Научная статья на тему 'В ИНЖЕНЕРЫ Я Б ПОШЁЛ? ИЛИ О ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ СОВРЕМЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГГТУ)'

В ИНЖЕНЕРЫ Я Б ПОШЁЛ? ИЛИ О ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ СОВРЕМЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГГТУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизненный путь абитуриента / техническое образование / выбор вуза / профориентация / life path of an entrant / technical education / choice of a university / career guidance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрунева Раиса Морадовна, Овчар Надежда Андреевна

Оригинальные исследования, проведенныена примере ВолгГТУ, представили проблемы приемной кампании технического вуза. Среди действующих первокурсников около половины не планируют работать по окончании вуза по специальности. Результаты опроса подтверждают данные, полученные другими исследователями. Он-лайн опрос был проведен в декабре 2022 с использованием Google Form среди студентов десяти факультетов первого курса ВолгГТУ (n=558, из них 27,2% женщин, 725,8% мужчин), выборка неслучайная. Первокурсники выбраны, поскольку их намерения носят не манифестный характер, а уже реализованы. В ходе исследования были выделены три наиболее массовые когорты, описаны их жизненные траектории до поступления в вуз. Они отличаются, прежде всего, своими планами на будущую профессиональную жизнь. Первая группа намерена посвятить свой профессиональный путь работе по профессии, полученной в вузе. Для этой группы важно репрезентативное мнение родных и близких. Вторая группа сомневается в своем выборе и не уверена, что в дальнейшем будет работать по полученной специальности. Третья группа представлена в основном выпускниками системы СПО. Эта группа студентов, имеющая уже жизненный опыт и профессиональные навыки, вообще не планирует работать по специальности, полагая, что наличие диплома о высшем образовании обеспечит им успешную карьеру. Проанализированы, также на примере ВолгГТУ и с привлечением других источников, данные по статистике старшеклассников, сдающих ЕГЭ по естетственно-научным дисциплинам (математика профильная, физика, химия, информатика). Из года в год снижается количество абитуриентов в таким набором сданных ЕГЭ. Делается вывод о необходимости изменения системы профессиональной ориентации. Прежде всегопотребуется актуализация приниципа политехнизма в системе общего образования, который позволяет не только знакомить школьников с современными промышленными технологиями, но и осуществлять раннюю профориентацию. Кроме того, для снижения дефицита учителей естественно-научных дисциплин и повышения их компетенций актуальным будет переподготовка на базе ведущих технических университетов страны. Все эти меры позволят шире привлекать школьников к участию в профильных олимпиадах по естественно-научным дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрунева Раиса Морадовна, Овчар Надежда Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOULD I GO TO ENGINEERS? OR ABOUT THE PROBLEM OF CHOOSING A PROFESSIONAL PATH BY MODERN STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF VOLGSTU)

The original research, carried out on the example of VolgGTU, presented the problems of the admission campaign of a technical university. Among current first-year students, about half do not plan to work after graduation in their specialty. The results of the survey confirm the data obtained by other researchers. An online survey was conducted in December 2022 using a Google Form among students of ten first-year faculties of VolgGTU (n=558, of which 27.2% were women, 725.8% were men), the sample was not random. The first-year students were chosen because their intentions are not manifest in nature, but have already been implemented. In the course of the study, the three most massive cohorts were identified, their life trajectories before entering the university were described. They differ, first of all, in their plans for the future professional life. The first group intends to devote their professional path to work in the profession received at the university. For this group, the representative opinion of relatives and friends is important. The second group doubts their choice and is not sure that in the future they will work in their specialty. The third group is represented mainly by graduates of the secondary vocational education system. This group of students, who already have life experience and professional skills, do not plan to work in their specialty at all, believing that having a higher education diploma will ensure their successful career. Analyzed, also on the example of VolgGTU and with the involvement of other sources, data on the statistics of high school students who take the exam in natural sciences (mathematics profile, physics, chemistry, computer science). From year to year, the number of applicants in such a set of passed exams is decreasing. It is concluded that it is necessary to change the system of vocational guidance. First of all, it will be necessary to update the principle of polytechnics in the system of general education, which allows not only to acquaint schoolchildren with modern industrial technologies, but also to carry out early career guidance. In addition, in order to reduce the shortage of teachers of natural sciences and improve their competencies, retraining on the basis of the country’s leading technical universities will be relevant. All these measures will make it possible to more widely attract schoolchildren to participate in specialized Olympiads in the natural sciences.

Текст научной работы на тему «В ИНЖЕНЕРЫ Я Б ПОШЁЛ? ИЛИ О ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ СОВРЕМЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГГТУ)»

DOI: 10.25198/1814-6457-240-202 УДК 331.548

Петрунева Р.М., Овчар Н.А.

Волгоградский государственный технический университет. г Волгоград, Россия E-mail: raisa.petrunyova@ yandex.ru; onadine@mail.ru

В ИНЖЕНЕРЫ Я Б ПОШЁЛ? ИЛИ О ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ СОВРЕМЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГГТУ)

Оригинальные исследования, проведенныена примере ВолгГТУ, представили проблемы приемной кампании технического вуза. Среди действующих первокурсников около половины не планируют работать по окончании вуза по специальности. Результаты опроса подтверждают данные, полученные другими исследователями. Он-лайн опрос был проведен в декабре 2022 с использованием Google Form среди студентов десяти факультетов первого курса ВолгГТУ (n=558, из них 27,2% женщин, 725,8% мужчин), выборка неслучайная. Первокурсники выбраны, поскольку их намерения носят не манифестный характер, а уже реализованы. В ходе исследования были выделены три наиболее массовые когорты, описаны их жизненные траектории до поступления в вуз. Они отличаются, прежде всего, своими планами на будущую профессиональную жизнь. Первая группа намерена посвятить свой профессиональный путь работе по профессии, полученной в вузе. Для этой группы важно репрезентативное мнение родных и близких. Вторая группа сомневается в своем выборе и не уверена, что в дальнейшем будет работать по полученной специальности. Третья группа представлена в основном выпускниками системы СПО. Эта группа студентов, имеющая уже жизненный опыт и профессиональные навыки, вообще не планирует работать по специальности, полагая, что наличие диплома о высшем образовании обеспечит им успешную карьеру. Проанализированы, также на примере ВолгГТУ и с привлечением других источников, данные по статистике старшеклассников, сдающих ЕГЭ по естетственно-научным дисциплинам (математика профильная, физика, химия, информатика). Из года в год снижается количество абитуриентов в таким набором сданных ЕГЭ. Делается вывод о необходимости изменения системы профессиональной ориентации. Прежде всегопотребуется актуализация приниципа политехнизма в системе общего образования, который позволяет не только знакомить школьников с современными промышленными технологиями, но и осуществлять раннюю профориентацию. Кроме того, для снижения дефицита учителей естественно-научных дисциплин и повышения их компетенций актуальным будет переподготовка на базе ведущих технических университетов страны. Все эти меры позволят шире привлекать школьников к участию в профильных олимпиадах по естественно-научным дисциплинам.

Ключевые слова: жизненный путь абитуриента, техническое образование, выбор вуза, профориентация.

Petruneva R.M., Ovchar N.A.

Volgograd State Technical University. Volgograd, Russia.

E-mail: raisa.petrunyova@ yandex.ru; onadine@mail.ru

WOULD I GO TO ENGINEERS? OR ABOUT THE PROBLEM OF CHOOSING A PROFESSIONAL PATH BY MODERN STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF VOLGSTU)

The original research, carried out on the example of VolgGTU, presented the problems of the admission campaign of a technical university. Among current first-year students, about half do not plan to work after graduation in their specialty. The results of the survey confirm the data obtained by other researchers. An online survey was conducted in December 2022 using a Google Form among students of ten first-year faculties of VolgGTU (n=558, of which 27.2% were women, 725.8% were men), the sample was not random. The first-year students were chosen because their intentions are not manifest in nature, but have already been implemented. In the course of the study, the three most massive cohorts were identified, their life trajectories before entering the university were described. They differ, first of all, in their plans for the future professional life. The first group intends to devote their professional path to work in the profession received at the university. For this group, the representative opinion of relatives and friends is important. The second group doubts their choice and is not sure that in the future they will work in their specialty. The third group is represented mainly by graduates of the secondary vocational education system. This group of students, who already have life experience and professional skills, do not plan to work in their specialty at all, believing that having a higher education diploma will ensure their successful career. Analyzed, also on the example of VolgGTU and with the involvement of other sources, data on the statistics of high school students who take the exam in natural sciences (mathematics profile, physics, chemistry, computer science). From year to year, the number of applicants in such a set of passed exams is decreasing. It is concluded that it is necessary to change the system of vocational guidance. First of all, it will be necessary to update the principle of polytechnics in the system of general education, which allows not only to acquaint schoolchildren with modern industrial technologies, but also to carry out early career guidance. In addition, in order to reduce the shortage of teachers of natural sciences and improve their competencies, retraining on the basis of the country's leading technical universities will be relevant. All these measures will make it possible to more widely attract schoolchildren to participate in specialized Olympiads in the natural sciences.

Key words: life path of an entrant, technical education, choice of a university, career guidance.

Все тринадцать Национальных проектов в Российской Федерации, принятых в 2018 году [1], в явной или неявной форме содержат инженерно-техническую составляющую. О чем бы ни был проект - Здравоохранение или Культура - везде необходим вклад инженерно-технических специалистов. Выступая на совете по стратегическому развитию и национальным проектам, Президент РФ Путин В.В. заявил, что сейчас необходимо поднимать престиж инженерной профессии [2]. По этой причине совершенно оправданно внимание руководства страны к подготовке современных инженеров. Так, выступая 26 июня 2023 г. на форуме «Инженеры будущего - 2023», Президент РФ Путин В.В. подчеркнул, что развитие и модернизация промышленност и является безусловным приоритетеом государства - государство и впредь будет способствовать внедрению в промышленность новейших технологий, а также «обновлять программы профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров для таких базовых, системообразующих отраслей, как машиностроение, судо- и авиастроение, станко- и приборостроение, робототехника и электроника, выпуск промышленного и энергетического оборудования» [3]. В десятку самых популярных среди абитуриентов профессий входят, прежде всего, профессии,связанные с информационными технологиями, разработкой виртуальной и дополненной реальности, блокчейном, генной инженерией, дата-аналитикой, программированием интернета вещей...

[4].

Несмотря на прирост численности населения в интересующей вузы возрастной категории (в связи с подъемом рождаемости в середине нулевых) абитуриентов всё равно вузам не хватает! По расчетам ведущего научного сотрудника Карельского научного центра РАН, доктора

физ.-мат. наук, профессора Александра Иванова «недостача» абитуриентов в 2023 году составит около 20 000 человек [5]

Однако, не все инженерные специальности настолько популярны среди выпускников школ, как выше перечисленные - на протяжении уже многих лет вузы, по крайней мере региональные, испытывают нехватку абитуриентов на инженерные специальности. По данным ми-нобрнауки, четверть выпускников средних школ не смогли преодолеть планку минимального балла по физике, который необходим для поступления в инженерный вуз. Число выбирающих физику для сдачи ЕГЭ год от года снижается. Если в 2020 г. таких было почти 140 тыс., то в 2023 году - меньше 100 тыс. Еще пятая часть не смогла преодолеть этот порог по профильной математике. Не более радужная картина и по другим естественным наукам. Поэтому проблема качества школьного образования становится всё острее с каждым днем, с каждым новым набором [6].

В качестве иллюстрации проблемы нехватки абитуриентов по техническим направлениям подготовки приведем открытые данные по статистике приемных кампаний 2016-2023 гг. по предметам, представляющим интерес для технических специальностей Волгоградского государственного технического университета (таблица 1).

Из приведенных данных видно, насколько уменьшилось количество старшеклассников, сдающих ЕГЭ по естественно-научным дисциплинам. То есть, из года в год количество школьников, желающих связать свою жизнь с наукой и техникой катастрофически падает!

Дефицит желающих сдавать математику и физику связан, прежде всего, по мнению профессора РГПУ им. Герцена, замдиректора Президентского физико-математического лицея

Таблица 1 - Статистика по количеству сдающих ЕГЭ от общего количества выпускников средних школ по

годам

Предмет 2016 2021 2022 2023

Математика (профильная) 7625 71% 4979 53% 4441 45% 4369 46%

Физика 3294 31% 1989 21% 1943 20% 1713 18%

Химия 1542 14% 1607 17% 1506 15% 1462 15%

Информатика 505 5% 971 10% 1333 10% 1810 19%

Сергея Рукшина «с низким уровнем преподавания и низким социальным статусом профессии инженеров и конструкторов». Дефицит школьных учителей по естественно-научным дисциплинам вынуждает директоров школ направлять на повышение квалификации и переподготовку преподавателей совсем чуждых физике-химии-математике дисциплин [5].

Для обеспечения технологического суверенитета страна нуждается в физиках и математиках, химиках... Однако бесконечное увеличение бюджетных мест в технические вузы проблему не решает - считает Главный научный сотрудник, профессор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Условия, которые предлагают предприятия выпускникам технических вузов не выглядят для них привлекательными. На инженерные специальности нужно готовить узкую группу хорошо мотивированных ребят, способных справиться со сложными программами. Для этого требуется серьёзное взаимодействие технических вузов со школами, подстраивание под запросы рынка труда. Однако, пока еще мало внимания уделяется пожеланиям самих абитуриентов [5].

Одновременно идет и параллельный процесс - теряют популярность такие направления подготовки как «Экономика», «Менеджмент», «Сфера обслуживания», «Транспорт» и «Строительство», поэтому многие вузы отказываются от набора на эти образовательные программы. По данным мониторинга НИУ ВШЭ несколько лет назад наметилась тенденция снижения ко -личества программ экономического профила -ежегодно около 20% вузов сворачивает старые или открывает новые предметные программы. Мониторинг НИУ ВШЭ также фиксирует рост интереса со стороны абитуриентов к направлениям, связанным со здравоохранением и 1Т, педагогическим образование [7].

Выступая на заседании консорциума университетов «Недра» в Санкт- Петербургском горном университете в мае 2023 года председатель Комитета по науке и высшему образованию Госдумы РФ Сергей Кабышев отметил, что «техническое образование должно носить системный и непрерывный характер, начиная со школьной скамьи». Несмотря на то, что Минобрнауки России совместно с Минпросве-щения России открывают инженерные классы

на базе общеобразовательных школ - только в 2022 году открылось 126 специализированных инженерных классов по профилю авиа-и судостроения в 23 субъектах РФ - остро стоит вопрос повышения квалификации учителей средних школ. В рамках данного заседания прозвучало предложение об организации системы повышения квалификации на базе технических вузов [8]. И это не только вопрос профессиональной ориентации - это вопрос геополитической выживаемости нашего государства!

Крошка-сын пришёл к отцу...

Между тем, по данным опроса, проведенного РБК, более половины школьников (53%) выбирают будущую профессию исходя из имеющихся на данный момент своих навыков и интересов, 17% опрошенных вдохновляются историями успеха известных бизнесменов и опираются на мнение блогеров - инфлюен-серов с большим количеством подписчиков. И только 6% обращают внимание на советы родителей и учителей, друзей и одноклассников [9]. Данные РБК совпадают с результатами исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) - по их данным чуть ли не половина выпускников выбирают профессию «наобум».

Однако, авторами статьи получены отличающиеся результаты, которые хорошо коррелируют с данными, полученными независимыми исследователями [10]-[12]. Так, по данным опроса, проведенного в декабре 2022 года среди первокурсников Волгоградского государственного технического университета, для 63% студентов совет родителей имел существенное значение 1. На вопрос о выборе учебного заведения они отметили ответ «По совету родителей» и выставили баллы от 3 до 5 из 5 возможных.

Конечно, родители и родственники оказывают значительное влияние на выбор профессионального пути старшеклассниками. Особенно это заметно в городах со старыми академическими традициями императорских университетов - здесь велика доля профессиональных династий. Например, 29,1% опро-

1 Он-лайн опрос был проведен в декабре 2022 с использованием Google Form среди студентов десяти факультетов первого курса ВолгГТУ (n=558, из них 27,2% женщин, 725,8% мужчин), выборка неслучайная.

шенных студентов Томского государственного университета и 30% Томского политехнического университета указали, что сделали свой выбор в соответствии с семейной традицией [13].

Понятно, что часто выбор профессии может быть ошибочным в силу различных семейных или социально-экономических причин или других обстоятельств. По мнению американского психолога Джефри Арнетта, в этом поиске себя и своего места в жизни нет ничего страшного. В своих работах ученый описывает взросление молодежи 18-25 лет «как нелинейный, индивидуальный процесс, предполагающий поиски идентичности». Этим объясняет он нестабильность в образовании, работе, любви. Видимо, на это и рассчитывают взрослые, вмешиваясь в выбор молодежи [14]. Однако, ошибочный выбор будущей профессии может привести к разочарованиям и учебной неуспешности. Среди психологов сегодня существует мнение, что влияние родителей на выбор профессии ребенком с каждым годом становится все более опасным, поскольку родители в своих советах опираются на СВОЙ ЛИЧНЫЙ опыт, который сегодня является нерелевантным, поскольку очень быстро устаревает [15]. Так какими же принципами руководствуются абитуриенты при выборе вуза своей жизни, из каких источников черпают информацию о нем, насколько они прислушиваются к мнению своих родителей, намерены ли в будущем работать по полученной специальности.

Чем пахнут ремесла

(почти по Дж. Родари)

Авторы статьи поставили пред собой задачу выяснить в рамках проведенного исследова-ния2 особенности жизненного пути студентов, выбравших ВолгГТУ по противоположным мотивам и планам на дальнейшую профессиональную жизнь. Авторы из всего массива опрошенных студентов выделили три наиболее массовые когорты, имеющие практически противоположные планы на будущую профессиональную деятельность. Первая группа - это мотивированные первокурсники, которые со-

2 Он-лайн опрос был проведен в декабре 2022 с использованием Google Form среди студентов десяти факультетов первого курса ВолгГТУ (n=558, из них 27,2% женщин, 725,8% мужчин), выборка неслучайная.

знательно выбрали ВолгГТУ и соответствующую специальность и планируют работать по полученной специальности по окончании вуза «Безусловно. Для этого и поступал на данную специальность».

Вторая группа - сомневающиеся, что правильно выбрали свой профессиональный путь и рассчитывающие, что жизнь им подскажет дальнейшую дорогу «Не уверен, что буду работать по специальности - жизнь покажет». Третья группа - это однозначно случайные люди, для которых важно только наличие диплома о высшем образовании «Однозначно не буду работать по специальности, главное - иметь диплом». Авторы предприняли попытку проанализировать истории довузовской жизни этих трех групп.

В Таблице 2 сведены ответы на вопросы о довузовской траектории каждой из этих групп.

Из приведенных данных видно, что студенты первой группы, планирующие связать свою будущую профессиональную жизнь со специальностью, полученной в ВолгГТУ, готовились к этому пути загодя: 41% принял решение еще будучи старшеклассником, 27% ориентировались на результаты ЕГЭ, а 9% всегда планировали поступать именно в ВолгГТУ, хотя столько же студентов приняли решение ситуативно -при подаче документов. При этом примерно 3/4 студентов из этой группы при поступлении ориентировались прежде всего на ВолгГТУ, отдавая ему приоритет, а 55,3% из них вообще подавали документы только в ВолгГТУ. Определенные надежды на успех придавал этой группе опыт участия в профильных олимпиадах, которые давали преимущество при поступлении - таких ребят было среди этой когорты 30,33%. Свою приверженность вузу первокурсники доказывают тем, что в случае неудачи, 62% из них повторили бы свой выбор. Необходимо отметить, что свой выбор эта категория студентов сделала вполне осознанно и аргументированно - почти 45% из них интересовались репутацией вуза в международных рейтингах. Почти 90% этой группы поступали в вуз после средней школы по итогам ЕГЭ.

Вторая группа из тех, кто не уверен в своем профессиональном будущем, в целом не сильно отличается от первой когорты по траектории поступления в ВолгГТУ. Ожидаемо, эти аби-

Таблица 2 - Ответы на вопросы о траектории поступления в ВолгГТУ

Ответы на вопрос Варианты ответов по группам

1. Безусловно. Для этого и поступал на данную специальность 2. Не уверен, что буду работать по специальности -жизнь покажет 3. Однозначно не буду работать по специальности, главное - иметь диплом

После вуза я планирую работать по полученной специальности 53,8 38,4 3,1

Решение о выборе вуза было принято в 10-11 классе 41,0 30,0 21,0

Решение о выборе вуза было принято после сдачи ЕГЭ - в зависимости от полученных баллов 27,0 33,0 15,8

Всегда знал, что буду поступать именно в этот вуз 9,0 19,0 5,3

Решение о выборе вуза было принято в последний момент перед подачей заявления 9,0 7,5 21,0

ВолгГТУ первым в списке приоритетов 74,0 62,0 58,0

При выборе вуза меня интересовало место ВолгГТУ в международных рейтингах? 44,7 30,4 26,3

Я принимал участие в олимпиадах школьников, дающих преимущества при поступлении в вуз 30,33 31.4 42,1

Я подавал документы при поступлении только в один вуз 55,3 61,7 63,2

Если бы я не поступил на желаемый факультет, то повторил бы свой выбор 62,0 56,5 42,1

Какое образование Вы получили до поступления в вуз и на основании чего поступали?

Школа, сдавал ЕГЭ 89,3 84,1 79,0

СПО (профильное и непрофильное) 9,4 14,0 21,0

Другое 1,3 1,9 0,0

Какова Ваша сумма баллов ЕГЭ по предметам, необходимым для поступления на данное направление?

161-180 14,9 19,2 21,0

181-200 17,3 18.2 21,0

201-220 16,7 14.0 21,0

221-240 16,3 8,9 5,3

241-260 8,7 5,1 0

туриенты подавали документы при поступлении не только в ВолгГТУ, но и в другие вузы, а в случае неудачи готовых повторить этот путь меньшее количество - только 56,5%.

Существенно отличаются траектории поступления в ВолгГТУ у студентов третьей группы. Для них характерно принятие решения в последний момент - 21%, или в соответствии с конкурсной ситуацией - 15,8%. Странным выглядит положение, что среди этой когорты больше всего абитуриентов, подавших заявление только в один вуз - 63,2%, однако повторить этот выбор готовы - наоборот - наименьшее

количество студентов из сравниваемых когорт -42,1%. Такое положение, можно объяснить, вероятно, такими фактами, как средний балл и возрастная характеристика. Для последней группы характерны наиболее низкие баллы по сравнению с первыми двумя группами - что достаточно ожидаемо, т. к. в третьей группе больше всего выпускников СПО - 21%, которые в силу более зрелого возраста и наличия среднего профессионального образования уже располагают определенным жизненным опытом, профессиональными ожиданиями, пониманием своего места в жизни.

Таблица 3 - Факторы, влияющие на выбор вуза (из списка альтернатив приведены наиболее значимые)

Вопросы и варианты ответов 1.Безусловно. Для этого и поступал на данную специальность 2.Не уверен, что буду работать по специальности -жизнь покажет 3.Однозначно не буду работать по специальности, главное-иметь диплом

Что из приведенных ниже факторов повлияло на Ваш выбор вуза (оцените по 5ти балльной шкале, где 1 - не оказало вообще никакого влияния, 5 - больше всего повлияло на выбор вуза)

Перспективы трудоустройства с дипломом данного вуза 3,80 3,12 1,89

Советы родителей 3,03 3,05 2,26

Друзья, товарищи по учебе 2,66 2,61 1,89

Какие из приведенных ниже характеристик вуза Вы считаете самыми важными (оцените по 5ти балльной шкале, где 1 - самая незначительная характеристика, 5 - самое важное)

В этом вузе есть интересующая специальность 4,47 4,20 3,05

Гарантия хорошего трудоустройства 4,37 4,02 2,89

Экономические перспективы профессии 4,36 4,09 2,84

Надежность 4,22 4,03 3,32

Хорошие отзывы о вузе 4,17 3,91 2,95

Государственный вуз 4,07 3,89 2,68

Престижность 3,95 3,81 2,58

Лучший вуз в городе 3,86 3,64 2,63

Какие из приведенных ниже источников информации о в самыми значимыми (оцените по 5ти балльной шкале, гд самый значимый источ От студентов вузов узах города и нап е 1 - самый незна ник информации 3,56 равлениях подгото чимый источник и ) 3,51 вки Вы считаете формации, 5 - 2,79

На дне открытых дверей 3,43 3,09 2,21

Из Интернета 3,39 3,16 2,79

От друзей, знакомых 3,20 3,19 2,68

От родственников 3,16 3,05 2,47

На презентациях вузов 3,16 2,86 2,11

От преподавателей 3,10 2,86 2,37

Неожиданные результаты показывают данные в таблице 3 «Факторы, влияющие на выбор вуза». Третья когорта неожиданно демонстрирует определенную инфантильность - её мало интересуют и профессиональные перспективы, и советы родителей, также как и характеристики вуза, и репрезентативные источники информации о месте своей будущей учебы. Это весьма неожиданно, учитывая, что для первых двух когорт ожидаемо значимыми являются и перспективы трудоустройства с дипломом данного вуза, и советы родителей.

У каждого дела запах особый (Дж. Родари) (вместо заключения)

Проведенное на базе ВолгГТУ исследование показывает, что в современных условиях Четвертой индустриальной революции - перехода на полностью автоматизированное цифровое производство, выходящее за границы одного предприятия с возможностью интеграции в глобальную промышленную сеть, остро стоит вопрос подготовки инженерных кадров. Об этом неоднократно заявлял и Президент РФ, и руководство Министерства науки и высшего образования РФ, и ректоры ведущих вузов России. Актуальность этой теме придают и национальные проекты, исполнительным механизмом которых является инженерная проектировочная деятельность.

Однако, как показывает наша действительность, с подготовкой инженерных кадров в России существует много проблем. И первая из них - где взять студентов техническим вузам? Низкий уровень преподавания естественнонаучных дисциплин в школе, часто отсутствие

учителей по этим предметам привели к снижению интереса школьников к естественным и точным наукам. Как показывает наше исследование, только треть нынешних первокурсников имеет опыт участия в профильных олимпиадах, из года в год снижается количество старшеклассников, сдающих профильную математику, физику, химию. Неуверенность в своих знаниях продуцирует «забеги» по вузам в поисках низкого проходного балла. И это не вина школьников или их семей. Проблема носит более фундаментальный характер. Для увеличения потока абитуриентов в технические вузы необходимо пересмотреть всю систему школьной подготовки. В лучшие годы советского образования прекрасно себя зарекомендовало такое дидактическое явление как политехнический подход. Он не только знакомил школьников с основным научными принципами современного производства, но и служил базой для профессиональной ориентации школьников, способствовал осознанному выбору профессии и создавал основы для последующей профессиональной подготовки. В этой связи авторам статьи представляется необходимым осуществить ряд мер на государственном уровне по усилению естественно-научной подготовки в системе общего образования, по разработке эффективных программ профессиональной ориентации школьников. Только тогда может существенно уменьшиться количество «случайных» в техническом вузе студентов, не планирующих связать свою последующую профессиональную жизнь с инженерией, следовательно, уменьшатся непроизводительные расходы государства на подготовку технических специалистов. --28.08.2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Сайт Правительства РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/section/2641/. Дата обращения 29.07 2023

2. Путин заявил о необходимости повышения престижа профессии инженера 18 июля 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iz.ru/1366518/2022-07-18/putin-zaiavil-o-neobkhodimosti-povysheniia-prestizha-professii-inzhenera. Дата обращения 29.07.2023 г.

3. Путин поприветствовал участников форума «Инженеры будущего - 2023» 26 июня 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/18119089. Дата обращения 29.07.2023 г.

4. Нейросеть назвала 10 самых перспективных профессий будущего Режим доступа: https://www.ixbt.com/news/2023/04/25/ nejroset-nazvala-10-samyh-vostrebovannyh-professij-budushego.html. Дата обращения 29.07. 2023 г.

5. Борта Ю. По технической кручине. Вузам не хватит студентов инженерных специальностей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://aif.ru/society/education/po_tehnicheskoy_kruchine_vuzam_ne_hvatit_studentov_inzhenernyh_specialnostey. Дата обращения 29.07. 2023 г.

6. Сибина с. Почему инженерные профессии не востребованы в региональных вузах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2022/08/23/reg-sibfo/pochemu-inzhenernye-professii-ne-vostrebovany-v-regionalnyh-vuzah.html. Дата обращения 29.07. 2023 г.

7. Костенко Я. Пусть меня не учат: вузы отказываются от экономики и менеджмента. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iz.ru/1295552/iaroslava-kostenko/pust-menia-ne-uchat-vuzy-otkazyvaiutsia-ot-ekonomiki-i-menedzhmenta. Дата обращения 29.07.2023 г.

8. Сергей Кабышев обозначил главные приоритеты в совершенствовании системы технического образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/57114/. Дата обращения 01.08.2023 г.

9. Как современные школьники выбирают себе профессии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/ education/62876ace9a79474c09ba6367. Дата обращения 29.07 2023 г.

10. Васенина, И. В. Профессиональные и образовательные стратегии современных абитуриентов / И. В. Васенина, М. Е. Липатова, В. А. Сушко // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2019. - Т. 25, №4. - с. 102123. - DOI 10.24290/1029-3736-2019-25-4-102-123.

11. Рябоконь, М. В. Абитуриент классического университета в процессе поступления / М. В. Рябоконь // Огарёв-Online. - 2017. -№5(94). - с. 2.

12. Терентьев, К. Ю. Образовательные стратегии абитуриентов вузов: опыт построения классификации / К. Ю. Терентьев // Непрерывное образование: XXI век. - 2015. - №3(11). - с. 13-25.

13. Дороги старые и новые: образовательные стратегии российских абитуриентов в выборе университета обучения / И. А. Скалабан, Л. А. Осьмук, О. В. Колесова, Г. М. Черепанов // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29, №2. - с. 50-62.

14. Савицкая Н. ЕГЭ влияет на студента значительно больше, чем видится. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.ng.ru/education/2017-08-24/8_7058_ege.html. Дата обращения 29.07.2013 г.

15. Минпросвещения: влияние родителей на выбор детьми профессии становится все более опасным. 18 июля 2019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/6677429. Дата обращения 07.08.2023 г.

References:

1. Website of the Government of the Russian Federation [SajtPravitel 'stva RF]. - Available at: http://government.ru/rugovclassifier/section/2641/ (accessed 29.07 2023)

2. Putin stated the need to increase the prestige of the profession of engineer July 18, 2022. [ Putin zayavil o neobhodimosti povysheniya prestizha professii inzhenera 18 iyulya 2022]. - Available at: https://iz.ru/1366518/2022-07-18/putin-zaiavil-o-neobkhodimosti-povysheniia-prestizha-professii-inzhenera (accessed 29.07.2023).

3. Putin greeted the participants of the forum «Engineers of the Future — 2023» June 26, 2023 [ Putin poprivetstvoval uchastnikov foruma «Inzhenery budushchego — 2023 » 26 iyunya 2023]. - Available at: https://tass.ru/ekonomika/18119089 (accessed 29.07.2023).

4. Neural network named the 10 most promising professions of the future [ejroset' nazvala 10 samyh perspektivnyh professij budushchego] Available at: https://www.ixbt.com/news/2023/04/25/nejroset-nazvala-10-samyh-vostrebovannyh-professij-budushego.html. Date of circulation 29.07. 2023.

5. Borta, Yu. (2023) On technical cruelty. Universities do not have enough students of engineering specialties [Po tekhnicheskoj kruchine. Vuzam ne hvatit studentov inzhenernyh special'nostej] Weekly «Argumenty iFakty» [Ezhenedel'nik «Argumenty iFakty»]No. 27. 05.07.2023. - Available at: https://aif.ru/society/education/po_tehnicheskoy_kruchine_vuzam_ne_hvatit_studentov_inzhenernyh_specialnostey (accessed 29.07. 2023)

6. Sibina S. (2022) Why engineering professions are not in demand in regional universities [Pochemu inzhenernye professii ne vostrebovany v regional'nyh vuzah] Russian newspaper [Rossiyskaya Gazeta] 23.08.2022- Available at: https://rg.ru/2022/08/23/reg-sibfo/pochemu-inzhenernye-professii-ne-vostrebovany-v-regionalnyh-vuzah.html (accessed 29.07. 2023).

7. Kostenko Ya. (2022). Let them not teach me: universities refuse economics and management [Pust' menya ne uchat: vuzy otkazyvayutsya ot ekonomiki i menedzhmenta]. Available at: https://iz.ru/1295552/iaroslava-kostenko/pust-menia-ne-uchat-vuzy-otkazyvaiutsia-ot-ekonomiki-i-menedzhmenta (accessed 29.07.2023).

8. Sergey Kabyshev outlined the main priorities in improving the system of technical education. [Sergej Kabyshev oboznachil glavnye prioritety v sovershenstvovanii sistemy tekhnicheskogo obrazovaniya]. - Available at: http://duma.gov.ru/news/57114/. (accessed 01.08.2023).

9. How modern schoolchildren choose their professions [Kak sovremennye shkol'niki vybirayut sebe professii]. - Available at: https://trends.rbc. ru/trends/education/62876ace9a79474c09ba6367. (accessed 29.07.2023)

10. Vasenina, I.V. Lipatova M. E., Sushko V. A. (2019) Professional and educational strategies of modern entrants [Professional'nye i obrazovatel'nye strategii sovremennyh abiturientov] Vestnik of Moscow University. Series 18. Sociology and political .science. [Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya ipolitologiya]. №4. P.102-123. - DOI 10.24290/1029-3736-2019-25-4-102-123.

11. Ryabokon, M.V. (2017) The entrant of a classical university in the process of enrollment [Abiturient klassicheskogo universiteta v processe postupleniya] Ogaryov-Online. 2017. №5 (94). P.2.

12. Terentyev, K. Yu. (2015) Educational strategies of university entrants: the experience of building classification [Obrazovatel'nye strategii abiturientov vuzov: opyt postroeniya klassifikacii] Continuous Education: XXI century [Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek]. 2015. №3 (11). P. 13-25.

13. Skalaban I. A., Osmuk, L. A., Kolesova O. V., Cherepanov G.M. (2020) Roads old and new: educational strategies of Russian entrants in choosing a university of study [Dorogi starye i novye: obrazovatel'nye strategii rossijskih abiturientov v vybore universiteta obucheniya] Higher Education in Russia [Vysshee obrazovanie v Rossii]. 2020. Т. 29. No. 2. P. 50-62. - DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-2-50-62.

14. Savitskaya N. (2017). The USE affects the student much more than it is seen. [EGE vliyaet na studenta znachitel'no bol'she, chem viditsya]. -Available at: https://www.ng.ru/education/2017-08-24/8_7058_ege.html (accessed 29.07.2023).

15. Ministry of Education: the influence of parents on children's choice of profession is becoming more and more dangerous. July 18, 2019. [Minprosveshcheniya: vliyanie roditelej na vybor det'miprofessii stanovitsya vse bolee opasnym. 18 iyulya 2019]. - Available at: https://tass. ru/obschestvo/6677429. (accessed 07.08.2023).

Сведения об авторах:

Петрунева Раиса Морадовна, заведующий кафедрой истории, культуры и социологии Волгоградского государственного технического университета, доктор педагогических наук, профессор

E-mail: raisa.petrunyova@ yandex.ru.

Овчар Надежда Андреевна, доцент кафедры истории, культуры и социологии Волгоградского государственного технического университета, кандидат социологических наук, доцент

E-mail: onadine@mail.ru 400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28; тел. (8442) 24 84 85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.