Научная статья на тему 'В начале нового пути'

В начале нового пути Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
234
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В начале нового пути»

РЕЦЕНЗИИ

В НАЧАЛЕ НОВОГО ПУТИ

В начале нового пути: Документы и материалы о развитии

Калининградской области в годы деятельности чрезвычайных органов управления (апрель 1945 — июнь 1947) / Сост. В.Н. Маслов; редкол.: Ю.В. Костяшов и др.— Калининград:

Изд-во ИП Мишуткиной И.В., 2004. — 400 с. Тир. 1000 экз.

Документальный сборник издан администрацией Калининградской области, областным Комитетом по делам архивов, Государственным архивом Калининградской области (ГАКО), Центром хранения и использования документов новейшей истории Калининградской области (ЦХИДНИКО) и Калининградским государственным университетом (КГУ). Составитель сборника — заведующий кафедрой истории Балтийского региона КГУ, кандидат исторических наук, доцент В.Н. Маслов, он же автор введения, примечаний и справочного аппарата к книге. В подготовке сборника В.Н. Маслову помогали сотрудники ГАКО, ЦХИДНИКО и архива администрации Калининградской области.

Из всех тем истории нашего уникального края именно начальный период создания Калининградской области более всего привлекал и продолжает привлекать внимание отечественных и зарубежных профессиональных исследователей, краеведов и журналистов. И не в последнюю очередь потому, что долгое время, вплоть до 1990-х годов, эта история представляла собой своего рода «белое пятно» из-за недоступности большинства архивных источников.

В условиях тотальной цензуры в 1980 г. была сделана первая попытка опубликовать сборник документов под названием «Самая западная: Сборник документов и материалов о становлении и развитии Калининградской области. 1946 — 1952». Его подготовили сотрудники ГАКО, партийного архива и КГУ под редакцией В.С. Исупова. По истории деятельности чрезвычайных органов управления в нем было опубликовано небольшое количество архивных документов (в основном в выдержках) и газетных материалов, начиная только с момента образования Кенигсбергской области по Указу от 7 апреля 1946 г. Из задуманных четырех выпусков сборника «Самая западная» в годы советской власти был опубликован в 1987 г. еще один, 2-й сборник документов за 1952 — 1961 гг.1, который по количеству содержавшихся в нем материалов (160 номеров) был не намного больше предыдущего выпуска (131 номер). Подборка материалов в этих сборниках соответствовала в большей степени пропагандистским, чем научно-исследовательским целям. Поэтому, когда в 2001—2002 гг. после длительного перерыва в новых общественно-политических условиях сотрудники калининград-

1 Самая западная: Сб. документов и материалов о становлении и развитии Калининградской области. 1952 — 1961 гг.: В 4 вып. Вып. 2 / Сост.: А.И. Климова и др. — Калининград, 1987.

103

104

ских архивов и университета опубликовали третий выпуск сборника документов «Самая западная» за 1962 — 1985 гг.2 (содержащий свыше 470 документов и материалов), то это событие стало по-настоящему важным вкладом в создание документальной базы для изучения истории области. В такой обстановке накопленный опыт археографической работы и сложившиеся благоприятные условия, благодаря интересу и поддержке со стороны губернатора области В.Г. Егорова, в связи с подготовкой к предстоящим калининградским юбилеям, позволили В.Н. Маслову опубликовать новый сборник документов о начальной истории области.

В нем собраны и расположены в хронологической последовательности 272 документа, выявленные в ГАКО и ЦХИДНИКО, а также материалы калининградской периодической печати. В соответствии с историей становления новой власти в присоединенной к СССР части Восточной Пруссии все публикуемые источники распределены по двум разделам. Первый раздел называется «Северная часть Восточной Пруссии под управлением советских военных органов власти (апрель 1945 — апрель 1946)». Это время деятельности чрезвычайных военных органов управления: с 8 апреля 1945 г. по 19 ноября 1945 г. военных комендатур Кенигсберга и его 8 районов и созданных при них временных гражданских управлений, а также Временного управления по гражданским делам при Военном Совете Особого Военного округа, которое функционировало с 19 ноября 1945 г. по 7 апреля 1946 г. Второй раздел посвящен деятельности чрезвычайных органов гражданского управления в период с апреля 1946 г. по июнь 1947 г., т. е. со времени создания Кенигсбергской/Калининградской области, когда было образовано областное Управление по гражданским делам при Совете министров РСФСР, и до начала формирования конституционных советских органов власти, общественных и партийных организаций.

Сборник открывает приказ № 1 от 8 апреля 1945 г. первого военного коменданта города и крепости Кенигсберг генерал-майора М.В. Смирнова об объявлении Кенигсберга на военном положении. Приказ появился, когда еще шли бои в городе и на следующий день после принятия решения Военного совета 3-го Белорусского фронта об образовании военной комендатуры Кенигсберга. Последний из опубликованных документов датирован не ранее 7 июля 1947 г. — это краткий доклад об итогах работы Балтгосрыбтреста за первое полугодие 1947 г.

Выделенные в сборнике два периода деятельности чрезвычайных органов управления областью примерно равны по продолжительности, но документально отражены неравномерно. В первом разделе опубликовано 70 документов, во втором — 202. Такая неравномерность объясняется, видимо, тем, что выявление документов и материалов для сборника было проведено только в калининградских архивах, тогда как ос-

2 Самая западная: Калининградская область в документах и материалах за 1962 — 1985 гг. Вып. 3: В 3 кн. / Сост. И. А. Фарутин и др.; редкол.: Г.И. Щеглова и др. Кн. 1: Экономика. — Калининград, 2001; Кн. 2: Общество. — Калининград, 2002; Кн. 3: Социальная сфера. — Калининград, 2002.

В начале нового пути

новной массив документов для первого раздела о деятельности военных органов управления находится в архиве Министерства обороны. Впрочем, это нисколько не умаляет значение проведенной составителем работы. Впервые увидел свет большой комплекс архивных документов о самом сложном периоде создания Калининградской области, которые долгое время были малодоступны для всестороннего изучения, хотя бы потому, что значительная часть документов, опубликованных в сборнике (особенно в первом разделе), имеют гриф «секретно» или «совершенно секретно».

Почти все документы и материалы публикуются полностью с указанием точного места хранения (архив, фонд, опись, дело, листы), даты (в случае отсутствия устанавливается составителем по датирующим признакам), подлинности или копийности, способа воспроизведения текста (рукопись, машинопись, типографский экземпляр), с указанием предшествующих публикаций. Для полноты археографического описания можно было бы добавить в отдельных случаях указание на степень сохранности документов и качество материала для письма — мелкие детали, которые иногда могут быть выразительными черточками эпохи. Но и без этого можно сказать, что рецензируемый сборник выполнен на современном высоком научно-археографическом уровне и очень точно передает тексты публикуемых источников с указанием (в подстрочных сносках или непосредственно в тексте) на все имеющиеся в них особенности.

Отдельно надо сказать о примечаниях, которые помещены в конце книги. Их свыше 300, т. е. практически каждый архивный документ прокомментирован составителем. Часть комментариев подробно поясняет отдельные детали текста документов, но большинство не только поясняет, но и существенно дополняет публикуемые источники другими ценными архивными документами, и в результате расширяется число опубликованных материалов. Эта большая исследовательская работа имеет самостоятельное значение и является несомненным достижением составителя.

Сборник снабжен тремя указателями (именным, географическим и предметно-терминологическим) и списком сокращений. Жаль только, что отсутствует перечень использованных архивных фондов с указанием их номеров и названий. Именной указатель — краткий аннотированный, ценен прежде всего тем, что в нем впервые реконструированы собранные по архивным источникам сведения о лицах, служивших или работавших в Калининградской области в послевоенный период. В географическом указателе, составленном С.Е. Чекиной, среди прочих отмечены немецкие и русские топонимы Калининградской области. Предметно-терминологический указатель важен тем, что хорошо отражает в систематизированном виде основной круг проблем и задач, которые приходилось решать руководителям и советским людям на территории области сразу после войны, а также виды хозяйственной и социальной деятельности и перечень хозяйственных и общественных субъектов.

105

106

Все это свидетельствует о том, что рецензируемая публикация соответствует изданию научного типа. Однако при этом историческое значение и содержание опубликованных материалов, повествующих о малоизвестной, трудной и необычной жизни людей, оказавшихся в экстремальной ситуации на чужой земле в окружении обездоленного и униженного бывшего врага, делает книгу притягательной и очень интересной не только для специалистов историков и краеведов, но и для самых широких кругов неравнодушных к прошлому жителей области и России. Поэтому научность издания нисколько не вредит его популяризаторскому назначению, и это назначение, надо полагать, учитывалось составителем во время работы над сборником. Если так, то тогда можно только пожалеть о том, что в столь наполненной реальной жизнью книге не нашлось места для фотографий послевоенных лет (в первых выпусках «Самой западной» они были). И даже если это невозможно было сделать по каким-то причинам, то, во всяком случае, в изданиях архивных источников принято давать фотокопии наиболее характерных публикуемых материалов.

Можно много говорить о значении и уникальности опубликованных документов, но это никак не заменит познавательного эффекта от их непосредственного чтения и того эмоционального заряда, который при этом получаешь. Тем не менее, несколько соображений общего характера хотелось бы высказать.

Собранные вместе документы чрезвычайных органов управления свидетельствуют о двойственной роли армии в деле создания новой советской области. С одной стороны, разрушительной, с другой — созидательной. Безраздельно господствуя на захваченной у врага территории, военные власти первоначально относились к ней как к вражеской и оккупированной, причем не только в период до окончательной победы над Германией, но и некоторое время после этого (см., например, документ № 23, с. 28). В сознании отдельных военных сохранялось представление о том, что Кенигсберг и прилегающий район, отошедшие к СССР, это по-прежнему часть всей завоеванной Германии, чему способствовал не сформировавшийся до конца пограничный режим. Документы свидетельствуют о том, что советские коменданты районов Кенигсберга после окончания войны свободно и самовольно выезжали в гости к знакомым в города Восточной Пруссии, отошедшие к Польше (в конце мая 1945 г., см. с. 32), и даже в Берлин (в апреле 1946 г., см. с. 75). Экономический потенциал и все материальные ценности Кенигсбергской области, с одной стороны, считались трофейными, а с другой — основой для развития нового советского края. Под руководством трофейного управления 3-го Белорусского фронта и интендантского управления Особого Военного округа был проведен сбор и вывоз внутрь СССР большей части материальных ценностей, включая и ценности промышленного значения. В течение 1945—1946 гг. массовым явлением на территории области было плохо контролируемое, часто бессмысленное разрушение разных видов недвижимости. Но, вместе с тем, на начальном этапе армия сыграла главную роль в налаживании мир-

В начале нового пути

ной жизни и восстановлении народного хозяйства области, о чем убедительно свидетельствуют многочисленные документы сборника.

Более сложным и неоднозначным предстает перед нами по документам сборника и процесс взаимодействия гражданских и военных органов власти в 1946—1947 гг. Военные явно не хотели сдавать свои господствующие позиции в области, и это приводило к многочисленным конфликтам с гражданскими властями и переезжающим из СССР населением. Даже после установления гражданской власти и после утверждения в 1947 г. легитимных советских органов власти и партийного руководства область по-прежнему оставалась, по большому счету, мощной военной базой со всеми вытекающими последствиями. Документы сборника позволяют лучше понять истоки того привилегированного положения военных властей и структур, которое они занимали в Калининградской области все годы партийно-советской власти. С другой стороны, очевидно, что опубликованных в сборнике документов только калининградских архивов явно не достаточно для изучения одной из ключевых тем истории первых лет области — темы военного присутствия. Это значит, что следующим шагом в изучении истории создания области могла бы стать публикация документов и материалов центральных архивов (прежде всего, из фондов Особого Военного округа, 11-й гвардейской армии и др.).

Рецензируемый сборник является ценным историческим источником не только для изучения региональной, калининградской истории, но и отечественной истории в целом. Не только потому, что процесс создания нового советского региона имел и международное, и общесоюзное значение, но и потому, что общесоюзное значение имели сложные процессы демилитаризации государства и общества в послевоенный период. С учетом вышесказанного важно, чтобы рецензируемая книга поступила в свободную продажу не только в нашей области, но и за ее пределами.

В заключение необходимо отметить, что книга «В начале нового пути» — это первый крупный результат издательского проекта Лаборатории по методике изучения и преподавания истории края исторического факультета КГУ и одновременно это первая книга из задуманной Администрацией области научно-популярной серии под названием «Победой рожденная. Калининградская область: документы, материалы и исследования». К 60-летнему юбилею области намечен выпуск еще нескольких документальных сборников, в подготовке которых ведущую роль играют ученые исторического факультета. Хочется надеяться на то, что творческий и плодотворный союз науки и власти, сложившийся в последние годы, будет сохранен и продолжен и после того, как отзвучат в области юбилейные фанфары.

107

В.И. Гальцов,

зав. кафедрой специальных исторических дисциплин РГУ им. И. Канта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.