Научная статья на тему 'В.Д. Спасович: переосмысление путей преодоления исторической травмы «падения Польши» в рамках идеи русско-польского примирения'

В.Д. Спасович: переосмысление путей преодоления исторической травмы «падения Польши» в рамках идеи русско-польского примирения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.Д. Спасович / русско-польское примирение / русско-польские отношения / национальная травма / разделы Польши / польский вопрос / Vladimir D. Spasovich / Russian-Polish reconciliation / Russian-Polish relations / national trauma / Partitions of Poland / Polish question
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В.Д. Спасович: переосмысление путей преодоления исторической травмы «падения Польши» в рамках идеи русско-польского примирения»

7 Уортман Р. Символы империи... С. 409-426.

о

Вишленкова Е. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». М., 2011 С. 64-65, 258-260.

9 Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русский театр второй половины XVIII века. М., 1960. С. 40-41.

10 Бордэриу К. Платье императрицы. С. 32-33.

11 Афанасьева И., Рудакова А. Москва времен Екатерины II и Павла I в картинах Жерара Делабарта. Альманах. СПб, 2017. С. 29-30.

DOI: 10.31168/2619-0869.2021.1.20

В.Д. Спасович:

переосмысление путей преодоления исторической травмы «падения Польши» в рамках идеи русско-польского примирения

Алёна Сергеевна Донцова,

независимый исследователь, Санкт-Петербург, Российская Федерация;

e-mail: alena-doncova@yandex.ru

Ключевые слова: В.Д. Спасович, русско-польское примирение, русско-польские отношения, национальная травма, разделы Польши, польский вопрос

Vladimir D. Spasovich:

Rethinking the Ways of Overcoming

the Historical Trauma of the "Fall of Poland"

within the Framework of the Idea

of the Russian-Polish Reconciliation

Alena S. Dontcova,

independent researcher, Saint Petersburg, Russian Federation; e-mail: alena-doncova@yandex.ru

Keywords: Vladimir D. Spasovich, Russian-Polish reconciliation, Russian-Polish relations, national trauma, Partitions of Poland, Polish question

Разделы Речи Посполитой и потеря собственной государственности, несомненно, стали для польского народа не только поворотным моментом в истории, но и национальной исторической и культурной травмой, едва ли не поставившей под сомнение само существование польской идентичности1. Травма, нанесенная польскому историческому сознанию разделами, явилась, следуя терминологии Й. Рюзена, «"катастрофическим" кризисом» — опытом, препятствующим историческому смыслообразованию как таковому2. Вставшая перед польским обществом необходимость преодоления «травмы падения» и, как следствие, сохранения коллективной национальной идентичности в числе прочего заставляла осознавать, как точно отметил А.Г. Васильев, «неадекватность прежних исторических представлений»3, искать новые формы восприятия собственного прошлого, утратившего былую ясность, требовала поиска и укоренения иных мифологем, гармоничного встраивания травмирующего события в существовавшую историографическую канву. Неизбежными в развернувшейся борьбе за историческую память как необходимый элемент идентичности стали актуализация и идеологизация прошлого, наделение, казалось бы, сугубо исторических образов и сюжетов смыслами политико-идеологическими.

Однако складывавшиеся в польской историографии на протяжении XIX в. так называемые оптимистические и пессимистические подходы4 к пониманию сущности разделов польских земель и их места в истории Речи Посполитой зиждились на двух столпах — мессианизме и ресентименте, в рамках Российской империи принявшем форму «антирусского патриотизма». На принципиально ином фундаменте была выстроена версия переосмысления ключевых событий истории Польши и их влияния на будущность Речи Поспо-литой, предложенная Владимиром Даниловичем Спасо-вичем (1829—1906) — известным столичным адвокатом, общественным деятелем, публицистом и литературоведом, либералом и позитивистом.

Один из важнейших представителей петербургской полонии и «духовный отец стана лоялистов»5, Спасович на про-

тяжении всей жизни оставался неизменным приверженцем идеи русско-польского примирения, стремясь к утопическому entente cordiale двух народов. Выстраивая собственную теорию русско-польского согласия, Спасович опирался на либеральные установки, в первую очередь эгалитаризм и мелиоризм, гуманистические ценности, идею культурной конвергенции, а также выработал теорию «многонациона-лизма» как единственного способа окончательного решения национального вопроса6. Именно с такого, примиренческого, ракурса Спасовичем и рассматривалась история Польского государства.

В.Д. Спасович в полной мере сознавал острую необходимость конструирования нового исторического сознания польского общества и преодоления тем самым, если пользоваться современной терминологией, «травмы падения», препятствующей нормальному развитию общественной, политической и экономической жизни. Неоднократно он подчеркивал первостепенное значение «общности прошедшего, обладания национальной историей» и «общности воспоминаний» как «сильнейшей из порождающих [национальность] причин»7, не сомневался и в том, что лишь «появление дельного, отчетливого труда о польской истории» позволит раскрыть «односторонности развития» польского и русского народов и может способствовать приведению «их исключительных народных воззрений к одному, высшему, соглашающему противоположности началу»8. Обращает на себя внимание, что формированию мемориальной парадигмы либерально-примиренческого толка и осмыслению, реинтерпретации переломных эпох истории Речи Посполитой в свойственном этой парадигме духе, и в особенности трагических событий конца XVIII в., были подчинены как собственные исторические изыскания главы петербургского лагеря «угоды», так и все его издательские проекты.

Впервые обратившись к историческим сюжетам в статье, написанной в 1851 г. для журнала Pamiçtnik Naukowo-Literacki и посвященной зарождению феодализма и его роли в истории славянских земель9, недавний выпускник

Санкт-Петербургского университета, лишь годом ранее ставший магистром права, не утратил интереса к исторической проблематике и в дальнейшем. Во второй половине 1850-х гг. Спасович деятельно участвовал в предпринятой издательством М.О. Вольфа публикации серии Dziejopisowie Krajowi, проделав титанический труд по переводу на польский язык сочинений «Восемь книг польского бескоролевья» Свентосла-ва Ожельского (XVI в.)10 и «Польская история от смерти Владислава IV до Оливского мира» Вавжинца Яна Рудавского (XVII в.), дополнив их биографическими очерками авторов и подготовив к публикации ряд эпистолярных источников, а также снабдив предисловием «Историю Польши от смерти Си-гизмунда Августа» Рейнгольда Гейденштейна (XVI—XVII вв.). Нельзя забывать и о значительном вкладе молодого юриста в переиздание свода законов Польско-Литовского государства Volumina legum, в 1859-1860 гг. осуществленном И. Огрызко. Непосредственное участие Спасович принимал в работе редакций петербургских польскоязычных газет Slowo (1859) и Kraj (1882-1909), однако особое место в его издательских начинаниях занимает журнал Ateneum, выходивший в Варшаве в 1876-1901 гг., одним из инициаторов которого стал известный польский историк Адольф Павиньский, а само издание на долгие годы приобрело репутацию рупора польских исто-риков-позитивистов11. В той или иной мере к историческим сюжетам Спасович — как соавтор А.Н. Пыпина — обращался в двухтомной «Истории славянских литератур» (1879-1881)12, где его перу принадлежал очерк о польской литературе13; капитальном труде «Жизнь и политика маркиза Велёполь-ского» (1882); многочисленных литературоведческих и общественно-политических статьях, выходивших на страницах как польских, так и русских периодических изданий. Следует отметить, что в архивных изысканиях и исторических писаниях Спасовича недостаток профессионального образования в немалой степени окупался юридической скрупулезностью, неизменным вниманием к деталям.

Рисуя картину прошлого Речи Посполитой, Спасович акцентировал внимание на неразрывной связи былых вре-

мен и будущего. Через прошлое он, с одной стороны, легитимизировал и отчасти реабилитировал в глазах поляков собственные либеральные идеи, в частности, напоминал соотечественникам о древних польских традициях «свободы» и «демократии», восстанавливая тем самым и непрерывность восприятия истории, необходимую для сохранения идентичности. С другой стороны, опровергая теории оппонентов — националистов, мессианистов и монархистов — Спасович недвусмысленно порицал не только однобокое понимание шляхтой «золотых вольностей», распространяемых лишь на одно сословие, но и «анархические привычки и фанта-зии»14 современного ему общества, истоки которых, по его мнению, лежат глубоко в истории шляхетской республики.

Избираемые сюжеты и определенная тематика публикаций позволяют с уверенностью утверждать, что природа интереса Спасовича к историческим исследованиям и издательской деятельности была глубоко связана с современной ему общественной жизнью, а именно со злободневным для Российской империи середины XIX в. польским вопросом. Следовательно, исторические изыскания Спасовича обусловлены своего рода презентизмом, пусть и взращенном на почве позитивизма и либерализма. Таким образом, анализ исторических воззрений Владимира Даниловича Спасови-ча и осмысление ключевых направлений его издательской деятельности дают возможность в значительной мере воссоздать польскую составляющую идеологического ландшафта Российской империи.

Примечания

1 Подробнее см.: Васильев А.Г. Историография как форма культурной памяти и практика детравматизации национальной идентичности (теоретические основания анализа) // Вопросы культурологии. 2010. № 7. С. 20-25; Он же. «Падение Польши» и модели мемориализации травмы // Кризисы переломных эпох в исторической памяти / под ред. Л.П. Репиной. М., 2012. С. 215-248; Он же. «Работы скорби» и формирование дискурса памяти в польской культуре конца XVIII — начала XIX вв. // Международный журнал исследований культуры. 2019. № 3 (36). С. 23-35.

2 Рюзен Й. Кризис, травма и идентичность // «Цепь времен»: проблемы исторического сознания / отв. ред. Л.П. Репина. М., 2005. С. 41-42.

3 Васильев А.Г. «Истоки» и «разделы»: событие и память в польском историческом гранд-нарративе эпохи разделов // Событие и время в европейской исторической культуре XVI — начала XX века / под общ. ред. Л.П. Репиной. М., 2018. С. 388.

4 Васильев А.Г. «Падение Польши»...С. 232-248; Sobieski W. Pesymizm i optymizm w historiozofii polskiej // Ateneum Polskie. 1908. T. 2. N 2. S. 150-175.

5 Kwiatkowska M. Ksi^garnia polska w Petersburgu. Pzyczynek do opisu polskiego ruchu wydawniczego na przetomie XIX i XX wieku // Acta universitatis Lodziensis. Folia librorum. 2014. Vol. 1 (18). S. 74.

6 Подробнее об идее «многонационализма» Спасовича см.: Донцова А.С. Владимир Спасович (1829-1906): в поисках путей решения национального вопроса // Александр II и его время. К 200-летию со дня рождения / отв. ред. В.В. Яковлев. СПб., 2019. С. 156-168.

7 Спасович В.Д. Вопрос о национальностях. Введение к новейшей истории Австрии (1866) // Спасович В.Д. Сочинения: в 10 т. СПб., 1889-1902. Т. 4. С. 74-75.

о

Спасович В. Замечания на статью г. Карновича под заглавием: «Польская шляхта» (Современник № 9 за сентябрь 1858 г.) // Русский вестник. Современная летопись. 1858. Т. 17. Кн. 2 (октябрь). С. 291.

9 Spasowicz W. O feudalnosci // Pami^tnik naukowo-literacki. 1851. Oddziat II. Z. 1. S. 55-80.

10

Донцова А.С. В.Д Спасович: первые опыты историка и издателя — «Восемь книг польского бескоролевья» Свентослава Ожельского // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2017. № 4. С. 111-120.

11 О журнале Ateneum см.: Ромек З. Историческая проблематика на страницах «Атенеума» (1876-1901) // Славянские народы: общность истории и культуры. К 70-летию члена корреспондента Российской академии наук Владимира Константиновича Волкова / отв. ред. Б.В. Носов. М., 2000. С. 256-285; Kmie-cik Z. Uwagi o miesi^czniku «Ateneum» (1876-1901) i jego redaktorach // Kwar-talnik Historii Prasy Polskiej. 1983. T. 22. N 2. S. 5-20.

12 Пыпин А.Н., Спасович В.Д. История славянских литератур. СПб., 1879-1881. Т. 1-2.

13

Аржакова Л.М. Исторические экскурсы В.Д. Спасовича в «Очерках польской литературы» // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2010. Вып. 3. С. 3-9.

14 Пыпин А.Н., Спасович В.Д. История славянских литератур. Т. 2. С. 777.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.