Хроника событий
в.и. покровскии и кафедра эпидемиологии мма им. и.м. Сеченова
Н.И. Брико, А.Я. Миндлина, кафедра эпидемиологии, Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
В.И. Покровский
1 апреля 2009 года исполняется 80 лет Покровскому Валентину Ивановичу, доктору медицинских наук, профессору, академику РАМН, заведующему кафедрой эпидемиологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.
В.И. Покровский соединил в себе талант клинициста-инфекциониста, эпидемиолога, научного исследователя, организатора здравоохранения и медицинской науки и педагога.
Путь В.И. Покровского как преподавателя начинался на кафедре инфекционных болезней 1-го Московского медицинского института. Еще будучи клиническим ординатором кафедры он разрабатывает методы клинико-лабораторной диагностики и лечения антибиотиками больных тифопаратифозными заболеваниями, что в 50-е годы нашего столетия это имело большое значение в борьбе с такой широко распространенной инфекцией. По результатам исследований вскоре им была успешно защищена кандидатская диссертация. Уже в то время, будучи молодым преподавателем, он восхищал студентов и сотрудников кафедры высоким профессионализмом, умением работать с больными и четкостью изложения материала. Особенно ярко его талант педагога раскрылся после того, как он в Московском стоматологическом институте организовал курс, а затем в 1965 г. и кафедру инфекционных болезней с курсом эпидемиологии. Практически с этого времени и начинается долгий путь Валентина Ивановича в эпидемиологию, с которой он связал свою жизнь.
В 1969 г. Валентин Иванович назначен директором ЦНИИ эпидемиологии, который он возглавляет до настоящего времени. Однако он никогда не забывал свою ALMA MATER и мысли о работе в ММА им. И.М. Сеченова нередко посещали его. В 1997 году В.И. Покровский возглавил кафедру эпидемиологии этого старейшего учебного заведения страны.
Валентин Иванович по своей сути является новатором, и с его приходом на кафедру активизировалась как педагогическая, так и научная деятельность коллектива.
Необходимость совершенствования преподавания эпидемиологии была обусловлена присоединением нашей страны к Болонскому процессу. В связи с этим появилась необходимость детального изучения мирового опыта преподавания эпидемиологии.
В настоящее время ведущими специалистами в области профилактической медицины эпидемиология рассматривается как основной инструмент системы здравоохранения, позволяющий выявлять и находить решения проблем здоровья современного общества. Задачей кафедр эпидемиологии является подготовка специалистов - эпидемиологов нового поколения, владеющих всем спектром эпидемиологических исследований, как в области инфекционной, так и неинфекционной патологии, способных выявлять причины и факторы риска заболеваемости населения и разрабатывать научно обоснованные направления профилактики болезней человека.
В связи с этим назрела необходимость учебно-методического комплекса, включающего образовательные программы и руководство к практическим занятиям по новому курсу -«Общая эпидемиология с основами доказательной медицины», с учетом современных требований к преподаванию эпидемиологии в Европе и мире.
Сотрудниками кафедры были проанализированы литературные источники (бумажные и электронные варианты), содержащие информацию о преподавании эпидемиологии инфекционных и неинфекционных болезней, а также о вопросах доказательной медицины в Европе и мире. Были проанализированы учебные планы и образовательные программы, найденные на сайтах 32 медицинских факультетов 17 стран Европы.
Анализ программ преподавания эпидемиологии специалистам различного профиля в отдельных странах Европы и в мире показал, что эпидемиология традиционно входит в магистерские программы подготовки врачей, стоматологов, медицинских сестер и др. Кроме этого, во многих странах существуют магистерские программы по специальности «эпи-
демиология». В дополнение к классическим магистерским программам все более развивается додипломное образование и докторские программы по эпидемиологии.
В Европе кроме медицинских факультетов университетов эпидемиология активно преподается на самостоятельных факультетах (школах) общественного здоровья (профилактической медицины). Однако, если в США и странах Западной Европы общественное здоровье длительное время складывалось как комплексная дисциплина, вобрав в себя значительный перечень специальностей (прикладная эпидемиология, медицинская статистика и информатика, гигиена окружающей среды, медицинская социология, управление здравоохранением), то в странах Восточной Европы кафедры и даже факультеты общественного здоровья появляются путем простого переименования кафедр социальной гигиены.
В Европе магистров по эпидемиологии (MSc in Epidemiology) готовят в университетах многих стран. Степень «Магистр по эпидемиологии» широко представлена в университетах США, Канады и Австралии, в вузах многих стран Азии, в том числе в Китае и Индии, в университетах стран Латинской Америки.
Магистров по эпидемиологии начинают готовить с 3-4-ых курсов. При этом они необязательно имеют квалификацию «врач». В нашей стране существуют национальные традиции, и, с нашей точки зрения, то обстоятельство, что эпидемиологи имеют квалификацию «врач», является достижением, которое не следует игнорировать. Вместе с тем, при подготовке эпидемиологов мы находимся далеко не в выгодных условиях по сравнению со многими странами Европы и мира. В Европе на подготовку магистров по эпидемиологии отводится 60-120 кредитов, что при равенстве кредита 36 часам составляет 2160-4320 часов. В то время как в нашей стране на изучение эпидемиологии отведено всего 237 часов.
Проведенный нами анализ программ подготовки эпидемиологов в различных европейских вузах, показал, что подготовка эпидемиологов в Европе и в мире подразумевает углубленное изучение вопросов эпидемиологических исследований, а также эпидемиологии и профилактики важнейших инфекционных и неинфекционных заболеваний. В соответствии с этим на сегодняшний день наша страна не может оставаться в стороне от корректировки существующих программ преподавания эпидемиологии. Вместе с тем, количество выделенных часов в учебных планах не позволяет на додипломном и постдипломном уровнях преподавать эпидемиологию на том уровне, как это делается за рубежом.
В большинстве медицинских вузов Европы существуют отдельные кафедры эпидемиологии, в то время как в нашей стране они созданы только в вузах, где имеются медикопрофилактические факультеты. Поэтому возникает необходимость в реформировании подготовки врачей по специальности «медико-профилактическое дело». С этой целью должно быть перераспределено количество учебных часов (кредитов) между дисциплинами в соответствии с требованиями сегод-
няшнего дня. Особое внимание должно быть уделено новым направлениям, которые бурно развиваются в настоящее время как у нас в стране, так и за рубежом.
В структуре современной эпидемиологии можно выделить модули, являющиеся, по сути, отдельными дисциплинами, такие как «общая эпидемиология», «эпидемиология инфекционных болезней», которая в свою очередь также делится на общую и частную, «военная эпидемиология», «эпидемиология неинфекционных болезней». При этом в эпидемиологию инфекционных болезней входят «иммунопрофилактика», «дезинфекция», «паразитология», которые также являются по большому счету отдельными дисциплинами.
Возможно, более серьезные достижения в области профилактики как неинфекционных, так и инфекционных болезней в Европе, по сравнению с нашей страной, во многом связаны с более серьезным отношением к изучению эпидемиологии и с большим пониманием ее значения для здравоохранения.
Доказательная медицина является результатом соединения разных методологических подходов в медицине, прежде всего эпидемиологического и клинического. Они являются взаимно обогащающими, поскольку преследуют общую цель - установить причины болезней и создать эффективные средства лечения и профилактики. При этом методологической основой доказательной медицины являются эпидемиологические исследования, что подчеркивает значимость и необходимость преподавания эпидемиологии в медицинских вузах и подготовки специалистов-эпидемиологов.
Во многих странах, в том числе и в нашей стране, «доказательная медицина» признана государственной политикой в области медицины. Значительная часть данных, составляющих информационную базу, - результаты обобщений эмпирических наблюдений, часто расходящихся друг с другом. Поэтому современному практическому работнику здравоохранения нужно уметь критически анализировать предлагаемую информацию и сопоставлять материалы, полученные разными авторами, а также эффективно находить нужные данные с использованием современных информационных технологий.
Результаты проведенного анализа были использованы для разработки программ нового курса по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины для студентов медикопрофилактических и лечебных факультетов.
В программах и руководстве к практическим занятиям впервые особое внимание уделяется специфике эпидемиологических исследований инфекционной и неинфекционной патологии, а также оценке эффективности и безопасности профилактических средств и мероприятий, диагностических и скрининговых исследований, что является велением времени. Также впервые отражена методология работы с источниками доказательной информации, базами данных, информационными системами, а также принципы составления систематических обзоров и мета-анализ.
ШҐІ *1
Программы и руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины для студентов по специальности «медико-профилактическое дело» составлены в соответствии с накопленным международным опытом преподавания эпидемиологии, рекомендациями Всемирной ассоциации высшего медицинского образования, требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «медико-профилактическое дело». В программах, прежде всего, существенно расширены вопросы преподавания эпидемиологических исследований и доказательной медицины.
Разработка модульных программ дисциплины «эпидемиология» по специальности «медико-профилактическое и лечебное дело», в которой отражены конечные цели изучения дисциплины и методы контроля их достижения, модульная структура дисциплины (номенклатура общих модулей и частных модулей), ее методическое обеспечение и контроль, а также организационные формы реализации программы, явилось велением времени.
Модульные программы дисциплины «эпидемиология» по специальности «лечебное дело» состоят из трех основных разделов: 1. конечные цели изучения дисциплины и методы контроля их достижения; 2. модульная структура дисциплины (номенклатура общих модулей и частных модулей), ее методическое обеспечение и контроль; 3. организационные формы реализации программы. Программа состоит из двух модулей (общая эпидемиология и эпидемиология инфекционных болезней). Модули делятся на частные модули - четыре частных модуля включает в себя общая эпидемиология и пять частных модулей - эпидемиология инфекционных болезней.
Разработаны и внедрены в учебный процесс учебнометодические комплексы элективных курсов (междисциплинарных модулей) по «Эпидемиологическим исследованиям с основами доказательной медицины» и «Актуальные вопросы ВИЧ-инфекции». Проведенные элективы позволили повысить качество обучения студентов ММА по вопросам эпидемиологических исследований и использования эпидемиологических исследований для оценки состояния здоровья населения.
Многие годы кафедра является методическим центром страны по преподаванию эпидемиологии. На ее базе неоднократно организовывались семинары заведующих кафедрами эпидемиологии, на которых обсуждались актуальные проблемы теории эпидемиологии, методика чтения лекций, проведения практических занятий, подготовки научных и педагогических кадров. В.И. Покровский является автором ряда статей по вопросам совершенствования преподавания эпидемиологии в медицинских вузах, он неоднократно выступал на совещаниях ректоров, коллегии министерства здравоохранения, всероссийских съездах ВНПОЭМ.
Научные исследования кафедры в последние годы проводятся по теме «Разработка инновационных технологий эпидемиологического надзора и профилактики инфекционных болезней». Инфекционные болезни являются одной из важнейших про-
блем здравоохранения, в связи с чем Всемирная организация здравоохранения выделяет программу борьбы с ними в одно из приоритетных направлений. На саммите Группы восьми в Санкт-Петербурге (15-17 июля 2006 г.) обсуждался вопрос усиления международной деятельности в области борьбы с инфекционными болезнями. Признано, что реализация взятых обязательств крайне важна для развития и благосостояния мирового населения. По данным ВОЗ достижения в борьбе с инфекционными болезнями в ХХ веке увеличили продолжительность жизни населения почти на 25 лет. Однако, инфекционные болезни по-прежнему уносят миллионы жизней, наносят огромный социальный, демографический и экономический ущерб. Ежегодно 2 млрд людей болеют инфекционными заболеваниями, из которых 17 млн умирают. Около 50% населения планеты проживает в условиях постоянной угрозы эндемических инфекций. По-прежнему грипп и острые респираторные заболевания играют ведущую роль в инфекционной патологии человека, на долю которых приходится около 90% всех инфекционных болезней.
Инфекционные болезни продолжают оставаться крайне актуальными и для нашей страны. Ежегодно регистрируется 35-40 млн случаев инфекционных заболеваний. Они по-прежнему лидируют среди основных причин заболеваемости и смертности населения, не имея заметной тенденции к снижению. Это диктует необходимость разработки новых технологий эпидемиологического надзора и профилактики инфекционных болезней.
Кроме того, в последние десятилетия произошли существенные изменения во многих научных дисциплинах, связанных с инфектологией. Радикально изменились представления о процессах микроэволюции природных популяций микроорганизмов медицинского значения. За последние 35 лет выявлено более 40 новых нозологических форм болезней (эмерджентных инфекций) и эмерджентных патогенов, разработаны и получили широкое практическое распространение принципиально новые молекулярно-биологические методы анализа микроорганизмов и их экспресс-диагностики. Вместе с тем, эти научные подходы еще не используются в интересах эпидемиологического надзора при многих инфекционных болезнях человека. Они пока не нашли применение и для их диагностики и профилактики. Эти новые подходы будут использованы на модели изучения актуальных инфекционных болезней человека, управляемых санитарно-гигиеническими и лечебно-профилактическими мероприятиями, а также средствами иммунопрофилактики.
В связи с этим целью данной работы является разработка новых технологий научно-методического обеспечения и организации эпидемиологического надзора, диагностики и профилактики наиболее актуальных инфекционных болезней.
Научные исследования проводятся по основным направлениям:
1. разработка новых подходов к эпидемиологическому надзору за стрептококковыми инфекциями, включая рекоменда-
ции по осуществлению микробиологического и иммунологического мониторинга;
2. разработка новых высокотехнологических методов лабораторной диагностики и профилактики, направленных на снижение заболеваемости стрептококкозами и риска развития осложнений;
3. разработка концепции «отсроченной смертности» при гриппозной инфекции и рекомендаций по совершенствованию вакцинопрофилактики гриппа с целью предупреждения осложнений и летальных исходов среди лиц пожилого возраста и с хроническими заболеваниями;
4. выявление основных факторов, влияющих на заболеваемость управляемыми и неуправляемыми инфекциями с воздушно-капельным механизмом передачи, усовершенствование методов прогноза заболеваемости;
5. определение эпидемиологически значимых групп населения для разработки стратегии иммунопрофилактики вирусного гепатита А в плановом порядке и по эпидемическим показаниям.
На основании новых научных данных разрабатывается комплекс инновационных подходов по осуществлению
эпидемиологического надзора и профилактики наиболее актуальных инфекционных болезней. Будут разработаны инновационные подходы к снижению риска инфицирования людей в организованных коллективах и в госпитальных условиях, а в случае заражения - снижение риска заболевания. Создание новых высокотехнологических методов лабораторной диагностики позволит существенно повысить выявляемость инвазивных форм инфекций и предупредить развитие тяжелых осложнений болезни. Будет разработана концепция «отсроченной смертности» при гриппозной инфекции и рекомендации по совершенствованию вакцинопрофилактики гриппа с целью предупреждения осложнений и летальных исходов среди лиц пожилого возраста и с хроническими заболеваниями.
Выявление основных факторов, влияющих на заболеваемость управляемыми и неуправляемыми инфекциями с воздушно-капельным механизмом передачи, позволит усовершенствовать методы прогноза заболеваемости. Определение эпидемиологически значимых групп населения позволит разработать новую стратегию иммунопрофилактики вирусного гепатита А в плановом порядке и по эпидемическим показаниям.
Внедрение новых принципов эпидемиологического надзора и новых подходов к профилактике на региональном и республиканском уровнях будет способствовать снижению заболеваемости изучаемыми инфекционными болезнями.
В 2008 году коллектив кафедры под руководством Валентина Ивановича Покровского выиграл конкурс 2008 года на право получения средств для государственной поддержки научных исследований, проводимых ведущими научными школами Российской Федерации.
Валентин Иванович Покровский является неординарным человеком, общение с которым оказывает очень большое влияние как на сотрудников кафедры, так и на студентов. Он талантливый руководитель, умеющий быстро оценить любую проблему и принять адекватное решение как по научным и учебно-методическим вопросам, так и по организации учебного процесса. Валентин Иванович много сделал и для укрепления авторитета эпидемиологии в нашей стране. Несмотря на большую занятость, Валентин Иванович находит время выслушать каждого, кто приходит к нему за советом, помочь и ободрить в трудную минуту. Он очень отзывчивый и добрый человек, заслуженно пользуется огромным авторитетом, снискал себе всеобщую любовь и уважение.
Свое 80-летие В.И. Покровский встречает в расцвете творческих сил, окруженный уважением и любовью многочисленных учеников. Поздравляя В.И. Покровского с юбилеем, желаем ему здоровья и осуществления дальнейших творческих и жизненных планов. ИЗ