...

Список литературы:

1. Ваганова Е. О. Мурильо и его время. М.: Изобразительное искусство, 1988. 224 с.

2. Выставка в Гос. Эрмитаже «Витторе Карпаччо. "Две венецианские дамы". Из собрания Фонда Городских музеев Венеции (Музей Коррера). 09 октября 2019 - 12 января 2020. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp exh/2019/carpaccio/ (дата обращения 22.04.2020).

3. Выставка в Гос. Эрмитаже «Паоло Уччелло. "Святой Георгий, поражающий дракона". Из Музея Жакмар-Андре, Париж». 13 апреля 2019 - 14 июля 2019. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp exh/2019/uchello/ (дата обращения 22.04.2020).

4. Выставка в Гос. Эрмитаже «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи». 7 декабря 2018 - 10 марта 2019. URL: https://www. hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp exh/2018/francesca/ (дата обращения 22.04.2020).

5. Седакова О. Стихотворение «Мальчик, старик и собака» (1982) // Седакова О. Стелы и надписи. М.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2014. URL: http://www.olgasedakova.com/58/369 (дата обращения 22.04.2020).

6. Седакова О. Moralia. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.