Научная статья на тему 'В. Н. Волков. Патриот и герой в дискурсе жертвенности и смерти'

В. Н. Волков. Патриот и герой в дискурсе жертвенности и смерти Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. Н. Волков. Патриот и герой в дискурсе жертвенности и смерти»

ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА

В.Н. Волков

ПАТРИОТ И ГЕРОЙ В ДИСКУРСЕ ЖЕРТВЕННОСТИ И СМЕРТИ*

Патриотизм - это разновидность любви, которая обычно описывается с помощью терминов родства и места жительства: «родина», «отчизна», «отечество» и т.д. Речь идет о естественных связях человека, в отношении которых его выбор не может быть свободен. Тем самым национальность уподобляется цвету кожи, полу, родословной или эпохи, в которую довелось родиться, т.е. всему тому, что не дано изменить.

Французская революция сделала подданных гражданами. Государства стали ответственны перед значительной группой лиц, выражавших определенные требования, которые в Х1Х столетии вылились в программу либерализма. Она состояла из трех основных элементов: избирательное право, перераспределение благ и национализм. Национализм заключался в воспитании патриотического чувства привязанности к своему государству, что достигалось систематической деятельностью двух институтов: начальных школ (а их посещение стало обязательным к середине ХХ в.) и службы в армии (которая даже в мирное время стала нормой в большинстве стран, по меньшей мере для мужчин). Повсеместное распространение получили также коллективные националистические ритуалы.

Понятие национальных интересов обычно используется как норма отношений между государствами и внутри государств. Государст-

* Волков В.Н. Патриот и герой в дискурсе жертвенности и смерти // Культура и цивилизация. - Ногинск, 2015. - № 1-2. - С. 9-29.

В.Н. Волков

венный разум подразумевает наличие своекорыстия, властолюбия, стремления к господству. Однако для большинства людей национальная принадлежность не содержит корыстного интереса. Именно поэтому «нация» может требовать от своих граждан жертв. Идея жертвенности всегда связывается мировыми религиями с идеей чистоты, и даже официальный атеизм государства эти идеи усиленно эксплуатирует.

В войнах ХХ в. было убито и искалечено наибольшее число людей по сравнению со всей предшествующей историей. Была достигнута беспрецедентная готовность «отдать жизнь за Родину». Национальные интересы скрывают горы трупов, принесенных на алтарь государства. Таков результат отождествления нации с интересами государственного аппарата. Патриотизм очень часто подменяют любовью к государству - этатизмом, который абсолютизирует роль государства и предполагает практически полное подчинение интересов личностей и групп его интересам. Патриотизм не в состоянии понять эти парадоксы, ибо патриотическое сознание непроницаемо для доводов разума. Патриот всегда готов пострадать и / или отдать жизнь за Родину, Отечество, Отчизну, вождя, народ, страну, государство, поскольку считается, что существование нации зависит от преданности ее членов. Логос войны возвышен, потому что он обнаруживает в человеке большее, чем его индивидуальное существование - превосходящую его индивидуальное существование основу самоидентификации.

Если выживание или безопасность нации оказывается под угрозой, это даже к лучшему, поскольку связь между каждодневными делами каждого и вечным существованием нации становится особенно явной.

Родину человек не выбирает, он всегда оказывается в уже «сделанном», «готовом» мире. И, по большому счету, нет никакой особой выделенности у той общности, которая порождает его на свет. Она существует наряду с другими, сочиняя мифы о своей значительности и великости, несмотря на то что, как и остальные, состоит из самых разных людей.

Преследуя свои цели, государства, нещадно эксплуатируя идею патриотизма, всегда создавали и создают меняющийся образ врага.

И когда государство готовится к убийству людей или начинает убивать, то оно называет себя Родиной, Отчизной, Отечеством.

Любое государство выстраивает определенный милитаристский дискурс, мифологизируя «священную обязанность умереть» и «священный долг погибнуть». Если, например, государство навязывает молодому человеку всеобщую воинскую повинность или участие в агрессии против соседнего государства, то одновременно оно включает его в определенную смысловую и моральную «языковую игру». Выполнение «священного» или «интернационального долга» подразумевает, что «защита Родины - священный долг каждого гражданина»; «служба в армии - почетная обязанность»; «Родина посылает своих сыновей на боевой / ратный подвиг»; «Родина-мать зовет» и т.д. Кроме того, что этот язык уничтожает сами основы перевода естественного материала чувства в его культурное состояние, он еще и пронизывает все человеческие чувства, мысли, состояния слащавым, скрывающим морализаторством: «родная армия, прокуратура, полиция» и др. И никто не осмеливается назвать вещи своими именами, его тут же душат требованиями доверия, любви, единения, патриотизма. А любую попытку противостоять этому воспринимают как оскорбление святынь. В этом случае слова используются для прикрытия, искажения реальности и нежелания ее знать.

Вырисовывается довольно неприглядная философия, в которой государство все, человек - ничто. Государство определяет врага, цели, направления удара. «Пушечное мясо всегда будет выполнять приказ. Жертвы не только неизбежны - они необходимы, запланированы, они должны быть, ибо это принцип существования государства как такового. Чем больше жертв, тем больше гордость за «своих», тем больше ненависть к «чужим», «не нашим». Уничтожать нужно не только чужих, врагов, противника, но время от времени и своих, чтобы другие «свои» боялись, чтобы обеспечить беспрекословное повиновение.

При присвоении прав вещать от имени Родины подразумевается, что государство или те люди, которые действуют от имени государства, неизменно и несомненно действуют в интересах народа, граждан, общества. При этом государство совершает в отношении своего народа и своих граждан страшные преступления, но никогда не несет за свои деяния никакой ответственности. То есть можно сказать, что

В. Н. Волков

если в стране нет правового государства и гражданского общества, то в ней все возможно.

Проблема российского общества в том, что в результате выстраивания «вертикали власти» политическая жизнь, структуры гражданского общества, не успев сформироваться, практически исчезли. Поэтому в России так много государственников и нет традиции свободного отвлеченного мышления, здесь почти нет людей, из которых и состоит свободное гражданское общество.

Россия - неотъемлемая часть европейской цивилизации, а россияне часто мыслят ее как нечто замкнутое. Отсюда и эти возмущения по поводу того, что кто-то из россиян живет не в России. Отсюда и страшная агрессивность «русофилов», тех, кто хотел бы воссоздать нити русской культурной традиции, «русский мир». Озаренный светом абсолютной божественной истины, «традиционалист» стремится оказать благодеяние, превозносит власть русской идеи, империи, православия, духовности, святости, несущих свет истины непосвященным, что в реальности трансформируется в различные формы агрессии - от борьбы с инакомыслием внутри станы до военных действий в сопредельных странах.

Известно, что чем менее цивилизованной является страна, тем больше в ней почвы для героизма. Героизм - бледный заменитель настоящей жизни, истинно человеческого существования. Героизм часто прикрывает чью-то расхлябанность, разгильдяйство, некомпетентность, преступность. Когда говорят о героизме, часто смешивают совершенно разные позиции, разные моральные установки. Героизм уместен и необходим, когда нужно защищать свой дом от бандитов. Но у государства, чьи установки могут меняться радикально, иногда на прямо противоположные, священный долг, патриотизм - лозунги, за которыми скрываются шкурные интересы чиновников. На территории, где реализуется принцип «государство - все, человек - ничто», заведомо невозможен подвиг, так как раб не имеет выбора.

Логика войны предполагает раскол человечества на своих и чужих. Однако современное постиндустриальное общество характеризуется социальным молекуляризмом, который, с одной стороны, поддерживает и возвышает индивидуальность человека, а с другой - сохраняет и укрепляет социальность как жизненный мир человека, включающий в себя других людей. Основные трансформации совре-

менного стиля мышления связаны с идеей многозначности эволюционных векторов и в силу этого характеризуются программным отказом от самой идеи бинарных оппозиций. В постиндустриальную эпоху акцент делается на самовыражении и самоутверждении, на собственной значимости, а культурные смыслы и ценности переводятся в индивидуальные способы осмысления личностного существования.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.