Научная статья на тему 'В каком направлении идет модернизация? (о переходе на двухуровневое обра зование и обра зовательных стандартах третьего поколения )'

В каком направлении идет модернизация? (о переходе на двухуровневое обра зование и обра зовательных стандартах третьего поколения ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА / REFORM / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / БАКАЛАВРИАТ / BACCALAUREATE / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блосфельд Евгения Григорьевна

Статья анализирует реформу модернизации университетского образования в связи с переходом на двухуровневую систему. Автор полагает, что эта реформа ведет к снижению качества университетского образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHERE IS MODERNIZATION HEADING? (About the transition to a two-level education and educational standards of the third generation )

This article analyzes the reform of modernization of the university education in the connection with the transition to the two-level system. The author supposes that this reform drives to the lower fall of quality of the university and school education

Текст научной работы на тему «В каком направлении идет модернизация? (о переходе на двухуровневое обра зование и обра зовательных стандартах третьего поколения )»

В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ ИДЕТ МОДЕРНИзАЦИЯ? (О ПЕРЕХОДЕ НА ДВУХУРОВНЕВОЕ ОБРАзОВАНИЕ и образовательных СТАНДАРТАХ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ)

WHERE IS MODERNIZATION HEADING? (ABOUT THE TRANSITION TO A TWO-LEVEL EDUCATION AND EDUCATIONAL STANDARDS OF THE THIRD GENERATION)

Е. Г. Блосфельд

Статья анализирует реформу модернизации университетского образования в связи с переходом на двухуровневую систему. Автор полагает, что эта реформа ведет к снижению качества университетского образования.

Ключевые слова: реформа, образование, модернизация, бакалавриат, университет.

Знак вопроса в нашем заглавии совсем не случаен. «Модернизация» буквально означает «осовременивание», значит, вроде бы движение по пути прогресса, вперед. Но вот всегда ли «вперед» означает действительно прогресс, или же это по существу шаг назад? Ведь можно идти вперед и упереться в овраг, обрыв, глухую изгородь. Мне кажется, что нынешняя модернизация школьного и вузовского образования представляет собой нечто подобное.

Надо ли вообще модернизировать образование? Конечно.

Модернизированные стандарты образования предполагают увеличение доли самостоятельной работы студентов, использование интерактивных методов преподавания и (косвенно) обеспечение учебного процесса как при самостоятельном обучении, так и в аудитории компьютерной техникой. Это само по себе вполне разумно, способствует повышению качества образования, хотя разнообразные методы применения компьютера в образовании (как и ранее разные методы наглядности) не заменят слов учителя и текста учебника.

Между тем часы на профильные предметы по новым стандартам и составленным в соответствии с ними учебным планам сокращены примерно вдвое. По четырехлетнему бакалавриату они несколько выше, по пятилетнему, предусматривающему дополнительный профиль, сокращение намного больше.

На историческом факультете в нашем вузе на пятилетнем бакалавриате история Древнего мира и история Средних веков читаются в объеме 36 часов лекционных и 36 часов семинарских занятий в течение двух семестров, история Азии и Африки ведется в еще меньшем объеме. Новой и Новейшей истории стран Запада повезло чуть больше.

Составители, очевидно, полагали, что студент, при сокращении вдвое аудиторных часов, за один или два семестра способен освоить целый курс в том же объеме, как и раньше. Содержание курса, то есть наличие так называемых «дидактических единиц», не уменьшилось. Таким образом, заложено заранее крайне поверхностное или обзорное изучение целых разделов и всего курса.

Составители, наверное, думали, что при активном поиске в Интернете студент найдет всю необходимую литературу. Но это не так. А учебной литературы в библиотеках при совре-

E. G. Blosfeld

This article analyzes the reform of modernization of the university education in the connection with the transition to the two-level system. The author supposes that this reform drives to the lower fall of quality of the university and school education.

Keywords: reform, education, university, modernization, baccalaureate.

менном финансировании и малых тиражах просто не хватает. Надо учитывать, что все-таки не у всех есть компьютеры.

Если допустить, что учебная литература имеется в объеме как минимум один учебник на двоих (как положено по стандарту), хотя для нормальной самостоятельной работы нужен один учебник на каждого студента, что преподаватель может сократить время на лекции, то в этом случае надо значительно увеличить время для самостоятельного изучения материала студентом (чтение монографий, статей, подготовки рефератов). Ведь он не может заниматься 24 часа в сутки, а ему выделяется на все дисциплины 4 года.

По плану на занятия выносятся основные темы, но по стандарту надо изучать и другие. Для этого необходимы консультации с преподавателем, групповые и индивидуальные. В планах предусмотрены часы на самостоятельную работу студентов, часто значительные (неясно, правда, по какому критерию определяется количество часов), но при этом в нагрузке преподавателя почти нет часов на руководство самостоятельной работой. В данном случае хотелось бы заметить, что раз мы ориентируемся на западную систему образования (не на худшие же образцы?), то надо бы учесть, что в британском Оксфорде, например, половина времени тратится на «тьюторику», то есть на эти самые консультации, или руководство самостоятельной работой.

Составители же наших стандартов полагают, очевидно, что преподаватель за счет своего личного времени должен осуществлять руководство и контроль за самостоятельной работой, ибо сама по себе эта функция не отменяется и требуется в графиках работы преподавателя.

Можно, конечно, возразить на это, что бакалавриат -это только первая ступень высшего образования. И на второй ступени - в магистратуре студент получит более высокую квалификацию, дополнив и углубив те знания, которые он получил ранее.

Но, во-первых, в магистратуре сможет продолжить обучение лишь небольшая часть студентов, что вроде бы вполне разумно. Во-вторых, к сожалению, то, что мы сказали здесь о стандартах бакалавриата, полностью относится и к магистратуре. При некоторых претензиях на подготовку к научной работе, к аспирантской деятельности, студент получает те же отрывочные знания и выйдет таким же недоучкой. Видимо,

этим вызваны требования к аспирантуре в новых условиях, когда значительно увеличивается роль лекционно-семинар-ских занятий и требуется обеспечение их учебниками.

Новые стандарты предполагают, что бакалавры будут преподавать не только в неполной (как думалось ранее), но и в полной средней школе. При этом педагогическая практика предусмотрена только одна, вместо двух, как было раньше.

Какое же качество преподавания в школе может обеспечить такой бакалавр и даже магистр?

Все взаимозависимо: стандарты среднего (школьного) образования таковы, что не требуют хорошо подготовленного педагога-специалиста. История, например, там сегодня выхолощена до требования формирования патриотизма.

При модернизированных ФГОС фактически происходит резкое увеличение нагрузки преподавателя, причем еще и не всегда оплачиваемой. Во всех вузах происходят сокращение (явное или скрытое) преподавательского состава. Нагрузка на одну ставку увеличивается до 880-900 часов, это все в основном аудиторные занятия (лекции и семинары). Профессора, доктора наук в этом плане ничем не отличаются от других преподавателей. В нашем вузе лекции по одной дисциплине на разных факультетах или специальностях, курсы по выбору на разных факультетах обычно ставят в один поток, объединяя, скажем, физиков и биологов. Часто укрупняются группы. В результате резко увеличивается физическая нагрузка на преподавателя, работа становится изматывающей, испытанием на прочность.

Сами по себе стандарты излишне унифицированы и сложны для претворения в жизнь. Условные единицы и их значение, по существу, ведут к потере или нерациональному использованию учебных часов. Почему 1 единица (36 часов) дается на экзамен? При составлении учебного плана часто отказываются от экзамена, заменяя его зачетом (на зачет не дается ни одной единицы). Стандарт требует фиксировать каждый шаг преподавателя (компетенции, цели, оборудование, методику). А ведь при преподавании одной и той же дисциплины в разных аудиториях цели могут быть различны, так же как и компетенции, оборудование тоже может меняться, как и методы.

Составление преподавателем рабочих программ по новым ФГОС фактически вынуждает его заниматься бумаготворчеством, не всегда полезным. Преподаватель озабочен не столько преподаванием и содержанием материала, сколько написанием бумаг.

Когда преподаватель должен готовиться к занятиям? Он ведь человек и должен отдохнуть, восстановить силы, в конце концов, у него есть еще домашние дела и обязанности.

Преподаватель вуза обязан интересоваться научными новинками, читать научные журналы по своим дисциплинам. Он сам должен вести научную работу. И многие еще хотят этим заниматься. Но как? Стажировки и курсы повышения квалификации раз в пятилетку, как это было в советское время, отменены или существуют фиктивно. Ранее преподаватель мог во время этих командировок значительно продвинуться в своей научной теме, работая в архивах и столичных библиотеках. Сейчас на научные командировки, на поездки на конференции (кои являются важным фактором научного общения и повышения квалификации) средств

фактически не планируют. В результате резкого повышения занятости преподавателя аудиторной работой и отсутствия возможности научных командировок значительно снижается квалификация преподавателя, он становится поденщиком, в лучшем случае низводится до уровня школьного учителя, ведя разные курсы для выполнения нагрузки.

А между тем имеются рейтинги научной работы, научные отчеты требуются ежегодно при подведении итогов научной работы в вузе. Их никто не отменял, но они все более превращаются в формальность. В условиях постоянной угрозы сокращения эти рейтинги становятся дамокловым мечом преподавателя. Он оказывается между молотом и наковальней: должен выполнить все увеличивающуюся нагрузку, при этом по возможности сохранить здоровье. И страдают часто совсем не худшие преподаватели.

Речь идет о всеобщем снижении качества образования. Такова модернизация.

Однако современный уровень научно-технического прогресса, необходимость ответа на «вызовы» природы и общества и повсеместного улучшения уровня жизни людей во всем мире требуют настоящей модернизации образования, которая обеспечила бы прекрасных педагогов, специалистов-врачей, инженеров разного профиля, биологов, ученых.

Для этого преподавателям вузов должны быть обеспечены условия для повышения своей квалификации и занятия научной работой при предъявлении соответствующих требований к результативности. Не обязательно, чтобы все писали докторские диссертации, но это должны быть современные, широко мыслящие и высокообразованные люди, владеющие новейшими педагогическими методами, умеющими заинтересованность студентов своим предметом.

Преподаватели не должны быть заложниками нерадивых студентов: сегодня над ними довлеет принцип, когда отчисление за плохую успеваемость 8 студентов грозит сокращением ставки.

Должно быть оптимальное соотношение аудиторной нагрузки и самостоятельной работы, контроль и руководство которой должно быть предусмотрено в нагрузке преподавателя.

Преподаватель не должен заниматься бумаготворчеством и подсчетами рейтинга. Если последнее нужно, это могли бы делать специальные люди (или, например, компьютерная программа, в которую вводились бы обычные оценки преподавателя и высчитывался рейтинг студента).

Вообще, при теперешнем объеме бумаг разного рода лучше всего себя чувствует недобросовестный, инертный преподаватель, который, подготовив приличные бумаги по предмету, может не очень-то задумываться о совершенствовании своей работы.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный гос. стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация степень «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.