Научная статья на тему 'В. Ф. Кудрявцев: вклад в исследование отечественной церковной истории'

В. Ф. Кудрявцев: вклад в исследование отечественной церковной истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. Ф. КУДРЯВЦЕВ / ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВЕРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ УЧЕНАЯ АРХИВНАЯ КОМИССИЯ / ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ / ЦЕРКОВНЫЕ ДРЕВНОСТИ / ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ / АПОКРИФЫ / ИКОНОПИСАНИЕ / ТВЕРСКОЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корнилова Ирина Валерьевна

В российской провинции конца XIX в. сформировалась плеяда ученых-подвижников, исследователей местно-областной истории. В числе летописцев Тверского края выделялась яркая личность В. Ф. Кудрявцева (1843-1910), богослова, этнографа, историка, архивиста, публициста, занимавшегося изучением церковной истории Тверского края и собиранием исчезающих памятников тверской старины, деятельность которого во благо Отечества до настоящего времени остается малоизвестной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. Ф. Кудрявцев: вклад в исследование отечественной церковной истории»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 10 (191). История. Вып. 39. С. 149-154

НАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

И. В. Корнилова

В. Ф. КУДРЯВЦЕВ: ВКЛАД В ИССЛЕДОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ

В российской провинции конца XIX в. сформировалась плеяда ученых-подвижников, исследователей местно-областной истории. В числе летописцев Тверского края выделялась яркая личность В. Ф. Кудрявцева (1843-1910), богослова, этнографа, историка, архивиста, публициста, занимавшегося изучением церковной истории Тверского края и собиранием исчезающих памятников тверской старины, деятельность которого во благо Отечества до настоящего времени остается малоизвестной.

Ключевые слова: В. Ф. Кудрявцев, духовное образование, Тверская губернская ученая архивная комиссия, церковная история, церковные древности, церковные праздники, апокрифы, иконописание, Тверской край.

Тверская земля дала Русской Православной Церкви целый ряд выдающихся тружеников на ниве духовного просвещения. Она известна, прежде всего, благодаря деятельности Тверской губернской ученой архивной комиссии (ГУАК), созданной одной из первых в Российской империи 22 июня 1884 г.1 Инициатор создания архивных комиссий Н. В. Калачов (1819-1885), известный ученый-историк, юрист, академик, сенатор, управляющий Московским архивом министерства юстиции, утверждал, что Тверская губерния, в отличие от других губерний, изобиловала древностями разного рода, располагала выдающимися деятелями по собиранию и описанию этих древностей и богатым историческим музеем. Более того, губернскими архивистами уже были опубликованы статьи и труды о тверских церковных древностях, причем правительство поощряло данное стремление местных исследователей.

В Тверской губернии вокруг ГУАК консолидировались историки-профе ссионалы и историки-любители, священнослужители, интеллигенция, чиновники местной администрации, представляющие собой весь спектр властной структуры: духовного ведомства, министерства внутренних дел, финансов, юстиции, народного просвещения, органов местного самоуправления. Среди почетных членов комиссии были не только лица, представляющие собой цвет отечественной исторической науки (И. Е. Забелин, Д. И. Иловайский, С. Ф. Платонов, А. А. Спицын и др.), но и выдающиеся деятели Русской Православной

Церкви, тверские просветители. Среди них архиепископ Тверской Савва (И. М. Тихомиров) (1819-1896), ректор Московской духовной академии, профессор богословия, церковный археолог; преосвященный Антонин, епископ Старицкий, викарий Тверской епархии; протоиерей Тверской Владимирской церкви В. Ф. Владиславлев (1821-1895), член Комитета исторического и статистического описания Тверской епархии, член совета Братства святого благоверного великого князя Михаила Ярославовича Тверского, создатель и первый редактор журнала «Тверские епархиальные ведомости»; протоиерей В. П. Успенский (1824-1894) и др.

Тверская ГУАК сделала много для сохранения и изучения источников и памятников областной истории, для формирования и укрепления научного интереса к духовному историко-культурному наследию края, направленному на распространение христианской культуры.

Тверскими архивистами была проведена многогранная работа по исследованию истории Тверской епархии, церквей, монастырей, религиозных деятелей, а также икон, мощей и других церковных древностей, было собрано большое количество монастырских документов, сведения о местных князьях и «чудотворцах»: князе Федоре Черном, Михаиле Тверском, Владимире и Агриппине Ржевских и других. Эта работа была сопряжена с рядом трудностей объективного характера, так как церковные книги и рукописи хранились в архивах при монастырях и церквях, а руковод-

ство монастырей отказывалось передавать их в комиссию, боясь утраты важных документов. Поэтому многие члены ГУАК, занимающиеся церковной историей, вынуждены были неоднократно выезжать в командировки с целью изучения церковных памятников и документов на местах, снятия с них копий. В этом большая заслуга местной интеллигенции, прежде всего священнослужителей и учителей. Причем, учитывая то обстоятельство, что денег на эти цели не выделяли, приходилось искать источники финансирования или осуществлять эти поездки за свой счет.

Изучение материалов Тверской ГУАК показывает, что в ее составе, особенно среди действительных членов, было много известных людей, чей подвижнический труд и вклад в российскую историческую науку должен быть по достоинству оценен нашими современниками. Жизнь этих людей являла собой пример верного и бескорыстного служения Отечеству, его народу, а потому содержит большой воспитательный потенциал. Приходится констатировать, что их имена до настоящего времени, к сожалению, не известны широкой научной общественности страны. В этом перечне - незаурядная личность действительного члена Тверской ГУАК Василия Филипповича Кудрявцева (1843-1910), богослова, этнографа, историка, архивиста, литератора, человека, так много сделавшего для исследования центральных и северных губерний Российской империи. Являясь истинным подвижником на поприще науки, он всегда оставался скромным человеком. Многие его работы остались малоизвестными в научном мире. Вместе с тем, его исследования и сейчас представляют большой интерес для современных ученых.

Его имя сегодня, к сожалению, несправедливо забыто. Подробной развернутой биографии этого незаурядного человека до сих пор не написано, имя В. Ф. Кудрявцева практически не встречается в работах российских ученых-историков, не оценен его вклад в изучении церковной истории Тверского края. В «Критико-биографическом словаре русских писателей и ученых» С. А. Венгерова Василий Филиппович назван нижегородским и вятским этнографом2. Действительно, бесспорным признанием его заслуг в области изучения местно-областной старины явилось избрание В. Ф. Кудрявцева в 1875 г. действительным членом Нижегородского губернско-

го статистического комитета, а в 1898 г. - действительным членом Вятского губернского статистического комитета3. Между тем, самая плодотворная часть его жизни была тесно связана с работой в Тверской ГУАК и исследованием церковной истории Тверского края и, вне всякого сомнения, заслуживает большего внимания.

Родился Василий Филиппович 2 марта 1843 г.4 в семье потомственных священников Вятской губернии. Семья Кудрявцевых, как впрочем, и многие семьи священнослужителей, была многодетной: семь сыновей и пять дочерей. Василий был самым младшим ребенком в семье. Православные традиции, глубинная церковность, доступный богатейший и красивейший язык канонических текстов, богослужения составляли духовно-нравственную основу, царившую в окружении и в семье Кудрявцевых. Дети воспитывались в атмосфере Богопочитания. Все сыновья получили духовное образование, пятеро из них были рукоположены в священнический сан.

Начальное образование, традиционное для семей священнослужителей, В. Кудрявцев получил в Елабужском духовном училище (18511859). Среди воспитанников и выпускников училища наиболее известными личностями были архиепископ Мелетий (М. К. Якимов) (1835-1900), известный миссионер, просветитель народов Сибири, этнограф и богослов; Н. Н. Ардашев (1862-1923), архивариус Московского архива министерства юстиции, историк, профессор дипломатики, почетный и действительный член целого ряда научных обществ; П. Н. Ардашев (1865-1924), историк, профессор Киевского университета Св. Владимира, действительный член Вятской ГУАК. Их вклад в духовную, интеллектуальную, научную жизнь страны, в православную культуру очевиден.

В 1859 г. В. Кудрявцев был зачислен в число учащихся низшего класса Вятской духовной семинарии губернского центра5. Семинаристы изучали не только патристику, но и светские дисциплины, многие языки, среди которых были обязательными церковнославянский, греческий и латинский. В учебной библиотеке была богатая книжная коллекция на латинском, церковно-славянском и других языках, которая была призвана помочь семинаристам в усвоении, в первую очередь, церковных предметов семинарского курса. Среди учителей выделялась незауряд-

ная личность А. С. Верещагина (1835-1908), выпускника Казанской духовной академии6, преподавателя логики, психологии и латинского языка. Он оказал огромное влияние на формирование научных интересов молодого Кудрявцева. А. С. Верещагин, являясь активным исследователем Вятской старины, прививал своим воспитанникам не только любовь к знаниям, но и к изучению родного края, его прошлого, с пиететом относился к его личностям. Одна из первых статей Василия Кудрявцева по истории русской этнической культуры родного края «Крестьянские святки в Елабужском уезде» (1864) написана не без влияния преподавателя А. С. Верещагина, опубликована на страницах «Вятских губернских ведомостей»7. Данная статья -это первый опыт самостоятельного исследования истории и этнографии родного края. В ней представлены святочные праздники с элементами местного фольклора, приведены тексты обрядовых песен, показаны особенности проведения святок в Елабужском уезде и т. п. Василию Филипповичу, выросшему в семье православного священнослужителя, с детства были знакомы эти праздники, так как в семьях православного духовенства в святки каждый вечер были разные святочные игры с пением святочных песен. В этих празднествах еще юношей принимал участие В. Ф. Кудрявцев в Елабуге, подтверждением тому является подробное описание всех тонкостей проведения праздника.

В годы обучения в семинарии его интересы, желания, стремления и общественные воззрения еще не вполне сложились. Но одно было у него более или менее ясно выражено - это стремление трудиться на том поприще, где возможно проявить максимальную творческую активность и самостоятельность. Не окончив полного курса Вятской духовной семинарии, В. Кудрявцев в августе 1863 г. по прошению перешел из духовного звания в светское и избрал для себя труд учителя, и в этом выборе никогда не раскаивался, преподавал в Елабуге, Васильсурске, Москве, Твери. Просветительская и педагогическая деятельность не препятствовала ему заниматься изучением истории той местности, в которой он проживал.

Круг научных и познавательных интересов нашей персоналии был довольно разнообразным: он собирал исторические сведения о той или другой местности края, различного

рода предания и легенды, уделял внимание памятникам глубокой старины. В 1870-е гг. он опубликовал ряд статей и книг по истории и этнографии Нижегородской губернии8. В 1875 г. Василий Филиппович на заседании Нижегородского губернского статистического комитета был избран его действительным членом9.

В 1890-е гг., выйдя в отставку в чине коллежского советника, Василий Филиппович поселился в Твери, откуда и поддерживал связь с родным краем, при посредничестве своего учителя А. С. Верещагина участвовал в изданиях, посвященных истории Вятского края10.

В Твери В. Ф. Кудрявцев всецело отдался изучению церковной истории местного края и собиранию исчезающих памятников тверской старины. Прекрасные знания истории Русской церкви, иконографии, полученные в годы обучения в Елабужском духовном училище и Вятской духовной семинарии, позволили ему заняться подвижнической деятельностью в области исследования церковной истории Тверского края. В октябре 1897 г. Василий Филиппович был избран действительным членом Тверской ГУАК, состоять членом которой было престижно и для титулованных людей, и для талантливых исследователей. Чтобы стать членом комиссии, необходимо было пройти сложную процедуру - сначала надо было быть избранным на заседании комиссии, затем кандидатура должна пройти согласование с Петербургским археологическим институтом, потом утверждалась губернатором и попечителем Тверской ГУАК. Членство в комиссии рассматривалось как высокое звание. И это не случайно. Работа в Тверской ГУАК требовала большой самоотдачи, высокого уровня знаний в области истории, археологии, архивоведения.

В. Ф. Кудрявцев на протяжении 13 лет, с 1898 по 1910 г., принимал самое деятельное участие в работе заседаний ученой комиссии, неоднократно выступая с сообщениями и докладами, в основном на религиозную тематику, участвуя в экскурсиях и выездных заседаниях комиссии. Об этом свидетельствуют журналы заседаний Тверской ГУАК, издававшиеся после каждого заседания комиссии.

Доклады, которые делал Василий Филиппович по иконографии и некоторым рукописям Тверского музея, по отзывам членов архивной комиссии, отличались полно-

тою и широким изучением предмета исследования. Его выступление 10 декабря 1899 г. на 72-м заседании Тверской ГУАК с докладом на тему: «Образ страшного суда в Тверском Отроче монастыре сравнительно с списками того же образа в других местах»11, являвшегося сегментом нового исследования, заслужило высокую оценку ее членов. В качестве перспективы исследования заявленной темы он отметил подробное рассмотрение по окончании обзора всех известных ему списков Чудовского образа с тем, чтобы выявить наслоения апокрифического характера, занесенные русскими живописцами в этот образ. В. Ф. Кудрявцев высказал мнение, что «наши живописцы, позаимствовав изображение змея от патриаршей иконы, принесенной из Константинополя в Тверь в 1399 г., неправильно поняли значение змея: они стали изображать его в виде какого-то страшилища, подразумевая под змеем, вероятно, виновника грехопадения наших прародителей»12. Между тем, по мнению В. Ф. Кудрявцева, «змей, отделяющий рай от ада, мог быть изображен на патриаршей иконе лишь как символ для означения мудрости Божией в предначертанных от века планах, один из коих в указываемый на картине момент (второе пришествие и суд Божий) исполняется; замечаемый же на Чудовском образе более или менее правильный круг, образуемый извивом змея, символизирует вечность, которая наступит для всех после страшного суда»12.

Обращение В. Ф. Кудрявцева к религиозной тематике было вполне закономерным, она была близка ему с детства. Известно, что его отец Филипп Иоаннович уделял много внимания и духовно-нравственному просвещению своих детей, читая проповеди на различные темы, в том числе и на темы духовного и нравственного совершенствования. Василий Филиппович получил неплохое по тем временам духовное образование, умение разбираться в иконографии, знание исторических и церковных источников.

В декабре 1899 г. В. Ф. Кудрявцев вместе с другими членами архивной комиссии - председателем И. А. Ивановым, а также В. И. Колосовым, Н. Н. Овсянниковым, В. А. Плетневым, А. А. Миропольским, И. А. Виноградовым, священником В. И. Некрасовым, городским архитектором А. П. Федоровым - осматривал келью святителя Филиппа в Отроче монастыре, с целью

определения объема работ по восстановлению кельи. В ходе осмотра была обнаружена «за левым клиросом церкви святой великомученицы Варвары дверная ниша с изображением святого Филиппа и в алтаре на южной стене другое изображение представляет тот момент, когда Малюта Скуратов, совершив злодеяние, убегает по лестнице, святитель лежит, обращенный лицом вверх, а головой -на восток»13. Итогом этой поездки стало восстановление и освящение кельи митрополита Филиппа 5 октября 1900 г.14 и выступление В. Ф. Кудрявцева с докладом «О Тверском образе Страшного Суда, находящимся в Отроче монастыре, сравнительно с Чудовским и другими списками того же образа»15. После тщательного исследования всех деталей образа он пришел к заключению, что Тверской образ страшного суда написан в XVII столетии тверским художником-самоучкой.

Во время поездки по Волге в июне 1900 г. Василий Филиппович заметил, как отмечалось прибрежными крестьянами празднество 10-й по пасхе пятницы. Заинтересовавшись этим народным обычаем, он стал наводить справки, в каких местах Тверской губернии и почему отмечается это празднество. Оказалось, что отмечают этот праздник практически повсеместно в России, а для того, чтобы выяснить, откуда повелось это почитание, необходимо было изучить рукописные источники Тверского музея - «Сон Богородицы», «Пятницы двенадцать», «О страшном суде»16. К 87-му заседанию комиссии, состоявшемуся 3 сентября 1902 г., В. Ф. Кудрявцев подготовил доклад «О праздновании в Тверской губернии девятой и десятой пятниц и о почитании всех двенадцати пятниц»17. На основании изучения Стоглава, греческой Патриаршей грамоты, Духовного регламента, апокрифов, Василий Филиппович пришел к выводу, что «на распространение народного обычая праздновать пятницы имел большое влияние неизвестно когда составленный апокриф, -"Епистолия или сказание о неделе"»18. Исходя из этих умозаключений, В. Ф. Кудрявцев делает вывод, что существующее в Тверской губернии празднование 9-й и 10-й пятниц -явление архаически-бытовое, которое рано или поздно должно выйти из употребления. В заключение доклада Василий Филиппович высказал свое соображение о времени появления на Руси апокрифов о 12-ти пятницах. Таковым он полагает вторую половину XII в.

Члены комиссии не только активно собирали церковные древности, но и уделяли внимание изучению уже имеющихся письменных источников, сосредоточенных в Тверском музее. Среди рукописей, хранящихся в фондах Тверского музея, В. Ф. Кудрявцев обнаружил рукописную книгу под № 4894 объемом 200 страниц, написанную полууставом XVIII в., являющейся своеобразным руководством для иконописцев. К 101-му заседанию комиссии, состоявшемуся 2 мая 1907 г., он выдвинул предположение, согласно которому русские живописцы пытались придать национальную окраску заимствованному из Византии иконописному искусству. Доказательству этой идеи он посвятил свое выступление с докладом «Об иконе Рождества Богородицы по Тверскому подлиннику в сравнении с другими подлинниками и некоторыми старинными иконами». Тщательно проанализировав содержание тверской рукописи в сравнении с подлинниками, которые приведены известными исследователями русского иконо-писания (Сахаровым, С. Т. Большаковым, Н. В. Покровским), В. Ф. Кудрявцев приходит к выводу, что «.. .тверская рукопись составляет один из многочисленных уже русских иконописных подлинников»19 и является более древней даже в сравнении с греческими подлинниками. При описании иконы Василий Филиппович демонстрирует глубокие знания в области искусства иконографии, обращая внимание на иконографические подробности: композиционное решение картины, стиль написания, метод наложение красок, апокрифические сказания. В заключении автор констатирует: «По замыслу и композиции это весьма оригинальная картина, в которой со стороны русского художника выразилась и попытка к национализации иконы <...> такие попытки к национализации, как известно, делались и делаются и в других странах. Правда, в России попытки в этом отношении не успели еще приобрести надлежащей устойчивости, тем

не менее, некоторые черты к русификации

20

все же сохранились»20.

Свидетельством признания плодотворной исследовательской деятельности В. Ф. Кудрявцева является публикация его статей духовно-нравственного содержания в «Трудах.» Тверской ученой архивной комиссии, а также на страницах научного журнала «Русский архив». Его статьи «Об иконе Рождества Богородицы по Тверскому под-

линнику в сравнении с другими подлинниками и некоторыми старинными иконами», «Старинная апокрифическая повесть о трех монахах, отыскавших пояс земной»21 были опубликованы в 1909 г.

Работы членов комиссии, изданные Тверской ГУАК, рассылались бесплатно в библиотеки других ученых комиссий и научных центров. Так, в отделе редких книг научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского госуниверситета сохранились работы В. Ф. Кудрявцева по церковной истории Тверского края вместе с бесценными авторскими правками текста и дарственными надписями автора на титульных страницах: «В Казанское общество Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете. От автора».

В. Ф. Кудрявцева, талантливого исследователя, много занимавшегося самообразованием, отличали большое трудолюбие, альтруизм, гуманизм, глубокое уважение к историческому наследию своей страны.

В последние годы В. Ф. Кудрявцев вновь занимался учительством в Тверском техническом училище. Умер Василий Филиппович в Твери 12 февраля 1910 г.22 Известие о его смерти опубликовано в «Отчете о деятельности Тверской ученой архивной комиссии с 1903 по 1912 год включительно»23. Похоронен В. Ф. Кудрявцев на Смоленском кладбище г. Твери. Могила его, к сожалению, не сохранилась. В первые десятилетия становления советского государства на волне «воинствующего безбожия» был варварски уничтожен ряд старых кладбищ по всей стране. В их числе оказалось и Смоленское кладбище, где покоился прах многих знаменитых тверичей, в том числе елабужанина историка-краеведа В. Ф. Кудрявцева, чьи наиболее значительные работы по церковной истории Тверского края «Образ страшного суда в Тверском Отроче монастыре сравнительно с списками того же образа в других местах», «Об иконе Рождества Богородицы по Тверскому подлиннику в сравнении с другими подлинниками и некоторыми старинными иконами», «Старинная апокрифическая повесть о трех монахах, отыскавших пояс земной», с десятками сносок, с отсылками к множеству первоисточников до сих пор не потеряли своего научного значения и могут быть использованы в качестве источника при изучении отдельных вопросов истории Тверского края.

Примечания

1 Открытие Тверской ученой архивной комиссии. Тверь : Тип. губерн. правления, 1884. С. 1.

2 Венгеров, С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). Т. 1, вып. 1-3. Петроград, 1915. С. 428.

3 См.: Отчет о деятельности и занятиях Вятского губернского статистического комитета за 1897 год. Вятка : Губерн. тип., 1898. С. 30; Отчет о деятельности и занятиях Вятского губернского статистического комитета за 1898 год. Вятка : Губерн. типография, 1899. С. 3.

4 См.: Метрическая книга за 1843 год // Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 992. Оп. 1. Д. 176. Л. 7 об.; Клировые ведомости Елабужского и Малмыжского уездов за 1843 год // НА РТ. Ф. 992. Оп. 1. Д. 175. Л. 6 об., 11 об.

5 Клировые ведомости Елабужского Духовного Правления за 1860 год // НА РТ. Ф. 992. Оп. 1. Д. 244. Л. 23-24.

6 Гаерев, Н. И. [Верещагин А. С.] Студенты Казанской духовной академии на службе в Вятской губернии (1846-1892). Вятка : Тип. Маишева, бывшая Куклина и Красовского, 1892. С. 19-20.

7 К-в [Кудрявцев В. Ф.] Крестьянские святки в Елабужском уезде // Вят. губерн. ведомости. 1864. № 2 (11 янв.). С. 9-10; № 3 (18 янв.). С.51-52.

8 См.: Кудрявцев, В. Ф. : 1) Детские игры и песенки в Нижегородской губернии : этногр. материалы // Нижегородский сборник / под ред. А. С. Гациского. Н. Новгород : Нижегород. губерн. стат. ком., 1871. Т. IV. С. 167-238; 2) Замечательные местности около г. Василя // Нижегород. губерн. ведомости. 1867. № 28;

3) Зимние народные увеселения в городе Василе // Нижегородский сборник / под ред. А. С. Гациского. Н. Новгород, 1870. Т. III;

4) Историческое описание города Василя Нижегородской губернии // Нижегородский сборник / под ред. А. С. Гациского. Н. Новгород : Нижегород. губерн. стат. ком., 1877. Т. VI. С. 1-100.

9 Нижегородский сборник / под ред. А. С. Гациского. Н. Новгород, 1889. Т. 8. С. 618.

10 Рукопись «Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края. Окончание» // Государственный архив Кировской области

(ГАКО). Ф. 574. Оп. 8. Ед. хр. 82. 56 л.

11 Журнал 72-го заседания Тверской ученой архивной комиссии от 10 декабря 1899 года / под ред. И. А. Виноградова. Тверь, 1899. С. 1.

12 Там же. С. 4-5.

13 Первое приложение к журналу 72-го заседания. Протокол осмотра кельи святителя Филиппа в Отроче монастыре членами архивной комиссии 19 декабря 1899 года // Журнал 72-го заседания Тверской ученой архивной комиссии 10 декабря 1899 г. / под ред. И. А. Виноградова. Тверь : Тип. твер. губерн. правления, 1900. С. 20.

14 Кавырзин, В. Н. О реставрации кельи митрополита Филиппа в Отроче монастыре // К 120-летию Тверской ученой архивной комиссии : сб. ст. Тверь : Лилия Принт, 2004. С. 87.

15 Отчет о деятельности Тверской ученой архивной комиссии за 1900 год / сост. И. А. Виноградов. Тверь : Типо-Литография Н. М. Родионова, 1901.С. 13.

16 Сперанский, М. Н. Описание рукописей Тверского музея. М. : Университет. тип., 1891. С. 72, 74-76, 81.

17 Журнал 87-го заседания Тверской ученой архивной комиссии 3 сентября 1902 года / под ред. И. А. Виноградова. Тверь : Тип. губерн. правления, 1902. С. 66-70.

18 Там же. С. 68.

19 Кудрявцев, В. Ф. Об иконе Рождества Богородицы по Тверскому подлиннику в сравнении с другими подлинниками и некоторыми старинными иконами. Тверь : Изд. Твер. ученой архив. комис., 1909. С. 4.

20 См.: Журнал 108-го заседания Тверской ученой архивной комиссии 22-го августа 1910 года / под ред. И. А. Виноградова. Б. м., б/г. С. 30; Кудрявцев, В. Ф. Об иконе Рождества Богородицы... С. 8.

21 См.: Кудрявцев, В. Ф. : 1) Об иконе Рождества Богородицы. ; 2) Старинная апокрифическая повесть о трех монахах, отыскавших пояс земной // Рус. арх. 1909. № 3. С. 465-482.

22 Журнал 108-го заседания Тверской ученой архивной комиссии 22-го августа 1910 года / под ред. И. А. Виноградова. Б. м., б/г. С. 6.

23 Отчет о деятельности Тверской ученой архивной комиссии с 1903 по 1912 год включительно / сост. И. А. Виноградова. Тверь : Тип. губерн. правления, 1915. С. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.