Петрий Петр Владимирович.
Военный университет, Российская Федерация, г. Москва.
Заведующий кафедрой философии и религиоведения.
Доктор философских наук, профессор.
Е-mail: [email protected] Тел.: (499) 684-94-55
БИТВА НА КУРСКОЙ ДУГЕ КАК ВЕХА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ И ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2013 год ознаменован важнейшим событием, которое будет отмечаться в рамках всей страны - 70-летие победы в битве на Курской дуге. Обращение к событиям Великой Отечественной войны, прикосновение к памяти военного лихолетья, всесторонний анализ хода и исхода военных сражений, источников Великой Победы сегодня имеют не только научно-познавательное, духовное, патриотическое, но и сугубо практическое значение. Они позволяют извлечь ценные уроки, сделать важные выводы для настоящего и будущего страны и ее армии. Святая память о ратном подвиге российского народа есть сегодня та самая историческая духовная ценность, без которой невозможно возрождение Отечества.
Путь советского народа к Великой Победе был долгим и исключительно трудным: четыре года жестокой борьбы, великих жертв и лишений, череда знаменательных побед на полях сражений. Этот исторический момент выступает для российского общества тем конкретным духовным достоянием, которое не стареет, не утрачивает своего значения, не становится будничным и пресным по содержанию. Это духовное достояние всегда будет затрагивать самые сокровенные струны души человека, вдохновлять его на поиск в новом деле, на трудовой и ратный подвиги.
В ряду знаменательных вех Великой Победы особняком стоит битва на Курской дуге в июле-августе 1943 года. И чем дальше уходит от россиян то время, тем все настойчивей проявляется необходимость постичь значимость итогов сражения на полях Белгородской, Орловской и Курской областей, какого напряжения материальных и духовных сил стоила данная победа, какова
ее историческая духовная ценность. Данная потребность во многом объясняется необходимостью формирования готовности граждан к напряженному труду по улучшение качества общественной и государственной жизни в России. Но требуемая жертвенность вряд ли будет иметь место без осознания каждым гражданином своего патриотического долга перед Отечеством, перед будущим, перед потомками. Несомненно, что активизация патриотического воспитания и обучения, формирующие и развивающие интегративные социальные качества личности как гражданина и патриота не в последнюю очередь зависят и от философского осмысления ценности Великой Победы нашей страны в сохранении и развитии мировой и российской цивилизаций. Обращение к опыту прошлых побед, историческая память о подвигах нашего народа есть сегодня та самая духовная ценность, без которой невозможно поступательное движение России вперед. В конечном итоге каждый россиянин должен понимать, что он - часть своей Родины, а патриотизм - неотъемлемая составляющая его жизни.
Героизм и жертвенность советского народа в Великой Отечественной войне еще раз подтвердили силу русского духа и закономерность о том, что в самые трудные моменты нашей истории всякий раз, когда возникала угроза существованию русского государства, дело защиты Отечества приобретало всенародный характер. Именно в кровопролитных битвах и сражениях рождалась российская государственность, в постоянных столкновениях с агрессорами креп и мужал национальный характер русского народа, множились его боевые традиции. По собственному патриотическому почину широкие народные массы вставали на его защиту. Таков русский характер: именно в решающий момент концентрировалась энергия, самоотверженность и организованность народа и армии становились на пути врага непреодолимой преградой.
Такое положение подтвердилось и в битве на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны. Как раз стойкость и отвага советских воинов, поддержка народа помешали врагу, имеющему численное превосходство, достичь
своих целей в операции под названием «Цитадель». И это не случайность, в этом есть глубинная общая причина наших побед. Как представляется, дело в значительной мере заключается в исторически сложившихся коренных свойствах и традициях народного характера, имеющих прямое отношение к судьбе России и определяемых её геополитическим положением.
Применительно к этому суждению выдающийся русский поэт А. С. Пушкин говорил о высоком предназначении России, которая своей исторической судьбой, географическим положением была ниспослана спасти Европу. Эта же мысль звучит и у русского философа И.А. Ильина. Он писал: «Народы не выбирают себе своих жребиев, каждый приемлет свое бремя и свое задание свыше. Так получили и мы, русские, свое бремя и свое задание. Это, во-первых, бремя земли - необъятного, непокорного, разбегающегося пространства. Во-вторых, бремя суровой природы, ставшей нашей судьбой, единственной и неповторимой в истории. В-третьих, бремя народностей: до 180 различных племен и наречий, среди них - целая треть не славян и около одной шестой - нехристианских вероисповеданий. Мы должны были принять и это бремя» [1, с. 283]. Этот тяжкий груз, по убеждению русского мыслителя, превратил всю отечественную историю в живую трагедию жертвы, выковал русский народный характер; и вся жизнь русского народа стала самоотверженным служением, непрерывным и часто непосильным.
Битва на Курской дуге в очередной раз убедительно продемонстрировала жертвенность русской нации и подтвердила значение духовного фактора в войне. В чем это конкретно проявилось?
Во-первых, Курская дуга - это сражение, битва за Родину, за право на жизнь последующим поколениям. Битва под Курском продолжалась 50 неимоверно трудных дней и ночей - с 5 июля по 23 августа 1943 года. Сражение стало важнейшим этапом на пути к победе советского народа над германским фашизмом, знаменовало собой коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. В Курской битве были окончательно разбиты планы Гитлера на мировое господство, что имело далеко идущие военные, полити-
ческие и дипломатические последствия, оказало решающее влияние на дальнейший ход не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. Успехи Красной Армии были по достоинству оценены нашими союзниками по антигитлеровской коалиции и ещё больше усилили чувства горячей симпатии к Советскому Союзу, укрепили солидарность с советским народом в борьбе против общего врага. Уже 6 августа 1943 года президент США Франклин Рузвельт направил на имя И. Сталина поздравительную телеграмму «по случаю великой победы под Орлом». Вооружённые силы Германии и её союзники были вынуждены перейти к обороне на всех направлениях военных действий задолго до открытия Второго фронта.
В целом победа на Курской дуге свидетельствовала о возросшей военной, экономической и политической мощи СССР, нерушимой дружбе братских советских народов, об историческом преимуществе социализма. Неоценимое значение эта победа имела и для дальнейшего укрепления единства советского народа, поднятия боевого духа личного состава Красной Армии.
Во-вторых, битва на Курской дуге - это победа русского характера и смекалки над изощренным и подготовленным врагом. Жители территорий, входящих ныне в состав Белгородской, Курской и Орловской областей, с лихвой испытали все тяготы и лишения той страшной войны. 22 месяца для них длилась оккупация. Г орода лежали в руинах, были разрушены все предприятия, взорваны мосты и электростанции, выведен из строя водопровод, многие сельские населённые пункты были полностью сожжены. Так, Орёл вошел в число 15 крупнейших и старейших русских городов, наиболее пострадавших во время войны. В ответ на чудовищные злодеяния, чинимые фашистами, народ оказывал захватчикам яростное сопротивление. Партизанское и подпольное движение в тылу врага было самым ярким проявлением патриотизма и внесло огромный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне. В конечном итоге немецкая армия была сломлена морально и физически.
Курская дуга - это также более 10 километров противотанковых заграждений, вырытых вручную саперами и местным ополчением. В строительстве оборонительных рубежей принимало участие практически все местное население. Например, в полосе обороны Центрального фронта по созданию противотанковой обороны трудились более 10 тысяч уроженцев Орловской области, не обращая внимания на лишения и трудности своего бытия.
В-третьих, Курская битва - это триумф русского воинства, масса примеров героизма и подвигов, когда на пути вражеских танков и мотопехоты встал советский солдат. В период ведения боевых действий с врагом весьма наглядно проявились такие духовно-нравственные и боевые качества советского воина, как самопожертвование, бесстрашие, мужество и героизм. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков вспоминал: «Я много раз видел, как солдаты поднимались в атаку. Это нелегко - подняться в рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. Но они поднимались! А ведь многие из них едва узнали вкус жизни: 19-20 лет - лучший возраст для человека - все впереди! А для них очень часто впереди был только немецкий блиндаж, извергавший пулеметный огонь» [2, с. 348].
Образцы воинской доблести и бесстрашия в боях под Курском и Орлом показали тысячи советских воинов - сыновья всех народов Советского Союза. Так, расчет орудия сержанта А.Д. Сапунова находился на огневой позиции в районе станции Поныри. Именно на это направление был нацелен главный удар гитлеровцев с целью прорваться к Курску. Метким огнем пушкари подбили три танка «тигр». Пять танковых атак отразил расчет. Во время восьмой атаки закончились снаряды. Алексей со связкой гранат бросился к приближающемуся «тигру», вывел его из строя. В этой кровопролитной схватке А. Сапунов погиб вместе со своим расчетом, так и не отступив от занятой позиции. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Старший сержант Я.С. Студенников в бою под Понырями остался один у пулемета. Трижды раненый, истекая кровью, он двое суток сдерживал фа-
шистов на своем боевом рубеже. Десять атак отразил Яков Степанович. Фашисты на этом участке не смогли пройти к Понырям. Когда пришли наши солдаты, они нашли отважного орловца без сознания, а в створе стрельбы пулемета насчитали до двухсот убитых немецких солдат и офицеров. Родина высоко оценила подвиг Я.С. Студенникова, удостоив его звания Героя Советского Союза.
Каждый оборонительный рубеж представлял собой настоящий бастион, о который разбивался немецкий танковый таран. Почти на границе с Орловской областью находится курское село Самодуровка, ставшее местом подвига артиллеристов батареи капитана Г.М. Игишева. За один день они подбили 19 вражеских танков. 8 июля, когда все орудия вышли из строя, батарейцы в рукопашной схватке отстояли огневую позицию и оборонительный рубеж. По имени героя село теперь называется Игишево.
Полем воинской славы стало Соборовское поле, что в Троснянском районе Орловской области. За боевые подвиги на нем звания Героя удостоены 33 советских воина. Здесь насмерть стояли противотанкисты 3-й истребительной бригады полковника В.Н. Рукосуева, храбро сражались танкисты 16го и 19-го танковых корпусов, летчики 16-й воздушной армии генерала авиации С.И. Руденко, мужественные пехотинцы. На родной орловской земле сражался с врагом студент Орловского педагогического института, выпускник Орловского бронетанкового училища командир батареи САУ гвардии лейтенант В.А. Булычев, подбивший три «тигра», уничтоживший десять орудий с расчетами. Это далеко не все имена, чьи подвиги отмечены званием Героя Советского Союза. Пророчески прозвучали слова Верховного Главнокомандующего Красной Армии И.В. Сталина 6 ноября 1943 года: «Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой».
В-четвертых, Курская битва - это патриотическая позиция Русской православной церкви, в деятельности которой во главе угла стояли благородные цели помочь воюющему народу и армии. Ее представители действительно не
на словах, а на деле показали, что они полностью разделяют судьбу своего народа, пытаясь всеми способами облегчить участь советских воинов, добиться победы над врагом. В своих посланиях РПЦ не только утешала верующих в скорбях, но и поощряла их к самоотверженному труду в тылу, мужественному участию в боевых операциях на фронте и партизанских отрядах, поддерживала веру в окончательную победу над врагом, способствуя тем самым формированию высоких патриотических чувств и убеждений среди тысяч соотечественников, призывая их «послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может». Патриотические призывы РПЦ основывались на народных традициях - сплачиваться против врагов Родины, проявлять самоотверженность и героизм при ее защите. В обращениях Патриархии фигурировали исторические деятели, известные своим патриотизмом, боровшиеся за свободу и независимость страны: Дмитрий Донской, Александр Невский, Михаил Кутузов, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Деятельность РПЦ способствовала общей для всех задаче разгрома оккупантов.
Сотрудничество армии и церкви в период сражения (как и в годы войны в целом) выражалось в сборе денег на нужды армии, воюющего народа, в благословении советских воинов на выполнение своего священного долга, оказании помощи раненым и семьям погибших и пропавших без вести. Посильная помощь церкви стала свидетельством того, что она не оставит воинов на поле брани и готова участвовать с ними в боях, чтобы добиться освобождения Отечества от фашистов. Активную патриотическую работу развернули в указанный период и представители других религиозных конфессий. В частности армяно-григорианской церковью были собраны средства на танковую колонну имени Давида Сасунского, а евангельские христиане-баптисты собрали средства на транспортный самолёт. Многие клирики РПЦ за активную гражданскую и патриотическую позицию в период сражения получили государственные награды.
В-пятых, нельзя обойти вниманием и такой духовный фактор победы на Курской дуге как дружба народов СССР. Несмотря на современную межнациональную разобщенность бывших союзных республик, доходящую неред-
ко до открытого военно-политического противостояния, следует сказать, что Великая Победа была достигнута беспримерными подвигами воинов - представителями всех национальностей бывшего Советского Союза. Г еройски воевали в частности многонациональные коллективы боевых кораблей, танков, самолетов, орудийные расчеты, пехотные взводы и роты. Из числа более чем 170 человек, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза за битву на Курской дуге, были представители различных национальностей: русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, татары, евреи, казахи и т.д. Эти и другие многочисленные факты и примеры опровергают все сомнения и домыслы: дружба народов СССР оказалась не пропагандистским жупелом, а стала одним из источников победы в войне с самым грозным и коварным врагом. На этот счет легендарный полководец Г.К. Жуков писал: «Верные сыны России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Кавказа, Казахстана, Средней Азии стойкостью и массовым героизмом заслужили бессмертную славу» [3, с. 325].
Обозначенные и другие аспекты духовно-нравственных и патриотических основ победы на Курской дуге приобретают особый смысл в настоящее время и настоятельно выдвигают проблему их актуализации в жизни российского общества. Курская битва как веха Великой Победы советского народа над фашизмом и как историческая духовная ценность призвана объединить российское общество, вдохновить народ на созидательную, творческую деятельность в условиях продолжающегося системного кризиса, обеспечить поступательное развитие России, а в случае необходимости и защитить ее.
Актуализация Курского сражения как духовной ценности и патриотического явления, несомненно, будет способствовать укреплению духовных основ российского общества и национальной безопасности страны, развитию духовности граждан России. Формированию гражданина-патриота будет способствовать и реализация некоторых направлений деятельности государственных органов и общественных организаций, всех заинтересованных лиц в данной сфере. В частности к этим направлениям следует отнести:
= осмысление и объяснение цивилизационной сущности и значимости Великой Победы в целом, и на Курской дуге в частности. В сражениях победили более прогрессивные ценности, идеалы и интересы, которые согласовывались с общественным прогрессом, с ходом цивилизационного развития российского общества;
= пропаганда многовековой истории российского государства, боевого пути наших Вооруженных сил, героических традиций народа и армии;
= формирование гражданственности, патриотизма, преданности и любви к Отечеству на основе героических подвигов солдат, офицеров и генералов Великой Отечественной войны;
= восстановление в обществе чести и достоинства воина как защитника Отечества при помощи лучших образцов исторической памяти и современности;
= активное внедрение всех форм военно-патриотической работы со всеми слоями населения, особенно с молодежью, в целях сохранения памяти о выдающемся подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., спасшего мир от фашизма;
= формирование адекватной современной ситуации развития российского общества системы идеалов, норм и ценностей на лучших образцах подвига советского солдата и труженика тыла, позволяющих вооружить людей новым мировоззрением;
= разработка общенациональной, государственно-патриотической идеологии, отражающей главные ориентиры и перспективы развития российской цивилизации;
= продолжение работы по благоустройству воинских захоронений и мест боевой славы, а также проведение «Вахты памяти», благотворительных акций, организации тематических выставок, экспозиций, конференций и других мероприятий и др.;
= на примере всенародной поддержки и активности граждан активно внедрять в жизнь различного рода социальные проекты по обеспечению достойной жизни поколений победителей и др.
Историю своей страны надо помнить, любить, а самое главное - изучать и преумножать. Обращение к славным страницам героического прошлого, преемственность в использовании военного и боевого опыта являются важным условием духовного возрождения России и ее Вооруженных сил. Именно учет духовных основ победы на Курской дуге позволяет, как представляется, разнообразить весь арсенал используемых средств и форм патриотического воспитания российских граждан и сохранить позитивную направленность данного процесса на формирование гражданина-патриота.
В конечном счете, если мы сумеем сохранить в обществе понимание святости Великой Победы, величие подвига советского солдата - значит еще не все потеряно. Значит, мы способны противостоять тем, кто жаждет лишить нас духовного стержня. И сможем наверняка преодолеть все имеющиеся трудности, если твердо станем на ясные патриотические позиции, на которых стояли солдаты Великой Отечественной войны, на которых всегда стояла и стоит российская нация.
* * *
1. Ильин И.А. Путь духовного обновления / Собр. соч. : в 10 т. М., 1993.
Т. 1.
2. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: в 3 т. М., 1985. Т. 3.
3. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: в 3 т. М., 1985. Т. 2.