Научная статья на тему 'В ногу со временем'

В ногу со временем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
730
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ / ПЕДАГОГИКА / EDUCATION / HISTORY / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мерцалов Виктор Иванович

Проведен анализ образовательной деятельности Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права. Исследованы основные этапы развития Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARCHING WITH THE TIMES

Education programs of the Chita Institute of Baikal National University of Economics and Law are analyzed, and the main stages in its development are studied.

Текст научной работы на тему «В ногу со временем»

В.И. МЕРЦАЛОВ

зам. директора по воспитательной работе Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права, доктор исторических наук

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

Читинский институт был первым среди пяти филиалов, возникших в составе Байкальского государственного университета экономики и права. Он появился в 1958 г. в качестве учебно-консультационного пункта (УКП) Всесоюзного заочного финансово-экономического института. Его образование относится к одному из многочисленных резонансных явлений, возникших в Забайкалье под влиянием освоения природных богатств Восточной Сибири, формирования крупных территориально-промышленных комплексов в Иркутской области и Красноярском крае. В разработанной Концепции развития производительных сил Читинской области, в частности, предусматривалось строительство в г. Чите ГРЭС, камвольно-суконного комбината. Безусловно, в этом ряду образование Читинского УКП было малозаметным явлением. Но его глубокая внутренняя связь с открывавшимися перспективами экономического подъема в области обусловила нарастание жизнеспособности УКП.

Сначала существование Читинского УКП не отличалось достаточной устойчивостью. Первая заведующая им К.И. Панарина столкнулась с немалыми трудностями. УКП не имел постоянных кадров, собственных помещений, а головной институт находился за тысячи километров от Читы — в Москве. Только с 1961 г., когда УКП вошел в состав Иркутского института народного хозяйства, его положение упрочилось, постепенно накапливался потенциал для будущего развития. Уже в середине 1960-х гг. на постоянной основе в УКП трудились 11 преподавателей, в 1973 г. он обзавелся первым собственным зданием, в 1976 г. — вторым.

На развитии УКП сказывались особенности подготовки экономических кадров в советское

время. Они были связаны с тем, что для действовавшей хозяйственной системы, исключавшей свободное проявление рыночных отношений, определяющее значение даже в условиях экономической реформы 1965 г. имела подготовка инженерных кадров. Поэтому предпосылки дальнейшего развития УКП созревали медленно и чаще всего косвенно. В 1969 г. из-за слабости материальной базы он перестал готовить инженеров-экономистов. Потребности Читинской области в этих специалистах удовлетворялись головным институтом и частично Читинским политехническим институтом, где действовала кафедра экономики и организации производства. Впоследствии ее квалифицированные преподаватели — Л.А. Болтовская, Т.Д. Макаренко, А.Н. Ганн, В.Я. Бычков, В.П. Белогуров — пополнили кадровый состав УКП.

В силу отмеченных причин Читинский УКП с 1969 г. сосредоточился на подготовке кадров только экономического профиля. Из девяти специальностей, по которым до 1969 г. готовились кадры, сохранилось четыре: «Планирование промышленности», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Экономика труда». К середине 1980-х гг. структура специальностей почти не изменилась. Она в значительной мере облегчала обновление учебного процесса в период общероссийских перемен в 1980-1990-е гг.

На рубеже 1960-1970-х гг. развитие УКП стало более интенсивным, обновился его преподавательский состав. Заведующие УКП Е.А. Паздникова (1969-1979), Л.Л. Кузнецов (1979-1985), преподаватели В.В. Кабанов, Д.Н. Хохряков, Г.Н. Прокофьева, М.А. Диа-нов, В.В. Найденова, В.С. Овчинников, Н.М. Горохова, Л.Ф. Берсенев, Л.В. Проко-

© В.И. Мерцалов, 2005

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

фьева внесли существенный вклад в подготовку экономических кадров. В 1984 г. численность студентов УКП составила 1079 человек, учебный процесс осуществляли 16 преподавателей, в том числе 10 человек имели ученые степени и звания. Одним словом, с 1969 по 1985 г. были заложены необходимые условия для превращения УКП в филиал университета.

Читинский обком КПСС в связи с предстоящим образованием филиала решил вопрос о руководстве и создании его материальной базы. Для эффективного управления новой структурой важное значение имел не только общественно-политический и хозяйственный опыт руководителя, но и глубокие экономические знания. С 1985 г. филиал возглавил кандидат экономических наук Ф.Ф. Бигзаев, первым заместителем директора с 1990 г. стала доцент Л.А. Болтовская.

Для размещения филиала выделили двухэтажное здание общей площадью 2031 м2. Это здание, построенное в 1890 г., благодаря организационной деятельности заместителей директора по административно-хозяйственной работе Н.В. Федорова и Е.В. Карпова было реконструировано и расширено. При последующих строительных работах оно стало превращаться в архитектурный комплекс.

Новый этап в развитии высшего экономического образования в Читинской области совпал с начавшейся в стране перестройкой. Экономические кадры в условиях формировавшейся многоукладной экономики приобретали не вспомогательное, а главное значение. Естественно, возрастала и роль экономического образования.

Но сначала преподавание и структура филиала соответствовали советской политической и хозяйственной системе. В декабре 1985 г. были открыты первые две кафедры филиала: марксизма-ленинизма и специальных экономических проблем. После августовских событий 1991 г. первая была преобразована в кафедру гуманитарных дисциплин, а от кафедры специальных экономических проблем с 1990 г. стали отпочковываться новые: финансов и кредита, бухгалтерского учета, экономики и управления, коммерции и предпринимательства. Возникли новые кафедры: мировой экономики, информатики. В настоящее время действует 13 кафедр. В их числе три юридических, математики, иностранных языков, психологии и социологии, физкультуры и спорта. Кстати, последняя, воз-

главляемая доцентом Т.Б. Горбатенко, является ведущей кафедрой по специальности «Менеджмент организации» со специализацией в сфере физической культуры и спорта (заочное обучение).

Перестройка коснулась буквально всех преподавателей. Каждый из них, преодолевая различные трудности, в том числе идеологического порядка, в конечном счете успешно работал над обновлением содержания преподаваемых учебных дисциплин.

С 1990 г. расширился диапазон деятельности филиала за счет открытия очного отделения. Численность студентов этой формы обучения с 1997 по 2002 г. выросла вдвое. В 2005 г. вместо двух факультетов, созданных в 1997 г., организовали три: финансово-информационный, экономический и юридический. У истоков факультетских структур стояли доценты В.Я. Бычков, Ю.В. Лебедев, В.В. Сульженко, в настоящее время — Л.Г. Новикова, Л.Ю. Саркисян, О.С. Цвигунова.

В целом можно констатировать, что за время своего существования филиал превратился в современный вуз. Не случайно, оставаясь в составе БГУЭП, он получил статус института (1997). Базовой его составляющей является достаточно высокая оснащенность компьютерной техникой. В институте имеется девять компьютерных классов. С марта 2004 г. в вузе действует автоматическая система управления. Выход института на современный технологический уровень обеспечен трудом таких преподавателей, как доценты Г.В. Семенов, Б.П. Лесков, А.И. Макеев, Б.П. Пригляднов, Б.А. Бала-ганский, специалистами А.А. Клинниковым, И.Г. Ахметовым.

В каждом достижении института заложен весомый вклад наших коллег — иркутян. Существенной для института была политика руководства БГУЭП во главе с ректором М.А. Винокуровым. Осуществленная смело и последовательно, она обеспечила многоплановую перестройку всей деятельности университета. Трудно переоценить многообразную практическую помощь БГУЭП, оказанную институту, особенно в подготовке преподавательских кадров. С 1997 г. по настоящее время для института было подготовлено 23 кандидата наук. В прошлом учебном году защитила кандидатскую диссертацию И.В. Мезенцева. В этом году в аспирантуре университета обучается 29 молодых преподавателей. Бывшие наши выпускники, а ныне доценты

Известия ИГЭА. 2005. № 2 (43)

В.И. МЕРЦАЛОВ

В.В. Макарова, С.А. Кравцова, О.В. Гладких, Г.Н. Ушкин возглавляют выпускающие кафедры, а доценты Л.Ю. Криклевская, С.Н. Драче-ва являются заместителями деканов. В институте появились первые доктора наук — Н.В. Гордеев, Т.Д. Макаренко, Т.А. Терехова, Л.И. Локоть, В.И. Мерцалов. Готовят докторские диссертации доценты С.Н. Грибова, В.Н. Прокопь-ев, А.Г. Янков, С.Ф. Феоктистов.

Нарастающий научный потенциал позволяет институту участвовать в таких крупных областных проектах, как «Энциклопедия Забайкалья. Читинская область», систематически оказывать помощь Читинской области прикладными исследованиями. Под руководством заместителя директора по науке, доктора экономических наук, профессора Т.Д. Макаренко в 2000—2005 гг. были разработаны концепции и программы социально-экономического развития области, г. Читы, пяти районов области с их районными центрами, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности для Читинской области, более 50 бизнес-планов для предприятий. Но самым главным остается то, что институт готовит кадры, востребованные областью. За период с 2000 по 2005 г. выпуск специалистов по всем видам обучения вырос в 1,5 раза. Всего за это время институт выпустил более 2 тыс. специалистов. С 1997 г. он стал готовить кадры по специальности «Юриспруденция». Начало их подготовке положил доцент Л.Х. Уразгильдеев.

Выпускники ЧИ БГУЭП работают во всех ведущих организациях Читинской области: в комитете по финансам, контрольно-ревизионном управлении, в читинских отделениях Центрального и Сберегательного банков России, таможенном управлении, налоговой инспекции, в областных, городских и районных администрациях, в органах прокуратуры и судебной системы. Институт гордится своим выпускником А.Д. Михалевым — мэром г. Читы.

ЧИ БГУЭП расширяет устойчивую связь с выпускниками. Большой вклад в подготовку и воспитание кадров вносит профессор В.Е. Ло-мако. Он закончил Иркутский институт народного хозяйства в 1966 г. За его плечами боль-

шой опыт работы в областных органах власти, которым он щедро делится со студентами.

В институте для подготовки кадров изыскиваются новые формы организации практики. Доцент Н.В. Пляскина, заведующая кафедрой финансов и кредита, организовала при институте филиал Читинского отделения Сбербанка РФ. В течение пяти лет в нем самостоятельно работают студенты, выполняя в полном объеме все виды банковских операций. Второй год при институте действует студенческая юридическая консультация, организованная заведующим кафедрой государственно-правовых дисциплин, доцентом Д.В. Ходукиным. Институт все больше уделяет внимания переподготовке кадров.

Однако его деятельность не сводится к узкопрофессиональной подготовке специалистов, она направлена на всестороннее развитие личности студентов. Ведущую роль в формировании их мировоззрения играет кафедра гуманитарных дисциплин (заведующий — доцент Ю.В. Лебедев). Ее преподаватели С.Г. Азовцева, Н.В. Гордеев, В.Н. Прокопьев, Е.В. Севостьянова успешно работают над совершенствованием содержания преподаваемых дисциплин и передают опыт своего профессионального мастерства молодежи. Кафедра ведет издание «Научного вестника», газеты института, организует работу студенческого клуба «Шаг в политику». Воспитание у студентов высокой общей культуры осуществляется путем их участия в различных творческих группах, через работу клуба «Любителей книги» при библиотеке, через регулярную организацию выставок забайкальских художников.

Наличие хорошей спортивной базы позволяет развивать в институте массовую физкультуру и спорт, повышать профессиональное мастерство спортивных команд. Стержнем всей воспитательной работы является формирование у студентов гражданских качеств и патриотизма.

Сделанный обзор свидетельствует, что Читинский институт идет в ногу со временем, и это является решающим условием его успешного развития, как и Байкальского университета в целом.

Известия ИГЭА. 2005. № 2 (43)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.