Научная статья на тему 'В ГОСТЯХ У ПРАВОСЛАВНЫХ УГАНДЫ'

В ГОСТЯХ У ПРАВОСЛАВНЫХ УГАНДЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
197
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГАНДА / ПРАВОСЛАВИЕ В АФРИКЕ / СТАРООБРЯДЦЫ УГАНДЫ / ПРАВОСЛАВНЫЕ ШКОЛЫ / МИССИОНЕРСТВО / ИСТОРИЯ УГАНДЫ / ДЖОРДЖ АЛЕКСАНДР МАКГВАЙР / РУБЕЙН МУКАСА / ИРИНОПОЛЬСКАЯ МЕТРОПОЛИЯ / ФЕОДОР НАНКЬЯМА / ОБЩИННОСТЬ / UGANDA / ORTHODOXY IN AFRICA / OLD BELIEVERS OF UGANDA / ORTHODOX SCHOOLS / MISSIONARY WORK / HISTORY OF UGANDA / GEORGE ALEXANDER MCGUIRE / RUBEIN MUKASA / IRINOPOLY METROPOLIS / THEODHOROS NANKYAMA / COMMUNITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Туторский Андрей Владимирович

Автор рассказывает о своей экспедиции в «сердце православной Африки», как называют Уганду сами местные жители, принадлежащие к этой конфессии. Уганда остается крупнейшей православной страной Африки, каждый сотый житель этой страны исповедует православие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISITING THE ORTHODOX CHRISTIANS OF UGANDA

The author tells about his expedition to the heart of Orthodox Africa, as Uganda is called by the locals, belonging to this denomination. Uganda remains the largest Orthodox country in Africa, with every hundredth inhabitant of this country professing Orthodoxy.

Текст научной работы на тему «В ГОСТЯХ У ПРАВОСЛАВНЫХ УГАНДЫ»

ЭКСПЕДИЦИЯ

Андрей Туторский DOI 10.37492/ETN0.2020.59.1.006

В гостях у православных Уганды

Автор рассказывает о своей экспедиции в «сердце православной Африки», как называют Уганду сами местные жители, принадлежащие к этой конфессии. Уганда остается крупнейшей православной страной Африки, каждый сотый житель этой страны исповедует православие.

Ключевые слова: Уганда, православие в Африке, старообрядцы Уганды, православные школы, миссионерство, история Уганды, Джордж Александр Макгвайр, Рубейн Мукаса, Иринопольская метрополия, Феодор Нанкьяма, общинность

Уганда на карте Африки

Уганда находится в Восточной части Африки, граничит с Кенией, Танзанией, Руандой, Демократической республикой Конго и Южным Суданом. Это чрезвычайно быстро растущая страна. При приросте населения 33%о она занимает второе место по этому показателю после другой африканской страны - Малави. Еще более стремительными темпами в стране идет урбанизация населения. Население столицы Кампалы увеличилось с 68 000 человек в 1948 г. до 1 650 000 в 2019-м, причем прирост за последний год составил 150 000 или 10%!

Слово Уганда происходит от названия крупнейшего народа - баганда, который составляет более 16% населения страны. Ба-ганда - это люди ганда, м-ганда - это человек ганда, лу-ганда -

Туторский Андрей Владимирович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры этнологии исторического факультета Московского государственного университета

им. М.В. Ломоносова (Москва), tutorski@mail.ru

язык ганда, а у-ганда - территория ганда. Исторически именно Уганда считается родиной системы косвенного управления. В 1890 г. сюда в качестве военного администратора прибыл сэр Фредерик Лугард. Он родился в Мадрасе, в британской Индии, и с детства наблюдал сосуществование различных культурных и социальных явлений вокруг себя. Прибыв к месту работы и основав на холме Импалы (африканской антилопы) форт Кам-пала, он предложил местному императору союз: помощь британских винтовок и солдат в военных конфликтах в обмен на признание подданства и отчислений части налогов. Так родилась форма колониального владычества, которая позволила Великобритании управлять империей, над которой никогда не заходило солнце, еще более полувека.

Эта система частично дожила до наших дней. Лугард заключил еще несколько договоров с окрестными князьями, которые остались правителями в своих владениях, но одновременно стали подданными королевы Виктории. В 1962 г. Уганда получила независимость и стала Республикой Угандой, во главе с всенародно избираемым президентом. Однако бантуязычные регионы страны по-прежнему являются королевствами и управляются наследственными монархами. Например, территория на Западе страны - это королевства Торо и Рвензуруру, центр - королевство Ганда, Северо-Запад - Уньоро, а Восток - Бусога. Всего пять королевств, существующих параллельно с официальным делением на четыре области.

Кампала, особенно после Найроби, создает впечатление сверхевропейского города. В пригороде Энтеббе, где расположен международный аэропорт, подразделение ООН и резиденция президента Уганды, можно по утрам увидеть бегущих трусцой европейцев. Таксист не будет просить доплаты, жалуясь на большое количе-

ство детей в семье. Все по-европейски сдержано. Но есть и местный колорит - это мототакси «бода-бода». Практически весь день Кампала стоит в многокилометровых пробках, но между автомобилями снуют туда-сюда быстрые мотоциклы с одним, а то и двумя пассажирами. Стоимость поездки на такси в несколько раз выше, а бода-бода - дешевый, демократичный и очень быстрый транспорт.

Ну и самое главное: Уганда - это «сердце православной Африки», как называют страну сами местные жители.

Появление православия в Уганде

Как гласит предание, бережно передаваемое местными православными верующими, история православной веры в Уганде начинается в 1919-м. Но в начале несколько слов о религиозной ситуации в стране в целом.

Европейские религии стали проникать в Уганду в 1870-е гг. Первыми пришли англикане, но буквально через пару лет в стране появились французские католики. Активизировались и исламские проповедники. Сейчас в Уганде примерно 40% католиков, около 30% -это приверженцы церкви Уганды, которая является подразделением англиканской церкви, 13% - мусульмане, 11% - пятидесятники, а следом идет православная церковь, охватывающая 1% или чуть меньше полумиллиона человек. Как сказал один из угандийцев, «у церкви Уганды больше всего школ и церквей, у католиков - больше всего денег, мусульмане очень сильно поддерживают друг друга, но православие - это лучшая религия, потому что она наша».

Итак, в 1919 г. группа англиканских священников -Рубейн Мукаса, Обадиа Басаджикитало и Артур Гату-на стали задумываться о том, почему в Уганде христианские церкви борются друг с другом, а не действуют

заодно. Изучив историю христианской церкви, они нашли сведения о протестантизме, появлении англиканской церкви, деятельности Лютера и, наконец, нашли слово «православие». Никакой литературы об этой вере в Уганде не было, и священники стали писать письма во все концы света с просьбой рассказать им об этой вере.

Одним из немногих, кто откликнулся, был Джордж Александр Макгвайр. Макгвайр родился в африканской семье на острове Антигуа. Он начал свою деятельность как священник Моравской церкви, протестантского объединения, также называющегося «Моравские братья» или Unitas fratrum (лат. - «братское объединение») и восходящего своими корнями к средневековому гуситскому движению. В 1894 г. Макгвайр иммигрировал в США, где стал активным борцом за культурную деколонизацию чернокожих. С этого времени он активно участвовал в деятельности Африканской методистской епископальной церкви, которая была основана в 1816 г. как независимая протестантская деноминация для аф-роамериканцев. Также он стал активным участником Всемирной ассоциации по улучшению положения негров (the Universal Negro Improvement Association, UNIA) и сблизился с ее основателем Гарви Маркусом.

В сентябре 1921 г. он основал Африканскую православную церковь, которая ставила своей целью объединить приверженцев Епископальной церкви, стремившихся к церковной автономии. Макгвайр рассматривал Африканскую православную церковь, как официальную деноминацию Ассоциации Маркуса. Именно на этой почве у них начались разногласия, Макгвайр целиком погрузился в развитие своего детища, основав отделения церкви в Вест-Индии, США, Канаде и Южной Африке.

Получив письма из Уганды, он постарался включить этих чернокожих «православных» в свою церковь. Он

выслал им литературу о православии и о роли Африканской православной церкви в деле становления независимости африканской церкви. В 1930 г. по поручению Макгвайра епископ Дэниэл Уильям Александер, представитель Африканской православной церкви в Южной Африке, отправился в Уганду и рукоположил Ру-бейна Мукасу под именем отца Спартаса. Он начинает службы по православному обычаю, однако очень скоро от греческого предпринимателя, который жил в Кам-пале, узнал о том, что Африканская православная церковь не является канонической. Вновь отцы-основатели стали писать письма к патриархам с просьбой принять их под свое покровительство.

Путь к каноническому православию

Путь писем в первой половине XX века в колониальной Африке был небыстрым. Александрийская патриархия с осторожностью отнеслась к письмам «непонятных» людей из далекой Уганды. Шли годы. За это время отец Спартас и его единомышленники не сидели сложа руки: они открывали новые приходы, крестили людей, желавших познать «настоящее христианство». Количество православных верующих достигло к середине XX в. 10 000 человек. Но лишь в 1946 г. Александрийский патриарх Христофорос II принимает угандийских «православных» в полное каноническое общение с престолом.

Однако вместе с радостью приходит и первое разочарование. Александрийский патриархат заинтересован не только в окормлении новых верующих, но и в поддержке православных греков, разбросанных по восточно-африканским владениям британской империи. В 1958 г. в Восточной Африке создается метрополия, однако не в Уганде, где количество православных было максимальным, а в Дар-эс-Саламе, где находилось наибольшее количество греков. В переводе с арабского

Дар-эс-Салам - это «город мира», а на греческом - «Ири-нополис». Именно Иринопольская метрополия становится первой православной метрополией в Африке к югу от Сахары.

В 1959 г. отец Ставрос отправляется в путешествие, в ходе которого он посещает Александрию, а затем и Грецию. В том же году в Кампалу прибыл митрополит Николай, который провел много времени, наставляя местных верующих в истинном православии. В 1960 г. в Кампалу начинают прибывать греческие проповедники, которые помогают в устройстве церковной жизни, пишут иконы, проповедуют православие в отдаленных деревнях. Именно так в конце 1960-х в деревушке Нгомбе на окраине одной из самых западных земель Уганды, близ города Форт-Портал основывается церковь Вознесения господня, о которой в одном из следующих разделов будет сказано чуть подробнее.

К началу XXI столетия количество верующих увеличилось до 200 тысяч человек, которых окормляют четыре епархии: центральная в королевстве Буганда, восточная в королевстве Бусога, западная в королевстве Торо (именно к этой епархии относится церковь в Форт-Портале) и северная в стране Луо. В 1995 г. произошли два важных события. Впервые в истории митрополии ее главой стал местный угандийский священник Феодор Нанкьяма. В том же году на холме Намунгона в Кампале близ митрополичьей резиденции была открыта семинария для обучения священников из местных жителей.

Угандийцы отстояли свое право на собственную религию и право на религиозное образование. И если не считать Эфиопию, которая в строгом смысле слова к православным странам не относится, поскольку эфиопская церковь - это одна из древневосточных (дохал-

кидонских) церквей, то Уганда остается крупнейшей православной страной Африки.

Угандийское старообрядчество

История старообрядцев Уганды начинается в 1991 г. В этом году настоятель одной из православных церквей Уганды Иоаким Чиимба (или Киимба) присоединился к греческому старостильному Синоду противостоящих. Энергичный священник достаточно быстро основал два прихода в пригороде Кампалы Мперерве, где он жил и работал, и в своей родной дереве Накабаале. Его духовные поиски, напоминающие поиски отцов-основателей Православной церкви Уганды, продолжились. В 1998 г. он вместе со своим приходом присоединяется к униатской Сиро-греческой антиохийской православной католической церкви в Африке. Однако долго отец Иоаким не задержался и там, и в 2000 г. принимается в молитвенное общение (то есть оказывается под управлением) с Бостонским синодом Святой православной церкви Северной Америки. Однако уже в 2004 г. Иоаким со своими прихожанами вновь возвращается к Синоду противостоящих, чтобы в 2007 г. присоединиться к Истинно-православной церкви Америки.

Еще в 1970-е г., когда будущий священник учился в Ленинградской духовной семинарии, он услышал о старообрядческой церкви. Тогда он не обратил на эту ветвь православия серьезного внимания. Теперь же после длительных мытарств и постоянной смены духовных руководителей, он вспомнил о ней и написал письмо предстоятелю Русской православной старообрядческой церкви Корнилию. Прошение было рассмотрено Советом митрополии, и в следующем году отец Иоаким был приглашен в Москву. В Москве он прошел переобучение основам древлеправославной веры. Также к нему был приставлен куратор - отец Никола Бобков, священ-

ник старообрядческой церкви в Америке, прекрасно говорящий по-английски и знакомый с особенностями жизни в Африке. Однако в 2015 г. земная одиссея отца Иоакима Чиимбе закончилась: он умер от внезапно обнаружившейся болезни. На смену ему пришел его тезка -отец Иоаким Валусимби, который в 2015 г. был рукоположен в сан в Москве.

Интересно отметить, что третья старообядческая община в Уганде была создана не одним из священников, а обычным крестьянином - Алексом Чаккой. Он перешел в старообрядчество благодаря влиянию своего дяди. А вот как дядя Алекса пришел к старой вере, до сих пор остается загадкой. Тем не менее молодой и энергичный катехизатор организовал новый приход, на этот раз к западу от Кампалы. Уже в 2013 г. община составляла несколько десятков человек, отец Иоаким Чиимба несколько раз приезжал туда, чтобы крестить верующих по древлеправославному обычаю.

Большинству старообрядцев Уганды от 25 до 50 лет, это люди, сознательно принявшие старообрядчество в зрелом возрасте. Это крестьяне, медсестры, школьные учителя. Те, кто может платить десятину, вносят ее в церковную кассу. Те же, кто не имеет достаточного количества денег, выполняют общинные поручения: убираются в церкви и во дворе, участвуют в строительстве.

Согласно широко распространенной в Африке традиции, церковь является центром активной экономической жизни. Один из прихожан в 2016 г. начал разведение свиней, мясо которых идет на церковные трапезы и на продажу. Часть дохода поступает на содержание церкви, а другие прихожане-старообрядцы имеют право покупать это мясо со скидкой. Крупный проект возглавляется и вдохновляется лично отцом Иоакимом Валусимби. Он с помощью прихожан строит платное медицинское училище в Мперерве. Священ-

ник надеется, что училище сможет дать не только финансовый доход общине, но позволит детям местных старообрядцев получать столь необходимое им образование.

Будущее строобрядцев Уганды сейчас видится неоднозначным. Например, трое из шестерых детей Алекса Чакки, рожденные в сатрообрядчестве, в зрелом возрасте перешли в католичество и англиканство. Часто это связано с экономическими причинами. Для многих людей в Африке религия - это членство в клубе, которое дает доступ к инфраструктуре, деньгам, возможностям продвижения по карьерной лестнице. С этой точки зрения Русская православная старообрядческая церковь не может тягаться с такими экономическими гигантами, как католическая церковь или церковь Уганды. Но все же для большинства верующих главная причина выбора - «истинность» древлеправославной церкви. Именно это ведет в нее небогатых местных жителей и именно это убеждение позволяет приходам медленно, но неуклонно увеличиваться в размерах. Сами угандийские старообрядцы смотрят в будущее с оптимизмом: они верят, что только их вера ведет к счастью в этой и загробной жизни.

Православие в Уганде начала XXI века

Переместимся в западную часть Уганды. Община в деревне Нгомбе объединяется вокруг церкви Вознесения Господня, стоящей на самом высоком холме в округе. Как водится в Африке, церковь - это экономический мотор местного сообщества: она владеет землями, на которых стоят две школы, местный фельдшерский пункт и еще некоторые постройки. Эти земли церковь получила от короля Торо. За эти земли церковный совет получает определенную плату, а также скидки для обучающихся в школах православных детей.

В Африке школы часто организуются определенной церковью. Церковь определяет набор предметов, который преподается в школе, и школьную форму. В мусульманских школах, например, все девушки носят платок-хиджаб. Эти предметы и одежда обязательны для всех учеников, независимо от их вероисповедания. То есть православные и католические девочки, посещающие занятия в мусульманской школе, будут носить общую форму - платки-хиджабы. Так вот, на одном из участков земли православной церкви стоит католическая школа, в которой учатся и православные дети. Они, а точнее их родители, получают возможность оплачивать школу с 10-процентной скидкой.

Полученные церковным советом деньги идут церкви, а также нуждающимся семьям. Отец Романос, учившийся в духовной семинарии в Троице-Сергиевой Лавре, называет этот проект «приютом». Однако здание приюта разрушено, жить там нельзя никому, тем более детям. Отец Романос договорился с местными жителями, чтобы они приютили в своих домах детей сирот, за содержание которых он приплачивает приемным родителям. Все дети, которые должны ходить в школу, получают деньги на обучение из церковной кассы, из этих же средств им покупают одежду. То есть социально-образовательные проекты для африканских православных как старой, так и новой веры очень важны.

Есть и другие проекты. Например, женщины прихода создали женский совет, который занимается поиском для них оплачиваемой надомной работы. В Форт-Портале есть мастерская «Рувензори», которую открыл один приезжий немец. Он обучает местных жителей ремеслам: плетению корзин, лепке сосудов из глины, пошиву одежды. Разумеется, что все это местные жители знали и умели раньше, но немец учит делать все эти

вещи по европейским лекалам и образцам, что для Африки чрезвычайно важно. Женский совет православной церкви заключило договор на поставку ему плетеных корзин, которые немец потом продает туристам, останавливающимся у него в отеле. Женщины плетут эти корзины дома, а представители совета отвозят в мастерскую «Рувензори» и потом отдают деньги работницам.

Также есть человек, который разводит свиней, снабжая общину во время праздников и продавая мясо прихожанам. Но есть тут существенная оговорка: для местных православных очень важна общинность, причем общинность в крестьянском смысле. Они дорожат всеми своими односельчанами, независимо от их вероисповедания. Именно поэтому все односельчане получают мясо со скидкой: и православные, и католики, и мусульмане. Пожалуй, только в придорожном магазине оно продается без скидки... белым туристам.

Горящая крыша и русская православная церковь на озере Букаса: новые духовные поиски православных верующих

Несколько слов о духовных поисках местных православных. Для них спиритуальность, или духовность веры, имеет огромное значение. В один из дней вместе с отцом Романосом мы отправились по деревне разговаривать с местными прихожанами.

Заходим в дом к Адред, бедной женщине, которая только что закончила работать на огороде. Мы садимся за стол, а Адред устраивается на полу: такова традиция. Священник - очень важный человек в деревне, сидеть рядом с ним - значит, демонстрировать недостаточно уважения. Сначала задаем вопросы по анкете, затем говорим «без протокола». Речь заходит о постах. «Кто бы меня защитил, если бы я не постилась?» - спрашивает нас Адред. Мы удивлены. Отец Романос поясняет: «Нам

! нужно содействие высших сил, Бога. Если мы не по-

£ стимся, то и Бог обращает на нас меньше внимания.

=1 Когда у меня накапливаются нерешенные вопросы,

ё я начинаю поститься». «Да-да, - продолжает Адред, -

I если у меня случаются тяжелые ситуации, я стараюсь

| только ужинать в течение трех-четырех дней. Не ем

£ на завтрак и в обед... Или сплю на полу, а не на кровати».

| Пост здесь - практика, идущая от внутреннего, непре-

е рывного диалога человека с Богом или высшими

силами, а не только предписанное воздержание от определенного типа пищи.

После Адред переходим к Беатрис. Ее историю знает вся деревня: у нее раз в один-два месяца загорается крыша дома. Так случалось уже более десяти раз. Однажды крыша загорелась в то время, когда отец Ро-манос находился рядом с домом. Беатрис несколько раз просила отслужить молебен, который бы охранил ее дом от пожаров. Но православные моления не помогали. Тогда Беатрис обратилась к католикам, но и их молитвы оказались тщетными. Вопрос смогли решить англикане. После нескольких молебнов возгорания прекратились. Беатрис раз в неделю пешком ходит в англиканскую церковь, которая расположена в 12 километрах от ее дома. Но на Пасху она обязательно приходит в православный храм. Она ищет защиты у более сильной конфессии, но не хочет переходить в нее и прекращать связь с православием. «Она женщина-загадка, - говорит отец Романос. - Я надеюсь, когда-нибудь она снова будет регулярно ходить к нам в церковь».

Еще одна интересная встреча состоялась в юго-восточном пригороде Камплы - Катусо. Вместе с отцом Ро-маносом мы встретились с единственным священником Русской православной церкви, правда, не Московского

Патриархата, а Русской православной церкви заграницей - Христофором Валусимби. Отец Христофор был рукоположен в священники в 1988 г. в Монреале. После этого он отправился в свою родную Уганду и на маленьком затерянном посреди озера Виктория острове Бу-каса стал строить храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Отец Христофор - один из первых и единственный в Уганде африканский священник, находящийся в лоне РПЦЗ. Интересно, что для православных священников Александрийского патриархата отец Христофор - пример стойкости: у него нет ни митрополита, ни инфраструктуры, ни регулярных субсидий. Путь от Кампалы до Букасы занимает день. Причем только водная часть пути длится больше четырех часов, не считая двух пересадок с парома на паром. Отец Христофор рассказывал, что он регулярно проводит воскресные службы, не пропустив почти не одной, что для Уганды редкость.

Искренность, энергичность с которой угандийцы исповедуют православие, - безусловно, хороший пример служения, которыми так богата история православия.

Andrew Tutorsky,

Ph.D. in History, Associate Professor, Chair of Ethnology, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University (Moscow), tutorski@mail.ru

Visiting the Orthodox Christians in Uganda

The author tells about his expedition to the heart of Orthodox Africa, as Uganda is called by the locals, belonging to this denomination. Uganda remains the largest Orthodox country in Africa, with every hundredth inhabitant of this country professing Orthodoxy.

Keywords: Uganda, Orthodoxy in Africa, old believers of Uganda, Orthodox schools, missionary work, history of Uganda, George Alexander McGuire, Rubein Mukasa, Irinopoly metropolis, Theodhoros Nankyama, community

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.