Исторические науки
УДК 323.329+УДК 323.225
В.И. ЛЕНИН И Н.А. БЕРДЯЕВ О ПРОБЛЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И
ВЛАСТИ (ЗАОЧНАЯ ПОЛЕМИКА) i
М. Г. Сапрыкина, Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия), e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье анализируются точки зрения В.И. Ленина и Н.А. Бердяева на проблему отношений интеллигенции и власти, рассматриваются предполагаемые Лениным и Бердяевым пути развития интеллигенции в конце XIX - начале XX веков.
Ключевые слова: интеллигенция, революционные идеи, классовая принадлежность, человекопоклонство интеллигенции.
Сегодня представители интеллигенции неоднозначно высказываются о деятельности властей, открыто критикуют конкретных личностей, стоящих "у руля" государства. И это не ново для нашей истории. Интеллигенция зачастую вскрывает и показывает противоречия, существующие в государстве и мешающие развитию его экономики, общества, и иногда предлагает пути решения этих проблем. Активно пропагандируемые, их идеи могут овладеть массами и начать претворяться в жизнь посредством либо реформ, либо революций (как уже бывало в нашей истории: напр., Первая русская революция 1905-1907 гг., революционные события 1917 г.). И для того, чтобы понять мнения, действия интеллигенции, важно разобраться в ее взглядах на власть. Для этого обратимся к теме интеллигенции в трудах выдающихся мыслителей и представителей русской интеллигенции В.И. Ленина и Н.А. Бердяева. И обращение в настоящей работе к трудам именно этих авторов неслучаен.
Ленин - зеркало русской интеллигенции, выразитель ее самых радикальных мечтаний, направленных на насильственный слом государства и на столь же радикальное переустройство социального миропорядка... Нигилизм Ленина по отношению ко многим политическим, социальным и культурным традициям России был практической реализацией идей не одного поколения ниспровергателей этих традиций. Ленин лишь довел до логического конца то, что не осуществили предшествовавшие ему борцы с самодержавием [1]. Марксизмом интеллигенция увлеклась как очередной модной идеологической новинкой, через него прошли многие выдающиеся умы России, ставшие
1 Научный руководитель: Сомов Владимир Александрович, доктор исторических наук, доцент, профессор ННГУ (Нижний Новгород, Россия).
потом радикальными критиками ленинизма [1]. И ярким их представителем был философ Николай Бердяев. Ленин увлекся марксизмом на всю жизнь, сумев трансформировать его в идеологию революции и создать на его основе государство нового типа. Бердяев же от идей марксизма пришел сначала к идеализму, а потом и к "философскому пароходу". Но что же было общим и различным в их взглядах в отношении русской интеллигенции?
Стоит начать с определения и смысла, вкладываемого Лениным и Бердяевым в понятие "интеллигенция".
Владимир Ильич Ленин использовал в разных работах, в разных контекстах слова "интеллигенция", "интеллигент" в двух смыслах: так этими словами он переводил «немецкие выражения Literat, Literatentum, обнимающие не только литераторов, а всех образованных людей, представителей свободных профессий вообще, представителей умственного труда...в отличие от представителей физического труда» [2, с. 309]. Или же в другом контексте, в своем знаменитом письме А.М. Горькому от 15.09.1919 года, В.И. Ленин пишет уже о другой "интеллигенции": «Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г...» [3, с. 49]. Т.е., если говорить о русской интеллигенции в трудах В.И. Ленина, то здесь ближе второе значение и употребляется именно оно в текстах об интеллигенции в России.
По словам же Николая Александровича Бердяева, интеллигенция в России отличается от западных интеллектуалов и была всегда «идеологической, а не профессиональной или экономической группировкой». Она скорее напоминала, как он пишет: «монашеский орден или религиозную секту со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своим обязательным миросозерцанием, со своими особыми нравами и обычаями.» [4, с. 17].
Уже в 1894 году В.И. Ленин поднимает в своих статьях вопрос о классовой принадлежности и классовой природе интеллигенции. Это было важно для определения роли и места интеллигенции в предстоящей революционной борьбе.
«"Бессословность", - утверждает В.И. Ленин, - нимало не исключает классового происхождения идей интеллигенции.» [5, с. 441-442].
В.И. Ленин видел в интеллигенции классовую принадлежность, причем преимущественно к буржуазии. По большому счету, он говорит о том, что интеллигенция, происходя изначально из различных слоев населения, относится, не смотря на это, к тому классу, который способен ей платить и которому это выгодно. Отсюда же ясно, взгляды какого класса, разделяет интеллигенция.
«Неужели буржуазная интеллигенция в России исчезнет оттого, что "друзья народа" скажут, что она "могла бы" служить не буржуазии? Да,
"могла бы", если бы не была буржуазной. "Могла бы" не быть буржуазной, "если бы" не было в России буржуазии и капитализма!» [6, с. 245].
Едва ли можно сказать, что Ленин обвиняет интеллигенцию в ее буржуазности. Это даже больше похоже на оправдание, нежели на упрек. Он хоть и говорит о том, что материальные ценности движут интеллигентами, но вполне понятно, что они иначе существовать не могут.
Н.А. Бердяев высказывает схожие мысли в своей статье «Философская истина и интеллигентская правда», опубликованной в «Вехах». Он говорит о том, что «русская интеллигенция была такой, какой ее создала русская история, в ее психическом укладе отразились грехи нашей болезненной истории, нашей исторической власти и вечной нашей реакции. ... Но... виновата и сама интеллигенция: атеистичность ее сознания есть вина ее воли, она сама избрала путь человекопоклонства и этим исказила свою душу.» [7, с. 36-37].
Этим же присущим интеллигенции человекопоклонством, народопоклонством, наверное, можно объяснить и то, что деятельность «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», который В.И. Ленин создал осенью 1895 года, показала интеллигенцию с другой стороны: ведь именно она, жертвуя своей карьерой, а иногда и свободой, несла в рабочие массы марксистское учение. И в 1897 году, когда на «Союз борьбы» обрушились репрессии, Ленин констатировал факт самоотверженности интеллигенции [6, С. 305].
В.И. Ленин из-за недостатка агитаторов и агентов был вынужден обратиться к интеллигентам, готовым послужить революционному делу. И не удивительно, что таковые были. Ведь интеллигенция, по словам Н.А. Бердяева, не принимает идеи тех, кто не поддерживает лозунг "долой самодержавие". Она явилась жертвой, заложницей своего одновременного "человекопоклонства" и свободолюбия.
Западные философские концепции все, которые только возможно было, даже максимально отвлеченные, лишенные какой-либо конкретики, русские интеллигенты подстраивали, искажали для подтверждения своих политических идей. Они не могли принимать западные концепции адекватно из-за своей жалости и в то же время своего поклонения народу.
Революция 1905 - 1907 гг. интеллигентов отрезвила, развеяла их иллюзии. В.И. Ленин об этой ситуации пишет: «Погодите, придет опять 1905 год. Для интеллигенции. это - "сумасшедший год", это образец того, чего не делать» [8, с. 40].
Н.А. Бердяев видит глубокие корни революционных взглядов российской интеллигенции в творчестве и взглядах давно уже ставших классиками русских писателей, в частности Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
В.И. Ленин же в своей статье «Лев Толстой, как зеркало русской революции» 1908 года говорит о том, что Л.Н. Толстой - «.выразитель тех
идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России» [9, с. 210]. Таким образом, идеи Л.Н. Толстого, не смотря на их противоречивость (а может, и благодаря ей), отражают не только взгляды интеллигенции, но и объясняют поведение крестьянских масс.
В статье «Духи русской революции», написанной в 1918 г. и изданной в сборнике «Из глубины», Бердяев пишет о том, что мораль Л.Н. Толстого породила мораль революционную в России, она оказала пагубное влияние на революционеров. Толстой сам революционером не был, но его идеи революционерами были восприняты и сыграли в произошедших событиях важную роль. Толстой не признавал своей связи с историческим прошлым, он порвал с ним; то же сделали русские революционеры. Скорее всего, Толстой не хотел крови, и, наверняка, ужаснулся бы, увидев революционные события; но он, что называется, сам "запустил этот механизм": «Толстой сумел привить русской интеллигенции ненависть ко всему исторически-индивидуальному и исторически-разностному. Он был выразителем той стороны русской природы, которая питала отвращение к исторической силе и исторической славе» [10, с. 82].
За то время, которое В.И. Ленин возглавлял Советскую власть, его мнение об интеллигенции не изменилось. Он по-прежнему был убежден в ее враждебности: «Главная масса интеллигенции старой России оказывается прямым противником Советской власти» [11, с. 420].
«Не с помощью интеллигенции, а вопреки ее противодействию, -писал В.И. Ленин, - пролетариат победит, устраняя неисправимо буржуазных интеллигентов, переделывая, перевоспитывая, подчиняя себе колеблющихся, постепенно завоевывая все большую часть их на свою сторону» [12, с. 19].
В.И. Ленина не оставляла идея создания новой интеллигенции, которая должна была полностью вытеснить старую. Новая же должна обладать взглядами, "изначально и неотъемлемо" присущими пролетариату.
И самое яркое высказывание В.И. Ленина об интеллигенции, содержащееся в знаменитом письме А.М. Горькому от 15.09.1919 года [3], наиболее точно отражает его отношение к интеллигенции на протяжении практически всей его жизни. А ту небольшую динамику, которую можно проследить во взглядах Ленина на интеллигенцию, можно объяснить его утилитарным к ней отношением. По большому счету представителям старой интеллигенции отводилась функция доведения ленинских идей в массы, и функция эта временная.
Таким образом, не смотря на схожесть взглядов на некоторые аспекты в вопросе об интеллигенции, коренное различие можно увидеть в подходах: В.И. Ленин причины, "корни" взглядов и поведения интеллигенции ищет во внешних ее чертах (в классовой ее принадлежности, выражение интеллигенцией идей "платящих" классов).
Н.А. Бердяев же ищет их "внутри" (интеллигенция, по его мнению, идеологическая, а не профессиональная прослойка, следовательно, корни в ее идеологии). И, если В.И. Ленин говорил о жестких мерах, о перевоспитании старой интеллигенции и вообще замене ее новой, то Н.А. Бердяев надеялся на ее духовное "перерождение".
Ленин интеллигенцию призывал к ответственности перед обществом. И часть интеллигенции, принявшая Советскую власть, взяла на себя эту ответственность. Несогласные же, новую власть не принявшие были высланы из страны. И, как известно, В.И. Ленин целей своих достиг и построил государство нового типа, в котором была перевоспитана часть старой интеллигенции и образована новая, готовая служить государству. Конечно, в такой ситуации возникает вопрос о свободе творчества, свободе слова, о том, насколько эта свобода реальна.
При всем разнообразии определений интеллигенции, это всегда прослойка в обществе, которая анализирует, создает, распространяет информацию. А человек, обладающий информацией, опасен для власти. Еще в Поучении Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара, датируемом XXII веком до н.э., говорится: «Вредный человек — это подстрекатель. Уничтожь его, убей... сотри имя его, [погуби] сторонников его»[13, C.31]; «Будь искусным в речах, и сила твоя будет [велика]. Меч — это язык, слово сильнее, чем оружие» [13, С.31].
Сегодня, в век информационных технологий, мы понимаем, что методы борьбы с "подстрекателями" изменились, но эти слова, по большому счету, не утратили своей актуальности. И полемика вокруг проблемы взаимоотношений интеллигенции и власти остается не завершенной.
Литература:
1. Константинов С.В. Ленин как зеркало русской интеллигенции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knigosite.org/library/read/29672 (дата обращения 30.05.2015).
2. Ленин В.И. Шаг вперед, два шага назад (кризис в нашей партии) // ПСС: В 55 т. М.: Политиздат, 1967. Т.8. С. 185-414.
3. Ленин В.И. А.М. Горькому. 15 сентября // ПСС: В 55 т. - М.: Политиздат, 1965. Т. 51. С. 47-49.
4. Бердяев А.Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: «Наука», 1990. 224 с.
5. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (отражение марксизма в буржуазной литературе) // ПСС: В 55 т. М.: Политиздат, 1971. Т. 1. С. 347-534.
6. Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? (Ответ на статьи «Русского Богатства» против марксистов) // ПСС: В 55 т. - М.: Политиздат, 1971. Т. 1. С. 125-346.
7. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи: сборник статей о русской интеллигенции. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2011. С. 8-37.
8. Ленин В.И. К оценке русской революции // ПСС: В 55 т. - М.: Политиздат, 1973. Т. 17. С. 37-51.
9. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции // ПСС: В 55 т. М.: Политиздат, 1973. Т. 17. С. 206-213.
10. Бердяев Н.А. Духи русской революции //Из глубины: сборник статей о русской революции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 55-89.
11. Ленин В.И. Речь на I всероссийском съезде учителей-интернационалистов 5 июня 1918 г. Краткая протокольная запись // ПСС: в 55т. - М.: Политиздат, 1974. Т. 36. С. 420-421.
12. Ленин В.И. Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников») // ПСС: в 55т. - М.: Политиздат, 1974. Т. 39. С. 1-29.
13. Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 ч. / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина, — М.: Высш. школа, 1980. Ч. 1. 328 с.
g/2 Saprykina M.G.. V.l. Lenin i N.A. Berdjaev о problème otnoshenij intelligencii i vlasti (zaochnaja
ЩГ polemika) / M. G. Saprykina //Nauka. Mysl'. - № 3. - 2015.
© М. Г. Сапрыкина, 2015. © «Наука. Мысль», 2015.
— • —
Abstract. The article analyzes the standpoints of V. Lenin and N. Berdyaev on the problem of the intelligentsia and government's relationship, discusses alleged by Lenin and Berdyaev ways of intelligentsia's development in the late XIX - early XX centuries.
Keywords: intelligentsia, revolutionary ideas, class affiliation
— • —
Сведения об авторе
Марина Геннадиевна Сапрыкина, студентка 4 курса Института международных отношений и мировой истории. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского - Национальный
исследовательский университет (Нижний Новгород, Россия).
— • —
Подписано в печать 30.10.2015.
© Наука. Мысль, 2015.