Научная статья на тему 'В. К. Згленицкий и ювелирные промыслы Прикаспийского региона (Дагестан и Азербайджан)'

В. К. Згленицкий и ювелирные промыслы Прикаспийского региона (Дагестан и Азербайджан) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
205
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
традиционное ювелирное искусство Кавказа / пробирное дело в России / В.К. Згле-ницкий / г. Баку. / traditional jewelry art of the Caucasus / test tube business in Russia / V.K. Zglenitsky / Baku

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Магомедов А. Дж.

В статье анализируются заслуги бакинского губернского пробирера В.К. Згленицкого, поляка по наци-ональности, работавшего в конце ХIХ-начале ХХ в., его роль в изучении народных ювелирных промыслов и в организации пробирного дела в Прикаспийском регионе Кавказа. Заслуги В.К. Згленицкого как видного организатора ювелирного дела и пробирного дела Кавказа специально не изучались.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VK. ZGLENITSKY AND JEWELRY OF THE CASPIAN REGION (DAGESTAN AND AZERBAIJAN)

The article analyses the merits of the Baku provincial probier V.K. Zglenicki, a Polish by nationality, who worked in the late XIX-early XX century, his role in the study of folk jewelry and in the organization of a test tube case in the Caspian region of the Caucasus. The merits of V.K. Zglenicki as a prominent organizer of jewelry and test tube business of the Caucasus were not specially studied.

Текст научной работы на тему «В. К. Згленицкий и ювелирные промыслы Прикаспийского региона (Дагестан и Азербайджан)»

72

HISTORICAL SCIENCES / <<ШЦШМиМ~^©У©Ма1>#9(Ш,2©2©

HISTORICAL SCIENCES

УДК 745

Магомедов А. Дж. д.и.н., гл. научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Г.Цадасы ДФИЦ РАН

DOI: 10.24411/2520- 6990-2020-11630 В.К. ЗГЛЕНИЦКИЙ И ЮВЕЛИРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПРИКАСПИЙСКОГО РЕГИОНА

(ДАГЕСТАН И АЗЕРБАЙДЖАН)

Magomedov A.J.

Doctor of History, Ch. Researcher, Institute of Language, literature and art. G. Tsadasi DFITRAS

VK. ZGLENITSKY AND JEWELRY OF THE CASPIAN REGION (DAGESTAN AND AZERBAIJAN)

Аннотация

В статье анализируются заслуги бакинского губернского пробирера В.К. Згленицкого, поляка по национальности, работавшего в конце ХХначале ХХ в., его роль в изучении народных ювелирных промыслов и в организации пробирного дела в Прикаспийском регионе Кавказа. Заслуги В.К. Згленицкого как видного организатора ювелирного дела и пробирного дела Кавказа специально не изучались.

Abstract

The article analyses the merits of the Baku provincial probier V.K. Zglenicki, a Polish by nationality, who worked in the late XIX-early XX century, his role in the study offolk jewelry and in the organization of a test tube case in the Caspian region of the Caucasus. The merits of V.K. Zglenicki as a prominent organizer ofjewelry and test tube business of the Caucasus were not specially studied.

Ключевые слова: традиционное ювелирное искусство Кавказа, пробирное дело в России, В.К. Згле-ницкий, г. Баку.

Keywords: traditional jewelry art of the Caucasus, test tube business in Russia, V.K. Zglenitsky, Baku.

В дореволюционной истории Кавказа были яркие личности, представлявшие российскую интеллигенцию в крае. Заслуги многих из них достаточно высоко оценены дагестанской наукой. О них написаны статьи, книги, проводятся конференции, приуроченные к памятным датам их жизни. Из их числа, например, Е. И. Козубский [4], И. С. Косте-меревский [8, с. 23-27] и другие. Это были талантливые люди, многие из них отдали значительную часть своих судеб для Кавказа, Дагестана в том числе, для их будущего. Когда я начинал изучение народных промыслов и ремесел Дагестана я с большим интересом читал ценную для моих поисков статью бакинского пробирера, поляка по национальности, В. К. Згленицкого «Кустарное производство золотых и серебряных изделий в Бакинским районе и Дагестане и предлагаемые меры для упорядочения и развития оного», опубликованную в 1902 г. в Трудах первого съезда деятелей по кустарной промышленности Кавказа [7; 10].

Потому в своих публикациях я уже писал о важности усилий В. К. Згленицкого по изучению народной художественной культуры Дагестана, организации пробирного дела, ювелирных промыслов Прикаспийского Кавказа конца XIX - начала ХХ в. [10, гл.3, п.3]. О его заслугах писали и другие ученые. Вместе с тем его заслуги остаются не до конца оцененными в литературе. Нет еще и специальных публикаций о нем и его вкладе в судьбы дагестанских, азербайджанских традиционных ювелирных промыслов. Поэтому я и обратился к этой теме.

Изучая ресурсы Интернета и РИНЦ я нашел и интересную статью польского профессора политологических наук из Университета г. Гданьска Ходуб-ского Анджея Яна о нем. Она называется «Витольд Згленицкий: Общественный деятель, ученый, благотворитель». Опубликована она была относительно недавно в журнале «Гуманитарий Юга России» (Ростов-на-Дону) в 2016 г. [17]. Ученый справедливо пишет, что сегодня актуальным представляется обращение к фигуре Витольда Згле-ницкого, «судьба и деятельность которого неотделима от истории Польши, Азербайджана и России». Нам думается, что мы можем сказать «в том числе и Дагестана».

Как пишет А. Я. Ходубски, Витольд Константинович родился в Польше 6 января 1850 г. в Старой Варгаве в имении своих родителей Вероники и Константего Згленицких в дворянской семье. Он рос талантливым мальчиком. В.К. Згленицкий в юности был «одним из самых выдающихся учеников в школе» [17, с. 220]. Не буду цитировать далее работу польского ученого и отошлю читателя к его интересной статье, которая содержит 36 ссылок на различные публикации и другие материалы о В. К. Згленицком. Вместе с тем, автор статьи ничего не пишет о его деятельности как бакинского губернского пробирера, как исследователя и организатора ювелирных промыслов Прикаспийского региона, включая и Дагестан.

В 1870 г. В. К. Згленицкий закончил физико-математический факультет Варшавского университета, а в 1875 г. с отличием Горный институт в

«шуутешим-лигмау»®«)»© / historical sciences

Санкт-Петербурге. Работал в Польше и затем в Риге. В Риге он работает и.о. помощника пробирера Рижской пробирной палатки.

Вскоре, «в 1891 (1892?)» его назначают пробирером пробирной палатки Бакинской губернии [5], а в 1895 г. он становится ее начальником [1, с. 138].

В 1893 году (по другим данным, - см. выше, -в 1891 или 1892 г.) он переезжает в Баку, где проработал до конца своей жизни. Будучи разносторонним исследователем, он становится организатором многих начинаний. Так, по инициативе В. К. Згле-ницкого было начато строительство водопроводов в Баку. Первым в мировой практике Витольд Згле-ницкий исследовал и установил наличие богатых залежей нефти на дне Каспийского моря. Все сегодняшние буровые плато, в море в прибрежье Каспия, берут свое начало от изобретений инженера Згленицкого. Он также установил наличие в крае залежей железной руды, пирита, молибдена, кобальта, барита, угля, марганца, меди, каменной соли, золота, серебра, мышьяка [6].

Скончался В. К. Згленицкий от сахарного диабета в 1904 г. в возрасте 54 года. О своей неизлечимой болезни он уже знал за несколько лет. Зная, что скоро умрет, он составляет завещание, по которой значительную часть своего состояния он завещает Фонду имени Мяновского (в будущем на его базе возникла Польская академия наук). А другую часть наследства он завещает на различные благотворительные цели. Приведем отрывок из его завещания, составленного неизлечимо больным человеком, озабоченным о будущем края, которому он отдал более 10 лет жизни. Так, в числе мер благотворительности он просил передать «... на создание в городе Баку художественной и ремесленной школы, в которой учиться будут специалисты по обработке изделий из золота и серебра с восточным вкусом, -пятьдесят тысяч рублей, причем надо постараться (писал он там же. - А.М.) о получении от города бесплатного земельного участка для стройки здания этой школы». На ее содержание он предлагал выплачивать ежегодно в течение десяти лет по пять тысяч рублей. «Надо постараться, - продолжал он, - чтобы город Баку и промышленное отделение в Петербурге присоединились к финансированию школы...». Так В. К. Згленицкий становится известен и как покровитель ремесленного и художественного образования. Он выступает за создание в Баку ремесленных и художественных школ, а также курсов для мастеров старшего поколения [17, с. 223]. Это было важно и для дагестанских ювелиров, т.к. в то время в Баку работало немалое число дагестанских мастеров-отходников.

В связи с завещанием В. К. Згленицкого надо сказать и о том, что во время работы в Баку он поддерживал контакты с предпринимателями, братьями Нобель, особенно с Альфредом. В то время они были наиболее богатыми людьми Баку. Как пишет А. Я. Ходубски, В. К. Згленицкого с А. Нобелем «объединяли общие черты характера и общее восприятие окружающей действительности; оба были сторонниками развития цивилизованного мира, который пытались осуществить культом труда, организации, принятием риска и экспериментом. Деньги рассматривали как средство дальнейшего

73_

развития цивилизации; (но часто) общество относилось к ним с непониманием, насмешками и даже клеветой» [17, с. 220].

Через три дня после написания своего завещания - 6 (19) июля 1904 г. В.К. Згленицкий умер [17, с. 222]. Здесь же отметим, что Э. Г. Аствацатурян в своей публикации пишет о том, что В. К. Зглениц-кий был уволен в 1904 г. из-за жалоб французского посольства на притеснения, которые якобы чинил пробирер французскому торговому дому, торговавшему ювелирными изделиями [1, с. 138]. Этот факт не подтверждается другими публикациями. Возможно исследователь не знала, что в 1904 г. В. К. Згленицкого не стало. Поэтому назначение другого пробирера в Баку (И.В. Зубакин) было оценено ею как снятие В. К. Згленицкого с должности.

После оглашения завещания и утверждения его в районном суде г. Баку сразу же началось его осуществление, в том числе и мер в области создания ремесленных и художественных школ. В Баку эта идея была положительно встречена широкой общественностью. Препятствием для его реализации стали только события революции 1905 г., когда в рамках репрессий царского правительства было ограничено развитие образования, запрещено основание новых школ.

Кавказ как крупный центр ремесленного производства в конце XIX в. привлекал внимание центрального правительства России. Оказанием помощи кустарной промышленности в конце XIX в. ведало Министерство госимуществ, преобразованное впоследствии в Министерство земледелия и го-симуществ. При последней же создается Кустарный комитет, программа деятельности которого включала ряд направлений. В их числе было и открытие, и поддержание различных школ в центрах народного ремесла, организация выставок изделий народных мастеров, создание оптовых складов ремесленных изделий в главных центрах сбыта и др. [18, с.127].

Бакинский губернский пробирер В. К. Згле-ницкий работал с Кавказским кустарным комитетом, который был создан 31 декабря 1899 г., но фактически начал работать со второй половины 1901 г., когда был назначен его член-делопроизводитель А. С. Пиралов. Комитет был организован при Уполномоченном Министра земледелия на Кавказе и состоял кроме главного делопроизводителя из представителей «высших правительственных учреждений в крае и лиц, интересующихся вопросами кустарной промышленности» [14, с. 226; 10, гл. 3, п. 3].

После организации кустарный комитет приступил к подготовке съезда деятелей кустарной промышленности Кавказа. Съезд прошел в 1902 г. На съезде присутствовал и В. К. Згленицкий, который выступил с докладом. Материалы съезда были опубликованы в специальных «Трудах» Комитета, на которые мы ссылались выше. Среди публикаций сборника, подготовленных на основе докладов, и названное выше сообщение В. К. Згленицкого «Кустарное производство золотых и серебряных изделий в Бакинском районе и Дагестане и предполагаемые меры для упорядочения и развития оного» [7].

HISTORICAL SCIENCES / <<ШУШМИМ~^©И©МаУ>>#9Ш,2©2©

74_

Публикация значительно расширяла научные представления о ювелирном деле Дагестана и Азербайджана того времени.

В. К. Згленицкий работая в пробирной палатке в г. Баку приложил немало усилий для организации ювелирного дела Прикаспийского региона Кавказа. Как пишет исследователь Э. Г. Аствацатурян, «активизация деятельности Бакинского пробирного учреждения была связана с работой горного инженера В.К. Згленицкого, приступившего к своим обязанностям в 1891 г. и возглавившего учреждение с 1895 г.». Особенно усилилась его работа после завершения реформы в пробирном деле в 1896 г. В.К Згленицкий не только стремился поставить под учет и контроль всех бакинских ювелиров, но «всячески старался сохранить и развить в крае серебряное дело» [1, с. 138].

Важной частью его работы на посту бакинского пробирера стало всестороннее изучение ювелирного искусства в подведомственном ему районе, который охватывал территорию Бакинской, Елизаветпольской, Эриванской губерний и частично Дагестанской области. Как пишет азербайджанский исследователь Н. Таирзаде, благодаря такой работе «несколько лет спустя он имел полное представление об объеме производства, уровне техники, художественных особенностях и достоинствах изделий местных мастеров, работавших в традиционно народном стиле, знал поименно всех мастеров» [15]. В.К. Згленицкий побывал и в Дагестане, в с. Кубачи в частности.

Мы писали выше, что он активно взялся и за организацию в Баку школы золотых и серебряных дел мастеров. При этом В. К. Згленицкий считал необходимым охватить обучением не только подростков, но и взрослых мастеров. Для учеников ювелирных мастерских, например, он проектировал создание профессиональной школы, а для взрослых -воскресных и вечерних курсов. Свой проект он представил на рассмотрение Бакинской городской думы. Для большей убедительности своих доводов в пользу школы и наглядности он организовал и выставку ювелирных изделий мастеров Бакинского пробирного района. Вера автора в успех проекта основывалась и на поддержке мастеров, которые, по словам В. К. Згленицкого, с радостью приняли известие о предполагаемом открытии школы и курсов [15].

В. К. Згленицкий был убежден в том, что местные мастера не имеют себе равных в изготовлении золотых и серебряных изделий, украшенных чернью, филигранью, эмалью, инкрустацией золотом по слоновой кости. Поэтому считал, что мастера, воспитанные в традициях многовекового искусства, с получением специального образования еще более прославят кавказское ювелирное искусство в России и за границей. Но городская дума г. Баку, ссылаясь на недостаток финансов, одобрила лишь создание воскресных курсов по обучению ювелирному искусству [15]. В августе 1898 г. В. К. Згленицкий представил в редакцию бакинской газеты «Каспий», информацию об одном из «шедевров кавказского ювелирного искусства» - «авторской копии декоративного серебряного блюда, украшенного эмалью, чернью, инкрустацией золотом по

слоновой кости, работы известных кубачинских мастеров Абдуллы Ибрагим оглы и Мамеда Гасан оглы». За оригинал блюда, преподнесенного в 1895 г. императору Николаю II, каждый из мастеров был награжден тысячью рублей и золотыми часами с изображением государственного герба России [15]. В. К. Згленицкий сыграл важную роль и в организации участия кавказских мастеров во Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Он добился выдачи пособий мастерам, будущим участникам выставок, для приобретения серебра и других материалов [2].

А в январе 1900 г. В. К. Згленицкий организовал в здании Бакинской пробирной палатки выставку «кавказских золотых и серебряных изделий», отправляемых на Всемирную выставку в Париж. К открытию выставки принимались добровольные пожертвования на приобретение золотых и серебряных «жетонов поощрения». Эти жетоны должны были вручаться мастерам, создавшим лучшие экспонаты выставки. Такую оценку должно было вынести жюри выставки во главе с бакинским губернатором генерал-майором Д. А. Одинцовым,. Выставка стала важным событием в культурной жизни Баку. Ее посетили около тысячи человек, в том числе представители власти, интеллигенции, промышленности. Выставку посетил, например, бакинский губернатор Д.А. Одинцов, управляющий Казенной палатой А. В. Костенский, нефтепромышленник З. Тагиев. На выставке демонстрировалась и заказанная у кубачинских мастеров зажиточной бакинской семьей Ашурбеко-вых копия преподнесенного в 1895 г. императору Николаю II серебряного блюда (об этом блюде мы писали выше) с инкрустациями золота по слоновой кости и с накладками разноцветной эмали. Потом это блюдо экспонировалось в Париже, где также произвело «настоящий фурор» [16]. Всего же представительное жюри при бакинской пробирной палатке во главе с В. К. Згленицким отобрало для Всемирной выставки в Париже работы 33 кавказских серебряников и оружейников [3].

Мерой государственной поддержки кавказского народного ремесла стала реформа в области пробирного дела, проведенная в конце XIX в. На Кавказе государственное клеймение серебряных изделий началось еще с 1804 г., когда в Тифлисе был открыт русский монетный двор и все серебряные изделия, изготовленные местными мастерами, должны были выпускаться в продажу после проставления клейма. Реформа в пробирном деле 1896 г. ставила целью «доставить возможные облегчения и льготы производителям, особенно мелким ремесленникам-кустарям» [19, с. 308]. Для работы дагестанских ювелиров создание этих и других служб особого значения на первых порах не имело, т.к. мастера работали на традиционных началах взаимных доверительных отношений между клиентом и мастером. При этом надо учесть и то, что изделие пробы ниже 800 плохо «принимает» чернь, а выполнить тонкую филигрань из серебряной проволоки пробы ниже 900 также практически очень трудно. Поэтому по качеству работы можно было определить и пробу серебра. В силу этого мастера редко «портили» металл.

Более значительными в традиционных условиях работы, конечно, были морально-этические

«шуутешим-лигмау»®«)»© / historical sciences

факторы доверительности между мастером и клиентом. Однако с развитием товаро-денежных отношений, ростом отходничества и товарности в ремесле эти факторы изменились. Поэтому обращение в пробирные палаты дагестанских мастеров в конце XIX - начале XX в. становится обычным явлением. Об этом свидетельствуют материалы Э.Г. Аствацатурян, собственные наблюдения при работе с фондами музеев северокавказских республик. Только в 1913 г. в пробирное учреждение было отправлено для клеймения 1903 изделия дагестанских мастеров из Кубачи, Кумуха, Харбука, Дербента, Петровска [13, с. 22]. Однако из-за отсутствия пробирного учреждения в самом Дагестане число таких мастеров было относительно невелико к числу всех работающих. Но мастера, находящиеся в отходе в Азербайджане, активно пользовались услугами Бакинской пробирной палатки.

В целях «поднятия художественного уровня кустарного производства» по новому пробирному уставу предполагалось собрать в пробирных учреждениях коллекции образцов моделей, рисунков» [19, с. 309, 310]. Отсюда интерес В. К. Згленицкого к развитию художественного образования в крае. В начале 1900-х годов он начал собирать коллекции рисунков изделий кавказских мастеров. К сожалению, его альбом остался неопубликованным. Ранняя смерть помешала реализации многих его планов.

В последующее столетие многие предложения в области развития ювелирного дела Дагестана были реализованы [12]. Бакинская пробирная инспекция, которая обслуживала и художественные комбинаты Дагестана (Кубачинский, Гоцатлинский комбинаты и др.) работала и в годы советской истории. А в годы перестройки в Махачкале был открыт его филиал, который после распада СССР был преобразован в самостоятельную Прикаспийскую госинспекцию пробирного надзора Российской пробирной палаты Минфина РФ. Здесь сегодня апробируют и клеймят государственным клеймом свои изделия мастера-ювелиры (индивидуальные предприниматели) и предприятия Дагестана и Калмыкии, занятые обработкой драгметаллов. Дагестанское ювелирное искусство сегодня широко известно в России. Реализована и мечта В. К Згленицкого о развитии здесь художественного образования. Художественным образованием детей и юношества, в том числе в области ювелирного дела, в республике занимаются как средние специальные, так и высшие учебные заведения [9, с. 503].

Литература

1. Аствацатурян Э. Г. Организация пробирного дела и клеймение изделий из драгоценных металлов на Кавказе // Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. (Территория СССР). М.: Наука, 1983. С. 136-138.

2. Аствацатурян Э. Г. Дагестанские мастера серебряного и оружейного дела в городах Северного Кавказа и Закавказья в конце Х1Х - начале ХХ в. с. 122. [Электронный ресурс]. URL:

TL

https://www.google.com/search?q.../ (дата обращения: 2.02.2020).

3. Бакинские ювелиры на Всемирной выставке в Париже (1900г.). URL:

https://www.ourbaku.com/index.php/ (дата обращения: 10.02.2020).

4. Егорова В. П. Педагогическая и административная служба Е.И. Козубского в Дагестане (18881911 гг.). Махачкала: ДГУ, 2012. 155 с.

5. Заблоцкий Е. М. Горное профессиональное сообщество дореволюционной России. URL: http://russmin.narod.ru/bioERus07.html (дата обращения 28.02.2020).

6. Згленицкий Витольд. URL: https://ru.wikipe-dia.org/wiki...../ (дата обращения 28.02.2020)

7. Згленицкий В. К. Кустарное производство золотых и серебряных изделий в Бакинским районе и Дагестане и предлагаемые меры для упорядочения и развития оного» // Труды первого съезда деятелей по кустарной промышленности Кавказа. Тифлис, 1902. С. 190-195.

8. Иниева З. Д. Вклад русской интеллигенции в становление и развитие музейного дела в Дагестане» // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2018, № 2 (39). С. 23-27.

9. Искусство Дагестана в ХХ столетии / редколлегия: А.Дж. Магомедов, Э.Б. Абдуллаева, Ф.Х. Мухамедова. Махачкала: «Наука-Дагестана», 2012. 506 с.

10. Магомедов А. Дж. Традиционное художественное ремесло Дагестана / отв. ред. Д.М. Магомедов. Махачкала, 1999. 205 с.

11. Магомедов А. Дж. Первые исследователи традиционных художественных промыслов и ремесел Дагестана // Материалы научной конференции «Е.И. Козубский как исследователь истории Дагестана конца XIX - начала ХХ в.». Махачкала, 2006. С. 30-36.

12. Магомедов А. Дж., Исрапилов К. М. Ювелирное дело Дагестана и пробирный надзор. Махачкала, 1999. 101 с.

13. Обзор Дагестанской области за 1913 г. Те-мир-Хан-Шура, 1915. 62 с.: табл.

14. Пиралов А. С. Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа. СПб, 1913. 128 с.

15. Таирзаде Нармин. О проекте школы золотых и серебряных дел мастеров в Баку (конец XIX -начало XX вв.). URL: https://azerhis-tory.com/?p=20740 (дата обращения 10.02.2020).

16. Тайны Баку: Бакинское ювелирное искусство. URL:

https://ok.ru/bizimkiller/topic/84247945814016 (дата обращения 10.02.2020).

17. Ходубски Анджей Ян. Витольд Зглениц-кий: Общественный деятель, ученый, благотворитель // Гуманитарий Юга России (Ростов-на-Дону). 2016 г. Том 10. № 2. С. 212-231.

18. ЭСБЕ. В 43 томах / Первое издание. Т. ХУЛ (33). СПб. 1896.

19. ЭСБЕ. В 43 томах / Первое издание. Т. ХХУ (49). СПб. 1898.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.