Научная статья на тему 'В. П. Семёнов-тян-шанский: становление евразийской интеллектуальной тенденции в начале ХХ в'

В. П. Семёнов-тян-шанский: становление евразийской интеллектуальной тенденции в начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1115
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ / В.П. СЕМЁНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ / ЕВРАЗИЙСКИЕ ИДЕИ / ЕВРАЗИЯ / СРЕДНИЙ МИР / СТАРЫЙ СВЕТ / ИСТОРИКО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ / V.P. SEMENOV-TYAN-SHANSKY / INTELLECTUAL TREND / EURASIAN IDEAS / EURASIA / THE MIDDLE WORLD / OLD WORLD / HISTORICAL / CIVILIZATIONAL AND GEOGRAPHICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селиверстов С. В.

Статья посвящена одному из аспектов становления евразийской интеллектуальной тенденции, в частности, рассмотрению взглядов В.П. Семёнова-Тян-Шанского, не получивших должного освещения историками. Показано, что В.П. Семенов-Тян-Шанский отталкивается от идеи В.И. Ламанского о «трех мирах»: «европейском», «среднем» и «азиатском». Однако уже в 1910-е гг. он развивает и конкретизирует представление о «Средним мире», используя понятия «Евразия», «Северная Евразия», «Средний мир Евразии», «русская Евразия». Сделан вывод, что взгляды В. П. Семёнова-Тян-Шанского содержат важные компоненты евразийского дискурса. Это тем более существенно, что В.П. Семёнов-Тян-Шанский развивал свои «евразийские» идеи независимо от евразийцев-эмигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.P. Semenov-Tyan-Shansky: formation of the Eurasian intellectual tendency in the beginning

In clause the sights of V.P. Semenov-Tyan-Shanskiy are investigated. On the basis of the archival and published sources his ideas about «of Russian Eurasia», about «the Average world of Eurasia» concern to the Eurasian intellectual tendency developed irrespective of the eurasianist-emigrants are judged

Текст научной работы на тему «В. П. Семёнов-тян-шанский: становление евразийской интеллектуальной тенденции в начале ХХ в»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 3. С. 131-134.

УДК 94(47). 083 С. В. Селиверстов

В.П. СЕМЁНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ:

СТАНОВЛЕНИЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ В НАЧАЛЕ ХХ В.

Статья посвящена одному из аспектов становления евразийской интеллектуальной тенденции, в частности, рассмотрению взглядов В.П. Семёнова-Тян-Шанского, не получивших должного освещения историками. Показано, что В.П. Семенов-Тян-Шанский отталкивается от идеи В.И. Ламанского о «трех мирах»: «европейском», «среднем» и «азиатском». Однако уже в 1910-е гг. он развивает и конкретизирует представление о «Средним мире», используя понятия «Евразия», «Северная Евразия», «Средний мир Евразии», «русская Евразия». Сделан вывод, что взгляды В.П. Семёнова-Тян-Шанского содержат важные компоненты евразийского дискурса. Это тем более существенно, что В.П. Семёнов-Тян-Шанский развивал свои «евразийские» идеи независимо от евразийцев-эмигрантов.

Ключевые слова: интеллектуальная тенденция, В.П. Семёнов-Тян-Шанский, евразийские идеи, Евразия, Средний мир, Старый Свет, историко-цивилизационный и географический подходы.

Среди российских исследователей первой половины ХХ в., работавших на стыке естественных и социальных наук, видное место занимает Вениамин Петрович Семёнов Тян-Шанский (1870-1942; умер в блокадном Ленинграде), крупнейший географ и геополитик, сын Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского и ученик Владимира Ивановича Ламанского.

Изучая географию России, В.П. Семёнов-Тян-Шанский не мог обойти исторический, историко-цивилизационный аспект. Особенно интересен вопрос о том, как его воззрения соотносятся с евразийскими идеями. Поэтому целью данной статьи является рассмотрение взглядов В.П. Семёнова-Тян-Шанского в контексте становления евразийской интеллектуальной тенденции в России в 1910-е гг.

Исследователей привлекают в основном геополитические представления В.П. Семёнова-Тян-Шанского [1], который в целом разделял и продолжал концепцию В. И. Ламанского о «трех мирах», о необходимости вычленения на европейско-азиатском континенте «Среднего мира» [2]. По-существу, для него это уже не гипотеза, а аксиома. Он уверен, что «глубокие и плодотворные идеи покойного В. И. [Ламанско-го] о Среднем мире, о роли в нем России, о культурных и экономических отношениях» внутри этого мира вскоре должны получить «широкое практическое применение». Сам В.П. Семёнов-Тян-Шанский полагает следующую логику становления системы «трех миров». Первое: «строение континента» ведет к первоначальной группировке человечества. Второе: «эти группы развивают оригинальные цивилизации». Третье: цивилизации, «наслаиваясь на известных территориях», создают «крупные типы - миры», смежные друг с другом. И четвертое: между мирами происходит конкурентная борьба, результатом которой становятся «новые отношения» [3].

© С.В. Селиверстов, 2011

В.П. Семёнов-Тян-Шанский так уточняет особенность положения Среднего мира: «в Евразии, - пишет он, - существуют два крупнейших оседлых человеческих муравейника - Китай и Германия». Для него очевидна политическая и цивилизационная «срединность» России, расположенной между этими великими «человеческими муравейниками». При этом он полагает границу по Уралу, поперек России и Среднего мира «искусственной границей» и исходит из установленного «физико-географического единства всей Евразии» [4].

В. П. Семёнов-Тян-Шанский исходит из понимания единства Старого Света, однако использует для этого не только понятие «Азийско-Европейский материк», но и достаточно новое, но всё более утверждающееся - «Евразия». Вообще, частотность употребления В.П. Семёновым-Тян-Шанским понятия «Евразия» такова, что позволяет говорить о полном его преобладании для обозначения им Старого Света. Так, он употребляет термин «Евразия» при объяснении расселения человечества уже с древнейших времен [S], а в 1918-1919 гг. пишет, что Европа и Азия представляют «в сущности один общий материк Евразии», что Европа является «Западно-Европейским полуостровом» этого материка, и, наконец, в духе культурно-исторической концепции Н.Я. Данилевского называет Евразию «старым гнездом многочисленных человеческих цивилизаций» [6]. Эту позицию В.П. Семёнов-Тян-Шанский сохранил и впоследствии, работая в Ленинграде. В частности, в рукописи середины 1930-х гг. в разделе «Особенности материка Евразии» он отмечает, что «Евразия

- сокращенное имя, данное около столетия тому назад великим германским географом Александром Гумбольдтом Европе и Азии вместе», потому что это - части «одного общего материка». При этом В.П. Семёнов-Тян-Шанский для обозначения «Среднего мира» континента нередко использует понятие «Северная Евразия»

[7], что дополняет традиционное историко-цивилизационное позиционирование России на Евразийском континенте относительно Запада и Востока.

По отношению к «Западу» и «Востоку» «Северная Евразия» занимает, по существу, срединное место, поэтому под пером В.П. Семёнова-Тян-Шанского она становится не просто пространством, но и насыщенным историко-географическим понятием. Мыслительные интересы В.П. Се-

мёнова-Тян-Шанского со временем всё более расширялись, включали широкий спектр гуманитарных вопросов. Благодаря влиянию В. И. Ламанского он, в частности, никогда не был чужд историческому взгляду на развитие общества.

Во второй половине 1910-х гг. им формулируются два научных подхода: «подход исторический», раскрывающий циклы развития и взаимовлияния различных народов, и «подход географический», вытекающий из взаимосвязи человеческого сообщества и природной среды, географического ландшафта, в котором люди «родятся, живут и умирают» [8]. Существенно то, что В.П. Семёнов-Тян-Шанский не противопоставляет эти подходы, видит в них две стороны, через которые только и возможно полноценное исследование народов Евразии. Во взаимосвязи естественных и гуманитарных подходов есть одна из особенностей евразийской интеллектуальной тенденции в русской общественно-научной мысли.

Плодотворным проявлением этого исследовательского синтеза стал известный доклад «О могущественном территориальном владении применительно к России», с которым в 1912 г. В.П. Семёнов-Тян-Шанский выступил в Русском географическом обществе. Он указывает на альтернативную, сухопутную стратегию («тип территориального владения»), которая может быть обозначена как стремление создать систему «сплошного континентального распространения» [9]. Именно стремлением к такой трансконтиненталь-ности «от моря до моря» практически является историческое колонизационное движение России в широтном направлении на восток к Тихому океану. Недостаток этой системы в том, что та сторона, откуда началась колонизация, всегда более населена и экономически развита. Следовательно, для того, чтобы закрепить свое территориальное присутствие в Сибири («в условиях растянутости государственной территории»), необходимо выровнять демографическое и экономическое развитие страны. Однако, чтобы это стало возможным, необходимо, подчеркивает В.П. Семёнов-Тян-Шанский, в первую очередь «окончательно изменить наше обычное географическое представление» о стране. В частности, окончательно преодолеть искусственное разделение ее Уральским хребтом на совершенно неравные по площади Европейскую и Азиатскую части. Продолжая воззрения

В.П. Семёнов-Тян-Шанский: становление евразийской интеллектуальной..

133

В.И. Ламанского и Н.Я. Данилевского, он в евразийском стиле утверждает, что России «более, чем кому-либо на свете, не следует различать Европы от Азии», а напротив, необходимо стараться соединять их в одно географическое целое [10].

В.П. Семёнов-Тян-Шанский не обходит и традиционного для русской общественной мысли вопроса о границе между Европой и Азией. Он не склонен считать Урал реальной границей: ведь «только столбы с надписью «Европа - Азия», расставленные на дорогах, пересекающих среднюю часть Уральских гор, заставляют путника опомниться». По его убеждению, деление России на европейскую и азиатскую части «нельзя не признать устаревшим» [11].

Таким образом, В.П. Семёнов-Тян-Шанский исходит из понимания существования «Евразийского материка», где границы Азии «совершенно искусственны и неопределенны». При этом, в отличие от Американского материка, где «одна раса... уничтожила уже давно другую», «Евразийский материк, - указывает он, - населен спокон веков двумя различными, равноправными по своему историческому развитию расами», которые сосуществуют в процессе исторического развития [12]. Углубляя концепцию В. И. Ламанского, он приходит к выводу о необходимости выделения в Среднем мире центрального «культурно-экономического» пространства (от Волги до Байкала) и обозначает его как «русскую» Евразию [13], включающую Поволжье, Урал, Сибирь и три этнических компонента - русско-славянский, тюркский и финно-угорский.

Итак, в первой половине 1910-х гг., впервые в русской общественной мысли, у В.П. Семёнова-Тян-Шанского присутствует сосуществование двух - пересекающихся, но нетождественных - смыслов понятия «Евразия». Во-первых, - Евразия как Евразийский континент в целом, и, во-вторых, - Евразия как центральное (и северное) пространство этого континента

- как российская Евразия. Известно, уже вскоре, в начале 1920-х гг. двойственное понимание «Евразии» станет одним из характерных признаков воззрений русских эмигрантов-евразийцев. Однако В.П. Се-мёнов-Тян-Шанский изначально не отождествляет российскую Евразию и Евразию в целом.

В историко-цивилизационном аспекте восточный вектор движений в Евразии раскрылся еще в XVI в., когда «прорва-

лась вековая плотина перед русским колонизационным движением к востоку». При этом В.П. Семёнов-Тян-Шанский пишет, что восточным славянам на протяжении веков пришлось выдержать борьбу с «хлесткими встречными волнами» кочевых народов и со «стойкой храбростью мусульманских государств» [14]. В этих непростых условиях, указывает он, «восточно-славянская колонизация, в душе всегда предпочитавшая мирное внедрение завоеванию, большей частью бессознательно стремилась не к истреблению аборигенов азиатского происхождения, а к равноправному слиянию с ними». Русские в процессе колонизации никогда не заботились о чистоте «славянской расы», а потому и смешение с местными, коренными народами всегда «происходило чрезвычайно легко и свободно» [15]. Воззрения В.П. Семёнова-Тян-Шанского от расистских представлений о смешении рас отличаются тем, что во взаимодействии и смешении славян с финно-угорскими и тюрко-монгольскими народами он видит не только отрицательную сторону, но и положительную. Отсюда следует тот важнейший факт, что «европейская культура никогда не могла сохранить в пределах России всей строгости своих основных черт». Именно в результате этого процесса, вследствие «усвоения восточнославянским населением... многих азиатских черт, как положительных, так и отрицательных», и получился тот реальный мир Евразии, где европейское соединилось с азиатским. Получился (здесь В.П. Семёнов-Тян-Шанский, разумеется, вспомнил своего учителя), «по выражению покойного академика В.И. Ламанского, “средний мир” Евразии» [16].

Весьма важно, что В.П. Семёнов-Тян-Шанский видит важные особенности славяно-азиатской колонизации, признаёт не просто колониальное насаждение европейской культуры в «варварской» Азии, а синтез (взаимное «усвоение») европейского и азиатского начал, произошедший в России. Существенно и то, что он вновь признаёт формулу В. И. Ламанского и в то же время впервые дополняет ее, соединяя в одном сочетании «Средний мир» и «Евразию», и получает наиболее точную, почти безупречную формулу - «Средний мир Евразии». Так, понятие «средний мир», научно выявленное В.И. Ламанским еще в 1870-1880-е гг., получает свою точную позицию, свое истинное историко-цивилизационное и географическое обозначе-

ние как «Средний мир Евразии». Примечательно, что эта формула никак не исключает существования иных частей Евразии, расположенных вне Среднего мира - собственно европейской и азиатской. Что же касается внутреннего содержания формулы «Средний мир Евразии», то В. П. Семё-нов-Тян-Шанский (вслед за В.И. Ламанским) видит в ней «промежуточное звено между Европой и Азией» [17], что с полным основанием позволяет говорить о Среднем мире как о мире именно «евразийском». В его трудах историко-географическое и геополитическое качество «сре-динности» России органично и адекватно соединяется с качеством ее историко-цивилизационной «евразийскости».

В.П. Семёнов-Тян-Шанский бросает общий взгляд на Евразию, на место в ней России. По его представлению, «наличие мирного колосса на севере Евразии, при постоянном неспокойствии ее более южных частей, являлось лучшей гарантией политического равновесия в Старом Свете, в котором заинтересовано всё человечество» [18].

Таким образом, взгляды В.П. Семё-нова-Тян-Шанского (который в начале 1920-х гг. организационно, разумеется, никак не мог принимать участия в евразийском эмигрантском движении) содержат в себе важные компоненты общественно-научного евразийского дискурса. Уже к середине 1910-х гг. он выделяет российскую Евразию из Евразии в целом, а значит, не считает возможным отождествлять их между собой. Следующий конструктивный шаг в развитии евразийских идей сделан В.П. Семёновым-Тян-Шанским в конце 1910-х гг. Учитывая опыт эмигрантской полемики вокруг евразийской темы, есть все основания полагать, что наиболее адекватным реальности «евразийским» концептуальным понятием является именно его формула -«Средний мир Евразии», - относящаяся к 1919 г. В этой формуле отсутствует та двусмысленность в понимании Евразии, которая проявилась в работах евразийцев 1920-х гг.; в ней присутствует широта, которая необходима для позитивного вос-

приятия евразийской проблематики сопредельными странами и народами; она избегает прямого отождествления «Евразии» и «России», оставляет необходимые возможности для взаимодействия с Западом и Востоком.

Творчество В.П. Семёнова-Тян-Шанс-кого развивалось в первые десятилетия ХХ в. фактически параллельно творчеству евразийцев. Его личная «евразийская» тенденция формировалась самостоятельно, даже с определенным опережением, имела в основании актуальные предреволюционные идеи.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гловели Г. Д. Геополитическая экономия в России // Вопросы экономики. 2000. № 11.

С. 60-61; Дусинский И. И. Геополитика России. М., 2003. С. 1 б—17; Исаев Б. А. Геополитика. СПб., 2006. С. 211—214; Кефели И. Ф. Философия геополитики. СПб., 2007. С. 1бб—1б7.

[2] Ламанский В.И. Три мира Азийско-Европейс-кого материка. Пг., 1916.

[3] Семёнов-Тян-Шанский В.П. Владимир Иванович Ламанский, как антропогеограф и полити-когеограф. Пг., 191б. С. 14, 20.

[4] Семёнов-Тян-Шанский В. П. Будущие мировые чрезматериковые пути сообщения и их отношение к России // Архив РГО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 97. Л. 3.

[б] Семёнов-Тян-Шанский В. П. Географические соображения о расселении человечества в Евразии и о прародине славян. М., 1916. С. 2—3.

[6] Семёнов-Тян-Шанский В. П. Единство России и великая тысячелетняя восточно-славянская колонизация // Архив РГО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 90. Л. 16, 20.

[7] Архив РГО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 301. Л. 1—66.

[8] Архив РГО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 322. Л. 1—1 об.

[9] Семёнов-Тян-Шанский В. П. О могущественном территориальном владении применительно к России. Пг., 191б. С. 433—438.

[10] Там же. С. 438—441.

[11] Архив РГО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 90. Л. 37.

[12] Семёнов-Тян-Шанский В. П. О могущественном территориальном владении применительно к России. Пг., 191б. С. 441.

[13] Там же. С. 441.

[14] Архив РГО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 90. Л. 21—23, 30.

[1б] Семёнов-Тян-Шанский В.П. Центр России, его

особенности и значение для страны // Архив РГО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 90. Л. 42.

[16] Архив РГО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 90. Л. 36.

[17] Там же. Л. 36.

[18] Там же. Л. 3б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.