Научная статья на тему 'В.П. СОЛОВЬёВ-СЕДОЙ ВО ГЛАВЕ ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА ЛЕНИНГРАДСКИХ КОМПОЗИТОРОВ'

В.П. СОЛОВЬёВ-СЕДОЙ ВО ГЛАВЕ ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА ЛЕНИНГРАДСКИХ КОМПОЗИТОРОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
263
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Культурная политика / материальное обеспечение интеллигенции / Музыкальный фонд / В.П. Соловьёв-Седой / Союз Композиторов / Художественная интеллигенция

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фетюков Александр Борисович

В.П. Соловьёв-Седой более 15 лет возглавлял Ленинградское отделение Союза композиторов. На основе материалов из архивных фондов рассматривается деятельность Соловьёва-Седого в качестве руководителя творческой организации, его должностные взаимоотношения с партийными и государственными руководителями в годы, последовавшие за переломным XX съездом КПСС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В.П. СОЛОВЬёВ-СЕДОЙ ВО ГЛАВЕ ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА ЛЕНИНГРАДСКИХ КОМПОЗИТОРОВ»

УДК 94(47).084.9 ББК 63.3(2)632

А.Б. Фетюков

в.п. СОЛОВЬЁВ-СЕДОй ВО ГЛАВЕ ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА ленинградских композиторов

В.П. Соловьёв-Седой более 15 лет возглавлял Ленинградское отделение Союза композиторов. На основе материалов из архивных фондов рассматривается деятельность Соловь-ёва-Седого в качестве руководителя творческой организации, его должностные взаимоотношения с партийными и государственными руководителями в годы, последовавшие за переломным XX съездом КПСС.

Ключевые слова:

культурная политика, материальное обеспечение интеллигенции, Музыкальный фонд,

В.П. Соловьёв-Седой, Союз композиторов, художественная интеллигенция.

Василий Павлович Соловьёв-Седой -выдающийся ленинградский композитор, песни которого получили всемирную известность. Именно на творческую деятельность Соловьёва-Седого обращают внимание его биографы (большинство из них - музыковеды), оставляя за рамками своих исследований общественную жизнь, работу в композиторской среде, взаимоотношения с партийными и государственными руководителями. Между тем, Василий Павлович занимал высокие посты в композиторских организациях, неоднократно избирался секретарём Союзов композиторов СССР и РСФСР. Основная деятельность Соловьёва-Седого была связана с Ленинградским отделением Союза композиторов (ЛОСК), во главе которого он стоял в 1948-1964 гг.

В данной статье рассматриваются некоторые сюжеты, характеризующие Со-ловьёва-Седого как руководителя композиторской организации Ленинграда, при этом особое внимание уделяется его должностным взаимоотношениям с партийными и государственными руководителями города. Хронологические рамки -

1956-1960 гг. - охватывают период после XX съезда КПСС. В основе исследования лежат документы, содержащиеся главным образом в архивных фондах: ЛОСК СССР (с 1960 г. - РСФСР), его партийной организации, Ленинградского отделения Музыкального Фонда СССР (ЛО Музфонда), а также Ленинградского обкома КПСС.

ЛОСК было самым малочисленным среди ленинградских отделений творческих союзов и обществ. Если в театральной организации состояло около 2000 человек, в художественной - более 1000, в писательской и кинематографической - по 300-350, то в композиторской - всего 120-140 [1; 3, с. 541]. Небольшой размер коллектива позволял правлению быть в курсе обще-

ственной жизни и профессиональной деятельности композиторов и музыковедов. Примечательно, что партийное руководство возлагало на региональную творческую организацию ответственность за всю музыку, «звучавшую» из Ленинграда. Поэтому правление ЛОСК вынуждено было добиваться возможности контроля и над композиторами, работавшими вне союза. В 1960 г. Соловьёв-Седой и секретарь парторганизации И.Л. Гусин направили письмо Первому секретарю обкома И.В. Спиридонову, где сообщали, что деятельность «композиторов-одиночек» никем не направляется [7, л. 54]. Они предлагали восстановить существовавший до войны Горком композиторов - организацию для тех авторов, которые по разным причинам (образование, квалификация) не могли быть приняты в ЛОСК. Партийное руководство города посчитало этот шаг нецелесообразным и посоветовало ЛОСК разработать план мероприятий по усилению идейно-творческой работы с такими композиторами, без придания последним какой-либо организационной структуры.

Находясь во главе правления ЛОСК, Соловьёв-Седой обладал высоким авторитетом у большинства композиторов и пользовался доверием партийного руководства. Члены ЛОСК апеллировали к его мнению в спорных ситуациях. За Со-ловьёвым-Седым всегда оставалось последнее слово.

Так, в 1956 г., когда был избран новый состав правления, Василий Павлович сумел убедить своих коллег в необходимости ликвидировать творческие секции (оперную, камерно-симфоническую, критики, детской музыки и т.д.). Они, по мысли Соловьева-Седого и большинства членов правления, изжили себя и утратили эффективность. Секционную структуру имели все отделения Союза композиторов,

Общество

Terra Humana

а также - других творческих союзов, т.е. ленинградские композиторы решились на серьёзный для своего времени эксперимент.

Вместо секций были учреждены две творческие комиссии - по массовым и немассовым жанрам, а также дискуссионный клуб [8, л. 1, 3]. Если комиссии занимались организационной помощью при создании произведений, то дискуссионный клуб давал оценку готовым, законченным работам. Таким образом, Соловьёв-Седой попытался разделить организационные и творческие вопросы. Такое укрупнение имело недостатки: в рамках одной комиссии было сложно работать с разными жанрами, и вскоре секционная структура ЛОСК была восстановлена. Несмотря на неудачу, «реформа» Соловьёва-Седого демонстрирует его стремление к поискам новых форм работы, к улучшению творческой обстановки в коллективе.

Важно отметить, что Соловьёв-Седой не состоял в партии. Его друг и коллега по композиторскому цеху А.Н. Колкер справедливо полагает, что беспартийность некоторых видных деятелей культуры, по задумке партии, должна была «олицетворять торжество “свободного” волеизъявления» в советском государстве [2, с. 45]. Вместе с тем коллеги Василия Павловича - руководители ленинградских отделений других творческих союзов - поэт А.А. Прокофьев, скульптор М.К. Аникушин, актёр Н.К. Черкасов - вступили в КПСС. Причём в рассматриваемый период все они получили Ленинские премии; Соловь-ёв-Седой в 1959 г. за песни «Подмосковные вечера», «В путь!», «Марш нахимовцев», «Вёрсты» и «Если бы парни всей земли» [4, с. 26]. Беспартийный композитор пользовался расположением властей, избирался в депутаты Верховного Совета (3-5 созывы, 1950-1962 гг.).

Будучи главой ЛОСК, Соловьёв-Седой был вынужден принимать участие во всех партийных начинаниях (связанных, прежде всего, с пропагандируемым сближением интеллигенции и народа, а также с отображением «современной» темы в произведениях литературы и искусства). Василий Павлович постоянно бывал «в гостях» у рабочих того или иного завода, во время их обеденного перерыва исполнял свои песни. Заметим, что шёл и обратный процесс: присутствие рабочих на конференциях, пленумах и других мероприятиях стало с «хрущёвского» времени непременным атрибутом культурной политики. На праздновании 50-летия Соловьёва-Се-

дого (1957 г.) помимо партийно-государственных руководителей и художественной интеллигенции присутствовали представители от заводов и воинских частей [20]. В 1958 г. партбюро ЛОСК призвало композиторов создать массовые песни о ленинградских заводах (в эту кампанию, приуроченную к XXI съезду КПСС, были вовлечены и литераторы, работавшие над «Историей фабрик и заводов», и художники, создававшие портреты «лучших людей» предприятий) [10, л. 68, 69]. В работу включился и Соловьёв-Седой: он написал песню «Любите свой завод», посвящённую рабочим «Красного выборжца».

На совещаниях партийных руководителей с деятелями литературы и искусства, на т.н. собраниях актива творческих работников Соловьёв-Седой, по сравнению с Прокофьевым или Аникушиным, выступал довольно редко. Если же ему приходилось брать слово, он не упускал возможности выразить свою лояльность, но не перебарщивал. Примером может служить его выступление на совещании в обкоме, посвящённом итогам XXI съезда КПСС (1959 г.). Он выразил солидарность с линией партии на сближение искусства с жизнью народа, отметив, что нельзя художнику пребывать «в атмосфере индивидуалистического самокопания», что надо преодолевать «интеллигентский индивидуализм», что «только входя глубже в жизнь... можно насытить своё произведение жизненными токами и создать свежее, современное, неповторимое» [6, л. 18, 19]. И тут же: «Необходимо устранить бюрократические преграды в некоторых наших учреждениях... Мне хотелось бы, чтобы руководящие органы знали, что музыка для книготоргующих организаций является нежелательным пасынком, от которого они всё время хотят избавиться» [6, л. 20, 21]. На другом совещании Василий Павлович раскритиковал Ленинградский комитет радиоинформации, руководство которого, по его словам, плохо понимало симфоническую музыку и слишком редко передавало её в эфир. Соловьёв-Седой грамотно использовал возможность рассказать партийным руководителям о проблемах возглавляемого им творческого коллектива.

Василий Павлович был вынужден предпринимать действенные меры для защиты материальных интересов композиторов. В мае 1956 г. Музыкальный фонд СССР более чем в два раза сократил дотации для своего Ленинградского отделения (оно занималось материально-бытовым обслу-

живанием и творческой помощью членам ЛОСК) [16, л. 42, 42 об.]. Композиторы стали роптать: в частности, Б.Л. Клюзнер обвинил Соловьёва-Седого в том, что тот как руководитель Союза ничего не делает для улучшения условий жизни композиторов [12, л. 49, 50, 68]. Стоило больших усилий разъяснить Клюзнеру, что ни ЛОСК, ни ЛО Музфонда не могут требовать отчёта от Центрального Музыкального фонда СССР. Вместо этого ленинградские композиторы решили направить усилия на решение другой проблемы. Летом 1956 г., получив согласие обкома, ЛОСК направило в ЦК КПСС письмо, в котором просило повысить расценки на музыкальные произведения, а также устранить «неоправданное и недопустимое» разделение заказов на всесоюзные, республиканские и областные (из-за этой практики «областные» ленинградские композиторы при однотипном произведении получали вдвое меньше «всесоюзных») [9, л. 39; 13, л. 19-21].

Важным источником композиторского дохода была группа пропаганды советской музыки при ЛО Музфонда. Выступая за всемерное расширение масштабов её работы, Соловьёв-Седой действовал в соответствии с партийными требованиями относительно наделения интеллигенции пропагандистской функцией и её сближения с народом. Группа не приносила прибыли самой организации: заработанные средства тратились на выплату гонораров. В то же время не была она и убыточной. Таким образом, пропагандистская деятельность преследовала две цели: собственно пропаганду и материальное обеспечение композиторов. К участию в мероприятиях привлекались, прежде всего, те композиторы и музыковеды, которые имели мало возможностей зарабатывать в других сферах. Если в 1956 г. было проведено 792 выступления, то в 1959 г. - уже 946 [17, л. 15-17; 18, л. 7]. В этой работе ежегодно принимали участие 32-36 человек (т.е. около 25% композиторской организации Ленинграда), большинство из которых составляли композиторы - авторы популярных песен. Сам Соловьёв-Седой выступал по линии группы пропаганды редко, оставляя возможность такого заработка другим композиторам.

Важным направлением деятельности Соловьёва-Седого было содействие композиторам в улучшении жилищных условий. По словам заместителя председателя правления ЛОСК А.М. Лобковского, ЛО Музфонда получило возможность участвовать в долевом строительстве «благодаря

договорённости, которая есть у Василия Павловича с секретарём обкома партии т. Козловым» [14, л. 24]. Во второй половине 1950-х гг. на эти цели ежегодно выделялось от 500 до 750 тыс. руб. (крупнейшая статья расходов ЛО Музфонда) [11, л. 42; 19, л. 7, 8]. Партийные руководители города были заинтересованы в скорейшем обеспечении композиторов жильём. Учитывая малочисленность этой организации, при высоких темпах строительства можно было «закрыть» жилищный вопрос в ЛОСК быстрее, чем в ленинградских отделениях других союзов. Участие в долевом строительстве позволило только в

1957-1959 гг. переехать в новые благоустроенные квартиры 38 композиторам и музыковедам.

Отметим, что поскольку строительство велось в больших масштабах, чем было предусмотрено дотациями Музфонда СССР, ЛО Музфонда было вынуждено изыскивать дополнительные средства, поднимая планы прибыли своим производственным предприятиям. В этих целях ЛОСК время от времени ставил перед городскими властями (прежде всего - перед обкомом КПСС) вопросы о передаче в ведение ЛО Муз-фонда всё новых предприятий. При этом каждый раз такая необходимость мотивировалась прежде всего не финансовыми, а идейно-политическими соображениями. К 1958 г. относится письмо Соловьёва-Се-дого первому секретарю Ленинградского обкома КПСС И.В. Спиридонову. Василий Павлович обращался от имени композиторской организации города: «В целях повышения идейно-художественного качества граммофонных пластинок, улучшения пропаганды советской музыки и укрепления бюджета [Ленинградского отделения] Музыкального фонда Союза композиторов СССР просим Вас дать указание Исполкому Ленгорсовета передать Музыкальному фонду СССР фабрику граммофонных пластинок бывшей артели “Граммпластмасс”» [5, л. 55]. Письмо было направлено в отдел промышленности товаров широкого потребления и продовольственных товаров, по рекомендации которого ЛО Музфонда в конце концов получило завод такого же профиля (фабрика «Граммпластмасс» была связана кооперацией с другими предприятиями, и её передачу признали нецелесообразной) [5, л. 56; 11, л. 42].

В некоторых случаях руководство ЛОСК добивалось предоставления жилья через Ленгорисполком. Иногда в ходатайствах перед Жилищным отделом Исполкома содержались и особые пожелания от-

Общество

Terra Humana

носительно запрашиваемых квартир. Так, в заявлении Соловьёва-Седого (1958 г.) о предоставлении 75-летнему композитору

С.Ю. Левику квартиры говорилось: «Ввиду предстоящего окончания строительства большого дома № 8 по Набережной Чёрной речки Правление... просит Вас включить т. Левика в список первой раздачи» [15, л. 9]. Также в заявлении было указано, что в этом доме Левику требуется отдельная 2-комнатная квартира взамен его 3 комнат площадью 50 кв. м. в коммунальной. Василий Павлович в данном случае аргументировал так: выделенная квартира должна находиться не выше 2 этажа и располагаться в той секции дома, что находится ближе к путям городского транс-

порта, потому что Левик немолод, но ему приходится по нескольку раз в день посещать учреждения в центральной части города. В то время просьбы было принято обосновывать производственной необходимостью.

Таким образом, Соловьёв-Седой предстаёт не только как талантливый композитор, но и как успешный руководитель, защищавший свою организацию от критики, способствовавший улучшению материально-бытовых условий членов ЛОСК. Один из немногих беспартийных руководителей творческих союзов, он пользовался расположением властей Ленинграда и смог выработать достаточно успешную тактику взаимодействия с ними.

Список литературы:

[1] За музыку, достойную народа-творца // Ленинградская правда. - 1956, 9 марта. - С. 1.

[2] Колкер А.Н. Лифт вниз не поднимает. - СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 1998. - 192 с.

[3] Очерки истории Ленинграда. Т. 6: Ленинград в период завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму: 1946-1965 гг. / Отв. ред. З.В. Степанов. - Л.: Наука ЛО, 1970. -692 с.

[4] Сохор А. В.П. Соловьёв-Седой. - М.: Советский композитор, 1959. - 45 с.

[5] ЦГА ИПД СПб. Ф. 24. Оп. 106. Д. 94.

[6] ЦГА ИПД СПб. Ф. 24. Оп. 113. Д. 40.

[7] ЦГА ИПД СПб. Ф. 24. Оп. 113. Д. 164.

[8] ЦГА ИПД СПб. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 4.

[9] ЦГА ИПД СПб. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 5.

[10] ЦГА ИПД СПб. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 11.

[11] ЦГА ИПД СПб. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 16.

[12] ЦГАЛИ СПб. Ф. 348. Оп. 1. Д. 397.

[13] ЦГАЛИ СПб. Ф. 348. Оп. 1. Д. 402.

[14] ЦГАЛИ СПб. Ф. 348. Оп. 1. Д. 403.

[15] ЦГАЛИ СПб. Ф. 348. Оп. 1. Д. 491.

[16] ЦГАЛИ СПб. Ф. 447. Оп. 1. Д. 36.

[17] ЦГАЛИ СПб. Ф. 447. Оп. 1. Д. 41.

[18] ЦГАЛИ СПб. Ф. 447. Оп. 1. Д. 54.

[19] ЦГАЛИ СПб. Ф. 447. Оп. 1. Д. 43.

[20] Юбилей В.П. Соловьёва-Седого // Ленинградская правда. - 1957, 27 апреля. - С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.