К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ю.А. ЖДАНОВА
ББК ЮЗ (2)6-62(Вернадский)+ Ч216(2)6-62(Жданов)
В.И. ВЕРНАДСКИЙ И Ю.А. ЖДАНОВ: ВЫСОКОЕ СОПРИКОСНОВЕНИЕ
В.М. Таланов
В наступающем году исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося ученого химика, крупного философа, замечательного организатора науки и образования, передового российского ученого и общественного деятеля Юрия Андреевича Жданова.
Приходит время задуматься о месте Ю.А. Жданова в общекультурном процессе. Несомненным является ренессансный масштаб его творчества, сформировавшийся в эпоху фундаментальных перестроек общественных отношений, глобализации процессов общения и обмена, научно-технических и технологических прорывов, пагубных воздействий человека на природу, кризиса духовных основ общества. Нашему обществу еще предстоит глубоко и всесторонне осмыслить роль личности Ю.А. Жданова в истории отечественной науки, культуры и образования. В этой статье намечены только контуры одной, хотя и частной, но важной темы - В.И. Вернадский и Ю.А. Жданов.
История науки знает немало великих имен, с которыми связаны фундаментальные открытия в области естественных и гуманитарных наук. Однако во многих случаях - это ученые, работающие в одном направлении развития знаний. Значительно реже встречаются ученые-концептуалисты, которые своими трудами охватывают всю совокупность знаний эпохи и на столетия определяют характер мировоззрения. Такими были в эпоху античности Демокрит, Платон, Аристотель; в Средние века - Абу Али Ибн Сина - ученый, философ, врач, музыкант, известный на Западе как Авиценна; в эпоху Возрождения выделяется могучая фигура Леонардо да Винчи. В России XVIII в. такой исполинской фигурой был
Таланов Валерий Михайлович - доктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и неорганической химии Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института), 346428, Новочеркасск, ул. Просвещения 132, е-шай: [email protected], т. 8(8635)255105.
М.В. Ломоносов, который своими достижениями внес крупный вклад в развитие физики, химии, геологии, минералогии, был создателем нового русского языка, поэтом, мастером мозаики и своими трудами определил мировоззрение многих поколений. В конце XVIII и первой половине XIX вв. выделяется личность
A. Гумбольдта - немецкого естествоиспытателя, географа и путешественника. Это был ученый-энциклопедист, который занимался самыми разными науками: математикой, механикой, вулканологией, геологией, ботаникой и др. В ХХ в. такой же по значению величиной был В.И. Вернадский, который разработал учение о биосфере Земли и неизбежности ее превращения в ноосферу под действием коллективного разума и труда человечества [1-5]. Разработка этого учения, которое можно отнести к самым выдающимся интеллектуальным достижениям ХХ в., позволяет считать
B.И. Вернадского одним из великих мыслителей в истории человечества.
Подобно линиям Демокрита и Платона в истории культуры [6], фиксирующих основополагающее значение первых концептуальных программ (физической и математической) в духовной и материальной истории человечества, выдвинем гипотезу о линии В.И. Вернадского в культуре. Эта линия представляет программу изучения феномена Жизни во всех ее проявлениях. Эту линию олицетворяют выдающиеся ученые, философы, в том числе "русские космисты", писатели, художники, композиторы, пополнившие сокровищницу знаний и опыта открытиями, поражающими воображение своей глобальностью, глубиной и универсальностью.
В.И. Вернадский оказал огромное духовное влияние на творчество Ю.А. Жданова,
Talanov Valeriy Michailovich - doctor of chemistry, professor, head of the Inorganic Chemistry Department of the South-Russian State Technical University (Novocherkassk Politechnical Institute), 132 Prosvescheniya Street, Novocherkassk, 346428, e-mail: [email protected], ph. (007 8635)255105.
предопределив своей жизнью и трудами в значительной степени его научные и философские интересы, стиль, масштаб и культуру рассмотрения различных явлений жизни природы и общества. «Странным образом моя "партийная карьера" оказалась связанной с именем академика В.И. Вернадского. Еще на студенческой скамье мне удалось познакомиться с вышедшими в 1940 году "Биогеохимическими очерками" Вернадского. Я страстно увлекся его учением о ноосфере и в июне 1947 года в журнале "Октябрь" опубликовал статью "Влияние человека на природные процессы", в которой фактически излагал учение о ноосфере, обильно цитируя Вернадского и Ферсмана» - писал Ю.А. Жданов [7, с. 163]. В других местах этой книги мы находим под-
С а ??
тех пор очерки во многом определили мои философские суждения и экспериментальные начинания (в частности, под этим воздействием прошли работы по микроэлементам, керамическим удобрениям, экологическому моделированию)» [7, с. 243].
Думается, что в ряду выдающихся ученых-концептуалистов и энциклопедистов -представителей линии Вернадского в истории культуры, именно в таком человеческом и интеллектуальном масштабе и возможно рассмотрение феномена личности Юрия Андреевича Жданова.
Однако сначала отметим общность научных интересов В.И. Вернадского и Ю.А. Жданова, удивительные параллелизмы в их жизненных устремлениях и направленности духовных исканий.
ОБЩНОСТЬ ДУХОВНЫХ ПОИСКОВ В.И. ВЕРНАДСКОГО И Ю.А. ЖДАНОВА
Прежде всего следует отметить, что оба мыслителя - энциклопедически образованные люди; они свободно ориентировались в великих эпохах европейской культуры. Знание философии, как известно, было приоритетом в античной системе образования; в Средние века доминировало теологическое знание; в эпоху Возрождения - искусство, а в Новое время - наука. Образование человека неполно, если оно исключает хотя бы один из этих элементов. Можно, например, быть неверующим, но историю и содержание мировых религий образованный человек все-таки должен знать.
В истории науки найдется немного деятелей, которые могут сравниться с
В.И. Вернадским по широте кругозора, мощи ума, разносторонности интересов и творческой активности в различных областях человеческой мысли. О Вернадском говорили, что он в одном лице представляет всю Академию наук. Знал основные европейские языки. Вел переписку со многими выдающимися учеными своей эпохи.
Ю.А. Жданов известен как блестящий ученый, философ, историк науки, культуролог, политолог, публицист, музыкант, поэт. Его разносторонние познания и круг интересов изумляли всех, кому довелось с ним общаться. Широта научных взглядов Ю.А. Жданова проявлялась даже тогда, когда он решал узко специальные вопросы химии природных соединений - он находил оригинальные связи с пограничными науками - биохимией, биогеохимией, генетикой. Со своими учениками Ю.А. Жданов провел продуктивные исследования в области микроэлементов, имеющие большое прикладное и народнохозяйственное значение. Ему принадлежит более 20-ти авторских свидетельств, фиксирующих приоритеты в области синтеза практически важных биологически активных веществ (антидепрессантов, психостимуляторов, антиаритмиков), а также фотохромных соединений, люминофоров и своеобразных полимикроудобрений. Впервые в России для сельского хозяйства был предложен новый агротехнический прием внесения в почву длительно действующих керамических полимикроудобрений (фрит). Их производство было налажено на химзаводе в Ростове-на-Дону. Исследования в области генетики привели к практическим результатам в области химического мутагенеза, к установлению оригинальной корреляции в генетическом коде.
Однако нужны ли в наше время головокружительной динамики роста знания, энциклопедисты? Может прав был Гераклит, заметивший, что "многознание уму не научает"? Творчество В.И. Вернадского и Ю.А. Жданова свидетельствует о том, какие удивительно оригинальные и широкие теоретические концепции рождает энциклопедически просвещенный ум.
О поразительной близости основных направлений деятельности В.И. Вернадкий и Ю.А. Жданова свидетельствуют данные, представленные на рисунке 1 и в таблице 1.
Необходимо сделать некоторые пояснения к содержанию таблицы 1. Цифры,
Рис. 1. Детализированная структура основных направлений деятельности В.И. Вернадского (а) и Ю.А. Жданова (б)
Таблица 1
Структура основных направлений деятельности В.И. Вернадского и Ю.А. Жданова
Интересы В.И. Вернадский Ю.А. Жданов
Количество публикаций % от общего числа публикаций Количество публикаций % от общего числа публикаци
Наука 351 59,5 605 59,3
Экология 28 4,7 38 3,7
История науки 68 11,5 16 1,6
Философия 19 3,2 80+30 10,8
Организация науки и образования 42 7,2 75 7,3
Публицистика 82 13,9 176 17,3
Итого 590 100 1 020 100
приведенные в ней, были взяты из книг [8, 9]. В библиографический справочник [9] вошли произведения Ю.А. Жданова, написанные только по 1999 г. включительно. Этот перечень дополнен трудами, изданными по 2002 г. включительно. В раздел "Наука" были включены труды В.И. Вернадского по метеоритике, радиогеологии, почвоведению, биогеохимии, гидрохимии, кристаллографии, геохимии, геологии и минералогии, взятые из [8]. На рисунке 1 соответствующие области выделены пунктиром. В раздел "Наука" включены труды Ю.А. Жданова по химии, химической технологии, биологии, физике, биофизике, этологии и другим наукам [10-31]. В разделе "Экология" нашли отражение труды В.И. Вернадского по биосфере и ноосфере. В раздел, условно названный "Философия", включены труды по философским вопросам естествознания, по истории и теории
культуры, по философии истории и образования. Каждая работа относилась при подсчетах только к одному из разделов таблицы, хотя по своему содержанию могла быть отнесена одновременно к нескольким разделам.
Даже с учетом всех сделанных оговорок поражает близость структуры научных интересов В.И. Вернадского и Ю.А. Жданова. В отдельных случаях количественное различие составляет доли процента (разделы "Наука" и "Организация науки и образования") или 1-3 процента (разделы "Публицистика" и "Экология").
Следует также отметить, что оба ученых - В.И. Вернадский и Ю.А. Жданов -выдающиеся организаторы науки, образования, культуры. Об этом свидетельствует неполный перечень реализованных ими инициатив и программ (таблица 2).
Таблица 2
В.И. Вернадский и Ю.А. Жданов - выдающиеся организаторы науки и образования
В.И. Вернадский
Минералогический кабинет Московского университета, 1892
Радиевая экспедиция, 1911 Радиологическая лаборатория, 1911 Минералогическое отделение Геологического музея Академии наук, 1912
Комиссия по изучению естественных производительных сил России, 1915 Институт физико-химического анализа, 1917 Платиновый институт, 1918 Гидрогеологический институт, 1918 Почвенный институт, 1918 Украинская Академия наук, 1918 Метеоритный отдел Минералогического и геологического музея Академии наук, 1921 Государственный радиевый институт, 1921 Отдел живого вещества КЕПС, 1921 Комиссия по истории знаний, 1926 Биогеохимическая лаборатория АН СССР, 1928 Комиссия по определению геологического возраста пород, 1932
Комиссия по спектроскопии земной коры, 1932 Институт истории науки и техники, 1932 Комиссия по тяжелой воде, 1934 Международная комиссия по определению геологического времени радиоактивными методами, 1937
Комиссия по исследованию, использованию и охране подземных вод, 1938 Комиссия по изучению изотопов, 1939 Комиссия по проблеме урана, 1940 Лаборатория геохимических проблем им. Вернадского ныне Институт геохимии и аналитической химии имени В.И. Вернадского, 1947
Ю.А. Жданов
Ректор Ростовского государственного универси тета - одного из крупнейших вузов Российской Федерации, 1957
Северо-Кавказский научный центр высшей школы (СКНЦ ВШ), август 1969 г.
Ю.А. Жданов - бессменный председатель СевероКавказской академической ассоциации, объединяющей отраслевые академии наук, 1969
Инициатор создания в структуре СКНЦ ВШ и Ростовского университета научно-исследовательских институтов: физической и органической химии, механики и прикладной математики, физики, ней-рокибернетики, социальных и экономических проблем, 1970-1980-е годы
Главный редактор журнала "Известия вузов. Северо-Кавказский регион" (до 1993 г. журнал выходил под названием "Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы"), (1972-2006)
Инициатор создания региональных классических университетов (Калмыкия, Краснодар, Ставрополь, Адыгея, Чечня), 1970-е годы
По инициативе Ю. А. Жданова в РГУ организована первая среди университетов страны кафедра теории культуры, 1990 г.
Главный редактор журнала "Научная мысль Кавказа", (1995-2006).
Северо-Кавказским научным центром высшей школы под руководством Ю. А. Жданова разработаны региональные программы развития энергетики Северного Кавказа, развития экономики Ростовской области и Краснодарского края, комплексная программа научно-технического прогресса Северного Кавказа и многие другие, 1969-2006
Организован Южный научный центр РАН, 2002, за который Ю.А. Жданов ратовал около 40 лет своей жизни
Инициатор и один из организаторов проведения Съездов кавказоведов (2004, 2007)
Подчеркнем в этом перечне некоторые ключевые моменты. Свыше тридцати лет Ю. А. Жданов отдал Ростовскому государственному университету, который при нем стал гордостью Юга России, одним из ведущих научно-образовательных и культурных центров страны. Ю. А. Жданов - организатор и руководитель СКНЦ ВШ. Идея об открытии в Ростове-на-Дону отделения Академии наук была высказана им еще в 1931 г. [32, с. 3]. Затем в Известиях за 12 октября 1958 г. появляется статья Ю. А. Жданова, написанная с другими крупными учеными, "Создать филиал Академии Наук СССР на юго-востоке РСФСР". Понадобились десятилетия кропотливого целенаправленного труда, острых дискуссий, настойчивости и упорства в доказательстве необходимости создания на Юге России
академической структуры, пока 19 декабря 2002 г. не начал работать Южный научный центр РАН. Свыше сорока лет жизни посвятил Ю.А. Жданов реализации этой идеи [32, с. 11].
Особенно следует отметить создание по инициативе Ю. А. Жданова междисциплинарного журнала "Научная мысль Кавказа" (1995). Журнал представляет научной общественности результаты фундаментальных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук, полученные учеными Юга России. Показательно, что первый номер журнала открывается мало известным текстом доклада В.И. Вернадского "Задачи науки в связи с государственной политикой в России", предполагавшемуся к прочтению в Научном институте в Москве 19 февраля 1917 г., но
так и не прочитанному [33]. Эта публикация, глубокая по содержанию, задала вектор направленности деятельности журнала по анализу и освещению острейших проблем науки, образования и культуры в России и, особенно, в Кавказском регионе.
При всех своих многочисленных заслугах и званиях и В.И. Вернадский и Ю.А. Жданов были открытыми людьми, притягательными своей простотой, человечностью, магическим обаянием и одухотворенностью. Весьма поучительны принципы общения Ю.А. Жданова с людьми. Вот как он сам их формулирует: "В отношениях внутри коллектива я твердо придерживался трех принципов: первый - не мешать людям работать; второй - искать возможность помочь работающим; третий - не ввязываться ни в какие склоки, дрязги и выяснения отношений, чего немало бывает в вузовских комплексах" [7, с. 335].
ЛИНИЯ В.И. ВЕРНАДСКОГО В КУЛЬТУРЕ
Для линии В.И. Вернадского в культуре характерен целый ряд особенностей. Отмечу только три, которые представляются наиболее важными.
Прежде всего, существенной особенностью творчества представителей этой "линии" является опыт теоретических построений, охватывающих универсальную эволюционную картину мира. В этой картине мира в естественной связи рассматриваются космологические, физические, химические, биологические, социальные и духовные процессы. История общества при таком рассмотрении есть часть истории природы, проявление великого процесса, который К. Маркс назвал "становлением природы человека". Еще И. Кант в своем известном труде "Естественная история и теория неба, или опыт об устройстве и механическом происхождении всего мироздания на основе ньютоновских законов" нарисовал грандиозную картину эволюции Вселенной, рождения и гибели миров, космического круговорота материи. По мнению философа, организованный мир находится в границах между развалинами разрушенных миров и хаосом еще несформировавшейся природы [34]. Эта мысль развита в трудах другого выдающегося современного концептуалиста И.Р. Пригожина, трудами которого создана основа синергетического мировидения с центральной идеей - самоорганизацией материи
на всех ее структурных уровнях. В XVIII в. своим 44-томным сочинением "Всеобщая и частная естественная история", выходившим около 15 лет, прославился французский натуралист, один из крупнейших биологов и популяризаторов естествознания Ж.Л.Л. Бюффон. В 1778 г. Бюффон опубликовал книгу "Об эпохах природы", охватывающую широкий круг вопросов - от космологии и антропологии до мировой истории [35].
XIX в. - необыкновенный век в истории русской и мировой культуры. Сокровищница знаний и опыта пополнена русскими учеными и писателями, открытиями, поражающими воображение своей глобальностью, глубиной и универсальностью. Стиль мышления, рассматривающий объект как целое в его взаимосвязях со средой, с Космосом, получил название "русский космизм". Одним из ярких представителей русского космизма был библиотекарь Румянцевского музея, мыслитель-утопист Н.Ф. Федоров. В своем основном сочинении "Философия общего дела" он предложил идею регуляции природы средствами науки и техники [36]. Высшая цель регуляции - воскрешение предков; путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса. Важнейшую роль в развитии идей космизма сыграла русская художественная литература и искусство (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Ф.И. Тютчев, В.Я. Брюсов, Н.К. Рерих, М. Чюрленис, А.Н. Скрябин и др.). "Я есмь" перед лицом Вселенной - один из основных лейтмотивов творчества Ф.М. Достоевского и, по-существу, многих других представителей линии В.И. Вернадского в культуре.
Выдающимися представителями русского космизма в естествознании были И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, И.Р. Пригожин, Н.Н. Моисеев. Их трудами расширена традиционная тема "человек-природа" включением космического измерения. Одной из интеллектуальных вершин русского космизма является концепция В.И. Вернадского о превращении биосферы в ноосферу. Он заложил основы новой естественнонаучной картины мира, выявил закономерности развития мира как грандиозного космопланетарного процесса. Мы только начинаем постигать значение нарисованной им картины мироздания.
Свою работу "Несколько слов о ноосфере" В.И. Вернадский заканчивает словами: "Сейчас мы переживаем новое геологическое
изменение биосферы. Мы входим в ноосферу... Но важен факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим" [3, с. 188]. Это заключение представляется квинтэссенцией идейного содержания всей научной жизни В.И. Вернадского. Он долго шел к такому утверждению. Еще в начале ХХ в., изучая роль живого вещества в эволюции биосферы, Вернадский увидел стремительный рост значения живого вещества и человеческой деятельности в эволюции биосферы. Он анализирует "технику жизни" - особенности его миграции и устанавливает непрерывное развитие форм, все более усиливающих влияние живого вещества на косную материю. И в этом ряду особое место принадлежит человеку. "В настоящее время человек - основной геологообразую-щий фактор биосферы" - этот тезис на протяжении многих лет был одним из основных источников его размышлений.
Идейным развитием концепции ноосферы В.И. Вернадского являются новаторские труды Ю. А. Жданова, развивающие концепцию ноосферы по следующим направлениям:
- общие проблемы глобальной эволюции;
- химия природных соединений, химическая эволюция;
- формирование биосферы;
- генетика;
- экология;
- теория культуры, культурологические исследования;
- гуманитарные проблемы современного общества.
Исследования Ю.А. Жданова посвящены структуре геосферы разума [31], соотношению ноосферы, техносферы и каллисферы (сферы прекрасного) [12-14, 29, 31], формированию биосферы [12-14, 19, 26-28], химии природных соединений [17, 19-22], химической эволюции [14-16, 19, 20, 22, 28], генетике [37], экологии [13, 27, 28], теории культуры [24, 25] и различным гуманитарным проблемам современного общества [7, 10, 11, 23, 30]. В этом перечне приведена только весьма небольшая часть работ Ю.А. Жданова по указанным направлениям. Все они хорошо известны специалистам. Еще предстоит провести углубленный анализ научного наследия
Ю.А. Жданова в контексте развития идей В.И. Вернадского.
В этой статье остановлюсь подробней только на одной работе, на мой взгляд, важной, но не достаточно известной [28], относящейся к химической эволюции как неотъемлемой части глобальной эволюции.
Химизм и эволюция природных соединений были постоянно в фокусе научных интересов ученого-мыслителя. В 1960 г. Ю.А. Жданов успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора химических наук, и в 1961 г. был утвержден в ученом звании профессора. Создание Ю.А. Ждановым в 1962 г. первой в России кафедры химии природных соединений позволило наметить долгосрочную программу фундаментальных и прикладных исследований в одной из самых перспективных областей современной науки. В результате многолетних исследований Ю.А. Ждановым сформировано оригинальное научное направление в области химии углеводов. Им с учениками и коллегами открыт широкий круг реакций и методов синтеза большинства практически значимых классов моносахаридов. Ему принадлежит приоритет в изучении углеводных карбенов и кетонов, в широком вовлечении в сферу углеводного синтеза металлоорганических и конденсационных методов. Ученый впервые применил кван-товомеханические расчеты к химии углеводов, заложил принципы количественного подхода к изучению реакционной способности углеводов, их химической и конформационной устойчивости, базирующихся на применении методов квантовой химии.
В.И. Вернадский в своих работах неоднократно рассматривал миграцию атомов в природе, "судьбу" различных элементов [4, т. 1-3]. Ю.А. Жданов, развивая и обобщая линию В.И. Вернадского, рассматривает эволюцию вещества как замкнутый цикл, включающий естественную эволюцию естественных соединений, искусственную эволюцию естественных соединений, естественную эволюцию искусственных соединений и искусственную эволюцию искусственных соединений [28]. Естественная эволюция естественных соединений приводит к возникновению человека. Имея естественные соединения, созданные природой, человек их преобразует; логика этого преобразования преимущественно подчинена его потребностям, симпатиям и антипатиям, капризам и фантазиям.
Искусственная эволюция природных соединений открывает путь к пониманию строения и свойств веществ, законов протекания химических превращений. На этой основе развивается теория, вооружает исследователей методами проектирования и синтеза новых веществ, не известных природе. Ежегодно синтезируется 104-105 новых веществ. Естественная эволюция химических соединений отстала от технологии, которая и предопределяет общую картину химической коэволюции. Это обстоятельство накладывает серьезные научные, экологические, социальные и нравственные ограничения на искусственную эволюцию искусственных соединений. Созданные человеком новые вещества оказываются в мире природы. Здесь с ними происходят трансформации химической деградации. И хотя эти процессы зачастую в текущем срезе времени представляют исключительную опасность для человека и биосферы в целом, более того могут их погубить, в принципе их конечная судьба сводится к минерализации и разложению на углекислый газ, воду, другие относительно простые по составу неорганические вещества. Эволюционный круг замкнулся (рис. 2).
Искусственная эволюция искусственных соединений
Искусственная эволюция Естественная эволюция естественных^соединений искусственных соединений
Естественная эволюция естественных соединений
Рис. 2. Схема эволюции химических веществ [28]
Этот цикл в его абстрактной всеобщности приложим и к каждому веществу, и к каждому классу соединений. Двигателем химической эволюции являются свободная энергия, энтропия и информация. Свободная энергия рождается в недрах звезд, возбуждает атомы и молекулы, ввергая их в круг превращений. С энтропией связано рождение иерархии неравновесных диссипативных структур, формирующих уровни организации материи. Информация связана со свободной энергией человеческой деятельности. Все эти природные потенции формируют биосферу и шаг за шагом прокладывают путь в ноосферу. В общей гармонии человека и природы, - заключает Ю.А. Жданов, - должна найти свое место и химическая коэволюция.
Для линии В.И. Вернадского в культуре характерна еще одна фундаментальная особенность - глубокий синтез естественнонаучной и философской мысли.
Свои естественнонаучные исследования В.И. Вернадский соотносил с проблемами культуры. Так, в статье "Живое вещество в химии моря" он пишет: "Законы культурного роста человечества теснейшим образом связаны с теми грандиозными процессами природы, которые открывает нам геохимия, и не могут считаться случайностью. Направление этого роста - к дальнейшему захвату сил природы и к их переработке сознанием, мыслью - определено ходом геологической истории нашей планеты; оно не может быть остановлено нашей волей. Исторически длительные печальные и тяжелые явления, разлагающие жизнь, приводящие людей к самоистреблению, к обнищанию, неизбежно будут преодолены. Учесть эту работу человечества - дело будущего, как в будущем видим мы и ее неизбежный расцвет" [5, с. 40]. В.И. Вернадский считал создание культурной биохимической энергии основным фактором в геологической истории планеты. Эта энергия создает новые условия местообитания человека в биосфере. Еще одна ее особенность состоит, по Вернадскому, в возрастающей ее связи с разумом, хотя многие ее проявления стихийны и бессознательны. Культурная биохимическая энергия, разумеется, подчиняется законам термодинамики, но характеризуется еще и информационным аспектом, который связан с социальным опытом и творчеством. Реальным способом существования энергии человеческой культуры В.И. Вернадский считал производительные силы общества.
И в творческом наследии Ю.А. Жданова теория культуры занимает немалое место [24, 25]. По меткому выражению В.Е. Давы-довича, "культурологические штудии" [38] Ю.А. Жданова основаны на так называемой "деятельностной концепции". Культура в рамках такого подхода предстает как развертывание в деятельности самоосуществления человека. Основными темами размышлений и исследований Юрия Андреевича являлись: место науки в культуре и ее возрастающая социально-культурная роль, культурная значимость деятельности ученых, писателей, композиторов (К. Маркс, М.В. Ломоносов, А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, А.С. Грибоедов, М.А. Шолохов, Н. Глинка, Л.Н. Толстой,
А.С. Пушкин), этнокультура Кавказа, государство и культура, культурные функции университетов.
Условием саморазвития культуры является ее открытость, непрерывный обмен с другими культурами. По мысли В.И. Вернадского, для нашей страны очень важен западно-восточный синтез. В работе "Задачи науки в связи с государственной политикой в России" он подчеркивал, что мы должны чувствовать себя не только европейцами, но и азиатами: "Для нас, в отличие от западных европейцев, возрождение Азии, т.е. возобновление ее интенсивного участия в мировой жизни человечества, не есть чуждый, сторонний процесс, - это есть наше возрождение" [33, с. 8]. Развивая эти мысли В.И. Вернадского, Ю.А. Жданов, начиная с 60-х годов, последовательно развивал идею интеграции культур народов Северного Кавказа и России. Трудно переоценить его выдающуюся роль в сближении и единении народов Кавказа -"солнечного сплетения Евразии" - он как будто предчувствовал грядущие кровопролитные события на Юге России и в мире. В последние годы жизни Ю. А. Жданов занимался историей исламской цивилизации.
Еще один пример глубокого синтеза естественнонаучной и философской мысли в трудах В. И. Вернадского и Ю. А. Жданова. За несколько дней до февральской революции 1917 г. В.И. Вернадский в докладе "Задачи науки в связи с государственной политикой в России" сформулировал крайне важную мысль о судьбе и специфике российской государственности [33]. Он подчеркнул, что "мы недостаточно оцениваем значение огромной непрерывности нашей территории. Подобно Северо-Американским Соединенным Штатам мы являемся государством-континентом. В отличии от Штатов мы страдаем от того, что в действительности является источником нашей силы. Но у нас придет время, когда мы, подобно Штатам, будем им пользоваться для трудноисчислимых удобств жизни. Это время придет тогда, когда наша политика будет определяться волей всех нас, волей народа". Далее он делает важное заключение: "То новое, что дает в быту живущих в нем людей большое по размерам государство, приближается по своему укладу к тому будущему, к которому мы все стремимся, - к мирному мировому сожительству народов. Огромная сплошная территория, добытая кровью и
страданиями нашей истории, должна нами охраняться как общечеловеческое достижение, делающее более доступным, более исполнимым наступление единой мировой организации человечества" [33, с. 9].
Ю. А. Жданов не раз в своих трудах обращался к концепции В.И. Вернадского государства-континента и отмечал, что в ней фиксируются две фундаментальные идеи - идея единой компактной страны с общей исторической судьбой населяющих ее народов, и понимание целостной страны как "общечеловеческого достижения", открывающей перспективы формирования "единой мировой организации человечества", "мирного мирового сожительства народов" [30]. "Общечеловеческое достижение!" - таков был завет В.И. Вернадского - гения двух братских славянских народов - России и Украины. Как актуальны сегодня эти неоцененные мысли! Ю.А. Жданов придавал огромное значение этой идее В.И. Вернадского - "Гоударство-континент, а не империя!". Ю.А. Жданов подчеркивал, что ключевой характеристикой империи является наличие господствующего этнокласса, который присваивает богатство, прибавочный продукт, суверенитет других этнических групп и национальностей. Такого господствующего этноса нет ни в Индии, ни в США, ни в России. По этой же причине не был империей, в том числе и "империей зла" и Советский Союз.
Для линии Вернадского в культуре характерна еще одна важная черта - гуманистический принцип единства и нерасторжимости природы и человека. Этот принцип лежал в основе европейской цивилизации. В учении Вернадского о ноосфере Разум из зрителя и наблюдателя постепенно превращается в участника мирового процесса развития. На нем лежит ответственность за дальнейшую судьбу природы и человека и потому ему предстоит перестроить своего носителя-человека. Человек - неидеальный продукт эволюции. Его биологическое совершенствование закончилось десятки тысяч лет тому назад и поэтому Разуму предстоит сконструировать и создать свой новый образ, новые принципы этики и организации жизни, которые приведут не к противостоянию, а к единству человека и природы. Ю.А. Жданов писал: "Под многообразным воздействием идей Вернадского мои философские интересы сместились еще в одну сферу. Она связана с
проблемой взаимоотношения между человеком и природой, в первую очередь в сфере космического процесса химической эволюции" [7, с. 396]. Трагическое противостояние природы и общества ставит под угрозу будущее человечества. Попытке разрешить эту коллизию посвящены многие научные, философские, публицистические и художественные произведения Ю.А. Жданова. Но, пожалуй, наиболее ярко эта тема представлена в "Роковом комплексе Эрисихтона" [39]. Александрийский грек Каллимах и Овидий в своих "Метаморфозах" поведали историю фессалийского царька Эрисихтона, сына Триапа. Он вырубил священную рощу Деметры-Цереры (в изложении Каллимаха) и могучий дуб, символизирующий Древо жизни и Древо мира (в изложении Овидия). Начав с разрушения природы, Эрисихтон в конечном итоге приходит к самопожиранию. Отчуждение от мира, от человеческой сущности ведет, по мнению Ю.А. Жданова, к самым диким формам самоотчуждения. Гениальная интуиция древних греков уловила фундаментальные характеристики классовых антагонизмов: разлад с природой, насилие над человеком, хищническое потребительство, продажа всех и вся. Ассоциации с современной жизнью напрашиваются сами собой. Но "роковой комплекс Эрисихтона" может быть преодолен, как считает автор, если будут изжиты исчерпавшие себя формы отчуждения человека от человека и человека от природы. Каким образом? Ответ на этот фундаментальный вопрос мы находим в другой работе Ю.А. Жданова [12], опираясь на учение Вернадского о ноосфере. "..необходимым условием бытия ноосферы является формирование индивидуума, т.е. природного существа, которое разумно относится к своей собственной природе, к природе другого человека и окружающей среде. Это предполагает воспитание, т.е. овладение культурой собственного тела и духа, общественной и экологической культурой. Но это лишь необходимое, но еще не достаточное предусловие создания ноосферы. Другим условием бытия ноосферы является организация социума, общественной жизни людей на основе уже не индивидуального, а коллективного разума и действования. Такой социум уже сознательно реализует высокую техническую и экологическую культуру" [12, с. 7].
Сегодня научные идеи В.И. Вернадского и Ю.А. Жданова исключительно актуальны.
У человечества, для того чтобы продолжить свое существование и развитие, нет иного выбора, кроме перехода к разумному способу жизнедеятельности. Переход к осознанному, целенаправленному становлению ноосферы (стихийный этап ее развития, длившийся тысячелетия, себя исчерпал) предполагает конкретизацию целей и задач развития общества. Такой переход - это смена оснований человеческой истории и истории Земли. Трудность, как считает Ю.А. Жданов, состоит в том, чтобы сформировать это основание и как общественное и как индивидуальное - сделать интересом, страстью отдельной личности, соединить с эмоциональной напряженностью, эстетическим чувством прекрасного, деятельной активностью [11, 39, 40]. Поэтому настало время объединить усилия ученых вокруг теоретической и практической проработки проблема ноосферы как ключевой задачи XXI в. Об этом, следуя заветам Ю.А. Жданова, пишут его ученики и последователи [41].
Увы, сегодня мы видим ужасающие тенденции движения от разума к инстинкту, от просвещения к контрпросвещению, от рафинированной духовности к агрессивной телесности. Нас захлестывает цунами невежества во всех сферах жизни [42]. О демонической силе невежества с присущей ему публицистичностью неоднократно говорил Ю.А. Жданов [43]. К сожалению, центрами формирующегося постиндустриального общества являются не университеты или другие институты духовного производства, а банки, биржи и рынки. Если этим пугающим тенденциям общество не найдет альтернативу, то мы рискуем попасть, по выражению А.С. Па-нарина, в "палеонтологические пласты истории" [44, с. 238].
В "Философских мыслях натуралиста" В.И. Вернадский писал: "Жизнь святая - есть жизнь по правде. Это такая жизнь, чтобы слово не расходилось с убеждением, чтобы возможно больше помогал я своим братьям, всем людям, чтобы возможно больше хорошего, честного, высокого я сделал, чтобы причинил возможно меньше, совсем, совсем мало горя, страданий, болезни, смерти. Это такая жизнь, чтобы умирая я мог сказать: я сделал все, что мог сделать. Я не сделал никого несчастным, я постарался, чтобы после моей смерти к той же цели и идее на мое место стало таких же, нет, лучших работников, чем каким был я" (курсив мой. - В.Т.) [1, с. 72-73]. Размышляя
над жизнью и трудами Ю. А. Жданова, полагаю, что он и есть один из тех "лучших работников", который продолжил дело Владимира Ивановича Вернадского.
Сумеем ли мы продолжить и обогатить линию В. И. Вернадского и Ю. А. Жданова в культуре, найти путь в достойное ноосферное будущее?
ЛИТЕРАТУРА
1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 520 с.
2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М.: Наука, 1977. 192 с.
3. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Советская Россия, 1989. 704 с.
4. Вернадский В.И. Избранные сочинения. М.: Изд-во АН СССР. Т. 1. 1954. 696 с.; Т. 2. 1955. 616 с.; Т. 3. 1959. 508 с.; Т. 4. Кн. 1. 1959. 624 с.; Т. 4. Кн. 2. 1960. 652 с.; Т. 5. 1960. 423 с.
5. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. 1923-1932. М.; Л., 1940. С. 40.
6. Любищев А.А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры. СПб.: Алетейа, 2000. 256 с.
7. Жданов Ю.А. Взгляд в прошлое: воспоминание очевидца. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 448 с.
8. Саенко Г.Н. Владимир Иванович Вернадский: ученый и мыслитель. М.: Наука, 2002. 235 с.
9. Жданов Юрий Андреевич: К 80-летию со дня рождения. Библиографический указатель. Ростов н/Д: РГУ, 1999. 128 с.
10. Жданов Ю.А. Избранное: В 2 т. Т. 1. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. 400 с.
11. Жданов Ю.А. Избранное: В 2 т. Т. 2. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. 368 с.
12. Жданов Ю.А. Становление ноосферы - фазовый переход? // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Естеств. науки. 1994. № 1-2. С. 3-7.
13. Жданов Ю.А. Учение о биосфере в свете диалектической концепции развития // Человек и биосфера. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1973. С. 5-33.
14. Жданов Ю.А. Гомология в органической химии. М.: МГУ, 1950. 96 с.
15. Жданов Ю.А. Очерки методологии органической химии. М.: Высшая школа, 1960. 304 с.
16. Жданов Ю.А. О единстве химического строения и динамики. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1961. 32 с.
17. Жданов Ю.А., Дорофеенко Г.Н. Химические превращения углеводородного скелета углеводов. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 211 с.
18. Жданов Ю.А., Минкин В.И. Корреляционный анализ в органической химии. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1966. 472 с.
19. Жданов Ю.А. Углерод и жизнь. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1968. 132 с.
20. Жданов Ю.А. Теория строения органических соединений. М.: Высшая школа, 1971. 288 с.
21. Минкин В.И., Олехнович Л.П., Жданов Ю.А. Молекулярный дизайн таутомерных систем. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1977. 272 с.
22. Жданов Ю.А. Энтропия информации в органической химии. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1979. 56 с.
23. Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии. Майкоп: РИПО "Адыгея", 1999. 40 с.
24. Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1979. 264 с.
25. Жданов Ю.А. Проблемы теории и истории культуры // Ю.А. Жданов, В.Е. Давидович. Сущность культуры. 2-е изд., перераб. Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2005. 432 с.
26. Жданов Ю.А. Встречи с природой. Этюды. Ростов н/Д: Ростиздат, 1976. 112 с.
27. Жданов Ю.А. Воздействие человека на природные процессы // Октябрь. 1945. № 7. С. 135-148.
28. Жданов Ю.А. Химическая коэволюция // Химическая промышленность. 1991. № 1. С. 3-6.
29. Жданов Ю.А. Химия и эстетика // Природа. 1964. № 10. С. 8-13.
30. Жданов Ю.А. Гений братских народов // Ноосфера. Сборник философских трудов. Донецк: ДонНТУ, 2003. С. 5-9.
31. Жданов Ю.А. О структуре геосферы разума // Научная мысль Кавказа. 1996. № 3. С. 3-11.
32. Белоконь А.В. Созидатель: у истоков Южного научного центра РАН // Научная мысль Кавказа. 2004. № 3. С. 3-11.
33. Вернадский В.И. Задачи науки в связи с государственной политикой в России // Научная мысль Кавказа. 1995. № 1. С. 5-10.
34. Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба. Соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Мысль, 1963. 255 с.
35. Бюффон Жан Луи Леклерк // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 82 т. Т. 5. Спб., 1891. 468 с.
36. Федоров Н.Ф. Философия общего дела // Сочинения. М.: Мысль, 1982. 712 с.
37. Гуськов Е.П. Маленькие истории большой генетики (субъективные заметки) // Научная мысль Кавказа. 1999. № 3. С. 26-36.
38. Давидович В.Е. Культурологические штудии Юрия Жданова // Научная мысль Кавказа. 1999. № 3. С. 46-49.
39. Жданов Ю.А. Роковой комплекс Эрисихтона // Научная мысль Кавказа. 1997. № 3. С. 3-8.
40. Из личного архива Ю.А. Жданова. Вып.1. Го -сударство. Наука. Гуманизм. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2008. 52 с.
41. См. напр.: Таланов В.М. Принцип священности жизни // Межрегиональные проблемы экологической безопасности "МПЭБ-2003": Сборник трудов симпозиума (17-20 сентября 2003 г., г. Сумы). Сумы: Изд-во "Довкилля", 2003. С. 470-476; Он же. Единство и борьба естественного и искусственного миров // Машины. Люди.
Ценности: Мат-лы Междунар. междисципл. науч. конф., посвященной 85-летию со дня рождения проф. С.М. Шалютина (Курган, 20-21 апреля 2006 г.). Курган: Изд-во Курган. ун-та, 2006. С. 161-163; Он же. Принцип священности жизни и экологическое образование // Ноосфера. Зб1рник фшософских праць. Донецьк: ДонНГТУ, 2003. С. 179-183; Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности // Здравый смысл. 2008. № 4. С. 38-43.
42. Таланов В.М. Цунами невежества // "Творческое наследие В.И. Вернадского и современность"
("Вернадские чтения"): Доклады и сообщения 4-й междунар. науч. конф., г. Донецк, 21-25 апреля 2005 г. Донецк: ДонНТУ, 2005. С. 254-256; Он же. Синдром Пигмалиона и образование // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2008. № 5. C. 22-28.
43. Жданов Ю.А. Демоническая сила невежества // Инновационные подходы в науке: Теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания. Ростов н/Д, 1995. С. 97-105.
44. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.: Изд-во Эксмо-пресс, 2002.
10 февраля 2008 г. От редакции
В личном архиве Ю.А.Жданова, который хранится в СКНЦ ВШ ЮФУ, найдены наброски неопубликованной статьи, подтверждающей главную мысль статьи В.М. Таланова о глубоком влиянии творчества В.И. Вернадского на духовные поиски и труды Ю.А. Жданова. Предлагаем
вниманию читателей рукопись, найденную в его архиве.
* * *
Подчас неожиданные и удивитель- С. Захарова, В. Акимцева, П. Садименко, но многообразные духовные нити Ф. Гаврилюка, В. Валькова и их сотрудников. связывают научную биографию С именем выдающегося деятеля науки
Г.В. Войткевича связаны работы в области геохимии и геофизики, радиогеологии и кос-мохимии. Малая планета, названная его име-
одчас неожиданные и удивительно многообразные духовные нити связывают научную биографию нашего университета с миром идей великого естествоиспытателя и мыслителя XX века Владимира Ивановича Вернадского. Сфера его интересов необъятна: минералогия и кристаллография, радиохимия и история науки, естественные производительные силы и философия, всего не перечесть. Он - создатель новой науки - биогеохимии и автор величайшего научного обобщения - учения о ноосфере.
Бурный декабрь 1919 года. Волею судеб В.И. Вернадский оказался в Ростове. Здесь из-под его пера выходит публикация в газетах "Приазовский край" и "Донская речь". На собрании профессоров Ростова и Новочеркасска (а кроме университетских профессоров в Ростове других не было). Он выступил с неожиданной для эпохи гражданской войны лекцией "Научная задача момента". Там были и такие слова:
"Нам, собравшимся здесь, в Ростове, с разных концов земли русской, русским ученым необходимо объединиться для общей и планомерной работы для духовного возрождения России, для русской культуры, основного оплота ее единства, для охраны и развития научных организаций".
Несмотря на все зигзаги и пертурбации истории, ученые РГУ пронесли светоч этого завета до наших дней.
Вспомним: учителем В.И. Вернадского был основатель современного научного почвоведения В.В. Докучаев. В нашем университете школа Докучаева представлена именами
нем, хранит отблеск идей Вернадского.
Важный вклад в развитие идей Вернадского в области геологии, литологии внесли И.Д. Седлецкий, И.И. Потапов, И.А. Шамрай, В.И. Седлецкий, В.Н. Труфанов, А.Н. Резников. Гидрохимия и гидрогеология стали творческим полем А.М. Никанорова.
Профессор Ю.Н. Куражковский внес существенный вклад в науку, развивая идеи о ноосфере, исследования в области экологии, рационального природопользования и охраны природы. Успехи океанологии связаны с именами Д.Г. Панова и Ю.П. Хрусталева.
Кристаллографические работы Вернадского сказались в развитии школы профессора М.А. Блохина, наших физиков в области сег-нетоэлектриков и полупроводников.
Гуманитарии Ростовского университета подхватили идеи Вернадского в области науковедения и истории науки, а также в сфере теории культуры, создав первую в стране университетскую кафедру данного профиля. В этой сфере выделяется вклад профессора В.П. Яковлева, посвятившего В.И. Вернадскому свое диссертационное исследование. В теорию культуры заметный вклад внесли В.Е. Давидович, Е.Я. Режабек, М.К. Петров, Г.В. Драч.
Аз, многогрешный, припал к "Биогеохимическим очеркам" В.И. Вернадского еще
с 1940 года, и все последующие времена стремился популяризовать его идеи, учение о ноосфере. Отсюда - брошюра " Воздействие человека на природные процессы", отсюда статьи "Биоконцентраторы", "Об использовании биохимической концентрации элементов". В итоге - серия практических исследований по синтезу керамических микроудобрений (ферриты) совместно с В.В. Акимцевым и группой ученых НПИ.
В.И. Вернадскому принадлежит идея изучения биогеохимии Азовского моря. Эта идея стала одной из основ при создании математической модели экосистемы Азовского моря, разработанной коллективом ученых под
руководством академика И.И. Воровича. Ныне эти исследования продолжаются в рамках программы экологического мониторинга. Нельзя не вспомнить, что последней книгой, которую читал Иосиф Израилевич, был сборник трудов "Пространство и время" В.И. Вернадского.
Когда размышляешь над всеми этими фактами и событиями, то приходит в голову мысль: а не увековечить ли имя великого ученого и мыслителя В.И. Вернадского в названии Ростовского государственного университета? Не начать ли нам издание международного сборника "Ноосфера"? Не учредить ли премии ученого для молодых научных исследователей?
Обсудим.
около 2002 г.
КС.
/ихэ
-ел^о
К-СЧ
юр ~е, -
Страничка из неопубликованной статьи Ю.А. Жданова