Научная статья на тему 'Василий Филиппович Кудрявцев: этнограф и просветитель'

Василий Филиппович Кудрявцев: этнограф и просветитель Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Василий Филиппович Кудрявцев: этнограф и просветитель»

И.В. Корнилова

ВАСИЛИЙ ФИЛИППОВИЧ КУДРЯВЦЕВ: ЭТНОГРАФ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Корнилова Ирина Валерьевна - кандидат исторических наук, доцент Елабужского государственного педагогического университета.

Интерес к региональной истории, познанию прошлого своего требует изучения жизни и деятельности людей, чей подвижнический труд и вклад в российскую историческую науку еще далеко не всегда известны за пределами краевой историографии, но должны быть по достоинству оценены нашими современниками. Среди них и незаурядная личность Василия Филипповича Кудрявцева (1843-1910), этнографа, историка, архивиста, литератора, человека, много сделавшего для исследования центральных и северных губерний Российской империи. Его жизнь в разные годы была связана с Вятской, Нижегородской, Казанской, Московской и Тверской губерниями. Он был хорошо известен в научных и просветительских кругах Волго-Вятского и При-камского края. Труды В.Ф. Кудрявцева издавались не только в Казани, Твери, Нижнем Новгороде, Вятке, но и в столичных городах страны. Он является автором более 15 книг, многочисленных научных публикаций в местной прессе, в сборниках губернских статистических комитетов, в «Трудах...» ученых архивных комиссий и Казанского императорского университета. Его основной труд — «Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края».1. - и сегодня остается настольной книгой для всех, кто занимается исследованием Вятского края. Показательна в этой связи характеристика, данная Василию Филипповичу ученым, большим знатоком елабужского края Н.М. Валеевым: «В 1897-1905 гг. увидела свет большая работа "Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края" в 4-х выпусках, написанная Василием Филипповичем Кудрявцевым - ученым-архивистом, нашим земляком, влюбленным в свою "малую" родину, который сумел обобщить и проанализировать сделанное предшественниками - Кулыгинским, Шишкиным,

Невоструевым - и высказать свою собственную точку зрения на данную тему... В целом книга В.Ф. Кудрявцева, как попытка описания Елабуги и Прикамья, удалась. Ученый сумел беспристрастно взглянуть на родной город, обстоятельно описать его историю, по-новому взглянуть на опыт предшественников»2..

Однако до настоящего времени имя В.Ф. Кудрявцева не встречается в работах российских историков, отсутствует его жизнеописание, не были известны даже даты рождения и смерти. Нами впервые предпринята попытка воссоздания биографии ученого и просветителя на материале опубликованных и неопубликованных источников.

Родился Василий Филиппович 2 марта 1843 г.3. в г. Елабуге Вятской губернии в семье бедного священника. Его отец Филипп Иоаннович - сын сельского священника Рождественской церкви села Челнов Елабужского уезда, не получил специального духовного образования, служил дьяконом Никольской церкви, а затем Спасского собора города Елабуги. В начале XIX в. Ф. Кудрявцев приехал в Елабугу - небольшой уездный город на Каме, а с 1809 г. начал службу в Спасском соборе. Мать Василия Филипповича Елена Иосифовна принадлежала к купеческому сословию.

В начале XIX в. уездная Елабуга, занимая выгодное географическое положение, уже принадлежала к числу наиболее богатых и торговых городов Вятской губернии4. Древний город имеет богатую историю, овеянную преданиями, сказаниями и легендами.

Семья Кудрявцевых, как, впрочем, и многие семьи священнослужителей, была многодетной: семеро сыновей и пять дочерей. Василий был самым младшим ребенком в семье. Православие, глубинная церковность, доступный богатейший и красивейший язык канонических текстов, богослужения составляли духовно-нравственную основу, царившую в окружении и в семье Кудрявцевых. Дети воспитывались в атмосфере богопочитания. Семеро сыновей получили духовное образование и положены в сан священника.

Начальное образование, традиционное для семей священнослужителей, Василий Кудрявцев получил в Елабужском духовном училище (1851-1859), основанном Вятской епархией в 1847 г. Среди воспитанников училища наиболее известными личностями были К.И. Невоструев (1815-1872)А, член-корреспондент Императорской академии наук, известный специалист по древнерусской литературе, крупнейший ученый-филолог, археограф и археолог, автор капитального труда «Описания славянских рукописей Московской синодальной библиотеки»; знаменитый миссионер, просветитель народов Сибири, этнограф и богослов архиепископ Мелетий (Михаил Кузьмич Якимов) (1835-1900), а также И.М. Красноперов (1839-1918), революционер-шестидесятник, участник Казанского заговора 1863 г., мемуарист, а позднее известный ученый-статистик. Небольшая ремарка. И.М. Красноперов с тру-

дом окончил Елабужское духовное училище и поступил в Вятскую духовную семинарию по протекции преподавателя словесности, выпускника Петербургской духовной академии, сына ректора семинарии А.А. Красовского6. Эти два человека (И.М. Красноперов и А.А. Красовский) сыграют немаловажную роль в дальнейшей судьбе В. Кудрявцева.

Начальная духовная школа XIX в. «давала возможность благородного соревнования, при которой каждый учащийся знал, что успехи его оцениваются не только произволом учителя, но могут определяться и действительно ценностью его трудов, бесспорною и для всех очевидною; приучала детей к усидчивости и трудолюбию, а также к самостоятельности в работах...».... Василий имел репутацию лучшего ученика Елабужского духовного училища.

1860 год - особый в биографии Василия Кудрявцева: он был зачислен в число учащихся низшего класса Вятской духовной семинарии..8.. губернского центра. Духовная семинария, основанная в 1835 г. при Трифоновым монастыре, была известна далеко за пределами Вятской губернии. Одновременно с В. Кудрявцевым в 1862-1867 гг. в философском классе Вятской духовной семинарии обучался В.М. Васнецов (1848-1926), будущий знаменитый художник, автор известной картины «Богатыри».

Семинаристы изучали не только патристику, но и светские дисциплины. В учебной библиотеке была богатая книжная коллекция на латинском, цер-ковно-славянском и других языках. Среди учителей выделялась личность А.С. Верещагина (1835-1908), выпускника Казанской духовной академии.., преподавателя логики, психологии и латинского языка. Он оказал огромное влияние на формирование научных интересов молодого Кудрявцева. Александр Степанович, являясь активным исследователем вятской старины, прививал своим воспитанникам не только любовь к знаниям, но и к изучению родного края, его прошлого. А. С. Верещагин, будучи одновременно редактором «Вятских губернских ведомостей», а с 1864 г. - членом губернского статистического комитета, издал более 40 документов и материалов по истории Вятского края. В 1904 г. при его непосредственном участии состоялось открытие Вятской губернской архивной комиссии, причем А.С. Верещагин был избран редактором «Трудов»..1...0., издаваемых комиссией.

Первая небольшая статья Василия Кудрявцева по истории города «Кулачные бои в купеческой Елабуге» (1863), написанная не без влияния А.С. Верещагина, была опубликована в период его обучения в Вятской семинарии на страницах «Вятских губернских ведомостей»11... Она основана на детских воспоминаниях о кулачных боях между Спасской и Никольской сторонами Елабуги; попутно сообщаются сведения по истории возникновения боев, начало которых восходит к XV в.

Можно предположить, что в формировании взглядов Василия Кудрявцева сыграло немаловажную роль старшее поколение елабужских священно-214

служителей, которые часто бывали в доме Кудрявцевых. Среди них необходимо отметить священнослужителя, первого елабужского летописца, заложившего подлинно научные основы изучения истории родного края -П.Н. Кулыгинского (1798-1855), члена-корреспондента Императорского географического общества, в сборниках которого регулярно публиковались его статьи. Своей главной привязанностью Петр Никитич считал историю г. Елабуги, изучению которой посвятил большую часть жизни.1.2. В 18441847 гг. Петр Никитич опубликовал в «Вятских губернских ведомостях» ряд статей по истории края и города Елабуги.1.3., положенных позднее И.В. Шишкиным в основу «Истории города Елабуги»....

Василий Филиппович, посвятивший скурпулезному исследованию истории родного Елабужского края большую часть жизни, в своих очерках «Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края» указывал на ошибочность некоторых взглядов и выводов П.Н. Кулыгинского. Например, о поездке Ивана Грозного по Каме, об основании им Покровской церкви и о некоторых других сюжетах местной истории, связанных с Елабугой1.5. По свидетельству современников, свои работы П.Н. Кулыгинский писал научным, но доступным слогом, четким красивым почерком, был чрезвычайно требователен к слову. В дальнейшем этими же правилами руководствовался его талантливый ученик - В.Ф. Кудрявцев. Об этом свидетельствуют рукописи работ В.Ф. Кудрявцева, сохранившиеся в ГАКО16. Даже черновые наброски рукописей написаны каллиграфическим почерком с подчеркиванием и выделением отдельных слов красными чернилами. Аккуратность и прилежание, чрезвычайная требовательность к своим сочинениям всегда были характерными качествами В.Ф. Кудрявцева.

Заметное влияние на Василия Кудрявцева, учащегося семинарии, оказал А.А. Красовский, преподаватель словесности, лекции которого будили умы семинаристов, заставляли их задумываться о русской действительности. Вокруг Красовского сложился кружок из наиболее талантливых учеников, заседания которого проходили в его квартире, расположенной на территории Трифонова монастыря. Одновременно он прививал своим воспитанникам любовь к родному краю. В частности, рекомендовал учащимся во время летних и рождественских каникул наблюдать и изучать крестьянскую жизнь и писать сочинения на темы из народной жизни: «Крестьянские свадьбы», «Сельские ярмарки и базары», «Народные суеверия» и т.п. Сочинения многих учащихся духовной семинарии были опубликованы в местных губернских ведомостях. Личная библиотека Красовского давала возможность семинаристам глубже познакомиться с произведениями В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, с западноевропейской литературой. Библиотека А.А. Красовского стала центром просветительской и революционно-демократической деятельности в Вятке. Красовский установил связи со сто-

личными революционными организациями, а его вятский кружок сделался своего рода ответвлением тайного общества «Земля и воля», организованного в 1861 г. Кружок Красовского поддерживал связи и с казанской организацией «Земля и воля». Некоторые члены кружка приняли активное участие в студенческом революционном движении 1863 г. Среди них был и И.М. Крас-нопёров.

В 1863 г. администрация была вынуждена отчислить многих воспитанников за поведение, несовместимое с уставом семинарии.1..7.. Василий Кудрявцев, несмотря на свои способности, по воле случая оказался в числе исключенных семинаристов. При принятии такого решения немаловажную роль сыграло то обстоятельство, что он был знаком с Красноперовым, принимавшим деятельное участие в организации беспорядков в Вятской семинарии.

В. Кудрявцев в годы обучения в семинарии собрал этнографический материал, который послужил основой для статьи «Крестьянские святки в Ела-бужском уезде», опубликованной в «Вятских губернских ведомостях» в 1864 г..... уже после исключения его из семинарии. В статье представлены святочные праздники с элементами местного фольклора, приведены тексты обрядовых песен и т.п. Редактор «Ведомостей» А.С. Верещагин, опекая своего ученика, поместил статью без фамилии, ограничившись только псевдонимом с инициалами К-въ. Память о событиях 1863 г. в Вятке была еще свежа. Разгадать «Инкогнито» удалось известному краеведу Кировской области

Г.Ф. Чудовой.....Авторство статьи подтверждается наличием сохранившейся

в ГАКО рукописи, присланной В. Кудрявцевым для «Вятских губернских ведомостей»..2...0..

Не окончив полного курса Вятской духовной семинарии, Василий Кудрявцев некоторое время (в 1863 и 1864 гг.) работал учителем в Николаевском приходском училище в селе Икское Устье Елабужского уезда.2.1.. Выбор села объяснялся тем, что в Икском Устье у него жили родственники. О его деятельности в училище сохранились сведения в «Исторической записке Елабужского городского трехклассного училища», составленной в 1896 г. Н.И. Кутше22. Описывая жизнь в Елабужском училище, в частности, Кутше приводит в качестве примера сохранившуюся программу литературного вечера, состоявшегося в воскресенье 15 декабря 1863 г. в Николаевском приходском училище. Среди учителей, выступавших на этом вечере, встречается фамилия Кудрявцева, учителя истории и литературы.23.. Речь Кудрявцева отличалась эмоциональной патетикой, заботой о нравственном здоровье молодого поколения. На этом литературном вечере он выступил с беседами на темы: «О войне 1812 года» (по истории Ишимовой), «О народном здравии, чистоте и опрятности».24.. 20 апреля 1865 г. В. Кудрявцев по прошению был перемещен на должность учителя в Елабужское уездное училище. Летом

1865 г. он выдержал установленные экзамены в Испытательном комитете Казанского университета, получив звание учителя русского языка.

14 июня 1865 г. В. Кудрявцев был назначен учителем русского языка в Васильское уездное училище Нижегородской губернии. Столь быстрому переезду в другую губернию способствовал ряд обстоятельств - в уездном городе Василе жил один из старших братьев и, что не менее важно, в окрестностях Василя в этот период писал свои этюды его земляк И.И. Шишкин, живо интересовавшийся историей родного Елабужского края.

Будучи талантливым педагогом, В. Кудрявцев принимал деятельное участие в улучшении учебно-воспитательной работы. Как секретарь педагогического совета Васильского уездного училища, он неоднократно выступал на заседаниях совета по вопросу улучшения преподавания русского языка. В государственном архиве Нижегородской области сохранился журнал трех заседаний педагогического совета училища, состоявшихся 5, 7 и 12 мая 1868 г. Кудрявцев затрагивал там вопросы, связанные с улучшением методики преподавания русского языка, и предложил свои уже опробованные им способы обучения орфографии. Занимаясь воспитанием детей в возрасте от шести до пятнадцати лет, Василий Филиппович уделял внимание игровой деятельности, обращал внимание на то, что игры можно организовать в целую воспитательную систему. В статье «Детские игры и песенки в Нижегородской губернии: Этнографические материалы»25., опубликованной на страницах «Нижегородского сборника», при описании игр он старался сохранить местный колорит: говор, выражения, порядок игры, время и последовательность действий играющих. Он считал, что в играх заложен большой педагогический потенциал, указывал на важность дифференциации игр различных народов, которые столь разнообразны «в каждой местности, варьируются сообразно географическому положению, степени образованности...». .. Изучение и описание игр различных народов способствуют выявлению признаков их национальной идентичности. При описании игр в Нижегородской губернии Василий Филиппович использовал сравнение с играми в Вятской губернии, приводил и свои детские воспоминания об играх в Елабуге2.7.

Просветительская и педагогическая деятельность не мешала ему заниматься изучением истории той местности, в которой он проживал. Круг его исследовательских интересов был разнообразен: он собирал исторические сведения о той или другой местности края, предания и легенды, изучал памятники глубокой старины. В 1870-е годы он опубликовал ряд статей и книг по истории и этнографии Нижегородской губернии2.8..

В 1875 г. на заседании Нижегородского губернского статистического комитета Василий Филиппович был избран действительным членом комитета.29. Избранию способствовало тесное сотрудничество Кудрявцева с комитетом, поддерживавшим его издательскую деятельность. Занимаясь изу-

чением истории Нижегородского края, Василий Филиппович в 1877 г. составил описания старинной крепости «Цепель» и «Чертова городища», расположенных вблизи города Василя, а также очерки, посвященные городской Хме-левской церкви и иконе Покровского собора.... Эти работы не нашли отражения в официальных изданиях, сохранившись в рукописном виде в рабочих журналах заседаний Нижегородского губернского статистического комитета, а потому остались неизвестны широкому кругу читателей и ждут своих исследователей.

В середине 1870-х годов В.Ф. Кудрявцев переехал в Москву, где, окончив духовную семинарию, продолжил свою педагогическую работу в военном учебном заведении31... В этот период он дослужился до гражданского чина коллежского советника VI класса.

В 1890-е годы, выйдя в отставку, Василий Филиппович поселился в Твери, откуда и поддерживал связь с родным Вятским краем, при посредничестве своего учителя А.С. Верещагина участвовал в изданиях, посвященных истории края. Так, в 1898 г. В.Ф. Кудрявцев послал в Вятку для публикации свои очерки «Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края». В них он выступает как проницательный исследователь, статистик, прекрасно знающий историю города Елабуги и всего Прикамья, многочисленные предания и легенды о городе, работы первых историографов. Труды Кудрявцева вывели елабужское краеведение на качественно иной уровень, открыв новые замечательные страницы истории края, за что Василий Филиппович снискал славу одного из самых талантливых историографов Елабуги конца XIX - начала ХХ в..3.2

Современники по-разному оценивали этот труд В.Ф. Кудрявцева: священнослужители критиковали (Н. Блинов).3.3., историки - и любители, и профессионалы - ссылались на него (И. Сатрапинский, Н.И. Шишкин, Д.К. Зеленин, Н.Г. Гусев, Знакомцев)34.. Бесспорным признанием заслуг Кудрявцева в области изучения местной старины стало избрание его в 1898 г. действительным членом Вятского губернского статистического комитета.3.5.. В 1897 г. Василий Филиппович был избран членом Тверской ученой архивной комис-сии..3...6., работа в которой требовала большой самоотдачи, высокого уровня знаний в области истории, археологии, архивоведения.

Доклады, которые делал Василий Филиппович по иконографии и некоторым рукописям Тверского музея, по отзывам членов комиссии, отличались полнотой и глубоким знанием предмета. Его выступление в 1899 г. на ЬХХП заседании Тверской ученой архивной комиссии с докладом на тему: «Образ страшного суда в Тверском Отроче монастыре сравнительно с списками того же образа в других местах»..3...7. заслужило высокую оценку комиссии. Свидетельством признания плодотворной исследовательской деятельности В.Ф. Кудрявцева стала публикация его статей духовно-нравственного содер-218

жания в «Трудах...» комиссии, а также на страницах научного журнала «Русский архив»3.8..

Творческая биография В.Ф. Кудрявцева тесно связана с судьбой других известных личностей своего времени. Его коллегами по перу и единомышленниками были секретарь Вятского губернского статистического комитета Н.А. Спасский (1846-1920), секретарь Нижегородского статистического комитета А.С. Гациский (1838-1893), историки А.С. Верещагин (1835-1908), братья Ардашевы, уроженцы Елабужского уезда Вятской губернии, архивариус Московского архива Министерства юстиции Николай Николаевич (1862-1923) и профессор Юрьевского и Киевского университетов Павел Николаевич (1865-1922) и мн.др.

В последние годы Кудрявцев вновь преподавал в Тверском техническом училище. Умер Василий Филиппович в Твери 12 февраля 1910 г.3.9.. Известие о его смерти было опубликовано в «Отчете о деятельности и занятиях Вятского губернского статистического комитета за 1911 год»: «...В предыдущем году скончался в Твери один из старейших членов Вятского статистического комитета - Василий Филиппович Кудрявцев, поместивший в 90-х годах прошедшего столетия в Календаре Вятской губернии целый ряд очерков по истории г. Елабуги»40.

В.Ф. Кудрявцев был похоронен на Смоленском кладбище, но его могила, к сожалению, не сохранилась. В первые десятилетия становления советского государства на гребне антирелигиозной пропаганды были варварски уничтожены старые кладбища по всей стране. Среди них оказалось и Смоленское кладбище, где покоился прах многих знаменитых тверичей - в том числе историка и краеведа В.И. Колосова (1854-1919), основателя Тверского музея А.Г. Жизневского (1819-1896), замечательного краеведа Василия Филипповича Кудрявцева, заслуги которого в исследовании отечественной истории еще требуют обстоятельного освещения.

Литература

1. См.: Кудрявцев В.Ф. Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края. (Очерк). Вып. 1-4. - Вятка, 1897-1905. - Вып. 1-4.

.2.. Краеведы Елабуги / Авт.-сост. Н.М. Валеев, И.В. Корнилова. - Елабуга, 2007. - С. 124125.

.3.. См.: Метрическая книга за 1843 год // Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). - Ф. 992. - Оп. 1. - Д. 176. - Л. 7об.; Клировые ведомости Елабужского и Малмыжского уездов за 1843 год // НА РТ. - Ф. 992. - Оп. 1. - Д. 175. - Л. 6об., 11об.

.4.. Шишкин Н.И. История города Елабуги с древнейших времен. - Елабуга, 1901. - С. 107.

.5.. Валеев Н.М. Высокое служение Отечеству. Капитон Иванович Невоструев. - Елабуга, 1998. - С. 21.

.6.. Гомаюнов С. Очерки истории Вятской духовной школы. - Киров, 2005. - С. 29-30.

.7.. Валеев Н.М. Подвижник науки. Капитон Иванович Невоструев // Валеев Н.М. Гармония культур. Избранные труды. - Казань, 2001. - С. 242.

.8.. Клировые ведомости Елабужского Духовного Правления за 1860 год // НА РТ. -Ф. 992. - Оп. 1. - Д. 244. - Л. 23-24.

.9.. Гареев Н.И. Студенты Казанской духовной академии на службе в Вятской губернии (1846-1892). - Вятка, 1892. - С. 19-20.

.10.. Хроника общественной жизни г. Вятки и Вятской губернии на 1904 год // Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1905 год. - Вятка, 1905. - С. 163-164.

.11.. Кудрявцев В.Ф. Кулачные бои в купеческой Елабуге // Вятские губернские ведомости. - Часть неофициальная. - 1863. - № 5. - 21 февраля. - С. 51-52.

.12.. Краеведы Елабуги ... - С. 12.

.13.. См.: Кулыгинский П.Н. О пожаловании Царем Иоанном Васильевичем Покровской церкви образа Трех Святителей // Вятские губернские ведомости. - 1842. - № 43; 1844. - № 41; Он же. О месте чудесного явления, празднуемого св. церковью 1 августа // Там же. - 1847. -№ 1-3; Он же. Трехсвятское село или нынешняя Елабуга во время Пугачева // Там же. -1847. - № 3-8; Он же. Акаевщина // Там же. - 1847. - № 34-35.

.14.. См.: Шишкин И.В. История города Елабуги. - М., 1871.

.15.. Кудрявцев В.Ф. Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края. - Вятка, 1898. - Вып. II. - Гл. XVI. - С. 22-23.

.16.. См.: Государственный архив Кировской области (ГАКО). - Ф. 574. - Оп. 8. -Ед. хр. 17. Рукопись для Вятских губернских ведомостей (№ 2-6 за 1861 г.) Крестьянские свадьбы в Елабужском уезде. - 14 л.; Там же. - Ед. хр. 27. Рукопись для Вятских губернских ведомостей (№ 2-3 за 1864 г.) Крестьянские святки в Елабужском уезде. - 11 л.; Там же. -Ед. хр. 73. Рукопись для Памятной книжки и календаря Вятской губернии В.Ф. Кудрявцева «Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края». (Очерк). - 68 л.; Там же. -Ед. хр. 80. Рукопись В.Ф. Кудрявцева об Ананьинском могильнике. - 31 л.; Там же. -Ед. хр. 82. Рукопись В.Ф. Кудрявцева. Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края. Окончание. - 56 л.

.17.. Гомаюмов С. Очерки истории Вятской духовной школы... - С. 32.

.18.. К-в (Кудрявцев В.Ф.) Крестьянские святки в Елабужском уезде // Вятские губернские ведомости. - 1864. - № 2. - 11 января. - С. 9-10; № 3. - 18 января. - С. 15-17.

.19.. См.: Чудова Г.Ф. Елабуга и Елабужский уезд Вятской губернии. Указатель литературы, учтенной в краеведческом каталоге «Летопись Кировской области». - Киров, 1985. -Вып. 2.

.20.. См.: ГАКО. - Ф. 574. - Оп. 8. - Ед. хр. 27. Рукопись для Вятских губернских ведомостей (№ 2-3 за 1864 г.) Крестьянские святки в Елабужском уезде. - 11 л.

.21.. Государственный архив Нижегородской области (ГАНО). - Ф. 554. - Оп. 1. -Ед. хр. 19 // Формулярный список о службе учителя Кудрявцева В.Ф. за 1865 г. - Л. 1об.

.22.. См.: Кутше Н.И. Елабужское городское трехклассное училище (1809-1896 г.): Ист. записка. - Казань, 1896.

.23.. Там же. - С. 195.

.24.. Там же. - С. 196.

.25.. Там же.

.26.. Там же. - С. 172.

.27.. Там же. - С. 173-174.

.28.. См.: Кудрявцев В.Ф. Замечательные местности около г. Василя // Нижегородские губернские гедомости. - 1867. - № 28. - С.; Он же. Зимние народные увеселения в городе Васи-ле // Нижегородский сборник - Нижний Новгород, 1870. - Т. III. - С.; Он же. Детские игры и

песенки в Нижегородской губернии: Этнографические материалы. - Нижний Новгород, б.г.; Он же. Детские игры и песенки в Нижегородской губернии: Этнографические материалы // Нижегородский сборник / Под ред. А.С. Гациского. - Нижний Новгород: Нижегородский губернский статистический комитет, 1871. - Т. IV. - С. 167-238; Он же. Историческое описание города Василя Нижегородской губернии. - Нижний Новгород, 1877; Он же. Историческое описание города Василя Нижегородской губернии / Нижегородский сборник. - Нижний Новгород: Нижегородский губернский статистический комитет, 1877. - Т. VI. - С. 1-100.

.29.. Нижегородский сборник. - Нижний Новгород, 1889. - Т. VIII. - С. 618.

.30.. См.: Кудрявцев В.Ф. Хмелевская церковь; Он же. Чертово городище; Он же. Цепель; Он же. Икона Покровского собора; Он же. Место, где стоял древний Василь Новгород // http://trust.narod.ru/uhp3_1.htm.

.31.. Журнал 108-го заседания Тверской Ученой Архивной Комиссии 22-го августа 1910 года / Под ред. И.А. Виноградова. - Тверь, 1910. - С. 6.

.32.. Краеведы Елабуги.... - С. 125.

.33.. См.: Блинов Н. Был ли Пугачев в Елабуге? // Вятские епархиальные ведомости. -1912. - № 28. - С. 762.

.34.. См.: Сатрапинский И. Материалы для истории Елабужского Троицкого монастыря // Труды Вятской ученой архивной комиссии. - 1909. - Вып. I - С. 23; Шишкин Н.И. История города Елабуги с древнейших времен. - Елабуга..., 1901; Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края / Сост. Д. Зеленин. - Юрьев, 1904. - С. 46-47; Н.Г. Город Елабуга (заметка по поводу книги Н. И. Шишкина) // Приложение к Вятским губернским ведомостям. - 1903. - № 18. - 11 февраля. - С. 4; Знакомцев. По поводу 25-летия «Памятных книжек Вятской губернии и Календаря» // Там же. - 1904. - № 11. - 24 января. - С. 3.

.35.. См.: Отчет о деятельности и занятиях Вятского губернского статистического комитета за 1897 год. - Вятка, 1898. - С. 30; Отчет о деятельности и занятиях Вятского губернского статистического комитета за 1898 год. - Вятка, 1899. - С. 3.

.36.. Журнал 67-го заседания Тверской губернской ученой архивной комиссии 6-го марта 1898 года / Под ред. А.В. Владиславлева. - Тверь, 1898. - С. 1-2.

.37.. Журнал 72-го заседания Тверской Губернской Ученой Архивной Комиссии от 10 декабря 1899 года / Под ред. И.А. Виноградова. - Тверь, 1899. - С. 1.

.38.. Кудрявцев В.Ф. Об иконе Рождества Богородицы по Тверскому подлиннику в сравнении с другими подлинниками и некоторыми старинными иконами. - Тверь, 1909; Он же. Старинная апокрифическая повесть о трех монахах, отыскавших пояс земной // Рус. архив. -М., 1909. - Кн. 3. - С. 465-482.

.39.. Журнал 108-го заседания Тверской губернской ученой архивной комиссии 22-го августа 1910 года / Под ред. И.А. Виноградова. - Тверь, 1910. - С. 6.

.40.. Отчет о деятельности и занятиях Вятского губернского статистического комитета за 1911 год. - Вятка, 1912. - С. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.